Пыткин А.Н.
доктор экономических наук, профессор, директор Пермского филиала ИЭ УрО РАН, г. Пермь
Клименков Г.В.
кандидат технических наук, доцент, зав. сектором региональной инновационной политики и развития Пермского филиала ИЭ УрО РАН, г. Пермь
УДК 911.3:914.705
КАЧЕСТВО ЖИЗНИ, ЗДОРОВЬЕ И БЛАГОПОЛУЧИЕ С ПОЗИЦИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА И ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА
Состояние здоровья и виды благополучия формируют качество жизни человека, в свою очередь, функциональная готовность определяет компетенции человека и человеческий потенциал, а функциональная активность определяет компетентность человека и человеческий капитал.
Ключевые слова: качество жизни человека, человеческий потенциал, человеческий капитал, компетенции, компетентности.
QUALITY OF LIFE, HEALTH AND WELFARE FROM THE PERSPECTIVE OF HUMAN DEVELOPMENT AND HUMAN CAPITAL
The health and well-being of species shape the quality of human life, in turn, determines the readiness of the functional competence of human rights and human potential, and determines the functional activity of human competence and human capital.
Key words: quality of human life, human potential, human capital, competence.
Рассмотрение качества жизни, человеческого потенциала и человеческого капитала с позиции здоровьесберегающей жизнедеятельности является унифицированным подходом, позволяющим выстраивать деятельность самого индивидуума, групп людей, социума, деятельность ведомства (образования, культуры, здравоохранения и др.), интеграцию усилий ведомств, территорий. Объясняется это тем, что в основу качества жизни индивидуума положено рассмотрение состояний здоровья и видов благополучия индивидуума, которые природосообразно адаптируются в качество жизни и благополучие развития групп людей, территорий, стран и т. п.
Анализ понятий для человека, индивидуума целесообразно производить в соответствии с медикобиологическим и социально-ролевым состоянием человека (индивидуума), групп людей и социума, трансцендентного уровня, что позволяет избежать досадных ошибок. Это оправдано и аналогично формированию сети родо-видовых понятий определенной области знаний, которую лучше производить из
сети математических понятий, например, функционального анализа [1].
Так, с позиции медико-биологических и социально-ролевых состояний человека (индивидуума) понятия качество жизни, индивидуальное и социальное здоровье и благополучие являются составляющими одного понятия - качества жизни [2, 3]. Другие понятия, такие как человеческий потенциал и человеческий капитал, относятся к составляющим понятия видов благополучия - соответственно, функциональной готовности (компетенции, человеческого потенциала) и функциональной активности (компетентности, человеческого капитала) организма (см. рис. 1). Дополнительно также следует выделить следующее состояния человека -культуру, характеризующую высшую нервную деятельность (ВНД) человека, которая характеризуется мышлением и поведением человека.
Все это формирует потенциал личности, потенциально подготавливает и повышает отдачу (человеческий капитал, продукт деятельности), повышает
комфорт жизни человека, групп людей, социума, территорий.
Качество жизни
Качество жизни человека (индивидуума) определяется двумя взаимообусловленными понятиями - состояние здоровья и виды благополучия. Это авторский подход (разработан Клименковым Г.В., докладывался и получил признание на съездах физиологов России [4, 5]), характеризуется единством состояния человека (благополучия) с учетом сопод-чиненности медико-биологических процессов в организме в направлении развития индивидуума, становления личности и развития индивидуальности, с позиции социальной и профессиональной адаптации, цены адаптации.
Состояние здоровья характеризуется медикобиологическими состояниями - здоров, болен и предболезнь. Целесообразность введения состояния предболезни определяется объективно - необходимостью оценки состояния человека, индивидуума, которое может привести к состоянию болезни. Это позволяет оценить риски в деятельности человека, обосновать и принять ограничения, ввести виды деятельности, которые позволят систематизировать работу индивидуума и ведомств, например, системы здравоохранения - ввести первичную, вторичную и третичную профилактику организма. Иначе по своей деятельности система здравоохранения превращается в систему болезней и лечит следствие (болезнь), а не саму причину болезни.
Виды благополучия индивидуума
Виды благополучия определяют социальноролевой статус индивидуума (человека), который складывается уже исходя из структуры личности и индивидуальности - соматического, психического, социально-экономического (ролевого) и духовнонравственного благополучия («Я-концепции» [6]).
Я-концепция - относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе. Я-концепция - целостный, хотя и не лишенный внутренних противоречий, образ собственного Я, выступающий как установка по отношению к самому себе и включающий компоненты: когнитивный
- образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости и т. д. (самосознание); эмоциональный - самоуважение, себялюбие, самоуничижение и т. д.; оценочно-волевой - стремление повысить самооценку, завоевать уважение и т. п.
Определим и поясним каждую из составляющих благополучия организма.
Соматическое благополучие (lat. soma - сомати-ка, совокупность мышц, органов и систем организма человека, обеспечивающих исполнение физических действий организма) предполагает освоение и формирование индивидуумом элементов здорового образа жизни человека (ЗОЖ) - через формирование совокупности знаний, умений, навыков (ЗУНов), формирование определенных элементов функциональной готовности (ФГ, компетенции, человеческий потенциал) и функциональной активности (ФА, компетентности, человеческий капитал) человека, формирование культуры ЗОЖ как составляющей элементов высшей нервной деятельности ВНД (мышления и поведения).
Психическое благополучие (lat. psycho - психика), предполагает формирование и освоение элементов антистрессовой стратегии жизни (АССЖ, прежде всего в направлении исключения диструктивного стресса12) через совокупность ЗУНов, формирование элементов функциональной готовности (компетенции, человеческого потенциала) и функциональной активности (компетентности, человеческого капитала) по направлению АССЖ - анализа, синтеза, формирования и использования стратегий, проектов и программ, прогнозирования развития территории, общества, собственной деятельности и т. п. Формирования культуры АССЖ.
Социально -экономическое (ролевое) благополучие человека (организма) - «достойное» исполнение социальных ролей в процессе развития индивидуума, становления личности и развития индивидуальности, социальной и профессиональной адаптации с низкой ценой адаптации (возможность обучения, получения профессии, профессионального роста, достойной заработной платы, социальноэкономической поддержки, возможности социальной защиты, развития здравоохранения и т. п. с позиции принципов непрерывности - гуманизации, гуманитаризации, вариативности, доступности, преемственности, интеграции, обновления содержания и технологий, мониторинга качества условий, процесса и результата деятельности ведомств, межведомственной кооперации). В соответствии с этим идет формирование ролевых ЗУНов, элементов функциональной готовности (компетенции, человеческого потенциала) и функциональной активности (компетентности, человеческого капитала), формирование «достойной» ролевой культуры (мышления и поведения индивидуума).
Духовно -нравственное благополучие (трансцендентный уровень благополучия), которое определяется
Все стрессы можно условно поделить на две подгруппы - стрессы конструктивные (эвристические, направленные на развитие индивидуума, но не приводящие к появлению болезненных состояний, болезней) и диструктивные (приводящие к появлению болезненных состояний, болезней).
Метаболически-транспортное обеспечение функционального состояния
Рис. 1. Качество жизни, состояние здоровья и виды благополучия
«Я-концепцией» индивидуума (гуманизм, гражданственность, патриотизм, безопасность, устойчивая «нет»-позиция по отношению к социально значимым заболеваниям, опасным явлениям, «интеллигентность» и «гламур», этические и эстетические нор-
мы, религиозные устои, традиции и т. п.). В вершине духовно-нравственного благополучия, оценки и поведения лежит гуманизм (в современном мире человеку репрезентировано ведущее положение, что предполагает умение договариваться, умение соотносить
позиции, выделять базовые понятия и позиции для развития страны и мира, интегрировать усилия и т. п.). В этом благополучии международный приоритет отдается понятию порядок (см. рис. 2) с позиции порядка на уровне (1) семьи, (2) предприятия, учреждения, организации независимо от формы собственности, (3) внутригосударственных отношений и (4) межгосударственных отношений в направлении развития органов местного самоуправления и элементов гражданского общества. В направлении духовнонравственного благополучия также формируются необходимые ЗУНы, компетенции (функциональная готовность, человеческий потенциал) и компетентность (функциональная активность, человеческий капитал), формируются составляющие культуры духовно-нравственного благополучия (соответствующее мышление и поведение).
Исходя из перечисленных выше состояний здоровья и видов благополучия могут быть сформулированы основные требования к формированию благоприятных условий по качеству жизни, состояниям здоровья, видам благополучия, человеческому потенциалу (компетенциям, функциональной готовности), человеческому капиталу (компетентностям, функциональной активности), по формированию составляющих культуры индивидуума, человеческих групп и социума. Все это позволяет осмысленно определить жизненные приоритеты построения государств, сообществ, мировых альянсов, мироустройства и оценки, обосновать и выстроить механизмы развития России, оценки развития. Определить условия, ограничения и т. п.
Это действительно так, формирование элементов функциональной готовности (компетенции, человеческого потенциала) и функциональной активности (компетентности, человеческого капитала) осуществляется сообразно с определением стратегических целей и стратегических задач государством. Формируется в процессе образования (обучения, воспитания, развития) и наступает исходя из созданных государством условий стимулирования деятельности учреждений, предприятий и организаций по созданию необходимого количества рабочих мест. Образование осуществляется системой непрерывного образования на протяжении всей жизни (по сути, вся жизнь человека является последовательностью образовательных актов). Поэтому задача государства - создание и развитие системы непрерывного образования в контексте принципов непрерывности - гуманизации, гуманитаризации, непрерывности, преемственности, доступности, вариативности, обновления содержания и технологий образования, формирования мониторинга условий, процесса, результата. Правительство в России до сих пор не соотносило социальный заказ к системе
образования, не выступало в качестве заказчика по развитию России в целом (до сих пор в России нет ни одного «документа общественного согласия»: стратегии, стратегического плана, программы, схем территориального развития, генпланирования).
По этой причине и существующие критерии оценки человеческого потенциала, расчета индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП) некорректны, т. к. не учитывают существующие в мире системы мироустройства, управления, формирующиеся и действующие альянсы, скрытую систему мотивации, сговора, изменение статуса территорий и проживающего населения, изменение традиций, устоев, роли религий, соглашательского конформизма (оппортунизма), комплексную систему индикации стран (систему доверия и недоверия в обществе, систему предпочтений, реальный вес национальной валюты и др.) и др.
Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) относится к т. н. x-индексам, которые могут принимать значения от нуля до единицы. Используемая методика расчета позволяет перевести некоторые переменные x в x-индексы: в формулу подставляются значение x для данной страны, а также максимально и минимально возможные значения данного показателя max (x) и min (x).
ИРЧП, в конечном итоге определяется как среднее арифметическое от трех предварительно рассчитанных x-индексов - индекса продолжительности жизни (Ж), индекса образования (О) и индекса внутреннего валового продукта (ВВП) на душу населения.
ИРЧП = 1/3 (Ж + О + ВВП)
При расчете ИРЧП берется не номинальный ВВП на душу населения, а именно ВВП, рассчитанный по паритету покупательной способности. Все дело в том, что курс главных мировых валют, прежде всего доллара, по отношению к большинству национальных валют завышен в сравнении с их реальной покупательной способностью. По мнению специалистов, курс доллара относительно китайского юаня, например, завышен в несколько раз! Сильно завышен курс доллара и по отношению к российскому рублю. Это один из механизмов ограбления стран третьего мира и постсоветского пространства кучкой стран «Золотого миллиарда»: используя завышенный курс своих валют, западные капиталисты задешево скупают в слаборазвитых странах их товары, услуги, природные богатства и рабочую силу, а свои товары и услуги продают дороже. Однако, диспаритет валют означает, что реальный «разрыв» в уровне жизни развитых стран (и, прежде всего, США) и стран слаборазвитых все же ниже, чем «разрыв», выраженный через номинальный среднедушевой ВВП.
В интегральный индекс ИРЧП входит индекс образования, при расчете которого берутся два показателя: уровень грамотности взрослого населения и совокупная доля учащихся в населении, причем первый показатель берется с весовым коэффициентом 2/3 и второй - с весовым коэффициентом 1/3.
Уровень грамотности - это процент грамотных среди взрослых жителей, т. е. среди жителей старше 15 лет. Под грамотным понимается человек, способный прочитать и написать простой текст, касающийся его повседневной жизни, - и всего-то! Точно определить уровень грамотности народа можно только при переписях населения - но они обычно проводятся примерно раз в 10 лет, не чаще. Для ежегодного определения «актуального» уровня грамотности приходится использовать различные косвенные методы, например, обследовать призывников или лиц, вступающих в брак (способны ли молодожены расписаться в документах?). Однако ясно, что такие обследования носят выборочный характер и не дают полной и точной картины грамотности всех слоев населения (призывники - это только лишь молодые мужчины и т. д.).
Совокупная доля учащихся в населении - это отношение числа учащихся на всех ступенях образования (от начальной школы до аспирантуры) к числу жителей страны в возрасте от 6 до 24 лет. Обратите внимание, что в знаменателе стоит число жителей страны в определенном, юном возрасте, а вот в числителе - число учащихся всех возрастов, вплоть до пенсионного возраста.
Достижения в каждой из этих трех областей сначала оцениваются в процентах от некой идеальной, ни в одной стране еще не достигнутой ситуации:
• ожидаемой продолжительности жизни, равной 85 годам;
• грамотности и охвата населения образованием всех трех ступеней на уровне 100%;
• реального ВВП на душу населения на уровне 40 000 дол./год.
Затем вычисляется простое среднее из этих трех индексов. ИРЧП, таким образом, отражает средний уровень обеспечения страной базового человеческого потенциала и свидетельствует о том, сколько еще предстоит сделать стране в этом направлении.
Ряд отечественных исследователей отмечает, что для России (как, впрочем, и для любой другой страны) требуются особые коррективы ООНовских базовых принципов и методик исследования человеческого развития.
В нашей стране за годы перестройки искусственно создавались условия для снижения потенциала государства. Произошел развал государства,
идеологии, политики, экономики, ослабление науки, образования, здравоохранения, культуры и др., происходило и происходит разворовывание ресурсов, идет перестройка инфраструктуры страны под потребности мирового сообщества (сейчас уже под потребности нескольких сил и схем мироустройства). До сих пор в стране не создавались условия для выхода на разработку и реализацию стратегии, стратегического плана и программы устойчивого развития, до сих пор мы не вышли на разработку схем территориального развития и генпланирова-ния развития территорий суверенного, «сильного и достойного» государства. Нет ни одного документа, не определены проблемы безопасности (экономической, социальной, экологической, институциональной, продовольственной, энергетической и др.). Мировому сообществу первоначально хотелось получить доступ к российским «необъятным» ресурсам (полезные ископаемые, инфраструктура, предприятия, отрасли, сырье и продукция, человеческий потенциал и капитал). В действительности произошло большее - был получен доступ к ресурсам, произошел захват добычи полезных ископаемых, переработки сырья, включая и химическое производство, произошла реструктуризация РАО «ЕЭС» и РАО «ГАЗпром», естественных монополий - РЖД, судоходных компаний и др., ослабление ОПК, традиционных профильных производств. До сих пор на Россию действует ограничения на вступление в ассоциации производителей, действует «поправка Вэника» (поправка 1974 года Джексона-Вэника - англ. Jackson-Vanik amendment) и др.
В настоящее время уровень человеческого потенциала и человеческого капитала для России существенно занижен, специально удерживаются на таком уровне (в состоянии «педикулеза»), который позволяет только создавать рабочие места в добывающих отраслях, именно в направлении отведенной нашему государству роли.
Так, эксперты Программы развития ООН (ПРООН, UNDP) в 2010 году представили доклад «Энергетика и устойчивое развитие» о человеческом потенциале в России (http://www.uiec.ru/news/0/1114.html). Это исследование было выполнено группой независимых российских аналитиков под эгидой UNDP. «Доклад о развитии человеческого потенциала будет актуален и полезен для политиков и государственных служащих всех уровней», - отмечает во введении министр энергетики Сергей Шматко. Между тем в самом докладе сырьевая модель экономики, опирающаяся на экспорт энергоносителей, фактически названа проклятием для страны и ее населения. Сырьевая экономика обеспечивает лишь около 1,7 млн. рабочих мест с достойной зарплатой, а остальное население она обрекает на прозябание. Кроме того,
доминирование сырьевого экспорта лишает большую часть граждан стимулов к повышению образования и квалификации.
Развитие человеческого потенциала зависит от доходов, образования и здоровья. На данном этапе достаточный уровень бюджетных и социальных расходов на душу населения отмечается лишь в добывающих регионах и в столице, а в остальных субъектах РФ социальные расходы на душу населения значительно ниже среднего по стране уровня. «Анализ показывает, что только в регионах с очень высокой обеспеченностью топливными ресурсами и, как следствие, со значительно большими доходами населения и бюджетов удается добиться существенного повышения долголетия и снижения младенческой смертности, - поясняет в своей части доклада директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич. - Но даже высокие доходы плохо помогают справиться с социально обусловленными болезнями, нужны модернизация социальной среды и образа жизни населения, более комплексное развитие системы образования».
Эксперты уверены: экономический кризис показал, что правительственная Концепция долгосрочного развития - 2020, провозглашающая диверсификацию экономики и преодоление зависимости от экспорта энергоресурсов, в среднесрочной перспективе всех проблем не решит. Потому что сейчас она практически не реализуема.
Эксперты предлагают скорректировать концепцию, внеся в нее инновационно-энергетический сценарий. Ключевую роль в нем будут играть повышение энергоэффективности и развитие новых технологий в энергетическом комплексе. Поэтому в среднесрочной перспективе нуждам энергетического сектора должно уделяться повышенное внимание: «опасность истощения запасов природных ресурсов требует как реализации инвестиционных проектов по разведке и освоению новых месторождений, так и интенсификации разработки действующих». И главное, считают эксперты, все это должно сочетаться с одновременным развитием человеческого потенциала, который заложит в будущем основу для экономического роста России.
По этой причине следует начинать с основных концептуальных подходов и принципов устройства государства (России), которые систематизируют и гармонизируют основные отношения групп населения, формируют социальный и государственный заказ.
1. Приоритет методологического (концептуального и идеологического), научного, научно-методического, методического, учебно-методического, учебного, информационного и инновационного сопро-
вождения, интеграции академической, вузовской и отраслевой науки в контексте разработки и реализации проектов и программ развития государства. В настоящее время наука России (академическая, вузовская, отраслевая наука) имеет высокий уровень развития и конкуренции, позволяющий производить анализ прошедших лет развития и новых предпочтений, обеспечить эффективное сопровождение разработки и реализации проектов и программ развития государства (экономики, политики, права и т. п.).
2. Приоритет программно-целевого, проектного развития территорий (государство, округ, регион, муниципальное образование, поселение) в соответствии с опытом работы, Градостроительным кодексом РФ и рекомендациями Минрегионразвития РФ: наличие Стратегии (на 25-30 лет), Стратегического плана (на 10-15 лет с комплексными целевыми программами по основным приоритетным направлениям развития) и Программы устойчивого развития (с мероприятиями и сметами затрат на 3 года, с экспресс-анализом затрат на 5 и 8 лет), Схемой территориального развития и Генпланированием. Определение безопасности, проблем развития.
3. Гармонизация доходов и социального развития с позиции повышения качества жизни и благополучия развития территорий. Формирование личностноориентированного и системно-деятельностного подхода, когда в центре развития общества находится человек (обучение, воспитание и развитие человека, формирование личности и развитие индивидуальности, самоопределения, социальной и профессиональной адаптации, формирование компетенций и компетентностей, формирование культуры). Формирование и развитие в обществе рефлексивнодеятельностной развивающей среды.
«Главный принцип, на основе которого разрешаются противоречия между максимизацией богатства и человеческим развитием, формулируется следующим образом: «Национальное богатство может расширить возможности выбора для людей. Этого, однако, может и не произойти. Определяющим здесь является не само по себе богатство, а то, как его используют разные страны. И до тех пор, пока общество не осознает, что основное его богатство - это люди, излишняя озабоченность производством материальных благ будет заслонять конечные цели обогащения жизни людей» [7].
4. Приоритет организации социального развития общества, развития образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, физкультуры и спорта и т. п. Получение образования в контексте системы непрерывного образования на протяжении всей жизни, развития системы здравоохранения по пути решения проблем первичной, вторичной и третичной профилактики, повышения специфической
и неспецифической резистентности организма. Обеспечение каждому жителю, каждому состоянию здоровья организма человека соответствующего достойного уровня благополучия, развития.
«Концепция человеческого развития предлагает четыре способа, с помощью которых можно добиться оптимизации связи между экономическим ростом и человеческим развитием:
• увеличить инвестиции в образование, здравоохранение, профессиональную подготовку, содействуя реализации способностей человека и его участию в производстве и распределении благ;
• добиваться более справедливого распределения дохода и богатства, обеспечивая материальную основу развития человеческого потенциала;
• достичь тщательной сбалансированности социальных расходов, всемерно укрепляя экономическую базу социальной сферы;
• расширять возможности людей осуществлять свой выбор в политической, социальной и экономической сферах, уделяя особое внимание тем группам населения (в частности, женщинам), чьи возможности были по тем или иным причинам ограничены» [7, с. 41].
5. Формирование функциональной системы управления государства, внедрение систем ситуационного управления на базе логико-лингвистического моделирования. Формирование и развитие органов власти (представительной, исполнительной и судебной) по повышению эффективности управления развитием государства и территорий с учетом совершенствования органов местного самоуправления и внедрением элементов гражданского общества. Разработка регламентов, комплексных сбалансированных показателей. Определение роли партий в современных условиях, в контексте построения ИЗМов (либерализм, демократизм, социализм, капитализм, неолиберализм и т. п.) и наведения порядка. Происходит реальное снижение роли партий в направлении наведения порядка по пути гармонизации отношений, повышения качества жизни и благополучия развития территорий (об этом говорится постоянно после выборов с декабря 2011 г. и марта 2012 г.).
6. Формирование и поддержание состояния граждан государства в роли хозяев государства и его развития (выборы депутатов любого уровня, возможность выражения недоверия и отстранение от власти депутата, перевыборы депутата, выражения недоверия и роспуск парламента, возможность выражения недоверия должностному лицу и отстранения от должности, вплоть до импичмента президента, запрет должностному лицу имеющему «де-юре» или «де-факто» двойное гражданство быть выбранным в качестве руководителя правительства, парламента,
суда и т. п., запрет работы на третью организацию, на третью страну).
Изложенные в п. 6 принципы давно уже являются нормой в странах ЕС.
Реализация изложенного подхода для России является возможным, наша страна имеет богатый опыт (в прошлом и в современном мире), имеет все необходимые ресурсы и возможности по обеспечению развития России - сильной и достойной страны в мировом устройстве. Кроме того, как показывает опыт, Россия и ее граждане имеет свою миссию в процессе развития своего государства, а в соответствии с этим - и мира.
ИРЧП подвергается больше всего критике за то, что в него не входят важные элементы человеческого развития - соблюдение прав человека, демократических свобод и социального равенства. Но следует еще раз подчеркнуть, что ИРЧП ни в коем случае не является всеобъемлющим мерилом развития человека. Включение в этот индекс многих других аспектов человеческого развития невозможно в основном из-за отсутствия надежной и сопоставимой в международном плане информации.
По этой причине целесообразно учитывать человеческий потенциал и человеческий капитал исходя из изложенной выше концепции качества жизни индивидуума (состояний здоровья и видов благополучия):
- качество жизни определяется двумя взаимообусловленными понятиями - состоянием здоровья и видами благополучия;
- человеческий потенциал определяется функциональной готовностью организма (компетенциями);
- человеческий капитал определяется функциональной активностью организма (компетентностями).
Оценку же развития человеческого потенциала следует осуществлять не только по ИРЧП, но и на основе модульно-рейтинговой технологии оценивания (см. п. 3.3, подобно рейтинговым показателям: индекс Доу-Джонса, индексы деловой активности и т. п.).
Приведенные понятия могут быть распространены на группы людей и на социум, что в целом будет определять качество жизни, человеческий потенциал и человеческий капитал для групп людей (семья, предприятие, учреждение, организация), социума (страна, округ, регион, муниципальное образование, поселение, село, деревня и т. п.). На практике так и происходит, недостающая компетенция (человеческий потенциал) и компетентность (человеческий капитал) складывается за счет интеграции усилий людей, специалистов (социальный потенциал, социальный капитал). По этой причине будет корректно применять введенные понятия - качество жизни, человеческий потенциал (функциональная готовность, компетенции) и человеческий капитал (функциональная активность,
компетентность) для страны, округа, региона, муниципального образования, поселения, села, деревни, семьи, предприятия, учреждения, организации и т. п.
Для нашей страны (при значительных географических размерах, перечне климатических зон, численности населения, ресурсов) нет видимых
ограничений на величину введенных понятий. Первое, что должно быть сделано в России - должен быть разработан весь перечень документов государственного планирования и управления с учетом вопросов безопасности страны, должен быть сформулирован социальный, государственный заказ.
Рис. 2. Порядок, гармонизация отношений
Основные институты (семья; предприятие, учреждение, организация; государство; мир) устанавливают отношения порядка (см. рис. 2) через гармонизацию отношений (первоначально: социальных, экономических, институциональных и экологических) за счет развития органов самоуправления. В семье за счет выполнения Конституции,
Гражданского кодекса и др. с учетом и развитием традиций, национальных устоев и др.; на предприятии, учреждении, организации вне зависимости от формы собственности и в государстве за счет выполнения нормативно-правовых норм, в мире за счет развития органов межгосударственных отношений (ООН, ВОЗ и др.).
Рост человеческого потенциала и человеческого капитала Повышение конкурентоспособности и кооперация усилий
1 г
Общий рост экономики |
к
Повышение качества жизни Увеличение доходов
Рис. 3. Место качества жизни, человеческого потенциала и человеческого капитала
в воспроизводственном процессе
На наш взгляд, стратегия развития региона в современных условиях должна иметь два основных вектора, две взаимосвязанные главные цели. Первая цель, первый вектор - социальный - повышение качества жизни, уровня социального благополучия региональной общности (населения). Вторая цель, второй вектор
- экономический - повышение конкурентоспособности региональной экономики. Оба вектора направлены в одном направлении: обеспечение роста регионального человеческого потенциала и человеческого капитала (рис. 3) в рамках устойчивого развития региона.
Именно качество жизни, эффективное использование и развитие человеческого потенциала и капитала, способность создавать и осваивать новейшие технологии становятся не только критическими условиями устойчивого развития экономики, но и главными факторами роста благосостояния стран и регионов.
Интеграция работы органов власти, конкретных ведомств (образования, культуры, здравоохранения, социальной защиты и др.) должна осуществляться в соответствии с сопровождением качества жизнедеятельности, уровнем человеческого потенциала и человеческого капитала.
Список литературы:
1. Клименков Г.В. Теоретические основы построения родо-видовых сетей понятий в экономике // Журнал Экономической теории. - 2009. № 4. - С. 31-37.
2. Клименков Г.В., Широковских Е.Г. Повышение качества жизни населения как критерий благополучия развития Пермского края // Известия Уральского государственного экономического университета. -2010. - № 2 (28). - С. 88-96.
3. Основы здоровьесберегающей жизнедеятельности (введение в валеологию: индивидуальное здоровье): Методическое пособие по курсу «Нормальная физиология» / В.Г. Афанасьев, Е.Г. Офрихтер, Г.В. Клименков, М.Л. Кононова, М.Д. Берг / под общ. ред. проф. В.М. Смирнова. - Пермь: Перм. гос. мед. академия, Центр развития образования им. С.О. Ветлугина г. Перми, 2002 (1-е издание). - 142 с.
4. Клименков Г.В., Афанасьев В.Г., Белозерова Л.М., Кононова М.Л., Офрихтер Е.Г., Берг М.Д. Подходы к рассмотрению и характеристика жизни человека с позиций закономерностей его функционального состояния // Материалы XVIII Съезда физиологов России (25-28 сентября 2001 г.). - Казань: Каз. гос. мед. ун-т, 2001. - С. 140-141.
5. Клименков Г.В., Афанасьев В.Г., Офрихтер Е.Г., Берг М.Д. Универсальный подход к анализу факторов здоровья и риска для здоровья человека // Материалы 4-го Сибирского физиологического Съезда. - Новосибирск: Ин-т физиологии СО РАМН, 2002. - С. 45-46.
6. Бернс Р. Я-концепция и воспитание. - М., 1989. - 169 с.
7. Человеческое развитие: новое измерение социальноэкономического прогресса: учебное пособие / под общ. ред. проф. В.П. Колесова (экономический факультет МГУ). - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Права человека, 2008. - 636 с.
8. Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации за 2008 г. / под общ. ред. А.Г. Вишневского и С.Н. Бобылева. - М.: Обложка
- брендинговое агентство «Артоника»; допечатная подготовка - ЗАО «ПриПресс Интернэшнл»; печать
- типография «Сити-Принт», 2009. - 208 с.
Сафиуллин Л.Н.
доктор экономических наук, профессор,
заведующий кафедрой экономической методологии и истории Казанского федерального университета, г. Казань
УДК 330.12-047.37:001.895
МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО БЛАГОСОСТОЯНИЯ: НОВЫЙ ПОДХОД
В работе ставятся и решаются задачи исследования общественного благосостояния в условиях неоднородности объектов и субъектов хозяйствования, выявления и обоснования непреодолимых трудностей в повышении благосостояния населения ранее разработанными подходами, а также осуществляется разработка нового направления в реализации важнейшей цели любой социально-ориентированной рыночной экономики.
Ключевые слова: благосостояние, качество жизни, предельная полезность по качеству.