Научная статья на тему '«КАЧЕСТВО ЖИЗНИ» КАК КРИТЕРИЙ ОЦЕНКИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ (ПО РЕЗУЛЬТАТАМ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАЛМЫКИЯ)'

«КАЧЕСТВО ЖИЗНИ» КАК КРИТЕРИЙ ОЦЕНКИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ (ПО РЕЗУЛЬТАТАМ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАЛМЫКИЯ) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
91
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
качество жизни / потребление / доходы и расходы / миграция / quality of life / consumption / income and expenses / migration

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кальдинова Г.П., Бадмаев В.Н.

В статье раскрывается содержание понятия «качество жизни», определяются основные критерии его оценки. Согласно базовому конституционному принципу социального государства конечной целью развития социальной сферы должно стать утверждение принципа социальной справедливости, которая означает гарантии для каждого человека на труд в соответствии с его способностями и квалификацией, на оплату труда в зависимости от его качества и количества, на возможность самообеспечения и повышения своего благосостояния; создание по возможности равных стартовых возможностей всем членам общества через систему воспитания, образования и социальной поддержки; обеспечение достойного уровня жизни граждан. Основные выводы статьи базируются на результатах социологического опроса по ключевым составляющим уровня жизни, проведенного в Республике Калмыкия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«QUALITY OF LIFE» AS A CRITERION FOR EVALUATING SOCIO-ECONOMIC PROCESSES (BASED ON THE RESULTS OF A SOCIOLOGICAL STUDY IN THE REPUBLIC OF KALMYKIA)

the article reveals the content of “quality of life” concept, defines the main criteria for its assessment. According to the basic constitutional principle of social state the ultimate goal of social development should be statement of social justice principle, which means guarantees for each person to work according to his abilities and qualifications, salary depending on its quality and quantity, possibility of self-sufficiency and improvement of well-being; creating equal starting opportunities for all members of society through the system of upbringing, education and social support; ensuring a decent standard of living for citizens. The main conclusions of the article are based on the results of a sociological survey on key standard of living components conducted in the Republic of Kalmykia.

Текст научной работы на тему ««КАЧЕСТВО ЖИЗНИ» КАК КРИТЕРИЙ ОЦЕНКИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ (ПО РЕЗУЛЬТАТАМ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАЛМЫКИЯ)»

СОЦИОЛОГИЯ, ПОЛИТОЛОГИЯ

DOI: 10.24411/2071-7830-2020-10007 КАЛЬДИНОВА Г.П.1, БАДМАЕВ ВН.2

«КАЧЕСТВО ЖИЗНИ» КАК КРИТЕРИЙ ОЦЕНКИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ (ПО РЕЗУЛЬТАТАМ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАЛМЫКИЯ)

1БНУ РК «Институт комплексных исследований аридных территорий», г. Элиста, Россия,

gala758@yandex. ru

2ФБГОУ ВО «Калмыцкий государственный университет им. Б. Б. Городовикова», г. Элиста, Россия

badmav07@mail. ru

Аннотация. В статье раскрывается содержание понятия «качество жизни», определяются основные критерии его оценки. Согласно базовому конституционному принципу социального государства конечной целью развития социальной сферы должно стать утверждение принципа социальной справедливости, которая означает гарантии для каждого человека на труд в соответствии с его способностями и квалификацией, на оплату труда в зависимости от его качества и количества, на возможность самообеспечения и повышения своего благосостояния; создание по возможности равных стартовых возможностей всем членам общества через систему воспитания, образования и социальной поддержки; обеспечение достойного уровня жизни граждан. Основные выводы статьи базируются на результатах социологического опроса по ключевым составляющим уровня жизни, проведенного в Республике Калмыкия.

Ключевые слова: качество жизни, потребление, доходы и расходы, миграция.

Понятие «качество жизни» стало активно применяться в 1960-е годы в США в политическом контексте с целью формирования новых целей развития общества, а также в научно-методическом контексте - как попытка найти показатели экономического благополучия стран, альтернативные валовому национальному продукту (ВНП).

Известны яркие высказывания американских политиков о «качестве жизни». В 1964 г. президент США Линдон Джонсон озвучил тезис, что «великое общество» должно быть озабочено не ответом на вопрос «как много?», а ответом на вопрос «как хорошо?», должно решать проблему не количества товаров, а качества своей жизни. В дальнейшем ему вторил кандидат в президенты Роберт Кеннеди, который в своей речи «О Валовом Национальном продукте» в 1968 г. говорил: «Слишком долго мы измеряли личный опыт и общественные ценности простым накоплением материальных вещей. Сейчас ВНП не учитывает здоровье наших детей, качество их образования и радости того, как они играют. Не включает красоту нашей поэзии или крепость наших браков, интеллигентность общественных дискуссий... Оно измеряет все вкратце, за исключением того, что делает нашу жизнь осмысленной» [4].

Сильные традиции утилитарной философии в США и распространение исследований по изучению психического здоровья человека сформировали условия, где на первый план стала выдвигаться концепция ощущаемого качества жизни. Социальный психолог Ангус Кэмпбелл писал, что «качество жизни должно отражаться в глазах смотрящего» [2]. Данный подход получил название «субъективного». В рамках «субъективного» подхода изучение качества жизни зачастую сводится к исследованию субъективного благополучия человека (англ.— subjective wellbeing). Само же понятие субъективного благополучия состоит из трех элементов: положительных эмоций, отрицательных эмоций и удовлетворенности [3].

Широкая трактовка термина «качество жизни», различие в подходах к его использованию привели к тому, что в 1990-е годы термин стал широко использоваться в различных сферах жизни, применяться для изучения разных целевых групп (детей, женщин, мигрантов, людей старшего возраста), а также узких тем в образовании и здравоохранении. Качество жизни стало измеряться не только на страновом уровне, но и на региональном (городском). В связи с этим, нами было проведено социологическое исследование, одной из задач которого было изучение качества жизни населения региона.

Как известно, Республика Калмыкия входит в число отсталых регионов Российской Федерации и, вследствие, слаборазвитой экономики продолжает оставаться дотационным регионом.

В структуре валового регионального продукта преобладают: производство продукции сельского хозяйства и рыболовства (31,1%); сфера образования, здравоохранения и социальные услуги (14,8%); государственное управление и обеспечение военной безопасности и социальных гарантий (16,8%); оптовая и розничная торговля, ремонт (8,2%); транспорт и связь (6,2%). В то же время удельный вес обрабатывающих производств составляет всего 3,4% [1].

Промышленность в Калмыкии и в советский период была недостаточно развитой, а в переходный период объемы производства уменьшились в несколько раз. Например, в сравнении с 1990 годом в 2005 году они составляли 27%, тогда как в целом по стране этот показатель равнялся 74%. На территории республики ведется незначительная добыча нефти. В последние годы нефтегазодобывающая отрасль экономики региона имела характерные признаки стагнации и кризиса. Так, объемы производства в «Добыче полезных ископаемых» за январь-июнь 2016 года снизились на 10,7% по сравнению с январем-июнем 2015 года. Снизилась добыча нефти на 10,1%, песка природного на 12,5%, природного и попутного газа на 17,2%.

В структуре промышленного производства Калмыкии преобладает производство и распределение электроэнергии, газа и воды. Значительная доля промышленного производства приходится на электроэнергетику, в то время, как собственных электростанций, генерирующих электроэнергию на территории республики не имеется.

Агропромышленный комплекс является важнейшей составной частью экономики Республики Калмыкия, в котором занято более четверти от общей численности занятых в экономике, задействована десятая часть основных производственных фондов и создается около 30% валового регионального продукта.

Значительная доля сельскохозяйственной продукции производится в личных подсобных хозяйствах населения, что, с одной стороны, решает вопросы продовольственного обеспечения, а с другой, вопросы занятости населения.

Напряженная социально-экономическая ситуация в республике приводит к поиску и распространению различных форм самозанятости: рыбодобывающая деятельность в районе Каспия и Волги, на внутренних водоемах региона, строительно-отделочные работы, услуги предоставления такси, грузоперевозки, оказание образовательных услуг (репетиторство), косметология, фотография, парикмахерские, риэлтерские услуги и т.д. Подобные формы плохо поддаются статистическому учету и могут привести к появлению теневой экономики. Многие занимаются подобной деятельностью в свободное от основной работы время, что является признаком латентной безработицы в регионе. Эти явления свидетельствуют о низком уровне заработной платы практически во всех отраслях экономики республики. Калмыкия является лидером по уровню закредитованности населения - наиболее высокая долговая нагрузка в России приходится на одного жителя в Калмыкии. Это негативно сказывается на социально-экономическом и демографическом потенциале республики. Именно поэтому исследование качества жизни населения региона представляет большой интерес.

Социологическое исследование проводилось в г. Элисте, Лаганском, Кетченеровском, Целинном Юстинском районах Республики Калмыкия с выборочной совокупностью 300 человек, определенной по полу, возрасту, национальности. В соответствии с квотными заданиями, в данных населенных пунктах опрашивались граждане от 18 лет.

Проведенное социологическое исследование свидетельствует о том, что относительное большинство населения Республики Калмыкия (40,7%) понимает значимость всех условий, способствующих улучшению экономического положения в стране, не перекладывая ответственность только на правительство и внешние обстоятельства. Однако при этом в своих прогнозах на следующие пять лет респондентами даются более сдержанные оценки. Так, значительного улучшения в области экономики ожидают лишь 8,3% опрошенных, не изменится ситуация по прогнозам 22,7% респондентов, некоторого улучшения ожидают 34% опрошенных (табл. 1).

Говоря о личных прогнозах, респонденты больше склонны верить в лучшее, считая, что их дальнейшая жизнь зависит в большей степени как от внешних обстоятельств, так и личных усилий - 56,4%. При этом почти треть опрошенных возлагают всю ответственность на себя самих - 29%.

Таблица 1.

«Как Вы думаете, от каких факторов в большей степени зависит улучшение экономического положения страны сегодня?»

Значения Контекст: «Универсальный»

Количество объектов % объектов

1. От внешних обстоятельств 27 9%

2. От правительства 111 37%

3. От 100 %усилий граждан, нас самих 28 9,3%

4. От всего вместе 122 40,7%

5. Затрудняюсь с ответом 12 4%

Нет ответа 27 9%

Всего 300

Результаты социологического опроса фиксируют достаточно напряженную ситуацию на рынке труда в Республике Калмыкия (табл. 2). Постоянную работу имеют лишь 36% опрошенных, сезонную - 11%. Шестая часть опрошенных (16%) призналась, что находится в поисках работы.

Таблица 2.

«Работаете ли Вы в настоящее время?»

Значения Контекст: «Универсальный»

Количество объектов % объектов

1. Да, работаю на постоянной основе 108 36,0%

2. Да, имею сезонную работу на постоянной основе 33 11%

3. Работаю временно, с почасовой оплатой 40 13,40%

4. Ищу работу 48 16%

5. На пенсии, не работаю по состоянию здоровья, 30 10%

инвалидность

6. Занимаюсь домашним хозяйством 5 1,70%

7. Нахожусь в декретном отпуске 6 2%

8. Занимаюсь личным подсобным хозяйством 6 2%

9. Учусь в школе, техникуме, вузе, аспирантуре 22 7,30%

10. Другое 2 0,60%

Всего 300 100%

Особый интерес в исследовании проблемы безработицы имеет анализ миграционных настроений респондентов, которые напрямую связаны с этим негативным явлением. Более четверти опрошенных демонстрируют твердую готовность уехать из своего населенного пункта, еще четверть опрошенных подобное желание испытывают время от времени. Пятая часть респондентов утверждают, что при наличии работы и достойных условий проживания никуда бы не уезжали (табл. 3).

Таблица 3.

«Если у Вас была бы возможность, хотели ли бы Вы сменить место жительства?»

Значения Контекст: «Универсальный»

Количество объектов % объектов

1. Да, я хотел бы уехать 82 27,40%

2. Иногда 72 24%

3. Нет, я никогда не уеду из своего населенного пункта 83 27,70%

4. При наличии работы и комфортных условий проживания, я бы никогда отсюда не уехал 61 20,30%

5. Нет ответа 2 0,60%

Всего 300 100%

Основной причиной своих миграционных настроений называют низкую заработную плату более половины опрошенных, отсутствие работы -17,1 % респондентов (табл. 4).

Таблица 4.

«Какова причина Вашего намерения уехать?»

Значения Контекст: «Универсальный»

Количество объектов % объектов

1. Низкая заработная плата 129 58,1%

2. Низкий уровень преподавания в школе 8 3,6%

3. Плохая экологическая обстановка 3 1,4%

4. Отсутствие работы 38 17,1%

5. Социально-психологический климат в коллективе 3 1,4%

6. Сложные семейные обстоятельства 4 1,8%

7. Недоступность медицинских услуг 8 3,6%

8. Хочу переехать к родным 22 9,9%

Другое 7 3,2%

По данным статистики наиболее тесные миграционные связи складываются с относительно близкими регионами в Южном федеральном округе, а также с Москвой и Московской областью, Санкт-Петербургом и Ленинградской областью, Тюменской областью, Ханты-Мансийским автономным округом - Югра, Ямало-Ненецким округом, Чукотским автономным округом, Красноярским краем. Причем практически со всеми этими регионами миграционный оборот имеет отрицательные значения. Мигрантов притягивают, прежде всего, крупные города и благополучные промышленные регионы-доноры с развитой инфраструктурой, широким выбором рабочих мест, высоким уровнем заработной платы. Данные нашего исследования также подтверждают эти выводы (табл. 5).

Таблица 5.

«Куда Вы бы хотели переехать жить?»

Значения Контекст: «Универсальный»

Количество объектов % объектов

1. В Элисту 37 16,5%

2. В районный центр 3 1,3%

3. В другое село (город) Калмыкии 4 1,8%

4. В соседний регион России 46 20,5%

5. В Москву 34 15,2%

6. В Санкт-Петербург 24 10,7%

7. На Север России, в районы Сибири и Дальнего Востока 25 11,2%

8. За рубеж 42 18,8%

Другое 9 4%

Учитывая непростую обстановку на региональном рынке труда представляется целесообразным выявление отношения населения к работе (табл. 6). Субъективная оценка «работы» в предложенных утверждениях показывает, что респонденты склонны в большей степени относиться к работе, как к основному источнику средств к существованию, а также как к возможности проявить себя, свои способности. Больше всего не согласных с утверждением «Работа - неприятная обязанность, если бы мог, не работал бы» - 26%.

Таблица 6.

«Какое значение для Вас имеет работа? В какой степени Вы согласны со следующими утверждениями?»

Работа -это... Полностью согласен В большей степени согласен Отчасти согласен, отчасти нет В большей степени не согласен Совсем не согласен Затрудняюсь ответить Не работаю Нет ответа Итого

1. Работа - это возможность проявить себя, свои способности 39,7% 23,7% 15,3% 3% 2% 6,3% 10% 100%

2. Работа - это в основном источник средств к существованию 59,3% 17% 10,3% 0,3% 0,3% 4% 8,7% - 100%

3. Для меня это - прежде всего возможность общения 14,7% 21,3% 32% 9,7% 5,7% 7,7% 9% - 100%

4. Это - способ получения общественного одобрения и признания 11% 19,3% 34,3% 9% 7,7% 9,3% 9,3% 100%

5. Это - неприятная обязанность, если бы мог, не работал бы 6% 11,3% 17% 19% 26% 9,7% 11% - 100%

6. После работы у меня остается много свободного времени 4,7% 1,3% 24,3% 23,7% 13% 7,7% 15,3% - 100%

Совокупный доход на одного члена семьи по данным исследования (табл. 7) в основном варьируется от 2500 до 17500 руб. Не более 1% респондентов отмечают сумму более 30 тыс. руб. При этом немаловажным источником дохода в Калмыкии, помимо заработной платы и надбавок на основном месте работы является заработок на дополнительной работе, помощь родственников и социальные пособия (табл. 7).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 7.

«Каким был Ваш совокупный доход в прошлом месяце на одного члена семьи? Укажите, пожалуйста, в рублях»

Значения Контекст: «Универсальный»

Количество объектов % объектов

1. Нет ответа 28 9,33%

2. До 2500 руб. 13 4,33%

3. 2501- 5000 руб. 43 14,33%

4. 5001- 7500 руб. 31 10,40%

5. 7501- 10000 руб. 26 8,70%

6. 10001- 12500 руб. 34 11,40%

7. 12501- 15000 руб. 56 18,70%

8. 15001- 17500 руб. 54 18%

9. 17501- 20000 руб. 29 9,70%

10. 20001- 22500 руб. 24 8%

11. 22501- 25000 руб. 15 5%

12. 25001- 27500 руб. 14 4,60%

13. 27501- 30000 руб. 4 1,40%

14. 30001- 32500 руб. 2 0,60%

15. 32501- 35000 руб. 3 1%

16. 35001- 40000 руб. 3 1%

17. Затрудняюсь ответить. 1 0,30%

Всего 300 100%

Сопоставляя уровни желаемого дохода на одного человека, обеспечивающего нормальную жизнь в республике, и дохода «реального» (указанного респондентами), можно сделать вывод, что на сегодняшний

день более трети опрошенных не имеют достойного заработка (табл. 8). Это подтверждается и ответами на вопрос об удовлетворенности различными сторонами жизни, в том числе материальным положением. Так, из всех параметров, наибольшую неудовлетворенность выражают именно материальным положением (28%) и возможность профессионального и карьерного роста (25,3%). При этом население Республики Калмыкия в большей степени удовлетворены признанием, уважением других; отношением с детьми, близкими; питанием; образованием, профессией (табл. 9).

Таблица 8.

«Как Вы думаете, каким должен быть доход в месяц на одного человека, чтобы нормально жить в Вашей республике (районе)?»

Значения Контекст: «Универсальный»

Количество объектов % объектов

1. Нет ответа 8 2,70%

2. До 5000 руб. 1 0,30%

3. 5001-10000 руб. 11 3,60%

4. 10001-15000 руб. 38 12,70%

5. 15001-20000 руб. 45 15%

6. 20001-25000 руб. 31 10,40%

7. 25001-30000 руб. 48 16%

8. 30001-35000 руб. 36 12%

9. 35001-40000 руб. 24 8%

10. 40001-45000 руб. 16 5,40%

11. 45001-50000 руб. 21 7%

12. 50001-55000 руб. 11 3,60%

13. Больше 55001 10 3,30%

Всего 300 100%

Таблица 9.

«Насколько Вы удовлетворены своими: (ответ по каждой строке) Используйте шкалу, на которой «5» означает «очень удовлетворен», а «1» - совсем не удовлетворен», (%)»

к о 2 ^ 3 я к о л о я к 1 н о о я й к о Л £ ¡3 к о Л о о К я « к о 5! о л о 2

£ £ п ^ й ч в я о а н о и о ц Л я о о К н ^ Н^н ОЧО ЙЯ„ щ н о и о ц Л я о о н 5! й о ^ о я я о о « « я £ о Й н

с £ о О ^ О гу т ®

1. Материальным положением 10% 28,3% 31% 14% 14% 0,7% 2%

2. Местом проживания 28,7% 39,3% 17,3% 4,7% 7% 1,3% 1,7%

3. Жилищными условиями 20,3% 43,3% 17,7% 7% 8,7% 0,3% 2,7%

4. Питанием 37,1% 38,5% 13% 3,7% 5% 0,7% 2%

5. Здоровьем 28,3% 37,7% 20,3% 5,3% 5,7% 0,3% 2,3%

6. Образованием, профессией 33% 34% 18,7% 5% 3% 1,3% 5%

7. Местом работы 20,3% 27,3% 20,3% 6% 8,3% 5% 12,7%

8. Условиями труда 12,3% 27,7% 23,3% 6% 10% 4,3% 16,3%

9. Возможностью профессионального и 10,7% 20% 20,3% 13% 12,3% 7,3% 16,3%

карьерного роста

10. Личной безопасностью 23% 39% 15,7% 3,3% 5,7% 3% 10,3%

11. Социальным положением, статусом 19,7% 38,7% 20,3% 5,3% 5,7% 2% 8,3%

12. Браком, семейными отношениями 48,2% 21,7% 10,4% 2% 5% 3,7% 9%

13. Отношениями с детьми, близкими 67% 19,3% 5% 1% 0,3% 0,3% 7%

14. Признанием, уважением других 42,3% 42,3% 6,3% 0,3% 0,7% 1% 7%

15. Жизнью в целом 30% 38% 20,7% 3% 3,3% 0,3% 4,7%

Наиболее высоко респонденты оценили свою удовлетворенность браком, семейными отношениями - 48,2% , отношениями с детьми, близкими - 67%, признанием, уважением других - 42,3% опрошенных. Лишь треть опрошенных довольны своим питанием и здоровьем. Меньше всего респондентов удовлетворяет материальное положение - 14%, возможность профессионального и карьерного роста -12,3%. Но для большинства людей материальные ценности не являются самым главным в жизни, поэтому более половины опрошенных (53,5%) оптимистично оценивают свою жизнь.

Наиболее актуальными проблемами для себя респонденты считают низкий уровень зарплат, пенсий, стипендий - 60%, состояние дорог - 58,3%; рост цен на товары и услуги - 53,3%; ситуация с занятостью населения, с безработицей - 47,7 %; высокие цены на услуги ЖКХ - 46,7%; алкоголизм - 44,3%; доступность жилья - 33,3%. Менее всего, респондентов волнуют проблемы, связанные с приезжими, мигрантами, конфликты на межнациональной почве - 3 % и преступность - 6,7% (табл. 10).

Таблица 10.

«Какие социальные и экономические проблемы Вашего населенного пункта в последнее время волнуют Вас больше всего?»

Значения Контекст: «Универсальный»

Количество объектов % объектов

Доступность жилья 100 33,3%

Ситуация в сфере образования 56 18,7%

Алкоголизм 133 44,3%

Состояние дорог, ситуация на дорогах 175 58,3%

Качество социального обеспечения, социальной защиты 53 17,7%

населения

Коррупция, взяточничество в органах власти 75 25%

Ситуация с занятостью населения, с безработицей 143 47,7%

Коррупция, взяточничество в правоохранительных органах, в судебной системе 32 10,7%

Наркомания 33 11%

Неудовлетворительное состояние жилищно-коммунального 55 18,3%

хозяйства

Высокие цены на услуги ЖКХ 140 46,7%

Низкий уровень зарплат, пенсий, стипендий 180 60%

Преступность 20 6,7%

Положение дел в сельском хозяйстве 46 15,3%

Рост цен на товары и услуги 160 53,3%

Плохое водоснабжение 54 18%

Ситуация в сфере здравоохранения 59 19,7%

Ситуация с приезжими, мигрантами, конфликты на 9 3%

межнациональной почве

Экологическая ситуация, состояние окружающей среды 33 11%

Ни одна из перечисленных 1 0,3%

Другое 1 0,3%

Абсолютное большинство опрошенных демонстрирует иждивенческие настроения (93,7%), они полагают, что государство в той или иной степени должно предпринимать определенные усилия для улучшения жизни населения. Из них, 46,7% опрошенных рассчитывает на помощь государства в создании рабочих мест. Активную просоциальную позицию занимает лишь очень небольшое количество респондентов (5,3%) (табл. 11).

Большинство опрошенных, говоря о степени влияния проводимых в России преобразований (реформ) на них самих и их семьи, либо затрудняются ответить, либо дают однозначную нейтральную оценку, выяснилось, отмечая, что их семьи не выиграли, но и не проиграли в результате реформ (табл. 12). В большинстве случаев неспособность оценить эффективность реформ сводится к тому, что население привыкло рассчитывать на самих себя в первую очередь, не имея завышенных ожиданий от проводимых государством преобразований в различных сферах жизни.

Таблица 11.

«Какие меры, по Вашему мнению, следует предпринять для повышения уровня жизни

широких слоев населения?»

Значения Контекст: «Универсальный»

Количество объектов % объектов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Необходимо совершенствование налоговой политики, перераспределение доходов богатых в пользу бедных 45 15%

2. Государство должно больше внимания уделять нуждающимся и обеспечивать их с помощью льгот и дотаций 93 31%

3. Государству, не обеспечивая материально нуждающихся, необходимо создать новые рабочие места и условия для работы 140 46,70%

4. Не надо принимать никаких мер, общество не обязано содержать ленивых и тех, кто не в состоянии себя обеспечить 6 2%

5. Жителям самим необходимо объединить свои усилия 3 1%

6. Жителям необходимо самим проявлять больше инициативы 7 2,30%

1. Затрудняюсь ответить 6 2%

Таблица 12.

«Как Вы считаете, Вы и Ваша семья выиграли или проиграли от проводимых в России преобразований (реформ)?»

Значения Контекст: «Униве рсальный»

Количество объектов % объектов

1.Да, я и моя семья только выиграла от проводимых в стране реформ 8 2,6%

2.Я и моя семья не выиграла, но и не проиграла в результате реформ 115 38,4%

3.Считаю, что я и моя семья только проиграла в результате преобразований 48 16,0%

4.Трудно сказать 126 42,0%

5.Нет ответа 3 1,0%

Всего 300 100%

Ближайшие планы граждан Калмыкии заключаются в разрешении вопросов материально-бытового, профессионально-квалификационного характера, трудоустройства, а также обеспокоены будущим своих детей и внуков и т.д. Почти половина опрошенных не смогли описать свои ближайшие планы на жизнь (табл. 13).

Таблица 13.

«Каковы Ваши ближайшие планы?»

Значения Контекст: «Универсальный»

Количество объектов % объектов

1. Нет ответа 137 45,6 %

2. Построить, отремонтировать дом, купить квартиру 10 3,3%

3. Найти хорошую работу для души 17 5,6%

4. Уехать отдыхать куда-нибудь, съездить в другой город 19 6,3%

5. Получить диплом, образование 16 5,3%

6. Видеть хорошее будущее 5 1,6

7. Жить дальше своей жизнью 8 2,6%

8. Переехать в город, другой город 2 0,6%

9. Отдыхать 8 2,6%

10. Начать бизнес, развитие бизнеса 1 0,3%

11. Нет планов 2 0,6%

1. Работать дальше 7 2,3%

2. Завести подсобное хозяйство 5 1,6%

3. Рождение ребенка 3 1%

4. Завести семью 6 2%

5. Выучить и устроить детей 17 5,6%

6. Помогать внукам, детям 13 4,3%

7. Купить машину 4 1,3%

8. Карьерный рост 4 1,3%

9. Разбогатеть 6 2%

10. Выход на пенсию 3 1%

11. Купить оргтехнику, бытовую технику 1 0,3%

12. Развиваться 4 1,4%

13. Достигнуть цели 2 0,6%

Вопрос анкеты «Что Вы хотели бы больше всего?» продемонстрировал основные желания и стремления опрошенных (табл. 14). Так, в этом случае на первом месте оказался вариант «здоровья, себе и своим близким и детям» (13,6%), далее следуют варианты «благополучие себе, родным и близким» (11%) и желание иметь «побольше денег, достаток» (7,6%), на четвертом месте оказался альтруистический вариант «чтобы все люди жили хорошо, мира на земле» (6,6%). Выделяются также и такие ответы, как найти «высокооплачиваемую работу» (4,6%) и «выучить детей» (4,3%).

Таблица 14.

«Чего Вы хотели бы больше всего?»

Значения Контекст: «Универсальный»»

Количество объектов % объектов

1. Нет ответа 113 37,6%

2. Путешествовать 3 1%

3. Квартиру, дом, машину 11 3,6%

4. Стабильность 5 1,6%

5. Работать, высокооплачиваемую работу 14 4,6%

6. Денег побольше, достаток 23 7,6%

7. Здоровье, себе и своим близким и детям 41 13,6%

8. Благополучия себе, родным и близким 33 11%

9. Все люди жили хорошо, мира на земле 20 6,6%

10. Свободы 2 0,6%

11. Жениться, детей 4 1,3%

12. Хорошо учиться, поступить 2 0,6%

13. Выучить детей 13 4,3%

14. Открыть свое дело 2 0,6%

15. Достичь своих целей 2 0,6%

16. Отдыха 4 1,3%

17. Уехать в другой город 2 0,6%

18. Удачи 1 0,3%

19. Времени 1 0,3%

20. Побольше друзей 1 0,3%

21. Уважения 1 0,3%

22. Создать игру 1 0,3%

23. Собаку 1 0,3%

Анализ результатов проведенного в Республике Калмыкия социологического исследования позволяет сделать некоторые обобщения. Во-первых, сложившееся социально-экономическое положение в регионе свидетельствует о напряженной ситуации на рынке труда, отсутствие рабочих мест, работы по профессии (желаемой работы) способствует не только объединению населения, но и общему спаду экономической активности. Данные статистики также отражают сложную экономическую ситуацию с безработицей в Калмыкии. По ряду параметров ее характеристики хуже, нежели в целом по стране и ЮФО. Сохраняющийся высокий уровень трудовой миграции за пределы региона в определенной степени позволяет судить о масштабах «бегства» от безработицы в республике. Другим следствием данной проблемы являются сокращение и ухудшение качества рабочей силы в регионе. Еще одним показателем этому служит выделение большинством населения в качестве немаловажного источника доходов -социальных пособий, пенсий членов семьи.

Во-вторых, низкие доходы населения выдвигают на первый план работу, как основной источник средств к существованию, а основные пожелания и ближайшие планы жителей региона в основном связаны с обеспечением финансовой независимости и достатка, тогда как нематериальные ценности уходят на второй план. Кроме того, ценность здоровья также оказывается на ведущих позициях, респонденты больше всего желают здоровья себе и своим близким.

Анализ результатов социологического исследования социально-экономических процессов в регионе, в стране в целом, сквозь призму такого критерия как «качество жизни» позволит увидеть, как отражаются результаты общественных реформ «в глазах смотрящего», в оценках населения, более глубже понять объективную природу и динамику общественного развития.

1. Калмыкия в цифрах 2018 г.: краткий статистический сборник / Управление Федеральной службы государственной статистики по Астраханской области и Республике Калмыкия. Элиста, 2018. 140 с.

2. Campbell Angus. Aspiration, Satisfaction, and Fulfillment, The human meaning of social change [Электронный ресурс]. New York, NY: Russell Sage Foundation, ISBN 0871541939. 1972, p. 441-466 Aspiration, Satisfaction, and Fulfillment. URL: 19.06.2020). https://books.google.ru/books?id=HHE 24WbiIj cC&pg=PA441 &lpg=PA441 &dq=%5BCampbell+Angus+Aspiration&source=bl&ots=Vu0vavNgsj &sig =ACfU3U3tsY_I2au2UwmmidKN4BGx7KD0Pg&hl=ru&sa=X&ved=2ahUKEwiFn9jIxazqAhXIXJoKHb1 bBBIQ6AEwAHoECAcQAQ#v=onepage& (дата обращения: 19.06.2020).

3. Diener E., Lucas R. (1999) Personality and subjective well being. In: Kahneman D., Diener E., Schwarz N. (eds) Well Being: the Foundations of Hedonic Psychology [Электронный ресурс]. New York. URL: https://greatergood.berkeley.edu/images/application_ uploads/Diener-Subjective_Well-Being.pdf (дата обращения: 19.06.2020).

4. Remarks at the University of Kansas, March 18, 1968 [Электронный ресурс]. URL: https:// www.jfklibrary.org/ Research/ Research-Aids/Ready-Reference/RFK-Speeches/Remarks-of-Robert-F-Kennedyat-the-University-of-Kansas-March 18-1968.aspx. (дата обращения: 19.06.2020).

DOI: 10.24411/2071-7830-2020-10008 НЕМГИРОВА С.Н.

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ КАЛМЫЦКОГО СТУДЕНЧЕСТВА

БНУ РК «Институт комплексных исследований аридных территорий», г. Элиста, Россия,

nereatsof@mail. гы

Аннотация. В статье на основании социологического опроса выявлены доминирующие ценности современной молодежи, дана оценка удовлетворенности материальным положением, учебой, вопросами справедливости и жизненными перспективами, что представляет собой мотивирующий фактор, объясняющий определенную направленность, мировоззрение и социальную активность студентов.

Ключевые слова: молодежь, студенты, ценность, этика, ценностные ориентации, Калмыкия.

Ценности принадлежат к ориентирам общественного поведения и сознания, потому получают разную степень значимости, актуальности, проблематичности для различных людей и социальных групп.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.