Научная статья на тему 'Качество жизни и экологическая безопасность как цели устойчивого развития Калининградской области'

Качество жизни и экологическая безопасность как цели устойчивого развития Калининградской области Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
646
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / QUALITY OF LIFE / PRIORITY OBJECTIVES

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Саускан В. И., Уманский С. А.

Статья посвящена основным принципам концепции устойчивого развития и качеству жизни населения Калининградской области. Выделены четыре блока задач, необходимых для социально-экономического развития этого региона, и основные функции каждого из них.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is dedicated to the main principles of the sustainable development concept and the life quality of the population of the Kaliningrad region. The authors outline four sets of objectives crucial for the socio-economic development of the region as well as their key functions.

Текст научной работы на тему «Качество жизни и экологическая безопасность как цели устойчивого развития Калининградской области»

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ЖИЗНИ И ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

УДК 314.7

В. И. Саускан, С. А. Уманский

КАЧЕСТВО ЖИЗНИ И ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ КАК ЦЕЛИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Статья посвящена основным принципам концепции устойчивого развития и качеству жизни населения Калининградской области. Выделены четыре блока задач, необходимых для социально-экономического развития этого региона, и основные функции каждого из них.

The article is dedicated to the main principles of the sustainable development concept and the life quality of the population of the Kaliningrad region. The authors outline four sets of objectives crucial for the socio-economic development of the region as well as their key functions.

Ключевые слова: устойчивое развитие, качество жизни, приоритетные направления.

Keywords: sustainable development, quality of life, priority objectives.

Отличительная черта современного экономического развития общества — необходимость соблюдения определенных ограничений масштабов его воздействия в целях сохранения благоприятных для существования человека и биоты в целом параметров окружающей среды, а также формирования таких условий социальной среды, которые бы обеспечивали высокое качество жизни населения. Из этого следует, что в отличие от обычного, традиционного в экономическом смысле понимания устойчивого развития как простого роста ВВП или ВРП, объемов производства и введения в строй новых промышленных объектов устойчивое развитие в понимании ООН предполагает, что при социальноэкономическом развитии территории должны сохраняться постоянными определенные параметры общества и среды, а именно:

1) здоровье и генофонд населения;

2) физико-химические и климатические константы среды;

3) природные ландшафты и биоразнообразие.

При этом концепция устойчивого развития предполагает оптимизацию обеспечения человека необходимыми ресурсами путем сбалансирования цикла изъятия и возобновления ресурсов, а также готовность общества изменить традиционные экономические подходы в пользу достижения указанных выше целей. Осуществление же преобразований в природе и обществе предполагается проводить на основе комплексного плана действий, принятого в Рио-де-Жанейро (Повестка дня XXI века). Такие планы действий следует принимать в глобальном, национальном и местном масштабах [1]. Окончательный вариант главы 28, параграф 28.2, а) Повестки дня XXI века выглядит так: «К 1996 году большая часть местных органов власти в каждой стране должна провести процесс консультаций среди своего населения и достичь консенсуса по местной повестке дня ХХІ века для своих населенных пунктов» [1].

Россия в числе 178 стран на правительственном уровне взяла на себя обязательства следовать стратегии устойчивого развития, о чем свидетельствует указ Президента РФ «О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию», которым была утверждена Концепция перехода России к устойчивому развитию [3]. Во исполнение указа Президента Правительством Российской Федерации было подготовлено постановление «О разработке проекта государственной стратегии устойчивого развития Российской Федерации», в пункте 5 которого федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации указано на необходимость учитывать положения Концепции перехода России к устойчивому развитию при разработке прогноза и программы социально-экономического развития [4]. Все эти документы нацеливают на внедрение в повседневную практику понятий «устойчивое развитие в понимании ООН» и «качество жизни». Целью таких программ должен быть именно человек, улучшение качества его жизни.

Высшим приоритетом общества в наши дни становится «политика развития общества в гармонии с окружающей средой». Однако реалии нашей жизни свидетельствуют о том, что организованного движения общества и власти в направлении устойчивого развития пока не наблюдается.

Цель настоящей статьи — сформулировать основные принципы, цели и задачи концепции устойчивого развития для отдельно взятого региона Российской Федерации.

Вестник Российского государственного университета им. И. Канта. 2010. Вып. 1. С. 70 — 77.

В истории Калининградской области конца XX — начала XXI в. было разработано много различных концепций и программ регионального развития, перечислять которые здесь нет необходимости. В большинстве случаев это были традиционные программы с приоритетами экономического развития. Мнение о том, что на сегодняшний день нет комплексной программы социально-экономического развития региона как документа, предусматривающего целенаправленную структурную, инвестиционную и научно обоснованную политику стимулирования деловой и инвестиционной активности, направленной на решение социальных и эколого-экономических проблем региона [5], может быть поддержано многими учеными и специалистами. Важно к этому добавить, что во всех разработанных ранее программах экологоприродоохранный блок включался обычно как отдельный элемент, слабо связанный с экономическим и социальным блоками. Такая методическая основа в разработке социально-экономических программ разного периода действия изначально обрекает на неудачу реализацию этих документов.

Задача социально-экономического развития региона может быть успешно решена только на основе системного подхода и при наличии понятного всем участникам процесса механизма реализации, увязанного со всеми элементами программы во времени и пространстве. Для решения таких задач целесообразным методом может служить социо-эколого-экономическое моделирование, которое позволяет привести в равновесие три подсистемы (экономическую, экологическую и социальную) изучаемой территории. Это способствует созданию информационной среды, позволяющей вести анализ картины реального положения дел в регионе, помогает компенсировать внешние воздействия на систему с помощью государственного регулирования и, наконец, обусловливает появление показателей, адекватно отражающих все процессы, происходящие в социо-эколого-экономической модели [6]. Необходимо также соблюдение определенных принципов, к которым можно отнести следующие.

1. Принцип равной приоритетности экономического, социального и эколого-природоохранного блоков, имеющий в качестве главных целей рост качества жизни населения и сохранение благоприятной окружающей среды. Эти задачи должны решаться взаимоувязанно и комплексно.

2. Принцип последовательной (пошаговой) реализации задач, который заключается в том, что каждый завершенный этап фиксируется достижением определенного установленного индикатора состояния (количественного или качественного) компонента программы. Одновременно достижение этих показателей служит основой для движения к следующей цели программы.

3. Принцип гласности, предполагающий необходимость обязательного обеспечения непосредственных участников процесса и населения информацией о ходе реализации программы. Особенно важно это при решении задач эколого-природоохранного блока, поскольку эффективное решение вопросов охраны окружающей среды без инициативы населения невозможно по определению.

4. Принцип обязательности экологического образования населения разных возрастных и социальных групп.

Следует отметить, что вопросам качества жизни населения Калининградской области уделено внимание в научной литературе [7—9].

Развивая эту тематику, мы полагаем, что критерий «качество жизни» населения в Калининградской области в своей структуре (рис. 1) должен иметь четыре основных составных блока.

Рис. 1. Структура критерия «качество жизни»

Перечислим основные функции каждого из блоков.

1. Политический блок.

1.1. Безусловное сохранение государственных границ Российской Федерации в современном положении и Калининградской области в ее составе.

1.2. Решение геостратегических задач России, миссия Калининградской области для Российской Федерации и стран Европейского союза.

1.3. Обеспечение свободного передвижения жителей из эксклава в метрополию и обратно через территорию ЕС.

1.4. Формирование благоприятного инвестиционного климата в регионе для сближения России и Европейского союза (цели ФЦП до 2013 г.).

2. Социальный блок.

2.1. Минимальный размер оплаты труда (МРОТ) не ниже потребительской корзины и других необходимых расходов.

2.2. Рост средних реальных доходов населения Калининградской области до среднеевропейского уровня.

2.3. Рост доходов в бюджетной сфере за счет роста налогооблагаемой базы.

2.4. Выравнивание соотношения между доходами богатых и бедных до среднеевропейского уровня.

2.5. Рост доходов региональной бюджетной сферы за счет роста налогооблагаемой базы и выхода экономики из тени. Роста

2.6. Пенсионное обеспечение не ниже МРОТ, соотношение пенсии к зарплате на среднеевропейском уровне.

2.7. Соотношение между доходами богатых и бедных на среднеевропейском уровне.

2.8. Решение демографических проблем.

2.9. Рост социальной ответственности бизнеса.

2.10. Доступные и качественные образование и здравоохранение.

3. Экономический блок.

3.1. ВРП на душу населения на среднеевропейском уровне.

3.2. Экономическое обеспечение выполнения политических, социальных и природоохранных задач.

3.3. Инвестиционная и миграционная привлекательность.

3.4. Создание новых рабочих мест и расширение налогооблагаемой базы.

3.5. Снижение темпов инфляции и рост реальных доходов.

3.6. Снижение доли теневой экономики.

4. Эколого-природоохранный блок.

4.1. Мониторинг основных параметров окружающей среды.

4.2. Экологическая экспертиза и сопровождение объектов программы социально-экономического развития Калининградской области до 2016 г. Обеспечение экологической безопасности населения.

4.3. Внедрение современных методов инженерной экологии (очистные сооружения, переработка отходов, замкнутые циклы и т. д.).

4.4. Оптимизация природопользования.

4.5. Сохранение природных комплексов.

4.6. Экологическое образование.

Этот блок требует особого внимания при разработке программы устойчивого развития территории, так как призван выполнять средоформирующую функцию, обеспечивая благоприятные для существования биоты параметры окружающей среды, количественные и качественные величины которых закреплены соответствующими нормативными документами Российской Федерации либо международными правовыми актами в области охраны окружающей природной среды. Структура экологического блока представлена на рисунке 2.

Рис. 2. Структура экологического блока программы устойчивого развития

Разделы, в которых в соответствии с законом РФ «Об охране окружающей среды» даны характеристики компонентов природной среды (вода, воздух, геосреда, почвы, биота), объектов экономической и социальной инфраструктуры территории Калининградской области и мероприятия, необходимые для решения региональных экологических проблем [10].

Раздел нормативно-правового обеспечения охраны окружающей среды в Калининградской области, который должен включать перечень необходимых для управления качеством окружающей среды и рациональным природопользованием законодательных и нормативно-правовых документов: например, разработку закона Калининградской области «О комплексном и рациональном природопользовании», необходимого для закрепления обязанностей по реализации принципа «загрязнитель платит» как основы возмещения экологического ущерба, стимуляции сокращения негативного воздействия субъектов хозяйственной деятельности на окружающую среду, организации инвестиционного процесса для решения экологических проблем региона. Необходимы также разработка и введение: системы экологического аудита и сертификации; нормативно-правовых актов по государственному экологическому контролю, об отходах производства; региональных нормативов качества компонентов окружающей среды (воздуха, почв, воды и т. д.). Нужно разработать и нормативно-правовые и методические материалы и системы эколого-экономических индикаторов развития территории с целью создания нормативно-правовой базы для целей прогнозирования и принятия управленческих решений и т. д.

Раздел, в котором представлена полная характеристика структуры, организации и функционирования системы регионального мониторинга и нормирования качества окружающей среды.

Раздел, касающийся характеристики регионального органа по охране окружающей среды, его структуры и функций, прав и обязанностей, положения в структуре областного Правительства. Вероятно, для успешной реализации мероприятий программы целесообразно создание специального управляющего органа — дирекции Программы, в функции которой входило бы следующее:

— контроль за реализацией сроков и целей программных мероприятий;

— сбор информационных данных по выполнению Программы и координация деятельности исполнителей;

— достижение контрольных показателей — индикаторов реализации Программы и сбор предложений по корректировке этих показателей;

— обеспечение финансирования намеченных мероприятий в непрерывном режиме;

— оперативная корректировка мероприятий в соответствии с текущей ситуацией.

Раздел о ресурсном и информационном обеспечении деятельности программы по охране окружающей среды.

Раздел, в котором рассмотрены вопросы экологического образования, воспитания и просвещения.

Важнейший аспект — методика разработки программных мероприятий. Напомним, что в настоящее время региональной программы охраны окружающей среды как таковой не существует.

Достижение цели — создание устойчивых параметров окружающей природной среды на территории Калининградской области — возможно при условии соблюдения следующих требований к разработке программных документов.

1. Уточнение и поэтапная реализация схемы территориального и ландшафтного планирования территории области на основе комплексного (системного) подхода с учетом всестороннего изучения природных, социальных, экономических, экологических, историко-культурных и других факторов. Такой подход позволит установить допустимые масштабы техногенного воздействия в пространстве и времени для различных участков суши и акваторий, систематизировать их по видам хозяйственного использования, закрепить и ранжировать эти участки с учетом видов их использования. Одним словом, должна быть сформирована идеализированная природная основа (модель) территории, имеющей такие характеристики природной среды, которые позволят создать условия, соответствующие требованиям высокого качества жизни для жителей этой территории, т. е. образ среды нашего обитания, которая полностью удовлетворяла бы требования среднестатистического жителя Калининградской области в физиологических, культурных, духовных и экономических потребностях.

2. Разработка модели, описывающей современное состояние окружающей природной среды в Калининградской области. В задачи этой модели входит выявление проблем природопользования на рассматриваемой территории, оценка состояния компонентов природной среды под влиянием современного антропогенного воздействия.

3. Моделирование последствий воздействия на окружающую природную среду территории предлагаемых вариантов социально-экономического развития области на период до 2016 г.

4. Обоснование и выбор оптимального пути социально-экономического развития области для достижения установленных параметров качества жизни населения и устойчивого развития территории с учетом реализации необходимых природоохранных мероприятий.

5. Для создания условий устойчивого функционирования территориальной системы «социум — окружающая природная среда» необходима разработка соответствующего механизма реализации природоохранных мероприятий, который должен включать блоки координации и управления, регионального мониторинга и научного обеспечения, законодательного и финансового обеспечения, экологического образования, просвещения и воспитания. Механизм реализации должен представлять собой законодательно оформленный документ, имеющий силу обязательного исполнения для всех

субъектов данной территории. В этом документе должны быть в обязательном порядке приведены количественные, качественные или иные индикаторы состояния окружающей природной среды, которые бы позволяли для соответствующего временного отрезка (этапа) реализации программы фиксировать результаты деятельности с целью оценки эффективности инвестиций и контроля эффективности работы природоохранных органов. Такой документ станет своего рода уставом природоохранной региональной службы, которая должна будет с его помощью контролировать ход реализации всей программы устойчивого развития территории.

Все четыре вышеназванных блока задач должны решаться параллельно, так как они тесно взаимосвязаны. Очень важно разработать законодательную базу и своевременно принять необходимые законы и подзаконные акты на региональном уровне, а также внести предложения в Государственную думу.

Эти задачи могут быть успешно решены в рамках Программы социально-экономического развития Калининградской области до 2017 г. при условии включения в нее двух дополнительных разделов — «Качество жизни» и «Окружающая среда», что приведет эту программу в соответствие с Концепцией устойчивого развития в понимании ООН.

Список литературы

1. AGENDA 21: Programme of Action for Sustainable Development. RIO DECLARATION on Environment and Development. Unated Nations Publication. Sales № E.93.1.11. Unated Nations. New York, 1993.

2. О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития: указ Президента Российской Федерации от 4 февраля 1994 г. № 236. [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

3. О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию: указ Президента Российской

Федерации от 1 апреля 1996 г. № 440. [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы

«КонсультантПлюс».

4. О разработке проекта государственной стратегии устойчивого развития Российской Федерации: постановление Правительства Российской Федерации от 8 мая 1996 г. № 559. [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

5. Клемешев А. П. Российский эксклав: преодоление конфликтогенности. СПб., 2005.

6. Матвеева Е. Н. Генезис социо-эколого-экономической модели устойчивого развития // Сахаровские чтения 2004 года: экологические проблемы XXI века: мат-лы междунар. науч. конф. 21—22 мая 2004 г., Минск, Республика Беларусь / под ред. С. П. Кундаса, В. А. Чудакова. Минск, 2004. С. 28 — 29.

7. Баринова Г. М., Краснов Е. В. Социально-экологические реалии и стратегия развития Калининградской области // Территориальная дифференциация и регионализация в современном мире: сб. науч. ст. Смоленск, 2006. С. 41 — 45.

8. Гинзбург С. И. Интересы калининградцев — это интересы России // Будущее Калининграда. От конфликтов к сотрудничеству: сб. ст. М., 2003. С. 213 — 220.

9. Мошес А. Пилотный регион или двойная периферия? Комментарий к статье Гидо Мюнтеля / / Будущее Калининграда. От конфликтов к сотрудничеству: сб. ст. М., 2003. С. 85 — 90.

10. Скатерщиков С. В. Ключ к устойчивому развитию территорий // Экология и жизнь. 2006. № 9 (58). С. 21.

Об авторах

B. И. Саускан — д-р биол. наук, проф., КГТу.

C. А. Уманский — канд. биол. наук, доц., КГТу, umansky@klgtu.ru

Authors

Prof. V. Sauskan, Kaliningrad State Technical University.

Dr. S. Umansky, Associate Professor, Kaliningrad State Technical University, umansky@klgtu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.