Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ УГРОЗ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ И ОТВЕТНЫХ МЕР БОРЬБЫ С НЕЙ НА ИНВАЛИДОВ: ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР НАУЧНЫХ ПУБЛИКАЦИЙ'

ВЛИЯНИЕ УГРОЗ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ И ОТВЕТНЫХ МЕР БОРЬБЫ С НЕЙ НА ИНВАЛИДОВ: ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР НАУЧНЫХ ПУБЛИКАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
55
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВАЛИДЫ / ПАНДЕМИЯ / COVID-19 / РИСКИ СОЦИАЛЬНО УЯЗВИМЫХ ГРУПП

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Деточенко Людмила Станиславовна, Агапова Елена Анатольевна

Представлен тематический анализ русскоязычных и англоязычных публикаций, размещенных в научных базах Scopus, ScienceDirect, Google Academia, E-library, опубликованных в журналах ВАК РФ и посвященных влиянию коронавирусной инфекции и ответных мер борьбы с ней. Выделены основные угрозы для лиц с инвалидностью в период пандемии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Деточенко Людмила Станиславовна, Агапова Елена Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPACT OF CORONAVIRUS INFECTION THREATS AND RESPONSE MEASURES TO COMBAT IT ON DISABLED PEOPLE AS A SOCIALLY VULNERABLE CATEGORY: A THEMATIC LITERATURE REVIEW

In December 2019, the world faced the COVID-19 pandemic, which caused a widespread social upheaval. The negative consequences of the infection and restrictions associated with it have particularly acutely affected socially vulnerable groups of the population, including the disabled. This article attempts a thematic analysis of scientific publications on the impact of the coronavirus infection and response measures to combat it on persons with disabilities. The empirical basis was the domestic and foreign literature in Russian and English from the scientific databases Scopus, ScienceDirect, Google Academy, E-library, as well as published in journals included in the list of peer-reviewed publications of the Higher Attestation Commission of the Russian Federation. The analysis of English- and Russian-language literature suggests the relevance of research on the threats and social consequences of COVID-19. However, the emphasis on the disparity and specificity of the threats and consequences of the pandemic, and the response to it for socially vulnerable groups of the population is rather characteristic of English-language literature. English-language databases contain a larger body of scientific literature on the problems of persons with disabilities in this period. Based on the analysis of the databases, the main threats to persons with disabilities during the pandemic were identified (threats related to the availability and quality of medical services; the inability to comply with preventive measures; deterioration of mental health; socioeconomic risks; threats associated with difficulties in reducing or unavailability of services and social support; increased risks of infection in segregated living conditions; the low level of accessibility of the environment and information; the increase in violence and the transformation of “norms” in relation to persons with disabilities). Scientific research is an important resource for reducing threats during the COVID-19 period and developing fundamentally new mechanisms for protecting the rights of persons with disabilities. Insufficient attention of domestic researchers to the situation of disabled people, lack of consideration of gender, age, and nosological characteristics of various categories of disabled people during the pandemic negatively affect the development of targeted support for the population. The thematic spectrum of research on the problems of persons with disabilities during the pandemic allows us to outline research directions in the Russian reality and use the knowledge gained in the development of practical recommendations for improving social policy in relation to persons with disabilities.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ УГРОЗ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ И ОТВЕТНЫХ МЕР БОРЬБЫ С НЕЙ НА ИНВАЛИДОВ: ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР НАУЧНЫХ ПУБЛИКАЦИЙ»

Вестник Томского государственного университета. 2021. № 472. С. 64-73. DOI: 10.17223/15617793/472/8

УДК 316.3; 316.4

Л. С. Деточенко, Е.А. Агапова

ВЛИЯНИЕ УГРОЗ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ И ОТВЕТНЫХ МЕР БОРЬБЫ С НЕЙ НА ИНВАЛИДОВ: ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР НАУЧНЫХ ПУБЛИКАЦИЙ

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и АНО ЭИСИ в рамках научного проекта № 20-011-31769.

Представлен тематический анализ русскоязычных и англоязычных публикаций, размещенных в научных базах Scopus, ScienceDirect, Google Academia, E-library, опубликованных в журналах ВАК РФ и посвященных влиянию коронавирусной инфекции и ответных мер борьбы с ней. Выделены основные угрозы для лиц с инвалидностью в период пандемии. Ключевые слова: инвалиды; пандемия; COVID-19; риски социально уязвимых групп

Введение в проблематику и вопрос актуальности. Чрезвычайные ситуации как природного, так и антропогенного характера, бедствия, включая пандемию, серьезно влияют на здоровье и социальное самочувствие уязвимых групп населения [1, 2]. Несмотря на то, что проблему пандемий рассматривают чаще всего в категориях «равенства» всех перед угрозой, на сегодняшний день становится очевидным, что социальные факторы порой повышают риски заражения, а социальное неравенство многократно увеличивает негативные последствия от распространения инфекции для некоторых социальных групп. Одной из наиболее уязвимых категорий в этот период становятся инвалиды. Более ста организаций, деятельность которых связана с защитой прав людей с ограниченными возможностями, а также ассоциация экспертов по правам инвалидов и управлению ЧС ООН обратились с настоятельным призывом «к незамедлительным действиям, направленным на удовлетворение особых потребностей людей с инвалидностью с целью сохранения их здоровья, безопасности, достоинства и независимости в обществе во время вспышки COVID-19» [3]. Необходимость экстренных практических действий актуализирует анализ научных исследований, затрагивающих проблему социальных последствий и рисков данной категории населения. В данной статье авторы предприняли попытку тематического анализа научных публикаций, посвященных влиянию коронавирусной инфекции и ответных мер борьбы с ней на лиц с инвалидностью. Предпринятый обзор позволяет выделить основные группы угроз, с которыми сталкиваются инвалиды в настоящее время, сопоставить предпринимаемые для смягчения социальных последствий действия с основными потребностями, порождаемыми специфическими и общими проблемами инвалидов как социально уязвимой категории. В этом отношении предпринятый обзор может быть интересен представителям органов здравоохранения, исполнительным органам власти, определяющим политику в сфере труда и социальной защиты населения, а также правозащитным организациям, деятельность которых связана с защитой прав социально уязвимых групп населения, в том числе и инвалидов. Для академического сообщества данная статья может послужить отправной точкой для углубления и расширения исследовательских тематик, в том числе

непропорционального влияния пандемии на различные группы населения.

Методы и процедура исследования. Целью тематического обзора, предпринятого в данной статье, является знакомство широкого круга практиков и исследователей с научными публикациями, затрагивающими проблемы влияния коронавирусной инфекции и ответных мер борьбы с ней на лиц с инвалидностью. Информационная ориентация, которую авторы статьи определяют для себя как приоритетную, не направлена на сопоставление ключевых концепций, типов доказательств и аргументации конкретных авторов, а скорее призвана изучить основные группы исследований по указанной ранее проблематике, масштабы проблемы, диапазон изучаемых вопросов, характер имеющихся исследований, а также основные точки расширения и углубления изучения положения инвалидов как социально уязвимой категории в период пандемии.

Для выполнения поставленной цели был проведен анализ научных баз данных (Scopus, ScienceDirect). Использовались и поисковые запросы Google Academia, E-library. Анализу подвергались также научные работы, опубликованные в журналах, включенных в перечень рецензируемых изданий ВАК РФ. Анализировалась литература только на русском и английском языках. В список анализируемых источников включались лишь те, которые были направлены на изучение влияния пандемии COVID-19 и ее социальных последствий на общество, социально уязвимые категории населения, и упоминали риски, последствия или меры, направленные на снижение негативных последствий пандемии для инвалидов. Исследованию подвергались только публикации, изучающие социальные аспекты проблемы. Мы не ограничивали рассматриваемые исследования конкретной нозологией, группой инвалидности или видом нарушения. Основными исследовательскими вопросами выступали:

1) насколько многочисленные исследования, затрагивающие проблемы угроз и социальных последствий COVID-19, учитывают и акцентируют внимание на диспропорции и специфике угроз и последствий для социально уязвимых групп населения;

2) какое внимание уделяют исследователи проблемам инвалидов в данный период;

3) каковы масштабы и основные группы угроз и последствий COVID-19, с которыми сталкиваются инвалиды на данный момент;

4) насколько учитывается в научном дискурсе специфика угроз и проблем инвалидов в связи с особенностями нозологии или конкретного заболевания, пола, возраста, места проживания;

5) каковы основные направления расширения и углубления исследований положения данной группы населения и прогнозов последствий пандемии для нее.

Анализ публикаций проводился в период с 01.08.2020 по 15.10.2020. Выемка результатов поиска проводилась одновременно во всех базах данных в период с 01.08.2020 по 01.09.2020. С целью согласованности полученных результатов мы анализировали только первые сто ссылок. Анализу подвергались также включенные ссылки статей, удовлетворяющих требованиям исследования и входящих в первую сотню ссылок. Всего было рассмотрено 400 ссылок на поисковые запросы и 150 рецензированных журналов. После первичного анализа была сформирована база из 350 статей, посвященных социальным проблемам и последствиям пандемии. Из них 69 статей рассматривали только положение и последствие лиц с инвалидностью в данный период. Подробному изучению подвергались 350 статей, поскольку ряд из них в той или иной степени затрагивали проблемы или последствия распространения инфекции на лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Основными индикаторами исследования выступали количество, объем и содержание. Количественные параметры были использованы при выявлении факторов и закономерностей, связанных с типом публикации, страноведческим полем, учетом различных типов нозологий и т. д.

Содержательные результаты исследования тематически представляют любые непропорциональные риски для людей с инвалидностью в контексте COVID-19 и основные последствия сложившейся ситуации для них.

Краткая характеристика используемых баз данных.

ScienceDirect - самая большая в мире электронная коллекция научной, технической и медицинской полнотекстовой и библиографической информации. Полнотекстовая база данных содержит 16 миллионов научных публикаций, 4 184 журнала, 30 000 книг. Полнотекстовые ресурсы предоставляются на английском языке.

Scopus - крупнейшая в мире единая реферативная база данных, индексирующая более 17 000 наименований научно-технических и медицинских журналов. На 2020 г. в базу включены публикации 38 060 журналов, 240 000 книг.

eLIBRARY.RU - на сегодняшний день крупнейшая в России электронная библиотека научных публикаций, предоставляющая возможности поиска и анализа научной информации, ведущая электронная библиотека научной периодики на русском языке в мире. Библиотека интегрирована с Российским индексом научного цитирования (РИНЦ), который создан по заказу Минобрнауки РФ. На 2020 г. посетителям доступны более 34 миллиона научных публикаций, в том числе электронные версии 5 600 российских научно-технических журналов. Свыше 4 500 россий-

ских журналов размещены в бесплатном открытом доступе.

Академия Google (Google Scholar) - бесплатная поисковая система полнотекстовых научных публикаций. Индекс Google Scholar включает данные из большинства рецензируемых онлайн-журналов крупнейших научных издательств Европы и Америки. Поисковая система позволяет выполнять поиск не только по статьям, доступным в открытом доступе, но и по статьям, доступным только в библиотеках.

Рецензируемые научные издания, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук. Анализ публикаций в изданиях, рекомендованных Высшей аттестационной комиссии, позволяет познакомиться с результатами крупнейших исследований, в том числе с учетом групп специальностей.

Систематизация исследовательских проектов: общие закономерности и картина исследований. Результаты запроса в базе данных Scopus позволяют говорить об актуальности изучения социальных аспектов влияния пандемии на инвалидов как социально уязвимую категорию. Из ста первых ссылок по результатам поискового запроса 70 статей полностью удовлетворяли условиям поиска. Следует отметить, что 50% результатов поиска после первичного анализа (35 статей) представляли собой научные работы, объектом изучения которых выступало положение инвалидов в данный период или возможные последствия COVID-19 для данной категории в последующем. Все результаты поиска представляли собой научные работы, опубликованные в периодических изданиях. Каждая пятая статья учитывала специфику конкретной нозологической группы или конкретного заболевания в исследовании. Подавляющее большинство статей носило эмпирический характер. Тематический спектр представлен проблемами доступа к медицинским услугам и помощи (31,4%), анализом действующих в условиях пандемии и предлагаемых мер социальной политики (17,1%), биоэтическими проблемами (14,2%), проблемам положения инвалидов на рынке труда (8,5%), защиты прав и достоинства (14,2%), доступности сервисов (8,5%), проблемами насилия (2,8%), психическими проблемами самоизоляции (2,8%).

Результаты запроса в базе данных Science Direct показывают большой интерес научного сообщества к изучению социальных факторов и последствий пандемии. Всего было рассмотрено 100 статей - результатов поиска. Среди отобранных для рассмотрения статей 25% изучали факторы рисков и последствия COVID-19 именно для социальной группы инвалидов, 10% акцентировали внимание на конкретной нозологической группе или лицах, страдающих конкретным заболеванием. Гендерная специфика отражена лишь в отдельных подходах к определению выборочной совокупности. Возрастные детерминанты положения инвалидов представлены в 10% публикаций, из которых 3,1% фиксировали внимание на положение пожилых инвалидов в данный период, а 7,8% - на положении детей с инвалидностью. Среди публикаций,

рассматривающих общие проблемы и положение социально уязвимых категорий в данный период (65 статей), тематический спектр вопросов разнообразен и условно может быть представлен следующим образом: социально-экономические последствия COVID-19 и проблемы трудоустройства (11%), общие социальные факторы и последствия (4,6%), психологические последствия (18,8%), проблемы с доступом к качественной медицине, предложения и опыт поддержания здоровья в период борьбы с пандемией (25%), анализ изменений в области законодательства и социальные последствия пандемии (4,6%), специфика социального поведения в условиях COVID-19 (9,3%), биоэтические аспекты (3,2%), поддержка семей в условиях борьбы с коронавирусной инфекцией (3,2%), мобильность и организация досуга (4,6%), социальная поддержка и услуги, в том числе в стационарных условиях (3,2%), социальная политика (12,5%).

На платформе E-library.ru анализ первых ста ссылок по запросу показал, что 80 публикаций рассматривают общие проблемы, связанные с распространением коронавирусной инфекции у социально уязвимых групп. Анализ научных публикаций позволяет выделить блоки исследуемых тем: социальная поддержка и защита; дистанционное образование; реабилитация и доступ к медицинской помощи; мобильность (инклюзивный туризм); доступность сервисов, в том числе цифровых для граждан с инвалидностью в период пандемии; психические последствия и девиации лиц с ограниченными возможностями здоровья в период самоизоляции. Только 5% всех научных публикаций из результатов поискового запроса на платформе E-library.ru в качестве объекта своего исследования имеют положение инвалидов в период COVID-19, остальные научные публикации в той или иной форме затрагивают положение данной группы населения в период самоизоляции и распространения ко-ронавирусной инфекции. Только в одной статье рассматривается специфика положения и последствий пандемии для представителей конкретной группы лиц с инвалидностью. Результаты поисковых запросов не позволили познакомиться с публикациями, исследующими проблемы повышенных рисков инвалидов в период пандемии, специфических проблем данной категории в этот период (за исключением психологических проблем, связанных со спецификой реабилитационных или клинических мероприятий). К сожалению, нам не встретились исследования, учитывающие гендерные или возрастные детерминанты в изучении положения данной группы населения в период COVID-19.

Результаты поисковых запросов базы Академии Google показали схожие результаты. Отобранных статей оказалось 90. Только 5% научных публикаций из ста рассмотренных являются специализированными публикациями, посвященными различным аспектам положения инвалидов в период пандемии. Внимание исследователей к положению конкретных нозологических групп, половозрастных групп инвалидов в период COVID-19, также остается низким. Однако тематическое поле результатов поиска после первичного анализа ссылок на соответствие нашим задачам шире

(21 статья) и включает: проблемы дистанционного обучения детей с инвалидностью, социально-экономические последствия пандемии для населения с инвалидностью, вопросы реабилитации и медицинского обслуживания, положения инвалидов на рынке труда, вопросы социальной помощи и поддержки, исследования развития девиантных форм поведения, в том числе семейного насилия в период самоизоляции, доступности сервисов и институтов, изучения психических последствий и технологий психической помощи инвалидам в период пандемии.

Анализ публикаций в рецензируемых научных изданиях социальной направленности позволяет говорить о значительном внимании к новым вызовам и угрозам существования в условиях СОУГО-19. Среди отобранных к анализу статей (45 статей из 150 рассмотренных журналов) лидируют работы, посвященные проблемам дистанционного образования (28,9%), психологическим последствиям самоизоляции (15,7%), социальным последствиям распространения коронавирусной инфекции и принимаемых государством мер (23,6%). Тематическое поле представлено проблемами трансформации законодательства, в том числе в части социальной помощи и социального обслуживания, социально-экономическим эффектам от режима самоизоляции. Проведенный анализ показал крайне малое количество исследований, посвященных специфике положения отдельных групп населения и инвалидов в частности, в период пандемии (2%), что, на наш взгляд, препятствует разработке адресных решений в отношении поддержки социально уязвимых групп.

Основные угрозы инвалидов в период пандемии: обзор исследований. Обзор научной литературы позволяет выделить несколько групп угроз, сопровождающих жизнедеятельность инвалидов в период борьбы с коронавирусной инфекцией.

Угрозы жизни (доступность и качество медицинских услуг). Стойкие нарушения функций здоровья, обусловливают большие потребности инвалидов в медицинской помощи, поэтому они более уязвимы к воздействию низкого качества или недоступности медицинских услуг [4]. В условиях роста нагрузки на систему здравоохранения во многих странах проблема доступа к медицинским услугам особо обострилась в период борьбы с пандемией. Учреждения здравоохранения в данный период были обязаны приостановить все второстепенные посещения, сократить количество услуг не экстренного характера, отложить плановые операции и сосредоточить ресурсы на борьбе с инфекцией [5]. Сложности в получении помощи, в частности барьеры в получении стационарного лечения и реабилитации, отложенные хирургические вмешательства и трансплантации, негативно влияют на благополучие пациентов с хроническими заболеваниями и инвалидностью [6]. Отсрочки и задержки в консультативной медицинской помощи приводят к массовым изменениям в приеме препаратов, поддерживающих стабильное состояние здоровья. В ряде случаев отсрочки в получении консультативной и терапевтической помощи связаны с субъективными страхами пациентов, не всегда способных самостоятельно оценить выбор между рисками [7].

Инвалиды сталкиваются не только с проблемами отсутствия возможности получить качественное и своевременное лечение, связанное с особенностями своего состояния здоровья, невозможностью продолжения или прохождения реабилитационных мероприятий, но и порой с невозможностью получить своевременную экстренную помощь, связанную с инфекцией короновируса, в виду стигматизации и дискриминации. Проблема необходимости справедливого распределения ограниченных ресурсов, как на макроуровне (сколько инвестировать в здравоохранение и в какие секторы), так и на микроуровне (решения медицинских учреждений и медицинских работников в отношении реакции на запрос), в условиях пандемии актуализировала биоэтические дискурсы относительно критерия подобных решений [8, 9]. Несмотря на наличие требований ряда исследователей обеспечить равенство прав в лечении, предлагаемые пути решения дилеммы в условиях кризиса вызывают опасения в отношении такой уязвимой категории, как инвалиды. Так, Л. Палазанни (Ра1а77аш) призывает, с целью справедливости, отказаться от социальной основы для выбора и обратить внимание на объективные шансы клинической помощи. Учитывая такие предложения, шансы на качественную медицинскую помощь для инвалидов малы не только в повседневных реалиях, но и «обоснованы» в теоретическом смысле [10].

Эмпирические исследования подтверждают, что инвалиды имеют сложности в доступе к тестированию на ТО^-19 [11].

Нарушения здоровья (хронические и вторичные заболевания, включая нарушения функций дыхательной и сердечнососудистой систем или диабета), повышают риск развития заболевания с осложнениями или летальным исходом ввиду сопутствующих заболеваний, усложняющих клиническое течение инфекционного заболевания [7].

Угрозы, связанные с невозможностью соблюдения профилактических мероприятий. Несмотря на изобретение вакцины, в момент написания данной статьи поведенческое лекарство от инфекции (физическое дистанцирование) остается единственным эффективным методом профилактики. Необходимость повышенного внимания данной категории к мерам профилактики сопровождается объективными ограничениями в соблюдении мер. Элементарные гигиенические меры могут сопровождаться значительными барьерами в их соблюдении, связанными со спецификой заболевания, доступностью физической среды. Потребность же в регулярной помощи и поддержке окружающих для выполнения повседневных задач, в том числе по уходу за собой, может являться реальной угрозой соблюдения мер социального дистанцирования.

Различные типы заболеваний препятствуют соблюдению режима самоизоляции. Так, например, группа австралийских ученых выявила ухудшение гликемического контроля и рост осложнений у больных диабетом, возникающих в результате изменения стратегии образа жизни, ограничения возможности вести здоровый образ жизни (включая физические упражнения) и ограничения доступности диабетических препаратов и медицинских консультаций [12].

Трудности в понимании целей и общих принципов профилактических мер, таких как физическое дистанцирование, эффективное и регулярное мытье рук или ношение масок, повышают индивидуальные риски заражения людей с интеллектуальными нарушениями, задержкой в развитии или множественными нарушениями [13]. Ментальная специфика, особенности зрения или слуха могут осложнять соблюдение рекомендаций общественного здравоохранения в том случае, когда они предоставляются в недоступной форме (например, устно или через непрозрачные маски).

Угрозы, связанные с ухудшением психического здоровья. Помимо повышенных рисков здоровья и жизни, исследователи и клиницисты отмечают тревогу по поводу негативного воздействия распространения эпидемий и ограничения социальных контактов на психическое здоровье [14]. Объективно необходимыми для сдерживания распространения инфекции, но одновременно факторами, негативно влияющими на психику, являются: практики социального дистанцирования, изменение повседневных практик жизнедеятельности в условиях домашнего пребывания, нарушение социальной поддержки в условиях самоизоляции. Страхи утраты и болезни близких, изменения в личной жизни, бедности, ответственности, опасения перед неясным будущим также негативно сказываются на психическом и эмоциональном состоянии [15-19]. Отдельным фактором, повышающим психологическую напряженность общества, является форма и интенсивность предоставления информации о СОУТО-19 в средствах массовой информации [20]. Психическими последствиями полной изоляции являются эмоциональный дистресс, повышенная тревожность, бессонница, посттравматический стресс [21], рост суицидальных последствий [22]. Отмеченная закономерность распространяется на все социальные группы, проявляя себя в большей или меньшей степени, однако, именно инвалиды оказываются в группе риска. В связи с масштабом негативных психологических последствий в условиях пандемии ряд исследователей предлагают расширить дистантные психологические формы поддержки [23] и сопровождения [24].

Социально-экономические угрозы (безработица, финансовые ресурсы). Экономические последствия пандемии и политики изоляции не остались вне поля внимания исследователей. Безработица и потеря финансовой устойчивости всегда имели тесную связь с социальной стабильностью общества. Так, ряд исследователей отметили финансовые проблемы как «доминирующий фактор стресса во время пандемии» [25], подчеркнули, что «сильнее всего влияние СОУ[Э-19 скажется на снижении доходов населения и росте бедного населения» [26]. В академическом дискурсе мы не нашли специализированных исследований, которые бы изучали влияние самоизоляции на финансовую устойчивость домохозяйств, в структуру которых входят инвалиды. Однако ряд исследований позволяют нам выстроить гипотетическую модель сложившейся ситуации. В работе американских ученых «Стрессовые жизненные события и социальный капитал на ранней стадии СОУТО-19 в США» фикси-

ровалось, что уже на ранней стадии пандемии социальные группы, полагающиеся на государственную помощь, имеющие низкую квалификацию, испытывают финансовые трудности и опасения относительно оплаты даже предметов первой необходимости и медицинской помощи. Также отмечалось, что финансовые сложности напрямую зависят от уровня образования: чем он ниже, тем вероятнее материальные трудности. Это усугубляется и тем, что инвалиды обычно испытывают необходимость в дополнительных расходах на уход и проживание при низком уровне занятости и дохода [27, 28]. На фоне общих исследований, посвященных экономическим последствиям пандемии (чаще всего негативным), мерам социальной поддержки социально уязвимых групп населения, в данный период интересен взгляд N. Ahmed на возможности, которые открывает дистанционная работа университетов для инвалидов, работающих в режиме самоизоляции, к которым автор относит ликвидацию проблем физической доступности среды, стигматизации и потенциальной дискриминации [29].

Сложности с недоступностью или сокращением предоставления услуг или социальной поддержки. Низкий уровень доступности среды и информации. Инвалиды часто нуждаются в повседневной помощи, в том числе в услугах помощи по дому, но такая помощь может быть ограничена в условиях изоляции [30]. Исследователи фиксируют проблемы с оказанием помощи не только на национальном, но и на международном уровне. «Европейская ассоциация поставщиков услуг для инвалидов (EASPD) опубликовала 27 апреля доклад о ситуации с услугами по поддержке людей с ограниченными физическими возможностями. В докладе отмечается, что почти три четверти работников, оказывающих услуги инвалидам, не имеют доступа к защитному оборудованию, при том что большинство из них работает сверхурочно» [31; 32. С. 79].

Социальная поддержка, как мощный капитал, способствующий стабильному психическому и физиологическому самочувствию, была отмечена в многочисленных исследованиях. Группа исследователей доказала, что люди с инвалидностью переживали одиночество, связанное с низким уровнем социальной поддержки и социальной изоляцией, значительно чаще, чем люди без инвалидности, в этот период [11]. Среди основной группы риска авторы указывали взрослое население с ограниченными возможностями здоровья, мужского пола, одиноко проживающих и принадлежащих к этническим меньшинствам, а также студентов дневного отделения и экономически неактивных граждан.

Роль социальных контактов в выработке эффективных копинг-стратегий (стратегии реагирования на стресс, возможные или имеющиеся в наличии риски, направленные на оптимальное разрешение стрессовой ситуации, минимизацию рисков и угроз или адаптацию личности и/или социальной группы к требованиям ситуации, восстановление социально-психологического благополучия) отмечается и отечественными исследователями. Так, Е. В. Субботский подчеркивает роль ежедневного непосредственного личного кон-

такта с другими людьми, важность ощущения стабильности мира, нормального психического состояния, контроля планов на будущее и внешней активности. Именно социальные контакты позволяют не думать о глобальных вопросах существования, неизбежности смерти и смысле жизни [33].

Сегрегированное проживание. Несмотря на значительные изменения общественного мнения относительно вопроса возможности независимого проживания инвалидов в обществе, до сих пор большое количество инвалидов проживают в специализированных учреждениях, что значительно повышает риски физического контакта и заражения [34-36]. Исследования и практика доказали быстрое распространение инфекции в ограниченных пространствах. Жизнь в непосредственной близости с другими людьми, ежедневный тесный контакт в условиях совместного стационарного проживания повышают риски заражения [37]. Институциональный уход в стационарных учреждениях не только повышает риски заражения, но и слабо трансформируется в условиях вызовов. Инструкции государств таким учреждениям носят только рекомендательный характер, что не защищает инвалидов законодательно [38].

Проблемы доступности среды, информации и сервисов в период COVID-19 не только не теряют своей актуальности, но даже приобретают еще большее значение. Между тем соблюдение требований доступности для всех категорий граждан оказалось не всегда выполнимым даже Международными организациями, которые должны выступать в качестве образца для подражания в чрезвычайной ситуации борьбы с пандемией. Так, несмотря на требования Консорциума World Wide Web к содержанию информационных материалов общественного здравоохранения, не вся информация, размещенная на сайте ВОЗ, удовлетворяла требованиям доступности [39].

Насилие и уязвимость. Проблемы насилия в отношении людей с ограниченными возможностями здоровья всегда находились в поле зрения исследователей, занимающихся проблемами эксклюзии. Отдельно они обсуждались в отношении лиц с ментальными особенностями. В период пандемии вопрос уязвимости инвалидов в отношении возможного насилия со стороны ближнего окружения снова был поднят в научном дискурсе. Исследователи фиксируют, что проблемы насилия связаны с зависимостью инвалидов в плане ухода и помощи от потенциальных субъектов насилия [40]. В условиях самоизоляции лица с инвалидностью лишаются возможности информировать социальные и правовые службы о фактах применяемого к ним насилия. Необходимость помощи и постоянного ухода в условиях самоизоляции, длительное нахождение с субъектами насильственных актов в замкнутом пространстве порождают страх и заставляют скрывать подобные факты от общественности. В период пандемии увеличиваются риски не только физического, но и эмоционального насилия [41].

Трансформация «норм» в отношении лиц с инвалидностью, автономия, право и законодательство. Каждое государство обязано защищать жизнь, здоровье и принимать все необходимые меры для

обеспечения защиты и безопасности людей с ограниченными возможностями в чрезвычайных ситуациях. Однако чрезвычайная ситуация, связанная с СОУГО-19, не должна приводить к нарушению индивидуальных прав на свободу, автономию, достоинство и наивысшего достижимого уровня физического и психического здоровья на равной основе для всех. Любое ограничение таких прав должно иметь правовую основу и быть необходимым, соразмерным [42] и недискриминационным. Между тем чрезвычайная ситуация пандемии неоднократно и повсеместно приводит к девальвации достижений в области прав и независимой жизни инвалидов как в повседневных практиках взаимодействия, так и на уровне законодательства. Джил Ставерт и Колен Макквей поднимают проблему юридических, этических и практических последствий применения обычных и чрезвычайных законодательных мер и рекомендаций в период борьбы с пандемией. На примере законопроекта Великобритании о ко-ронавирусе авторы показывают серьезные модификации в отношении прав пациентов на свободу и автономию для людей с психическими заболеваниями, неспособностью к обучению и деменцией. Законодательное закрепление исключения инвалидов (прямое или косвенное), формальная разработка рекомендаций по защите прав лиц с ограниченными возможностями здоровья в период пандемии и фактически повсеместное их игнорирование были зафиксированы исследователями в Южной Америке (Аргентине, Бразилии, Чили, Перу) [38]. В ряде стран отмечено законодательное закрепление уменьшения объемов оказываемых услуг и требований к квалификации медицинского персонала для пациентов с инвалидностью, в том числе поступающих в стационарные реабилитационные учреждения [43].

Возрастные детерминанты анализа жизнедеятельности инвалидов в период СОУГО-19. Анализ социальных детерминант здоровья, повышающих уязвимость людей с инвалидностью перед коронави-русной инфекцией, и социальных последствий ситуации самоизоляции для данной категории может и должен учитывать возрастную дифференциацию данной группы населения.

Особое внимание в научных исследованиях привлекают дети с инвалидностью, а также пожилые люди с хроническими проблемами и инвалидностью. В то же самое время социальный анализ факторов уязвимости, проблем и последствий пандемии молодых инвалидов и инвалидов зрелого возраста не менее привлекателен для изучения, однако практически не представлен в исследованиях.

Проблемы детей-инвалидов всегда относились к особой повестке Международных организаций и привлекали исследователей различных областей. В феврале 2020 г. вышел доклад комиссии ВОЗ - ЮНИСЕФ «Будущее детей мира» [44], где на международном уровне были озвучены угрозы, с которыми сталкиваются дети в наше время. Пандемия СОУГО-19 не только усугубляет угрозы, но и ставит новые вызовы благополучию детей, самой уязвимой категорией которых являются дети с инвалидностью. Помимо ранее перечисленных проблем, с которыми сталкиваются

инвалиды, сегодня существует ряд специфических проблем, актуальных для данного возраста. Среди рисков, с которыми сталкиваются дети с ОВЗ в условиях пандемии, можно указать риски ухудшения морального состояния, поведенческие риски, риски сокращения социального взаимодействия и уменьшения физических нагрузок, недоступности качественного образования в условиях домашнего обучения, прерванного медицинского лечения [45].

Доступ детей-инвалидов к качественному образованию является серьезной проблемой даже вне ситуации распространения коронавирусной инфекции. Закрытие же школ или переход к дистанционным формам преподавания, подчас усугубляет разрыв в обучении [46]. Резкий переход от традиционных к дистанционным формам является причиной не только ухудшения психического, но и физического здоровья [47]. Возникают проблемы, вызванные остеохондрозом и снижением зрения [15. С. 16]. Единственным источником, рассматривающим переход к дистанционной форме обучения как «катализатор к повышению эффективности обучения детей с ОВЗ», является статья Л.Н. Орищенко. Среди несомненных плюсов дистанционного образования автор выделяет «самостоятельность, свободу выбора места обучения, гарантированную сосредоточенность, рост заинтересованности и социальную ориентацию дистантных форм обучения» [48].

Среди специфических проблем детей в условиях пандемии отмечают: ограничение социальных стимулов по причине невозможности многих детей общаться вне дома, что серьезно сказывается на их развитии [49]; ограничение возможностей родителей обеспечить должный уход и воспитание детей, а также все необходимые условия для развития во время пандемии COVID-19 [50]. Отдельное внимание исследователи уделяют родителям детей с инвалидностью. Воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья создает значительную социальную, финансовую и психологическую нагрузку. Являясь единственными постоянными опекунами, в условиях пандемии родители испытывают огромный психологический и физиологический стресс [51].

В целом эмпирические исследования подчеркивают, что физическое, психическое и социальное благополучие детей с особыми потребностями находится под угрозой в период пандемии.

Повышенные риски сопровождают пожилое население, что же касается проблем пожилых людей с инвалидностью, то двойные маркеры социальной уязвимости пропорционально увеличивают риски жизнедеятельности в период COVID-19. Европейская ассоциация по защите прав пожилых людей (Age Platform) призывает участников обратить внимание на сложности пожилых людей и меры реагирования в этих условиях.

Выводы:

1. Распространение инфекции COVID-19 выявило неравенство различных социальных групп общества в условиях пандемии. Продолжительный характер пандемии и интенсивность социальных потрясений, с которыми мы столкнулись на данном этапе, позволя-

ют спрогнозировать дальнейшее усиление неравенства различных групп населения, в том числе и инвалидов, в последствиях самоизоляции. Социально уязвимые и обездоленные слои населения несут более высокие риски в отношении здоровья и социального благополучия в период пандемии.

2. Анализ англоязычной и русскоязычной литературы позволяет говорить об актуальности исследований угроз и социальных последствий СОУ[Э-19. Однако акцент на диспропорции и специфике угроз и последствиях пандемии, а также ответных мерах на нее для социально уязвимых групп населения скорее характерен для англоязычных источников. Англоязычные базы данных содержат больший массив научной литературы, посвященной проблемам лиц с инвалидностью в данный период (60 периодических статей). Анализ русскоязычной литературы показал, что на сегодняшний день в открытом доступе находится крайне малое количество материалов (9 статей), рассматривающих именно положение лиц с инвалидностью в данных период, даже несмотря на крайнюю степень актуальности указанной проблемы. Расширение спектра социальных исследований, направленных на

анализ положения инвалидов и отдельных их категорий в России в период распространения инфекции, позволит не только углубить социальные исследования положения социально уязвимых групп населения в данный период, преодолеть гегемонию психолого-педагогического подхода к исследованию специфики положения инвалидов в обществе, существующую в России, но и предоставит возможности совершенствования практики работы с данной категорией населения.

3. Тематический анализ научных работ, соответствующих проблематике, позволил выделить основной диапазон угроз/проблем инвалидов в период пандемии: угрозы, связанные с доступностью и качеством медицинских услуг, невозможностью соблюдения профилактических мероприятий, ухудшением психического здоровья; социально-экономические риски; угрозы, связанные с наличием сложностей в сокращении или недоступности услуг и социальной поддержки, повышенными рисками заражения в условиях сегрегированного проживания, низким уровнем доступности среды и информации, ростом насилия и трансформацией «норм» в отношении лиц с инвалидностью.

ЛИТЕРАТУРА

1. Gibson A., Walsh J., Brown L.M. Disaster mental health services review of care for older persons after disasters // Disaster Med Public Health Prep. 2018. Vol. 12, № 3. P. 366-372.

2. Reinhardt J., Fu B., Balikuddembe J. Healthcare challenges after disasters in lesser developed countries // Oxford Research Encyclopedia of Natural Hazard Science. Oxford : Oxford University Press, 2019.

3. COVID-19 Outbreak and Persons with Disabilities. URL: https://www.un.org/development/desa/disabilities/covid-19.html (дата обращения: 01.10.2020).

4. Vogel A.C., Schmid H., Loud S., McBurney R., Mateen F.J. Impact of the COVID-19 pandemic on the health care of >1,000 People living with multiple sclerosis: A cross-sectional study // Multiple Sclerosis and Related Disorders. 2020. Vol. 46. URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S2211034820305873 (дата обращения: 01.10.2020).

5. Puntillo F., Giglio M., Brienza N., Viswanath O., Varrassi G. Impact of COVID-19 pandemic on chronic pain management: Looking for the best way to deliver care // Best Practice & Research Clinical Anaesthesiology. 2020. URL: https://www.sciencedirect.com/science/ article/pii/S 1521689620300562 (дата обращения: 01.10.2020).

6. Rosenbaum L. The untold toll-the pandemic's effects on patients without Covid-19 // Medicine and society. 2020. URL: https://www.nejm.org/doi/10.1056/NEJMms2009984 (дата обращения: 01.10.2020)

7. Boyle C.A., Fox M.H., Havercamp S.M., Zubler J. The public health response to the COVID-19 pandemic for people with disabilities // Disability and Health Journal. 2020. Vol. 13. Is. 3. URL: https:// www.sciencedirect.com/journal/disability-and-health-journal/vol/13/issue/3 (дата обращения: 01.10.2020).

8. Boldrini P., Garcea M., Brichetto G., Reale N., Tonolo S., Falabella V., Kiekens C. Living with a disability during the pandemic «instant paper from the field» on rehabilitation answers to the COVID-19 emergency // European Journal of Physical and Rehabilitation Medicine. 2020. Vol. 56, № 3. P. 331-334.

9. Шок Н.П. Ответственность науки и общество : может ли биоэтика повлиять на медицинскую практику? // Мониторинг общественного мнения : экономические и социальные перемены. 2020. № 2. С. 347-364.

10. Palazzani L The pandemic and the ethical dilemma of limited resources: who to treat? // Bioethics Update. 2020. URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S2395938X2030022X (дата обращения: 01.10.2020).

11. Bessaha M.L., Sabbath E., Morris Z.A., Malik S., Scheinfeld L., Saragossi J. A Systematic Review of Loneliness Interventions Among Non-elderly Adults // Clinical Social Work Journal. 2020. Vol. 48. P. 110-125.

12. Gupta S., Tang C., Higgs. P. Social isolation during Covid-19: Boon or bane to diabetes management // Diabetes & Metabolic Syndrome: Clinical Research & Reviews. 2020. Vol. 14, is. 4. P. 567-568.

13. Armitage R., Nellums L.B. The COVID-19 response must be disability inclusive // Lancet Public Health. 2020. Vol. 5, is. 5. P. 257.

14. Moreno C., Wykes T., Galderisi S., Nordentoft M., Crossley N., Jones N., Cannon M., Correll C.U., Byrne L., Carr S., Chen E.Y.H., Gorwood P., Johnson S., Karkkainen H., Krystal J.H., Lee J., Lieberman J., Lopez-Jaramillo C., Mannikko M., Phillips M.R., Uchida H., Vieta E., Vita A., Arango C. How mental health care should change as a consequence of the COVID-19 pandemic // The Lanes Psychiatry. 2020. Vol. 7, is. 9. P. 813-824.

15. Меренков А.В. Трансформация телесности студентов вузов в условиях самоизоляции // Общество: социология, психология, педагогика. 2020. № 7 (75). С. 14-17.

16. Котлярова В.В., Киреева Л.Е. Виды страхов и саморегуляции поведения студенческой молодежи в ситуации вынужденной самоизоляции // Общество: социология, психология, педагогика. 2020. № 7 (75). С. 70-76.

17. Яровова Т.В. Социальные последствия пандемии новой коронавирусной инфекции в контексте качественного развития современного российского общества // Евразийский союз ученых. 2020. № 7 (76). С. 56-64.

18. Zvolensky M.J., Garey L., Rogers A.H., Schmidt N.B., Vujanovic A.A., Storch E.A., Buckner J.D. Psychological, addictive, and health behavior implications of the COVID-19 pandemic // Behaviour Research and Therapy. 2020. Vol. 134. URL: https://www.sciencedirect.com/science/ arti-cle/pii/S0005796720301698 (дата обращения: 01.10.2020).

19. Шматова Ю.Е. Влияние COVID-19 на психическое здоровье населения (как показатель человеческого капитала): опыт зарубежных исследований // Проблемы развития территорий. 2020. № 4 (108). С. 88-108.

20. Жуйков А. А., Каспаров А.Р. Недостоверные сообщения об эпидемии короновируса в пространстве интернет-коммуникации как фактор дестабилизации социальной обстановки // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2020. № 2 (259). С. 118-124.

21. Brooks S.K., Webster R.K., Smith L.E., Woodland L., Wessely S., Greenberg N., Rubin G.J. The psychological impact of quarantine and how to reduce it: rapid review of the evidence // Lancet. 2020. Is. 395. P. 912-920.

22. Любов Е.Б., Зотов П.Б., Положий Б. С. Пандемии и суицид: идеальный шторм и момент истины // Суицидология. 2020. Т. 11, № 1 (38). С. 3-38.

23. Крахмалева О.Е., Кузьмина К.Н., Ермолова И.М. Дистантная медико-психологическая помощь в условиях вынужденной изоляции // Омский психиатрический журнал. 2020. № 2-1S (24). С. 11-15.

24. Емельянова Е.Н. Особенности психологической помощи в ситуации пандемии короновируса // Управление социально-экономическими системами: теория, методология, практика : сб. статей VII Междунар. науч.-практ. конф. Пенза : Наука и Просвещение, 2020. С. 142145.

25. Jean-Baptiste C.Og., Herring R.P., Beeson W.L., Santos H.D., Banta J. Stressful life events and social capital during the early phase of COVID-19 inthe U.S // Social Sciences & Humanities. 2020. URL: https://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=3595140 (дата обращения: 01.10.2020).

26. Дудин М.Н., Лясников Н.В. Вероятные социальные и экономические последствия пандемии коронавируса COVID-19 // Поиск : Политика. Обществоведение. Искусство. Социология. Культура. 2020. № 2 (79). С. 60-71.

27. Friedman C., Puymbrouck L.V. The relationship between disability prejudice and disability employment rates // Disability and Health Journal. 2020. Vol. 12, is. 3. P. 359-365.

28. Wong S., McLafferty S.L., Planey A.M., Preston V. Disability, wages, and commuting in New York // Journal of Transport Geography. 2020. Vol. 87. URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0966692320300582 (дата обращения: 01.10.2020).

29. Ahmed N. Can we perform like «super-cripples» during this challenging pandemic? Oppertunities for disabled people working in academia // Alter. 2020. Vol. 14, is. 3. P. 247-248.

30. Disability considerations during the COVID-19 outbreak. URL: https://www.who.int/docs/default-source/documents/disability/covid-19-disability-briefing.pdf (дата обращения: 01.10.2020).

31. 9 in 10 people living with a rare disease experiencing interruption in care because of COVID-19 EURORDIS Press Release. 2020. URL: https://download2.eurordis.org/documents/pdf/PressRelease_COVID19 surveyresults.pdf (дата обращения: 01.10.2020).

32. Говорова Н. COVID-19: помощь уязвимым группам населения // Европейский союз : факты и комментарии. 2020. № 100. С. 76-100.

33. Субботский Е.В. Самоизоляция и парадоксы сознания // Психологическая газета: профессиональное интернет-издание. 2020. URL: https://psy.su/feed/8270/ (дата обращения: 28.06.2020).

34. Goldman P.S., van Ijzendoorn M.H., Sonuga-Barke E.J.S. The implications of COVID-19 for the care of children living in residential institutions // The Lancet Child & Adolescent Health. 2020. Vol. 4, is. 6. P. 12.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

35. Landes S.D., Turk M.A., Formica M.K., McDonald K.E., Stevens J.D. COVID-19 outcomes among people with intellectual and developmental disability living in residential group homes in New York State // Disability and Health Journal. 2020. Vol. 13, is. 4. URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S193665742030100X?via%3Dihub (дата обращения: 01.10.2020).

36. Mills W.R., Sender S., Lichtefeld J., Romano N., Reynolds K., Price M., Phipps J., White L., Howard S., Poltavski D., Barnes R. Supporting individuals with intellectual and developmental disability during the first 100 days of the COVID-19 outbreak in the USA // Journal of Intellectual Disability Research. 2020. Is. 64. P. 489-496.

37. Wang J., Yang W., Pan L., Ji J.S., Shen J., Zhao K., Ying B., Wang X., Zhang L., Wang L., Shi X. Prevention and control of COVID-19 in nursing homes, orphanages, and prisons // Environmental Pollution. 2020. Vol. 266. URL: https://www.sciencedirect.com/science/ article/pii/S0269749120327627 (дата обращения: 01.10.2020).

38. Fernández-Díaz E., Iglesias-Sánchez P.P., Jambrino-Maldonado C. Exploring WHO communication during the COVID 19 pandemic through the WHO website based on W3C guidelines: Accessible for all? // International Journal of Environmental Research and Public Health. 2020. Is. 17 (16). P. 1-17.

39. Kent K., Murray S., Penrose B., Auckland S., Visentin D., Godrich S., Lester E. Prevalence and socio-demographic predictors of food insecurity in Australia during the COVID-19 pandemic // Nutrients. 2020. Vol. 12, is. 9. P. 2682.

40. Юсупова А.А., Алексеева А.В. Актуальные проблемы в превенции семейного насилия в условиях самоизоляции // Педагогика, психология, общество : материалы Всерос. науч.-практ. конф. Чебоксары : Среда, 2020. С. 189-192.

41. Lakhani A. Which Melbourne metropolitan areas are vulnerable to COVID-19 based on age, disability, and access to health services? Using spatial analysis to identify service gaps and inform delivery // Journal of Pain and Symptom Management. 2020. Vol. 60, is. 1. P. 41-44.

42. Попов М.Ю., Самыгин П.С. К дискуссии об ограничении прав и свобод человека в условиях пандемии // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2020. № 4. С. 143-147.

43. Meythaler J.M. Proposed Chages to the Inpatient Services for the Disabled in the United States Post - Covid-19 // Archives of Physical Medicine and Rehabilitation. 2020. Vol. 101, is. 8. P. 1473-1474.

44. Clark H., Coll-Seck A.M., Banerjee A., Peterson S., Dalglish S.L., Ameratunga S., Balabanova D., Bhan M.K., Bhutta Z.A., Borrazzo J., Claeson M., Doherty T., El-Jardali F., George A.S., Gichaga A., Gram L., Hipgrave D.B., Kwamie A., Meng Q., Mercer R., Narain S., Nsungwa-Sabiiti J., Olumide A.O., Osrin D., Powell-Jackson T., Rasanathan K., Rasul I., Reid P., Requejo J., Rohde S.S., Rollins N., Romedenne M., Sachdev H.S., Saleh R., Shawar Y.R., Shiffman J., Simon J., Sly P.D., Stenberg K., Tomlinson M., Ved R.R., Costello A. A future for the world's children? A WHO-UNICEF Lancet Commission // Lancet. 2020. Is. 395. P. 605-658.

45. Cacioppo M., Bouvier S., Bailly R., Houx L. ECHO Group Emerging health challenges for children with physical disabilities and their parents during the COVID-19 pandemic // The ECHO French survey Annals of Physical and Rehabilitation Medicine. 2020. URL: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/32818674/ (дата обращения: 01.10.2020).

46. Andrew A., Cattan S., Costa-Dias M., Farquharson C., Kraftman L., Krutikova S., Phimister A., Sevilla A. Learning during the lockdown: real-time data on children's experiences during home learning. 2020. URL: https://www.ifs.org.uk/publications/14848 (дата обращения: 01.10.2020).

47. Криворотов С. К. Влияние дистанционного обучения на физическую активность студентов в период пандемии // Казанский педагогический журнал. 2020. № 4 (141). С. 173-177.

48. Орищенко Л.Н. Организация дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе в период распространения новой коронавирусной инфекции // Наука. Образование. Инновации : сб. науч. трудов по материалам XX Междунар. науч.-практ. конф. Анапа : Изд-во «НИЦ ЭСП» в ЮФО, 2020. С. 10-16.

49. Orben A., Tomova L., Blakemore S-J. The effects of social deprivation on adolescent social development and mental health // The Lancet Child & Adolescent Health. 2020. Is. 4 (8). P. 634-640.

50. Karanikolos M., Mladovsky P., Cylus J., Thomson S., Basu S., Stuckler D., Mackenbach J.P., McKee M. Financial crisis, austerity, and health in Europe // Lancet. 2013. Is. 381 (9874). P. 1323-1331.

51. Ghafoor А., Hussain K.A., Sawal I. The urgency of mitigating the psychological impacts of COVID-19 lockdowns on parents of mentally disabled children // Asian Journal of Psychiatry. 2020. Vol. 53. URL: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/32891931 (дата обращения: 01.10.2020)

Статья представлена научной редакцией «Социология и политология» 29 сентября 2021 г.

Impact of Coronavirus Infection Threats and Response Measures to Combat It on Disabled People as a Socially Vulnerable Category: A Thematic Literature Review

Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta — Tomsk State University Journal, 2021, 472, 64-73. DOI: 10.17223/15617793/472/8

Lyudmila S. Detochenko, Southern Federal University (Rostov-on-Don, Russian Federation). E-mail: maksimus6488@yandex.ru Elena A. Agapova, Southern Federal University (Rostov-on-Don, Russian Federation). E-mail: eagapova@sfedu.ru Keywords: disabled people; pandemic; COVID-19; risks of socially vulnerable groups.

The study is supported by the Russian Foundation for Basic Research and the Expert Institute for Social Research, Project No. 20011-31769.

In December 2019, the world faced the COVID-19 pandemic, which caused a widespread social upheaval. The negative consequences of the infection and restrictions associated with it have particularly acutely affected socially vulnerable groups of the population, including the disabled. This article attempts a thematic analysis of scientific publications on the impact of the coronavirus infection and response measures to combat it on persons with disabilities. The empirical basis was the domestic and foreign literature in Russian and English from the scientific databases Scopus, ScienceDirect, Google Academy, E-library, as well as published in journals included in the list of peer-reviewed publications of the Higher Attestation Commission of the Russian Federation. The analysis of English- and Russian-language literature suggests the relevance of research on the threats and social consequences of COVID-19. However, the emphasis on the disparity and specificity of the threats and consequences of the pandemic, and the response to it for socially vulnerable groups of the population is rather characteristic of English-language literature. English-language databases contain a larger body of scientific literature on the problems of persons with disabilities in this period. Based on the analysis of the databases, the main threats to persons with disabilities during the pandemic were identified (threats related to the availability and quality of medical services; the inability to comply with preventive measures; deterioration of mental health; socioeconomic risks; threats associated with difficulties in reducing or unavailability of services and social support; increased risks of infection in segregated living conditions; the low level of accessibility of the environment and information; the increase in violence and the transformation of "norms" in relation to persons with disabilities). Scientific research is an important resource for reducing threats during the COVID-19 period and developing fundamentally new mechanisms for protecting the rights of persons with disabilities. Insufficient attention of domestic researchers to the situation of disabled people, lack of consideration of gender, age, and nosological characteristics of various categories of disabled people during the pandemic negatively affect the development of targeted support for the population. The thematic spectrum of research on the problems of persons with disabilities during the pandemic allows us to outline research directions in the Russian reality and use the knowledge gained in the development of practical recommendations for improving social policy in relation to persons with disabilities.

REFERENCES

1. Gibson, A., Walsh, J. & Brown, L.M. (2018) Disaster mental health services review of care for older persons after disasters. Disaster Med Public

Health Prep. 12 (3). pp. 366-372.

2. Reinhardt, J., Fu, B. & Balikuddembe, J. (2019) Healthcare challenges after disasters in lesser developed countries. In: Cutter, S.L. (ed.) Oxford

Research Encyclopedia of Natural Hazard Science. Oxford: Oxford University Press.

3. UN. (2020) COVID-19 Outbreak and Persons with Disabilities. [Online] Available from: https://www.un.org/development/desa/disabilities/covid-

19.html (Accessed: 01.10.2020).

4. Vogel, A.C. et al. (2020) Impact of the COVID-19 pandemic on the health care of >1,000 People living with multiple sclerosis: A cross-sectional

study. Multiple Sclerosis and Related Disorders. 46. [Online] Available from: https://www.sciencedirect.com/science/article/ pii/S2211034820305873 (Accessed: 01.10.2020).

5. Puntillo, F. et al. (2020) Impact of COVID-19 pandemic on chronic pain management: Looking for the best way to deliver care. Best Practice &

Research Clinical Anaesthesiology. [Online] Available from: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S1521689620300562 (Accessed: 01.10.2020).

6. Rosenbaum, L. (2020) The untold toll-the pandemic's effects on patients without Covid-19. Medicine and Society. [Online] Available from:

https://www.nejm.org/doi/10.1056/NEJMms2009984 (Accessed: 01.10.2020)

7. Boyle, C.A. et al. (2020) The public health response to the COVID-19 pandemic for people with disabilities. Disability and Health Journal. 13 (3).

[Online] Available from: https://www.sciencedirect.com/journal/disability-and-health-journal/vol/13/issue/3 (Accessed: 01.10.2020).

8. Boldrini, P. et al. (2020) Living with a disability during the pandemic "instant paper from the field" on rehabilitation answers to the COVID-19

emergency. European Journal of Physical and Rehabilitation Medicine. 56 (3). pp. 331-334.

9. Shok, N.P. (2020) Responsible Science and Society: Can Bioethics Influence Clinical Practice? Monitoring obshchestvennogo mneniya:

ekonomicheskie i sotsial 'nye peremeny — Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes Journal. 2. pp. 347-364.

10. Palazzani, L. (2020) The pandemic and the ethical dilemma of limited resources: who to treat? Bioethics Update. [Online] Available from: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S2395938X2030022X (Accessed: 01.10.2020).

11. Bessaha, M.L. et al. (2020) A Systematic Review of Loneliness Interventions Among Non-elderly Adults. Clinical Social Work Journal. 48. pp. 110-125.

12. Gupta, S., Tang, C. & Higgs, P. (2020) Social isolation during Covid-19: Boon or bane to diabetes management. Diabetes & Metabolic Syndrome: Clinical Research & Reviews. 14 (4). pp. 567-568.

13. Armitage, R. & Nellums, L.B. (2020) The COVID-19 response must be disability inclusive. Lancet Public Health. 5 (5). p. 257.

14. Moreno, C. et al. (2020) How mental health care should change as a consequence of the COVID-19 pandemic. The Lanes Psychiatry. 7 (9). pp. 813-824.

15. Merenkov, A.V. (2020) Transformation of the Corporality of University Students. Obshchestvo: sotsiologiya, psikhologiya, pedagogika — Society: Sociology, Psychology, Pedagogy. 7 (75). pp. 14-17. (In Russian).

16. Kotlyarova, V.V. & Kireeva, L.E. (2020) Types of Fears and Self-Regulation of Student Youth Behavior in a Situation of Forced Self-Isolation. Obshchestvo: sotsiologiya, psikhologiya, pedagogika — Society: Sociology, Psychology, Pedagogy. 7 (75). pp. 70-76.

17. Yarovova, T.V. (2020) Sotsial'nye posledstviya pandemii novoy koronavirusnoy infektsii v kontekste kachestvennogo razvitiya sovremennogo rossiyskogo obshchestva [Social consequences of the pandemic of the new coronavirus infection in the context of the qualitative development of modern Russian society]. Evraziyskiy soyuz uchenykh. 7 (76). pp. 56-64.

18. Zvolensky, M.J. et al. (2020) Psychological, addictive, and health behavior implications of the COVID-19 pandemic. Behaviour Research and Therapy. 134. [Online] Available from: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0005796720301698 (Accessed: 01.10.2020).

19. Shmatova, Yu.E. (2020) Impact of COVID-19 on Mental Health of Population (as an Indicator of Human Potential): Experience of Foreign Studies. Problemy razvitiya territoriy - Problems of Territory's Development. 4 (108). pp. 88-108. (In Russian). DOI: 10.15838/ptd.2020.4.108.6

20. Zhuykov, A. A. & Kasparov, A.R. (2020) Unreliable Reports of Coronavirus Epidemic in Internet Communication Space as a Factor of Social Destabilization. Vestnik Adygeyskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 1: Regionovedenie: flosofya, istoriya, sotsiologiya, yurisprudentsiya, politologiya, kul'turologiya — Bulletin of the Adyghe State University. Series 1: Regional Studies: Philosophy, History, Sociology, Jurisprudence, Political Science, Cultural Studies. 2 (259). pp. 118-124. (In Russian).

21. Brooks, S.K. et al. (2020) The psychological impact of quarantine and how to reduce it: rapid review of the evidence. Lancet. 395. pp. 912-920.

22. Lyubov, E.B., Zotov, P.B. & Polozhiy, B.S. (2020) Pandemics and Suicide: A Perfect Storm and a Moment of Truth. Suitsidologiya — Suicidology. 11:1 (38). pp. 3-38.

23. Krakhmaleva, O.E., Kuz'mina, K.N. & Ermolova, I.M. (2020) Distant Medical and Psychological Assistance. Omskiy psikhiatricheskiy zhurnal. 2-1S (24). pp. 11-15.

24. Emel'yanova, E.N. (2020) [Features of psychological assistance in the situation of the coronovirus pandemic]. Upravlenie sotsial'no-ekonomicheskimi sistemami: teoriya, metodologiya, praktika [Management of socio-economic systems: theory, methodology, practice]. Proceedings of the VII International Conference. Penza: Nauka i Prosveshchenie. pp. 142-145. (In Russian).

25. Jean-Baptiste, C.Og. et al. (2020) Stressful life events and social capital during the early phase of COVID-19 in the U.S. Social Sciences & Humanities. [Online] Available from: https://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=3595140 (Accessed: 01.10.2020).

26. Dudin, M.N. & Lyasnikov, N.V. (2020) The Likely Social and Economic Consequences of the Coronavirus Pandemic Covid19. Poisk: Politika. Obshchestvovedenie. Iskusstvo. Sotsiologiya. Kul'tura. 2 (79). pp. 60-71. (In Russian).

27. Friedman, C. & Puymbrouck, L.V. (2020) The relationship between disability prejudice and disability employment rates. Disability and Health Journal. 12 (3). pp. 359-365.

28. Wong, S. et al. (2020) Disability, wages, and commuting in New York. Journal of Transport Geography. 87. [Online] Available from: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0966692320300582 (Accessed: 01.10.2020).

29. Ahmed, N. (2020) Can we perform like "super - cripples" during this challenging pandemic? Opportunities for disabled people working in academia. Alter. 14 (3). pp. 247-248.

30. WHO. (2020) Disability considerations during the COVID-19 outbreak. [Online] Available from: https://www.who.int/docs/default-source/documents/disability/covid-19-disability-briefing.pdf (Accessed: 01.10.2020).

31. EURORDIS. (2020) 9 in 10 people living with a rare disease experiencing interruption in care because of COVID-19. EURORDIS Press Release.

[Online] Available from: https://download2.eurordis.org/documents/pdf/PressRelease_COVID19surveyresults.pdf (Accessed: 01.10.2020).

32. Govorova, N. (2020) COVID-19: pomoshch' uyazvimym gruppam naseleniya [COVID-19: assistance to vulnerable groups of the population]. Evropeyskiy soyuz: fakty i kommentarii. 100. pp. 76-100.

33. Subbotskiy, E.V. (2020) Samoizolyatsiya i paradoksy soznaniya [Self-isolation and paradoxes of consciousness]. Psikhologicheskaya gazeta. [Online] Available from: https://psy.su/feed/8270/ (Accessed: 28.06.2020).

34. Goldman, P.S., van Ijzendoorn, M.H. & Sonuga-Barke, E.J.S. (2020) The implications of COVID-19 for the care of children living in residential institutions. The Lancet Child & Adolescent Health. 4 (6). p. 12.

35. Landes, S.D. (2020) COVID-19 outcomes among people with intellectual and developmental disability living in residential group homes in New York State. Disability and Health Journal. 13 (4). [Online] Available from: https://www.sciencedirect.com/science/article/ pii/S193665742030100X?via%3Dihub (Accessed: 01.10.2020).

36. Mills, W.R. et al. (2020) Supporting individuals with intellectual and developmental disability during the first 100 days of the COVID-19 outbreak in the USA. Journal of Intellectual Disability Research. 64. pp. 489-496.

37. Wang, J. et al. (2020) Prevention and control of COVID-19 in nursing homes, orphanages, and prisons. Environmental Pollution. 266. [Online] Available from: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0269749120327627 (Accessed: 01.10.2020).

38. Fernández-Díaz, E., Iglesias-Sánchez, P.P. & Jambrino-Maldonado, C. (2020) Exploring WHO communication during the CO VID 19 pandemic through the WHO website based on W3C guidelines: Accessible for all? International Journal of Environmental Research and Public Health. 17 (16). pp. 1-17.

39. Kent, K. et al. (2020) Prevalence and socio-demographic predictors of food insecurity in Australia during the COVID-19 pandemic. Nutrients. 12 (9). p. 2682.

40. Yusupova, A.A. & Alekseeva, A.V. (2020) [Topical issues in the prevention of family violence in conditions of self-isolation]. Pedagogika, psikhologiya, obshchestvo [Pedagogy, psychology, society]. Conference Proceedings. Cheboksary: Sreda. pp. 189-192. (In Russian).

41. Lakhani, A. (2020) Which Melbourne metropolitan areas are vulnerable to COVID-19 based on age, disability, and access to health services? Using spatial analysis to identify service gaps and inform delivery. Journal of Pain and Symptom Management. 60 (1). pp. 41-44.

42. Popov, M.Yu. & Samygin, P.S. (2020) To the Discussion on the Restriction of Human Rights and Freedoms in the Context of a Pandemic. Gumanitarnye, sotsial'no-ekonomicheskie i obshchestvennye nauki. 4. pp. 143-147. (In Russian).

43. Meythaler, J.M. (2020) Proposed Chages to the Inpatient Services for the Disabled in the United States Post - Covid-19. Archives of Physical Medicine and Rehabilitation. 101 (8). pp. 1473-1474.

44. Clark, H. et al. (2020) A future for the world's children? A WHO-UNICEF Lancet Commission. Lancet. 395. pp. 605-658.

45. Cacioppo, M. et al. (2020) ECHO Group Emerging health challenges for children with physical disabilities and their parents during the COVID-19 pandemic. The ECHO French Survey Annals of Physical and Rehabilitation Medicine. [Online] Available from: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/32818674/ (Accessed: 01.10.2020).

46. Andrew, A. et al. (2020) Learning during the lockdown: real-time data on children's experiences during home learning. [Online] Available from: https://www.ifs.org.uk/publications/14848 (Accessed: 01.10.2020).

47. Krivorotov, S.K. (2020) Impact of Distance Learning on Student Physical Activity During the 2020 Pandemic. Kazanskiy pedagogicheskiy zhurnal — Kazan Pedagogical Journal. 4 (141). pp. 173-177.

48. Orishchenko, L.N. (2020) [Organization of distance learning for children with disabilities in elementary school during the spread of a new coronavirus infection]. Nauka. Obrazovanie. Innovatsii [Nauka. Education. Innovations]. Proceedings of the 20th International Conference. Anapa: Izd-vo "NITs ESP" v YuFO. pp. 10-16. (In Russian).

49. Orben, A., Tomova, L. & Blakemore, S-J. (2020) The effects of social deprivation on adolescent social development and mental health. The Lancet Child & Adolescent Health. 4 (8). pp. 634-640.

50. Karanikolos, M. et al. (2013) Financial crisis, austerity, and health in Europe. Lancet. 381 (9874). pp. 1323-1331.

51. Ghafoor, A., Hussain, K.A. & Sawal, I. (2020) The urgency of mitigating the psychological impacts of COVID-19 lockdowns on parents of mentally disabled children. Asian Journal of Psychiatry. 53. [Online] Available from: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/32891931 (Accessed: 01.10.2020).

Received: 29 September 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.