Научная статья на тему 'ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ И БИОХИМИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ УРОВНЯ СТРЕССА У СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ'

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ И БИОХИМИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ УРОВНЯ СТРЕССА У СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
187
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРЕСС / КОРТИЗОЛ / СЛЮНА / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛИЧНОСТИ / СТУДЕНТЫ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Залата О. А., Середа Е. В., Кравченко А. Н., Гордиенко А. И., Химич Н. В.

Целью настоящего исследования была разработка новых подходов к оценке уровня стрессреакции у студентов-медиков в разные периоды учебной деятельности на основе комплексного анализа психофизиологических и биохимических маркеров стресса. Материалы и методы. С помощью психофизиологических и биохимических методов в динамике учебного процесса выполнена оценка уровня стресса у 29-ти студентов-медиков. У респондентов оценивали уровень ситуационной тревожности, тревоги, определяли особенности эндогенного счета времени. Уровень кортизола в слюне определяли с помощью иммуноферментного анализа. Результаты. Содержание кортизола в слюне в начале семестра было принято за базовый уровень. В конце семестра концентрация кортизола в слюне достоверно снижалась более чем на порядок (Т, р=0,003). Уровень ситуационной тревожности в начале семестра в группе студентов соответствовал умеренному уровню. В конце семестра тревожность была достоверно выше (Т, р=0,0002). Заключение. Обнаружили зеркальную картину между психоэмоциональными и биохимическими маркерами стресса: ситуационная тревожность респондентов увеличивалась в конце семестра, а уровень саливарного кортизола был более высоким в начале учебного года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Залата О. А., Середа Е. В., Кравченко А. Н., Гордиенко А. И., Химич Н. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOPHYSIOLOGICAL AND BIOCHEMICAL APPROACHES TO ASSESSING THE LEVEL OF STRESS IN MEDICAL STUDENTS

The aim of the study was development of new approaches to assessment of stress response level in medical students at different periods of educational activity based on complex analysis of psychophysiological and biochemical stress markers. Material and methods. With the help of psychophysiological and biochemical methods in the dynamics of the of the study year, an assessment of the level of stress in 29 medical students was made. At respondents estimated the level of anxiety, alarm, defined features of the endogenous account of time. The level of cortisol in saliva was determined by enzyme immunoassay. Results. The content of cortisol in saliva at the beginning of the semester was taken as a base line. At the end of the semester, the concentration of cortisol in saliva significantly decreased by more than an order of magnitude (p = 0.003). The level of situational anxiety at the beginning of the semester in the group of students corresponded to a moderate level. At the end of the semester, anxiety was significantly higher (p = 0.0002). Conclusion. They found a mirror picture between psychoemotional and biochemical markers of stress: the anxiety of respondents increased at the end of the semester, and the level of salivary cortisol was higher at the beginning of the study year.

Текст научной работы на тему «ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ И БИОХИМИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ УРОВНЯ СТРЕССА У СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ»

УДК: 616.8-008.615-057.87 : 616-072.8+577(470-924.71) DOI: 10.37279/2224-6444-2020-10-4-17-23

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ И БИОХИМИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ УРОВНЯ СТРЕССА У СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ

Залата О. А., Середа Е. В., Кравченко А. Н., Гордиенко А. И., Химич Н. В.

Кафедра физиологии нормальной, Медицинская академия имени С. И. Георгиевского ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского», 295051, бульвар Ленина 5/7, Симферополь, Россия

Для корреспонденции: Залата Ольга Александровна, кандидат медицинских наук, доцент кафедры физиологии нормальной, Медицинская академия имени С. И. Георгиевского ФГАОУ ВО «КФУ имени В. И. Вернадского», е-mail: olga_zalata@mail.ru

For correspondence: Olga A. Zalata, PhD, Associate Professor of the Department of normal Physiology of Medical Academy named after S.I. Georgievsky of Vernadsky CFU, e.mail: olga_zalata@mail.ru

Information about authors:

Zalata O. A., http://orcid.org/0000-0003-0440-2405 Sereda E. V., https://orcid.org/0000-0001-6554-4023 Kravchenko A. N., https://orcid.org/0000-0002-9992-8874 Gordienko A. I., http://orcid.org/0000-0002-1475-6138 Khimich N. V., http://orcid.org/0000-0002-5202-4413

РЕЗЮМЕ

Целью настоящего исследования была разработка новых подходов к оценке уровня стресс-реакции у студентов-медиков в разные периоды учебной деятельности на основе комплексного анализа психофизиологических и биохимических маркеров стресса. Материалы и методы. С помощью психофизиологических и биохимических методов в динамике учебного процесса выполнена оценка уровня стресса у 29-ти студентов-медиков. У респондентов оценивали уровень ситуационной тревожности, тревоги, определяли особенности эндогенного счета времени. Уровень кортизола в слюне определяли с помощью иммуноферментного анализа. Результаты. Содержание кортизола в слюне в начале семестра было принято за базовый уровень. В конце семестра концентрация кортизола в слюне достоверно снижалась более чем на порядок (Т, р=0,003). Уровень ситуационной тревожности в начале семестра в группе студентов соответствовал умеренному уровню. В конце семестра тревожность была достоверно выше (Т, р=0,0002). Заключение. Обнаружили зеркальную картину между психоэмоциональными и биохимическими маркерами стресса: ситуационная тревожность респондентов увеличивалась в конце семестра, а уровень саливарного кортизола был более высоким в начале учебного года.

Ключевые слова: стресс, кортизол, слюна, психологические характеристики личности, студенты.

PSYCHOPHYSIOLOGICAL AND BIOCHEMICAL APPROACHES TO ASSESSING THE LEVEL OF STRESS IN MEDICAL STUDENTS

Zalata O. A., Sereda E. V., Kravchenko A. N., Gordienko A. I., Khimich N. V.

Medical Academy named after S. I. Georgievsky of Vernadsky CFU, Simferopol, Russia

SUMMARY

The aim of the study was development of new approaches to assessment of stress response level in medical students at different periods of educational activity based on complex analysis of psychophysiological and biochemical stress markers. Material and methods. With the help of psychophysiological and biochemical methods in the dynamics of the of the study year, an assessment of the level of stress in 29 medical students was made. At respondents estimated the level of anxiety, alarm, defined features of the endogenous account of time. The level of cortisol in saliva was determined by enzyme immunoassay. Results. The content of cortisol in saliva at the beginning of the semester was taken as a base line. At the end of the semester, the concentration of cortisol in saliva significantly decreased by more than an order of magnitude (p = 0.003). The level of situational anxiety at the beginning of the semester in the group of students corresponded to a moderate level. At the end of the semester, anxiety was significantly higher (p = 0.0002). Conclusion. They found a mirror picture between psychoemotional and biochemical markers of stress: the anxiety of respondents increased at the end of the semester, and the level of salivary cortisol was higher at the beginning of the study year.

Key words: stress, cortisol, saliva, psychological personality characteristics, students.

В начале XX века канадский физиолог Ганс Селье ввел понятие «стресса», обозначив его как неспецифическое состояние, которое вызвано воздействием различных стрессоров, нарушающих гомеостаз организма. Позднее он выде-

лил два вида биологического стресса: эустресс, способный положительно воздействовать на организм, и дисстресс, ведущий к резкому ухудшению гомеостаза и негативным последствиям, вплоть до смерти [1]. Согласно Лазарусу и Фол-

кману (Lazarus and Folkman, 1984), стресс возникает в том случае, если давление стрессора извне превышает адаптивные возможности организма, что в целом определяется результатом взаимодействия между индивидом и окружающей средой, включая его субьективное восприятие, ожидание, интерпретацию и психологическую адаптацию [2]. Чаще всего стрессорами являются внешние факторы, а стресс-реакция организма включает биологическую и биохимическую реакцию различных органов и систем, а также эмоциональный компонент [1].

Современные исследования в области педагогики и психологии показывают, что образовательный процесс может иметь непреднамеренное негативное влияние на психическое здоровье студентов медицинских ВУЗов, поскольку среди студентов-медиков часто возникают депрессии, тревога и стресс [3]. Разнообразные и многочисленные формы контроля знаний являются неотъемлемой частью медицинского образования и служат множеству целей, в том числе дают представления о состоянии знаний учащихся. Вместе с тем стресс и тревога, непосредственно связанные с экзаменами, способны играть двойственную роль. В идеале они стимулируют обучение и тем самым смещают академическую успеваемость студентов вдоль кривой Йеркса-Додсона в сторону более оптимальной точки [4]. Одновременно экзамены подготавливают студентов-медиков к стрессу, с которым они неизбежно столкнутся в своей практической деятельности. Хотя большинство студентов мотивируется тревогой и стрессом, связанными с экзаменами, для некоторых из них это может стать серьезным дистрессом, который, в свою очередь, способен негативно повлиять на профессиональное развитие и впоследствии оказать разрушительное влияние на личность [5]. Помимо сильного чувства страха или паники, субъекты, страдающие тревогой, могут испытывать другие физиологические симптомы, включая усталость, головокружение, головные боли, тошноту, боль в животе, учащенное сердцебиение, одышку и недержание мочи [6]. Тревога также может нарушать целенаправленное внимание и концентрацию внимания [7], рабочую память [8] и перцептивно-моторную функцию [9] все то, что является важными функциями высшей нервной деятельности, позволяющими студентам-медикам и врачам оказывать безопасную и эффективную медицинскую помощь пациентам.

Известно, что к объективным критериям уровня стресс-реакции относятся висцеральные реакции, которые можно регистрировать как визуально (покраснение/побледнение кожных по-

кровов, выделение пота, расширение зрачков), так и инструментально. К последним относятся гемодинамические показатели (пульс, артериальное давление), показатели системы дыхания (частота и глубина дыхания, ритмичность дыхательных актов); показатели кожно-гальваниче-ской реакции, а также данные плетизмографии (реакция сужения сосудов). Однако для более точной и расширенной оценки воздействия стрессора на организм целесообразно применять комплексный подход с оценкой физиологических и биохимических маркеров в сочетании с результатами психологических тестов. В настоящее время биохимические маркеры стресса определяют в различных биоматериалах, но наиболее часто для этого используют кровь, слюну и мочу. В слюне человека присутствует ряд маркеров, уровень которых тесно коррелирует с фазами стресса и/или его видами. Одним из таких высокоинформативных биомаркеров хронического стресса считается кортизол [10].

Традиционные методы оценки стресса в психологии часто опираются на ретроспективные модели и носят перекрёстный характер. К субъективным методам оценки уровня стресса относят большое количество психодиагностических методик, которые отличаются своим содержанием и способами интерпретации полученной информации. Для выявления степени эмоционального напряжения применяют методы наблюдения, опроса, анкетирования и тестирования, при этом выбор психодиагностической методики во многом зависит от цели и задач исследования. Существуют методики, направленные как на интегральную оценку стресса, так и выявление отдельных проявлений психоэмоционального перенапряжения.

Целью данного исследования являлась разработка новых подходов к оценке уровня стресс-реакции у студентов-медиков в разные периоды учебной деятельности на основе комплексного анализа психофизиологических и биохимических маркеров стресса.

МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ

В начале и в конце осеннего семестра 20192020 учебного года было обследовано 29 студентов-медиков (6 юношей и 23 девушки), средний возраст которых составил 20,0 ± 2,3 лет. Все респонденты были ознакомлены с целью проводимого исследования и подписали лист информированного согласия о своем участии. Перед биомониторинговым и психофизиологическим этапом данной работы студенты заполнили анкету, на основании которой проводился анализ различий социально-бытовой жизни субъектов обследования (наличие вредных привычек, ре-

жим дня и особенности ночного сна, характер питания, уровень физической активности и др.).

Дизайн исследования

Пробы слюны студентов для определения концентрации кортизола собирали в 8.00 часов утра, натощак. За сутки до взятия пробы слюны участников информировали о том, что им следует отказаться от употребления спиртных напитков; за 1 час до сбора слюны нельзя принимать пищу, курить, чистить зубы (для исключения кровотечения из десен); за 10 минут до сбора слюны каждый участник должен был ополаскивать ротовую полость водой. После отбора нужного количества слюны, выполненного с соблюдением гигиенических норм, пробирки с биоматериалом помещали в специальные боксы и хранили в низкотемпературной холодильной камере (700С). Определение концентрации кор-тизола в образцах слюны проводили с помощью коммерческой иммуноферментной тест-системы «Кортизол-ИФА-БЕСТ» (АО «ВЕКТОР-БЕСТ», г. Новосибирск) на базе Центральной научно-исследовательской лаборатории и Центра коллективного пользования научным оборудованием «Молекулярная Биология» Медицинской академии имени С. И. Георгиевского.

Для оценки психоэмоционального состояния респондентов применяли опросник Чарльза Спилбергера в русскоязычной модификации Ю. Л. Ханина. Определяли уровень личностной тревожности (ЛТ), как устойчивой характеристики субъекта и ситуационной (реактивной) тревожности (СТ), как тревожности субъекта в данный момент времени. Выделяли разные уровня тревожности, ранжируя их в соответствии с рекомендованными баллами: до 30 баллов - низкая, от 31 до 44 баллов -умеренная; 45 и более баллов - высокая тревожность [11]. Уровень СТ, как динамичного показателя оценивали дважды - в начале и в конце учебного семестра. С помощью «Шкалы тревоги» по Тейлору однократно определяли уровень тревоги, считая его очень высоким при 25-40 баллах; средним с тенденцией к высокому уровню при 15-25 баллах; средним с тенденцией к низкому уровню при наборе 5-15 баллов; низким - от 0 до 5 баллов. Для выявления демонстративности и неискренности в ответах респондентов использовали шкалу лживости, введенную В. Г. Норакидзе в тест Тейлора в 1975 г.

Считается, что показатель эндогенного отсчета времени пропорционален степени эмоционального напряжения [12]. В связи с этим для достижения поставленной цели исследования применялся метод оценки длительности индивидуальной минуты (ИМ) Франца Халберга. По

команде экспериментатора студенты начинали мысленный отсчет 60 секунд, по окончании которого участник тестирования вслух произносил цифру «60». При этом истинное время фиксировалось при помощи секундомера. Для большей объективности ИМ определяли дважды, а в протокол исследования заносили средний показатель. Полученные данные сравнивали со среднестатистическими показателями для лиц данной возрастной группы. Как и уровень СТ, длительность ИМ оценивали дважды - в начале и в конце учебного семестра.

Статистическую обработку результатов исследований проводили с применением программного пакета STATISTICA 10.0 (StatSoft, Inc., USA). Тип распределения полученных данных оценивали с помощью критериев Колмогорова-Смирнова и Лиллиефорс. При проведении статистического анализа использовали непараметрические методы описательной статистики; все численные показатели представлены в виде медиан и значений интерквар-тильного размаха (Ме [р25; р75]). При оценке достоверности изменений уровня СТ, длительности ИМ и концентрации саливарного корти-зола у студентов-медиков в начале и в конце семестра использовали Т-критерий Вилкоксона; различия считали достоверными при p< 0,05. Для поиска взаимосвязей между биохимическими и психофизиологическими показателями стресса применяли корреляционный анализ по Спирмену.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Анализ анкетных данных показал, что 100% респондентов отрицают применение препаратов группы глюкокортикоидных гормонов в течение последних двух недель перед началом исследования. Относительно наличия вредных привычек, было обнаружено, что 17,24 % (5) студентов курят, а 34,5 % (10) - иногда употребляют алкоголь.

При сравнительном анализе характеристик психоэмоционального состояния респондентов, длительности ИМ и концентрации кортизола в слюне удалось выявить несколько особенностей (рис. 1). Содержание кортизола в слюне в начале семестра было принято за базовый уровень. В конце семестра концентрация кортизола в слюне достоверно снижалась более чем на порядок (р=0,003). Уровень СТ в начале семестра в группе респондентов соответствовал умеренному уровню, в то время как в конце семестра СТ у них была достоверно выше (Т-критерий, р=0,0002). Медианы длительности ИМ респондентов с в начале и в конце семестра достоверно не отличались.

Рис. 1. Уровень саливарного кортизола (а), ситуационная тревожность (б) и длительность индивидуальной минуты (в) у студентов-медиков в разные периоды учебной деятельности. На диаграмме размаха (box-and-whiskers diagram) представлены медиана, верхний и нижний квартили, минимальное

и максимальное значение показателя.

Уровень ЛТ у тестированных студентов-медиков был высоким (45,0 [40,0; 52,0]), а степень тревоги по Тейлору соответствовала среднему уровню с тенденцией к высокому (24,0 [21,0; 34,0]).

При помощи корреляционного анализа характеристик психоэмоционального состояния студентов-медиков, длительности ИМ с концентрацией саливарного кортизола обнаружили, что имела место взаимосвязь между концентрацией кортизола в начале семестра с уровнем ситуационной (г=0,48; p=0,008) и личностной тревожности (г=0,48; p=0,008), корреляции были однонаправленными, сильными и достоверными.

ОБСУЖДЕНИЕ

По данным Всемирной организации здравоохранения, около 45 % всех заболеваний разных категорий населения, включая студентов высших учебных заведений, прямо или косвенно связано с чрезмерным психологическим напряжением или стрессом [13]. Для студентов-медиков характерен так называемый учебный стресс, который опосредован большими объемами информации, которую должны усваивать будущие врачи, и высокими требованиями к уровню знаний со стороны профессорско-преподавательского состава. С другой стороны, учебный стресс зачастую связан с неумением студентов-медиков равномерно и рационально распределять нагрузку по подготовке как к текущим занятиям в течение семестра, так и к сессии. При этом, как показывают результаты некоторых исследований, уровень психологического стресса, тревоги и депрессии может нарастать не только в ходе отдельного семестра на одном курсе обучения, но и по мере перехода к старшим курсам обучения в медицинских вузах и колледжах [14].

Отмечено, что такие важные изменения в психоэмоциональном состоянии студентов-ме-

диков, как тревога и тревожность, заслуживают гораздо большего внимания из-за их существенного влияния на психическое и соматическое здоровье будущих специалистов в области здравоохранения. Данные перекрестных исследований, направленных на изучение распространенности тревожности среди более чем 40 тысяч студентов-медиков из разных стран, демонстрируют, что у 33,8% респондентов она достигает высокого уровня [3]. Полученные нами данные по динамике уровня СТ у обследованных студентов-медиков младших курсов в начале и в конце семестра (рис. 1) подтверждают гипотезу о том, что по мере приближения сессии у респондентов наблюдается статистически значимое возрастание степени эмоционального дискомфорта, что отражается в росте тревожности.

Восприятие времени занимает центральное место почти во всех аспектах повседневной жизни человека, начиная с принятия решения о конкретном времени удовлетворения своих основных потребностей (сон и еда) и заканчивая координацией сложных социальных взаимодействий с другими людьми. При этом в зависимости от психоэмоционального фона индивидуальное восприятие временного интервала может быть длиннее или короче инструментально фиксируемого значения [15; 16]. Исследования показывают, что воспринимаемое искажение времени индивидуум испытывает, как правило, в ответ на негативные или аверсивные стимулы через ряд сенсорных модальностей [17; 18]. Все происходящие изменения (среда обитания, развитие, взаимосвязь психоэмоциональных факторов) могут оказывать существенное влияние на показатели внутренней среды организма. Такие стрессогенные факторы, как быстрый темп жизни, повышенные эмоциональные и информационные нагрузки влекут за собой катастрофическую нехватку времени, особенно у студентов-

медиков [19]. Известно, что ИМ, как коррелят внутреннего ощущения времени, представляет собой индикатор психофизиологического состояния организма, а величина ИМ пропорциональна степени эмоционального напряжения. Установлено, что низкая реактивность на стресс ассоциирована с укорочением ИМ (37 ^ 57 с), тогда как высокая, напротив, сопровождается мобилизацией и удлинением ИМ до 70 ^ 85 с [20]. В нашем исследовании мы не получили достоверных изменений в динамике эндогенного отсчета времени студентами-медиками. Однако отметим, что медианы длительности ИМ как в начале, так и в конце семестра (соответственно 53,98 с и 52,56 с) находились в диапазоне, соответствующем низкой реактивности на стресс субъектов тестирования.

Развитие современных лабораторных методов позволяет быстро, точно и специфично определять концентрацию стресс-ассоциированных гормонов в различных биологических жидкостях, включая слюну. При этом уровень сали-варного кортизола считается более информативным показателем адреналового резерва, чем содержание этого гормона в крови [21]. Показаны возрастные различия в концентрации салива-торного кортизола у учащихся колледжа в постстрессовой ситуации смоделированного стресса: у студентов младших курсов зафиксированы более выраженные амплитуды постстрессового содержания кортизола в слюне [22]. В другой работе показано, что саливарный кортизол и ряд иммунорелевантных молекул (секреторный иммуноглобулин А, С-реактивный белок), выявляемые в слюне студентов, играют важную роль в протективных механизмах, и как биохимические маркеры могут использоваться для неинвазив-ного скрининга многих системных заболеваний [23]. Основная цель таких исследований заключается в дальнейшем раскрытии сложных взаимосвязей между психологическим стрессом, эндокринной и иммунной системами.

В нашей работе мы получили весьма интересные результаты относительно динамики са-ливарного кортизола как биохимического маркера стресса (рис. 1): в начале учебного года его концентрация в слюне обследованных студентов-медиков была достоверно выше, чем в конце учебного года (медианные значения отличаются в 17 раз, р=0,003). Психологический стресс, как особое психическое состояние, как правило характеризуется неспецифическими системными изменениями активности психики человека, выражающими ее организацию и мобилизацию в связи с повышенными требованиями в новой ситуации [1]. Если при приближении к концу семестра уровень СТ у наших респондентов до-

стоверно повышался, то уровень саливаторно-го кортизола статистически значимо снижался, демонстрируя тем самым зеркальную картину в динамике психологических и биохимических маркеров стресса (рис. 1). В аналогичном исследовании, выполненном на небольшой группе ирландских студентов-медиков (n=l6), были получены похожие результаты относительно изменений уровня тревожности, которая к началу сессии также возрастала (р=0,004), в то время как уровень саливаторного кортизола достоверно не менялся (р=0,29) [24]. Известно, что экзаменационный стресс или ожидание экзаменов не всегда приобретают свойства дистресса. Возможно, что у студентов-медиков приближение к такого рода испытаниям в ряде случаев выступает своеобразным мобилизующим фактором, стимулируя психические и висцеральные резервы организма.

ВЫВОДЫ

Анализ полученных результатов и их сопоставление с данными литературы даёт основание говорить о повышенном напряжении адаптационных резервов субъектов тестирования как в начале учебного семестра, так и при его завершении. При этом имела место зеркальная картина между психоэмоциональными и биохимическими маркерами стресса: ситуационная тревожность респондентов увеличивалась в конце семестра, тогда как уровень саливарного кортизола был более высоким в начале учебного года. Характер корреляционных связей между содержанием кортизола в слюне и типами тревожности позволяет говорить о тесной взаимосвязи между психической деятельностью и гуморальным контуром регуляции стресс-реакции у тестируемых студентов-медиков.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Юнусова С. Г., Розенталь А. Н., Бал-тина Т. В. Стресс. Биологические и психологические аспекты. Ученые записки Казанского университета. Серия Гуманитарные науки. 2008;150(3):139-150.

2. Lazarus R., Folkman S. Coping and adaptation. The handbook of behavioral medicine / W.D. Gentry (ed.). New York: Guilford, 1984:282325. doi:l0.l007/978-l-4684-5257-0_23

3. Quik T. T., Team W. W., Tran B. X. The Global Prevalence of Anxiety Among Medical Students: A Meta-Analysis. Int J Environ Res Public Health. 2019;16(15):2735. doi:l0.3390/ ijerphl6l52735.

4. Cooper K. M., Downing V. R., Brownell S. E. The influence of active learning practices

on student anxiety in large-enrollment college science classrooms. IJ STEM Ed. 2018;5(1):23. doi:10.1186/s40594-018-0123-6

5. Dyrbye L., Shanafelt T. A. Narrative review on burnout experienced by medical students and residents. Med Educ. 2016;50(1):132-149. doi:10.1111 / medu.12927

6. Cocks A. J., Jackson R. C., Bishop D. T., Williams A. M. Anxiety, anticipation and contextual information: A test of attentional control theory. Cogn Emot. 2016;30(6):1037-1048. doi: 10.1080/02699931.2015.1044424.

7. Pike A. C., Printzlau F., von Lautz A. H., Harmer C. J., Stokes M. G., Noonan M. P. Attentional Control in Subclinical Anxiety and Depression: Depression Symptoms Are Associated With Deficits in Target Facilitation, Not Distractor Inhibition. Front Psychol. 2020;11:1660. doi:10.31219 / osf. io/n96s3

8. Moran T. P. Anxiety and working memory capacity: A meta-analysis and narrative review. Psychol. Bull. 2016;142:831-864. doi:10.1037 / bul0000051.

9. Runswick O. R., Roca A., Williams A. M., Bezodis N. E., North J. S. The effects of anxiety and situation-specific context on perceptual-motor skill: A multi-level investigation. Psychol. Res. 2018;82:708-719. doi:10.1007/s00426-017-0856-8.

10. Blair J., Adaway J., Keevil B., Ross R. Salivary cortisol and cortisone in the clinical setting. Curr Opin Endocrinol Diabetes Obes. 2017;24(3):161-168. doi:10.1097 / MED.0000000000000328.

11. Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики, тесты. Самара: Издательский дом "БАХРАХ-М"; 2003.

12. Thrones S., Arnau S., Wascher E. Cognitions about time affect perception, behavior, and physiology - A review on effects of external clock-speed manipulations. Conscious Cogn. 2018;63:99-109. doi:10.1016 / j. concog.2018.06.014.

13. Новгородцева И. В., Мусихина С. Е., Пьянковская В. О. Учебный стресс у студентов-медиков: причины и проявления. Медицинские новости. 2015;(8):75-77.

14. Atkinson S. R. Elevated psychological distress in undergraduate and graduate entry students entering first year medical school. PLoS One. 2020;10;15(8). doi: org/10.1371/journal. pone.0237008

15. Bar-Haim Y., Kerama A., Lamy D., Zakaz D. When time slows down: The influence of threaton time perception in anxiety. Cognition & Emotion. 2010;24(2):255-263. doi:10.1080/02699930903387603

16. Di Lernia D., Serena S., Pezzulo G., Pedroli E., Cipresso P., Riva G. Fuel the Time.

Time Perception as a Function of Interoceptive Processing. Front Hum Neurosci. 2018;12:74. doi:10.3389/fnhum.2018.00074

17. van Wassenhove V., Buonomano D. V., Shimojo S., Shams L. Distortions of subjective time perception within and acrosssenses. PLOS ONE. 2008;3(1):1437. doi: 10.1371/journal. pone.0001437

18. Venezia J. H., Thurman S. M., Matching W., George S. E., Hickok G. Timing in audiovisual speech perception: A mini review and new psychophysical data. Atten Percept Psychophys. 2016;78(2):583-601. doi:10.3758/s13414-015-1026-У.

19. Чилигина Ю. А Влияние экзаменационного стресса на субъективную оценку времени у студентов-первокурсников. 2015;(4):122-125.

20. Кувшинова Д. Ю. Артериальное давление, параметры нейродинамики, кардиоритма и уровень NO у юношей с максимально различающимся уровнем стресс реактивности. 2012;(8):29-31.

21. Blair J., Adaway J., Keevil B., Ross R. Salivary cortisol and cortisone in the clinical setting Current Opinion in Endocrinology & Diabetes and Obesity 2017;24(3):161-168. doi:10.1097/ MED.0000000000000328

22. Manigault A. W., Woody A., Zoccola P. M., Dickerson S. S. Education Is Associated with the Magnitude of Cortisol Responses to Psychosocial Stress in College Students. Int J Behav Med. 2018;25(5):532-539. doi:10.1007/s12529-018-9727-y.

23. Campisi J., Bravo Y., Cole J., Gobeil K. Acute psychosocial stress differentially influences salivary endocrine and immune measures in undergraduate students. Physiol Behav. 2012;107(3):317-321. doi:10.1016/j. physbeh.2012.09.003.

24. O'Flynn J., Dinan T. G., Kelly J. R. Examining stress: an investigation of stress, mood and exercise in medical students. Irish journal of psychological medicine. 2017;35(1):1-6. doi: 10.1017/ipm.2017.54

REFERENCES

1. Yunusova S. G., Rosenthal A. N., Baltina T. V. Stress. Biological and psychological aspects. Scientific notes of Kazan University. Humanities series. 2008;150(3):139-150. (In Russ).

2. Lazarus R., Folkman S. Coping and adaptation. The handbook of behavioral medicine / W.D. Gentry (ed.). New York: Guilford, 1984:282325. doi: 10.1007/978-1-4684-5257-0_23

3. Quik T. T., Team W. W., Tran B. X., et al. The Global Prevalence of Anxiety Among Medical Students: A Meta-Analysis. Int J Environ Res

Public Health. 2019;16(15):2735. doi:10.3390/ ijerph16152735.

4. Cooper K. M., Downing V. R., Brownell S. E. The influence of active learning practices on student anxiety in large-enrollment college science classrooms. IJ STEM Ed. 2018;5(1):23. doi:10.1186/s40594-018-0123-6

5. Dyrbye L., Shanafelt T. A. Narrative review on burnout experienced by medical students and residents. Med Educ. 2016;50(1):132-149. doi:10.1111/medu.12927

6. Cocks A. J., Jackson R. C., Bishop D. T., Williams A. M. Anxiety, anticipation and contextual information: A test of attentional control theory. Cogn Emot. 2016;30(6):1037-1048. doi:10.1080/0 2699931.2015.1044424.

7. Pike A. C., Printzlau F., von Lautz A. H., Harmer C. J., Stokes M. G., Noonan M. P. Attentional Control in Subclinical Anxiety and Depression: Depression Symptoms Are Associated With Deficits in Target Facilitation, Not Distractor Inhibition. Front Psychol. 2020;11:1660. doi:10.31219/osf. io/n96s3

8. Moran T. P. Anxiety and working memory capacity: A meta-analysis and narrative review. Psychol. Bull. 2016;142:831-864. doi:10.1037/ bul0000051.

9. Runswick O. R., Roca A., Williams A. M., Bezodis N. E., North J. S. The effects of anxiety and situation-specific context on perceptual-motor skill: A multi-level investigation. Psychol. Res. 2018;82:708-719. doi:10.1007/s00426-017-0856-8.

10. Blair J., Adaway J., Keevil B., Ross R. Salivary cortisol and cortisone in the clinical setting. Curr Opin Endocrinol Diabetes Obes. 2017;24(3):161-168. doi:10.1097/ MED.0000000000000328.

11. Raygorodsky D. Ya. Practical psychodiagnostics. Techniques, tests. Samara: Publishing House «BAHRAH-M»; 2003. (In Russ).

12. Thrones S., Arnau S., Wascher E. Cognitions about time affect perception, behavior, and physiology - A review on effects of external clock-speed manipulations. Conscious Cogn. 2018;63:99-109. doi:10.1016 / j. concog.2018.06.014.

13. Novgorodtseva I.V., Musikhina S.E., Pyankovskaya V.O. Educational stress in medical students: causes and manifestations. Medical news. 2015;(8):75-77. (In Russ).

14. Atkinson S. R. Elevated psychological distress in undergraduate and graduate entry students entering first year medical school. PLoS

One. 2020;10;15(8). doi: https://doi.org/10.1371/ journal.pone.0237008

15. Bar-Haim Y., Kerama A., Lamy D., Zakaz D. When time slows down: The influence of threaton time perception in anxiety. Cognition & Emotion. 2010;24(2):255-263. doi: 10.1080/02699930903387603

16. Di Lernia D., Serena S., Pezzulo G., Pedroli E., Cipresso P., Riva G. Fuel the Time. Time Perception as a Function of Interoceptive Processing. Front Hum Neurosci. 2018;12:74. doi:10.3389/fnhum.2018.00074

17. van Wassenhove V., Buonomano D. V., Shimojo S., Shams L. Distortions of subjective time perception within and acrosssenses. PLOS ONE. 2008;3(1):1437. doi: 10.1371/journal. pone.0001437

18. Venezia J. H., Thurman S. M., Matching W., George S. E., Hickok G. Timing in audiovisual speech perception: A mini review and new psychophysical data. Atten Percept Psychophys. 2016;78(2):583-601. doi: 10.3758/s13414-015-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1026-y.

19. Chiligina Yu. A. Effect of exam stress on subjective time assessment in freshman students. 2015;(4):122-125. (In Russ).

20. Kuvshinova D. Yu. Arterial pressure, neurodynamics parameters, cardiorhythm and NO level in young men with maximally different levels of stress reactivity. 2012;(8):29-31. (in Russ).

21. Blair J., Adaway J., Keevil B., Ross R. Salivary cortisol and cortisone in the clinical setting Current Opinion in Endocrinology & Diabetes and Obesity 2017;24(3):161-168. doi:10.1097/ MED.0000000000000328

22. Manigault A. W., Woody A., Zoccola P. M., Dickerson S. S. Education Is Associated with the Magnitude of Cortisol Responses to Psychosocial Stress in College Students. Int J Behav Med. 2018;25(5):532-539. doi: 10.1007/s12529-018-9727-y.

23. Campisi J., Bravo Y., Cole J., Gobeil K. Acute psychosocial stress differentially influences salivary endocrine and immune measures in undergraduate students. Physiol Behav. 2012;107(3):317-321. doi:10.1016/j. physbeh.2012.09.003.

24. O'Flynn J., Dinan T. G., Kelly J. R. Examining stress: an investigation of stress, mood and exercise in medical students. Irish journal of psychological medicine. 2017;35(1):1-6. doi:10.1017/ipm.2017.54

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.