Научная статья на тему 'КАЧЕСТВО ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ-ИНВАЛИДОВ РАЗЛИЧНЫХ НОЗОЛОГИЧЕСКИХ ГРУПП В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ COVID-19'

КАЧЕСТВО ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ-ИНВАЛИДОВ РАЗЛИЧНЫХ НОЗОЛОГИЧЕСКИХ ГРУПП В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ COVID-19 Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
20
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / ИНВАЛИДЫ / ПАНДЕМИЯ / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Дралло Ирина Леонидовна

Целью исследования является изучение качество жизни студентов-инвалидов разных нозологических групп в период пандемии COVID-19. У 188 студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью разных нозологических групп (110 юношей и 78 девушек) в возрасте от 18 до 20 лет, изучали самооценку качества жизни (КЖ) по опроснику SF-36. Показано, что КЖ студентов-инвалидов различается в зависимости от нозологии и пола, а самоизоляция в период с 24.11.2020 по 04.04.2021 оказала наиболее сильное влияние на студентов, имеющих кардио-респираторную патологию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Дралло Ирина Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

QUALITY OF LIFE OF DISABLED STUDENTS OF VARIOUS NOSOLOGICAL GROUPS DURING THE COVID-19 PANDEMIC

The aim is to study the quality of life of disabled students of different nosological groups during the COVID-19 pandemic. 188 students with disabilities and disabilities of different nosological groups (110 boys and 78 girls) aged 18 to 20 years, studied self-assessment of quality of life (QOL) according to the SF-36 questionnaire. It is shown that the quality of life of disabled students differs depending on nosology and gender, and self-isolation in the period from 24.11.2020 to 04.04.2021 had the strongest effect on students with cardio-respiratory pathology.

Текст научной работы на тему «КАЧЕСТВО ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ-ИНВАЛИДОВ РАЗЛИЧНЫХ НОЗОЛОГИЧЕСКИХ ГРУПП В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ COVID-19»

Научная статья Original article УДК 311:796

doi: 10.55186/2413046X_2022_7_11_652

КАЧЕСТВО ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ-ИНВАЛИДОВ РАЗЛИЧНЫХ НОЗОЛОГИЧЕСКИХ ГРУПП В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ COVID-19 QUALITY OF LIFE OF DISABLED STUDENTS OF VARIOUS NOSOLOGICAL GROUPS DURING THE COVID-19 PANDEMIC

Ь й МОСКОВСКИЙ ■p ЭКОНОМИЧЕСКИЙ

^jUyPHM

Дралло Ирина Леонидовна, доцент Кафедры физического воспитания ФГБОУВО Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), Москва, E-mail: dralloirina@list.ru

Drallov Irina Leonidovna, Associate Professor, Department of Physical Education, Moscow Aviation Institute (National Research University), Moscow, E-mail: dralloirina@list.ru Аннотация. Целью исследования является изучение качество жизни студентов-инвалидов разных нозологических групп в период пандемии COVID-19. У 188 студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью разных нозологических групп (110 юношей и 78 девушек) в возрасте от 18 до 20 лет, изучали самооценку качества жизни (КЖ) по опроснику SF-36. Показано, что КЖ студентов-инвалидов различается в зависимости от нозологии и пола, а самоизоляция в период с 24.11.2020 по 04.04.2021 оказала наиболее сильное влияние на студентов, имеющих кардио-респираторную патологию.

Abstract. The aim is to study the quality of life of disabled students of different nosological groups during the COVID-19 pandemic. 188 students with disabilities and disabilities of different nosological groups (110 boys and 78 girls) aged 18 to 20 years, studied self-assessment of quality of life (QOL) according to the SF-36 questionnaire. It is shown that the quality of life of disabled students differs depending on nosology and gender, and self-isolation in the period from 24.11.2020 to 04.04.2021 had the strongest effect on students with cardio-respiratory pathology.

Ключевые слова: студенты, инвалиды, пандемия, качество жизни Keywords: students, disabled people, pandemic, quality of life

Сегодня из-за широкого распространения короновирусной инфекции дистанционное (онлайн) обучение осуществляется по всему миру [1], а потребность в адаптации этого формата для индивидуальных потребностей учащихся и всестороннего развития и поддержки онлайн-системы образования - одни из главных требований Всемирной организации здравоохранения [2]. Дистанцирование и изменения в форматах обучения, а также другие экономические и контекстуальные факторы, связанные с пандемией, могут оказывать непропорциональное воздействие на уязвимые группы, включая студентов-инвалидов и их семьи [3].

Данная категория студентов относятся к числу тех, кто даже в обычных условиях университетского обучения сталкивается со значительными препятствиями и барьерами, поскольку необходимые им средства поддержки и обучения не всегда доступны [4,5]. Стоит подчеркнуть, что короновирусная инфекция может усугубить уже существующие проблемы в состоянии здоровья, особенно те, которые связаны с функцией дыхания, иммунной системы, сердечными заболеваниями или диабетом [6]. Кроме того, помимо риска заражения, ограниченные ресурсы и поддержка из-за условий изоляции могут усилить попечительские заботы [7]. Таким образом, в дополнение к постоянным проблемам, связанным с инклюзивностью, адекватный доступ к дистанционному (онлайн) обучению в период COVID-19 считается еще одной проблемой для студентов-инвалидов и их родителей [8].

Цель - изучить качество жизни студентов-инвалидов разных нозологических групп в период пандемии COVID-19.

Материалы и методы

Исследование проводилось на базе Московского авиационного института (национального исследовательского университета) г. Москвы дважды: с 24.11.2020 по 27.11.2020 и с 01.04.2021 по 04.04.2021 по специально разработанному протоколу, соответствующему стандартам международной методологии исследований качества жизни. Выборка состояла из 188 студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью (110 юношей и 78 девушек) в возрасте от 18 до 20 лет. Все студенты были разделены на 9 основных групп в зависимости от нозологии и пола: 1 группа - студенты с нарушениями опорно-двигательного аппарата, 2 группа - студенты с нарушениями слуха, 3 группа - студенты с нарушениями зрения, 4 группа - студенты с сердечно-сосудистой

патологией, 5 группа - студенты с заболеваниями органов дыхания, 6 группа - студенты с патологией желудочно-кишечного тракта, 7 группа - студенты, имеющие онкологические диагнозы, 8 группа - студенты с болезнями эндокринной системы, расстройствами питания и нарушения обмена веществ, 9 группа - студенты с нервными болезнями. Каждая группа делилась на две - юноши и девушки. Сбор данных осуществлялся путем анкетирования студентов при помощи опросника КЖ SF-36. Анализ КЖ проводился по следующим шкалам: PF - физическое функционирование, RP - ролевое функционирование, BP - шкала боли, GH - общее состояние здоровья, VT - шкала жизнеспособности, SF - шкала социального функционирования, RE - ролевое эмоциональное функционирование, МН - психическое здоровье. Статистический анализ выполнен при помощи программ Statistica 10.0, используя непараметрический критерий Вилкоксона, графическое оформление выполняли по помощи программы Microsoft Excel.

Результаты и их обсуждение

Выборка была стратифицирована в соответствии с основными принципами нозологической классификации с расширенным перечнем соматических заболеваний (таблица 1).

Результаты проеденных исследований свидетельствуют о том, что самооценка качества жизни студентов-инвалидов различается в зависимости от нозологии и пола (рис.1-4). Анализируя показатели студентов, имеющих заболевания опорно-двигательного аппарата, отметим, что разница до и после выхода из самоизоляции по показателям ролевого функционирования составила 5,59±1,97 баллов (р=0,0158), социального функционирования 1,39±0,84 баллов (р=0,010), психического здоровья 3,27±0,73 баллов (р=0,0134).

Таблица 1

Распределение выборки студентов по нозологии и полу

Нозологические группы Всего, чел, Половой состав (% от объема выборки)

№ число респондентов % от объема выборки юноши девушки

1 Нарушения опорно- двигательного аппарата 48 25.9 23 25

2 Нарушения слуха 3 1,6 2 1

3 Нарушения зрения 41 22.2 19 22

Соматические заболевания

4 Сердечно-сосудистая патология 42 22.7 29 13

5 Болезни органов дыхания 17 9,2 15 2

6 Болезни органов пищеварения 12 6.5 7 5

7 Онкология 4 2.1 2 2

8 Болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ 15 8.2 8 7

9 Нервные болезни 3 1.6 2 1

Итого 185 100 107 78

При этом обнаружена тесная корреляционная зависимость между обобщенным показателем психического качества жизни и эмоционального функционирования, психического здоровья на уровнях 0,804426 и 0,822040 соответственно. Показатели юношей и девушек в этой группе существенных различий не имели. В группе студентов-инвалидов с нарушениями слуха в начале и после периода самоизоляции обнаружена разница по показателю физического качества жизни на уровне 19,6% (р=0,0147). При этом у юношей наиболее сильно проявились сдвиги по показателям VT, SF, КБ, MH которые достигали значений от 48,91 до 26,16 баллов (р<0,05). Показатели девушек имели положительную динамику, и лишь в КЕ и МН снижались до уровня 28,75 и 37,75 (р<0,05) соответственно (рис.1-4).

Рисунок 2. Стандартизованные значения шкалы боли (ВР) и общего состояния здоровья (ОН) в зависимости от пола и нозологии респондентов

В третьей группе (офтальмологическая патология) достоверных изменений не обнаружено. Наиболее яркие изменения произошли в группах с сердечно-сосудистыми и респираторными заболеваниями. Так, в группах 4 и 5 по шести из девяти изучаемых показателей обнаружены достоверные сдвиги от 5,08% до 8,9% (р<0,05) (рис.1-4).

Рисунок 3. Стандартизованные значения шкалы жизнеспособности (УТ) и социального функционирования (КБ) в зависимости от пола и нозологии респондентов

При этом корреляция физического качества жизни и общего состояния здоровья составила 0,834089, психического качества жизни и УТ - 0,743278, МН и БР - 0,743030, МН и обобщенного психологического здоровья - 0,809652.

Такая тесная корреляционная зависимость в группах с кардио-респираторными патологиями свидетельствует о том, что на физический компонент влияет общая самооценка здоровья, а психический компонент тесно связан с ментальным показателем и ролевым компонентом и самоощущением жизненной силы. В группе студентов с заболеваниями желудочно-кишечного тракта обнаружена весьма тесная корреляция межу обобщенным психическим показателем и психическим здоровьем на уровне 0,936975.

В группе студентов, имеющих в анамнезе онкологические диагнозы достаточно сильно снижены показатели PF и RF до 38,48 и 35,26 баллов; BP и GH до 45,98 и 33,01 баллов; шкалы VT и SF снижены до 45,97 и 33,01 баллов для девушек и юношей соответственно (рис.1-4). В группе 8 достоверных изменений не обнаружено.

Выводы

1. Существующие достижения в области цифровых технологий, направленные на удовлетворение конкретных потребностей студентов-инвалидов, позволяют определить их как один из центральных вопросов современного социального, гуманитарного и педагогического образования.

2. Результаты проеденных исследований свидетельствуют о том, что самооценка качества жизни студентов-инвалидов различается в зависимости от нозологии и пола

3. Самоизоляция в период с 24.11.2020 по 04.04.2021 оказала наиболее сильное влияние на студентов, имеющих кардио-респираторную патологию.

Список источников

1. Тарабрина, Н. Ю. Качество жизни студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в период пандемии COVID-19 по данным опросника SF-36 / Н. Ю. Тарабрина // Современные вопросы биомедицины. - 2021. - Т. 5. - № 4(17). - DOI 10.51871/2588-0500_2021_05_04_6. - EDN EERDAW.

2. Kozulya, S. V. Psychophysiological predictors of the process of adaptation of students to self-isolation in the conditions of the COVID-19 pandemic / S. V. Kozulya, A. V. Dobrin, E. V. Sidoruk // Modern Science. - 2020. - № 11. - Vol. 1. - P. 339-342. - EDN MXWXMV.

3. Lins L, Carvalho FM. SF-36 total score as a single measure of health-related quality of life: Scoping review. // SAGE Open Med. - 2016. - № 4. - Vol. - P. 2050312116671725. doi: 10.1177/2050312116671725. PMID: 27757230; PMCID: PMC5052926.

4. Duraku Z. H., Nagavci M. Impact of the COVID-19 pandemic on the education of students with disabilities in pre-university education, 2020. - P. 91-129.

5. Тарабрина, Н. Ю. Медико-биологическая оценка эффективности дистанционного курса по физической культуре для студентов специальной медицинской группы / Н. Ю. Тарабрина // Современные вопросы биомедицины. - 2021. - Т. 5. - № 3(16). -DOI51871/2588-0500_2021_05_03_26. - EDN CAGFIZ.

6. Halfon, N., Houtrow, A., Larson, K., Newachek, P. W. The changing landscape of disability in childhood. Future of Children. - 2012. - № 22(1) . - P. 13-42. doi:10.1353/foc.2012.0004

7. Priestley, M., Hemingway, L. Disability and disaster recovery: A tale of two cities? //

Journal of Social Work in Disability & Rehabilitation.--№ 5(3-4) . - P. 23-42.

doi:10.1300/J198v05n03_02

8. Тарабрина, Н. Ю. Медико-биологическая оценка эффективности дистанционного курса по физической культуре для студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью / Н. Ю. Тарабрина, Е. Ю. Грабовская, Ю. В. Краев // СпортМед-2021 : Сборник материалов тезисов работ участников XVI Международной научной конференции по вопросам состояния и перспективам развития медицины в спорте высших достижений, Восьмой научно-практической конференции, XIV Международной научной конференции молодых ученых, Москва, 09-10 декабря 2021 года. - Москва: Российская ассоциация по спортивной медицине и реабилитации больных и инвалидов, 2021. - С. 121-123.

References

1. Tarabrina, N. YU. Kachestvo zhizni studentov s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya i invalidnost'yu v period pandemii COVID-19 po dannym oprosnika SF-36 / N. YU. Tarabrina // Sovremennye voprosy biomediciny. - 2021. - T. 5. - № 4(17). - DOI 10.51871/2588-0500_2021_05_04_6. - EDN EERDAW.

2. Kozulya, S. V. Psychophysiological predictors of the process of adaptation of students to self-isolation in the conditions of the COVID-19 pandemic / S. V. Kozulya, A. V. Dobrin, E. V. Sidoruk // Modern Science. - 2020. - № 11. - Vol. 1. - P. 339-342. - EDN MXWXMV.

3. Lins L, Carvalho FM. SF-36 total score as a single measure of health-related quality of life: Scoping review. // SAGE Open Med. - 2016. - № 4. - Vol. - P. 2050312116671725. doi: 10.1177/2050312116671725. PMID: 27757230; PMCID: PMC5052926.

4. Duraku Z. H., Nagavci M. Impact of the COVID-19 pandemic on the education of students with disabilities in pre-university education, 2020. - P. 91-129.

5. Tarabrina, N. YU. Mediko-biologicheskaya ocenka effektivnosti distancionnogo kursa po fizicheskoj kul'ture dlya studentov special'noj medicinskoj gruppy / N. YU. Tarabrina //

Sovremennye voprosy biomediciny. - 2021. - T. 5. - № 3(16). - DOI51871/2588-0500_2021_05_03_26. - EDN CAGFIZ.

6. Halfon, N., Houtrow, A., Larson, K., Newachek, P. W. The changing landscape of disability in childhood. Future of Children. - 2012. - № 22(1) . - P. 13-42. doi:10.1353/foc.2012.0004

7. Priestley, M., Hemingway, L. Disability and disaster recovery: A tale of two cities? //

Journal of Social Work in Disability & Rehabilitation.--№ 5(3-4) . - P. 23-42.

doi:10.1300/J198v05n03_02

8. Tarabrina, N. YU. Mediko-biologicheskaya ocenka effektivnosti distancionnogo kursa po fizicheskoj kul'ture dlya studentov s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya i invalidnost'yu / N. YU. Tarabrina, E. YU. Grabovskaya, YU. V. Kraev // SportMed-2021 : Sbornik materialov tezisov rabot uchastnikov XVI Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii po voprosam sostoyaniya i perspektivam razvitiya mediciny v sporte vysshih dostizhenij, Vos'moj nauchno-prakticheskoj konferencii, XIV Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii molodyh uchenyh, Moskva, 09-10 dekabrya 2021 goda. - Moskva: Rossijskaya associaciya po sportivnoj medicine i reabilitacii bol'nyh i invalidov, 2021. - S. 121-123.

Для цитирования: Дралло И.Л. Качество жизни студентов-инвалидов различных нозологических групп в период пандемии COVID-19 // Московский экономический журнал. 2022. № 11. URL: https://qie.su/ekonomicheskaya-teoriya/moskovskii-ekonomicheskij-zhurnal-11-2022-22/

© Дралло И.Л, 2022. Московский экономический журнал, 2022, № 11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.