Научная статья на тему 'КАЧЕСТВО ТРУДОВОЙ ЖИЗНИ КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ МОЛОДЕЖИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ'

КАЧЕСТВО ТРУДОВОЙ ЖИЗНИ КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ МОЛОДЕЖИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
100
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология
ВАК
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ТРУДОВОЙ ЖИЗНИ / СОЦИАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ МОЛОДЕЖИ / ИССЛЕДОВАНИЕ / СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОС / ФОКУС ГРУППА / РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ / ПОКАЗАТЕЛИ КАЧЕСТВА ТРУДОВОЙ ЖИЗНИ / ВЛИЯНИЕ КАЧЕСТВА ТРУДОВОЙ ЖИЗНИ НА СОЦИАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ / НАПРЯЖЕННОСТЬ И ИНТЕНСИВНОСТЬ ТРУДА / ОПЛАТА ТРУДА / ВЫВОДЫ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Шкляева Надежда Анатольевна

В статье представлены результаты исследования качества трудовой жизни молодежи, работающей в системе образования. Рассматривается субъективное ощущение социального благополучия, аргументируется негативное влияние качества трудовой жизни на социальное благополучие молодежи, работающей в системе образования. В исследовании принимала участие молодежь в возрасте от 23 до 35 лет, работающая в системе образования. Запрос на исследование связан с поиском моделей привлечения и удержания в системе образования молодежи. Задача покрытия дефицита педагогических кадров в системе образования стоит остро в настоящее время. Выпускники, поработав по специальности уходят из образования в другие отрасли. Основными показателями, снижающими ощущение социального благополучия, являются низкий статус профессии учителя, низкая заработная плата, высокая напряженность и интенсивность труда, включенность в профессиональную деятельность за пределами рабочего дня, что ведет к преждевременному профессиональному выгоранию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Шкляева Надежда Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

QUALITY OF WORKING LIFE AS A FACTOR OF SOCIAL WELL-BEING OF YOUTH WORKING IN THE EDUCATION SYSTEM

The article presents the results of a study of the quality of working life of young people working in the education system. The subjective feeling of social well-being is considered, the negative impact of the quality of working life on the social well-being of young people working in the education system is argued. The main indicators that reduce the feeling of social well-being are the low status of the teaching profession, low wages, high tension and intensity of work, involvement in professional activities outside the working day, which leads to premature professional burnout

Текст научной работы на тему «КАЧЕСТВО ТРУДОВОЙ ЖИЗНИ КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ МОЛОДЕЖИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ»

Качество трудовой жизни как фактор социального благополучия молодежи в системе образования

Шкляева Надежда Анатольевна,

к.и.н., доцент кафедры социально-экономического образования и философии, БУ «Сургутский государственный педагогический университет» E-mail: gordnamer@yandex.ru

В статье представлены результаты исследования качества трудовой жизни молодежи, работающей в системе образования. Рассматривается субъективное ощущение социального благополучия, аргументируется негативное влияние качества трудовой жизни на социальное благополучие молодежи, работающей в системе образования. В исследовании принимала участие молодежь в возрасте от 23 до 35 лет, работающая в системе образования. Запрос на исследование связан с поиском моделей привлечения и удержания в системе образования молодежи. Задача покрытия дефицита педагогических кадров в системе образования стоит остро в настоящее время. Выпускники, поработав по специальности уходят из образования в другие отрасли. Основными показателями, снижающими ощущение социального благополучия, являются низкий статус профессии учителя, низкая заработная плата, высокая напряженность и интенсивность труда, включенность в профессиональную деятельность за пределами рабочего дня, что ведет к преждевременному профессиональному выгоранию.

Ключевые слова: качество трудовой жизни, социальное благополучие молодежи, исследование, социологический опрос, фокус группа, результаты исследования, показатели качества трудовой жизни, влияние качества трудовой жизни на социальное благополучие, напряженность и интенсивность труда, оплата труда, выводы.

Введение: постановка проблемы

Исследование социального благополучия молодежи сохраняет свою актуальность. Запрос на исследования объясняется рядом факторов. Уровень социального благополучия молодежи прямо или косвенно влияет на устойчивость государства. Желая расшатать его устойчивость определенная часть заинтересованных лиц, пытается создать и обуздать про-тестные движения, при этом эксплуатирует, в том числе потребность молодежи в социальном благополучии. Характер проявления социального благополучия молодежи во многом определяется условиями социально-экономического развития, политической ситуации в стране. В научных исследованиях рассматриваются различные аспекты социального благополучия населения в целом, так и отдельных категорий граждан, в том числе молодежи [1; 2; 3; 5; 6; 7; 8; 9].

Рассмотрим определение понятия «благополучие» в Академическом «Словаре русского языка» По мнению авторов «благополучный» - это «сопровождаемый успехом, удачный», «живущий вполне спокойно, без каких-либо неприятностей», находящийся в состоянии благополучия» [4, с. 94]. Социальное благополучие авторы определяют как предоставление социальных услуг. «Социальное благополучие - это высшая социальная ценность, социальный идеал, область социальной оптимальности с которой связаны жизненно важные интересы человечества» [3, с. 20].

В исследованиях социального благополучия, как правило, используются прежде всего объективные показатели его состояния: реальные доходы, условия жизни, покупательная способность, наличие и доступность образования, медицинского обслуживания, сферы услуг и т.д. Таким образом, следует признать, что социальное благополучие во многом зависит от качества жизни населения, в том числе и молодежи.

175

Исследователи последние годы уделяют внимание не только общим статистическим показателям, но и оценке ощущения субъективного благополучия. Следует отметить, что в интересах власти, как в субъектах Российской Федерации, так и в муниципальных образованиях, получать информацию о субъективном восприятии социального благополучия молодежи. Так как существенное влияние на общее ощущение субъектом своего социального благополучия влияет состояние личного благополучия, благополучия семьи, удовлетворенность качеством трудовой жизни, безопасности и комфорта среды проживания в конкретном населенном пункте, на конкретной территории. Получая информацию о социальном благополучии населения, в том числе молодежи, органы управления субъектами Российской Федерации, в том органы управления муниципальными образованиями имеют возможность корректировать программы социально-экономического развития территориями.

Молодежь как социальная группа является достаточно дифференцированной общностью, предметом нашего исследования является молодежь, работающая в системе образования. Выбор определяется перманентным дефицитом кадров, потребностью региона в поиске моделей привлечения и закрепления молодых специалистов в отрасли образования ХМАО-ЮГРЫ.

Развитие образования в целом зависит от пополнения системы кадровым составом. Дефицит кадров наблюдается практически во всех субъектах Российской Федерации. Исследование влияния качества трудовой жизни на выбор системы образования как места работы также определяется потенциальными возможностями отрасли создать условия труда, обеспечивающие ощущение молодежью социального благополучия.

Объектом нашего анализа в данной статье является работающая в системе образования ХМАО-ЮГРЫ молодежь. Основная группа респондентов молодые учителя в возрасте от 23 до 35 лет.

Предметом исследования выступает влияние качества трудовой жизни работающей в системе образования молодежи на их социальное благополучие.

Методология, методика и эмпирическая база

В процессе исследования следует ответить на вопросы, касающиеся общих характеристик социального благополучия работающей в образовании молодежи.

Какой уровень заработной платы, предлагает система образования при трудоустройстве молодых специалистов в учреждения образования?

Какие параметры трудовой жизни влияют на качество трудовой жизни?

Удовлетворена ли молодежь, работающая в образовании качеством трудовой жизни?

Как качество трудовой жизни влияет на ощущение благополучия молодежи, работающей в образовании?

Поставленные вопросы, по нашему мнению, позволят организовать поиск ответов для создания модели привлечения и закрепления молодежи в системе образования.

Под социальным благополучием молодежи в данной статье мы будем понимать состояние материального, социального и психологического статуса молодежи, работающей в системе образования ХМАО-Югры. Важной характеристикой социального благополучия является удовлетворение базовой потребности индивида в безопасности. Респонденты называют важные составляющие социальной безопасности, а именно: уровень заработной платы, возможность приобрести собственное жилье или улучшить уже имеющиеся жилищные условия, доступность медицинских услуг, возможность качественного отдыха (предполагается выезд на море, получение санаторно-курортного оздоровления в процессе отдыха), возможность повышения квалификации и профессионального развития.

Средняя заработная плата составляет в ХМАО-Югре 86303 рублей,

176

а в образовании по данным за период с января по июнь 2021 года в муниципальных образовательных организациях средняя заработная плата составила 87119 рублей, что выше в среднем в отраслях промышленности.

Исследование проводилось на примере системы образования города Сургут, одного из крупных муниципальных образований ХМАО-Югры, насчитывающем население 380632 человека. В общеобразовательных и дошкольных образовательных учреждениях Сургута работает 3240 и 2379 педагогов соответственно. Ещё 95 работают в учреждениях дополнительного образования.

Система образования Сургута отражает все основные тенденции, присущие системе образования ХМАО-Югры.

В контексте данной работы проанализирована заработная плата в образовании Уральского Федерального Округа (рис. 1).

Рис. 1. Средняя заработная плата педагогических работников образовательных организаций общего образования государственной и муниципальной форм собственности Уральского ФО

Для проведения исследования разработана анкета с десятибалльной шкалой, позволяющая оценить качество трудовой жизни, основываясь на ответах респондентов, работающих в образовании.

Анкета содержит вопросы с выбором из 5 возможных уровней удовлетворённости. Оценка ответов происходит следующим образом:

Вопросы 1 модуля нейтральные уточняющие характеристики респондентов.

Вопросы 2 модуля позволяют определить удовлетворенность условиями труда.

Вопросы 3 модуля направлены на выявление интенсивности и напряженности.

Вопросы 4 модуля определяют удовлетворенность материальным благополучием.

Вопросы 5 модуля изучают удовлетворенность взаимоотношениями с коллегами и администрацией.

Вопросы 6 модуля направлены на анализ удовлетворенности возможностью самореализации и карьерного роста.

В исследовании приняли участие 160 человек, из которых 90 мужчины и 70 женщины, что в процентном соотношении составляет 43,8% мужчин, 56,2% женщин

Последним вопросом в ознакомительном блоке является семейное положение участников исследования. 39,3% респондентов замужем, 32,5% женаты, 16, 9 не замужем, 11,3% холосты.

Второй модуль опроса полностью посвящён условиям труда.

Для подтверждения или опровержения результатов исследования применен метод фокус-группы. Проведено четыре фокус-группы с магистрантами (по 10 человек в каждой), обучающимися в БУ «Сургутский государственный педагогический университет».

Результаты исследования

Предметом исследования является качество трудовой жизни молодежи, работающей в системе образования ХМАО-Югры и его влияние на социальное благополучие молодежи. В данном исследовании принимала участие молодежь в возрасте от 23 до 35 лет. Запрос на исследование связан с поиском моделей привлечения и удержания в системе образования молодежи. Задача покрытия дефицита педагогических кадров в системе образования стоит остро, рассмотрим некоторые вакансии, иллюстрирующие остроту проблемы (рис. 2).

На рисунке 2 представлены наиболее востребованные учителя в отрасли Образование / Наука. На момент исследования, количество вакансий составляло 103 учителя. Уровень предлагае-

177

мой средней заработной платы по указанным вакансиям, существенно отличается от средних показателей по отрасли образование (рис. 3).

Учитель информатики Коррекционный педагог Учитель физики Учитель математики Преподаватель иностранного

Учитель русского языка

5 10 15 20 25 30

Рис. 2. Рейтинг востребованных профессий в отрасли «Образование / Наука в Сургуте» в 2021 году

Учитель русского

Преподаватель иностранного

0% 20% 40% 60%

Рис. 3. Заработная плата по востребованным вакансиям

Анализ подтверждает наличие кадрового дефицита, который ежегодно покрывается за счет дополнительной загрузки работающих учителей. Показатели средней заработной платы, отражаемые в статистической отчетности, как правило, отражают зарплату на 1,5, а то и две ставки. Становится правилом ведение учителями дефицитных направлений по 70 часов учебной нагрузки.

Таким образом, уровень предлагаемой зарплаты на ставку для молодых учителей более чем в два с половиной раза ниже средней заработной платы в образовании. Нужно уточнить, что средний уровень заработной платы складывается исходя из различных показателей, том числе и квалификации, опыта работы. Так учитель в начале своей карьеры проигрывает в зарплате, по сравнению с опытным педагогом. Для повышения квалификации требуется систематическое обучение, про-

хождение периодической аттестации на квалификационную категорию.

Удовлетворённость оборудованием рабочего места представлена на рисунке 4.

В основном неудовлетворен(а) Щ

Иногда удовлетворен(а) 8,3%

В основном удовлетворен(а)

Полностью удовлетворен(а)

0% 10% 20% 30% 40% 50% 60%

Рис. 4. Удовлетворённость оборудованием рабочего места

Исследование удовлетворенности оснащением рабочего места проводилось в период дистанционного образования в условиях противоковидных ограничений. Высокий уровень удовлетворенности объясняется принятыми администрациями школ мерами, для обеспечения доступности образования, оснащения рабочих места преподавателей, для организации обучения в режиме дистанционного образования, были решены проблемы с доступом в интернет.

Исследование удовлетворённости распорядком работы и нагрузкой показало, что 50% респондентов в основном удовлетворены существующим распорядком и нагрузкой в течение дня. 33% - полностью удовлетворены, оставшиеся 17% - либо удовлетворены иногда, либо абсолютно не удовлетворены.

Респонденты отметили недостаточное финансировании сопутствующих канцелярских товаров и других материалов для обучения. Преподаватели вынуждены покупать их за свой счет, для обеспечения наглядности учебного процесса. Респонденты (16,7%) так же отметили, что для обеспечения канцелярскими товарами обращаются к помощи родителей. Только 41,7% респондентов считают, что администрация должным образом обеспечивает работу учителя канцелярскими и иными материалами, что составляет меньше половины опро-

178

Кол-

ЗП

шенных. Все это подтверждает недостаточное оснащение канцелярскими и иными материалами, сопровождающими учебный процесс.

Оснащение рабочего места различается и не имеет общих стандартов. В целом модуль качество рабочего места можно оценить как «в основном удовлетворяющий» требованиям учителя. Но, к сожалению, остаются образовательные организации, в которых удовлетворенность рабочим местом очень низкая.

Далее представлен анализ модуля посвящённого интенсивности и напряженности, режима труда и отдыха.

На рисунке 5 представлены ответы респондентов, об уровне удовлетворенности временем на отдых.

Полностью XI

0% 5% 10% 15% 20% 25% 30% 35%

Рис. 5. Удовлетворенности сном и отдыхом

Респонденты (25%) отмечают недостаток сна и отдыха, 8,3% ощущают дефицит сна и отдыха, 25% обращают внимание на нарушение трудовых норм. Нарушение норм труда проявляется в переработках, в неоплачиваемой работе в выходные дни, постоянную включенность в рабочий процесс за пределами рабочего дня. Респонденты отмечают ежедневную работу за пределами рабочего дня по проверке тетрадей, подготовке к урокам, общению с родителями обучающихся и обучающимися.

Ведет к профессиональному выгоранию 4,3%

Заставляет работать на износ 12,8%

рабочего дня Позволяет продуктивно работать и хорошо

Рис. 6. Возможность восстановления после трудового дня

На рисунке 6 представлены ответы респондентов, на возможность восстановления после трудового дня.

Таким образом, только 48,9% участников опроса имеют возможность совмещать работу и отдых, набраться сил и восстановиться. 34% считают, что абсолютно нет возможности восстановиться. 12,8% утверждают, что в их образовательной организации заставляют работать на износ. 4,3% утверждают, что ощущают профессиональное выгорание.

На рисунке 7 отражена интенсивность труда респондентов.

I

I

В этом году я работаю больше, чем в прошлом |

В этом году я работаю в два раза больше, ч в прошлом

84% ■

0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70%

Рис. 7. Интенсивность труда респондентов

Данный вопрос, направлен на оценку субъективных ощущений благополучия респондентов. Первый вариант ответа 58,3% также свидетельствует о высокой интенсивности. Подтверждает перманентную напряженность, испытываемую респондентами в процессе труда. Интенсивность и напряженность труда подтверждается и наличием системных переработок, которые не оплачиваются.

Рисунок 8 демонстрирует присутствие переработки в трудовой жизни респондентов.

Постоянно 6,2%

дко, как иск

17%

0% 5% 10% 15% 20% 25% 30% 35% 40%

Рис. 8. Неоплачиваемая переработка

Четвёртый модуль при анкетировании полностью посвящён оценке ощущения материального благосостояния.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

179

В этом году я

¡ю с той же

году я работаю

В

к

В

Часто

Иногда

На рисунке 9 представлены ответы респондентов по удовлетворённости заработной платой.

Неудовлетвор(

8,7%

Рис. 9. Удовлетворённость заработной платой

Полностью удовлетворены заработной платой лишь 16,7% респондентов, 33,3% в основном удовлетворены, редко удовлетворены 8,3%, часто не удовлетворены 8,7%, 33% абсолютно неудовлетворенны. Таким образом 41,7% респондентов не удовлетворены заработной платой.

Результаты удовлетворённости условиями жизни представлены на рисунке 10.

В основном не устраи

Рис. 10. Удовлетворённость условиями жизни

В основном устраивают условия жизни половину опрошенных (50%), 16,7% абсолютно удовлетворены, 8,3% материальные условия устраивают иногда; 8,3% чаще не устраивают, 16,7 -совершенно не устраивают.

Качество трудовой жизни нельзя рассматривать без удовлетворенности человека своими измерениями повседневной жизни, сравнивая со своей идеальной жизнью. Оценка качества жизни зависит от системы ценностей человека и культурной среды, в которой он живет. Поэтому не возможно иметь высокий уровень трудовой жизни при плохой повседневной жизни. Рисунок 11 отражает удовлетворённость работников сферы образования своими жилищными условиями.

неудовлетЕорен(а

Иногда удовлетворена

удовлетворен^ Полностью удовлетворена

10% 15% 20% 25% 30% 35%

Рис. 11. Удовлетворённость жилищными условиями

В основном удовлетворены своими жилищными условиями 32,4% респондентов, полностью удовлетворены 25%, не удовлетворены - 40%. Результаты удовлетворённости жилищными условиями соотносятся с показателями удовлетворённости заработной платы, что не удивительно, ведь отчасти данные показатели взаимосвязаны, как правило неудовлетворённые оплатой труда, действительно получают в среднем меньше, чем представляет статистика в регионе, что не позволяет улучшать жилищные условия.

Больше половины респондентов (58,3%) считают свою заработную плату средней, 16,7% высокой, 16,7% низкой, и оставшиеся 8,3% очень низкой.

Большинство оценили свою заработную плату, как среднюю. При этом, молодые учителя считают средней заработную плату в пределах 54-64 тысяч рублей, что значительно ниже средних статистических показателей по отрасли образования в ХМАО-Югре (рис. 12).

0,0% 5,0% 10,0% 15,0% 20,0% 25,0% 30,0% 35,0% 40,0% 45,0%

Рис. 12. Уровень социального благополучия респондентов

Стоит отметить, что ни один респондент не указал, что уровень его социального благополучия очень высокий, в то время, как 16,7% определяют его низким.

Далее представлены результаты ответов респондентов по модулю 6.

180

Неудовлетворена

В

В основном н

ор

Ино

В основном

ор

Иногда устр

В о

устр

Некоторые респонденты не видят перспективы в самореализации на занимаемой должности (25,5%) склоняются к ответу «не совсем», 8,3% - «нет»), но половина опрошенных указывают на то, что есть возможность проявления своих профессиональных качеств (50%), по мнению 16,7% возможность скорее есть, чем нет.

На вопрос о степени активности повышения квалификации и стремления к карьерному росту 58,3% респондентов ответили «да», 25% - скорее да, 16,7% нет совсем, что говорит о недостаточной заинтересованности. Таким образом, более 58% молодежи выражают желание повышать квалификацию и мотивацию к карьерному росту.

При этом респонденты указывают тенденцию повышения квалификации за счет собственных средств педагога, повышение квалификации под давлением. Та часть респондентов, которая не видит целесообразности в повышении квалификации и развитии, рассматривает возможность ухода из отрасли образования в другие. Так бывшие учителя работают в культуре, социальной сфере, в СМИ, отрывают собственное дело в системе дополнительного образования. Отмечается также тенденция отказа от аттестации на высшую квалификационную категорию, так как процедура аттестации усложняется, а надбавка к заработной плате несоизмерима с затратами.

Результаты опроса подтверждены в четырех фокус группах, проведенных с магистрантами, обучающихся в БУ «Сургутский государственный педагогический университет». Магистранты (60%) в возрасте от 23 до 35 лет, обучающиеся в магистратуре отмечают разочарование в профессии учителя. Отмечают высокую напряженность и интенсивность труда. Все магистранты работают с учебной нагрузкой выше одной ставки, имеют классное руководство. Средняя заработная плата магистрантов, участвовавших в фокус-группах 57 тысяч рублей. При этом 80% не имеет методических дней, проводит на работе не менее 8 часов ежедневно.

Выводы

Уровень социального благополучия молодежи, работающей в системе образования зависит от заработной платы, обеспечивающей рост материального благосостояния. Молодые специалисты вынуждены перерабатывать в ущерб собственному здоровью. Систематические перегрузки ведут к профессиональному выгоранию.

Результаты проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.

- Качество трудовой жизни оказывает существенное влияние на ощущение социального благополучия молодежи, работающей в образовании.

- Респонденты отметили средний уровень социального благополучия, но, тем не менее, выделили существенные проблемы, значительно понижающие субъективные ощущения благополучия.

- На снижение уровня социального благополучия оказывает существенное влияние низкий уровень оплаты труда на ставку молодого специалиста (учителя), предлагаемая ставка в два с половиной раза ниже, чем средняя по отрасли.

- Высокий уровень напряженности и интенсивности труда, включенность в рабочий процесс за пределами рабочего дня повышают риск преждевременного профессионального выгорания.

- Наличие переработок, которые не оплачиваются, снижают мотивацию к труду.

- Выявлены проблемы в обеспечении учебного процесса канцелярскими принадлежностями и другими сопутствующими материалами, необходимость приобретения их за счет собственных средств или средств родителей.

Литература

1. Гоффе Н.В., Монусова Г.А. Социальное благополучие: восприятие реалий// Южно-российский

181

журнал социальных наук. 2018. Т. 19. № 3. С. 21-36. https://doi. org/10.31429/26190567-19-3-21-36 2

2. Кученкова А.В. Социальное самочувствие и субъективное благополучие: соотношение понятий и способов измерения // Вестник РГГУ. Серия: Философия. Социология. Искусствоведение. 2016. № 2. С.118-127.

3. Петренко М.С., Дукарт С.А. Критерии социального благополучия: универсализм и проблемы социокультурного измерения // Векторы благополучия: экономика и социум. 2019. № 3(34). С. 79-87. DOI 10.187 99/26584956/2019/3(34)/977

4. Словарь русского языка: в 4 т./ под ред. А.П. Евгеньева. Т. 1. М.: Русский язык, 1985. 702с.

5. Смолева Е.О. Счастье и деньги: материальные аспекты субъективного благополучия // Проблемы развития территории. 2020. № 3(107). С. 144166. DOI: 10.15838/ptd.2020.3.107.10

6. Сушко П.Е. Счастье и социальное благополучие в оценках россиян: проблема разграничения понятий // Социологическая наука и социальная практика. 2020. Т. 8. № 1. С. 4862. DOI: https://doi.org/10.19181/ snsp.2020.8.1.7094

7. Черныш М.Ф. Факторы, влияющие на переживание счастья в российском обществе // Социологическая наука и социальная практика. 2019. Т. 7. № 2. С. 9-33. DOI: https://doi.org/10.19181/ snsp.2019.7.2.6407

8. Lawler, E. E., III.: 1975, 'Measuring the psychological quality of working life: The why and how of it', in L.E. Davis and A.B. Cherns (eds.). The Quality of Working Life, Vol. 1 (Free Press, New York), pp. 123-133

9. Seashore, S. E.: 1975, 'Defining and measuring the quality of working life', in L. E. Davis and A. B. Cherns (eds.), The Quality of Working Life (Free Press, New York), pp. 105118

QUALITY OF WORKING LIFE AS A FACTOR OF SOCIAL WELL-BEING OF YOUTH WORKING IN THE EDUCATION SYSTEM

Shklyaeva N.A.

Surgut State Pedagogical University

The article presents the results of a study of the quality of working life of young people working in the education system. The subjective feeling of social well-being is considered, the negative impact of the quality of working life on the social well-being of young people working in the education system is argued. The main indicators that reduce the feeling of social well-being are the low status of the teaching profession, low wages, high tension and intensity of work, involvement in professional activities outside the working day, which leads to premature professional burnout

Keyword: quality of working life. Social well-being of youth. Study. Questioning. Focus group. Research results. Indicators of the quality of working life. The impact of the quality of working life on social well-being. Intensity and intensity of labor. Salary. Conclusions. Recommendations.

References

1. Goffe N.V., Monusova G.A. Social well-being: perception of realities // South-Russian journal of social sciences. 2018. T. 19. No. 3. pp. 21-36. https://doi. org/10.31429/26190567-19-3-21-36 2

2. Kuchenkova A.V. Social well-being and subjective well-being: the ratio of concepts and methods of measurement // Bulletin of the Russian State University for the Humanities. Series: Philosophy. Sociology. Art criticism. 2016. No. 2. P. 118-127.

3. Petrenko M.S., Dukart S.A. Social welfare criteria: universalism and problems of so-ciocultural dimension // Vectors of welfare: economy and society. 2019. No. 3 (34). S. 79-87. DOI 10.18799 / 26584956/2019/3 (34) / 977

4. Dictionary of the Russian language: in 4 volumes / ed. A.P. Evgeniev. T. 1. M.: Russian language, 1985. 702 s.

5. Smoleva E.O. Happiness and money: material aspects of subjective well-being // Problems of territory development. 2020. No. 3 (107). S. 144-166. DOI: 10.15838 / ptd.2020.3.107.10

6. Sushko P.E. Happiness and social well-being in the assessments of Russians: the problem of differentiating concepts // Sociological Science and Social Practice. 2020. Vol. 8. No. 1. Pp. 48-62. DOI: https://doi. org/10.19181/snsp.2020.8.1.7094

7. Chernysh M.F. Factors Affecting the Experience of Happiness in Russian Society // Sociological Science and Social Practice. 2019. Vol. 7. No. 2. P. 9-33. DOI: https:// doi.org/10.19181/snsp.2019.7.2.6407

8. Lawler, E. E., III.: 1975, 'Measuring the psychological quality of working life: The why and how of it', in L.E. Davis and A.B. Cherns (eds.). The Quality of Working Life, Vol. 1 (Free Press, New York), pp. 123-133.

9. Seashore, S. E .: 1975, 'Defining and measuring the quality of working life', in L.E. Davis and A.B. Cherns (eds.), The Quality of Working Life (Free Press, New York), pp. 105-118.

183

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.