партнерств; эффективное встраивание регионального АПК в изменяющиеся условия функционирования глобальных экономических процессов на продовольственном рынке, имея ввиду вступление России в ВТО.
Библиографический список
1. Гонова О.В. Государственное регулирование агропродовольственного сектора. Формирование системы экономико-математических показателей оценки Ивановской области // Владимирский земледелец. - 2011. -№ 4. - С. 5-10.
2. Гонова О.В. Методы и модели диагностики устойчивого развития регионального агропродовольственного комплекса: автореф. дис. ... д-ра экон. наук. - И.: ФГБОУ ВПО «Ивановская ГСХА имени академика Д.К. Беляева», 2012. - 35 с.
3. Гонова О.В., Малыгин A.A. Минимизация рисков сельскохозяйственного производства в условиях рыночной стратегии государственного управления регионом: монография / О.В. Гонова, A.A. Малыгин - И.: ФГБОУ ВПО «Ивановская ГСХА им. академика Д.К. Беляева», 2013. -218 с.
4. Гонова О.В., Малыгин A.A. Модельное обоснование производственной программы сельскохозяйственного предприятия с учетом факторов риска // Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. - 2012. - № 4 (32). - С. 22-28.
5. Малыгин рисков сельскохозяйственного производства // Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. - 2013. - № 1 (33). - С. 43^-8.
A.B. Жуков
КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА ОТЕЛЕЙ НА МОСКОВСКОМ ГОСТИНИЧНОМ РЫНКЕ
Аннотация. В статье проводится анализ деятельности московских гостиниц в сфере управления человеческими ресурсами. Исследуется численный и квалификационный состав работающих в сфере гостеприимства, уровень заработной платы, образования, процентный состав экспантов и граждан РФ. Это позволяет сделать вывод о наличии ряда проблем, которые необходимо решать путем развития различного рода мотивационных программ для сотрудников отелей.
Ключевые слова: гостиница, человеческий фактор, персонала, гостиничный рынок, карьерный рост, заработная плата.
Человеческий фактор играет в индустрии гостеприимства не маловажную, а может быть даже одну из центральных ролей. В связи с увеличением количества отелей на московском рынке, с повышением внимания отелей к качеству предоставляемых гостиничных услуг, с наличием жесткой конкурентной борьбы между гостиничными предприятиями за клиента, с развитием деятельности отелей в области повышения лояльности клиентов растут квалификационные и количественные требования к персоналу гостиничных предприятий.
© Жуков A.B., 2013
Кроме того, Приказ Министерства культуры РФ от 3 декабря 2012 г. № 1488 «Об утверждении порядка классификации объектов туристской индустрии, включающих гостиницы и иные средства размещения, горнолыжные трассы и пляжи, осуществляемой аккредитованными организациями» и ГОСТ Р 54603-2011 «Услуги средств размещения. Общие требования к обслуживающему персоналу» (дата введения 01.01.2013) ужесточают требования к умениям и знаниям персонала отелей. Это свидетельствует о том, что в ближайшие годы гостиничные предприятия будут особое внимание уделять совершенствованию кадровой политики, вопросам найма на работу, обучению персонала, развитию мотивационных программ для своих сотрудников.
В соответствии со статистическими данными, представленными Мосгосстатом, в 2011 г. в Москве в гостиничной индустрии было занято 27 061 чел. Исследования и мониторинг деятельности большинства московских гостиничных предприятий показал, что к административно-управленческому персоналу гостиниц относится 18 % сотрудников отелей, работники службы питания и напитков составляют 22 % занятых, в службах приема и размещения, а также обслуживания номерного фонда трудится 21 % работников отелей (см. рис.1) [2]. В настоящее время в индустрии гостеприимства заняты специалисты более, чем 70 профессий.
| Администраторы Менеджеры Портье |Горничные
Работники общественнго 39%; питания и напитков
Прочие
Ряд1; Администратор ы; 8%; Ряд1; Менеджеры; 10%;
Ряд1; Портье; 4%;
Ряд1; Горничные; 17%
напитков; 22%
Рис. 1. Структура персонала гостиниц Москвы
В связи с увеличение количества работников в сфере гостеприимства, накопленным ими опытом работы в ведущих международных гостиничных сетях, а также развитием специализированных образовательных программ высших профессиональных образовательных учреждений для индустрии гостеприимства количество отечественных специалистов по от-
ношению к руководящим специалистам резко увеличилось и привело к снижению числа иностранных специалистов, занятых в гостиничном комплексе Москвы (см. табл.1).
Таблица 1
Доля экспантов и граждан России на руководящих позициях в московских
гостиницах в 2011 г. [1]
Должность в гостинице Процентное содержание экс- Процентное содержание гра-
пантов-специалистов ждан РФ
Генеральный 29 71
директор/менеджер
Директор по персоналу 7 93
Директор номерного фонда - 100
Директор по продажам и - 100
маркетингу
Директор службы питания 21 79
и напитков
Главный инженер 7 93
Директор хозяйственной 7 93
службы
Шеф-повар 19 81
Директор отдела закупок - 100
Главный бухгалтер - 100
Начальник службы приема - 100
и размещения
Финансовый директор 33 67
Источник: Гостиничный комплекс Москвы: обзор рынка. 2012 // Комитет по туризму и гостиничному хозяйству города Москвы. - 2012.
Из табл. 1 видно, что иностранных граждан достаточно сохраняется на таких позициях, как финансовый директор и генеральный менеджер отеля. В какой-то мере карьерному росту отечественных специалистов на московском гостиничном рынке помог финансовый кризис 2008-2010 гг., в результате которого многие гостиницы Москвы вынуждены были пойти на сокращение финансовых расходов путем снижения заработной платы сотрудникам, уменьшения различного рода компенсационных и мотивационных выплат, сворачивания многих мотивационных программ, а также путем отказа от услуг высокооплачиваемых спе-циалистов-экспантов и замены их более низкооплачиваемыми гражданами России. По данным Мосгосстата, уровень фонда заработной платы персонала гостиниц с 2006 г. по 2008 г. постоянно повышался (ежегодные темпы роста составляли около 15 %), однако в 2009 г. совокупные доходы работников московских гостиниц сократились на 15 %. Но уже в 2010 г. наблюдается дальнейший рост фонда оплаты труда (в 2011 г. на 19, 8 % по отношению к базовому 2010 г.) (рис. 2) [3].
Ряд1; 2011;
Рис. 2. Динамика фонда оплаты труда на работников московских гостиниц в 2006-2011 гг.
(млрд руб.)
Из рис. 2 видно, что наибольшее падение заработной платы в гостиничном комплексе Москвы приходится на 2009 г., что являлось реакцией менеджмента гостиниц на первые признаки финансово-экономического кризиса и как следствие падения поездок и ночевок в бизнес-сегменте. В то же время заработная плата таких топ-менеджеров, как генеральный менеджер, директор номерного фонда, директора по закупкам и прочих топ-менеджеров оставалась в период кризиса практически без изменений. Это объясняется тем, что данный персонал является очень ценным конкурентным преимуществом каждой гостиницы и его потеря грозит потерей имиджа отеля, ноу-хау, которые имеются в гостинице, и уходом большого количества персонала (см. рис. 3).
Рис. 3. Динамика базового оклада руководителей высшего звена (тыс. руб.)
Заработная плата руководителей среднего уровня и линейных работников после преодоления кризиса начала постепенно увеличиваться и в настоящее время уже достигла или даже превысила величину до кризисного периода. Этот факт свидетельствует о том, что многие руководители понимают, что необходимо использовать весь спектр материального и морального поощрения людей для сохранения их в той или иной гостинице, понимают и ценят важность человеческого фактора в гостиничной индустрии (см. рис. 4-5).
Рис. 4. Динамика базового оклада руководителей среднего звена (тыс. руб.)
Т I I I | I I I I |
1111111111111—[■
Рис. 5. Динамика базового оклада линейных сотрудников (тыс. руб.)
Образовательный уровень персонала московских гостиниц довольно высок (43 % сотрудников имеют высшее и среднее профессиональное образование, в том числе 19 % высшее профессиональное образование). 50 % персонала гостиниц имеют среднее профессиональное образование [2]. С одной стороны, это очень неплохой уровень, однако, с другой стороны, в связи с необходимостью прохождения каждой гостиницей Москвы до 1 июля 2015 г. обязательной классификации, выясняется, что есть потребность в дальнейшем повы-шеним уровня квалификации сотрудников, а именно для руководителей высшего уровня отеля необходимо знание двух иностранных языков и прохождения повышения квалификации на базе высшего профессионального образовательного учреждения. Чуть менее жесткие требования к сотрудникам отелей, работающим на среднем уровне менеджмента гостиницы. Сотрудников, занимающих линейные должности гостиницы, могут обучать самостоятельно или на базе средних профессиональных учреждений.
Таким образом, новые документы ставят задачу и перед образовательными учреждениями, которая состоит в подготовке специалистов, соответствующим новым требованиям и условиям конкурентного гостиничного рынка. В настоящее время на российском образовательном рынке 50 учебных заведений готовит специалистов разного уровня для индустрии гостеприимства (в 2011 г. около 5 тыс. выпускников) [1]. Тем не менее, в сфере гостеприимства имеется проблема наличия квалифицированного персонала, персонала мотивированного на эффективную и качественную работу.
Библиографический список
1. Гостиничные премьеры Москвы // Пять звезд. Гостиничный бизнес. - 2013. - № 5.
2. Гостиничный комплекс Москвы: обзор рынка // Комитет по туризму и гостиничному хозяйству Москвы. - 2012.
3. Обзор гостиничного рынка Москвы за 1 кв. 2013 г. // GVA Sawyer.
Ю.С. Карпов
ПОВЫШЕНИЕ ПРОПУСКНОЙ СПОСОБНОСТИ МЕЖСИСТЕМНЫХ СВЯЗЕЙ ЕЭС РОССИИ: ПУТЬ К ВЫХОДУ ИЗ ДЕФИЦИТА
Аннотация. В статье рассматривается проблема неразвитости электрических сетей, которая тормозит развитие отрасли. Автором предлагаются пути повышения пропускной способности межсистемных связей, что создаст новые площадки для наращивания мощностей и выхода из дефицита некоторых энергосистем.
Ключевые слова: энергетика, электрические сети, энергосистемы, экономическое развитие.
На сегодняшний день энергетическая отрасль нашей страны нуждается в модернизации основных производственных средств. Целью реформы электроэнергетики было привле-
© Карпов Ю.С., 2013