Научная статья на тему 'ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ К ПРОЦЕССУ ОБУЧЕНИЯ В АВИАЦИОННОМ ВУЗЕ'

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ К ПРОЦЕССУ ОБУЧЕНИЯ В АВИАЦИОННОМ ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
51
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / АВИАЦИОННЫЙ ВУЗ / ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ / АДАПТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Баранова Елена Олеговна, Тарабрина Наталья Юрьевна

Исследована динамика психофизиологических функций студентов Московского авиационного института (МАИ) в течение первого года обучения в вузе. У 30 студентов (15 юношей и 15 девушек) в возрасте 17-18 лет, изучали психологический профиль при помощи беседы, анкетирования и методик «Несуществующее животное», «Дом - дерево - человек» в начале учебного года, в конце первого семестра, и в конце второго семестра (учебного года). Показано, что адаптации студентов первого курса обучения имеет волнообразный характер. Адаптационные процессы реализуются за счет вовлечения значительных компенсаторных резервов как функциональных, так и эмоционально-психологических.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Баранова Елена Олеговна, Тарабрина Наталья Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOPHYSIOLOGICAL ASSESSMENT OF STUDENTS’ ADAPTATION TO THE LEARNING PROCESS AT AN AVIATION UNIVERSITY

The dynamics of psychophysiological functions of students of the Moscow Aviation Institute (MAI) during the first year of study at the university is investigated. At the beginning of the academic year, at the end of the first semester, and at the end of the second semester (academic year), 30 students (15 boys and 15 girls) aged 17-18 years studied the psychological profile with the help of conversation, questionnaires and techniques «Non-existent animal», «House - Tree - Human». It is shown that the adaptation of first-year students has a wave-like character. Adaptation processes are implemented through the involvement of significant compensatory reserves, both functional and emotional-psychological.

Текст научной работы на тему «ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ К ПРОЦЕССУ ОБУЧЕНИЯ В АВИАЦИОННОМ ВУЗЕ»

Научная статья Original article УДК 159.91

doi: 10.55186/2413046X_2022_7_10_579

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ К ПРОЦЕССУ ОБУЧЕНИЯ В АВИАЦИОННОМ ВУЗЕ PSYCHOPHYSIOLOGICAL ASSESSMENT OF STUDENTS' ADAPTATION TO THE LEARNING PROCESS AT AN AVIATION UNIVERSITY

Ь й МОСКОВСКИЙ ■p ЭКОНОМИЧЕСКИЙ

^jUyPHM

Баранова Елена Олеговна, старший преподаватель Кафедры физического воспитания ФГБОУВО Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), Москва, E-mail: barelol@mail.ru

Тарабрина Наталья Юрьевна, кандидат биологических наук, доцент, доцент Кафедры физического воспитания ФГБОУВО Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), Москва, E-mail: nata-tarabrina@mail.ru Baranova Elena Olegovna, Senior Lecturer, Department of Physical Education, Moscow Aviation Institute (National Research University), Moscow, E-mail: barelol@mail.ru Tarabrina Natalya Yurievna, Candidate of Biological Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Physical Education, Moscow Aviation Institute (National Research University), Moscow, E-mail: nata-tarabrina@mail.ru

Аннотация. Исследована динамика психофизиологических функций студентов Московского авиационного института (МАИ) в течение первого года обучения в вузе. У 30 студентов (15 юношей и 15 девушек) в возрасте 17-18 лет, изучали психологический профиль при помощи беседы, анкетирования и методик «Несуществующее животное», «Дом - дерево - человек» в начале учебного года, в конце первого семестра, и в конце второго семестра (учебного года). Показано, что адаптации студентов первого курса обучения имеет волнообразный характер. Адаптационные процессы реализуются за счет вовлечения значительных компенсаторных резервов как функциональных, так и эмоционально-психологических.

Abstract. The dynamics of psychophysiological functions of students of the Moscow Aviation Institute (MAI) during the first year of study at the university is investigated. At the beginning of the academic year, at the end of the first semester, and at the end of the second semester (academic year), 30 students (15 boys and 15 girls) aged 17-18 years studied the psychological profile with the help of conversation, questionnaires and techniques «Non-existent animal», «House - Tree - Human». It is shown that the adaptation of first-year students has a wave-like character. Adaptation processes are implemented through the involvement of significant compensatory reserves, both functional and emotional-psychological. Ключевые слова: студенты, авиационный вуз, психофизиология, адаптация. Keywords: students, Aviation University, psychophysiology, adaptation.

Современные социально-экономические условия предъявляют высокие требования к качеству подготовки специалистов всех сфер деятельности [1]. Студенчество, являясь передовой частью молодёжи, её значительным потенциалом, вполне может рассматриваться, как отдельная социальная группа, нуждающаяся в глубоком и всестороннем изучении особенно на начальном этапе обучения в вузе [1,2,3].

Период окончания школы и поступление молодого человека в вуз, является одним из наиболее ответственных и критических в психологическом плане этапов в развитии личности, требующих значительных интеллектуальных, эмоциональных и физических затрат [1,4]. Именно поэтому, несмотря на то, что проблема адаптации важна на всех уровнях образования, адаптация к условиям учёбы, быта, социальной сферы студентов первого курса приобретает, на наш взгляд, особую актуальность.

Анализ современной отечественной и зарубежной литературы по вопросу адаптации в социальной среде, позволил предположить наличие взаимосвязи развития личностных качеств и адаптации студентов первого курса авиационного вуза к условиям учёбы [1-6].

Цель - оценить динамику психофизиологической адаптации студентов к процессу обучения в авиационном вузе в течение первого учебного года.

Материалы и методы

Исследование проводилось в 2021-2022 учебном году на базе Московского авиационного института (национального исследовательского университета) г. Москвы в три этапа: в начале учебного года, в конце первого семестра, и в конце второго семестра (учебного года) по специально разработанному протоколу, соответствующему стандартам международной методологии психофизиологических исследований [7]. Выборка состояла из 30 студентов-первокурсников очной формы обучения (15 юношей и 15 девушек) в

возрасте 17-18 лет, обучающихся по направлению подготовки 24.03.01 «Ракетные комплексы и космонавтика».

Каждый этап состоял из трех серий. В первой серии проводили анкетирование студентов, путем прямого опроса по четырёхмодальному эмоциональному опроснику Л.А. Рабиновича [7]. Во второй серии все испытуемым было предложено нарисовать рисунки «Несуществующее животное» [7,8] и «Дом - дерево - человек» [7,9] с промежутком 5-7 минут на листе белой нелинованной бумаги (А-4), простым карандашом М.,2М., при использовании по мере необходимости ластика для стирания. В третьей серии проводили личную беседу.

Для оценки психологического профиля во второй серии исследования проводили качественный и количественный анализ рисунков. Качественный анализ выполненных рисунков позволил:

— определить и описать индивидуальные особенности выполнения рисунка;

— изучить формальные признаки рисунка, такие как: расположение рисунка на листе бумаги, его размеры, пропорции и выделение отдельных частей рисунка, силу нажима карандаша;

— исследовать содержательные признаки рисунка: детали, имеющие для испытуемого личностную значимость. Позитивные (подчёркивание, стирание), негативные (пропуск основных деталей изображения), пропорции рисунка (положение рисунка на листе по отношению к зрителю: взгляд сверху или снизу взаимное расположение отдельных частей рисунка, направление движения нарисованного объекта) [8,9].

Количественная оценка рисунков «Несуществующее животное» и «Дом - дерево -человек» выполнялась объединением качественных показателей в ряд симптомокомплексов (рисунок 1) [8,9]. Каждый симптом оценивался по бальной системе. Присутствие некоторых признаков оценивались в зависимости от степени выраженности. Так наличие штрихов на одном рисунке - в 1 балл, на 2-х - 2 балла, на трёх - в 3 балла, на 4-х - в 4 балла (симптомокомплекс - «тревожность»). Отсутствие основных деталей лица (глаз, носа или рта) - 2 балла, симптомокомплекс - «негативизм», трудность в общении, факт изображения человека или животного в профиль в том же симптомокомплексе - 1 балл. Преобладание одного конкретного симптомокомплекса рассчитывалось как сумма исследуемых параметров [8,9].

Количественный анализ рисунков позволил определить значительную выраженность таких свойств личности как: эмоциональная лабильность, самооценка, тревожность, депрессия, инфантильность, конфликтность, фрустрация, трудность общения, чувство одиночества [8,9].

Статистический и графический анализ выполнен при помощи программы Microsoft Excel.

Результаты и их обсуждение

Результаты проеденных исследований свидетельствуют о том, что психофизиологическое состояния студентов-первокурсников на протяжении учебного года меняется (рисунок 1). Анализируя психологический профиль студентов на I этапе, определено, что наибольшее количество баллов - 7,2±0,3 балла, зафиксировано по показателю «трудность в общении», конфликтность, а наименьшее - 2,0±0,2 баллов по параметру «инфантильность». Самооценка, тревожность и депрессия соответствовали 2,9±0,1 баллов, 3,7±0,2 баллов, 2,4±0,1 балла соответственно. Следовательно, у студентов в начале обучения отмечается несколько завышенная самооценка, низкий уровень инфантильности, а тревожность, депрессия и уровень эмоциональности находятся в пределах конкордантной нормы (рисунок 1).

5алп 10

Лайипьность Самооценка Тревожность Депрессия Инфанттшьнссть Конфликтность

—•—I этап —■— ЕЕ этап —А- Щ этап

Рисунок 1. — Динамика основных психофизиологических снмптомо комплексов. определяемых по тестам «Несуществующее животное» и «Дом-дерево-человек» у студентов авнацноиного вуза на протяжении первого года обучения

При этом в личной беседе со студентами подтверждено, что основной проблемой на начальном этапе обучения, для первокурсников является сложность в общении. Для

многих студентов, несмотря на позитивное отношение к новым условиям и коллективу, не покидает ощущение одиночества и тревоги за своё будущее. Особенно явно эти проблемы просматривается у иногородних обучающихся, проживающих в общежитии [10].

Качественный анализ данных, полученных на втором этапе исследования, выявил общий эмоциональный спад, усиление усталости и интроверсии, но также повышение и таких компенсаторных качеств, как самооценка и уверенность в себе. На рисунке 1 показано, что на II этапе исследования все показатели по сравнению с показателями I этапа, существенно повысились. Так, эмоциональная нестабильность повысилась на 8% (р<0,05), а тревожность на 35% (р<0,05), а конфликтность на 12,6% (р<0,01). При личной беседе и анкетировании определено, что никто из студентов не высказал разочарования в правильности выбора вуза, неприятия своего окружения, но при этом почти все респонденты имели тревожность по поводу результатов весенней сессии, накопившуюся усталость, определённые сложности в межличностном общении. Учитывая вышеизложенное можно предположить, что адаптация проходила достаточно тяжело и медленно, и в большей степени за счёт внутренних физиологических резервов и мотивации [10,11].

На III этапе (к концу учебного года), кроме высокой неудовлетворённости в своих коммуникативных возможностях, тревоги за предстоящую летнюю сессию, просматривается такие личностные особенности, как агрессивность (защитного характера) и эмоциональная неустойчивость. Это проявилось в увеличении эмоциональная лабильности до 6,1 балла (р<0,05) и снижении самооценки на 17,24% (р<0,05) по сравнению со II этапом. А вот показатели тревожности, депрессии и конфликтности достоверно не изменились и остались на достаточно высоком уровне.

Таким образом, количественный анализ данных, полученных на III этапе, показал, что к концу учебного года у студентов произошел эмоциональный всплеск, почти в два раза снизилась самооценка, увеличилась сложность в общении. Прослеживается явная тенденция к замедлению адаптации, которая на этом этапе компенсируется за счёт внутренних резервов организма и повышения чувства ответственности.

Усредненный психологический профиль и его интерпретация представлена в таблице 1. Как показано в таблице, исследуемый контингент испытывал некоторые трудности в общении, показатель тревожности и эмоциональной нестабильности были выше среднего уровня, при низком уровне инфантильности и стабильном параметре «депрессия».

Таблица 1. — "Усредненный психологический профиль студента

авиационного вуза на первом году обучения и его интерпретация

Личностные особенности Бяллы Интерпретация

"Уровень само оценки 72.0=0.5 Низкая самооценка

Уровень тревожности 1.1 2=Ь0.03 Выше среднего

Уровень депрессии 1.69=Ь0.01 Хорошее психическое состояние (на день нссл ед о в ания )

Радость 33.4=0.5 Э мо цио нал ь ная нестаб ил ь но сть

Гнев 3.0=Ь0.1 Э мо цио нал ь ная нестаб ил ь но сть

Страх 25.4=0.3 —

Печаль 19.0±0.3 —

Эмоциональная возбудимость 4.3=Ь0.02 Выше среднего

Интенсивность эмоций 6.1=Ь0.1 5 Значительно выше среднего

Длительность эмоций 2.7=ЬО.ОЗ Ниже среднего

Отрицательное влияние эмоций на эффективность деятельности и общения 4.0=0.04 Средний уровень

Потребность в психологической помощи 1 0.0=Ь0.2 Средняя степень выраженности, потребность в психологической коррекции

Выводы

1. В начале учебного года у студентов-будущих инженеров авиакосмической отрасли отмечается высокая самооценка, и конфликтность, которые достаточно сильно меняются в течение учебного года. При этом тревожность студентов-первокурсников растет от семестра к семестру.

2. К середине учебного года зафиксировано снижение самооценки на 35% (р<0,05) и инфантильности до 40% (р<0,05), при повышении тревожности и конфликтности на 35% (р<0,05) и 12,6% (р<0,01) соответственно.

3. К концу учебного года отмечена стабилизация эмоционально-психологического состояния, выраженная в устойчивости показателей тревожности, депрессии, конфликтности и некоторого повышения эмоциональной лабильности.

4. Процесс адаптации студентов вузов авиационных специальностей первого года обучения имеет волнообразный характер. Адаптационные процессы реализуются за счет вовлечения значительных компенсаторных резервов как функциональных, так и эмоционально-психологических.

Список источников

1. Краев, Ю. В. Психологические аспекты формирования ориентации студентов на здоровый образ жизни средствами физической культуры / Ю. В. Краев, Н. Ю. Тарабрина. - Ставрополь : Центр научного знания «Логос», 2019. - 110 с. - ISBN 978-5-907078-91-8.

2. Садовская, Ю. Я. Динамика психофизиологических функций у студентов в процессе обучения / Ю. Я. Садовская, Т. Н. Голубова, Н. Ю. Тарабрина // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. - 2006. - № 1. - С. 135-138.

3. Тарабрина, Н. Ю. Влияние занятий физической культурой в системе высшего образования на психофизиологический статус студентов / Н. Ю. Тарабрина // Культура физическая и здоровье. - 2021. - № 1(77). - С. 83-86. - DOI 10.47438/1999-3455_2021_1_83

4. Тарабрина, Н. Ю. Психологические особенности личности студентов разных специальностей / Н. Ю. Тарабрина, Е. Ю. Грабовская, Ю. В. Краев // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. -2020. - Т. 15. - № 1. - С. 59-66. - DOI 10.14526/2070-4798-2020-15-1-59-66.

5. Тарабрина, Н. Ю. Качество жизни студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в период пандемии COVID-19 по данным опросника SF-36 / Н. Ю. Тарабрина // Современные вопросы биомедицины. - 2021. - Т. 5. - № 4(17). - DOI 10.51871/2588-0500_2021_05_04_6.

6. Пнева, В. В. Уровни адаптации студентов первых курсов в условиях авиационного техникума / В. В. Пнева // Наука и образование: новое время. - 2014. - № 4(4). - С. 320322.

7. Рамендик, Д. М. Общая психология и психологический практикум : Учебник и практикум / Д. М. Рамендик. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2020. - 274 с. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-534-07651-6.

8. Методика «Несуществующее животное» как способ диагностики личностных особенностей / А. И. Домнина, С. О. Голованова, А. С. Мочалова, Е. М. Шамина // Современные научные исследования и инновации. - 2017. - № 12(80). - С. 81.

9. Скрипичникова, И. В. «Дом. Дерево. Человек.»: интерпретации : Учебно-методическое пособие для студентов психологических отделений к спецкурсу «Качественные методы социально-психологического исследования» / И. В. Скрипичникова. - Ульяновск: Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова, 2012. - 52 с.

10. Коган, Е. А. Жизненные планы студентов-будущих инженеров / Е. А. Коган, Л. В. Кочнева // Перспективы науки и образования. - 2020. - № 2(44). - С. 59-68. - DOI 10.32744/pse.2020.2.5.

11. Волкова, Л. М. Психофизическая диагностика подготовленности студента-будущего пилота гражданской авиации / Л. М. Волкова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 8(186). - С. 72-75. - DOI 10.34835/issn.2308-1961.2020.8. p72-75.

References

1. Kraev, YU. V. Psihologicheskie aspekty formirovaniya orientacii studentov na zdorovyj obraz zhizni sredstvami fizicheskoj kul'tury / YU. V. Kraev, N. YU. Tarabrina. - Stavropol' : Centr nauchnogo znaniya «Logos», 2019. - 110 s. - ISBN 978-5-907078-91-8.

2. Sadovskaya, YU. YA. Dinamika psihofiziologicheskih funkcij u studentov v processe obucheniya / YU. YA. Sadovskaya, T. N. Golubova, N. YU. Tarabrina // Pedagogika, psihologiya i mediko-biologicheskie problemy fizicheskogo vospitaniya i sporta. - 2006. - № 1.

- S. 135-138.

3. Tarabrina, N. YU. Vliyanie zanyatij fizicheskoj kul'turoj v sisteme vysshego obrazovaniya na psihofiziologicheskij status studentov / N. YU. Tarabrina // Kul'tura fizicheskaya i zdorov'e.

- 2021. - № 1(77). - S. 83-86. - DOI 10.47438/1999-3455_2021_1_83

4. Tarabrina, N. YU. Psihologicheskie osobennosti lichnosti studentov raznyh special'nostej / N. YU. Tarabrina, E. YU. Grabovskaya, YU. V. Kraev // Pedagogiko-psihologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury i sporta. - 2020. - T. 15. - № 1. - S. 59-66. - DOI 10.14526/2070-4798-2020-15-1-59-66.

5. Tarabrina, N. YU. Kachestvo zhizni studentov s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya i invalidnost'yu v period pandemii COVID-19 po dannym oprosnika SF-36 / N. YU. Tarabrina // Sovremennye voprosy biomediciny. - 2021. - T. 5. - № 4(17). - DOI 10.51871/2588-0500_2021_05_04_6.

6. Pneva, V. V. Urovni adaptacii studentov pervyh kursov v usloviyah aviacionnogo tekhnikuma / V. V. Pneva // Nauka i obrazovanie: novoe vremya. - 2014. - № 4(4). - S. 320322.

7. Ramendik, D. M. Obshchaya psihologiya i psihologicheskij praktikum : Uchebnik i praktikum / D. M. Ramendik. - 2-e izd., ispr. i dop. - Moskva : Izdatel'stvo YUrajt, 2020. - 274 s. - (Vysshee obrazovanie). - ISBN 978-5-534-07651-6.

8. Metodika «Nesushchestvuyushchee zhivotnoe» kak sposob diagnostiki lichnostnyh osobennostej / A. I. Domnina, S. O. Golovanova, A. S. Mochalova, E. M. SHamina // Sovremennye nauchnye issledovaniya i innovacii. - 2017. - № 12(80). - S. 81.

9. Skripichnikova, I. V. «Dom. Derevo. CHelovek.»: interpretacii : Uchebno-metodicheskoe posobie dlya studentov psihologicheskih otdelenij k speckursu «Kachestvennye metody

social'no-psihologicheskogo issledovaniya» / I. V. Skripichnikova. - Ul'yanovsk: Ul'yanovskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. I.N. Ul'yanova, 2012. - 52 s.

10. Kogan, E. A. ZHiznennye plany studentov-budushchih inzhenerov / E. A. Kogan, L. V. Kochneva // Perspektivy nauki i obrazovaniya. - 2020. - № 2(44). - S. 59-68. - DOI 10.32744/pse.2020.2.5.

11. Volkova, L. M. Psihofizicheskaya diagnostika podgotovlennosti studenta-budushchego pilota grazhdanskoj aviacii / L. M. Volkova // Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. -2020. - № 8(186). - S. 72-75. - DOI 10.34835/issn.2308-1961.2020.8. p72-75.

Для цитирования: Баранова Е.О., Тарабрина Н.Ю. Психофизиологическая оценка адаптации студентов к процессу обучения в авиационном вузе // Московский экономический журнал. 2022. № 10. URL: https://qje.su/ekonomi cheskaya-teoriya/moskovskij -ekonomicheskij -zhurnal-10-2022-15/ © Баранова Е.О., Тарабрина Н.Ю., 2022. Московский экономический журнал, 2022, № 10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.