Научная статья на тему 'КАЧЕСТВО СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ОТ ИСТОКОВ К СОВРЕМЕННОСТИ'

КАЧЕСТВО СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ОТ ИСТОКОВ К СОВРЕМЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
14
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
качество / качество образования / среднее профессиональное образование / оценка качества / критерии качества / систематизация показателей качества / интересанты качества образования / quality / quality of education / secondary vocational education / quality assessment / quality criteria / systematization of quality indicators / interested parties in quality of education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — С В. Ялов

Статья посвящена изучению вопроса качества среднего профессионального образования. Проведён исторический экскурс появления термина «качество» как понятия, и осуществлена его всесторонняя оценка философами и учёными от античных времён до современных авторов. Отмечено, что качество является многоаспектным понятием и имеет множество критериев, которые носят субъективный характер различных заинтересованных сторон. Определены стороны, заинтересованные в вопросах процесса и результата качества среднего профессионально образования (интересанты). Для каждой из них сформирован перечень критериев, определяющих качество среднего профессионального образования. Для каждого из критериев качества определены признаки, характеризующие его. Критерии качества, заинтересованные стороны и признаки критериев сведены в единую таблицу – матрицу качества среднего профессионального образования. Интересанты, критерии качества и их признаки рассматриваются с позиции и в интересах образовательной организации СПО. В заключение сформулировано определение понятия качества среднего профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE QUALITY OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION: FROM THE ORIGINS TO THE PRESENT

The article observes the quality of secondary vocational education. A historical overview of the appearance of the term “quality” as a concept and its comprehensive assessment by philosophers and scientists from ancient times to modern authors is carried out. It is noted that quality is a multidimensional concept, has many criteria that are subjective to various interested parties. The parties interested in the issues of the process and the results of the quality of secondary vocational education (interested parties) have been identified. For each of the interested parties the researcher forms a list of criteria that determine the quality of secondary vocational education. For each of the quality criteria, particular features are defined. The quality criteria, interested parties and criteria features are summarized in a single table – the matrix of the quality of secondary vocational education. The interested parties, quality criteria and their signs are considered from the position and in the interests of the secondary vocational educational organization. In conclusion, the definition of the concept of quality of secondary vocational education is formulated.

Текст научной работы на тему «КАЧЕСТВО СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ОТ ИСТОКОВ К СОВРЕМЕННОСТИ»

Библиографический список

1. Киршин И.А. Педагогические условия развития детского словесного творчества (в сфере дополнительного образования). Диссертация ... кандидата педагогических наук. Калининград, 1999.

2. Гайдук О.С. Формирование творческого рассказывания у детей. Проблемы и перспективы развития образования в России. 2018; № 14.

3. Автушко Л.И., Веккессер М.В., Фалилеева А.А. Приёмы работы над сочинением сказок в начальной школе. Человек и язык в коммуникативном пространстве. 2019; Т. 7, № 7: 152-159.

4. Асонова Е.А. Сочиняем сказку. Уроки творчества. Мама и малыш. 2005; № 11. Available at: http://ust-omchug.caduk.ru/vis_p104aa1.html

5. Аркойа Э. Как написать стихотворение? Настоящее время: Литература. Available at: https://www.actualidadliteratura.com/ru/como-escribir-un-poema

References

1. Kirshin I.A. Pedagogicheskie usloviya razvitiya detskogo slovesnogo tvorchestva (v sfere dopolnitel'nogo obrazovaniya). Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Kaliningrad, 1999.

2. Gajduk O.S. Formirovanie tvorcheskogo rasskazyvaniya u detej. Problemy i perspektivy razvitiya obrazovaniya v Rossii. 2018; № 14.

3. Avtushko L.I., Vekkesser M.V., Falileeva A.A. Priemy paboty nad sochineniem skazok v nachal'noj shkole. Chelovek i yazyk v kommunikativnom prostranstve. 2019; T. 7, № 7: 152-159.

4. Asonova E.A. Sochinyaem skazku. Uroki tvorchestva. Mama i malysh. 2005; № 11. Available at: http://ust-omchug.caduk.ru/vis_p104aa1.html

5. Arkoja 'E. Kaknapisat'stihotvorenie? Nastoyaschee vremya: Literatura. Available at: https://www.actualidadliteratura.com/ru/como-escribir-un-poema

Статья поступила в редакцию 24.05.24

УДК 377.12

Yalov S.V., postgraduate, Private Professional Educational Institution "Gazprom Vocational School Novy Urengoi" (Novy Urengoi, Russia), E-mail: ylovsv@mail.ru

THE QUALITY OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION: FROM THE ORIGINS TO THE PRESENT. The article observes the quality of secondary vocational education. A historical overview of the appearance of the term "quality" as a concept and its comprehensive assessment by philosophers and scientists from ancient times to modern authors is carried out. It is noted that quality is a multidimensional concept, has many criteria that are subjective to various interested parties. The parties interested in the issues of the process and the results of the quality of secondary vocational education (interested parties) have been identified. For each of the interested parties the researcher forms a list of criteria that determine the quality of secondary vocational education. For each of the quality criteria, particular features are defined. The quality criteria, interested parties and criteria features are summarized in a single table - the matrix of the quality of secondary vocational education. The interested parties, quality criteria and their signs are considered from the position and in the interests of the secondary vocational educational organization. In conclusion, the definition of the concept of quality of secondary vocational education is formulated.

Key words: quality, quality of education, secondary vocational education, quality assessment, quality criteria, systematization of quality indicators, interested parties in quality of education

С.В. Ялов, соискатель, директор Частного профессионального образовательного учреждения «Газпром техникум Новый Уренгой», г. Новый Уренгой,

E-mail: ylovsv@mail.ru

КАЧЕСТВО СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ОТ ИСТОКОВ К СОВРЕМЕННОСТИ

Статья посвящена изучению вопроса качества среднего профессионального образования. Проведён исторический экскурс появления термина «качество» как понятия, и осуществлена его всесторонняя оценка философами и учёными от античных времён до современных авторов. Отмечено, что качество является многоаспектным понятием и имеет множество критериев, которые носят субъективный характер различных заинтересованных сторон. Определены стороны, заинтересованные в вопросах процесса и результата качества среднего профессионально образования (интересанты). Для каждой из них сформирован перечень критериев, определяющих качество среднего профессионального образования. Для каждого из критериев качества определены признаки, характеризующие его. Критерии качества, заинтересованные стороны и признаки критериев сведены в единую таблицу - матрицу качества среднего профессионального образования. Интересанты, критерии качества и их признаки рассматриваются с позиции и в интересах образовательной организации СПО. В заключение сформулировано определение понятия качества среднего профессионального образования.

Ключевые слова: качество, качество образования, среднее профессиональное образование, оценка качества, критерии качества, систематизация показателей качества, интересанты качества образования

В Указе президента Российской Федерации «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» одна из целей сформулирована следующим образом: «вхождение Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования» [1]. Среднее профессиональное образование является составным элементом структуры системы образования России и также находится в фокусе внимания президента. Об этом можно судить из материалов совещания по развитию системы среднего специального образования в Екатеринбурге [2]. В ходе совещания президент заострил внимание на том, что «важно использовать накопленный опыт и методики, необходимо сделать так, чтобы вся наша система подготовки кадров не только соответствовала, но и сама была на шаг впереди, задавала высокие мировые стандарты, учитывала те глобальные технологические перемены, которые происходят в мире» ... «обучение должно вестись на самой передовой учебной и производственной базе» ... «важна объективная, независимая, прозрачная оценка компетенций» ... «колледжи и техникумы должны давать разностороннее образование, формировать гибкие навыки и стимулировать постоянное совершенствование, постоянную учёбу, движение вперёд в профессиональном смысле этого слова» [2]. Таким образом, вопросы качества образования вообще и среднего профессионального образования в частности являются актуальными и стоят в повестке дня на самом высоком уровне.

Целью работы является определение перечня показателей качества и представителей всех заинтересованных сторон в вопросе качества среднего профессионального образования, а также формулировка понятия качества среднего профессионального образования.

В качестве объекта в статье рассматривается совокупность критериев, определяющих показатели качества среднего профессионального образования.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть развитие понятия качество в трудах философов и учёных от античных времён до современных авторов.

2. Выявить стороны, заинтересованные в вопросах качества среднего профессионального образования.

3. Определить критерии, характеризующие качество среднего профессионального образования с точки зрения различных интересантов.

4. Сформировать систему контроля показателей качества среднего профессионального образования, включающую в себя требования и ожидания всех интересантов.

5. Сформулировать понятие качества среднего профессионального образования, обобщив накопленный опыт предшественников.

Научная новизна заключается в сведении в единую систему формализованных и неформализованных критериев оценки качества среднего профессионального образования, составлении матрицы показателей качества с точки зрения различных интересантов, критериев, характеризующих каждый из показателей, а также формулировки понятия качества среднего профессионального образования.

Теоретическая значимость статьи заключается в комплексно-критериальном подходе к изучению качества среднего профессионального образования с точки зрения полного спектра интересантов данного вопроса.

Практическая значимость проявляется в возможности использования материала статьи в целях повышения качества работы конкретной образовательной организации, а также при формировании её внутренней системы оценки качества.

При работе над статьёй использовались такие научные методы, как диалектика в сфере вопроса качества вообще и качества образования в частности, анализ нормативной базы в области образования, синтез, основанный на опыте работы образовательной организации среднего профессионального образования.

Вопросы качества волнуют человечество с античных времён, ещё древнегреческий философ Аристотель (384 в. до н. э.) в своих сочинениях, рассуждая о качестве, констатировал, что оно позволяет считать предмет таким-то и определяет его свойства [3]. В XVIII веке Эммануил Кант трактовал качество как совокупность неоднородных частей в одном сознании, считал его категорией рассудка и связывал качества с ощущениями. Кант отрицал наличие объектов и явлений, не обладающих качествами [4]. Георг Гегель (XVIII век) также считал, что совокупность качеств определяет содержание и ценность предмета, заметил, что качество может иметь количественное выражение, а накопление количественных изменений приводит к новому качеству [5]. Обобщая гегелевскую теорию, Карл Маркс и Фридрих Энгельс сформулировали материалистическую диалектику, ввели понятие качественно-количественного перехода, возникающего после накопления в объекте определенного количества одного или нескольких качественных показателей [6].

Во второй половине ХХ века вопросы качества стали смещаться в различные сферы деятельности человека: экономика, экология, социология, образование, культура.

Вопросы качества образования вообще и профессионального образования в частности стоят в современной повестке дня как в США, так и в странах объединенной Европы, в частности поиск единых стандартов качества образования является актуальным вопросом и предметом научного поиска. Так, первый европейский форум гарантии качества (23-25 ноября.2006 г) был посвящен теме культуры качества высшего образования [7]. Результаты опросов, проведенные в более двухстах образовательных организаций 36 стран Европы, показали ориентацию всех участников образовательных отношений на уровень качества образования, связи ожиданий образовательных результатов с развитием качества образования [8].

Наш современник и видный научный деятель А.И. Субетто в своих рассуждениях о качестве [9] сформировал системную идентификацию категорий качества, определив, что:

- качество определяет совокупность свойств объекта;

- совокупность качеств объекта системна и структурна;

- качество, как система свойств объекта, динамично;

- совокупность качеств определяет сущность объекта;

- качество - основа существования объекта;

- качество определяет специфичность и индивидуальность объекта;

- совокупность качеств объекта определяет его ценность;

- качество раскрывается на вещественном, функциональном и системно-социальном уровнях;

- качество измеримо.

Рассуждая о качестве образования, Александр Иванович Субетто поставил его в основу экономики и всех воспроизводственных процессов, определил ему ведущую роль в управлении качеством жизни человека [9].

Кроме того, показатели качества и уровень их приемлемости для одного и того же объекта индивидуальны для каждой из заинтересованных сторон или индивида [10].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что вопросы качества интересовали прогрессивные умы человечества как тысячи лет тому назад, так и на современном этапе.

Переходя к качеству образования, стоит отметить, что это понятие впервые появилось в нормативно-правовом поле Российской Федерации в законе «Об образовании» 1996 года, в статье «О государственном контроле за качеством образования», закрепившей право общего собрания или государственной аттестационной службы при наличии двух рекламаций в течение двух лет лишать образовательное учреждение аккредитации.

В действующем законе «Об образовании в Российской Федерации» качество образования определено как «комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы» [11].

Таким образом, уже в самой формулировке понятия качества образования заложена многоаспектность и принцип соответствия требованиям различных заинтересованных сторон.

Определим и обоснуем субъекты, заинтересованные в качестве среднего профессионального образования.

В законе «Об образовании в Российской Федерации» сказано следующее: «Среднее профессиональное образование является начальным (первым) уров-

нем профессионального образования. СПО создается с целью подготовки квалифицированных рабочих (служащих) и специалистов среднего звена по всем направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства». Также «СПО призвано удовлетворять потребности личности в углублении и расширении образования. Основополагающей задачей среднего профессионального образования является развитие человека в профессиональном интеллектуальном, культурном и направлениях» [11].

Первоочередным интересантом представляется государство, через свои уполномоченные органы являющееся автором и инициатором самой системы образования, осуществляя федеральный государственный контроль (надзор) в сфере образования, лицензирование и государственную аккредитацию образовательной деятельности.

Следующая сторона, заинтересованная в качестве образования, - это инициаторы создания образовательных организаций. Образовательные организации могут быть государственными, муниципальными или частными в зависимости от того, кем они созданы. Логично, что образовательная организация создается с определённой целью, как правило, это удовлетворение кадровой потребности конкретного предприятия, подотрасли или целой отрасли. Частные образовательные организации могут создаваться также с целью зарабатывания денег (в данном случае избегается формулировка «извлечение прибыли», поскольку образовательные организации в основном являются некоммерческими организациями), однако эта цель не заявляется официально по вышеназванной причине.

Очевидно, что достижение заявленных целей (в конкурентной среде) невозможно без заинтересованности потенциальных потребителей образования как общественно значимого блага. Опираясь на действующую редакцию названного выше закона (статья 2), отметим, что заинтересованными сторонами являются человек, семья, общество и государство. Конкретизируем перечень потребителей - это лица, планирующие поступление в образовательную организацию (абитуриенты), обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних абитуриентов и обучающихся.

Также одной из заинтересованных сторон являются организации и предприятия, в чьих интересах ведется подготовка кадров, обобщенно их можно назвать работодателями.

Важной составляющей перечня заинтересованных сторон является сама образовательная организация, её работники и в первую очередь её ключевые компетенты - преподаватели.

Все вышеперечисленные заинтересованные стороны преследуют свои интересы в области качества образования, используя различные формализованные и неформализованные процедуры.

Рассмотрим далее процедуры оценки качества. В какой-то части интересы различных категорий причастных к вопросу качества СПО могут совпадать. Как правило, и процедуры, и критерии оценки качества индивидуальны для каждой категории интересантов, хотя некоторые из них проводятся с привлечением различных заинтересованных сторон.

Как уже говорилось выше, государство контролирует качество образования через процедуры контрольно-надзорной деятельности, процедуры государственного лицензирования и аккредитации. В ходе данных процедур контролируются следующие показатели:

- соблюдение требований законодательства;

- наличие на законных основаниях зданий (сооружений, помещений), необходимых для осуществления образовательной деятельности;

- наличие условий проведения практической подготовки;

- наличие оборудованных необходимых помещений для осуществления образовательной деятельности;

- наличие должным образом утверждённых образовательных программ;

- соответствие зданий и сооружений санитарно-эпидемиологическим требованиям;

- наличие условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья;

- доля лиц, реализующих образовательную программу и имеющих стаж работы в профессиональной области, соответствующей реализуемой образовательной деятельности;

- наличие электронной информационно-образовательной среды;

- качество выполнения обучающимися диагностических работ;

- наличие функционирующей внутренней системы оценки качества;

- показатель трудоустройства выпускников;

- участие в оценочных процедурах мониторинга системы образования;

- результаты проведения демонстрационного экзамена.

Все перечисленные параметры и процедуры контроля формализованы на государственном уровне.

Инициаторы создания образовательной организации контролируют качество её работы, как правило, в ходе представления образовательной организацией годовых отчетов, а также через работу представительных органов и попечительских советов. В ходе данных процедур чаще всего контролируются выполнение плана приема в образовательную организацию; конкурс поступающих; средний балл поступивших на первый курс; сохранность контингента; успеваемость и качество освоения образовательных программ; показатели государственной итоговой аттестации; показатели трудоустройства; финансово-эко-

Условные обозначения:

Степень заинтересованности оценки - I, II, III (от высшего уровня к умеренному; I - является определяющим показателем, II - интересует как статистическая информация, III - интересует эпизодически); Процесс формализован - /; Процесс неформализован -~ Показатель поддаётся количественной оценке - 5; Показатель оценивается фактором присутствия (наличия) - V; Показатель подлежит цикличной оценке - «; Показатель подлежит непрерывной оценке - »; ' - интерес проявляется в отношении конкретных индивидов;

2 - особый интерес в отношении целевых студентов;

3 - контролируется по обобщенным показателям деятельности и наличием внутренней системы оценки качества.

Таблица 1

Матрица показателей качества профессионального образования на уровне образовательной организации

^^^^ Критерии качества Интересанты Качество пед. состава Качество образовательных программ Качество освоения программ Качество условий практической подготовки Качество поступающих Качество материально-технической базы и условий Качество информационно-технического оснащения Качество выпускников Качество управления процессами

Общество (абитуриенты, студенты, законные представители) I,~» III- II1,- II1- II\=,5,« ^»у I,~»,V III,- III,-

Государство I,/,5," I, /,V,5» II,/,«,5 II,/,«,V,5 II,/,«,5 II,/,«,5 II,/,«,5 I3,/,V

Учредитель образовательной организации I,/,5," I,V,5,M I,/,«,5 I,/,«,V,5 I,/,«,5 I,/,«,5 I,/,«,5 I,/,»,V

Образовательная организация I,/,5,» I,V,5,M I,/,«,5 I,/,«,V,5 I,/,«,5 1/,",5У I,/,«,5 I,/,«,5 I,/,»,V

Работодатель I,~» II,=,V II,-,V I2,~« III,~5,« п,~»у II,~»,V I2,V,«,5 iii,-,v

номическая деятельность. Данные процедуры и показатели, как правило, формализованы на региональном или институциональном уровнях. Иногда процедуры оценки качества профессионального образования формализованы на уровне профессиональных сообществ (торгово-промышленные палаты, советы профессиональных компетенций, методические советы и объединения).

Работодатели также имеют возможность не только контролировать, но и влиять на качество работы образовательных организаций СПО, являясь достаточно разнородной структурой: представляющие направления деятельности, традиционно находящиеся под государственным контролем (общественная безопасность, медицина, образование, оборонно-промышленный комплекс), государственные корпорации (РЖД, Росатом, Роскосмос, Газпром), средний и малый бизнес. Несмотря на такие различия в масштабах и уровне значимости деятельности, наиболее доступными способами контроля качества деятельности профессиональных организаций и влияния на него является учреждения собственных образовательных организаций, вхождение в попечительские советы образовательных организаций, участие в федеральном эксперименте Профес-сионалитет. Работодателя в первую очередь беспокоит перечень и содержание спецпредметов, модулей дилетантского цикла реализуемых образовательных программ, качество практической подготовки, в первую очередь производственная практика, соответствие компетенций, формируемых в ходе освоения образовательной программы трудовым действиям и трудовым функциям, производственных процессов работодателя, готовность выпускника прийти на предприятие работодателя после окончания обучения. Немаловажное место в перечне требований к выпускнику занимают его личностные качества. Значимое влияние на содержание и качество профессионального образования работодатели и их сообщества оказывают своим прямым или косвенным участием при формировании содержания профессиональных стандартов. Процесс разработки бизнес-сообществами профессиональных стандартов одной из основных своих целей имел актуализацию федеральных государственных образовательных стандартов. В настоящее время актуализация федеральных государственных образовательных стандартов во многом строится на сопоставлении обобщенных трудовых функций профессиональных стандартов с видами деятельности и профессиональными компетенциями образовательных стандартов [12].

Работники профессиональной образовательной организации также оценивают качество работы, наиболее вероятными критериями оценки являются следующие: уровень оплаты труда, возможность профессиональной самореализации, территориальная доступность, всё что можно отнести к общественному рейтингу образовательной организации. Процедура оценки качества, как правило, не формализована, это индивидуальный выбор преподавателя, вместе с тем в рамках функционирования внутренней системы оценки качества образования она обязана изучать мнение педагогических работников профессиональной организации об удовлетворенности условиями и организацией образовательной деятельности в рамках реализации образовательной программы [13].

Как говорилось выше, непосредственными потребителями результатов образовательного процесса как общественно значимого блага являются абитуриен-

ты и студенты, однако в оценке качества также принимают участие их родители (законные представители, родные, близкие друзья). Так, для абитуриента, осуществляющего выбор образовательной организации для поступления, показателями качества в первую очередь будут профиль образовательной организации (наличие желаемой специальности); вероятность поступления; доступность с точки зрения локации; наличие условий для проживания иногородних студентов; сложность освоения образовательной программы; вероятность трудоустройства по окончании образовательной организации; ожидаемый доход при трудоустройстве по специальности. Для обучающегося, который уже осваивает образовательную программу, показателями, характеризующими качество образования, будут являться комфортность образовательной среды; удобство расписания; доступность и условия питания; отношения со стороны работников образовательной организации и в первую очередь со стороны преподавателей; возможность саморазвития (спорт, творчество, общественная деятельность, наука и т. п.). Данные процедуры оценки качества не формализованы, но об их результатах можно судить по сопоставлению конкурса и среднего балла поступающих в различные образовательные организации одного региона. Потребители получают информацию из открытых источников, в первую очередь из официального сайта по результатам проведения дней открытых дверей, а также путём общения и обмена мнениями. В процессе обучения образовательная организация в рамках функционирования внутренней системы оценки качества образования обязана изучать мнение обучающихся об условиях содержания, организации и качестве образовательного процесса, эта часть оценки вполне определена и формализована на институциональном уровне [13].

Анализируя представленную информацию, можно сделать выводы, что критерии качества нуждаются в системной оценке, имеют разную значимость для различных интересантов, механизмы оценки могут быть как формализованными, так и неформализованными, какие-то показатели подлежат количественной оценке, а какие-то оцениваются по факту присутствия признака.

Систематизируя представленную информацию, сопоставив стороны, заинтересованные в контроле качества среднего профессионального образования (на уровне образовательной организации) с критериями показателей качества и признаками, характеризующими данные критерии, сведём их в единую матрицу показателей качества (табл. 1).

Проанализировав информацию в матрице, сформулируем понятие качества профессионального образования на уровне образовательной организации СПО. Качество среднего профессионального образования на уровне образовательной организации - это динамичная и многофакторная характеристика с оценкой по таким направлениям, как содержание образовательных программ, в том числе особо практическая подготовка, педагогический состав, результаты освоения образовательных программ (успеваемость, качество, пропуски занятий), результативность воспитательной работы (статистические показатели профилактических органов и данные вовлеченности студентов во внеурочную деятельность), показатели качества контингента поступивших, обучающихся и выпускников, состояние учебно-материальной базы (наличие и состояние зданий, оснащен-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ность учебных помещений), информационное и информационно-техническое оснащение, открытость и доступность образовательной организации (в том числе полнота информации на сайте, оперативность и адекватность обратной связи), система управления образовательной организацией. Приведенные показатели системно оцениваются с применением формализованных и неформализованных

Библиографический список

процедур всеми участниками образовательных отношений, к которым относится общество, государство, учредитель образовательной организации, потенциальный работодатель выпускников, сама образовательная организация в лице её работников, получаемая в результате агрегирования показателей оценка может комплексно характеризовать качество работы образовательной организации.

1. О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года. Указ Президента РФ от 21 июля 2020 г № 474. Available at: https://base.garant. ru/74404210/

2. Совещание по развитию системы среднего профобразования. Екатеринбург 06.03.2018 года. Президент России: официальный сайт. Available at: http://www.kremlin.ru/ events/president/transcripts/56992

3. Аристотель (384-322 до н. э.). Категории: c приложением «Введения» Порфирия к «Категориям» Аристотеля. Перевод с древнегреческого А.В. Кубицкого. Москва: URSS, 2016. Available at: https://www.livelib.ru/book/1001465621-aristotel-kategorii-aristotel

4. Кант И. Сочинения: в 6 т. Москва: Мысль, 1964.

5. Гегель ГВ.Ф. Наука логики. Москва: Мысль, 1998.

6. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения: в 30 т. Москва: Госполитиздат, 1954; Т. 20: 20-21, 133-146.

7. Embedding Quality Culture in Higher Education: a selection of Papers from the 1st European Forum for Quality Assurance (EQAF 2006). European University Association, 2007. Available at: http://www.ehea.info/media.ehea.info/file/European_Qualit

8. Examining Quality Culture (EQC): Part 1 - Quality Assurance Processes in Higher Education Institutions. - European University Association. 2010. Available at: https://eua.eu/ resources/publications/406:examining-quality-culturey_Assurance_Forum_2006/71/3/EUA_QA_Forum_publication_582713.pdf

9. Субетто А.И. Теория качества жизни: монография. Санкт-Петербург: Астерион, 2017.

10. Астратова Г.В., Синякова М.Г., Захарова Е.Н., Коржавина Н.П. Субъективные факторы оценки качества жизни на индивидуальном уровне. Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика. 2018; № 3 (225): 18-27.

11. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ. Available at: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/

12. Блинов В.И., Есенина Е.Ю., Факторович А.А. Профессиональные стандарты: от разработки к применению. Высшее образование в России. 2015; № 4: 5-14.

13. Об утверждении аккредитационных показателей, методики расчета и применения аккредитационных показателей по образовательным программам СПО. Приказ Минпросвещения России от 14.04.2023 № 272. Available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/406806020/

References

1. O nacional'nyh celyah razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2030 goda. Ukaz Prezidenta RF ot 21 iyulya 2020 g. № 474. Available at: https://base.garant.ru/74404210/

2. Soveschanie po razvitiyu sistemy srednego profobrazovaniya. Ekaterinburg 06.03.2018 goda. Prezident Rossii: oficial'nyj sajt. Available at: http://www.kremlin.ru/events/president/ transcripts/56992

3. Aristotel' (384-322 do n. 'e.). Kategorii: c prilozheniem «Vvedeniya» Porfiriya k «Kategoriyam» Aristotelya. Perevod s drevnegrecheskogo A.V. Kubickogo. Moskva: URSS, 2016. Available at: https://www.livelib.ru/book/1001465621-aristotel-kategorii-aristotel

4. Kant I. Sochineniya: v 6 t. Moskva: Mysl', 1964.

5. Gegel' G.V.F. Nauka logiki. Moskva: Mysl', 1998.

6. Marks K., 'Engel's F. Sochineniya: v 30 t. Moskva: Gospolitizdat, 1954; T. 20: 20-21, 133-146.

7. Embedding Quality Culture in Higher Education: a selection of Papers from the 1st European Forum for Quality Assurance (EQAF 2006). European University Association, 2007. Available at: http://www.ehea.info/media.ehea.info/file/European_Qualit

8. Examining Quality Culture (EQC): Part 1 - Quality Assurance Processes in Higher Education Institutions. - European University Association. 2010. Available at: https://eua.eu/ resources/publications/406:examining-quality-culturey_Assurance_Forum_2006/71/3/EUA_QA_Forum_publication_582713.pdf

9. Subetto A.I. Teoriya kachestva zhizni: monografiya. Sankt-Peterburg: Asterion, 2017.

10. Astratova G.V., Sinyakova M.G., Zaharova E.N., Korzhavina N.P. Sub'ektivnye faktory ocenki kachestva zhizni na individual'nom urovne. Vestnik Adygejskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 5: 'Ekonomika. 2018; № 3 (225): 18-27.

11. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii. Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 № 273-FZ. Available at: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/

12. Blinov V.I., Esenina E.Yu., Faktorovich A.A. Professional'nye standarty: ot razrabotki k primeneniyu. Vyssheeobrazovanie v Rossii. 2015; № 4: 5-14.

13. Ob utverzhdenii akkreditacionnyh pokazatelej, metodiki rascheta i primeneniya akkreditacionnyh pokazatelej po obrazovatel'nym programmam SPO. Prikaz Minprosvescheniya Rossii ot 14.04.2023 № 272. Available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/406806020/

Статья поступила в редакцию 22.05.24

УДК 37.034

Alikhanova R.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy, Chechen State Pedagogical University (Grozny, Russia), E-mail: arovzat@mail.ru

PEDAGOGICAL POTENTIAL OF THE FAMILY IN FORMING MORAL STABILITY OF PERSONALITY IN A TRANSFORMING WORLD. The article discusses the importance of the family as a key institution of education and the formation of moral stability of the individual in the rapidly changing modern world. The main components of the pedagogical potential of the family and their influence on the development of moral qualities in children are investigated. The author analyzes the role of parents and other family members in the transmission of moral values and principles, as well as in the formation of stable moral attitudes. The essence and structure of the concept of "moral stability of an individual" are revealed, the key factors influencing its formation are revealed. Particular attention is paid to the role of the family as an institution of socialization in the process of moral education, since it is in the family circle that the basic moral values and norms of behavior are laid, which determine the further development of the personality. A model for the realization of the pedagogical potential of the family is presented, including targeted, content, organizational-activity, reflexive-evaluative and effective components.

Key words: family, moral stability of personality, transforming world, pedagogical potential, moral education, implementation model

Р.А. Алиханоеа, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет», г. Грозный, E-mail: arovzat@mail.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ НРАВСТВЕННОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ЛИЧНОСТИ В ТРАНСФОРМИРУЮЩЕМСЯ МИРЕ

В статье рассматривается значимость семьи как ключевого института воспитания и формирования нравственной устойчивости личности в условиях стремительно изменяющегося современного мира. Исследуются основные компоненты педагогического потенциала семьи и их влияние на развитие нравственных качеств у детей. Автор анализирует роль родителей и других членов семьи в передаче нравственных ценностей и принципов, а также в формировании устойчивых моральных установок. Раскрывается сущность и структура понятия «нравственная устойчивость личности», выявляются ключевые факторы, влияющие на ее становление. Особое внимание уделяется роли семьи как института социализации в процессе нравственного воспитания, так как именно в семейном кругу закладываются основные моральные ценности и нормы поведения, которые определяют дальнейшее развитие личности. Представлена модель реализации педагогического потенциала семьи, включающая целевой, содержательный, организационно-деятельностный, рефлексивно-оценочный и результативный компоненты.

Ключевые слова: семья, нравственная устойчивость личности, трансформирующийся мир, педагогический потенциал, нравственное воспитание, модель реализации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.