Научная статья на тему 'КАЧЕСТВО ЖИЗНИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОЖИРЕНИЕМ'

КАЧЕСТВО ЖИЗНИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОЖИРЕНИЕМ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
133
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вопросы питания
Scopus
ВАК
PubMed
Область наук
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / ОЖИРЕНИЕ / ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ОБУЧАЮЩИЕ ПРОГРАММЫ / ЗДОРОВОЕ ПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Лир Дарья Николаевна, Перевалов Александр Яковлевич, Мишукова Татьяна Александровна

Распространение ожирения в детском и подростковом возрасте имеет тенденцию к увеличению, а его наличие сопряжено с изменением качества жизни (КЖ). Вопрос влияния ожирения на КЖ российских детей в дошкольные годы не изучен, тогда как этот возраст относится к периоду манифестации ожирения. Цель - изучение КЖ детей дошкольного возраста во взаимосвязи с ожирением и последующее определение оптимальных подходов к профилактике данного заболевания. Материал и методы. Выполнено ретроспективное одномоментное исследование по изучению КЖ детей дошкольного возраста. В группу наблюдения включены дети с первичным экзогенным (алиментарным) ожирением I степени, проходившие амбулаторное лечение в поликлинике (n=40, 43% девочек), в группу сравнения - дети I-II группы здоровья с индексом массы тела в диапазоне 25-85-го процентилей (n=40, 50% девочек). Верификацию диагноза проводили по значению индекса массы тела с учетом пола и возраста >95-го процентиля и при Z-score в диапазоне от +2,0 до +2,5. КЖ оценивали по общему опроснику PedsQL 4.0, адаптированному для русскоязычных пользователей. Дана характеристика физического (ФФ), эмоционального (ЭФ), социального (СФ) и ролевого (РФ) функционирования при наличии заболевания и без него. При категорировании уровня КЖ использовали следующие интервалы: от 100 до 91 балла - высокий уровень КЖ, от 90 до 81 - средний, от 80 до 71 - низкий, <70 - очень низкий. Результаты. Средняя величина обобщенного показателя КЖ по собственной субъективной оценке в группе детей с ожирением на 20,3% ниже (р<0,01), чем в группе здоровых детей, и не превышает 70 баллов, что соответствует очень низкому уровню КЖ. Абсолютная разница между группами превышает критерий клинической значимости. В ходе детализированного анализа наименьшие значения продемонстрировали показатели ЭФ (65,3+21,6 балла) с относительной разницей в группе сравнения до 21,6% (р<0,01). Эмоциональная составляющая тесно взаимосвязана с СФ (r=0,63, р<0,01), а также с ФФ (r=0,67, р<0,01) и РФ (r=0,61, р<0,01). Родители детей с ожирением оценили их КЖ как очень низкое (в среднем на 64,4+19,2 балла), что на 21,5% меньше (р<0,01), чем аналогичный показатель по оценкам родителей здоровых детей. Заключение. Таким образом, дети дошкольного возраста с ожирением осознают ограничения, связанные с болезнью, и указывают на очень низкий уровень своего функционирования, прежде всего эмоционального. По сравнению со здоровыми сверстниками показатели их КЖ ниже на 19-22%. Мнение родителей согласуется с самооценкой детей. Учитывая стремительный рост распространенности ожирения среди детей, для профилактики целесообразны популяризация и системность обучения с использованием программ здорового питания, разработанных в рамках национального проекта

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Лир Дарья Николаевна, Перевалов Александр Яковлевич, Мишукова Татьяна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

QUALITY OF LIFE OF OBESE PRESCHOOLERS

The prevalence of obesity in childhood and adolescence tends to increase, and its presence is associated with a change in the quality of life (QOL). Nevertheless, the question of the influence of obesity on the QOL of Russian children in preschool years remains unexplored, while this age refers to the period of obesity manifestation. Purpose of the study - to examine the quality of life of preschool children with obesity and determine the optimal methods of disease preventing. Material and methods. A retrospective cross-sectional study was conducted to examine the QOL of preschool children. The test group included children with primary exogenous (alimentary) obesity of grade 1, who underwent outpatient treatment in a polyclinic (n=40, 43% girls). The control group included children of I-II health categories with body mass index (BMI) of the 25-85th percentile (n=40, 50% girls). The diagnosis was verified based on the BMI, considering gender and age >95 percentile and Z-score ranging from +2.0 to +2.5. We assessed QOL based on the general PedsQL 4.0 questionnaire adapted for Russian-speaking users. As a result, we received the characteristics of physical (PF), emotional (EF), social (SF), and role (RF) functioning in the presence of the disease and without it. When categorizing the QOL level, we used the following intervals: 100 to 91 points - high level of QOL, 90 to 81 - medium level, 80 to 71 - low level, less than 70 - very low level. Results. It was found out that the average value of the generalized QOL indicator according to self-reports in the group of obese children was 20.3% lower (p<0.01) than in the group of healthy children and did not exceed 70 points, which corresponded to a very low QOL level. The absolute difference between groups exceeds the criterion of clinical significance. In the course of detailed analysis, the lowest values were obtained for EF indicators (65.3+21.6 points) with a relative difference in the control group of up to 21.6% (p<0.01). The emotional component was closely related to SF (r=0.63, р<0.01), PF (r=0.67, р<0.01) and RF (r=0.61, р<0.01). The parents of the children with obesity assessed their QOL at a very low level (on the average at 64.4+19.2 points), which was 21.5% lower (p<0.01) than the same indicator according to the estimates given by the parents of healthy children. Conclusion. Therefore, preschool children with obesity are aware of the limitations associated with the disease and point out a particularly low level of functioning, primarily emotional. The QOL indicators of the children with obesity were 19 -22% lower than that of their healthy peers. The opinions of the parents were consistent with the self-reports the children provided. Due to the rapid increase in obesity among children, it is advisable to promote systematic educational programs on healthy eating developed as part of the national project for disease prevention.

Текст научной работы на тему «КАЧЕСТВО ЖИЗНИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОЖИРЕНИЕМ»

Для корреспонденции

Лир Дарья Николаевна - кандидат медицинских наук, заведующий отделом анализа риска для здоровья населения ФБУН «ФНЦ медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения» Роспотребнадзора, доцент кафедры гигиены медико-профилактического факультета ФГБОУ ВО ПГМУ им. академика Е.А. Вагнера Минздрава России Адрес: 614045, Российская Федерация, г. Пермь, ул. Монастырская, д. 82 Телефон: (342) 236-16-61 E-mail: lir@fcrisk.ru

https://orcid.org/0000-0002-7738-6832

Лир Д.Н.1, 2, Перевалов А.Я.1, 2, Мишукова Т.А.3

Качество жизни детей дошкольного возраста

1 Федеральное бюджетное учреждение науки «Федеральный научный центр медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения» Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, 614045, г. Пермь, Российская Федерация

2 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Пермский государственный медицинский университет имени академика Е.А. Вагнера» Министерства здравоохранения Российской Федерации, 614990, г. Пермь, Российская Федерация

3 Федеральное государственное бюджетное учреждение «Национальный медицинский исследовательский центр онкологии имени Н.Н. Петрова» Министерства здравоохранения Российской Федерации, 197758, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация

1 Federal Scientific Center for Medical and Preventive Health Risk Management Technologies, 614045, Perm, Russian Federation

2 Academician Ye.A. Vagner Perm State Medical University of the Ministry of Healthcare of the Russian Federation, 614990, Perm, Russian Federation

3 N.N.Petrov National Medical Research Center of Oncology of the Ministry of Healthcare of the Russian Federation, 197758, St. Petersburg, Russian Federation

Распространение ожирения в детском и подростковом возрасте имеет тенденцию к увеличению, а его наличие сопряжено с изменением качества жизни (КЖ). Вопрос влияния ожирения на КЖ российских детей в дошкольные годы не изучен, тогда как этот возраст относится к периоду манифестации ожирения. Цель - изучение КЖ детей дошкольного возраста во взаимосвязи с ожирением и последующее определение оптимальных подходов к профилактике данного заболевания.

Материал и методы. Выполнено ретроспективное одномоментное исследование по изучению КЖ детей дошкольного возраста. В группу наблюдения включены дети с первичным экзогенным (алиментарным) ожирением I степени,

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки. Конфликт интересов. Авторы подтверждают отсутствие конфликта интересов.

Для цитирования: Лир Д.Н., Перевалов А.Я., Мишукова ТА. Качество жизни детей дошкольного возраста с ожирением // Вопросы питания. 2021. Т. 90, № 5. С. 59-66. DOI: https://doi.org/10.33029/0042-8833-2021-90-5-59-66 Статья поступила в редакцию 09.07.2021. Принята в печать 01.09.2021.

Funding. The study was not sponsored.

Conflict of interest. The authors declare that they have no conflicts of interest.

For citation: Lir D.N., Perevalov A.Ya., Mishukova T.A. Quality of life of obese preschoolers. Voprosy pitaniia [Problems of Nutrition]. 2021; 90 (5): 59-66. DOI: https://doi.org/10.33029/0042-8833-2021-90-5-59-66 (in Russian) Received 09.07.2021. Accepted 01.09.2021.

с ожирением

Quality of life of obese preschoolers

Lir D.N.1' 2, Perevalov A.Ya.1, 2, Mishukova T.A.3

проходившие амбулаторное лечение в поликлинике (n=40, 43% девочек), в группу сравнения - дети 1-11 группы здоровья с индексом массы тела в диапазоне 25-85-го процентилей (n=40, 50% девочек). Верификацию диагноза проводили по значению индекса массы тела с учетом пола и возраста >95-го процентиля и при Z-score в диапазоне от +2,0 до +2,5. КЖ оценивали по общему опроснику PedsQL 4.0, адаптированному для русскоязычных пользователей. Дана характеристика физического (ФФ), эмоционального (ЭФ), социального (СФ) и ролевого (РФ) функционирования при наличии заболевания и без него. При категорировании уровня КЖ использовали следующие интервалы: от 100 до 91 балла - высокий уровень КЖ, от 90 до 81 - средний, от 80 до 71 - низкий, <70 - очень низкий.

Результаты. Средняя величина обобщенного показателя КЖ по собственной субъективной оценке в группе детей с ожирением на 20,3% ниже (р<0,01), чем в группе здоровых детей, и не превышает 70 баллов, что соответствует очень низкому уровню КЖ. Абсолютная разница между группами превышает критерий клинической значимости. В ходе детализированного анализа наименьшие значения продемонстрировали показатели ЭФ (65,3±21,6 балла) с относительной разницей в группе сравнения до 21,6% (р<0,01). Эмоциональная составляющая тесно взаимосвязана с СФ (r=0,63, р<0,01), а также с ФФ (r=0,67, р<0,01) и РФ (r=0,61, р<0,01). Родители детей с ожирением оценили их КЖ как очень низкое (в среднем на 64,4+19,2 балла), что на 21,5% меньше (р<0,01), чем аналогичный показатель по оценкам родителей здоровых детей.

Заключение. Таким образом, дети дошкольного возраста с ожирением осознают ограничения, связанные с болезнью, и указывают на очень низкий уровень своего функционирования, прежде всего эмоционального. По сравнению со здоровыми сверстниками показатели их КЖ ниже на 19-22%. Мнение родителей согласуется с самооценкой детей. Учитывая стремительный рост распространенности ожирения среди детей, для профилактики целесообразны популяризация и системность обучения с использованием программ здорового питания, разработанных в рамках национального проекта. Ключевые слова: качество жизни, ожирение, дошкольный возраст, обучающие программы, здоровое питание

The prevalence of obesity in childhood and adolescence tends to increase, and its presence is associated with a change in the quality of life (QOL). Nevertheless, the question of the influence of obesity on the QOL of Russian children in preschool years remains unexplored, while this age refers to the period of obesity manifestation.

Purpose of the study - to examine the quality of life of preschool children with obesity and determine the optimal methods of disease preventing.

Material and methods. A retrospective cross-sectional study was conducted to examine the QOL of preschool children. The test group included children with primary exogenous (alimentary) obesity of grade 1, who underwent outpatient treatment in a polyclinic (n=40, 43% girls). The control group included children of 1-11 health categories with body mass index (BM1) of the 25-85th percentile (n=40, 50% girls). The diagnosis was verified based on the BM1, considering gender and age >95 percentile and Z-score ranging from +2.0 to +2.5. We assessed QOL based on the general PedsQL 4.0 questionnaire adapted for Russian-speaking users. As a result, we received the characteristics of physical (PF), emotional (EF), social (SF), and role (RF) functioning in the presence of the disease and without it. When categorizing the QOL level, we used the following intervals: 100 to 91 points - high level of QOL, 90 to 81 - medium level, 80 to 71 - low level, less than 70 - very low level.

Results. 1t was found out that the average value of the generalized QOL indicator according to self-reports in the group of obese children was 20.3% lower (p<0.01) than in the group of healthy children and did not exceed 70 points, which corresponded to a very low QOL level. The absolute difference between groups exceeds the criterion of clinical significance. 1n the course of detailed analysis, the lowest values were obtained for EF indicators (65.3±21.6 points) with a relative difference in the control group of up to 21.6% (p<0.01). The emotional component was closely related to SF (r=0.63, р<0.01), PF (r=0.67, р<0.01) and RF (r=0.61, р<0.01). The parents of the children with obesity assessed their QOL at a very low level (on the average at 64.4+19.2 points), which was 21.5% lower (p<0.01) than the same indicator according to the estimates given by the parents of healthy children.

Conclusion. Therefore, preschool children with obesity are aware of the limitations associated with the disease and point out a particularly low level of functioning, primarily emotional. The QOL indicators of the children with obesity were 19 -22% lower than that of their healthy peers. The opinions of the parents were consistent with the self-reports the children provided. Due to the rapid increase in obesity among children, it is advisable to promote systematic educational programs on healthy eating developed as part of the national project for disease prevention.

Keywords: quality of life, obesity, preschool age, educational programs, healthy eating

В стратегии национальной безопасности РФ (Указ П резидента РФ от 31.12.2015 № 683) одним из приоритетных направлений обозначено повышение качества жизни (КЖ) граждан, которое зависит как от социально-экономических факторов страны (достойная оплата труда, уровень образования и здравоохранения, обеспечение продовольственной безопасности, повышение доступности комфортного жилья и т.д.), так и от индивидуального состояния здоровья. Оценка КЖ впервые появилась в связи с необходимостью анализа эффективности оказания медицинской помощи (оценка последствий операций после трансплантации органов). Сегодня все шире используются разные методики, которые позволяют оценить КЖ во взаимосвязи

с тем или иным заболеванием, определить медико-социальные группы риска, а также оценить результаты применяемых лечебно-профилактических мероприятий, в том числе в педиатрической практике [1, 2]. Так, ряд исследований доказывает, что между показателями КЖ и индексом массы тела (ИМТ) существует обратно пропорциональная связь [3, 4]. Считается, что из-за изменений психосоциального статуса при ожирении КЖ ухудшается [4, 5].

Вместе с тем ожирение - одна из важнейших проблем здравоохранения во всем мире. В Российской Федерации, по итогам выборочного наблюдения рационов питания, проведенного Росстатом в 2018 г., доля взрослого населения с избыточной массой тела и ожирением

составила соответственно 40,1 и 21,6%; распространенность этих заболеваний среди детей и подростков (в возрасте 3-18 лет) - 46,5 и 19,2% [6]. При этом в 2010-2012 гг. результаты биоимпедансного анализа компонентного состава тела в центрах здоровья позволили диагностировать избыточную массу тела и ожирение у 41,2 и 12,2% детей в возрасте 5-17 лет [7], что свидетельствует о быстрых темпах роста распространенности ожирения. За 2014-2018 гг. общая заболеваемость ожирением среди детей и подростков увеличилась на 21,4%; первичная заболеваемость -на 8,7% [8].

В рамках федерального проекта «Формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек» (или «Укрепление общественного здоровья»), являющегося составной частью национального проекта «Демография», поставлена задача по снижению темпов прироста первичной заболеваемости ожирением до 6,2% в 2024 г. Учитывая современные тенденции к стремительному росту распространенности среди населения избыточной массы тела и ожирения, необходимо использовать научно обоснованные и наиболее эффективные меры профилактики этих заболеваний. Именно стратегия профилактики, а не лечения, является ключевым аспектом в борьбе с распространенностью ожирения [9].

Цель исследования - изучение КЖ детей дошкольного возраста во взаимосвязи с ожирением и последующее определение оптимальных подходов к профилактике данного заболевания.

Материал и методы

Выполнено ретроспективное одномоментное исследование. Объектом исследования стали дети дошкольного возраста и их родители (или законные представители).

Критерии включения в исследование: посещение дошкольной образовательной организации с дневным 12-часовым пребыванием; возраст 5-7 лет (учитывали ближайшее целое число лет на день обследования); принадлежность к славянской национальности; проживание в городе не менее 3 лет; средний доход на 1 члена семьи не ниже прожиточного минимума; наличие добровольного информированного согласия родителей (или законных представителей) на участие в исследовании. Для формирования группы наблюдения выбраны дети с первичным экзогенным (алиментарным) ожирением I степени, проходившие амбулаторное лечение в поликлинике, при отсутствии острых и обострения хронических заболеваний (п=40, 43% девочек). В группу сравнения включены дети 1-11 группы здоровья с ИМТ в диапазоне 25-85-го процентилей (п=40, 50% девочек). Длина и масса тела измерены по унифицированной методике [10]. ИМТ рассчитан как масса тела (кг), деленная на квадрат длины тела (м2). Информация о группах здоровья получена из медицинских карт для образовательных учреждений (ф-026/у).

Верификацию диагноза проводили по значению показателя ИМТ с учетом пола и возраста >95-го процентиля [11, 12] и при SDS (standard deviation score, коэффициент стандартного отклонения, или Z-score) в диапазоне от +2,0 до +2,5, рассчитанного с помощью программы AnthroPlus [13].

КЖ оценивали с использованием общего опросника PedsQL 4.0, адаптированного для русскоязычных пользователей, в двух формах - для детей в возрасте 5-7 лет и их родителей (или законных представителей), что позволяет получить параллельные отчеты, соответственно, по данным самооценки и родительского прокси-отчета. Всего проинтервьюировано 160 человек (80 детей и 80 родителей) [14, 15]. Опросник предназначен для оценки КЖ как здоровых, так и больных детей, обладает хорошими психометрическими свойствами (валидностью, чувствительностью, надежностью), а также прост и удобен для заполнения. Определение КЖ включает оценку физического (ФФ) (8 пунктов), эмоционального (ЭФ) (5 пунктов), социального (СФ) (5 пунктов) и ролевого (РФ) (5 пунктов) функционирования. В ходе интервью выясняли, как часто вызывали трудности у ребенка некоторые ситуации за последний месяц. Для детского отчета использовали 3-уровневую шкалу (никогда - 0, иногда - 2, часто - 4) с демонстрацией иллюстрации (лица), отражающей эти варианты. Для родительского прокси-отчета - стандартную 5-уровневую шкалу (никогда - 0, почти никогда - 1, иногда - 2, часто -3, почти всегда - 4). Далее процедура оценки предусматривала преобразование ответов в 100-балльную шкалу: 0 - 100, 1 - 75, 2 - 50, 3 - 25, 4 - 0, т.е. более высокие баллы соответствуют наилучшему показателю КЖ. При катего-рировании использовали следующие интервалы: от 100 до 91 балла - высокий уровень КЖ, от 90 до 81 - средний, от 80 до 71 - низкий, менее 70 - очень низкий [16]. Минимальной клинически значимой разницей является величина 6,92 для физического, 7,79 - для эмоционального, 8,98 -для социального, 9,67 - для ролевого функционирования и 4,5 балла - для обобщенного показателя КЖ [17].

Статистическая обработка данных выполнена с использованием пакета прикладных программ Statistica 6.0 (StatSoft Inc., США). Оценка параметров на нормальность распределения проведена с помощью критерия Шапиро-Уилка. Для сравнения несвязных выборок по количественным признакам использован непараметрический критерий Манна-Уитни, по качественным признакам - критерий х2 с поправкой Йейтса; для оценки степени взаимосвязи - коэффициент корреляции Спир-мана. Различия считали статистически значимыми при уровне р<0,05. Описательные данные по количественным признакам представлены как среднее и стандартное отклонение (M±SD); указана разница средних значений и ее 95% доверительный интервал (ДИ).

Результаты

Исследование КЖ детей дошкольного возраста проведено для характеристики физического, эмоциональ-

ного, социального и ролевого функционирования при наличии заболевания и без него. Средняя величина обобщенного показателя КЖ по собственной субъективной оценке в группе детей с ожирением оказалась на 20,3% ниже (р<0,01), чем в группе здоровых детей, и не превышала 70 баллов (см. таблицу), что соответствует очень низкому уровню КЖ. Такие значения наблюдались в 37,5% случаев против 5,0% в сравниваемой группе (х2=10,8, р=0,001) и свидетельствуют о более высокой распространенности снижения КЖ у детей при наличии ожирения. Абсолютная разница между группами превышает клинически значимый уровень.

Детализированный анализ позволил установить, что наименьшие значения продемонстрировали показатели ЭФ с относительной разницей в группе сравнения до 21,6% (р<0,01). Снижение ЭФ <70 баллов отмечено у каждого 2-го ребенка (55,0% детей), тогда как у здоровых детей распространенность таких значений на 37,5% меньше (х2=10,6, р=0,001). Кроме этого, у каждого 3-го ребенка с ожирением (30,0% детей) выявлен уровень ЭФ <50 баллов.

Эмоциональная составляющая находится в тесной взаимосвязи с уровнем социализации (г=0,63, р<0,01), абсолютные значения которого также невелики и у каждого 3-го ребенка с ожирением <50 баллов. Уровень ЭФ в группе наблюдения коррелировал и с ФФ (г=0,67, р<0,01), и с РФ (г=0,61, р<0,01). ФФ <70 баллов отмечено у каждого 3-го ребенка, что на 15,0% превышает частоту таких ответов среди здоровых детей (х2=5,1, р=0,02). Уровень ФФ <50 баллов зафиксирован у каждого 4-го ребенка из группы наблюдения, тогда как среди здоровых детей таких случаев не было. Следует обратить внимание на разницу и абсолютных показателей ФФ в 2 группах, которая составила 19 баллов (при минимальной клинически значимой разнице 6,92) и сформирована за счет более высоких величин среди здоровых детей. По показателю РФ зафиксиро-

вана минимальная (но клинически значимая) разница в 16 баллов (или 18,9%), без значимых различий частоты ответов с уровнем <70 баллов.

Таким образом, при наличии ожирения у детей дошкольного возраста установлен очень низкий уровень КЖ: дети значительно чаще, чем их здоровые ровесники, испытывают страх, грусть, переживания, что может повлечь за собой изменение поведения детей, трансформацию личности, конфликтные ситуации и трудности контактов со сверстниками. Они невысоко оценивают свои физические возможности по причине затруднений не только при беге или спортивных играх, но и повседневной ходьбе, а также болезненных ощущениях разной локализации.

Анализ родительского прокси-отчета показал, что их мнение согласуется с данными самооценки детей (см. таблицу). Родители оценили КЖ своих детей с ожирением в среднем на 21,5% ниже (р<0,01) по отношению к аналогичному показателю по оценкам родителей здоровых детей. Менее 60 баллов указали 30,0% родителей, тогда как в группе здоровых детей только 2,5% (х2=9,18, р=0,002). Наиболее высокая распространенность низких значений КЖ выявлена по аспекту ЭФ (52,5 против 12,5% случаев, х2=12,82, р=0,0003).

Таким образом, родители детей с ожирением осознают проблемы, ассоциированные с имеющимся у них заболеванием, и характеризуют КЖ детей как очень низкое, особенно в части ЭФ. В виду того, что дети находились на амбулаторном лечении, это понятно и свидетельствует о беспокойстве родителей.

Обсуждение

В настоящем исследовании показано, что КЖ детей дошкольного возраста при наличии ожирения катего-рируется как очень низкое и на 19-22% отличается от

Качество жизни (КЖ) детей дошкольного возраста с ожирением и здоровых детей по результатам самооценки и оценки родителей, в баллах Quality of life of obese and healthy preschoolers according to the results of self-assessment and assessment of parents, points

Показатель Parameter Оценка КЖ, по мнению детей Assessment of the quality of life in the opinion of children s Оценка КЖ, по мнению родителей Assessment of the quality of life according to the parents s %e )

дети с ожирением obese children (n=40) дети без ожирения children without obesity (n=40) Разница и 9! Different (95% CI родители детей с ожирением parents of obese children (n=40) родители детей без ожирения parents of non-obese children (n=40) Разница и 9 Differen (95% CI

Физическое функционирование Physical functioning 69,7±21,9 88,3±11,1 * 19 (11-26) 65,7±21,0 86,3±11,8* 21 (10-31)

Эмоциональное функционирование Emotional functioning 65,3±21,6 83,3±12,7* 18 (7-29) 59,8±19,8 79,3±12,5* 20 (9-30)

Социальное функционирование Social functioning 66,8±25,7 82,8±13,4* 16 (3-29) 64,7±22,7 78,9±13,2* 14 (2-26)

Ролевое функционирование (детский сад) Role functioning (kindergarten) 69,3±22,8 85,5±12,4* 16 (5-28) 67,6±23,2 83,5±12,3* 16 (4-28)

Общая оценка / Overall score 67,7±20,8 84,9±9,6* 17 (7-28) 64,4±19,2 82,0±9,2* 18 (8-27)

П р и м е ч а н и е.* - статистически значимое отличие (р<0,01) от показателя лиц с ожирением; ДИ - доверительный интервал.

N o t e. * - statistically significant difference (p<0.01) from the indicator of obese persons; CI - confidence interval.

уровня КЖ здоровых детей того же возраста. Абсолютная разница между исследуемыми группами клинически значима. Другими авторами ранее было изучено КЖ детей, но преимущественно в когортах школьного возраста. В них отмечено, что КЖ детей с избыточной массой тела и ожирением характеризуется низкими показателями в сравнении как со здоровыми сверстниками, так и с детьми, имеющими другие хронические заболевания, и сопоставимо с КЖ онкологических больных [2, 3, 17-20]. Результаты данной работы определяют обобщенный показатель КЖ в дошкольном возрасте, равным 68 баллам. Описанные в литературе значения КЖ варьировали от 60 до 74 баллов (категории от очень низкого до низкого уровня), и только в одном исследовании на дошкольной выборке КЖ соответствовало 83 баллам (средний уровень) [15]. Различия в оценках могут быть связаны с проведением исследований на разновозрастных выборках и использованием альтернативных опросников оценки КЖ.

Вместе с тем о влиянии возраста на КЖ детей с ожирением однозначного мнения нет. Ряд исследований говорит о том, что уровень КЖ обратно пропорционален возрасту детей: в группе среднего и старшего школьного возраста интегральный показатель КЖ ниже, чем в младшем возрасте, и может составлять 60 баллов [19, 23]. При этом есть исследования, в том числе результаты настоящей работы, которые не подтверждают данного утверждения. В изучаемой нами выборке детей дошкольного возраста обобщенный показатель КЖ на 3 балла меньше, чем среди российских школьников 8-17 лет [18], и на 6-7 баллов меньше, чем в группе австралийских подростков 11-18 лет [21]. Целесообразно обратить внимание на возрастные особенности КЖ здоровых детей. Так, в обследуемой нами выборке КЖ составляет 85 баллов, что выше, чем в группах детей школьного возраста [18]. Вероятно, у здоровых детей с возрастом имеет место снижение КЖ, обусловленное другими, например социально-экономическими, факторами.

Значение КЖ определятся также половой принадлежностью. При этом гендерные различия не проявляются до подросткового возраста [24]. Начиная с 11 лет у полных девушек более низкие показатели КЖ, чем у юношей [21], преимущественно за счет эмоционального компонента [18]. Степень снижения КЖ зависит и от величины ИМТ: при ожирении разница с показателями здоровых детей составляет 5,5-6,5 балла, при избытке массы тела - 1,2-1,4 балла [20, 21]; а также от наличия осложнений ожирения [18]. Другими словами, при ожирении КЖ ниже, чем при избыточной массе тела (на 4-5 баллов), при осложненном ожирении КЖ ниже, чем при неосложненном ожирении (по отдельным аспектам на 7 баллов).

Среди наиболее уязвимых элементов КЖ школьников с ожирением в некоторых исследованиях указаны ФФ и СФ [3, 4, 20, 21], тогда как в других приоритетным названо ЭФ (с уровнем 64 балла [18]), именно которому дают самые низкие оценки все здоровые

школьники, особенно в возрасте 13-18 лет [14]. В настоящем исследовании установлено, что в дошкольном возрасте при ожирении более выражено снижение ЭФ (до 65 баллов), затем СФ (до 67 баллов), РФ (до 69 баллов) и ФФ (до 70 баллов). При этом абсолютная разница ФФ по сравнению со здоровыми сверстниками (19 баллов) больше, чем по данным литературы, согласно которым в школьной выборке такие отличия составляют 8 и 11 баллов соответственно в младшем и старшем подростковом возрасте.

Из изложенного выше становится понятно, что дети с ожирением переживают из-за имеющегося заболевания. Недооценка тяжести состояния собственного здоровья может не позволить своевременно начать комплекс лечебно-профилактических мероприятий и значительно снизить приверженность к лечению [19].

Решение вопроса о выборе приоритетных мер профилактики ожирения должно учитывать этиологию и характер факторов риска этого заболевания в соответствующем возрастном периоде. Так, экзогенное ожирение в дошкольном возрасте, являющемся периодом манифестации заболевания [25], развивается по причине нездорового паттерна поведения [26]. В свою очередь, на формирование поведения значительное влияние оказывают микро- (семья, образовательные организации, социум) и макроокружение (пищевая промышленность, правительство) [26-28]. В то же время уровень дохода не влияет (или его влияние незначительно) на распространение ожирения [29]. В связи с этим профилактические меры должны быть комплексными и обязательно включать систематические программы обучения детей и их родителей для достижения долгосрочного эффекта, улучшения качества и продолжительности жизни [8, 26, 30]. Несмотря на то что в ряде федеральных законов РФ, а также нормативно-правовых и методических документах («Доктрина продовольственной безопасности», «Стратегия повышения качества и безопасности пищевой продукции Российской Федерации до 2030 года» и др.) закреплена необходимость повышения уровня грамотности населения по вопросам здорового питания посредством реализации образовательных программ, существующие сегодня школы правильного питания не позволяют остановить эпидемический рост ожирения [26].

В этой связи предполагается перспективным направление по разработке и внедрению целевых научно обоснованных обучающих (просветительских) программ по рациональному и сбалансированному питанию (приказ Роспотребнадзора от 07.07.2020 № 379 «Об утверждении обучающих (просветительских) программ по вопросам здорового питания» с приложениями), которое реализуется в рамках федерального проекта «Укрепление общественного здоровья» и должно обеспечить популяризацию здорового питания [31, 32]. Оценка КЖ, в свою очередь, может быть рекомендована для анализа эффективности программ обучения при ожирении [4, 33]. Имеется потенциал включения оценки КЖ в систему социально-гигиенического мониторинга [34].

Заключение

Результаты проведенной работы позволили выявить, что дети дошкольного возраста с ожирением осознают ограничения, связанные с болезнью, и указывают на очень низкий уровень своего функционирования (67,7±20,8 балла), прежде всего эмоционального (65,3±21,6 балла). По сравнению со здоровыми сверстниками показатели их КЖ ниже на 19-22%, аб-

солютная разница превышает критерий клинически значимого уровня. Мнение родителей согласуется с самооценкой детей. Отношение к болезни определяет приверженность к лечебно-профилактическим мероприятиям. Учитывая стремительный рост распространенности ожирения среди детей, для задач профилактики целесообразны популяризация и системность обучения с использованием программ здорового питания, разработанных в рамках национального проекта.

Сведения об авторах

Лир Дарья Николаевна (Dar'ya N. Lir) - кандидат медицинских наук, заведующий отделом анализа риска для здоровья населения ФБУН «ФНЦ медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения» Роспотребнадзора, доцент кафедры гигиены медико-профилактического факультета ФГБОУ ВО ПГМУ им. академика Е.А. Вагнера Минздрава России (Пермь, Российская Федерация) E-mail: lir@fcrisk.ru

https://orcid.org/0000-0002-7738-6832

Перевалов Александр Яковлевич (Aleksandr Ya. Perevalov) - доктор медицинских наук, профессор кафедры гигиены медико-профилактического факультета ФГБОУ ВО ПГМУ им. академика Е.А. Вагнера Минздрава России, главный научный сотрудник отдела анализа риска для здоровья населения ФБУН «ФНЦ медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения» Роспотребнадзора (Пермь, Российская Федерация) E-mail: urcn@mail.ru https://orcid.org/0000-0002-8073-7517

Мишукова Татьяна Александровна (Tat'yana A. Mishukova) - врач-ординатор ФГБУ «НМИЦ онкологии им. Н.Н. Петрова» Минздрава России (Санкт-Петербург, Российская Федерация) E-mail: manya_tishukova@mail.ru https://orcid.org/0000-0002-2289-4215

Литература

1. Новик А.А., Ионова Т.И., Никитина Т.П. Концепция иссле- 10. дования качества жизни в педиатрии // Педиатрия. 2002.

№ 6. С. 83-88.

2. Баранов А.А., Альбицкий В.Ю., Винярская И.В., Валиул- 11. лина С.А. Итоги, задачи и перспективы изучения качества жизни в отечественной педиатрии // Вопросы современной педиатрии. 2007. Т. 6, № 3. С. 6-8.

3. Tsiros M., Olds T., Buckley J. et al. Health-related quality of life 12. in obese children and adolescents // Int. J. Obes. (Lond.). 2009.

Vol. 33, N 4. P. 387-400. DOI: https://doi.org/10.1038/ijo.2009.42

4. Мартынова И.Н., Винярская И.В., Терлецкая Р.Н. Измене- 13. ния качества жизни при ожирении у детей // Российский педиатрический журнал. 2018. Т. 21, № 5. С. 285-289. DOI: https://doi.org/10.18821/1560-9561-2018-21-5-285-289

5. Карцева Т.В., Казанина О.Н. Состояние здоровья и качество 14. жизни детей и подростков, страдающих ожирением // Паллиативная медицина и реабилитация. 2008. № 1. C. 5-10.

6. Федеральная служба государственной статистики. Выборочное наблюдение рациона питания населения в 2018 году. 15. URL: https://www.gks.ru/free_doc/new_site/food18/index.html (date of access June 22, 2021)

7. Соболева Н.П., Руднев С.Г., Николаев Д.В. и др. Биоимпе-дансный скрининг населения России в центрах здоровья: 16. распространенность избыточной массы тела и ожирения // Российский медицинский журнал. 2014. № 4. С. 4-13.

8. Огрызко Е.В., Шелепова Е.А., Тюрина Е.М. Статистика ожи- 17. рения у детей в Российской Федерации за 2014-2018 годы // Менеджер здравоохранения. 2020. № 4. С. 37-42.

9. Pandita A., Sharma D., Pandita D. et al. Childhood obesity: prevention is better than cure // Diabetes Metab. Syndr. Obes. 18. 2016. Vol. 9. P. 83-89. DOI: https://doi.org/10.2147/DMSO. S90783

Баранов А.А., Кучма В.Р., Скоблина Н.А. Физическое развитие детей и подростков на рубеже тысячелетий. Москва : Научный центр здоровья детей РАМН, 2008. 216 с. Barlow S. Expert committee recommendations regarding the prevention, assessment, and treatment of child and adolescent overweight and obesity: summary report // Pediatrics. 2007. Vol. 120. Р. 164-192. DOI: https://doi.org/10.1542/peds.2007-2329C Дедов И.И., Петеркова В.А. Федеральные клинические рекомендации (протоколы) по ведению детей с эндокринными заболеваниями. Москва : Практика, 2014. 442 с. WHO.int [Electronic resource]. WHO AnthroPlus for personal computers Manual: software for assessing growth of the world's children and adolescents. Geneva : WHO, 2009. URL: http://www. who.int/growthref/tools/en/ (date of access June 22, 2012) Баранов А.А., Альбицкий В.Ю., Валиуллина С.А., Винярская И.В. Изучение качества жизни детей - важнейшая задача современной педиатрии // Российский педиатрический журнал. 2005. № 5. С. 30-34.

Varni J., Burwinkle T., Seid M., Skarr D.The PedsQL 4.0 asa pediatric population health measure: feasibility, reliability, and validity // Ambul. Pediatr. 2003. Vol. 3. Р. 329-341. DOI: 10.1367/1539-4409(2003)003<0329:tpaapp>2.0.co;2

Волгина С.Я., Курмаева Е.А. Качество жизни детей дошкольного возраста из бедных семей // Казанский медицинский журнал. 2010. Т. 91, № 1. С. 91-94.

Kuhl E., Rausch J., Varni J., Stark L. Impaired health-related quality of life in preschoolers with obesity // J. Pediatr. Psychol. 2012. Vol. 37, N 10. P. 1148-1156. DOI: https://doi.org/10.1093/ jpepsy/jss090

Ахмедова Р.М., Софронова Л.В. Ожирение у детей: оценка качества жизни // Медицинский альманах. 2012. № 5 (24). С. 122-124.

19. Бокова Т.А. Качество жизни подростков с метаболическим синдромом как фактор приверженности к терапии // Вопросы детской диетологии. 2017. Т. 15, № 2. С. 33—36.DOI: https:// doi.org/10.20953/1727-5784-2017-2-33-36

20. Williams J., Wake M., Hesketh C., Maher E., Waters E. Health-related quality of life of overweight and obese children // JAMA. 2005. Vol. 293, N 1. P. 70-76. DOI: https://doi.org/10.1001/ jama.293.1.70

21. Keating K., Moody M., Swinburne B. The health-related quality of life of overweight and obese adolescents is a study measuring body mass index and adolescent-reported perceptions // Int. J. Pediatr. Obes. 2011. Vol. 6, N 5-6. Р. 434-441. DOI: https://doi.org/10.310 9/17477166.2011.590197

22. Buttitta M., Iliescu C., Rousseau A., Guerrien A. Quality of life in overweight and obese children and adolescents: a literature review // Qual. Life Res. 2014. Vol. 23, N 4. P. 1117-1139. DOI: https://doi. org/10.1007 / s11136-013-0568-5

23. Rendon M., Roses V., Villasis K. Children's perceptions of obesity and quality of life: a Mexican survey // BMC Pediatr. 2014. Vol. 14. P. 131. DOI: https://doi.org/10.1186/1471-2431-14-131

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

24. Hughes A, Farewell K, Harris D, Reilly J. Quality of life in a clinical sample of obese children // Int. J. Obes. (Lond.). 2007. Vol. 31, N 1. P. 39-44. DOI: https://doi.org/10.1038/sj.ijo.0803410

25. Щербакова М.Ю., Порядина Г.И., Ковалева Е.А. Проблема ожирения и метаболического синдрома у детей // Российский вестник перинатологии и педиатрии. 2010. Т. 55, № 5. С. 52-54.

26. Дадаева В.А., Александров А.А., Драпкина О.М. Профилактика ожирения у детей и подростков // Профилактическая медицина. 2020. Т. 23, № 1. С. 142-147. DOI: https://doi. org/10.17116/profmed202023011142

27. Lipek T., Igel U., Gausche R., Kiess W., Grande G. Obesogenic environments: environmental approaches to obesity prevention // J. Pediatr. Endocrinol. Metab. 2015. Vol. 28, N 5-6. P. 485-495. DOI: https://doi.org/10.1515/jpem-2015-0127

28. Ziauddeen N., Page P., Penney T.L., Nicholson S., Kirk S.F., Almiron-Roig E. Eating at food outlets and leisure places and «on

the go» is associated with less-healthy food choices than eating at home and in school in children: cross-sectional data from the UK National Diet and Nutrition Survey Rolling Program (2008-2014) // Am. J. Clin. Nutr. 2018. Vol. 107, N 6. Р. 992-1003. DOI: https:// doi.org/10.1093/ajcn/nqy057

29. Лир Д.Н., Новоселов В.Г., Мишукова Т.А. Питание детей дошкольного возраста с ожирением: ретроспективное одномоментное исследование// Вопросы современной педиатрии. 2018. Т. 17, № 3. С. 229-235. DOI: https://doi.org/10.15690/vsp. v17i3.1892

30. Шарафетдинов Х.Х., Плотникова О.А. Ожирение как глобальный вызов XXI века: лечебное питание, профилактика и терапия // Вопросы питания. 2020. Т. 89, № 4. С. 161-171. DOI: https://doi.org/10.24411/0042-8833-2020-10050

31. Алексеев В.Б., Лир Д.Н., Лужецкий К.П., Шур П.З. Обучающая программа по вопросам здорового питания для групп населения, проживающих на территориях с особенностями в части воздействия факторов окружающей среды: разработка и внедрение в рамках национального проекта «Демография» // Гигиена и санитария. 2020. Т. 99, № 12. С. 1412-1417. DOI: https://doi.org/10.47470/0016-9900-2020-99-12-1412-1417

32. Погожева А.В., Смирнова Е.А. Роль образовательных программ в области здорового питания как основы профилактики неинфекционных заболеваний (обзор литературы) // Гигиена и санитария. 2020. Т. 99, № 12. С. 1426-1430. DOI: https://doi.org/10.47470/0016-9900-2020-99-12-1426-1430

33. Андреева О.В., Одинцова В.В., Фесюн А.Д., Гуревич К.Г., Горчакова Н.М. Информированность о школах здоровья и эмоциональное благополучие пациентов поликлиники // Проблемы стандартизации в здравоохранении. 2015. № 3-4. С. 8-15.

34. Попова А.Ю., Зайцева Н.В., Май И.В. К вопросу об импле-ментации оценки качества жизни населения в систему социально-гигиенического мониторинга // Анализ риска здоровью. 2018. № 3. С. 4-12. DOI: https://doi.org/10.21668/health. risk/2018.3.01

References

Novik A.A., Ionova T.I., Nikitina T.P. The concept of quality of life research in pediatrics. Pediatriya [Pediatrics]. 2002; (6): 83—8. (in Russian) 9.

Baranov A.A., Al'bitsky V.Yu., Vinyarskaya I.V., Valiullina S.A. Results, tasks and prospects of studying the quality of life in Russian pediatrics. Voprosy sovremennoy pediatrii [Current Pediat- 10. rics]. 2007; 6 (3): 6-8. (in Russian)

Tsiros M., Olds T., Buckley J., et al. Health-related quality of life in obese children and adolescents. Int J Obes (Lond). 2009; 33 (4): 387-400. DOI: https://doi.org/10.1038/ijo.2009.42 11.

Martynova I.N., Vinyarskaya I.V., Terletskaya R.N. Alteration in quality of life in obese children (review of the literature). Rossiyskiy pediatricheskiy zhurnal [Russian Journal of Pediatrics]. 2018; 21 (5): 285-9. DOI: https://doi.org/10.18821/1560-9561-2018-21-5- 12. 285-289 (in Russian)

Kartseva T.V., Kazanina O.N. The state of health and quality of life of children and adolescents suffering from obesity. Palliativnaya 13. meditsina i reabilitatsiya [Palliative Medicine and Rehabilitation]. 2008; (1): 5-10. (in Russian)

Federal State Statistics Service. Selective observation of the population's diet in 2018. URL: https://www.gks.ru/free_doc/new_site/ 14. food18/index.html (date of access June 22, 2021) (in Russian) Soboleva N.P., Rudnev S.G., Nikolaev D.V., et al. The bio-impedance screening of population in health centers: prevalence of surplus body mass and obesity. Rossiyskiy meditsinskiy zhurnal 15. [Russian Medical Journal]. 2014; 20 (4): 4-13. (in Russian) Ogryzko E.V., Shelepova E.A., Tyurina E.M. Statistics of obesity in children in the Russian Federation for 2014-2018. Menedzher

zdravookhraneniya [Health Care Manager]. 2020; (4): 37-42. (in Russian)

Pandita A., Sharma D., Pandita D., et al. Childhood obesity: prevention is better than cure. Diabetes Metab Syndr Obes. 2016; 9: 83-9. DOI: https://doi.org/10.2147/DMSO.S90783 Baranov A.A., Kuchma V.R., Skoblina N.A. Physical development of children and adolescents at the turn of the millennium. Moscow: Scientific Center of Children's Health of the Russian Academy of Medical Sciences, 2008: 216 p. (in Russian)

Barlow S. Expert committee recommendations regarding the prevention, assessment, and treatment of child and adolescent overweight and obesity: summary report. Pediatrics. 2007; 120: 164-92. DOI: https://doi.org/10.1542/peds.2007-2329C Dedov 1.1., Peterkova V.A. Federal clinical recommendations (protocols) for the management of children with endocrine diseases. Moscow: Praktika, 2014: 442 p. (in Russian)

WHO.int [Electronic resource]. WHO AnthroPlus for personal computers Manual: software for assessing growth of the world's children and adolescents. Geneva: WHO, 2009. URL: http://www. who.int/growthref/tools/en/ (date of access June 22, 2012) Baranov A.A., Al'bitsky V.Yu., Valiullina S.A., Vinyarskaya I.V. The study of the quality of life of children is the most important task of modern pediatrics. Rossiyskiy pediatricheskiy zhurnal [Russian Journal of Pediatrics]. 2005; (5): 30-4. (in Russian) Varni J., Burwinkle T., Seid M., Skarr D. The PedsQL 4.0 as a pediatric population health measure: feasibility, reliability, and validity. Ambul Pediatr. 2003; 3: 329-41. DOI: 10.1367/1539-4409(2003)003<0329:tpaapp>2.0.co;2

1.

2

4

6.

7

8

16. Volgina S.Ya., Kurmaeva E.A. The quality of life of preschool children from poor families. Kazanskiy meditsinskiy zhurnal [Kazan Medical Journal]. 2010; 91 (1): 91-4. (in Russian)

17. Kuhl E., Rausch J., Varni J., Stark L. Impaired health-related quality of life in preschoolers with obesity. J Pediatr Psychol. 2012; 37 (10): 1148-56. DOI: https://doi.org/10.1093/jpepsy/jss090

18. Akhmedova R.M., Sofronova L.V. Obesity at children: assessment of quality of life. Meditsinskiy al'manakh [Medical Almanac]. 2012; 5 (24): 122-4. (in Russian)

19. Bokova T.A. The quality of life of adolescents with metabolic syndrome as a factor of therapy adherence. Voprosy detskoy dietologii [Problems of Pediatric Nutrition]. 2017; 15 (2): 33-6. DOI: https:// doi.org/10.20953/1727-5784-2017-2-33-36 (in Russian)

20. Williams J., Wake M., Hesketh C., Maher E., Waters E. Health-related quality of life of overweight and obese children. JAMA. 2005; 293 (1): 70-6. DOI: https://doi.org/10.1001/jama. 293.1.70

21. Keating K., Moody M., Swinburne B. The health-related quality of life of overweight and obese adolescents is a study measuring body mass index and adolescent-reported perceptions. Int J Pediatr Obes. 2011; 6 (5-6): 434-41. DOI: https://doi.org/10.3109/17477166.2011. 590197

22. Buttitta M., Iliescu C., Rousseau A., Guerrien A. Quality of life in overweight and obese children and adolescents: a literature review. Qual Life Res. 2014; 23 (4): 1117-39. DOI: https://doi.org/10.1007 / s11136-013-0568-5

23. Rendon M., Roses V., Villasis K. Children's perceptions of obesity and quality of life: a Mexican survey. BMC Pediatr. 2014; 14: 131. DOI: https://doi.org/10.1186/1471-2431-14-131

24. Hughes A, Farewell K, Harris D, Reilly J. Quality of life in a clinical sample of obese children. Int J Obes (Lond). 2007; 31 (1): 39-44. DOI: https://doi.org/10.1038/sj.ijo.0803410

25. Shcherbakova M.Yu., Poryadina G.I., Kovaleva E.A. The problem of obesity and metabolic syndrome in children. Rossiyskiy vestnik perinatologii i pediatrii [Russian Bulletin of Perinatology and Pediatrics]. 2010; 55 (5): 52-4. (in Russian)

26. Dadaeva V.A., Aleksandrov A.A., Drapkina O.M. Prevention of obesity in children and adolescents Profilakticheskaya medit-sina [Preventive Medicine]. 2020; 23 (1): 142-47. DOI: https://doi. org/10. 17116/profmed202023011142 (in Russian)

27. Lipek T., Igel U., Gausche R., Kiess W., Grande G. Obesogenic environments: environmental approaches to obesity prevention. J Pediatr Endocrinol Metab. 2015; 28 (5-6): 485-95. DOI: https:// doi.org/10.1515/jpem-2015-0127

28. Ziauddeen N., Page P., Penney T.L., Nicholson S., Kirk S.F., Almiron-Roig E. Eating at food outlets and leisure places and «on the go» is associated with less-healthy food choices than eating at home and in school in children: cross-sectional data from the UK National Diet and Nutrition Survey Rolling Program (20082014). Am J Clin Nutr. 2018; 107 (6): 992-1003. DOI: https://doi. org/10.1093/ajcn/nqy057

29. Lir D.N., Novoselov V.G., Mishukova T.A. Nutrition of preschool children with obesity: a retrospective one-stage study. Voprosy sovremennoy pediatrii [Current Pediatrics]. 2018; 17 (3): 229-35. DOI: https://doi.org/10.15690/vsp.v17i3.1892 (in Russian)

30. Sharafetdinov Kh.Kh., Plotnikova O.A. Obesity as a global challenge of the 21st century: nutritional care, prevention and therapy. Voprosy pitaniya [Problems of Nutrition]. 2020; 89 (4): 161-71. DOI: https://doi.org/10.24411/0042-8833-2020-10050 (in Russian)

31. Alekseev V.B., Lir D.N., Luzhetsky K.P., Shur P.Z. Educational program on healthy nutrition for population groups living in areas with special features in terms of the impact of environmental factors: development and implementation within the framework of the national project «Demography». Gigiena i sanitariya [Hygiene and Sanitation]. 2020; 99 (12): 1412-7. DOI: https://doi. org/10.47470/0016-9900-2020-99-12-1412-1417 (in Russian)

32. Pogozheva A.V., Smirnova E.A. The role of educational programs in the field of healthy nutrition as the basis for the prevention of noncommunicable diseases (literature review). Gigiena i sanitariya [Hygiene and Sanitation]. 2020; 99 (12): 1426-30. DOI: https://doi. org/10.47470/0016-9900-2020-99-12-1426-1430 (in Russian)

33. Andreeva O.V., Odintsova V.V., Fesyun A.D., Gurevich K.G., Gor-chakova N.M. Awareness of the school of health and emotional welfare of the patient of polyclinics. Problemy standartizatsii v zdravookhranenii [Health care Standardization Problems]. 2015; (3-4): 8-15. (in Russian)

34. Popova A.Yu., Zaytseva N.V., May I.V. On implementation of population life qulity assessment into social-hygienic monitoring system. Analiz riska zdorov'yu [Health Risks Analysis]. 2018; (3): 4-12. DOI: https://doi.org/10.21668/health.risk/2018.3.01 (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.