УДК 005.951.96+331.108
Л.А. Курьянович
Камчатский государственный технический университет, Петропавловск-Камчатский, 683003 e-mail: lapysik-94@inbox.ru
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕХАНИЗМОВ ВОСПРОИЗВОДСТВА ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ В РАМКАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ
В современных условиях государственная кадровая политика становится все более важным фактором эффективного управления. Ее роль возрастает с ростом влияния общества на решение государственных проблем. Для того чтобы государственная кадровая политика стала действенной, результативной и постоянно находилась на должном уровне развития, необходимы соответствующие механизмы воспроизводства трудовых ресурсов. Именно трудовые ресурсы в государственной кадровой политике крайне важная составляющая, так как от их компетентности и профессионализма зависит престиж, привлекательность и результативность государственной власти. В настоящее время складываются наиболее значимые предпосылки, которые обусловливают необходимую потребность в разработке и реализации механизмов реализации государственной кадровой политики.
Ключевые слова: государственная кадровая политика, воспроизводство, трудовые ресурсы, Камчатский край, государственная власть, механизмы, эффективность, кадровый потенциал.
L.A. Kuryanovich
Kamchatka State Technical University, Petropavlovsk-Kamchatsky, 683003 e-mail:lapysik-94@inbox. ru
EVALUATION OF LABOR RESOURCES REPRODUCTION MECHANISMS EFFICIENCY WITHIN THE STATE PERSONNEL POLICY
In modern conditions, the state personnel policy is becoming an increasingly important factor for effective management. Its role increases with the growing influence of society on solving state problems. In order for the state personnel policy to become effective, efficient and constantly at the proper level of development, appropriate mechanisms for the reproduction of labor resources are needed. It is labor resources in the state personnel policy that is an extremely important component, since prestige, attractiveness and effectiveness of state power depend on their competence and professionalism. Currently, the most significant preconditions are being formed that determine the necessary need for the development and implementation of mechanisms for implementing the state personnel policy.
Key words: state personnel policy, reproduction, labor resources, Kamchatsky Krai, state power, mechanisms, efficiency, human resources.
Государственная кадровая политика - это своего рода стратегия работы государственных органов с кадрами, направлена на формирование, развитие и эффективное использование трудовых ресурсов. Формирование и реализация государственной кадровой политики весьма сложный, многоаспектный процесс. Он состоит из выявления теоретических основ и позволяет определить цели, задачи, особенности, принципы и приоритеты, а также основные механизмы воспроизводства трудовых ресурсов.
Целью данных механизмов является достижение нового, достаточно высокого качества государственного управления. Механизмы воспроизводства трудовых ресурсов реализуют кадровый потенциал государственной службы, превращают его в мощный и результативный ресурс государства.
Согласно исследованиям, в настоящее время в России в области государственной кадровой политики имеется существенный дефицит высокопрофессиональных управленческих кадров. В связи с этим становится наиболее актуальной разработка механизмов реализации государственной кадровой политики, которые бы обеспечили подготовку управленческих кадров с учетом современных условий.
Тема данного исследования является крайне актуальной, т. к. именно изучение кадрового потенциала государственных служащих в Камчатском крае играет весомую роль для развития и благосостояния региона. Для формирования престижа государственной службы на Камчатке и привлечения к ней достойных квалифицированных кадров необходимо создать такие условия, которые носили бы индивидуальный характер (отличались бы от других регионов страны).
Для того чтобы провести оценку эффективности механизмов воспроизводства трудовых ресурсов в рамках государственной кадровой политики в Камчатском крае, целесообразным было бы рассмотреть численность кадров государственной службы за 2017 и 2018 гг. (табл. 1).
Таблица 1
Численность кадров государственных служащих за 2017 и 2018 гг.
Показатели 2017 2018 Отклонения
количество, чел. %
Служащие в федеральных органах власти 6 790 2 661 -4129 -0,81
Служащие в региональных органах власти 2 110 843 -1267 -0,05
Служащие в органах местного самоуправления 2 006 1 236 -770 -8,38
По данным статистиков, численность служащих в федеральных органах государственной власти на Камчатке в 2017 г. составила 6 тыс. 790 человек. Из них 1 116 чел. работали в суде и прокуратуре. К числу федеральных госслужащих относят, в частности, сотрудников ФНС, полиции и ряда других ведомств. Военнослужащие и работники ФСБ в данную разработку не включались. В нее также не вошли чиновники, работающие в госучреждениях по договорам гражданско-правового характера и совместители. Общая численность сотрудников региональных органов государственной власти составила 2 110 ед. Из них 1 925 чел. работали в системе исполнительной власти, 79 - в законодательной, 33 - в судебной. Количество служащих органов местного самоуправления на Камчатке в прошлом году составило 2 210 чел. В районных, городских и сельских администрациях работало 2 006 чел., в представительных органах - 113 чел. По данным статистиков, как в федеральных и региональных органах, так и в органах местного самоуправления на Камчатке в 2017 г. служащих не хватало. В среднем властные структуры были недоукомплектованы на 9% [1].
По данным статистиков, в 2018 г. в федеральных органах государственной власти в регионе работало 2 661 чел., из них 496 чел. в прокуратуре и судах. В органах государственной власти Камчатского края в 2018 г. работало 843 человека. Из них в краевых законодательных органах служит 72 специалиста, а в исполнительных органах власти (краевом правительстве, министерствах и агентствах) - 651 чел., в судебных органах - 73 человека. В органах местного самоуправления работает 1 236 чел., в т. ч. в исполнительно-распорядительных органах 1 097 работников, а в муниципальных депутатских собраниях Камчатки - 67 человек [2].
Сокращение числа государственных служащих в региональных органах власти привело к менее эффективным мерам по социально-экономическому развитию территории (табл. 2).
Таблица 2
Основные показатели социально-экономического развития Камчатского края за 2017 и 2018 гг.
Показатели 2017 2018 Отклонения
количество %
Рождаемость 3 752 3 445 -307 -8,18
Смертность 3 468 3 540 72 2,08
Прибыло населения 13 645 14 837 1 192 8,74
Убыло населения 13 101 15 539 2 438 18,61
ВРП 201,6 215,7 14,1 6,99
Доходы населения 42341,8 41963,7 -378,1 -0,89
Расходы населения 39337,6 42465,1 3127,5 7,95
Экономические показатели демонстрируют положительную динамику, в то время как показатели социальных процессов имеют негативную динамику. Так, демографические процессы характеризуются сокращением естественного прироста населения в силу снижения рождаемости на 8,18% и увеличением смертности на 2,08%. Миграционное сальдо в 2018 г. составило 702 чел. против 544 чел. в 2017 г., таким образом, наблюдается механическое убытие населения. Доходы населения сократились на 0,89%, в то время как расходы увеличились на 7,95%.
Все это говорит о снижении привлекательности жизни населения в Камчатском крае, что приводит к оттоку населения, а, следовательно, и снижении его трудового потенциала.
В марте 2017 г. число чиновников в крае, по данным Камчатстата, составляло 6 246 чел. (в федеральных ведомствах - 5 141, в краевых - 1 014, в муниципальных - 2 050 служащих).
Существенного снижения или увеличения численности служащих в органах власти в регионе не произошло. Отмечен небольшой рост (около 2%) числа чиновников.
Наряду с этим, известно, что в экономике России в 2014 г. в органах власти Камчатского края началось сокращение должностей и активный перевод госслужащих в разряд технического персонала (обеспечивающих специалистов). Обеспечивающие специалисты - это должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов. То есть кадровый потенциал государственных органов власти был значительно сокращен.
Анализируя выше представленную статистику, можно сделать вывод, что в 2017 г. на каждых 50 жителей приходился один чиновник, а в 2018 г. на каждых 66 жителей. Таким образом, можно наблюдать тенденцию увеличения количества служащих в Камчатском крае.
Существует тенденция смены кадрового состава или его передвижение, что является непрерывным процессом формирования государственных служащих и замещения ими вакантных должностей. На кадровые процессы оказывают влияние различные факторы: личность, семья, социальные группы, уровень жизни, социальная структура общества, его система. Потребности органов власти в кадрах проявляются в требованиях, которые они к ним предъявляют: необходимые знания, навыки, умения, опыт, личностные качества.
Так, в Камчатском крае процессом воспроизводства кадрового потенциала должностей государственной службы занимается Главное управление государственной службы Губернатора и Правительства Камчатского края. Информация о кадровом резерве государственной службы размещена на официальном сайте управления. Данный орган осуществляет работу по следующим направлениям:
1. Совершенствование организационных основ управления кадровым составом государственной гражданской службы Камчатского края.
2. Анализ федерального законодательства с целью совершенствования нормативной правовой базы Камчатского края по вопросам государственной службы.
3. Обеспечение размещения информации о гражданской службе, кадровом обеспечении государственных органов на официальном сайте исполнительных органов государственной власти Камчатского края в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
4. Внедрение механизмов, обеспечивающих сохранение кадрового потенциала в государственных органах.
5. Развитие единой информационной системы управления кадрами государственной гражданской службы Камчатского края и совершенствование электронного кадрового документооборота.
6. Осуществление мер по повышению объективности и прозрачности процедуры проведения конкурсов на замещение вакантных должностей гражданской службы и включения в кадровый резерв государственного органа.
7. Внедрение единых подходов к установлению квалификационных требований для замещения должностей гражданской службы.
8. Внедрение и развитие института наставничества на гражданской службе в государственных органах.
9. Осуществление мониторинга кадрового состава государственных органов.
10. Внедрение новых подходов к профессиональному развитию гражданских служащих и его организации в государственных органах.
11. Осуществление государственными органами, исходя из их потребности, мероприятий по профессиональному развитию гражданских служащих.
12. Обеспечение взаимодействия государственных органов и образовательных организаций высшего образования по внедрению новых подходов к профессиональному развитию гражданских служащих.
13. Создание условий для повышения компьютерной грамотности, необходимой для исполнения должностных обязанностей гражданскими служащими.
14. Организация и проведение обучающих и иных мероприятий с участием кадровых служб государственных органов по вопросам управления персоналом и развития гражданской службы.
15. Организация и проведение обучающих и иных мероприятий с участием лиц, состоящих в резерве управленческих кадров Камчатского края.
16. Совершенствование антикоррупционных механизмов в системе гражданской службы.
17. Обеспечение мер по повышению эффективности деятельности государственных органов по профилактике коррупционных и иных правонарушений.
18. Проведение комплекса мер по совершенствованию системы информирования граждан о мерах по профилактике и противодействию коррупции на гражданской службе в государственных органах [2].
Деятельность Главного управления государственной службы Губернатора и Правительства Камчатского края по реализации вышеизложенных направлений является механизмом воспроизводства трудовых ресурсов в рамках государственной кадровой политики. Эффективность реализации данных направлений достигается посредством их сведения в единую управляемую систему.
Также к таким механизмам можно отнести приоритетные направления профессионального развития государственных гражданских служащих Камчатского края. В 2019 г. такими направлениями считаются следующие:
1) современные технологии в государственном управлении;
2) управление общественными финансами;
3) социально-экономическое развитие Российской Федерации;
4) проектная деятельность;
5) обеспечение национальной безопасности;
6) эффективность контрольно-надзорной деятельности;
7) использование цифровых технологий в социально-экономической сфере и государственном управлении;
8) нормативно-правовое регулирование и законотворческая деятельность [3].
Воспроизводство трудовых ресурсов по своей значимости и роли в системе государственного управления выступает главным социально-политическим и социально-экономическим явлением в деятельности любого государства и общества, как на уровне региона, так и на уровне страны. Для успешного воспроизводства данных ресурсов необходимо осознавать значимость государственной кадровой политики. Проблемы кадровой политики стали весьма актуальны в последнее время [4].
Таким образом, подводя итог, можно сделать вывод о том, что формирование государственной кадровой политики - это достаточно сложная многоступенчатая система со своими установками, правилами и требованиями. Для тогочтобы данная кадровая политика имела в дальнейшем непрерывную систему развития и становления, необходимо, чтобы должности служащих занимали квалифицированные и образованные специалисты, которые готовы служить во благо общества и действовать в рамках закона. Процесс воспроизводства трудовых ресурсов, особенно в государственной сфере, формирует кадровую политику государства, т. е. определяет ее цели, задачи и приоритетные направления. Процессом воспроизводства ресурсов и реализации политики занимаются руководители государственных органов, их структурных подразделений, руководители негосударственных учреждений, организаций и фирм, а также их кадровые службы.
Литература
1. Камчатстат подсчитал число федеральных, краевых и муниципальных чиновников на Камчатке [Электронный ресурс]. - URL: https://kamchatinfo.com/news/politics/detail/30162/ (дата обращения: 12.04.2019).
2. Официальный сайт Главного управления государственной службы Губернатора и Правительства Камчатского края [Электронный ресурс]. - URL: https://www.kamgov.ru/kadry (дата обращения: 14.04.2019).
3. Приоритетные направления профессионального развития государственных гражданских служащих Камчатского края на 2019 г. [Электронный ресурс]. - URL: https://kamgov.ru/kadry/ prioritetnye-napravlenia-dopolnitelnogo-professionalnogo-obrazovania-federalnyh-gosudarstvennyh-grazdanskih-sluzasih-na-2019-god (дата обращения: 14.04.2019).
4. Современные механизмы повышения эффективности реализации государственной кадровой политики [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-mehanizmy-povysheniya-effektivnosti-realizatsii-gosudarstvennoy-kadrovoy-politiki (дата обращения: 12.04.2019).
5. Статистики насчитали на Камчатке более 11 тысяч госслужащих [Электронный ресурс]. - URL: https://www.kam24.rU/news/main/20180315/57464.html#sthash.x1nH20mD.dpuf (дата обращения: 12.04.2019).