Научная статья на тему 'Здоровье - основа человеческого потенциала'

Здоровье - основа человеческого потенциала Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
196
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕПРОДУКТИВНОЕ ЗДОРОВЬЕ / БЕСПЛОДИЕ / ВИЧ-ИНФЕКЦИЯ / АЛКОГОЛИЗМ / НАРКОМАНИЯ И ТАБАКОКУРЕНИЕ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / ОБЩЕСТВО / ТЕХНОЛОГИИ ПРОФИЛАКТИКИ / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / REPRODUCTIVE HEALTH / INFERTILITY / HIV INFECTION / ALCOHOLISM / TOBACCO SMOKING / HUMAN POTENTIAL / HUMAN CAPITAL / SOCIETY / PREVENTIVE MEASURES / QUALITY OF LIFE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Осанова Марина Васильевна, Одинцова Ольга Валентиновна

В статье рассматриваются медико-социальные проблемы, которые оказывают влияние на качество и продолжительность жизни каждого отдельного индивидуума, на все сферы деятельности личности в целом. Отмечается неудовлетворительное состояние репродуктивного здоровья населения, распространение заболеваний, эпидемии (ВИЧ-инфекция), алкоголизма, наркомании и табакокурения. Показаны критерии оценки человеческого потенциала, система доверия и недоверия в обществе, система предпочтений, реальный вес национальной валюты и др. Важным условием развития человеческого потенциала является создание комфортных условий проживания, что складывается из жилищных условий экологии, безопасности жизнедеятельности, безопасности личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HEALTH - BASIS FOR HUMAN POTENTIAL

The medical and social problems are being discussed in this article. Their influence of one’s quality of life and one’s longevity as well as their input on all parts of human life. It highlights disappointing state of nation’s reproductive health, spread of epidemic (HIV infection), alcoholism, drug addiction, tobacco smoking. It shows criteria for human development index, system of trust and antitrust in society, system of preferences, the real value of national currency. The important factor of the development of one’s potential is the creation of comfortable living conditions, that is built on ecology, life and individual safety.

Текст научной работы на тему «Здоровье - основа человеческого потенциала»

возможностям каждого студента. Проблемные задачи должны быть сложными настолько, чтобы вызвать затруднение студентов, и в то же время посильными для самостоятельного нахождения ответа и выполнения задания, соответствовать физической и технической подготовленности. Если студенты не могут выполнить данное задание, то необходимо дать объяснение этому факту.

Однако нельзя смешивать проблемное задание и проблемную ситуацию. Проблемное задание само по себе не является проблемной ситуацией, оно может вызвать проблемную ситуацию лишь при определенных условиях. Одна и та же проблемная ситуация может быть вызвана различными типами заданий - задания с заведомо допущенными ошибками, с противоречивыми данными. Если студенты, оказавшись в проблемной ситуации, не смогли из нее выйти, преподаватель должен сформулировать возникшую проблему, указать на причины, которые привели к этому и объяснить учебный материал, что необходим для решения предложенной задачи [3].

Использование проблемного обучения в образовательном процессе по физическому воспитанию обеспечивает возникновение и развитие у студентов мотивации для достижения определенного уровня физического развития, способствует формированию потребностей в самостоятельном приобретении физкультурно-спортивных знаний и умений, и содействует побуждению к индивидуальному и умелому выполнению физических упражнений с пользой для собственного здоровья.

Список литературы / References

1. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: «Высшая школа», 1991. 207 с.

2. Лубышева Л.И. Научное обоснование инновационных преобразований в сфере физической культуры и спорта // Теория и практика физической культуры, 2001. № 1. С. 8-10.

3. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1972. С. 181-183.

4. МахмутовМ.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. М.: Педагогика, 1975. 368 с.

5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. 256 с.

6. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология. М.: Педагогическое общество России, 2002. 224 с.

ЗДОРОВЬЕ - ОСНОВА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА Осанова М.В.1, Одинцова О.В.2 Email: Osanova665@scientifictext.ru

'Осанова Марина Васильевна — преподаватель; 2Одинцова Ольга Валентиновна — преподаватель, кафедра общеобразовательных дисциплин, Северо-Западный филиал Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования Российский государственный университет правосудия г. Санкт-Петербург

Аннотация: в статье рассматриваются медико-социальные проблемы, которые оказывают влияние на качество и продолжительность жизни каждого отдельного индивидуума, на все сферы деятельности личности в целом.

Отмечается неудовлетворительное состояние репродуктивного здоровья населения, распространение заболеваний, эпидемии (ВИЧ-инфекция), алкоголизма, наркомании и табакокурения.

Показаны критерии оценки человеческого потенциала, система доверия и недоверия в обществе, система предпочтений, реальный вес национальной валюты и др. Важным условием развития человеческого потенциала является создание комфортных условий проживания, что складывается из жилищных условий экологии, безопасности жизнедеятельности, безопасности личности.

Ключевые слова: репродуктивное здоровье, бесплодие, ВИЧ-инфекция, алкоголизм, наркомания и табакокурение, человеческий потенциал, человеческий капитал, общество, технологии профилактики, качество жизни.

HEALTH - BASIS FOR HUMAN POTENTIAL Osanova M.V.1, Odintsova O.V.2

'Osanova Marina Vasilevna — Teacher; 2Odintsova Olga Valentinovna — Teacher, DEPARTMENT OF GENERAL STUDIES NORTH-WESTERN BRANCH FEDERAL STATE AUTONOMOUS EDUCATIONAL INSTITUTION HIGHER VOCATIONAL EDUCATION RUSSIAN STATE ACADEMY OF JUSTICE, ST. PETERSBURG

Abstract: the medical and social problems are being discussed in this article. Their influence of one's quality of life and one's longevity as well as their input on all parts of human life. It highlights disappointing state of nation's reproductive health, spread of epidemic (HIV infection), alcoholism, drug addiction, tobacco smoking. It shows criteria for human development index, system of trust and antitrust in society, system ofpreferences, the real value of national currency. The important factor of the development of one's potential is the creation of comfortable living conditions, that is built on ecology, life and individual safety.

Keywords: reproductive health, infertility, HIV infection, alcoholism, tobacco smoking, human potential, human capital, society, preventive measures, quality of life.

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это - основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.

Термин «человеческий капитал», впервые был использован Теодором Шульцем в процессе исследования экономик беднейших стран. В своих работах он ввел данное понятие с целью объяснения сложившегося положения, как одного из факторов влияния на развитие экономики.

Сегодня есть все основания констатировать, что именно всемерное расширение человеческих возможностей стало - и в обозримом будущем

продолжит оставаться - главным вектором научно-технического прогресса.

Человеческий потенциал включает в себя три взаимосвязанных элемента: здоровье человека, его образование и материальные доходы.

Здоровье, являясь основой человеческого потенциала, напрямую связано с такими показателями, как: материальное положение, общий уровень культуры и образования, понятиями нравственности и духовных начал.

Среди ключевых медицинских и социальных проблем в мире, оказывающих прямое влияние на состояние здоровье человека, по мнению большинства исследователей, можно особо отметить неудовлетворительное состояние репродуктивного здоровья населения (в частности бесплодие), распространение заболеваний, принимающее масштабы эпидемии (ВИЧ-инфекция), алкоголизм, наркоманию и табакокурение.

Среди множества причин низкого уровня естественного прироста населения особое значение принадлежит неудовлетворительному состоянию репродуктивного здоровья, в частности бесплодию. Наше время характеризуется определенными социальными тенденциями: эмансипация женщин, стремление их к активной социальной жизни, карьере, образованию, разделение супружескими парами понятий «сексуальные отношения» и «деторождение», распространение контрацептивных средств, разрешение абортов - все эти и многие другие факторы обеспечивают так называемое «добровольное бесплодие».

Специфика демографической ситуации в современной России характеризуется уровнем рождаемости, едва ли не самым низким для мирных лет за всю историю статистического наблюдения в стране.

Медицинская значимость проблемы женского бесплодия определяется необходимостью решения ряда вопросов, связанных не только с совершенствованием методов диагностики, повышением эффективности его лечения и профилактики, но и изучением психологического состояния, семейной ситуации и социальной адаптации бесплодных пациентов.

Проблема ВИЧ-инфекции (Вирус иммунодефицита человека)/СПИДа (Синдром приобретенного иммунодефицита человека) является не только проблемой одного государства, но и глобальной проблемой в современном мире.

В 2017 г. от причин, связанных с ВИЧ (согласно данным объединенной программы Организации Объединенных Наций по ВИЧ и СПИДу (ЮНЭЙДС), во всем мире умерло 940 000 человек.

По состоянию на конец 2017 г. 21,7 млн человек с ВИЧ-инфекцией получали пожизненную антиретровирусную терапию (АРТ).

К наиболее пораженному региону относится Африканский регион — в 2017 г. в нем проживало 25,7 миллиона человек с ВИЧ-инфекцией. На данный регион приходится также почти две трети общего глобального числа новых случаев инфицирования ВИЧ.

Шестьдесят девятой сессией Всемирной ассамблеи здравоохранения была одобрена новая Глобальная стратегия сектора здравоохранения по ликвидации ВИЧ на 2016-2021 годы.

К важнейшим действиям в сфере политики для профилактики ВИЧ относятся следующие:

1. Обеспечение пропаганды, защиты и уважение прав человека;

2. Содействование широкому распространению знаний и информации относительно путей передачи ВИЧ, а также способов предупреждения такой передачи;

3. Установление взаимосвязи между профилактикой ВИЧ и охраной полового и репродуктивного здоровья;

4. Обеспечение мобилизации и усиления финансового, кадрового и институционального потенциала во всех секторах, в частности в секторе здравоохранения и образования;

5. Осуществление анализа и реформирования правовых рамок с целью устранения барьеров на пути реализации эффективных и основанных на реальных фактах действий по профилактике ВИЧ;

6. Обеспечение вложения достаточных средств в проведение исследований и разработок новых технологий профилактики, а также пропаганды таких технологий.

К одному из таких новых методов профилактики ВИЧ относится предэкспозиционная профилактика (PrEP или ПрЭП) суть, которой состоит в том, что ВИЧ - отрицательные люди для снижения риска инфицирования ВИЧ каждый день принимают лекарственные препараты. Совсем недавно ведущие ученые провозгласили результаты серьезного испытания предэкспозиционной профилактикив Великобритании.

В исследование были включены 545 ВИЧ - отрицательных мужчин нетрадиционной ориентации, которые были сексуально активны. Исследование показало, что ПрЭП позволила снизить рискинфекций среди тех, кто находился в испытании, на беспрецедентные 86%.Среди 276 мужчин, получавших ПрЭП сразу после каждого сексуального опыта, в первый год исследования было только 3 ВИЧ-инфекции, по сравнению с 19 в группе с отсрочкой.

В настоящее время единственным препаратом, состоящим из комбинации тенофовира и эмтрицитабина, одобренным для использования в качестве ПрЭП, является Трувада (Truvada) компанииGileadSciences. Цель применения ПрЭП в клинической практике, установленная ЮНЭЙДС в стратегии по прекращению пандемии ВИЧ, состоит в том, чтобы к 2020 году привлечь к ПрЭП три миллиона человек. Однако только 2% этой цели было достигнуто в июне 2016 года.

В настоящий момент препарат Трувада для ПрЭП утвержден в США, Канаде, Австралии, Перу, Южной Африке, Кении, Зимбабве, Израиле и Европейском союзе. Утверждение находится на рассмотрении в Бразилии и Таиланде.

Предоставление ПрЭП ключевым группам населения может стать важным шагом в борьбе с взрывным ростом эпидемии ВИЧ в мире.

Еще одной из тяжелейших проблем нашего времени является проблема табакокурения.

Ежегодно в мире курение становится причиной прямой или опосредованной смерти 3 миллионов человек. Не меньшую опасность вызывает пассивное курение, способствующее увеличению риска развития рака легкого и сосудистой патологии у некурящих людей.

В борьбе с курением в мире используются следующие подходы:

1. Разъяснительный;

2. Ограничительно-запретительный;

3. Подход всестороннего устранения (в том числе замещения) потребностей в табакокурении.

В США во всех штатах активно пропагандируется борьба за здоровый образ жизни. Данные меры включают повышение стоимости медицинской страховки для курящих в разы больше, кроме того, в каждом штате дополнительно вводятся различные ограничения для курящих.

В России введён запрет на курениево всех общественных заведениях, включая транспорт, вокзалы за исключением особо отведённых мест.

Также в РФ введен запрет на трансляцию в средствах массовой информации курящих людей, табачные изделия. Строго запрещено продавать табачную продукцию несовершеннолетним.

В Германии с 1 сентября 2007 г. введен запрет на курение во всех государственных учреждениях, общественных заведениях и во всех видах городского транспорта включая такси. Сумма штрафа за данное нарушение может доходить до €250.

К значимым проблемам современности также относят алкоголизм и наркоманию.

В 2015 году было зафиксировано, что четверть миллиарда человек употребляют наркотики: из них около 29,5 млн. человек (или 0,6% всего взрослого населения мира) страдают от расстройств, вызванных с употреблением наркотиков, включая зависимость.

В 2016 году мировое производство опия увеличилось на одну треть по сравнению с предыдущим годом, и это было вызвано главным образом увеличением урожая опийного мака в Афганистане.

Среди самых действенных мер борьбы с наркоманией и ее профилактики является санитарное просвещение, включающее работу в семье подросткового нарколога, специалиста по социальной работе, педагогов.

К другому важному направлению относится улучшение социально-экономических условий, повышение уровня жизни и благосостояния граждан, поскольку они имеют важное значение для формирования образа жизни, системы питания, уровня образования и доступ к услугам здравоохранения. [1,с. 189]

Потребление алкоголя на душу населения в развитых странах составляет 7—14 литров в год; в развивающихся странах этот показатель меньше, однако отмечается тенденция к его росту. По данным ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения) за 2017 год в России потребление алкоголя снижается и это может стать примером для многих стран.

Основная роль по регулированию алкогольной политики на международном уровне принадлежит Всемирной организации здравоохранения. В мае 2010 года на Всемирной ассамблее здравоохранения в Женеве была принята «Глобальная стратегия по снижению злоупотребления алкоголем». Основным направлением данной стратегии явились ограничительные мероприятия, касающиеся рекламы спиртных напитков, мест продажи алкогольной продукции и сокращение времени продажи, повышение розничных цен на спиртные напитки за счёт налогов. Важное значение уделяется информированию населения, особенно подростков, о вреде алкогольных напитков.

Существующие критерии оценки человеческого потенциала, расчета индикатора развития человеческого потенциала (ИРЧП - это базовый показатель ООН некорректны, т.к. не учитывают существующие в мире системы мироустройства, управления, формирующиеся и действующие альянсы, скрытую систему мотивации, сговора, изменение статуса территорий и проживающего населения, изменение традиций, устоев, роли религий, соглашательского конформизма (оппортунизма), комплексную систему индикации стран (систему доверия и недоверия в обществе, систему предпочтений, реальный вес национальной валюты и др.) и др.

По этой причине целесообразно учитывать человеческий потенциал и человеческий капитал исходя из изложенной выше концепции качества жизни индивидуума (состояний здоровья и видов благополучия):

- качество жизни определяется двумя взаимообусловленными понятиями - состоянием здоровья и видами благополучия;

- человеческий потенциал определяется функциональной готовностью организма (компетенциями);

- человеческий капитал определяется функциональной активностью организма (компетентностями).

О задачах общества и государства в сфере человеческого развития можно сказать следующее: мерой совершенства общества - а также и критерием для оценки социально-экономической политики государства - является способность обеспечивать как сохранение, так и развитие, и реализацию человеческого потенциала граждан [2, с. 142].

Все то, что ведет к разрушению и деградации имеющегося в стране человеческого потенциала, несомненно, противоречит интересам не только самой личности, но и общества, и государства. И напротив, все то, что способствует его сохранению и развитию, ведет к укреплению и общества, и государства.

Список литературы / References

1. Человеческое развитие: новое измерение социально - экономического прогресса / под общ. ред. проф. В.П. Колесова (экономический факультет МГУ). 2-е изд., доп. и перераб. М.: Права человека, 2008. 633 с.

2. Основы здоровьесберегающей жизнедеятельности: Методическое пособие по курсу «Нормальная физиология» / В.Г. Афанасьев, Е.Г. Офрихтер, Г.В. Клименков, М.Л. Кононова, М.Д. Берг / под общ. ред. проф. В.М. Смирнова. Пермь: Перм. гос. мед. Академия, Центр развития образования им. С.О. Ветлугина г. Перми, 2002 (1-е издание). 142 с.

РАЗВИТИЕ У УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ НАВЫКОВ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАУЧНОГО АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В ПИСЬМЕННЫХ ЗАДАНИЯХ ЧЕРЕЗ ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДИК CLIL Пашкова Е.И.1, Вольф К.М.2 Email: Pashkova665@scientifictext.ru

1 Пашкова Елена Ивановна — учитель биологии, магистр биологии;

2Вольф Kaтрина Мишель — учитель биологии, магистр образования, Назарбаев Интеллектуальная школа химико-биологического направления, г. Петропавловск, Республика Казахстан

Аннотация: во многих странах мира учащиеся средних школ часто изучают научные дисциплины на английском языке, что создает дополнительные сложности для учителя в преподавании и обеспечении учащихся инструментами для выражения своих мыслей. Предметно-языковое интегрированное обучение, более известное как методика CLIL, представляет собой набор инструментов, помогающих учителю донести, а учащимся усвоить содержание предмета на иностранном языке, в результате чего учащиеся изучают и предмет, и язык одновременно. Команда учителей научных дисциплин нашей школы применяла некоторые приемы CLIL на уроках в 11 классах в течение одного учебного года с целью развития у учащихся навыков применения научного языка в письменных заданиях. Ключевые слова: научный английский язык, CLIL, предметно-языковое интегрированное обучение, навыки, письменные задания.

DEVELOPING SKILLS OF THE SCIENTIFIC ENGLISH LANGUAGE IN WRITTEN TASKS IN HIGH SCHOOL STUDENTS THROUGH THE APPLICATION OF CLIL METHODOLOGY Pashkova Ye.I.1, Wolf KM.2

1Pashkova Yelena Ivanovna — Biology Teacher, Master of Biology;

2Wolf Katrina Michelle — Biology Teacher, Master of Education, NAZARBAYEV INTELLECTUAL SCHOOL OF CHEMISTRY AND BIOLOGY, PETROPAVLOVSK, REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

Abstract: in schools all over the world, students often learn in English language. This presents additional challenges for teachers to deliver content and provide students with the tools necessary to express their ideas. CLIL, or Content and Language Integrated Learning, is a teaching methodology in which new content is delivered to students in a foreign language; so in essence, students are learning both content and language at the same time. A team of science teachers applied several CLIL techniques to their Grade '' Biology classroom over the course of one academic year in the hopes of improving the students' skills in the use of scientific language in written assignments. Keywords: scientific English language, CLIL, Content and Language Integrated Learning, skills, written assignments.

УДК 372.857

Итоговая аттестация учащихся по биологии в Назарбаев Интеллектуальных школах Республики Казахстан предполагает выполнение ими письменной работы на английском языке, проверяющей не только то, насколько учащиеся владеют знаниями по предмету, но также и то, насколько у них развиты навыки мышления низкого (знание, понимание, применение) и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.