УДК 331.108(571.66)
И.К. Санаков
Камчатский государственный технический университет, Петропавловск-Камчатский, 683003 e-mail: sanakovivan@mail.ru
КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ КАМЧАТСКОГО КРАЯ)
В статье рассматриваются понятие и структура экономической безопасности. В ходе данной работы рассматриваются направления государственной стратегии и ее задачи. Проанализированы виды кадровой безопасности.
Ключевые слова: экономическая безопасность, стратегия, кадровая безопасность, кадровые угрозы.
I.K. Sanakov
Kamchatka State Technical University, Petropavlovsk-Kamchatsky, 683003 e-mail: sanakovivan@mail.ru
PERSONNEL POLICY IN ECONOMIC SECURITY (ON THE EXAMPLE OF KAMCHATSKY KRAI)
The concept and structure of economic security are described. The directions of the state strategy and its tasks are considered. Types of personnel security are analyzed.
Key words: economic security, strategy, personnel security, personnel threats.
Экономическая безопасность рассматривается как совокупность социальных аспектов и различных факторов, обеспечивающая более высокий и устойчивый рост экономических показателей, которая оказывает свое действие на всю страну, регион или определенный хозяйствующий субъект [1].
Американский экономист Д. Дьюзенберри полагал: «Вся экономика - это наука о том, как люди принимают решения». Он, безусловно, прав. Действительно, способность обеспечивать повышение эффективности и качества государственного управления в жестких условиях глобализации и усиления стратегических рисков для развития угроз национальной безопасности государства принадлежит в первую очередь решениям органов власти. Экономическая безопасность описывается в стратегических планах государства или в стратегиях развития конкретных регионов. В них экономическая безопасность устанавливает способность экономической системы поддерживать оптимальные условия и факторы жизнедеятельности страны, рациональное распределение и обеспечение экономической системы ресурсами, а также поочередную реализацию национальных государственных интересов государства и некоторых собственников предприятия.
Экономическая безопасность по отношению к национальной экономике представляет собой определенное состояние, которое включает в себя множество условий и факторов, обеспечивающих решение определенных задач, постоянное развитие и обновление национальной экономики [2].
В 2017 г. была принята «Стратегия экономической безопасности РФ на период до 2030 года», в которой были определены цели, направления и задачи государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности на уровне государства, представлен анализ содержания вызовов и угроз экономической безопасности России, а также перечень показателей, которые характеризуют общее состояние экономической безопасности страны и представлены основные механизмы реализации стратегии. На основе данной стратегии позднее должны
разрабатываться стратегии региональной безопасности для каждого субъекта Российской Федерации с учетом ресурсных, природно-климатических и социально-экономических особенностей определенного субъекта. Одним из структурных элементов региональной безопасности является кадровая безопасность, которая в свою очередь тесно связана с наличием и использованием трудовых ресурсов на всех уровнях и реализацией определенных механизмов по управлению кадровыми рисками [3].
Исследователи выделяют следующие виды угроз кадровой безопасности на уровне региона.
1. Угрозы, связанные с низким уровнем трудового потенциала региона и обусловленные снижением его количественных и качественных характеристик. Данный тип угроз имеет преимущественно демографическую природу возникновения и может выражаться в высоких темпах миграции населения, низкой мобильности человеческих ресурсов, старении населения, в том числе его трудоспособной части.
2. Правовые угрозы, выражающиеся в низкой правовой защищенности наемного персонала и населения в целом, несовершенстве действующего законодательства, наличии этнических проблем при взаимодействии субъектов трудовых отношений.
3. Экономико-социальные угрозы, выражающиеся в ограниченности средств работодателей и местных органов власти на развитие социальной сферы и достойной оплаты труда, а также низком уровне социальной ответственности работодателей и неудовлетворительным качеством жизни населения в данном регионе.
4. Инновационно-технологические угрозы, связанные с невысоким качеством рабочей силы и его полным либо частичным несоответствием технологическому и инновационному развитию региона.
5. Субъектно-управленческие угрозы, порожденные недостатками и ошибками региональной власти в области управления человеческим потенциалом региона. Данный тип угроз может также усугубляться наличием криминальных угроз, проявляющихся в виде коррупции и криминализации экономики.
Кадровые угрозы, возникающие на уровне региона, могут быть прогнозируемыми и непрогнозируемыми, а также могут иметь или низкую степень последствия или высокую степень последствия от их реализации [4].
Исследование кадровых угроз позволяет осуществить оценку кадровой безопасности региона, использовать системный подход к мониторингу кадровой безопасности, результаты анализа кадровой безопасности позволят разрабатывать управленческие решения, принимаемые региональными органами власти в области обеспечения и эффективного использования трудовых ресурсов для формирования благоприятной экономической и политической среды региона.
В Камчатском крае органами исполнительной власти, а именно Агентством по занятости населения и миграционной политике Камчатского края, ежегодно формируется прогноз в разрезе уровней профессионального образования по отраслям экономики и социальной сферы региона, в т. ч. для инвестиционных проектов и проектов ТОСЭР «Камчатка», реализуемых в крае. Данный документ в себя включает сведения о потребности рынка труда Камчатского края в квалифицированной рабочей силе (в 2017 г.) в соответствии с прогнозом и информацией о подготовке образовательными организациями Камчатского края соответствующих специалистов. По итогам данного мониторинга, потребность рынка труда Камчатского края в специалистах (на 2017 г.) в разрезе уровней квалификации можно продемонстрировать на рис. 1.
Рынок труда Камчатского края испытывает потребность в рабочей силе. При этом отмечается колоссальная нехватка специалистов среднего уровня квалификации. По данным Агентства по занятости населения и миграционной политике Камчатского края, недостаток в специалистах среднего уровня квалификации сложился по 45 наименованиям из 189 профессий (должностей) (23,8%). Количество не обеспеченных трудовыми ресурсами рабочих мест составило 1 923 единицы, из них 1 795 единиц (93,3%) - специалисты средней квалификации в сферы строительства: арматурщик (потребность 266 ед.), облицовщик-плиточник (208 ед.), столяр строительный (204 ед.), маляр (194 ед.), кровельщик (183 ед.), изготовитель арматурных сеток и каркасов (141 ед.), изготовитель (контролер) бетонных и железобетонных изделий и конструкций (потребность 137 ед.), монтажник трубопроводов (121 ед.) и др. Потребность в специалистах среднего уровня квалификации по проектам ТОСЭР «Камчатка» обеспечена по 31 профессии
(должности), что составило 63,3% наименований, включенных в Прогноз. Количество обеспеченных трудовыми ресурсами рабочих мест составило 433 единицы (24,6
25,6%
22,2%
^ В ысший уровень квалификации
С редний уровень квалификации
52,2%
■-'Низкий уровень квалификации.
Рис. 1. Потребность рынка труда Камчатского края в специалистах на 2017 г. в разрезе уровней квалификации
Органами службы занятости населения Камчатского края осуществляется организация профессионального обучения и дополнительного профессионального образования граждан по востребованным в Камчатском крае профессиям и специальностям с учетом прогноза. Так, в 2017 г. 636 человек прошли профессиональное обучение или получили дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости населения по 31 профессии (специальности), включенной в Прогноз на 2017 г.
С низким уровнем трудового потенциала региона тесно связана миграционная активность населения. Сегодняшний миграционный процесс можно продемонстрировать на рис. 2 [6].
100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%
317864
316116
2015
2016
2017
2018
2019
Рис. 2. Численность населения Камчатского края
По сравнению с 2015 г. Камчатка умеренно «теряет» свое население. По данным опроса, который проводил Камчатский государственный технический университет «Уровень и качество жизни на Камчатке», выяснилось, что самыми популярными причинами миграции камчадалов является улучшение своего уровня жизни.
Рынок труда и миграция населения - два параллельно идущих процесса. Рынок труда испытывает потребность в кадрах. А кадровый потенциал испытывает потребность в людях.
В общем миграционном потоке в Камчатский край прибывают работники низкой квалификации либо вовсе неквалифицированная рабочая сила, что, безусловно, негативно сказывается на состоянии трудового потенциала региона. Помимо этого, проблемой сохранения кадрового потенциала является отток населения, прежде всего молодежи, из сельских территорий и малых городов. С другой стороны, в силу различных причин в регион может прибывать и квалифицированная рабочая сила, способная улучшить его трудовой потенциал. Безусловно, миграцион-
ный прирост населения является положительным фактором, влияющим на трудовой потенциал, его развитие и совершенствование. Наряду с привлечением высококвалифицированной рабочей силы необходимо заниматься личностным и профессиональным развитием прибывших, то есть улучшением их качественных характеристик. Но на практике высококвалифицированные специалисты (врачи, гиды-переводчики и т. д.) в дальнейшем покидают Камчатский край, т. к. не удовлетворены условиями жизни в городе, неразвитостью инфраструктуры, и поэтому условия в других регионах, а иногда даже в странах, кажутся более привлекательными.
Те же причины влияют и на отток молодого поколения. Молодежь стремится переехать в крупные города или другие областные или республиканские центры, так как, в первую очередь, стремится получить высококлассные знания и обучаться в вузах, которые имеют интересные образовательные программы. Возможным выходом, решением проблемы миграции молодежи будет создание привлекательности и улучшение существующих образовательных программ в вузах Камчатского края. Например, проведение лекционных вебинаров или он-лайн-семинаров с представителями известных российских компаний (в зависимости от профиля подготовки студентов), писателями, политиками или, что особо актуально в наше время, с бизнес-тренерами.
В марте 2019 г. в Петропавловск-Камчатский с официальным визитом прибыл министр науки и высшего образования Российской Федерации М.М. Котюков. В рамках его визита была организована встреча со студентами вузов Камчатского края. На данное мероприятие пришло огромное количество камчатских студентов. Встреча проходила в формате живого общения. Данное мероприятие являлось для студентов Камчатского края огромным мотиватором и представляло колоссальный интерес: они смогли задать интересующие вопросы министру и получить на них ответы. Следовательно, если в вузах Камчатского края ввести данную систему онлайн-семинаров или приглашать известных лидеров России, то у студентов появится огромный интерес обучаться именно в вузах Камчатского края.
Для более взрослого поколения фактором, влияющим на снижения уровня миграции, могут стать мероприятия по улучшению инфраструктуры территории края посредством обеспечения более лучшего качества и доступности транспортных услуг, в т. ч. и воздушного транспорта, а также формирование инвестиционной привлекательности территории. Причем инвестиционная привлекательность подразумевает не только крупные денежные инвестиции на полуостров, но и оказание мер поддержки бизнесу. Следовательно, будут создаваться новые предприятия и организации, а значит и образовываться новые рабочие места.
Подводя итог, необходимо заметить, что кадровое обеспечение экономической безопасности будет непосредственно способствовать экономическому росту в регионе. Улучшение качества и уровня жизни населения, улучшение инфраструктуры и доступности определенных услуг, качество образования для молодежи будут оказывать влияние на миграционный процесс в целом. Также необходимо как можно чаще транслировать положительные изменения в СМИ, для того чтобы у всего населения Камчатского края возрождался интерес и появлялась новая мотивация остаться в Камчатском крае. Ведь угроза, связанная с низким уровнем трудового потенциала, на сегодняшний момент является наиболее значимой проблемой, которая требует незамедлительных решений.
Литература
1. Экономическая безопасность [Электронный ресурс]. - URL: https://ru.wikipedia.org
2. Экономическая безопасность и национальная экономика [Электронный ресурс]. - URL: https://center-yf.ru/ekonomicheskaya-bezopasnost
3. Институциональный механизм как составляющая единого механизма обеспечения экономической безопасности на различных уровнях хозяйствования [Электронный ресурс]. - URL: https: //helpiks. org
4. Ключевой элемент кадровой безопасности региона. - Нижний Новгород: НГТУ имени Р.Е. Алексеева [Электронный ресурс]. - URL: http://www.edu.ru
5. Миграционная ситуация Камчатского края [Электронный ресурс]. - URL: http: //www .poluostrov-kamchatka.ru/
6. Население Камчатского края [Электронный ресурс]. - URL: https://ru.wikipedia.org