Научная статья на тему 'КАДЕТ - ЗВУЧИТ ГОРДО ФОРМИРОВАНИЕ ПОДРОСТКОВОЙ СУБКУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ КАДЕТСКОГО ВОЕННОГО КОРПУСА'

КАДЕТ - ЗВУЧИТ ГОРДО ФОРМИРОВАНИЕ ПОДРОСТКОВОЙ СУБКУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ КАДЕТСКОГО ВОЕННОГО КОРПУСА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
75
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБКУЛЬТУРА ПОДРОСТКА-КАДЕТА / ТРАДИЦИИ / КУЛЬТУРА ПОДРОСТКА-КАДЕТА / УКЛАД ЖИЗНИ КАДЕТСКОГО ВОЕННОГО КОРПУСА / SUBCULTURE OF ADOLESCENT CADETS / TRADITIONS / CULTURE OF ADOLESCENT CADETS / WAY OF LIFE OF THE MILITARY CADET CORPS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кравченко Николай Васильевич

В статье рассмотрена проблема формирования субкультуры подростка-кадета, обоснована ее актуальность, представлены подходы к решению данной проблемы на примере Омского кадетского военного корпуса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CADET - IT SOUNDS PROUDLY FORMATION OF THE TEENAGE SUBCULTURE UNDER THE CONDITIONS OF THE CADET MILITARY CORPS

The article considers the problem of formation of the subculture of adolescent cadets, substantiates its relevance, presents approaches to the solution of this problem on the example of the Omsk Cadet Military Corps.

Текст научной работы на тему «КАДЕТ - ЗВУЧИТ ГОРДО ФОРМИРОВАНИЕ ПОДРОСТКОВОЙ СУБКУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ КАДЕТСКОГО ВОЕННОГО КОРПУСА»

ИССЛЕДОВАНИЕ

Н.В. КРАВЧЕНКО N.V. KRAVCHENKO

КАДЕТ - ЗВУЧИТ ГОРДО

CADET - IT SOUNDS PROUDLY

ФОРМИРОВАНИЕ ПОДРОСТКОВОЙ СУБКУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ КАДЕТСКОГО ВОЕННОГО КОРПУСА

FORMATION OF THE TEENAGE SUBCULTURE UNDER THE CONDITIONS OF THE CADET MILITARY CORPS

Сведения об авторе. Кравченко Николай Васильевич — начальник ФГКОУ «Омский кадетский военный корпус Министерства обороны Российской Федерации», полковник запаса, Герой Советского Союза (г. Омск. E-mail: okvk@mil.ru).

Аннотация. В статье рассмотрена проблема формирования субкультуры подростка-кадета, обоснована ее актуальность, представлены подходы к решению данной проблемы на примере Омского кадетского военного корпуса.

Ключевые слова: субкультура подростка-кадета, традиции, культура подростка-кадета, уклад жизни кадетского военного корпуса.

Information about the author. Nikolay Kravchenko - Chief of the FSBEE «Cadet Military Corps in the city of Omsk» of the RF Defence Ministry, Colonel (res), Hero of the Soviet Union (city of Omsk, E-mail: okvk@mil.ru).

Summary. The article considers the problem of formation of the subculture of adolescent cadets, substantiates its relevance, presents approaches to the solution of this problem on the example of the Omsk Cadet Military Corps.

Keywords: subculture of adolescent cadets, traditions, culture of adolescent cadets, way of life of the military cadet corps.

Проблема формирования субкультуры современного подростка, обучающегося в кадетском военном корпусе, является актуальной в связи с ее малой изученностью.

Очевидно, что невнимание к подростковой субкультуре, состоянию межличностных отношений оборачивается как личностными проблемами, так и дестабилизацией организационных структур общества. Вопросы, возникающие в подростковом возрасте и в подростковой субкультуре, касаются, прежде всего, взаимодействия поколений. Принципиально важным представляется понимание того, как при быстрой смене культурных приоритетов, поколений сохранить устойчивость, преемственность

культурной целостности, особенно в воспитании подростка-кадета, будущего защитника Отечества.

Общее понятие субкультуры (лат. sub - под и cultura -культура; подкультура) достаточно раскрыто в социологии, антропологии, культурологии и обозначает часть культуры общества, отличающейся своим поведением от преобладающего большинства, а также социальные группы носителей этой культуры.

Общепризнан тот факт, что субкультура может отличаться от доминирующей культуры собственной системой ценностей, языком, манерой поведения, одеждой.

Носители субкультур различаются полом, возрастом,

родом занятий, национальностью и другими признаками, среди которых немаловажное значение имеют социальные события, приводящие к изменению образа и уровня жизни человека в обществе, особенно на современном этапе его развития.

Анализ состояния рассматриваемой проблемы позволяет констатировать отсутствие общепризнанной типологии субкультур, что позволяет выделить субкультуру современного подростка-кадета как автономное целостное образование.

Социальной основой субкультуры подростка-кадета выступают: подростковый возраст, гомогенный состав (мальчики), оторванность от

семьи и проживание в условиях круглосуточного пребывания в общеобразовательном учреждении, особый уклад жизни с четким регламентом деятельности, элементы военной армейской культуры в повседневной жизни, военно-профессиональная направленность содержания образования. Это особая форма организации подростков с определенным стилем жизни, отличающаяся нормами поведения, формой одежды, наличием особых внешних атрибутов и военно-патриотическим содержанием воспитания.

Вместе с тем речь идет о субкультуре подростка, в силу чего просматриваются общие для этого возраста тенденции. Подросткам свойственны подъем энергии и широта склонностей, потребность испытать, применить свои крепнущие силы, стремление к самоутверждению.

Следует отметить, что важнейшей особенностью подростков является постепенный отход от прямого копирования оценок взрослых к самооценке, все большая опора на внутренние критерии. Основной формой самопознания подростка является сравнение себя с другими людьми, это могут быть как взрослые, так и сверстники. У них наблюдается стремление более глубоко разобраться в своих чувствах, настроениях, мнениях, отношениях, понять и принять себя. Именно так устанавливается определенный круг интересов, который постепенно приобретает устойчивость. Этот круг интересов является психологической базой ценностных ориентаций подростка.

Подростковый возраст (11-14 лет) характеризуется максимальным темпом роста, усилением окислительных процессов, нарастанием функциональных резервов организма, резко выраженными эндокрин-

ными сдвигами, процессами морфологической и функциональной дифференцировки головного мозга и внутренних органов. У подростков увеличивается объем внимания, вырабатывается умение его концентрировать и распределять, что, в свою очередь, повышает способность им управлять. Все это позволяет выполнять сложные виды деятельности. Создаются предпосылки для овладения практически любым видом движений и физической активности.

Учет этих общих подростковому возрасту характеристик при создании и реализации образовательной среды военно-профессиональной направленности формирует иной стиль поведения, самостоятельность мышления, высокую мобильность и адаптивность кадет, отличающие их от подростков-сверстников.

Уже с 6-го класса у кадет начинается, а в 8-9-х классах активно развивается деятельность по подготовке себя к будущему. Это позволяет преподавателям и воспитателям своеобразно сочетать игру как форму организации урочной и внеурочной деятельности с элементами самовоспитания и самообразования.

Развитие взрослости подростка-кадета происходит сразу в нескольких направлениях, в разном темпе, разными способами: в практике определенным образом построенных отношений через подражание и прямое заимствование, самовоспитание и самообразование, усвоение знаний о военной службе в Вооруженных Силах РФ, жизни и подвигах военных.

Внутри каждого подростка-кадета происходят усвоение норм, ценностей, общих требований, способов поведения и становление личных ценностей. Ориентация на образцы, общепринятые в

ИССЛЕДОВАНИЕ

кадетском военном корпусе, во многом определяет содержание формирующихся жизненных и профессиональных ценностей и смыслов подростка-кадета, формирует оценку и самооценку.

К характеристикам субкультуры современного подростка-кадета относятся такие элементы ее сохранения и проявления, как сложившиеся способы жизнедеятельности в форме традиций, санкций за нарушения принятого порядка, воспроизводство образцов поведения и пр. Особое место занимает воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения кадета. Дисциплина предполагает организованность, порядок во всем и отражает соответствие поведения и образа жизни кадета правилам и нормам, сложившимся, в первую очередь, в армии.

Дисциплинированность как качество личности кадета характеризует его поведение в различных сферах жизни и деятельности и проявляется в выдержанности, внутренней организованности, ответственности, готовности подчиняться личным и общественным целям, установкам, нормам, принципам. Особый уклад жизни подростка-кадета предполагает следование установленному порядку в стенах кадетского военного корпуса, соблюдение кадетами правил взаимоотношений с воспитанниками и педагогами, обязательность выполнения общепринятых правил и предписаний. Закрепившиеся в поведении правила определяют действия и поступки кадета, являются одной из характеристик личности. Не вызывает сомнения утверждение, что именно дисциплина готовит кадета к военно-профессиональной деятельности.

Выделяя проявление дисциплинированности как осо-

ИССЛЕДОВАНИЕ

бый элемент субкультуры подростка-кадета, мы не сводим дисциплину только к подчинению. Дисциплина рассматривается в контексте ее свободы, как субъективная способность личности кадета к самоорганизации, достижению собственных целей эффективным и исторически выработанным способом в русской армии, который характеризовал воина как человека с нравственными жизненными устоями.

Справедливой является мысль С. Газмана о том, что способность личности выбирать свою линию поведения в различных обстоятельствах (самоопределение) и является нравственной предпосылкой ответственности за свои поступки.

Очевидно, что, обладая самодисциплиной, подросток-кадет защитит себя от случайных внешних обстоятельств, увеличивая тем самым степень собственной свободы.

Следует отметить, что дисциплинированность, как личностное качество подростка-кадета, имеет разные уровни развития и находит свое отражение в понятии «культура поведения», представленном различными сторонами нравственного поведения личности: культура общения,

культура внешности, культура речи и бытовая культура.

Особое значение при формировании субкультуры подростка-кадета имеет личный пример и личное воздействие воспитателей-офицеров. И это не случайно, так как для офицера главным считались и считаются преданность Отечеству и любовь к избранной профессии.

В формировании субкультуры подростка-кадета важную роль играет инициация, представляющая собой определенный набор ритуалов воинской субкультуры.

Для кадет Омского кадетского военного корпуса естественными являются утренняя пробежка и зарядка на свежем воздухе, привычным ношение установленной военной формы одежды и самостоятельное поддержание ее в надлежащем виде, обязательными еженедельные разводы на занятия с поднятием флагов Российской Федерации и Воздушно-десантных войск, общее построение с исполнением Гимна России и гимна кадетского корпуса. Общепринятыми считаются воинские обращения к старшим и доброжелательное обращение к сверстникам, несение службы войск, определение своей занятости в соответствии с распорядком дня и умение ее планировать.

Воспитательный эффект несут военно-полевые сборы, ежегодно проводимые на базе полевого лагеря Омского кадетского военного корпуса, находящегося в непосредственном взаимодействии с 242 учебным центром ВДВ. Учебная ситуация, приближенная к реальной, дает возможность прочувствовать особенности военной жизни, способствует постижению военного воспитания. Романтика палаточного лагеря с усвоением боевых навыков солдата и сержанта в общевойсковом бою и, наконец, совершение прыжка с парашютом, осуществляемого с самолета Ан-2. Окончанием полевых сборов является обязательное общее построение с вручением кадетам, совершившим первый прыжок с парашютом, тельняшки, голубого берета и значка «Парашютист».

Таким образом, субкультура современного подростка-кадета представляет систему, позволяющую ему осмыслить специфику своего особого положения и формировать (поддерживать) устойчивую культурную идентичность.

ЛИТЕРАТУРА

1. Воронов В., Черничкина Е. Что нужно знать о молодежной субкультуре // Воспитание школьников, 2001. №4.

2. Выготский Л.C. Собрание сочинений: в 6 т. / под ред. Д.Б. Эльконина. - М.: Педагогика, 1984. Т.4. - 432 с.

3. Газман О.С. Воспитание и педагогическая поддержка детей [Текст] / О.С. Газман // Народное образование, 1998. № 8.

4. Драгомиров М.И. Вопросы воспитания и обучения войск. Избр. тр. / под ред. Л.Г. Бескровного. - М.: Воениздат, 1956.

5. Жимбаева Ц.Ч. Подростковая субкультура: специфика идентичности. - М.: КРАСАНД, 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.