Хизбуллина Р.Р., к.соц.н.
доцент
кафедра «Социология, политология и право» Казанский государственный энергетический университет
Алимова О.В., к.соц.н.
Россия, г. Казань КАЧЕСТВО ЖИЗНИ И СОЦИАЛЬНОЕ САМОЧУВСТВИЕ ПЕНСИОНЕРОВ (НА ПРИМЕРЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН)
Аннотация: В статье рассмотрены некоторые положения авторского социологического исследования качества жизни пенсионеров в современных условиях. Приведены данные репрезентативного социологического исследования, проведенного с участием 1500 респондентов методом социологического опроса (выборка квотная). Полученные данные отражают некоторые аспекты социального самочувствия пенсионеров, удовлетворенность качеством жизни в целом, их отношению к социальной поддержке.
Ключевые слова: пенсионеры, социально-демографическая группа, качество жизни, социальная поддержка, социальная защита.
Качество жизни населения является интегральным показателем, не лишенным особенностей в разрезе изучения различных составляющих его социально-демографических групп. Пенсионеры как социально-демографическая группа заслуживает особого изучения, поскольку представляет собой важнейший элемент социальной структуры общества [1].
Оценивая особенности социального самочувствия пенсионеров через показатель удовлетворенности жизнью в целом, респонденты проведенного социологического исследования (n=1500 человек, выборка квотная, репрезентативная) [2] отмечают, что: скорее удовлетворены и полностью удовлетворены - 39,3% и 6,5% опрошенных соответственно, не удовлетворенность качеством жизни отмечают и полностью не удовлетворены 39,4% опрошенных пенсионеров (27,1% и 12,3% отрицательных ответов) (см. Рис. 1).
Рис.
Оценка пенсионерами качества жизни в целом, % к опрошенным респондентам
Более половины пенсионеров (54,8%), принявших участие в исследовании отмечают, что не нуждаются в услугах учреждений социального обслуживания, нуждаются в таких услугах всего 16,3% опрошенных. Не определились с ответом 28,2% (см. Рис. 2).
Рис. 2. Оценка пенсионерами необходимости в услугах учреждений социального обслуживания
Несмотря на полученные ответы об отсутствии необходимости в услугах учреждений социального обслуживания, что отчасти обусловлено стремлением к социальной независимости, более половины опрошенных (54,6%) хотели бы получить следующие дополнительные социально-медицинские услуги:
1. социально-медицинские (54,6%)
2. социально-бытовые (14,2%)
3. социально-экономические (9%)
4. социально-правовые (6,5%)
5. социально-реабилитационные (2,7%)
6. социально-психологические (2,1%)
7. другое (1,9%) (см. Рис. 3)
Рис.3. Респонденты нуждаются в следующих услугах учреждений социального обслуживания
Таким образом, проведенное исследования показало, что большинство пенсионеров оценивают качество своей жизни удовлетворительно (45,8% положительных ответов), однако нуждаются в дополнительной социальной помощи в услугах учреждений социального обслуживания, преимущественно социально-медицинского характера (54,8%). Наиболее востребованными пенсионеры считают следующие услуги: бытовые, материальной поддержки (экономические) и правовые.
Использованные источники:
1. Хизбуллина Р.Р., Алимова О.В. Особенности адаптации пенсионеров в современны условиях: результаты эмпирических исследований // «Экономика и социум». - 2016. - №4(23). Электронный ресурс. Режим доступа: http://iupr.ru/osnovnoy razdel 4 23 2016/ (дата обращения 15.05.2016)
2. Николаева О.В. Пенсионеры в современных условиях: ценности и социальное самочувствие (на материалах конкретно-социологического исследования в г. Казани) // Вестник Чувашского университета. - 2010. - №2.
Худакова Л.В., к.п.н.
доцент кафедра ТППиС
ГАОУВО НГТТИ «Набережночелнинский государственный
торгово-технологический институт» Россия, Татарстан, г. Набережные Челны КУЛЬТУРА ОБСЛУЖИВАНИЯ КАК ФАКТОР УСПЕШНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕСТОРАНА В статье рассмотрено понимание культуры обслуживания, как фактора успешной деятельности ресторана. Проведено исследование среди клиентов ресторана на выявление качественного обслуживания.