Научная статья на тему 'Качество управления образовательным учреждением и необходимость профессионализации менеджмента в образовании'

Качество управления образовательным учреждением и необходимость профессионализации менеджмента в образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3364
336
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / КАЧЕСТВО УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ / МЕНЕДЖМЕНТ-ОБРАЗОВАНИЕ / QUALITY EDUCATION / QUALITY OF EDUCATIONAL INSTITUTION / MANAGEMENT- EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шипилина Людмила Андреевна

В статье представлены размышления автора по поводу проблемы диалектической взаимосвязи качества управления образовательным учреждением и профессионализации менеджмента в образовании в логике методологического аспекта управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шипилина Людмила Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Quality of educational institution management and necessity of managerialism in education

The article depicts the author's point of view on the problem of dialectic interrelation between quality management of educational institution and managerial in educational in the light of management methodology aspect

Текст научной работы на тему «Качество управления образовательным учреждением и необходимость профессионализации менеджмента в образовании»

РАЗДЕЛ XII ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ

ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ. УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ

УДК 378.018

Л. А. Шипилина

КАЧЕСТВО УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ И НЕОБХОДИМОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА В ОБРАЗОВАНИИ

Современные социально-политические и экономические реалии России вызвали ряд серьезных проблем в системе образования. В XXI в. возрастает важность образования для социокультурного и экономического развития и строительства будущего, в которое молодые поколения должны войти с принципиально иными умениями, знаниями и идеалами. Качество образования - социальная категория, определяющая состояние и результативность процесса образования в обществе, его соответствие потребностям и ожиданиям общества в развитии и формировании гражданских, бытовых и профессиональных компетенций личности.

Идея качества образования актуальна для всех компонентов и уровней системы образования, большее число специалистов активно поддерживает ее как ведущую, доминирующую.

Существенное влияние на развитие современной системы образования оказывают экономические условия, развитие рынка образовательных услуг, становление образования как отрасли экономики. В условиях рыночной экономики конкурентоспособность на образовательном рынке труда обеспечивается широким спектром профессиональных качеств руководителей образовательных учреждений, включающим определенную управленческую подготовку, результатом которой является готовность управлять коллективом и самим собой.

По мнению экспертов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), преподавательский уровень является одним из ключевых факторов, обусловливающих качество образования, однако по своей важности он уступает эффективности управления.

Почему качество управления? Потому, что:

- от управления зависит целеустремленность, организованность, мотивированность, информационная оснащённость совместной деятельности;

- невысокие результаты при растущей ресурсной базе обусловлены, прежде всего, плохим управлением;

- в умной экономике требуется не менее умное управление;

- по качеству государственного управления РФ на 104-м месте в мире;

- в системе образования уже складывается понимание сущности и значимости управления, значит - приходит время говорить о его качестве.

Качество управления образовательным учреждением, понимаемое как совокупность характеристик управления, благодаря которым оно оказывается способным удовлетворить установленные или предполагаемые потребности, должно соответствовать требованиям и обеспечить определенный уровень функционирования и развития образовательного учреждения. И это понятно: согласно требованиям системного подхода, управление выполняет в сложной динамичной системе, а именно таковыми являются образовательные системы, роль механизма упорядочения и организации, приведения системы в более качественное состояние.

В этой связи одной из основных задач национальной политики в сфере образования становится задача привлечение и подготовка квалифицированных управленческих кадров для системы образования. Эксперты ОЭСР подчеркивают, что сегодня, когда директора образовательных учреждений играют ключевую роль в модернизации системы образования, большинство из них перегружены, недостаточно мотивированы, а также находятся в предпенсионном возрасте и ограничены в возможности выбора того, кто займет их место.

Таким образом, складывается противоречие между необходимостью повышения качества образования и существующим качеством управления образованием, разрешение которого видится в решении проблемы профессионализации менеджмента в образовании.

В настоящее время существуют различные подходы к вопросу понимания сущности качества образования. Однако до настоящего времени не разработана и не утверждена единая научно-обоснованная система показателей качества подготовки обучаемых, так же, как и не существует единой общепринятой и утвержденной системы оценки качества образования

Наиболее распространенным является подход, согласно которому «качество образования» означает степень соответствия знаний, навыков и умений выпускника учебного заведения заранее согласованным требованиям. Согласно ГОСТ ИСО 9000-2001, качество - это степень соответствия присущих характеристик требованиям. В Законе РФ «Об образовании» указывается, что образование - целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).

В целом такой подход соответствует традиционной системе образования и сущности его содержания. Однако такой подход не отражает сущности «понятия качества» в системе открытого образования. Если мы говорим о

том, что цель воспитания и обучения - это развитие личности, гражданина, способного решать сложные проблемы современного общества, то требования и стандарты становятся второстепенными. На первое место выступают качественные характеристики личности, которые формируются современными образовательными технологиями. В системе открытого образования речь идет не столько о контроле знаний, умений и навыков, хотя этот момент тоже присутствует, сколько о качестве образовательной системы, которая представляет собой совокупность свойств системы, обусловливающих ее пригодность удовлетворять социальные потребности в соответствии с ее назначением.

Основываясь на этом, в 2002 г. тогда еще Минобразования России дает определение, согласно которому качество образования рассматривается в двух аспектах:

- качество результата образовательного процесса: соответствие уровня знаний студентов и выпускников требованиям стандартов;

- характеристики системы обеспечения этого качества: содержания образования, уровня подготовки абитуриентов, преподавательских кадров, информационно-методического обеспечения, материально-технического обеспечения качества подготовки, используемых образовательных технологий, научной деятельности.

Поскольку корневое понятие «образование» распространяется и на «образование» как результат (образованность), и на «образование» как образовательный процесс, позволяющий получить необходимый результат, то и понятие «качество образования» относится и к результату, и к процессу [4].

Таким образом, основным подходом к формированию «качества образования» становится девиз - изыскание и открытие способа, при котором педагоги меньше бы учили, а учащиеся больше бы учились. В теоретико-методологическом плане разработка концепции «качества образования» должна строиться на основе научной системы управления.

Научное управление системой образования требует создавать единую систему управления качеством образования, в рассмотрении всех сторон образовательной системы на всех уровнях (федеральном, региональном, уровне образовательного учреждения, а также на уровне отдельного обучающегося) и управлении качеством отдельных элементов системы.

Создаваемая единая система управления качеством образования является методологической основой для перевода образовательных систем в новое состояние, обеспечивающее открытость и новое качество образования, адекватное потребностям развивающейся личности, социума и рынка труда. Становление и развитие открытой образовательной системы предполагает разработку современных технологий качества, включая технологии качества управления этими сложными системами.

Вернемся еще раз к понятию «качество» и попытаемся рассмотреть проблему качества управления образовательным учреждением с позиций

маркетингового подхода и клиент-ориентированной концепции управления [3].

В философии качество понимается как определенность той или иной вещи, совокупность существенных свойств, признаков, делающих ее именно этой, а не иной вещью и отличающих ее от всех других. Такое понимание "качества" не содержит оценочных суждений. Рассмотрение того, что есть правильное понимание сущности управления (в частности, внутриорганиза-ционного) - это еще не ответ на вопрос о хорошем или плохом управлении, это только характеристика существенных признаков управления.

В экономической науке и выросшей из нее теории управления качеством продукции говорят о качестве благ, товаров, услуг, работ с точки зрения потребителя (пользователя, клиента, благополучателя) и удовлетворения его потребностей. «Качество - это совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворить установленные и предполагаемые потребности».

Следовательно, для понимания качества управления образовательным учреждением важно понять:

- кто является клиентами системы внутриорганизационного управления, и каковы их потребности в управлении;

- что производит эта система для удовлетворения своих клиентов;

- какие из свойств и характеристик системы способствуют удовлетворению ключевых потребностей в управлении.

Для системы внутриорганизационного управления в качестве внешних клиентов выступают все субъекты социального заказа, адресуемого образовательному учреждению (и через него - управлению), все партнеры и контрагенты такового, так или иначе взаимодействующие с ним.

Большинство этих клиентов ориентированы на образовательное учреждение и не предъявляют прямых требований к управлению, но в то же время у них имеются определенные, хотя и не всегда осознаваемые ожидания в плане управленческого сопровождения взаимодействий с образовательным учреждением.

Внешние клиенты и заказчики системы внутриорганизационного управления могут влиять на системы управления образовательного учреждения опосредованно через предъявление требований и ожиданий (социального заказа), которые управляющая система должна будет принять к исполнению, или непосредственно.

Во внешней среде в качестве клиентов, заказчиков систем управления образовательным учреждением, источников требований к ним и потребителей их продуктов и услуг, согласно системным представлениям, могут быть обозначены:

- федеральные и территориальные (региональные и муниципальные) органы власти и управления (самоуправления);

- учредители, федеральные и территориальные органы управления образованием и их методические службы (если федеральные и региональные

органы выдвигают скорее общие требования и вырабатывают общие «правила игры» для множества систем управления, то муниципальные органы управления, естественно, адресуют совершенно конкретные требования реальным управляющим системам в подведомственных учреждениях);

- широкая образовательно-ориентированная общественность, которая по мере своего становления, развития местных сообществ начинает осмысливать свои требования к управлению в жизненно важных сферах, к которым, вне всякого сомнения, относится и сфера образования;

- научно-исследовательские и консультирующие организации: для того, чтобы предлагать системам управления как клиентам определенные услуги, эти структуры должны получать необходимую информацию о состоянии систем управления от самих образовательных учреждений.

Во внутренней среде образовательного учреждения в качестве клиентов управления соответственно выступают:

- педагогический коллектив, отдельные группы и подразделения в нем и отдельные педагоги;

- коллектив обучающихся, группы в нем и отдельные обучающиеся;

- вспомогательный персонал;

- родители обучающихся, которых как-то сложно отнести к числу только внешних клиентов;

- органы управления и самоуправления;

- руководители (как это ни парадоксально на первый взгляд, но управленческая деятельность, как и любая другая, обслуживает не только интересы объекта, но и собственные интересы работников, в данном случае - управляющих).

В более широком понимании образовательное учреждение является целостным объектом управления и, как совершенно справедливо утверждает А. М. Моисеев, оно есть объект профессионального служения для менеджеров образования. Именно образовательное учреждение, образовательная организация рассматривается как самый важный клиент управляющей системы, что имеет самое прямое отношение к пониманию главных проявлений качества управления образовательным учреждением. Все подсистемы, подпроцессы, подструктуры, виды ресурсного обеспечения образовательного учреждения вместе со своими ожидаемыми результатами (например, с этой точки зрения качество образования обучающихся или качество организационной культуры выступают как объекты служения -«клиенты» системы управления), включая саму систему управления (как самоуправляемую и самообеспечиваемую).

Именно важность клиентной ориентации управления позволяет говорить о качестве управления образовательным учреждением и качестве образования. Если система управления не «охватывает» и не обслуживает должным образом всех своих клиентов, не удовлетворяет их законные потребности, это говорит о недостаточном качестве этой системы и ее работы. Именно от образов клиентов, как «живых», так и «обезличенно-институци-

ональных» должны отстраиваться основные функции системы управления образовательным учреждением как управления и людьми, и коллективами, и процессами в образовательной организации [3].

Казалось бы, что здесь принципиально нового привносится в управление. Дело в том, что клиенты управления отличаются от клиентов в привычном, традиционном смысле. Главные клиенты внутриорганизационного управления находятся не вне организации, как это обычно бывает, а внутри образовательного учреждения. Организация (в нашем случае - образовательное учреждение) и люди в ней работающие и обучающиеся - постоянный клиент управления и не тот клиент, которого можно выбирать. В свою очередь клиенты управления внутри организации не могут выбирать себе поставщика управленческих услуг и продуктов по собственному вкусу и желанию; они имеют в образовательном учреждении такое управление, какое есть (хотя и могут со своей стороны влиять на него и на его изменения).

Имея возможности влияния на управление, его внутриорганизацион-ные клиенты одновременно должны следовать обязательным управленческим решениям, указаниям, командам, то есть степень их свободы не столь высока, как у клиентов организаций в условиях рыночных отношений, а при авторитарных традициях управления и вовсе может быть сведена к минимуму. Клиенты управления образовательного учреждения во многих случаях не готовы предъявлять ему свои конкретные требования, запросы, ожидания; зачастую не осознают себя как клиенты, имеющие право предъявлять руководству какие бы то ни было требования.

Каковы же потребности объекта в управлении? С позиций маркетингового подхода, это, прежде всего, объективно существующие нужды (конкретного образовательного учреждения как управляемого объекта, его отдельных подсистем, компонентов, параметров в обеспечении выживания, поддержании нормального функционирования и осуществлении развития), находящие или не находящие выражение в прямо или косвенно предъявляемых требованиях, пожеланиях, запросах, ожиданиях различных субъектов жизнедеятельности к управлению. Поэтому их можно классифицировать как:

- объективные (то, что действительно необходимо образовательному учреждению или каким-то из его компонентов и функциональных областей) и субъективные (выдвигаемые внешними субъектами, взаимодействующими с образовательным учреждением и группами внутриорганизацион-ного сообщества);

- четко сформулированные, «озвученные» и неявные, требующие выявления и осмысления;

- вечные и преходящие;

- общие для всех образовательных учреждений, типовые (типичные) и уникальные, присущие именно данному;

- обусловленные разными источниками (например, объемными показателями объекта управления типа численности обучающихся и педагогов,

характером образовательного процесса или уровнем зрелости образовательного сообщества);

- актуальные и перспективные;

- «адресованные» разным элементам системы управления.

Следующий вопрос, который возникает в логике проблематики качества управления: какие переменные являются ключевыми для управления образовательным учреждением? Среди таковых выделяются те, которые придают целостность образовательной системе, какой является образовательное учреждение:

1. Система ценностей, миссия, образ выпускника, важнейшие цели и задачи образовательного учреждения.

2. Вид и разновидность образовательного учреждения.

3. Тип образовательного процесса, в частности, такие определяющие его свойства, как уровень вариативности, интегрированности, индивидуализации и дифференциации, развития кооперации обучающихся в обучении и воспитании и т. д.

4. Преобладающие технологии образовательного процесса.

5. Характер организации образовательного процесса (традиционная система предъявляет к управлению иные требования по сравнению с более новыми системами организации обучения и воспитания); уровень ее сложности (этот уровень выше в образовательных учреждениях, имеющих различные потоки обучающихся, формы организации).

6. Характер образовательной среды, социально-психологического климата, организационной культуры.

7. Уровень зрелости коллектива, его сплоченности, самосознания

8. Текущий режим жизнедеятельности образовательного учреждения. Режим стационарного, стабильного функционирования требует иных действий и иного строения системы управления, чем режим осуществления нововведений, особенно системных, общеорганизационных.

9. Объемные показатели: количество классов (специальностей), обучающихся, педагогов, наличие нескольких зданий и др.

10. Состояние и важнейшие характеристики внешней среды

11. Уровень обеспеченности ресурсами.

12. Состояние системы управления образовательным учреждением.

Из всего выше представленного логически вытекает вопрос: чем характеризуется качество самого управления образовательным учреждением как целостного объекта управления? Парадокс - управление отвечает за постановку целей и достижение результатов и при этом существует практически полная неразработанность, как показывает анализ теории и практики управления образованием, понятий о продуктах и результатах управления, невыделенность результатов управления из результатов жизнедеятельности организации.

«Продукцией» управления с позиций заявленной концепции являются:

- услуги, оказываемые управлением образовательному учреждению, его коллективу, персоналу и другим клиентам, преимущественно в форме взаимодействия с клиентами - прямого и опосредованного; при этом для клиент-ориентированной идеологии управления особенно важно, что сам процесс взаимодействия управления с управляемым объектом и конечно, прежде всего, с его человеческой составляющей, качество управленческого обслуживания, определяемое качеством поведения управляющих, их общения с персоналом и обучающимися, прямо влияет на удовлетворение многих потребностей в управлении;

- продукты - то, что управляющие производят (своими силами или с привлечением других работников и обучающихся) для достижения определенных результатов; к наиболее массовым и распространенным продуктам управления, весьма важным для его качества, относятся, в частности, управленческие решения.

При всей важности доброкачественности продукции внутриорганиза-ционного управления о достижении определенного качества управления образовательным учреждением еще более важно судить по его результатам, которые, в отличие от продуктов и услуг, уже каким-то образом проявились в состоянии и изменениях объекта управления.

Качество управления разумно связывать, прежде всего, с его результатами по той причине, что все остальные элементы управления должны работать именно на достижение результатов управления, а через них - на достижение результатов образовательного учреждения в целом. Определив, что качество управления, прежде всего, - характеристика его результатов с позиции потребителей, необходимо разобраться, какие бывают результаты управления образовательным учреждением, в чем они проявляются и где их можно обнаружить.

Результаты управления образовательным учреждением локализуются:

- в общих социально значимых результатах жизнедеятельности образовательной организации (как вклад управления в эти общие результаты);

- в общем состоянии (и изменениях) самого образовательного учреждения как целостной организационной системы;

- в состоянии (и изменениях) отдельных элементов, подсистем, свойств, характеристик образовательного учреждения как объекта управления;

- в состоянии и изменениях внешней среды;

- в состоянии (и изменениях) самой управленческой деятельности и управляющей системы.

Фокус на преподавателя как на основного носителя качества является необходимым условием создания и функционирования внутриорганизаци-онной системы управления качеством. Качество должно быть измерено, причем стандарты образования не дают основы для построения квалимет-

рической системы образовательного учреждения. Создание нормативно-методической базы для оценки эффективности процесса обучения, уровней обученности, среды обучения является важнейшей задачей науки и практики на ближайшее время.

Таким образом, качество управления образовательным учреждением - это совокупность признаков профессионального управления, которые обеспечивают высокое качество образования, а именно:

- учет стартовых возможностей образовательного учреждения, запросов социума и своих личных профессиональных ресурсов. Это значит, что руководитель может трезво соотносить притязания образовательного учреждения на занятие более высокого статуса с учетом контингента детей и их родителей, профессионализма педагогов и их мотивации к его повышению, социального и государственного заказа. Такой руководитель четко различает границу между своей претенциозностью и способностью выстраивать поэтапную программу достижения благих намерений. С этой целью он привлекает эффективные технологии, не акцентируя внимание на традициях; системно обучает педагогические кадры, не демонстрируя разовые эффектные мероприятия; проводит жестко регламентированный мониторинг результативности работы, не приписывая несуществующие показатели;

- субъектность, требующая владения руководителем основами менеджмента - учения о тонкой (филигранной) работе с людьми, обеспечивающей достижение поставленных целей. От руководителя требуется создание благоприятного микроклимата, способствующего развитию субъектов образовательного процесса. Для этого руководитель должен профессионально использовать мотивационную функцию управления;

- построение авторской концепции управления, что связано с разнообразием социально-экономических условий. Авторство в управлении предполагает точность и научную аргументацию выбора образовательной модели, ведущего содержания и методов работы, приоритетных направлений в развитии. Авторское управление является гарантией устойчивости положения руководителя в системе субординационных отношений с вышестоящими инстанциями, а значит - перспективности образовательного учреждения в плане реализации инициатив, инноваций, долгосрочных проектов;

- взаимодействие с общественностью (социумом). Эффективное управление сопровождается инициативами руководителя в создании структуры управления с привлечением общественности. Часть своих функций (организационных, контрольных) руководитель передает заместителям, сотрудникам, группам родительской общественности, представителям [5].

Говоря о качестве управления образовательным учреждением, необходимо отметить так называемые полезные свойства, которые его (это качество) обеспечивают. Это, прежде всего, свойства, работающие на результаты: целевой, активный, прогностичный, системный, демократический характер управления, и свойства, обеспечивающие адекватность, релевантность объекту и среде: адаптивный, исследовательский характер управления.

Чтобы управление образовательным учреждением было качественным, необходимы профессионалы - менеджеры образования. Профессиональную деятельность менеджера образования мы рассматриваем как видовую категорию, содержащую в себе специализированную трудовую деятельность, требующую конкретной подготовки и реализуемую на соответствующем уровне мастерства. В динамичном обществе управление развивающейся системой, а таковой является образовательное учреждение, где каждый член организации есть субъект управления, менеджер, т. е. руководитель, принимает управленческие решения, от которых зависит всё, и зависят все, они составляют квинтэссенцию его профессионализма. Насколько он готов к принятию сложных, неординарных, зачастую инновационных решений в постоянно меняющихся ситуациях управления? Насколько его профессиональное образование и образованность позволяют ему и управляемой им организации быть успешными?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Организацией экономического сотрудничества и развития предлагаются 3 ключевых направления подготовки управленческих кадров в сфере образования:

- оптимизация системы ответственности директоров школ и обеспечение фокуса на повышении эффективности образования;

- привлечение большего числа участников в процесс принятия решений на уровне школы;

- развитие управленческих навыков на различных этапах профессиональной деятельности.

Сегодня практически нет такого вуза, где бы не осуществлялась профессиональная подготовка менеджеров. Высшее учебное заведение, дающее образование в области менеджмента, призвано формировать и утверждать новое представление о специалисте с квалификацией «менеджер». Каков он?

Это человек, обладающий хорошими знаниями в области экономики, социологии, психологии, права. Он свободно пользуется информационными технологиями, чтобы своевременно находить нужные сведения и решать проблемы.

Менеджер - это человек, обладающий активностью предпринимателя, мудростью педагога, ответственностью врача, логикой юриста. Именно эти качества позволяют ему делать события случившимися, то есть принимать такие решения, которые отражают интересы человека и общества.

Деятельность менеджеров образования по содержанию является управ-ленческо-педагогической, а по характеру творческой с рефлексией и эмпа-тией [6].

Но нередки упреки к сегодняшним менеджерам. Подготовлено немало специалистов в области менеджмента, их продолжают готовить, при этом добиться реального позитивного сдвига в экономическом, политическом, социальном развитии страны общество не может. Чем это объяснить? Плохо готовят? Не тому учат? Почему не происходит «революции менеджмента»?

В систему образования в последнее время также приходят квалифицированные менеджеры, получившие свою квалификацию в системе дополнительного профессионального образования, второго высшего образования, в магистратуре. Собственно выпускники экономических факультетов вузов и сегодня в систему образования не стремятся.

Причин этому много. Но главной из них, на наш взгляд, является «недостаточная масса» профессионализма. Для возникновения кардинальных изменений в управлении необходимо создать некую «массу профессионализма», то есть достичь такого соединения факторов эффективности и качества управления, которое вызывает резкие изменения в процессах развития. Данная причина является следствием разнообразных проблем развития менеджмент-образования в России. Это проблемы региональные, методические, организационные, психологические - всех не назвать. Среди всех проблем менеджмент-образования можно выделить ключевые.

1. Проблема качества подготовки менеджеров. Немногие учебные заведения уделяют достаточное внимание этой проблеме. Нередко преобладают сиюминутные, иногда меркантильные цели; они реализуются в ущерб качеству подготовки.

2. Преподавательский потенциал менеджмент-образования, создание корпуса преподавателей, ориентированных на сложные условия работы нынешних учебных заведений, - также актуальная проблема. В большинстве случаев преподавательский корпус составляют преподаватели вузов, имеющие практику подготовки специалистов в условиях плановой экономики и не всегда владеющие приемами подготовки и обучения для условий рыночной конкуренции.

3. Проблема развития многоуровневого образования по специальностям «менеджмент». Неизвестно как отразится на качестве образования переход на принципы Болонской декларации.

4. Проблема повышения привлекательности управленческих должностей в школах за счет обеспечения достойной оплаты труда и карьерного роста.

5. Проблема гуманизации и гуманитаризации менеджмента: гуманизм как принцип очеловечивания профессионального образования означает изменение позиции с «властвую над тем, кто от меня зависит» на «обслуживание других, для чего и нужна моя профессия в обществе».

Решение большинства проблем необходимо искать в содержании и процессах профессионального менеджмент-образования [1].

Размышляя о качестве управления образованием, следует исходить из того, что общепринятое определение «Международный образовательный стандарт» установило планку мирового качества образования на высоком, понятном, оформленном соответствующими документами уровне и что именно этот стандарт определяет сегодня траекторию движения российского образования вообще и управленческого образования в частности.

Как бы то ни было, нас неизбежно ожидает переход в новое качество, которое возможно только в процессе освоения поля практик в соответствии с логикой перехода на международный стандарт.

Существует справедливое утверждение: кадры высшей квалификации могут быть подготовлены только кадрами высшей квалификации. Профессиональных качеств профессорско-преподавательского состава (ППС), которые зависят, в том числе и от менеджмента самого образовательного учреждения (вуза), в силу оторванности от реальной управленческой практики в настоящее время явно недостаточно для подготовки качественных менеджеров. Но и само качество менеджмента вузов оставляет желать лучшего и представляет собой весьма интересный объект для исследования и приоритетное направление деятельности для руководителей (топ-менеджеров) этих образовательных учреждений.

Отсюда возникает второе утверждение: менеджеров высшей квалификации может подготовить образовательное учреждение, менеджмент которого находится на высоком качественном уровне. Интересно, что процессы реформирования менеджмента образовательного учреждения почти не исследуются, с чем нельзя согласиться, ибо именно научные исследования являются алгоритмом качественных изменений в менеджменте образовательных учреждений. Логику формирования менеджмента новых образовательных учреждений закладывает утверждение о том, что именно образовательное учреждение в большей степени, чем другие, вписываются в контур понятия интеллектуальное предприятие (ИП).

Понятие ИП появилось в литературе по менеджменту в конце ХХ-го в. как реакция мирового сообщества на процессы интеллектуализации общества, технологизации и глобализации сферы человеческого развития. Появились и первые определения ИП, как предприятий, которые способны развивать у себя базовые способности, основанные на знаниях (концепция «управления знаниями»).

Базовой характерной особенностью образовательных ИП является, в первую очередь, интеллектуальный потенциал сотрудников, студентов и ППС. Далее этот ряд можно продолжить - нестандартный продукт, корпоративная культура, активные и адаптивные образовательные технологии, креативный менеджмент, перманентная рефлексия, групповая динамика, пионерный поиск, гуманитарные технологии и т. д. Проектируя свой новый образ в виде ИП, образовательное учреждение оформляет характеристики своих элементов с позиций опять-таки более высокого качества. Технологически пространство качественных характеристик ИП, отличных от качественных характеристик традиционного образовательного учреждения, можно представить схематично, как это делает [1] и набора этих характеристик первоначально вполне достаточно для того, чтобы формировать технологические переходы к новому управленческому образованию. При сравнении особо хотелось бы отметить такие параметры традиционного (1) и интеллектуального (2) предприятий и их качественное наполнение как обра-

зование: в (1) - на основе Госстандарта, в (2) - самообразование; динамика: индивидуальная в (1) и групповая в (2); менеджмент: в (1) - классический, чаще всего административно-командный, в (2) - креативный, отличающийся партисипативностью.

Архитектура образовательных учреждений, способных готовить российских менеджеров мирового уровня, технологии проектирования таких образовательных учреждений, методики выращивания нового поколения управленцев, инструментальное оснащение и прочие сервисные техники, сопровождающие образовательный процесс, должны принципиально отличаться от традиционно используемых в российской образовательной практике. Это возможно только в случае выполнения следующего утверждения: не всегда есть уверенность в том, что то, что мы делаем по-другому, может стать лучшим, но если мы хотим сделать что-либо лучше, то это надо делать по-другому.

Библиографический список

1. Галлямов, Ф. Ф. Проблемы российского менеджмента [Текст] / Ф. Ф Галлямов // Публикации в «ВБ-онлайн. - «Восточный Базар». - 2000,. -№ 23-24. www.bazar2000.ru

2. Коротков, Э. М. Управление качеством образования [Текст] / Э. М. Коротков. - М.: Мир, 2006. - 3320 с.

3. Моисеев, А. М. Качество управления школой: каким оно должно быть [Текст] / А.М. Моисеев - М.: Сентябрь. - 2001. - 160 с.

4. Новиков, А. М. Как оценивать качество базового профессионального образования [Текст] / А. М. Новиков, Д. А. Новиков, Н. Ю. Посталюк // Специалист. - 2007. - № 9-10. - С. 2-6.

5. Садков, В. Г. Система управления качеством высшего образования в регионах России [Текст] / В. Г. Садков, О. А. Силаева, Т. Б. Брехова http://quality.eup.ru/ MATERIALY5/sadkov.html

6. Шипилина, Л. А. Подготовка менеджеров образования в педагогическом университете [Текст]: монография / Л. А. Шипилина - Омск: Изд-во ОмГПУ, 1998. - 293 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.