ЛИЧНОСТЬ КАК СУБЪЕКТ ЖИЗНИ: ПРОБЛЕМЫ ЗДОРОВЬЯ И БОЛЕЗНИ
DOI: 10.23888/humJ20193491-500
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ С ИЗБЫТОЧНОЙ МАССОЙ ТЕЛА И ОЖИРЕНИЕМ
PSYCHOLOGICAL PECULIARITIES OF PERSONALITY IN CHILDREN WITH AN EXCESSIVE BODY MASS AND OBESITY
Белых Н.А., Блохова Е.Э., Фролов А.И., Рогова П.А.
Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова
Аннотация:
Ожирение - одно из наиболее распространенных хронических заболеваний среди детского населения. Изучение психологических особенностей личности у детей с ожирением играет важную роль в формировании поведенческих реакций, изменении образа жизни, соблюдение ребенком немедикаментозных методов коррекции. С целью изучения психологических особенностей личности у детей с избыточной массой тела и ожирением было обследовано 170 детей в возрасте 9-10 лет, проживающих в Рязанской области. В основную группу (п=46) вошли 20 девочек и 26 мальчиков с избыточной массой
Belykh N.A., Blokhova E.E., Frolov A.I., Rogova P.A.
Ryazan State Medical University named after academician I.P. Pavlov
Abstract:
Obesity is one of the most common chronic diseases among children. The study of the psychological characteristics of the personality of children with obesity plays an important role in the formation of behavioral reactions, lifestyle changes, and adherence to the child's non-drug correction methods. In order to study the psychological characteristics of the personality in children with overweight and obesity, 170 children aged 9-10 years living in the Ryazan region were examined. The main group (n=46) included 20 girls and 26 boys with overweight and obesity, the comparison group (n=124) consisted of 68
тела и ожирением, группу сравнения составили (п=124) 68 девочек и 56 мальчиков с нормальной массой тела. Особенности личностных черт определяли с помощью детского варианта теста Кеттела. Выявлено, что у детей с избыточной массой тела и ожирением показатели, характеризующие доброжелательность, смелость и эмоциональную устойчивость были достоверно ниже, чем в группе сравнения. Статистически значимо различались средние показатели факторов A,C,H, G, I, Q4. В результате исследования сделан вывод, что личностные особенности у детей с ожирением и избыточной массой тела проявляются не общительностью, замкнутостью и социальной пассивностью обуславливает затруднение социальной адаптации в среде сверстников и, вероятно, оказывает влияние на алиментарное поведение. Это определяет целесообразность включения в комплексное лечение ожирения психотерапевтических методик как обязательного компонента немедикаментозной терапии.
Ключевые слова:
ожирение, дети, черты личности, тест Кеттела.
girls and 56 boys with normal body weight. Features of personality traits were determined using the children's variant of the Cattel test. It was revealed that in children with overweight and obesity, indicators characterizing benevolence, courage, and emotional stability were significantly lower than in the comparison group. Differences in factors A, C, H, G, I, Q4 were statistically significant.
The study concluded that the personality traits in children with obesity and overweight are not social, isolation and social passivity make it difficult for social adaptation in the peer environment and probably affects alimentary behavior. This determines the feasibility of including psychotherapeutic methods in the complex treatment of obesity as an indispensable component of non-drug therapy.
Keywords:
obesity, children, personality traits, Cattell test.
Актуальность
Детское ожирение является одной из актуальных проблем общественного здравоохранения во всем мире. По данным ВОЗ, в 2016 году около 41 миллиона детей в возрасте до 5 лет и 340 миллионов детей в возрасте от 5 до 19 лет страдали избыточной массой тела (МТ) или ожирением. Данная патология, ранее считавшаяся характерной для стран с высоким уровнем социально-экономического развития, теперь становится все более распространенной в странах с низким и среднем уровнем дохода населения. Так, в Африке с 2000 года число детей, страдающих ожирением, выросло почти в 2 раза, в 2016 году почти половина детей в возрасте до 5 лет с избыточной МТ или ожирением проживала в Азии [1]. Такая же тенденция прослеживается и в детской популяции в Российской Федерации: в 2017 году распространенность ожирения составила 363,3 на 100 000 детей в возрасте до 14 лет и 733,4 на 100 000 детей - в возрасте от 15 до 17 лет [2]. В Рязанской области в 2017 году зарегистрировано 3627 случаев ожирения у детей (1884,2/100000), что в 2,5 раза превышает средний показатель по стране [3].
Вопросы качества жизни и психологического самочувствия при той или иной патологии всегда привлекают специалистов различного профиля [4]. Однако в случае с ожирением существуют противоположные мнения. Так, Джейн Уордл и Люси Кук в 2005 году выразили мнение о «мифе о психологической дезадаптации» детей с ожирением. Они писали: «Постоянство мифа о психологической дезадаптации детей с избыточным весом и ожирением поражает...» [5, C. 423]. В том же году Карл Эрик Флодмарк опубликовал краткий обзор литературы под названием «Счастливый ребенок с ожирением» [6]. Обе публикации повествовали о том, что очень малое количество детей с ожирением находятся в депрессии или имеют низкую самооценку. Позже Andrew J. Hill писал: «...много людей с ожирением, как взрослые, так и дети, имеют высокую самооценку, не страдают депрессией, имеют хорошо оплачиваемую работу и хорошие социальные отношения.» [7, С. 68]. Однако большинство современных исследователей считают, что дети с избыточной МТ и ожирением имеют психологические и поведенческие расстройства, плохую способность к социальной адаптации [8,9], они более эгоцентричны, менее послушны и более раздражительны [10], имеют заниженную самооценку [11].
Проведенные в последние десятилетия исследования доказали связь между массой тела ребенка и образом жизни семьи. Они указывают на то, что ожирение связано с семейной дисфункцией: нездоровыми привычками питания, семейной моделью чрезмерно малоподвижного досуга, отсутствием регулярных физических нагрузок и непониманием родителями проблемы детского ожирения [12-14]. Все это затрудняет эмоциональную и поведенческую поддержку, столь необходимую при терапии ожирения. Kimberley M. Mallan с коллегами исследовали связи между психологическими проблемами детей с ожирением и пищевым поведением и пришли к выводу, что эмоциональное состояние ребенка существенно влияет на его пищевое поведение, а восприимчивость к пище положительно коррелирует с эмоциональными проблемами и индексом массы тела (ИМТ) [15]. Все это свидетельствует о том, что психологическое состояние у детей с ожирением играет важную роль в формировании пищевых привычек и поведенческих реакций. В свою очередь коррекция выявленных особенностей, наряду с изменением образа жизни, должна стать неотъемлемой составляющей комплекса немедикаментозных методов терапии ожирения.
Цель исследования - изучение психологических особенностей личности у детей с избыточной массой тела и ожирением.
Материалы и методы
Нами было обследовано 170 детей (88 девочек и 82 мальчика) в возрасте 910 лет, проживающих в Рязанской области, при отсутствии тяжелой
наследственной патологии. Антропометрические показатели оценивались во время профилактических осмотров с последующим расчетом ИМТ (кг/м2). Измерение массы тела (кг) проводилось на электронных медицинских весах с точностью до 50 г. Измерение роста (см) выполнялось с помощью медицинского ростомера с откидным табуретом в положении стоя. По данным производителя ростомера, точность измерения составляет 0,1 см. Оценку физического развития детей проводили по стандартам роста ВОЗ (2006) c использованием программы WHO AnthroPlus (2009). Нутритивный статус определяли по значениям величины Z-score: число стандартных отклонений (SDS), на которое значение антропометрического показателя отличается от медианного значения стандартной популяции. Рассчитывали величины следующих показателей: масса тела к возрасту (Weight-for-Age Z-score, WAZ), индекс массы тела (ИМТ) к возрасту (BMI-for-Age Z-score, BAZ). В соответствии с рекомендациями ВОЗ, интерпретация полученных значений Z-scores проводилась по следующим критериям: WAZ - дефицит массы тела при <2 SDS, норма - от -2 до +2 SDS, избыточная МТ или ожирение - при >+2 SDS; BAZ - недостаточность питания -при <-2 SDS, норма - от -2 до +1 SDS, избыточная масса тела - при SDS от +1 до +2, ожирение - при SDS >+2 [1].
По результатам антропометрии все дети были разделены на 2 группы: первую группу (n=46) составили 20 девочек и 26 мальчиков с избыточной МТ и ожирением, группу сравнения (n=124) - 68 девочек и 56 мальчиков с нормальной МТ. Особенности личностных черт определяли с помощью детского варианта теста Кеттела [16]. Данная методика включает в себя 12 шкал, соответствующих основным чертам личности ребенка (доброжелательность, интеллект, эмоциональная устойчивость, возбудимость, независимость, беспечность, добросовестность, смелость, мягкосердечность, подавленность, самоконтроль, напряженность). Оценку уровня развития разных черт личности проводили соответственно количеству баллов с дальнейшим распределением в зависимости от интенсивности выраженности фактора: низкая (от 1 до 3 баллов), средняя (от 4 до 7 баллов) и высокая (от 8 до 10 баллов).
Результаты и их обсуждение
Статистическую обработку данных производили при помощи пакета программ Statgraphics Plus for Windows 2007 и Excel 2007. Для принятия решения о виде распределения полученных данных использовали критерий Шапиро-Уилка. Учитывая, что анализируемые признаки имели нормальное распределение, данные описывали в виде средней величины (M±m), признаки независимых выборок сравнивали с помощью двухвыборочный t-тест с различными дисперсиями и Excel 2007. Различия признаков учитывали как статистически значимые при р<0,05.
При сравнении двух групп были выявлены статистически значимые различия по следующим факторам теста Кеттела:
1. Фактор - А (t-CT.= 6,16 при t кр.= 1,67)
2. Фактор - С (t-CT.=4,81 при t кр.= 1,65)
3. Фактор - G (t-CT.= 3,71 при t кр.= 1,65)
4. Фактор - Н (t-CT.= 5,77 при t кр.= 1,65)
5. Фактор - I (t-CT.= 2,17 при t кр.= 1,66)
6. Фактор - Q4 (t-CT.= 3,55 при t кр.= 1,66)
У детей с избыточной МТ и ожирением выявлялась тенденция к необщительности, замкнутости и излишней строгости в оценке людей, то есть были низкие показатели по шкалам А и Н (табл. 1). Среди детей основной группы 41,9% детей имели низкие баллы по шкале, характеризующей доброжелательность, что в 2 раза превышало аналогичный показатель в группе сравнения (20,0%, р=0,01). Средние баллы по той же шкале были статистически значимо выше у детей с нормальной массой тела (78,2% против 58,7%, р=0,02).
Фактор Н, характеризующий смелость, был статистически значимо ниже у детей с избыточной МТ и ожирением по сравнению с детьми второй группы (41,30% против 18,55%, р=0,005), где отмечались более высокие средние баллы (р=0,01).
Такие дети отличаются холодностью и формальными контактами, не интересуются жизнью окружающих их людей, предпочитают общаться с книгами и вещами, стараются работать в одиночестве, а при возникновении конфликтных ситуаций не склонны идти на компромисс. Они отличаются недоверчивостью, чрезмерной обидчивостью и отсутствием интуиции в межличностных отношениях. Дети с такими чертами имеют меньший интерес к общению с другими людьми, что в свою очередь может привести к снижению физической активности в результате более длительного времяпровождения за просмотром телевизора или игры в компьютер. Данные черты были наиболее выражены у девочек с избыточной МТ и ожирением, по сравнению с девочками группы сравнения (55,88% против 38,46%, р=0,02).
Факторы, характеризующие особенности в эмоционально-волевой сфере (С, Q4, О, G, I), у детей с избыточной МТ и ожирением также отличались от группы сравнения. Среди детей первой группы 95,7% имели низкие, а 4,4% -средние показатели по шкале С, характеризующей эмоциональную устойчивость. Среди детей второй группы низкие показатели встречались в 80,4%, а средние - в 19,6% случаев. Соответственно, дети с избыточной МТ и ожирением имели более низкие характеристики по шкале С (р=0,03), что в поведении проявляется отсутствием ответственности, капризностью, острой реакцией на неудачи, заниженной самооценкой, неустойчивостью настроения. Эти дети плохо контролируют свои эмоции, испытывают трудности в
адаптации к новым условиям.
Среднее значение показателя по шкале О, характеризующей подавленность, у детей с избыточной МТ и ожирением составил 3,0±0,4 балла и превышал аналогичный показатель в группе сравнения (2,4±0,2, р=0,02). Более высокие баллы по данной шкале характеризуют личностные особенности тревожного ребенка, легко плачущего, подавленного, озабоченного, с пониженным настроением. Такие дети склонны к печальным размышлениям в одиночестве, легко подвержены различным страхам и тяжело переживает любые жизненные неудачи. Они не верят в себя, склонны упрекать себя, недооценивают свои возможности, знания, способности. При этом для них характерны такие качества, как развитое чувство долга, подверженность чужому влиянию, зависимость настроения от одобрения или неодобрения со стороны окружающих. В обществе подобные дети чувствуют себя неуютно и неуверенно, держатся скромно и обособленно. Эти невротические аспекты способны привести к ожирению через депрессивные механизмы, включающие повышенный аппетит, более низкую активность и нарушение регуляции обмена веществ.
Средний показатель по шкале G, характеризующей добросовестность, был статистически значимо выше в группе детей основной группы (р=0,0003). Причем, мальчики с избыточной МТ и ожирением имели более низкий показатель по шкале G, чем девочки той же группы (р=0,002), то есть они были более склонны к непостоянству, не собранности, имели тенденцию к социопатии. Эти черты свидетельствуют о плохой исполнительной деятельности и затрачивании гораздо меньшего количества энергии, что в свою очередь может привести к менее активному самоопределению, такому как игра с другими детьми или отсутствию хобби.
Средний показатель по фактору I, характеризующему мягкосердечность у детей основной группы оказался статистически значимо более высоким по сравнению с группой сравнения (2,9±0,3 против 2,3±0,4, р=0,03). Причем выраженность данного фактора была выше у девочек группы сравнения по отношению к девочкам основной группы (р=0,04).
Таблица 1.
Выраженность факторов теста Кеттела
Факторы психологического портрета личности Дети с нормальной МТ (п=124) Дети с избыточной МТ и ожирением (п=46) Р,
М±т М±т
А (доброжелательность) 5,7±0,3 3,5±0,5 0,0000
В(интеллект) 4,5±0,3 4,3±0,6 Р=0,6
С (эмоциональная устойчивость) 2,9±0,3 1,8±0,3 0,0000
Б (возбудимость) 3,3±0,3 3,3±0,5 0,9
Е (независимость) 2,1±0,1 2,1±0,3 0,8
Б(беспечность) 2,8±0,3 2,6±0,5 0,4
О (добросовестность) 3,4±0,3 2,3±0,4 0,0003
Н (смелость) 5,7±0,3 3,8±0,6 0,0000
I (мягкосердечность) 2,9±0,3 2,3±0,4 0,03
0(подавленность) 2,4±0,2 3,0±0,4 0,02
<33 (самоконтроль) 2,7±0,3 2,3±0,4 0,09
(34 (напряженность) 3,2±0,3 2,2±0,4 0,0006
Также имели место отличия между группами по фактору Q3, характеризующему самоконтроль, однако они не были статистически значимы. Дети с избыточной МТ и ожирением имели более низкие средние значения по данной
шкале (2,7±0,3 против 2,3±0,4, р=0,09). Такие оценки характерны для слабовольных и обладающих плохим самоконтролем людей. Данные качества могут снижать эффективность немедикаментозных методов коррекции ожирения, ввиду особых сложностей с соблюдением диеты и с приверженностью к выполнению физических упражнений.
Также следует отметить отсутствие различий по шкале В, характеризующей интеллектуальные свойства личности. Дети в обеих группах имели средние показатели выраженности данного фактора.
Выводы
Таким образом, проведенное исследование продемонстрировало личностные особенности среди детей с ожирением и избыточной МТ, которые проявлялись более выраженными характеристиками в виде не общительности, замкнутости и социальной пассивности, что обуславливает затруднение социальной адаптации в среде сверстников и, вероятно, оказывает влияние на алиментарное поведение.
Включение психотерапевтических методик в комплекс терапии ожирения является целесообразным компонентом немедикаментозной терапии. Динамическое наблюдение за состоянием психологических особенностей у детей с избыточной массой тела и ожирением позволит определить эффективность проводимой комплексной терапии.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Всемирная организация здравоохранения. Ожирение и избыточный вес // Информационный бюллетень. 2017. Доступно по: http://www.whogis.eom/mediacentre/factsheets/f s311/ги/. Ссылка активна на 20 апреля 2019.
2. Федеральная служба государственной статистики. Здравоохранение в России 2017 году. М.: Росстат; 2017.
3. Федеральная служба государственной статистики. Распространенность ожирения в Рязанской области. М.: Росстат; 2017.
4. Яковлева Н.В. Развитие представлений о предмете психологии здоровья // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие: сетевой журн. 2019. Т. 7, № 1 (24). Доступно по ссылке:
http://humjouгnal.гzgmu.гu/aгt&id=360. Ссылка активна на 21 августа 2019.
REFERENCES:
1. World Health Organisation. Obesity and overweight // Information Bulletin. 2018. Available at:
http://www.whogis.com/mediacentre/factshe ets/fs311/ru/. Accessed 20 April 2019.
2. Federal'naya sluzhba gosudarstvennoj statistiki. Zdravoohranenie v Rossii 2017. Moscow: Rosstat; 2017. (In Russ).
3. Federal'naya sluzhba gosudarstvennoj statistiki. Rasprostranennost' ozhireniya v Ryazanskoj oblasti. Moscow: Rosstat; 2017. (In Russ).
4. Yakovleva NV. Development of submissions about the subject of health psychology.
Personality in a changing world: health, adaptation, development: a network journ. 2019; 7 (1). Available at:
http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=360.
doi: 10.23888/humJ2019122-37
5. Wardle J., Cooke L. The impact of obesity on psychological wellbeing // Best Pract Res Clin Endocrinol Metab. 2005. № 19. P.421-440.
6. Flodmark C. The happy obese child // Int J Obes. 2005. № 29. P. 31-35.
7. Hill A.J. Obesity in Children and the "Myth of Psychological Maladjustment": Self-Esteem in the Spotlight // Curr Obes Rep. 2017. № 6. P. 63-70. doi: 10.1007/s13679-017-0246-y.
8. Zhai J., Bian Q., Liu L. Analysis of psychological characteristics of obese children // European Review for Medical and Pharmacological Sciences. 2017. Vol. 21, № 11. P. 2665-2670.
9. Rankin J., Matthews L., Cobley S., et al. Psychological consequences of childhood obesity: psychiatric comorbidity and prevention // Adolescent Health, Medicine and Therapeutics. 2016. Vol. 7. P. 125-146. doi: 10.2147/AHMT.S101631
10._Hampson S., Vollrath M., Júlíusson P. Personality and overweight in 6-12-year-old children // Pediatr Obes. 2015. Vol. 10, № 5. Р. 5-7. doi: 10.1111/ijpo.12014.
11. Chung K., Chiou H., Chen Y. Psychological and physiological correlates of childhood obesity in Taiwan // Scientific Reports. 2015. Vol. 5, № 17439. Р. 1-9. doi: 10.1038/srep17439.
12. Villagrán S., Rodríguez A., Novalbos J., et al. Hábitos y estilos de vida modificables en niños con sobrepeso y obesidad // Nutr Hosp. 2010. Vol. 25, № 5. Р. 823-831.
13. Montero A., Úbeda N., García A. Evaluación de los hábitos alimentarios de una población de estudiantes universitarios en relación con sus conocimientos nutricionales // Nutr. Hosp. 2006. Vol. 21, № 4. Р. 466-473.
14. Bruss M., Morris J., Dannison L. Prevención de la Obesidad Infantil. Factores Socioculturales y Familiares // J Am Dietetic Assoc. 2003. Vol. 103, № 8. Р. 1042-1045.
Mallan
15. K.M., Daniels L.A., Nicholson J. Obesogenic eating behaviors mediate the relationships between psychological problems and BMI in children // Obesity. 2017. Vol. 25, № 5. Р. 928-934. doi: 10.1002/oby.21823
16. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии: учебное пособие. СПб.: Речь; 2005.
Accessed: 21 August 2019. doi: 10.23888/humJ2019122-37
5. Wardle J, Cooke L. The impact of obesity on psychological wellbeing. Best Pract Res Clin Endocrinol Metab. 2005; 19: 421-440.
6. Flodmark C. The happy obese child. Int J Obes. 2005; 29: 31-35.
7. Hill AJ. Obesity in Children and the "Myth of Psychological Maladjustment": Self-Esteem in the Spotlight. Curr Obes Rep. 2017; 6: 63-70. doi: 10.1007/s13679-017-0246-y.
8. Zhai J, Bian Q, Liu L. Analysis of psychological characteristics of obese children. European Review for Medical and Pharmacological Sciences. 2017; 21(11): 2665-2670.
9. Rankin J, Matthews L, Cobley S, et al. Psychological consequences of childhood obesity: psychiatric comorbidity and prevention. Adolescent Health, Medicine and Therapeutics. 2016; 7: 125-146. doi: 10.2147/AHMT.S101631.
10. Hampson S, Vollrath M, Júlíusson P. Personality and overweight in 6-12-year-old children. Pediatr Obes. 2015; 10(5): 5-7. doi: 10.1111/ijpo.12014.
11. Chung K, Chiou H, Chen Y. Psychological and physiological correlates of childhood obesity in Taiwan. Scientific Reports. 2015; 5 (17439): 1-9. doi: 10.1038/srep17439.
12. Villagrán S, Rodríguez A, Novalbos J, et al. Hábitos y estilos de vida modificables en niños con sobrepeso y obesidad. Nutr Hosp. 2010; 25(5): 823-831.
13. Montero A, Úbeda N, García A. Evaluación de los hábitos alimentarios de una población de estudiantes universitarios en relación con sus conocimientos nutricionales. Nutr Hosp. 2006; 21(4): 466-473.
14. Bruss M, Morris J, Dannison L. Prevención de la Obesidad Infantil. Factores Socioculturales y Familiares. J Am Dietetic Assoc. 2003; 103(8): 1042-1045.
Mallan
15..KM, Daniels LA, Nicholson J. Obesogenic eating behaviors mediate the relationships between psychological problems and BMI in children. Obesity. 2017; 25(5): 928-934. doi: 10.1002/oby.21823.
16. Golovej LA, Rybalko EF. Praktikum po vozrastnoj psihologii: Ucheb.Posobie. Saint-Petersburg: Rech'; 2005. (In Russ).
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:
Белых Наталья Анатольевна - д.м.н., доцент, заведующий кафедрой факультетской и поликлинической педиатрии с курсом педиатрии ФДПО Рязанского государственного медицинского университета имени академика И.П. Павлова; 390026, г. Рязань, ул. Высоковольтная, д. 9. email: [email protected]
Блохова Екатерина Эдуардовна - ассистент кафедры детских болезней с курсом госпитальной педиатрии Рязанского государственного медицинского университета имени академика И.П. Павлова; 390026, г. Рязань, ул. Высоковольтная, д. 9. email: kirieshka474@ mail.ru
Фролов Анатолий Иванович - специалист Центра практической психологии Рязанского государственного медицинского университета имени академика И.П. Павлова; 390026, г. Рязань, ул. Высоковольтная, д. 9. email: [email protected]
Рогова Полина Андреевна - студентка педиатрического факультета Рязанского государственного медицинского университета имени академика И.П. Павлова; 390026, г. Рязань, ул. Высоковольтная, д. 9. email: [email protected].
ДАТА ПОСТУПЛЕНИЯ: 18.05.2019 ДАТА ПРИНЯТИЯ В ПЕЧАТЬ: 23.08.2019 ССЫЛКА ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:
Белых Н.А., Блохова Е.Э., Фролов А.И., и др. Психологические особенности личности детей с избыточной массой тела и ожирением // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие: сетевой журн. 2019. Т.7, № 3 (26). Доступно по ссылке: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=390. Ссылка активна на чч.мм.гггг. doi: 10.23888/humJ20193491-500
INFORMATION ABOUT AUTHORS:
Belykh Natalya Anatolyevna - M.D., Professor, Head of the Department of Faculty and Polyclinic Pediatrics with the Course of Pediatrics, Ryazan State Medical University named after academician I.P. Pavlov; 390026, Ryazan, 9 Vysokovoltnaya street. email: [email protected]
Blokhova Ekaterina Eduardovna - Assistant of the Department of Pediatric Diseases with a course of Hospital Pediatrics, Ryazan State Medical University named after academician I.P. Pavlov; 390026, Ryazan, 9 Vysokovoltnaya street. email: [email protected]
Frolov Anatoly Ivanovich - Specialist of the Center for Practical Psychology, Ryazan State Medical University named after academician I.P. Pavlov; 390026, Ryazan, 9 Vysokovoltnaya street. email: [email protected]
Rogova Polina Andreevna - student of the Pediatric Faculty Ryazan State Medical University named after academician I.P. Pavlov; 390026, Ryazan, 9 Vysokovoltnaya street. email: [email protected].
PAPER RECEIVED: 18.05.2019 PAPER ACCEPTED: 23.08.2019 REFERENCE FOR CITING:
Belykh NA, Blokhova EE, Frolov AI, et al. Psychological peculiarities of personality in children with an excessive body mass and obesity. Personality in a changing world: health, adaptation, development: a network journ. 2019; 7 (3). Available at: http://humjoumal.rzgmu.ru/art&id=390. Accessed: dd Month yyyy. doi: 10.23888/humJ20193491-500