Научная статья на тему 'КАЧЕСТВО ТРУДОВОЙ ЖИЗНИ КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ, РАБОТАЮЩИХ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ'

КАЧЕСТВО ТРУДОВОЙ ЖИЗНИ КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ, РАБОТАЮЩИХ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
103
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ / РЫНОК ТРУДА / КАЧЕСТВО ТРУДОВОЙ ЖИЗНИ / ПОКАЗАТЕЛИ КАЧЕСТВА ТРУДОВОЙ ЖИЗНИ / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / МОЛОДЕЖЬ / МОЛОДЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ / СОЦИАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ МОЛОДЕЖИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Шкляева Надежда Анатольевна, Астратова Галина Владимировна

В статье раскрываются особенности качества трудовой жизни как важнейшего фактора социального благополучия молодых работников в системе образования. Проанализированы результаты исследования по шестимодульной системе опроса применительно к молодым учителям, работающим в г. Сургуте. Основными показателями, снижающими ощущение социального благополучия, являются низкий статус профессии учителя, низкая заработная плата, высокая напряженность и интенсивность труда, систематические переработки и включенность в профессиональную деятельность за пределами рабочего дня, что ведет к преждевременному профессиональному выгоранию и разочарованию в профессии учителя. Для создания модели привлечения и закрепления молодежи в системе образования констатируется необходимость кодификации российского законодательства в системе образования и нормативного оформления понятия «молодой специалист» с упорядочением вопросов, касающихся норм и оплаты труда, гарантий трудоустройства и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Шкляева Надежда Анатольевна, Астратова Галина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE QUALITY OF WORKING LIFE AS A FACTOR OF SOCIAL WELL-BEING OF YOUNG SPECIALISTS WORKING IN THE EDUCATION SYSTEM

The article reveals the features of the quality of working life as the most important factor in the social wellbeing of young workers in the education system. The article analyzes the results of a study on a six-module survey system in relation to young teachers working in the city of Surgut. The main indicators that reduce the feeling of social well-being are the low status of the teaching profession, low wages, high labor intensity and intensity, systematic overwork and involvement in professional activities outside the working day, which leads to premature professional burnout and disillusionment with the teaching profession. To create a model for attracting and retaining young people in the education system, it is stated that it is necessary to codify Russian legislation in the education system and to formalize the concept of a “young specialist” with streamlining issues related to labor standards and remuneration, job guarantees, etc.

Текст научной работы на тему «КАЧЕСТВО ТРУДОВОЙ ЖИЗНИ КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ, РАБОТАЮЩИХ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ»

DOI 10.47576/2712-7516_2021_6_5_429 УДК 316

КАЧЕСТВО ТРУДОВОЙ ЖИЗНИ КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ, РАБОТАЮЩИХ

В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Шкляева Надежда Анатольевна,

кандидат исторических наук, доцент, Сургутский государственный педагогический университет, г. Сургут, Россия, e-mail: gordnamer@yandex.ru

Астратова Галина Владимировна,

доктор экономических наук, кандидат технических наук, профессор, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, г. Екатеринбург, Россия; Уральский юридический институт МВД России, г. Екатеринбург, Россия, e-mail: galina_28@mail.ru

В статье раскрываются особенности качества трудовой жизни как важнейшего фактора социального благополучия молодых работников в системе образования. Проанализированы результаты исследования по шестимодульной системе опроса применительно к молодым учителям, работающим в г. Сургуте. Основными показателями, снижающими ощущение социального благополучия, являются низкий статус профессии учителя, низкая заработная плата, высокая напряженность и интенсивность труда, систематические переработки и включенность в профессиональную деятельность за пределами рабочего дня, что ведет к преждевременному профессиональному выгоранию и разочарованию в профессии учителя. Для создания модели привлечения и закрепления молодежи в системе образования констатируется необходимость кодификации российского законодательства в системе образования и нормативного оформления понятия «молодой специалист» с упорядочением вопросов, касающихся норм и оплаты труда, гарантий трудоустройства и др.

Ключевые слова: социальное благополучие; рынок труда; качество трудовой жизни; показатели качества трудовой жизни; система образования; молодежь; молодые специалисты; социальное благополучие молодежи.

UDC 316

THE QUALITY OF WORKING LIFE AS A FACTOR OF SOCIAL WELL-BEING OF YOUNG SPECIALISTS WORKING IN THE

EDUCATION SYSTEM

Shklyaeva Nadezhda Anatolyevna,

Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, Surgut State Pedagogical University, Surgut, Russia, e-mail: gordnamer@yandex.ru

Astratova Galina Vladimirovna,

Doctor of Economics, Candidate of Technical Sciences, Professor, Ural Federal University named after the first President of Russia B. N. Yeltsin, Yekaterinburg, Russia; Ural Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Yekaterinburg, Russia, e-mail: galina_28@mail.ru

The article reveals the features of the quality of working life as the most important factor in the social well-being of young workers in the education system. The article analyzes the results of a study on a six-module survey system in relation to young teachers working in the city of Surgut. The main indicators that reduce the feeling of social well-being are the low status of the teaching profession, low wages, high labor intensity and intensity, systematic overwork and involvement in professional activities outside the working day, which leads

to premature professional burnout and disillusionment with the teaching profession. To create a model for attracting and retaining young people in the education system, it is stated that it is necessary to codify Russian legislation in the education system and to formalize the concept of a "young specialist" with streamlining issues related to labor standards and remuneration, job guarantees, etc.

Keywords: social well-being; labor market; quality of working life; indicators of the quality of working life; education system; young people; Young professionals; social well-being of youth.

Введение

На текущий момент такие понятия, как «со -циальное благополучие» и «качество трудовой жизни», являются весьма дискуссионными в целом и применительно к работающей молодежи в частности. Соответственно, постановку проблемы исследования необходимо рассмотреть в трех ключевых аспектах: 1) социальное благополучие; 2) молодые специалисты; 3) качество трудовой жизни.

1. Социальное благополучие.

В современных реалиях социальное благополучие индивида обращает пристальное внимание множества отечественных и зарубежных исследователей. Это обусловлено рядом факторов, среди которых как наиболее существенные выделим следующие:

1) высокая значимость, поскольку социальное благополучие является одной из ключевых задач социально-экономической политики государства [5; 6; 13];

2) неоднозначность толкования данного феномена в системе как социологического знания [8; 16], так и экономической науки [10; 19], психологии [23; 26; 28] и права [5; 6; 13];

3) трудности объект-субъектного анализа, поскольку разделение объективного и субъективного восприятия социального благополучия индивида зависят от большого количества факторов политики, культуры, экономики и технологий в той или иной стране [15; 21; 22; 24; 29];

4) отсутствие единых методологических подходов к количеству критериев, способа их «сборки» в единый интегральный показатель и оценки социального благополучия индивида [14; 20; 21; 26].

Не вдаваясь в дискуссии, можно сказать, что в исследованиях социального благополучия, как правило, используются две группы показателей:

а) объективные показатели уровня жизни: реальные доходы, условия жизни, покупательная способность, наличие и доступность образования, медицинского обслуживания, сферы услуг и т. д.;

б) субъективные показатели: оценка качества жизни и отношение человека к своей жизни и самому себе.

Таким образом, социальное благополучие во многом зависит от уровня жизни населения и субъективного восприятия качества жизни индивида.

В контексте данного исследования будем считать, что социальное благополучие - это стратегический ориентир и критерий эффективности государственной политики в социальной сфере, выражаемый в объективных показателях уровня жизни и субъективных показателях оценки и отношения человека к своей жизни и самому себе. Соответственно, исследование социального благополучия индивида является злободневной проблемой.

Под социальным благополучием молодых специалистов в данной статье будем понимать состояние материального, социального и психологического статуса молодежи, работающей в системе образования ХМАО-Югры.

2. Молодые специалисты.

Необходимо отметить, что исследование социального благополучия индивида имеет особое значение для такого сегмента рынка труда, как молодые специалисты.

Это обусловлено, во-первых, тем, что молодежь - это будущее любой страны. Именно поэтому объектом российской государственной молодежной политики являются люди в возрасте от 14 до 30 лет, молодые семьи и молодежные объединения [2]. Соответственно, от того, насколько эффективна будет эта политика на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, будет зависеть не только стратегическое развитие и экономический рост государства, но и личностное, социальное и профессиональное развитие молодежи [4; 11].

Во-вторых, в самой группе «молодежь» есть такая подгруппа, как «молодые специалисты». Однако, как справедливо отмечает Е. Л. Болотова: «Активно используемая в различных информационных источниках дефиниция «молодой специалист» до сих пор

не получила нормативного оформления» [4, с. 132], и на текущий момент такой термин отсутствует в трудовом законодательстве России. Это в конечном итоге приводит к отсутствию стимулов трудовой деятельности и ухудшению качества трудовой жизни и социального благополучия молодых специалистов.

Соответственно, при «размытости», неопределенности дефиниции «молодой специалист» весьма проблематично установить и кто такой «молодой работник» в разных отраслях, и особенно в системе образования, где понятие «молодой учитель» и/или «молодой педагог» также отсутствует. Хотя на практике принято считать, что молодой специалист в системе образования - это человек в возрасте до 35 лет включительно, имеющий высшее образование.

В то же время развитие системы образования зависит от пополнения ее кадровым составом в необходимом количестве и качестве. Более того, на текущий момент дефицит кадров наблюдается практически во всех субъектах Российской Федерации [7]. Соответственно, исследование влияния качества трудовой жизни на выбор системы образования как места работы весьма актуально и определяется потенциальными возможностями отрасли создать условия труда, обеспечивающие ощущение молодежью социального благополучия.

3. Качество трудовой жизни.

Не менее дискуссионным понятием является и дефиниция «качество трудовой жизни» (КТЖ), а также и методы его расчета. Как справедливо отмечает О. В. Зонова, можно выделить три ключевых подхода к оценке КТЖ:

1) метод абсолютной оценки, основанный на сопоставлении с едиными критериями;

2) метод относительной оценки, учитывающий частные или локальные критерии;

3) метод субъективной оценки, основанный на анализе ощущений, которые возникают у наемных работников в связи с различными аспектами трудовой жизни [12].

Наибольшее распространение на текущий момент получил третий подход, когда с помощью интервьюирования получают ответы на вопросы, позволяющие оценить различные аспекты КТЖ. Например, удовлетворенность от взаимоотношений с коллегами;

удовлетворенность заработной платой; стабильность продолжительности рабочего дня; и т. п. [12; 25; 27].

Поскольку теоретико-методологические аспекты качества трудовой жизни и социального благополучия молодых специалистов в системе образования являются весьма новой междисциплинарной проблемой, находящейся в стадии активного формирования, то целью нашего исследования явилось рассмотрение некоторых аспектов КТЖ как фактора социального благополучия молодых специалистов, работающих в системе образования.

Объектом анализа в статье является работающая в системе образования ХМАО-Югры молодежь. Основная группа респондентов -молодые учителя в возрасте от 23 до 35 лет.

Предметом исследования выступает влияние качества трудовой жизни работающей в системе образования молодежи на их социальное благополучие.

Методология, методика и эмпирическая база исследования

Были использованы следующие методы исследования: кабинетное исследование (экономический и логический анализ и синтез, систематизация и сравнение) и полевое исследование (анкетирование, фокус-группа).

В процессе исследования были поставлены вопросы, касающиеся общих характеристик социального благополучия и КТЖ работающей в образовании молодежи:

- Какой уровень заработной платы предлагает система образования при трудоустройстве молодых специалистов в учреждения образования?

- Какие параметры трудовой жизни влияют на качество трудовой жизни?

- Удовлетворена ли молодежь, работающая в образовании, качеством трудовой жиз -ни?

- Как качество трудовой жизни влияет на ощущение благополучия молодежи, работающей в образовании?

Поставленные вопросы обусловили создание структурированной анкеты и организацию поиска ответов для создания модели привлечения и закрепления молодежи в системе образования.

Для проведения исследования разработана анкета с десятибалльной шкалой, позво-

ляющая оценить качество трудовой жизни, основываясь на ответах респондентов, работающих в образовании.

Анкета состоит из шести модулей и содержит альтернативные вопросы с выбором из пяти возможных уровней удовлетворенности. Оценка ответов происходит следующим образом:

- Вопросы 1 модуля нейтральные, уточняющие характеристики социально-экономические характеристики респондентов.

- Вопросы 2 модуля позволяют определить удовлетворенность условиями труда.

- Вопросы 3 модуля направлены на выявление интенсивности и напряженности.

- Вопросы 4 модуля определяют удовлетворенность материальным благополучием.

- Вопросы 5 модуля изучают удовлетворенность взаимоотношениями с коллегами и администрацией.

- Вопросы 6 модуля направлены на анализ удовлетворенности возможностью самореализации и карьерного роста.

Исследование проведено в 2021 г. В нем приняли участие 160 человек. Проведено четыре фокус-группы с магистрантами (по 10 человек в каждой), обучающимися в Сургутском государственном педагогическом университете.

Результаты исследования 1. Общая характеристика системы образования города Сургута.

Исследование проводилось на примере системы образования г. Сургута, одного из крупных муниципальных образований ХМАО-Югры с населением 380 632 чел. В общеобразовательных и дошкольных образовательных учреждениях города работает 3240 и 2379 педагогов соответственно. Еще 95 работают в учреждениях дополнительного образования. Система образования отражает все основные тенденции, присущие системе образования ХМАО-Югры [1].

Для лучшего понимания показателей качества трудовой жизни считали целесообразным провести анализ заработной платы в учреждениях образовании Уральского федерального округа (рис. 1). Из рис. 1 следует, что в 2020 г. в округе средняя заработная плата педагогических работников образовательных организаций общего образования государственной и муниципальной форм собственности в ХМАО-Югре занимает второе место после Ямало-Ненецкого автономного округа, что составляет 87,119 тыс. руб.

В 2021 г. позиция в рейтинге сохранилась, но средняя заработная плата уменьшилась до 70 374 руб. [9]

Рисунок 1 - Средняя заработная плата педагогических работников образовательных организаций общего образования государственной и муниципальной форм собственности Уральского федерального округа в 2020 г, тыс. руб., составлено авторами на основании источника [3]

Также необходимо рассмотреть актуальные вакансии на рынке труда (рис. 2).

Из рис. 2 следует, что наиболее востребованными (незакрытыми) вакансиями являют-

ся учителя русского (27,2 %) и иностранного языков (20,4 %), а наименее востребованными (укомплектованными) - учитель информатики (7,8 %) и коррекционный педагог (8,7 %).

Рисунок 2 - Рейтинг востребованных профессий в отрасли «Образование / Наука в Сургуте» в 2021 г.,

составлено авторами на основании источника [1]

В то же время уровень предлагаемой кансиям существенно отличается от средних средней заработной платы по указанным ва- показателей по отрасли образования (рис. 3).

Рисунок З-Заработная плата по востребованным вакансиям, составлено авторами

на основании источника [1]

Рис. 2 и 3 подтверждают наличие кадрово -го дефицита, который ежегодно покрывается за счет дополнительной загрузки работающих учителей. Показатели средней заработной платы, отражаемые в статистической отчетности, как правило, отражают зарплату на 1,5 ставки учителя, а то и на две. Более того, уже становится правилом ведение учителями дефицитных направлений по 70 часов учебной нагрузки.

Учитывая, что величина заработной пла-

ты зависит от стажа, квалификации и опыта учителя, то уровень предлагаемой зарплаты на ставку для молодых учителей более чем в два с половиной раза ниже средней заработной платы в образовании. Таким образом, уже на старте своей карьеры молодой учитель существенно проигрывает в зарплате по сравнению с опытным педагогом.

Для увеличения заработной платы молодому преподавателю необходимо время, чтобы повысить квалификацию. Кроме того,

для повышения квалификации требуется систематическое обучение, прохождение периодической аттестации на квалификационную категорию.

2. Анализ результатов полевого исследования.

2.1. Оценка модуля «социально-экономические характеристики респондентов».

В исследовании приняли участие 160 человек (90 мужчины (43,8 %) и 70 женщин (56,2 %)) в возрасте от 23 до 35 лет. Более трети опрошенных имеют семью (39,3 % женщин, 32,5 % мужчин).

Базовый оклад респондентов находится в пределах 33 250 руб., что ниже среднеотраслевой по региону ХМАО-Югра: 41 998 руб., в месяц [1; 3].

Средняя заработная плата респондентов со всеми надбавками не превышает 53 тыс. руб., что также ниже среднеотраслевой со всеми надбавками по региону ХМАО-Югра в 2021 г.: 76 001 руб. в месяц [3].

Все молодые педагоги имеют высшее образование (бакалавриат) и продолжают повышение квалификации в магистратуре.

2.2. Оценка модуля удовлетворенности условиями труда (качество рабочего места).

Общеизвестно, что условия и организация труда являются одним из неэкономических стимулов к труду [17; 18]. В данной связи представляет интерес оценка удовлетворенности молодых педагогов оборудованием рабочего места (рис. 4).

Рисунок 4 - Удовлетворенность молодых учителей оборудованием рабочего места, составлено авторами на основании опроса

Из рис. 4 следует, что большинство работников удовлетворены условиями труда. Это особенно важно, поскольку наше исследование проводилось в период дистанционного образования в условиях противоковидных ограничений. Высокий уровень удовлетворенности объясняется принятыми администрациями школ мерами для обеспечения доступности образования, оснащения рабочих мест преподавателей и организацией обучения в режиме дистанционного образования, для чего были решены проблемы с доступом в Интернет.

Также были заданы вопросы об удовлетворенности молодых педагогов распорядком

работы и нагрузкой. Исследование удовлетворенности распорядком работы и нагрузкой показало, что 50 % респондентов в основном удовлетворены существующим распорядком и нагрузкой в течение дня, 33 % - полностью удовлетворены, а оставшиеся 17 % - либо удовлетворены иногда, либо абсолютно не удовлетворены.

Важно, что все респонденты отметили недостаточное финансирование сопутствующих канцелярских товаров и других материалов для обучения. В то же время меньше половины респондентов считают, что администрация должным образом обеспечивает работу учителя канцелярскими и иными

материалами. Молодые преподаватели вынуждены покупать их за свой счет для обеспечения наглядности учебного процесса. Респонденты (16,7 %) также отметили, что для обеспечения канцелярскими товарами обращаются к помощи родителей. Все это подтверждает недостаточное оснащение канцелярскими и иными материалами, сопровождающими учебный процесс.

В целом модуль «условия труда» (качество рабочего места) можно оценить как «в

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

основном удовлетворяющий» требованиям учителя. Вместе с тем, к сожалению, остаются образовательные организации, в которых удовлетворенность рабочим местом очень низкая.

2.3. Оценка модуля интенсивности и напряженности, режима труда и отдыха.

На рис. 5 представлены ответы респондентов об уровне удовлетворенности сном и отдыхом.

Рисунок 5 - Удовлетворенность молодых учителей сном и отдыхом, составлено авторами на основании опроса

Из рис. 5 следует, что хотя большинству респондентов (58 %) хватает времени на сон и отдых, вместе с тем значительная часть ре -спондентов (41,7 %) испытывает нехватку сна и отдыха, проявляемую в разной степени.

Также 25 % опрошенных обращают внимание на нарушение трудовых норм, что проявляется в переработках, неоплачиваемой работе в выходные дни, и постоянную включенность в рабочий процесс за пределами рабочего дня. Среди факторов переработки респонденты также отмечают ежедневную работу за пределами рабочего дня по проверке тетрадей, подготовке к урокам, общению с родителями обучающихся и обучающимися.

На рис. 6 представлены ответы респондентов, касающиеся возможности восстановления после трудового дня.

Из рис. 6 следует, что одна половина (48,9 %) участников опроса имеет возможность совмещать работу и отдых, набраться сил и восстановиться; другая половина

(51,1 %) считает возможности восстановления ограниченными вплоть до износа и профессионального выгорания.

В данной связи были заданы вопросы об интенсивности труда учителей, исходя из субъективных ощущений благополучия респондентов (рис. 7).

Из рис. 7 следует, что интенсивность труда большинства респондентов высока на протяжении как минимум двух последних лет. Таким образом, подтверждается перманентная напряженность, испытываемая респондентами в процессе труда.

Необходимо отметить, что интенсивность и напряженность труда подтверждается и наличием системных переработок, которые не оплачиваются (рис. 8).

Из рис. 8 следует, что переработки довольно часто присутствуют в трудовой жизни респондентов.

2.4. Оценка модуля удовлетворенности материальным благополучием.

Ведет к профессиональному выгоранию 4,3%

Не дает во зможности восстановить силы

Позволяет полностью восстановиться после рабочего дня

Позволяет продуктивно работать и хорошо отдыхать

4,3%

12,8%

34%

31,9%

17%

1

0% 5% 10% 15% 20% 25% 30% 35% 40%

Рисунок 6 - Оценка молодыми учителями своей работы на предмет наличия возможности восстановления после трудового дня, составлено авторами на основании опроса

Рисунок 7 - Интенсивность труда респондентов, составлено авторами на основании опроса

Рисунок 8 - Неоплачиваемая переработка респондентов, составлено авторами на основании опроса

ЖУРНАЛ ПРИКЛАДНЫХ ИССЛЕДОВАНИИ

Рисунок 9 - Удовлетворенность заработной платой молодых учителей, составлено авторами на основании опроса

На рис. 9 представлены ответы респондентов по удовлетворенности заработной платой.

Из рис. 9 следует, что половина респондентов в разной мере удовлетворена заработной платой, а половина - не удовлетворена. Такое распределение обусловлено тем, что те респонденты, кто имеет семью и детей, как правило, не удовлетворены своей заработной платой в связи с тем, что подушевые расходы не позволяют покрыть все потребности молодой семьи. И наоборот, респондентам без семьи или с семьей без детей обычно хватает на жизнь.

Как мы уже отмечали выше, средняя зар-

плата респондентов со всеми надбавками не превышает 53 тыс. руб., что ниже среднеотраслевой со всеми надбавками по региону ХМАО-Югра в 2021 г.: 76 001 руб., в месяц [3]. Вместе с тем большинство респондентов оценили свою зарплату как «среднюю». Более того, они считают средней зарплату в пределах 54-64 тыс. руб., что ниже средних статистических показателей по региону [1; 3]. Очевидно, что субъективное ощущение респондентами величины заработной платы не соответствует объективным показателям.

На рис. 10 представлены результаты удовлетворенности условиями жизни респондентов.

Рисунок 10 - Удовлетворенность условиями жизни молодых учителей, составлено авторами на основании опроса

Из рис. 10 следует, что половина респон- ворена. Это объясняется и различием в се-дентов в разной степени удовлетворена мейном положении, и обеспеченностью соб-условиями жизни, а половина - не удовлет- ственным жильем.

Неудовлетворен(а) В основном неудовлетворен(а) Иногда удовлетворен(а) В основном удовлетворен(а) Полностью удовлетворен(а)

12%

14°А

16,6%

32,4%

25%

Рисунок 11 - Удовлетворенность жилищными условиями молодых учителей, составлено авторами на основании опроса

Рис. 11 отражает удовлетворенность работников сферы образования своими жилищными условиями. В основном удовлетворены своими жилищными условиями 32,4 % респондентов, полностью удовлетворены 25 %, не удовлетворены - 40 %. Результаты удовлетворенности жилищными условиями соотносятся с показателями удовлетворенности заработной платы, что неудивительно, поскольку отчасти данные показатели взаимосвязаны. Как правило, респонденты, неудовлетворенные оплатой труда, получают в среднем меньше, чем представляет статистика в регионе, что не позволяет им улучшать свои жилищные условия.

2.5. Оценка модуля удовлетворенности взаимоотношениями с коллегами и администрацией.

Анализ полученных ответов показывает, что в целом респонденты удовлетворены взаимоотношениями с коллегами и администрацией. В то же время четверть респондентов не видят перспективы в самореализации на занимаемой должности (25,5 %), хотя большинство (66,7 %) опрошенных указывают на то, что возможность проявления своих профессиональных качеств имеется.

2.6. Оценка модуля удовлетворенности возможностью самореализации и карьерного роста.

На вопрос о степени активности повышения квалификации и стремления к карьерному росту большинство (58,3 %) респондентов ответили утвердительно, хотя 25 % отвечают, что «скорее да, чем нет», а 16,7 % определенно «нет».

При этом респонденты указывают тенденцию повышения квалификации за счет собственных средств педагога, а также на повышение квалификации под давлением «сверху». Та часть респондентов, которая не видит целесообразности в повышении квалификации и развитии, рассматривает возможность ухода из отрасли образования в другие сферы деятельности. Именно поэтому многие бывшие учителя работают в культуре, социальной сфере, в средствах массовой информации; некоторые отрывают собственное дело в системе дополнительного образования. Отмечается также тенденция отказа от аттестации на высшую квалификационную категорию, поскольку процедура аттестации усложняется, а надбавка к заработной плате несоизмерима с затратами сил, времени и денег на повышение квалификации. Важно, что большинство респондентов (60 %) отмечают разочарование в профессии учителя.

Итогом анализа модулей послужило вычисление уровня социального благополучия респондентов (рис. 12).

Низкий 16,7%

Средний 33,3%

Достаточный 41,7%

Высокий 8,3%

0,0% 5,0% 10,0% 15,0% 20,0% 25,0% 30,0% 35,0% 40,0% 45,0%

Рисунок 12 - Уровень социального благополучия молодых учителей, составлено авторами на основании опроса

Из рис. 12 следует, что половина респондентов оценивают уровень своего социального благополучия как высокий и достаточный (50 %). Следует отметить, что ни один респондент не указал, что уровень его социального благополучия очень высокий, в то время как 16,7 % определяют его низким.

Заключение

Уровень социального благополучия молодежи, работающей в системе образования, зависит от множества факторов, среди которых особая роль отводится качеству трудовой жизни. Ключевым фактором качества трудовой жизни является заработная плата как стимул к труду, обеспечивающий рост материального благосостояния.

Проведенный опрос показал, что молодые специалисты вынуждены работать с переработками в ущерб собственному здоровью. Систематические перегрузки ведут к профессиональному выгоранию. Это приводит к тому, что молодые люди разочаровываются в профессии учителя и начинают искать себя в других сферах деятельности.

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

1. Качество трудовой жизни оказывает существенное влияние на ощущение социального благополучия молодежи, работающей в образовании.

2. Респонденты отметили средний уровень социального благополучия, но тем не менее выделили существенные проблемы, значительно понижающие субъективные ощущения благополучия.

3. На снижение уровня социального бла -гополучия оказывает существенное влияние низкий уровень оплаты труда на ставку молодого специалиста (учителя) - 33 250 руб., а предлагаемая ставка даже со всеми надбавками (53 тыс. руб.) в полтора раза ниже, чем среднеотраслевая со всеми надбавками по региону ХМАО-Югра в 2021 г.: 76 001руб.

4. Высокий уровень напряженности и интенсивности труда, включенность в рабочий процесс за пределами рабочего дня, а также наличие неоплачиваемых переработок снижают мотивацию к труду и повышают риск преждевременного профессионального выгорания молодых учителей.

5. Для создания модели привлечения и закрепления молодежи в системе образования необходима кодификация российского законодательства (то есть коренная переработка действующих нормативных актов) в системе образования и нормативное оформление понятия «молодой специалист» с упорядочением вопросов, касающихся норм и оплаты труда, гарантий трудоустройства, обеспечения хотя бы временным или служебным жильем, и т. п. факторов. Это позволит существенно улучшить качество трудовой жизни и социальное благополучие молодых учителей.

Работа выполнена по гранту Правительства ХМАО-Югра «Динамика социального благополучия молодежи в условиях севера: югорский срез в контексте общероссийских тенденций».

Список литературы_

1. Российская Федерация. Правительство. Департамент образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Итоги социально-экономического развития отрасли «образование» за 2020 год // Приложение. Итоги за январь-декабрь 2020 года. - URL: https://depobr-molod.admhmao.ru/ statisticheskaya-informatsiya-/itogi-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitiya-otrasli-obrazovanie/6011306/itogi-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitiya-otrasli-obrazovanie-za-2020-god/ (дата обращения: 12.11.2021).

2. Российская Федерация. Правительство. Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 3 июня 1993 г. №» 5090-I «Об Основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. - 1993. - №25. - Ст. 903.

3. Российская Федерация. Правительство. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. - URL: https://rosstat.gov.ru/(дата обращения: 12.11.2021).

4. Болотова, Е. Л. Есть ли правовой статус у молодого специалиста? / Е. Л. Болотова // Народное образование. - 2010. - №2. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/est-li-pravovoy-status-u-molodogo-spetsialista (дата обращения: 12.11.2021).

5. Вестов, Ф. А. Правовое государство: теоретическое проектирование и современная политическая практика : монография / Ф. А. Вестов, О. Ф. Фаст. - Москва : Проспект, 2015. - 256 с.

6. Вестов, Ф. А. Совершенствование отдельных институтов правового государства в целях экономического и социального благополучия в России / Ф. А. Вестов, О. Ф. Фаст // Основы ЭУП. - 2021. - № 1 (26). - URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/sovershenstvovanie-otdelnyh-institutov-pravovogo-gosudarstva-v-tselyah-ekonomicheskogo-i-sotsialnogo-blagopoluchiya-v-rossii (дата обращения: 12.11.2021).

7. Высшее образование и рынок труда в цифровой экономике: развитие математических методов и средств исследования сложных экономических систем : монография / под общей и научной редакцией Г В. Астрато-вой. - Екатеринбург : УрФУ, 2021. - Москва : Перо, 2021. - 333 с.

8. Гоффе, Н. В. Социальное благополучие: восприятие реалий / Н. В. Гоффе, Г А. Монусова // Южно-российский журнал социальных наук. - 2018. - Т. 19. - № 3. - С. 21-36.

9. Данилов, Д. Рейтинг регионов по зарплате педагогов. - 2021. - URL: https://top-rf.ru/places/131-rejting-regionov-rf-po-zarplate-shkolnykh-uchitelej-2014.html (дата обращения: 12.11.2021).

10. Домнина, С. В. Общественное благосостояние в современной экономике : диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / С. В. Домнина. - Самара, 2002. - 192 с.

11. Елисеев, А. Л. Государственная молодежная политика Российской Федерации: проблемы и перспективы / А. Л. Елисеев, А. Ю. Кретов // Вестник государственного и муниципального управления. - 2017. - № 1. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennaya-molodezhnaya-politika-rossiyskoy-federatsii-problemy-i-perspektivy (дата обращения: 12.11.2021).

12. Зонова, О. В. Качество трудовой жизни: определение и критерии оценки / О. В. Зонова // ПСЭ. - 2010. -№ 3. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kachestvo-trudovoy-zhizni-opredelenie-i-kriterii-otsenki (дата обращения: 12.11.2021).

13. Зябликов, Д. В. Социальная политика Российской Федерации и ее роль в повышении уровня жизни населения / Д. В. Зябликов, Е. А. Коледа, С. И. Хамхеева // Социально-экономический и гуманитарный журнал Красноярского ГАУ. - 2018. - №1 (7). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnaya-politika-rossiyskoy-federatsii-i-ee-rol-v-povyshenii-urovnya-zhizni-naseleniya (дата обращения: 12.11.2021).

14. Кислицына, О. А. Измерение качества жизни / благополучия: международный опыт / О. А. Кислицына. -Москва : Ин-т экономики РАН, 2016. - 62 с.

15. Кученкова, А. В. Социальное самочувствие и субъективное благополучие: соотношение понятий и спосо -бов измерения / А. В. Кученкова // Вестник РГГУ. Серия: Философия. Социология. Искусствоведение. - 2016. -№ 2. - С. 118-127.

16. Медведева, Г П. Социальное благополучие, как смысл социальной деятельности / Г П. Медведева, Я. В. Шимановская // Право и практика. - 2018. - № 4. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnoe-blagopoluchie-kak-smysl-sotsialnoy-deyatelnosti (дата обращения: 12.11.2021).

17. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности : учебник / под ред. А. Я. Кибанова. - Москва : ИНФРА-М, 2019. - 524 с.

18. Мотивация трудовой деятельности персонала: комплексный подход: монография / Ю. А. Токарева, Н. М. Глу-хенькая, А. Г Токарев ; Урал. федер. ун-т им. Б. Н. Ельцина, Шадр. гос. пед. ун-т. - Шадринск : ШГПУ 2021. - 216 с.

19. Натаров, М. С. Личное благосостояние в системе экономических отношений : диссертация на соискание ученой степени кандидат экономических наук / М. С. Натаров. - Ярославль, 2013. - 160 с.

20. Павлова, И. А. Что стоит за интегральными индексами благополучия? / И. А. Павлова, И. В. Гуменников, Е. А. Монастырный, Д. Шарма // Вестник науки в Сибири. - 2018. - № 4. - С. 230-254.

21. Петренко, М. С. Критерии социального благополучия: универсализм и проблемы социокультурного измерения / М. С. Петренко, С. А. Дукарт // Векторы благополучия: экономика и социум. - 2019. - № 3 (34). - URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/kriterii-sotsialnogo-blagopoluchiya-universalizm-i-problemy-sotsiokulturnogo-izmereniya (дата обращения: 12.11.2021).

22. Петровская, Ю. А. Факторы социального благополучия как научная проблема / Ю. А. Петровская // Вестник Нижегородского университета имени Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. - 2014. - № 4 (36). - С. 137-143.

23. Скорынин, А. А. К вопросу о структуре психологического благополучия личности / А. А. Скорынин // Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. - 2020. - № 2. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-strukture-psihologicheskogo-blagopoluchiya-lichnosti (дата обращения: 12.11.2021).

24. Lawler E.E., III: (1975). 'Measuring the psychological quality of working life: The why and how of it', in L. E. Davis and A. B. Cherns (eds.). The Quality of Working Life, Vol. 1 (Free Press, New York), pp. 123-133.

25. Lewellyn P.A., Wibker E.A. (1990), «Significance of quality of life on turnover intentions of certified public accountants», in Meadow, H.L., Sirgy, M.J. (Eds), Quality of Life Studies in Marketing and Management, Virginia Tech, Center for Strategy and Marketing Studies, Blacksburg, VA, pp. 182-193.

26. Mastandrea S., Fagioli S., Biasi V. (2019) Art and psychological well-being: Linking the brain to the aesthetic emotion. Frontiers in Psychology. - 2019. - Vl. 10. URL: https://www.frontiersin.org/articles/10.3389/ fpsyg.2019.00739/ full (date access 12.11.2021).

27. Porter L.W. (1961). A Study of Perceived Need Satisfaction in Bottom and Middle Management Job. Journal of Applied Psychology. - 1961. - Vol. 45, pp. 1-10.

28. Ryff C.D. (1995). The structure of psychological well-being revisited // Journal of Personality and Social Psychology. 1995. Vol. 69. P. 719-727.

29. Seashore S.E. (1975). 'Defining and measuring the quality of working life', in L. E. Davis and A. B. Cherns (eds.), The Quality of Working Life (Free Press, New York), pp. 105-118.

References_

1. The Russian Federation. Government. Department of Education and Youth Policy of Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug - Yugra. The results of the socio-economic development of the education industry for 2020. Appendix. Results for January-December 2020. URL: https://depobr-molod.admhmao.ru/statisticheskaya-informatsiya-/itogi-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitiya-otrasli-obrazovanie/6011306/itogi-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitiya-otrasli-obrazovanie-za-2020-god (date of request: 12.11.2021). (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. The Russian Federation. Government. Resolution of the Supreme Council of the Russian Federation of June 3, 1993 No. 5090-I "On the main directions of State youth policy in the Russian Federation". Vedomosti of the Congress of People's Deputies of the Russian Federation and the Supreme Council of the Russian Federation. - 1993. - No. 25. - St. 903. (In Russian).

3. Russian Federation. Government. Official website of the Federal State Statistics Service. URL: https://rosstat.gov. ru (date of request: 12.11.2021). (In Russian).

4. Bolotova E.L. Does a young specialist have a legal status? // Public education. 2010. No. 2. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/est-li-pravovoy-status-u-molodogo-spetsialista (date of application: 12.11.2021). (In Russaim).

5. Vestov F.A., Fast O.F. The rule of law: theoretical design and modern political practice: monograph. M.: Prospect, 2015. - 256 pp. (In Russian).

6. Vestov F.A., Fast O.F. Improvement of individual institutions of the rule of law for the purposes of economic and social well-being in Russia. Fundamentals of EUP. 2021. № 1 (26). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovershenstvovanie-otdelnyh-institutov-pravovogo-gosudarstva-v-tselyah-ekonomicheskogo-i-sotsialnogo-blagopoluchiya-v-rossii (date of application: 12.11.2021). (In Russian).

7. Higher education and the labor market in the digital economy: the development of mathematical methods and tools for the study of complex economic systems. Scientific monograph: A team of authors under the general and scientific editorship of Doctor of Economics, Candidate of Technical Sciences, Professor G.V. Astratova / Astratova G.V., Bedrina E.B., Larionova V.A., Poshekhonova G.V., Rutkauskas T.K., Sinitsyn E.V., Sinyakova M.G., Tolmachev A.V. Yekaterinburg: UrFU, 2021. Moscow: Publishing House "Pero", 2021. 333 pp. (In Russian).

8. Goffe N.V., Monusova G.A. Social well-being: perception of realities. South-Russian Journal of Social Sciences. 2018. Vol. 19. No. 3. pp. 21-36 (In Russian).

9. Danilov D. Rating of regions on teachers' salaries. 2021. URL: https://top-rf.ru/places/131-rejting-regionov-rf-po-zarplate-shkolnykh-uchitelej-2014.html (date of application: 12.11.2021). (In Russian).

10. Domnina S.V. Social welfare in the modern economy. Diss. ... candidate of Economic Sciences. Samara, 2002. 192 pp. (In Russian).

11. Eliseev A.L., Kretov A.Yu. State youth policy of the Russian Federation: problems and prospects. Bulletin of State and Municipal Administration. 2017. No. 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennaya-molodezhnaya-politika-rossiyskoy-federatsii-problemy-i-perspektivy (date of application: 12.11.2021). (In Russian).

12. Zonova O.V. Quality of working life: definition and evaluation criteria. PSE. 2010. No. 3. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/kachestvo-trudovoy-zhizni-opredelenie-i-kriterii-otsenki (date of application: 12.11.2021). (In Russian).

13. Zyablikov D.V., Koleda E.A., Khamheeva S.I. Social policy of the Russian Federation and its role in improving the standard of living of the population. Socio-economic and Humanitarian Journal of the Krasnoyarsk State Agrarian University. 2018. № 1 (7). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnaya-politika-rossiyskoy-federatsii-i-ee-rol-v-povyshenii-urovnya-zhizni-naseleniya (date of application: 12.11.2021). (In Russian).

14. Kislitsyna O.A. Measuring the quality of life/well-being: international experience. M.: Institute of Economics of the Russian Academy of Sciences, 2016. 62 pp. (In Russian).

15. Kuchenkova A.V. Social well-being and subjective well-being: correlation of concepts and measurement methods. Bulletin of the Russian State University. Series: Philosophy. Sociology. Art history. 2016. No. 2. pp. 118-127. (In Russian).

16. Medvedeva, G.P., Shimanovskaya, Ya.V. Social well-being as the meaning of social activity. Law and practice. 2018. No. 4. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/sotsialnoe-blagopoluchie-kak-smysl-sotsialnoy-deyatelnosti (date of application: 12.11.2021). (In Russian).

17. Motivation and stimulation of labor activity: textbook / ed. by A.Ya. Kibanov. Moscow: INFRA-M, 2019. 524 pp. (In Russian).

18. Motivation of labor activity of personnel: an integrated approach: monograph / Yu.A. Tokareva, N.M. Glukhenkaya, A.G. Tokarev; Ural. feder. B.N. Yeltsin University, Shadr. State Pedagogical Institute. un-t. Shadrinsk: SHSPU, 2021. 216 pp. (In Russian).

19. Natarov, M.S. Personal welfare in the system of economic relations. Diss. ... candidate of Economic Sciences. Yaroslavl, 2013. 160 pp. (In Russian).

20. Pavlova I.A., Gumennikov I.V., Monastyrny E.A., Sharma D. What is behind integral indices of well-being? Bulletin of Science in Siberia. 2018. No. 4. pp. 230-254. (In Russian).

21. Petrenko M.S., Dukart S.A. Criteria of social well-being: universalism and problems of socio-cultural dimension. Vectors of well-being: economy and society. 2019. No. 3 (34). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kriterii-sotsialnogo-blagopoluchiya-universalizm-i-problemy-sotsiokulturnogo-izmereniya (date of application: 12.11.2021). (In Russian).

22. Petrovskaya Yu.A. Factors of social well-being as a scientific problem. Bulletin of the Nizhny Novgorod University named after N.I. Lobachevsky. Series: Social Sciences. 2014. № 4 (36). pp. 137-143. (In Russian).

23. Skorynin A.A. On the question of the structure of psychological well-being of the individual. Humanitarian studies. Pedagogy and psychology. 2020. No. 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-strukture-psihologicheskogo-blagopoluchiya-lichnosti (date of application: 12.11.2021). (In Russian).

24. Lawler E.E., III: (1975). 'Measuring the psychological quality of working life: The why and how of it', in L. E. Davis and A. B. Cherns (eds.). The Quality of Working Life, Vol. 1 (Free Press, New York), pp. 123-133

25. Lewellyn P.A., Wibker E.A. (1990), «Significance of quality of life on turnover intentions of certified public accountants», in Meadow, H.L., Sirgy, M.J. (Eds), Quality of Life Studies in Marketing and Management, Virginia Tech, Center for Strategy and Marketing Studies, Blacksburg, VA, pp. 182-193.

26. Mastandrea S., Fagioli S., Biasi, V. (2019). Art and psychological well-being: Linking the brain to the aesthetic emotion. Frontiers in Psychology. 2019. Vl. 10. URL: https://www.frontiersin.org/articles/10.3389/fpsyg.2019.00739/full (date access 12.11.2021).

27. Porter L.W. (1961). A Study of Perceived Need Satisfaction in Bottom and Middle Management Job. Journal of Applied Psychology. 1961. Vol. 45, pp. 1-10.

28. Ryff C.D. (1995). The structure of psychological well-being revisited. Journal of Personality and Social Psychology. 1995. Vol. 69. P. 719-727.

29. Seashore S.E. (1975). 'Defining and measuring the quality of working life', in L. E. Davis and A. B. Cherns (eds.), The Quality of Working Life (Free Press, New York), pp. 105-118.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.