УДК 332.12
ОВ- Морозова ВЛИЯНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА НА
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ РЕГИОНА
Аннотация. Проводится анализ влияния человеческого капитала на развитие экономики региона.
Ключевые слова: экономический рост, человеческий капитал, демографическое положение, индекс развития человеческого потенциала.
Olga Morozova THE EFFECT OF HUMAN CAPITAL ON ECONOMIC
GROWTH OF THE REGION
Annotation. The analysis of the impact of human capital on economic development of the region is done.
Keywords: economic growth, human capital, demographic situation, index of human potential development.
Задача экономического роста на сегодняшний день одна из основных в экономике России. Экономический рост служит базой для улучшения благосостояния населения страны. Способность экономики региона к росту зависит от огромного количества факторов, одним их которых выступает человеческий капитал.
Человеческий капитал (human capital) - оценка воплощенной в индивидууме потенциальной способности приносить доход. Включает врожденные способности и таланты, а также образование и приобретенную квалификацию. Концепция человеческого капитала разработана американскими учеными, лауреатами Нобелевской премии Гэри Беккером и Теодором Шульцем. Они показали, что вложения в человеческий капитал могут давать высокий экономический эффект и что в последние десятилетия они все в большей степени определяют развитие экономики, прежде всего в индустриальных странах [1].
Человеческий капитал обладает количественными и качественными характеристиками. Говоря о количественных характеристиках, необходимо обратиться к демографическим показателям. Рассмотрим показатели рождаемости, смертности и естественного воспроизводства населения в России и во Владимирской области (см. табл.).
Таблица
Рождаемость, смертность и естественное воспроизводство населения в России и во Владимирской области 2008-2012 гг. (чел. на тыс. чел.)
Год Россия Владимирская область
Рождаемость Смертность Естественное воспроизводство Рождаемость Смертность Естественное воспроизводство
2008 12,1 14,6 -2,5 10,8 18,8 -8,0
2009 12,4 14,2 -1,8 10,8 18,4 -7,6
2010 12,5 14,2 -1,7 10,7 18,0 -7,3
2011 12,6 13,5 -0,9 10,9 17,1 -6,2
2012 13,3 13,3 0,0 11,5 16,6 -5,1
Как видно из таблицы, есть разница в показателях по России и Владимирской области. Демографическое положение во Владимирской области в целом хуже, чем по стране. Если в России пока-
© Морозова О .В., 2014
затели смертности и рождаемости в 2012 г. сравнялись, то во Владимирской области наблюдаются существенные различия.
Современный человек имеет определенное демографическое поведение, которое связано с уровнем и качеством жизни населения, его культурой, образованием и здоровьем. В современных условиях сложно иметь большое число детей. Исходя из вышесказанного, следует отметить, что усилия демографической политики необходимо направить не только на повышение рождаемости, но и на улучшение здоровья населения, снижение смертности и повышение продолжительности жизни.
Рассматривая качественные показатели человеческого капитала, следует обратить внимание на международные расчеты человеческого потенциала, человеческих ресурсов. В них фигурируют три нормализованных агрегатных индекса (образование, доходы, здоровье), которые формируют качество человеческого капитала (см. рис.).
Рис. Качество человеческого капитала
Затрагивая вопрос образования, отметим, что в настоящее время более 73 тыс. молодых людей во Владимирской области в возрасте от 14 до 25 лет получают профессиональную подготовку или профессиональное образование в 76 разноуровневых государственных и негосударственных учреждениях профессионального образования. Для Владимирской области, как и для России в целом, характерны общие негативные тенденции динамики населения: естественная убыль населения, старение, снижение доли детей и подростков и повышение доли лиц старше трудоспособного возраста. Доля граждан в трудоспособном возрасте составляет во Владимирской области 61,2 %. По названному показателю среди субъектов, входящих в Центральный федеральный округ (ЦФО), Владимирская область занимает 6-е место после г. Москвы, Московской, Воронежской, Тульской и Белгородской областей.
Возвращаясь к вопросу здравоохранения, отметим, что здоровье граждан как социально-экономическая категория является неотъемлемым фактором трудового потенциала общества и представляет собой основной элемент национального богатства страны. Анализ медико-демографических показателей населения территории Владимирской области в динамике с 2008 по 2012 г. регистрирует рост рождаемости на 6,1 % и снижение общей смертности на 11,7 %. Средняя продолжительность жизни жителей Владимирской области в 2012 г. увеличилась по сравнению с 2010 г. на 2,2 % и составляет 68,6 года. Заболеваемость населения, являющаяся результатом взаимодействия целого ряда факторов, в немалой степени зависит как от возрастной структуры населения, так и от доступности и качества медицинской помощи [2].
Анализ показателей общей и первичной заболеваемости позволяет сделать вывод о том, что за
последние годы наметилась стойкая тенденция к снижению заболеваемости. Это свидетельствует о направленности реализуемых программ во Владимирской области, в первую очередь, на повышение качества медицинских услуг и доступность всех видов медицинской помощи.
Одним из показателей качества человеческого капитала выступает индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП). Россия в 2013 г. имела ИРЧП 0,843. Учитывая крайнюю неоднородность развития российских регионов, значительный интерес представляет значение ИРЧП для Владимирской области, которое составляет 0,800 на 2013 г. В рейтинге регионов России Владимирская область занимает 62-е место из 80, по данному показателю. Следует отметить, что значение ИРЧП 0,800 представляет собой нижнюю границу уровня развитых стран.
Для реализации актуальных задач экономического роста Владимирской области требуется консолидация усилий органов власти, трудовых коллективов, бизнеса и общественности. Результатом их совместной работы должны стать обновленная экономика и достойный уровень жизни населения области. За последние годы инвестиционная привлекательность Владимирской области как субъекта ЦФО возросла. Администрация Владимирской области создает эффективную целостную систему государственной поддержки инвесторов, стимулирует строительство новых предприятий и реконструкцию существующих, в том числе путем создания технопарков. Во Владимирской области формируются и работают индустриальные парки, технопарки на свободных земельных участках, на базе ранее созданных производственных комплексов (технопарк «Вязники», промышленный парк «Струнино», промышленный парк на базе ОАО «ВПО «Точмаш», Ставровский индустриальный парк, технопарк «Александрова слобода», экопарк «Суздаль» и др.). Для решения поставленных задач необходимо формирование качественного трудового капитала региона. Ведь он оказывает значительное влияние на успех запланированных мероприятий.
Решение любой проблемы требует системного подхода, который подразумевает в конечном итоге структурно-функциональные изменения институтов образования, рынка труда, региональной власти и корпоративной политики предприятий. На сегодняшний день создание координационного центра считается наиболее актуальным методом [3].
В регионах создаются координационные центры (модератор) со следующими функциями и алгоритмом действия:
- мониторинг традиционных и инновационных направлений экономики региона, анализ новых технологий и расчет обеспечения кадрами с учетом прогноза развития экономики на 3-5-летний период;
- координация стратегических планов модернизации базовых предприятий региона (технологические линии, оборудование) за 3-5 лет до их внедрения;
- мониторинг образовательных программ, способных развить необходимые компетенции инженерных, рабочих кадров, специалистов гуманитарного направления, анализ материально-технической базы учебных заведений и квалификации профессорско-преподавательского состава;
- организация и проведение производственных практик, семинаров для профессорско-преподавательского состава системы образования, обучение в передовых вузах РФ и за рубежом;
- содействие и мониторинг цепочки: служба занятости - образовательное учреждение - предприятие;
- планирование и оформление заказа на подготовку кадров определенных компетенций для отраслей региона;
- подготовка законодательных инициатив для успешной реализации механизмов взаимодействия институциональных структур рынка труда, системы образования и работодателей.
В перспективе данной структуре (модератору на рынке труда) необходимо передать функции заказчика по формированию и исполнению заказа на трудовые ресурсы. Формирование заказа будет
строиться на основе научного подхода с учетом прогнозных показателей и анализа тенденций в отраслях экономики региона и на рынке труда. Размещение заказа среди специализированных учебных заведений будет проводиться на конкурсной основе в соответствии с действующим законодательством. Подобные мероприятия, на наш взгляд, неизбежно приведут к развитию не только экономики, но и самого человека.
Следовательно, в регионе необходимо работать над повышением качества человеческого капитала. Рассматривать все возможные пути повышения качества факторов, формирующих качество человеческого капитала. Следует отметить, что человеческий капитал оказывает значительное влияние на развитие экономики региона. Поэтому необходимо осуществлять деятельность по повышению качества трудового капитала, а значит работать в направлениях развития образования, здравоохранения и повышения доходов населения.
Библиографический список
1. Лопатников Л.И. Экономико-математический словарь: Словарь современной экономической науки / Л.И. Лопатников. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Дело, 2003. - 520 с.
2. Отчет о реализации мероприятий региональной программы «Модернизация здравоохранения Владимирской области на 2011-2012 г.» в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 30 декабря 2010 г. № 1240Н [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://dz.avo.ru/images/stories/docs/Modern%20zdravooch/otchet%20realiz%20moderniz%20za%20I%20polugo die2011.zip
3. Сагдеева Л.С., Старикова Л.Н. Управление качеством человеческого капитала в условиях инновационного развития региона // Управление экономическими системами. - 2012. - № 3. - С. 21-26.