Научная статья на тему 'Анализ состояния рынка труда в сфере индустрии гостеприимства на примере города Воронеж'

Анализ состояния рынка труда в сфере индустрии гостеприимства на примере города Воронеж Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1832
179
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Сервис plus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГOСТИНИЧНЫЙ БИЗНЕС / ИНДУСТРИЯ ГOСТЕПРИИМСТВА / РЫНОК ТРУДА / РЕЗЮМЕ И ВАКАНСИИ / HOTEL INDUSTRY / HOSPITALITY INDUSTRY / LABOUR MARKET / CVS AND VACANCIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Родионова Наталья Сергеевна, Щетилина Ирина Петровна, Мануковская Марина Валерьевна

Сфера гостиничного сервиса уникальна тем, что персонал является частью гостиничного продукта. Зачастую трудно отделить материальную часть продукта от его духовной составляющей. Персонал, предоставляющий услуги гостям, является главнейшим компонентом этих услуг. Одни и те же услуги могут предоставляться различно, так как сотрудники предприятия гостеприимства об служивают клиентов по-разному. Персонал обязан принять гостя так, чтобы тот стал постоянным клиентом. Этим создается главное конкурентное преимущество средства размещения. Работу с персоналом необходимо строить таким образом, чтобы на всех уровнях организационной структуры сотрудники выполняли работу с сознанием, что их профессиональная деятельность и атмосфера обслуживания, которую они создают в месте размещения, формируют сознание клиента. Очень актуальным вопросом в любой сфере деятельности является подбор высококвалифицированного персонала. Сфера гостиничной деятельности не является исключением. Заниматься подбором персонала собственники гостиниц должны таким образом, чтобы не упустить высококвалифицированных сотрудников. Персонал предприятия гостеприимства является лицом заведения, и очень важно, качественно ли сотрудник выполняет свою работу, достаточно ли он деликатен по отношению к постояльцам и т. д. Чем грамотнее осуществляется подбор персонала, тем больше одобрительных отзывов получит предприятие гостеприимства и, как следствие, большее количество посетителей. Успешно подобранный высококвалифицированный персонал является залогом успеха. В статье проведен анализ состояния рынка труда в сфере индустрии гостеприимства. Исследован спрос и предложение по вакансиям г. Воронеж. В результате анализа определены наиболее востребованные должности со стороны желающих трудоустроиться и вакансии со стороны работодателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Родионова Наталья Сергеевна, Щетилина Ирина Петровна, Мануковская Марина Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LABOUR MARKET STATE ANALYSIS IN THE SPHERE OF THE HOSPITALITY INDUSTRY ON THE EXAMPLE OF VORONEZH

The sphere of hotel service is unique, because the staff is a part of the hotel product. Often it is difficult to distinguish the material part of the product from its spiritual component. The stuff that supplies services is the most important component of these services. The same services can be supplied in different ways, because the personnel of the hotel serves customers differently. The stuff has to receive visitors in such way that he would become a regular customer. It constitutes the main advantage of accommodation. The staff relations must be arranged in such manner that the staff would perform labour in all levels of organization structure with the conscious that their professional activity and the service atmosphere which they create are forming the conscience of the customer. Highly qualified stuff recruitment is a very important question in any sphere of activity. The hotel sphere is not an exclusion. The owners of the hotels should recruit the stuff without overlooking highly qualified specialists. The staff of the hotel is the face of the establishment and it is very important to be sure that the employee performs his labour qualitatively and is polite enough towards the guests etc. The more competent recruitment implies that the hotel gets more favorable responses and consequently more guests. The well matched highly qualified stuff is the keystone to success. The article comprises the analysis of the labour market state in the sphere of hospitality industry. The supply and demand of vacancies in Voronezh was studied. Professions and vacancies with best job opportunities were determined as the result of the analysis.

Текст научной работы на тему «Анализ состояния рынка труда в сфере индустрии гостеприимства на примере города Воронеж»

ОСОБЕННОСТИ ИННОВАЦИЙ В СФЕРЕ УСЛУГ (НА ПРИМЕРЕ ИНДУСТРИИ ГОСТЕПРИИМСТВА)

7. Nemkovskii, B.L. Innovatsii: sposobnost’ predlozhit’ novoe kachestvo [Innovations: the ability to propose a new quality]. Otel’ [Hotel]. 2010. №7. pp. 17-22.

8. Elkanova, D.I. etal. Osnovy industrii gostepriimstva: Uchebnoe posobie [The basis of hospitality industry: a manual]. Moscow: Dashkov i Ko, 2009. 248 p.

9. Pashigoreva, G.I. Problemy organizatsii innovatsionnoi deiatel’nosti v sfere uslug [Problems of organization of innovative activity in the service sphere]. Problemy sovremennoi ekonomiki (elektronnyi zhurnal) [Problems of modern economics (electronic journal)]. 2006. №1-2. Retrieved on September, 18, 2014, from http://www.m-economy.ru.

10. Pokhomchikova, E.O. Innovatsii kak faktor povysheniia konkurentosposobnosti predpriiatii industrii gostepriimstva [Innovations as a factor of competitive growth of hospitality industry companies]. Aktual’nye problemy sovremennoi ekonomiki i menedzhmenta: materialy zaoch. mezhdunarod. nauch. konf. [Topical questions of modern economics and management: materials of the virtual international scientific conference]. Irkutsk, 19 April 2013. Irkutsk: BGUEP Publ., 2013. pp. 155-162.

11. Pokhomchikova, E.O. K voprosu o spetsifike industrii gostepriimstva [To the question of the peculiarity of hospitality industry]. Izvestiia Irkutskoi gosudarstvennoi ekonomicheskoi akademii (Baikal’skii gosudarstvennyi universitet ekonomiki i prava) (elektronnyi zhurnal) [Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy (Baikal State University of Economics and Law) (electronic journal)] 2014. №1. Retrieved on September, 18, 2014, from http://eizvestia.isea.ru/ reader/article.aspx?id=18742.

12. Skobkin, S.S. Est’ li u nas industriia gostepriimstva? [Do we have hospitality industry?] Parad otelei [Parade of hotels]. 2000. №4. pp. 1-6.

13. Skul’movskaia, L.G., Kudinova, O.S. Kontseptual’no-metodologicheskie podkhody k izucheniiu innovatsii v gostinichnom servise [Conceptual and methodological approaches to the innovation studies in hotel service]. Sovremennye issledovaniia sotsial’nykh problem (elektronnyi zhurnal) [Modern researches of social problems (electronic journal)]. 2012. №3. Retrieved on September, 18, 2014, from http://sisp.nkras.ru/e-ru/issues/2012/3/ kudinova.pdf.

14. Tlekhurai-Bergezova, L.T. Osobennosti innovatsionnykh protsessov v sovremennoi sfere uslug [Peculiarities of innovative processes in the modern sphere of services]. Vfestnik adygeiskogo gosudarstvennogo universiteta [The Bulletin of the Adyghe State University]. Series 5: Economics. 2011. №2. Retrieved on September, 18, 2014 from http://cyberleninka. ru/article/n/osobennosti-innovatsionnyh-protsessov-v-sovremennoy-sfere-uslug.

15. Fatkhutdinov, R.A. Innovatsionnyi menedzhment: Uchebnik dlia vuzov. [Innovative management: a textbook for universities] 5th issue, revised and enlarged. Saint Petersburg: Piter Publ., 2005. 447 p.

16. Barras, R. Towards a Theory of Innovation in Services // Research Policy. 1986. №15. P. 161-173.

17. Miles, I. Services in the New Industrial Economy // Futures. 1993. №25 (6). P 653-672.

УДК 640.4:331.5 DOI: 10.12737/6467

АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ РЫНКА ТРУДА В СФЕРЕ ИНДУСТРИИ ГОСТЕПРИИМСТВА НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА ВОРОНЕЖ

Родионова Наталья Сергеевна, профессор, доктор технических наук,

Щетилина Ирина Петровна, доцент, кандидат технических наук,

Irina.Shchetilina@mail.ru,

Мануковская Марина Валерьевна, доцент, кандидат технических наук,

Воронежский государственный университет инженерных технологий,

Российская Федерация

Сфера гостиничного сервиса уникальна тем, что персонал является частью гостиничного продукта. Зачастую трудно отделить материальную часть продукта от его духовной составляющей. Персонал, предоставляющий услуги гостям, является главнейшим компонентом этих услуг. Одни и те же услуги могут предоставляться различно, так как сотрудники предприятия гостеприимства од-

53

СЕРВИС

служивают клиентов по-разному. Персонал обязан принять гостя так, чтобы тот стал постоянным клиентом. Этим создается главное конкурентное преимущество средства размещения. Работу с персоналом необходимо строить таким образом, чтобы на всех уровнях организационной структуры сотрудники выполняли работу с сознанием, что их профессиональная деятельность и атмосфера обслуживания, которую они создают в месте размещения, формируют сознание клиента.

Очень актуальным вопросом в любой сфере деятельности является подбор высококвалифицированного персонала. Сфера гостиничной деятельности не является исключением. Заниматься подбором персонала собственники гостиниц должны таким образом, чтобы не упустить высококвалифицированных сотрудников. Персонал предприятия гостеприимства является лицом заведения, и очень важно, качественно ли сотрудник выполняет свою работу, достаточно ли он деликатен по отношению к постояльцам и т. д. Чем грамотнее осуществляется подбор персонала, тем больше одобрительных отзывов получит предприятие гостеприимства и, как следствие, большее количество посетителей. Успешно подобранный высококвалифицированный персонал является залогом успеха.

В статье проведен анализ состояния рынка труда в сфере индустрии гостеприимства. Исследован спрос и предложение по вакансиям г. Воронеж. В результате анализа определены наиболее востребованные должности со стороны желающих трудоустроиться и вакансии со стороны работодателей.

Ключевые слова: гостиничный бизнес, индустрия гостеприимства, рынок труда, резюме и вакансии

Гостиничная индустрия — часть обширной сферы услуг, являющейся важнейшим и динамично развивающимся сектором мировой экономики.

Охватывая различные группы организаций, анализируемая индустрия гостеприимства образует многокомпонентный комплекс, в котором важную роль осуществляет гостиничный бизнес. Туризм и гостиничный бизнес являются катализатором развития всех секторов экономики, поэтому повышается заинтересованность в расширении сферы гостиничной индустрии на международном, национальном и региональном уровнях.

Одним из высокодоходных видов экономической деятельности и ведущее место в сфере обслуживания занимает деятельность, связанная с организацией и предоставлением услуг размещения. По мнению специалистов, у отечественного гостиничного бизнеса имеются значительные перспективы роста.

Гостиничный бизнес России сконцентрирован, в основном, в Москве и Санкт-Петербурге — традиционных центрах экскурсионного и делового туризма. Регионы существенно отстают от лидеров гостиничной и туристской индустрии. За последние 10 лет увеличение номерного фонда составило в Москве 44%, а в Санкт-Петербурге — 39,5% (рис. 1). На российские столицы приходится около 70% от общего оборота гостиничного рынка [1].

Москва

Санкт-Петербург Другие регионы

Рис. 1. География распределения номерного фонда в России за последние 10 лет

Воронеж — один из экономических центров России. В городе развито машиностроение, химическая, деревообрабатывающая, пищевая и легкая промышленность. Вместе со всеми сферами и отраслями бизнеса и производства развивается отельный бизнес (рис. 2). Стоимостный объем рынка гостиничных услуг в городе Воронеже в 2011 г. вырос на 22% и составил 144 млрд руб. Выручка отрасли растет опережающими темпами по отношению к стоимости оказанных услуг. Дополнительным фактором роста выручки является повышение цен на гостиничные услуги, средняя цена на которые за последние 5 лет выросла на 63% и достигла в 2011 г. 1662 руб. в день на человека. Рост цен обусловлен

54

научный журнал СЕРВИС PLUS Том 8. 2014 / № 4

Анализ состояния рынка труда в сфере индустрии гостеприимства на примере города Воронеж

продолжающейся тенденцией выхода на рынок международных сетевых компаний, увеличением числа гостиниц высокого сегмента, повышением зарплат персонала и увеличением числа дополнительных услуг, оказываемых гостиницами [2].

В настоящее время в городе функционируют современные гостиничные комплексы европейского уровня — гостиница «Арт Отель», гостинично-офисный комплекс «Бенефит Плаза Конгресс Отель», которые предлагают достойный сервис благодаря современной инфраструктуре с комфортабельными бизнес- и конференц-центрами, ресторанами, барами, салонами красоты и фитнес-залами. В последнее время в Воронеже возрос спрос на услуги минигостиниц и миниотелей. На декабрь 2012 г. число гостиниц и аналогичных средств размещения составило 112 наименований. В их числе — отель «О’Хара», отель «Украина», Nataly — Elite Apartaments Central, гостевой дом «Фараон», апарт-отель «Жозефина», гостиница Швеция, Тибет, Токио, хостел «Гостиный Дворик», апарт-отель «Жозефина 1» с общим количеством номеров 175 [3; 4].

В 2014 г. в Воронеже появились четыре современных гостиницы, инвестирование которых осуществлялось за счет средств нескольких гостиничных корпораций. Три отеля из четырех принадлежат всемирно известным брендам и соответствуют уровню сервиса «бизнес-класс». Первый проект — гостиница Hampton by Hilton. Второй проект осуществлен группой компаний «Мегион» в сотрудничестве с Rezi^r Hstel Group, это гостиничный комплекс вместимостью 160 но-

меров под названием Park Inn by Radisson. Новый отель стал составной частью огромного делового центра под названием «Воронеж-Сити». Третий проект — строительство в центре города суперсовременной гостиницы на 180 номеров «Бенефит Экспресс». Четвертый проект — строительство серии отелей эконом-класса. Компания ASTERA ^tels планирует построить в Воронеже еще несколько гостиниц для активных путешественников и сотрудников бюджетных организаций.

Таким образом, в последнее время номерной фонд в Воронеже увеличился на полтысячи гостиничных номеров, и рынок индустрии гостеприимства города по-прежнему остро нуждается в качественных специалистах данной отрасли. В октябре 2010 г. в Торговопромышленной палате прошло обсуждение концепции развития туризма в Воронежской области до 2016 г., в рамках которой предлагалось развивать внутренний и въездной туризм. Увеличение номерного фонда способствует формированию повышенного спроса в специалистах сферы индустрии гостеприимства.

В конце XX—начале XXI вв. гостиничный бизнес характеризовался широкими возможностями при формировании кадрового потенциала. В конце первого десятилетия XXI в. (настоящего столетия) количество вакансий составляло 40—50% и зависело от уровня жизни потребителей данного сегмента рынка. Это связано со значительным снижением количества граждан, пользующихся гостиничными услугами, сопряженными с выездным отдыхом, посещением различного уровня конференций и др.

■ г. Воронеж

■ Воронежская область

год

Рис. 2. Увеличение номерного фонда в г. Воронеже и Воронежской области на период 2009—2012 гг.

55

СЕРВИС

25,0%

1 2 3 4 5 6 7

Рис. 3. Востребованность отдельных специалистов сферы индустрии гостеприимства:

1 — прочие службы; 2 — вспомогательные службы; 3 — сервисная служба; 4 — коммерческая служба; 5 — хозяйственная служба; 6 — служба общественного питания; 7 — служба приема и размещения

Интенсивное расширение сферы гостеприимства в России сегодня способствует развитию как малого, так и большого гостиничного бизнеса, что подтверждается анализом конкурентоспособности в данном секторе рыночной экономики. Период с 2005 по 2010 гг. характеризовался нестабильным соотношением спрос/предложение. Так, в конце 2005 г. спрос превышал предложение более чем в 35 раз, а к концу 2010 г. — в 15 раз. В настоящее время данное соотношение является наиболее стабильным и составляет 13: 1 [5].

Анализ, проведенный исследовательским центром портала superjob.ru показал, что максимальным спросом в гостиничном бизнесе пользуются специалисты, занятые в общественном питании, 21% от общего количества предложений; в службе приема и размещения гостей — 20,2%; в хозяйственной службе — 19,8% (рис. 3).

В графе «Прочие службы» представлены: служба безопасности (0,3%), административно-управленческая служба (2,7%), служба бронирования (4%), инженерная служба (4,5%).

Востребованность специалистов гостиничного бизнеса можно представить следующим образом: администраторы гостиниц — 25,7%, горничные — 21,6%, официанты и менеджеры коммерческой службы, занимающиеся продвижением продуктов и услуг в сфере гостиничного сервиса — 10,4% и 10,6% соответственно (рис. 4).

Анализ состояния спроса и предложения в гостиничном бизнесе в Воронеже (данные порталов headhunter.ru, superjob.ru и job.ru) на сентябрь 2013 г. проводился по следующим вакансиям: менеджер по бронированию, менеджер по рекламе и продажам, горничная, администратор гостиницы/отеля (рис. 5).

По результатам маркетингового исследования самыми востребованными соискателями должностями в гостиничном бизнесе являются менеджер по рекламе и администратор, а наиболее востребованными работодателями — повар, официант, горничная.

Как механизм регулирования социальнотрудовых отношений современный рынок труда предъявляет высокие требования к компетентности субъектов-специалистов разных областей профессиональной деятельности. В связи с этим, требования к системе подготовки специалистов — будущих субъектов рыночных отношений растут. На современном рынке труда конкурентоспособен специалист, который владеет комплексом профессиональных знаний, умений, навыков. Он должен быть готов и способен осуществлять профессиональную компетентную деятельность в формирующихся социально-экономических условиях в соответствии с требованиями, предъявляемыми работодателем.

В связи с активным ростом сферы индустрии гостеприимства оформился следующий перечень требований к соискателям наибо-

56

научный журнал СЕРВИС PLUS Том 8. 2014 / № 4

Анализ состояния рынка труда в сфере индустрии гостеприимства на примере города Воронеж

Рис. 4. Доля запросов работодателей на специалистов различных служб гостиницы:

1 — администратор/старший администратор; 2 — горничная; 3 — официант;

4 — менеджер по продажам/продвижению; 5 — бармен; 6 — повар; 7 — швейцар;

8 — менеджер по работе с клиентами; 9 — аниматор; 10 — управляющий/заместитель управляющего

лее востребованных вакансий: возраст, высшее образование, знание языков, владение компьютером, опыт работы в соответствующей сфере, коммуникабельность и др. Гостиничный бизнес — это особая сфера услуг, в которой огромное внимание уделяется личным качествам соискателей. Служащие преодолевают проблемные ситуации, решают массу текущих вопросов и в то же время должны оставаться приветливыми с гостями. Стрессоустойчивость, грамотная речь, умение слушать человека во всех его проявлениях и при любых обстоятельствах, доброжелательность — важ-

ные критерии профессиональной реализации в сфере индустрии гостеприимства.

Все вышеперечисленные признаки квалификации позволяют рассматривать гостиничную индустрию как динамично развивающуюся отрасль, которая постоянно нуждается и будет нуждаться в непрерывном притоке квалифицированных кадров. В гостиничном бизнесе предложение кадровых ресурсов можно представить тремя сегментами: рынком выпускников образовательных учреждений, рынком кадровых ресурсов, не имеющих профильного образования и рынком кадровых

Рис. 5. Диаграмма вакансий и резюме по г. Воронеж

57

СЕРВИС

ресурсов, имеющих опыт профессиональной практической деятельности в гостиничной индустрии. В настоящее время, в связи с развитием индустрии отмечается спрос на все специальности, расширяется перечень востребованных вакансий, повышается уровень общей заработной платы сотрудников гостиничных предприятий.

Множество проблем, стоящих на данном этапе развития гостиничной отрасли, невозможно решить без квалифицированных и ориентированных на положительный результат специалистов. Таким образом, человеческие ресурсы — одна из главных составляющих гостиничного бизнеса, его доступность и достаточность на рынке труда крайне важна.

Литература

1. OOO «Регтайм» (REGTIME-REG-RIPN) URL: http://www.cityhotel.ru (дата обращения: 12.02.2014).

2. РБК-исследования рынков marketing.rbc.ru (дата обращения: 01.02.2014).

3. Партнерская программа для отелей URL: http://www.booking.com (дата обращения: 12.02.2014).

4. Гостиницы России URL: http://www.otels.ru (дата обращения: 19.01.2014).

5. Работа, вакансии, поиск работы URL: http://wwwsuperjob.ru (дата обращения: 25.01.2014).

6. Васильев В.Н., Гуртов В.А., Питухин Е.А. и др. Рыгок труда и рыгок образовательных услуг в субъектах Российской Федерации. М.: Техносфера, 2006.

7. Лайко М.Ю., Родионов А.С. Еще раз о кадрах. Кто прав: отели или вузы? // Парад отелей. 2006. №2.

8. Рынок труда. Рыгок образoвательных услуг, регионы России URL: http://labourmarket.ru (дата обращения:

14.02.2014) .

9. Федеральный портал «Российское образование» URL: http://www.edu.ru (дата обращения: 12.02.2014).

10. Профессиональный туристический портал URL: http://www.tourdom.ru (дата обращения: 17.02.2014).

11. Профессиональный портал про гостиничный бизнес URL: http://www.voronezh.prohotel.ru (дата обращения:

12.02.2014) .

12. roCTMHMHHbm бизнес в Воронеже: поиск вакансий URL: http://www.domkadrov.ru (дата обращения: 19.01.2014).

LABOUR MARKET STATE ANALYSIS IN THE SPHERE OF THE HOSPITALITY INDUSTRY ON THE EXAMPLE OF VORONEZH

Rodionova Natal’ia Sergeevna, Professor, Doctor of Technical Sciences,

Voronezh State University of Engineering Technologies, Voronezh, Russian Federation,

Shchetilina Irina Petrovna, Associate Professor, Candidate of Technical Sciences, Irina.Shchetilina@mail.ru, Voronezh State University of Engineering Technologies,

Voronezh, Russian Federation,

Manukovskaia Marina Valer’evna, Associate Professor, Candidate of Technical Sciences, Voronezh State University of Engineering Technologies, Voronezh, Russian Federation

The sphere of hotel service is unique, because the staff is a part of the hotel product. Often it is difficult to distinguish the material part of the product from its spiritual component. The stuff that supplies services is the most important component of these services. The same services can be supplied in different ways, because the personnel of the hotel serves customers differently. The stuff has to receive visitors in such way that he would become a regular customer. It constitutes the main advantage of accommodation. The staff relations must be arranged in such manner that the staff would perform labour in all levels of organization structure with the conscious that their professional activity and the service atmosphere which they create are forming the conscience of the customer.

58

научный журнал СЕРВИС PLUS Том 8. 2014 / № 4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Highly qualified stuff recruitment is a very important question in any sphere of activity. The hotel sphere is not an exclusion. The owners of the hotels should recruit the stuff without overlooking highly qualified specialists. The staff of the hotel is the face of the establishment and it is very important to be sure that the employee performs his labour qualitatively and is polite enough towards the guests etc. The more competent recruitment implies that the hotel gets more favorable responses and consequently more guests. The well matched highly qualified stuff is the keystone to success.

The article comprises the analysis of the labour market state in the sphere of hospitality industry. The supply and demand of vacancies in Voronezh was studied. Professions and vacancies with best job opportunities were determined as the result of the analysis.

Keywords: hotel industry, hospitality industry, labour market, CVs and vacancies

References

1. “Regtaim” LLC (REGTIME-REG-RIPN). URL: http://www.cityhotel.ru (Accessed on February, 12, 2014).

2. RBC-marketing. URL: http//marketing.rbc.ru (Accessed on February, 1, 2014).

3. Affiliate program for hotels. URL: http://www.booking.com (Accessed on February, 12, 2014).

4. Hotels of Russia. URL: http://www.otels.ru (Accessed on January, 19, 2014).

5. Job, vacancies, job search. URL: http://www.superjob.ru (Accessed on January, 25, 2014).

6. Vasil'ev, V.N., Gurtov, V.A., Pitukhin, E.A. et al. Rynok truda i rynok obrazovatel’nykh uslug v sub»ektakh Rossiiskoi Federatsii [Labour market and educational services market in the subjects of the Russian Federation]. Moscow: Tekhnosfera Publ., 2006.

7. Laiko, M.Iu., Rodionov, A.S. Eshche raz o kadrakh. Kto prav: oteli ili vuzy? [Once again about human resources. Who is right: hotels or universities?] Parad otelei [Parade of hotels]. 2006. №2.

8. Labor market. Educational services market, regions of Russia. URL: http://labourmarket.ru (Accessed on February, 14, 2014).

9. Federal web portal “Russian education”. URL: http://www.edu.ru (Accessed on February, 12, 2014).

10. Professional tourist portal. URL: http://www.tourdom.ru (Accessed on February, 17, 2014).

11. Professional hotel business portal. URL: http://www.voronezh.prohotel.ru (Accessed on February, 12, 2014).

12. Hotel business in Vbronezh: vacancy search. URL: http://www.domkadrov.ru (Accessed on January, 19, 2014).

УДК: 339.138:377 DOI: 10.12737/6468

ИНТЕГРИРОВАННЫЕ МАРКЕТИНГОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

I Смайловская Маргарита Семеновна, доктор экономических наук, профессор кафедры I «Управление персоналом и государственное и муниципальное управление»,

ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»,

Москва, Российская Федерация

I Багаутдинова Татьяна Александровна, заведующая отделом маркетинга I ГОУ СПО ЯО «Переславский кинофотохимический колледж», marketing.78@mail.ru, Россия, г. Переславль-Залесский, Ярославская обл., Российская Федерация

I Ульянченко Людмила Анатольевна, доктор экономических наук, доцент, проректор,

I laprorector1249@mail.ru, ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», Москва, Российская Федерация

59

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.