Научная статья на тему 'КАЧЕСТВО ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗАХ'

КАЧЕСТВО ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗАХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
67
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ / НЕЯЗЫКОВЫЕ ВУЗЫ / СУБЪЕКТИВНОЕ ВОСПРИЯТИЕ / РЕЛЯТИВИЗМ / ПРОЦЕСС ПОЗНАНИЯ / QUALITY / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / PROCESS OF TEACHING FOREIGN LANGUAGES / NON-LINGUISTIC HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS / SUBJECTIVE PERCEPTION / RELATIVISM / COGNITION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яримака Валентина Васильевна, Журбенко Наталья Леонидовна

Статья посвящена проблеме обеспечения качественного образования, обучения иностранному языку в неязыковых вузах. Теоретическая неразработанность данной проблемы на современном этапе развития образовательной системы делает наше исследование актуальным. Авторы рассматривают понятие качества обучения, предполагая, что процесс обучения не является прямолинейным развитием умений и навыков. Рассматриваются свойства и особенности качества образовательных систем, факторы, влияющие на качество. Это сложный процесс, для которого свойственно многообразие составляющих компонентов, переплетающихся во множестве взаимосвязей, каждый из которых влияет на качество обучающего процесса. В данной работе делается попытка объяснить некоторые аспекты современного образовательного процесса, которые могут влиять на качество системы обучения. Определяя характеристики качества, авторы обращают внимание на временной и относительные аспекты, делающие необходимым введение понятий степени или коэффициента качества или успешности или прогресса. В работе делается предположение, что качество процесса обучения и изучения зависит от большого числа внешних и внутренних факторов, свойственных данному обществу, и от знаний и правильного использования результатов предыдущего опыта в обучении иностранному языку. Делается вывод о том, что прежде чем проводить исследования по повышению качества обучения иностранным языкам в неязыковых вузах для выполнения задач устойчивого развития, необходимо принять во внимание аспекты, которые могут стать в дальнейшем основой исследований в сфере повышения качества, среди которых социальная направленность качества, субъективизм, динамический характер, невозможность определить заранее коэффициент качества или эффективности программ и методов. Вся деятельность преподавателя направлена на достижения успеха или прогресса процесса обучения, что будет предполагать качество.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Яримака Валентина Васильевна, Журбенко Наталья Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE QUALITY OF THE PROCESS OF FOREIGN LANGUAGES LEARNING IN NON-LINGUISTIC UNIVERSITIES

The article is devoted to the problem of providing quality education, quality teaching a foreign language in non-linguistic universities. The theoretical research of this problem at the present stage of development of the educational system is not ample and this fact makes our research relevant. The authors consider the concept of learning quality, assuming that the learning process is not a straightforward development of skills. The article considers the properties and features of the quality of educational systems, factors that affect the quality. This is a complex process, which is characterized by a variety of components that are intertwined in a variety of relationships, each of which affects the quality of the learning process. This paper attempts to explain some aspects of the modern educational process that may affect the quality of the learning system. When defining quality characteristics, the authors pay attention to the temporal and relative aspects that make it necessary to introduce additional criteria to estimate the quality of education and achievements of students. The paper assumes that the quality of the learning process depends on a large number of external and internal factors inherent in a given society, and on the knowledge and correct use of the results of previous experience in foreign languages teaching. It is concluded that before conducting research on improving the quality of foreign language teaching in non-linguistic universities to meet the goals of sustainable development, it is necessary to take into account aspects that may become the basis of research in the field of quality improvement in the future, including the social orientation of quality, subjectivism, dynamic nature, the inability to determine in advance quality or effectiveness of programs and methods used. All the activity of the teacher is aimed at achieving success or progress of the learning process, which will assume quality.

Текст научной работы на тему «КАЧЕСТВО ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗАХ»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2020, №3, Том 8 / 2020, No 3, Vol 8 https://mir-nauki.com/issue-3-2020.html URL статьи: https://mir-nauki. com/PDF/02PDMN320.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Яримака В.В., Журбенко Н.Л. Качество процесса обучения иностранному языку в неязыковых вузах // Мир науки. Педагогика и психология, 2020 №3, https://mir-nauki.com/PDF/02PDMN320.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Yarimaka V.V., Zhurbenko N.L. (2020). The quality of the process of foreign languages learning in non-linguistic universities. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 3(8). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/02PDMN320.pdf (in Russian)

УДК 378 ГРНТИ 14.35.09

Яримака Валентина Васильевна

ФГБОУ ВО «Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)», Москва, Россия Старший преподаватель кафедры «И-14 Иностранный язык для технологических специальностей»

E-mail: yarimaka47@mail.ru

Журбенко Наталья Леонидовна

ФГБОУ ВО «Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)», Москва, Россия

Доцент кафедры «И-14 Иностранный язык для технологических специальностей»

Кандидат педагогических наук E-mail: njurbenko@mail.ru РИНЦ: https://www.elibrary.ru/author_profile.asp?id=492742

Качество процесса обучения иностранному языку в неязыковых вузах

Аннотация. Статья посвящена проблеме обеспечения качественного образования, обучения иностранному языку в неязыковых вузах. Теоретическая неразработанность данной проблемы на современном этапе развития образовательной системы делает наше исследование актуальным. Авторы рассматривают понятие качества обучения, предполагая, что процесс обучения не является прямолинейным развитием умений и навыков. Рассматриваются свойства и особенности качества образовательных систем, факторы, влияющие на качество. Это сложный процесс, для которого свойственно многообразие составляющих компонентов, переплетающихся во множестве взаимосвязей, каждый из которых влияет на качество обучающего процесса. В данной работе делается попытка объяснить некоторые аспекты современного образовательного процесса, которые могут влиять на качество системы обучения. Определяя характеристики качества, авторы обращают внимание на временной и относительные аспекты, делающие необходимым введение понятий степени или коэффициента качества или успешности или прогресса. В работе делается предположение, что качество процесса обучения и изучения зависит от большого числа внешних и внутренних факторов, свойственных данному обществу, и от знаний и правильного использования результатов предыдущего опыта в обучении иностранному языку. Делается вывод о том, что прежде чем проводить исследования по повышению качества обучения иностранным языкам в неязыковых вузах для выполнения задач устойчивого развития, необходимо принять во внимание аспекты, которые могут стать в дальнейшем основой исследований в сфере повышения качества, среди которых социальная направленность качества, субъективизм, динамический характер, невозможность определить заранее коэффициент качества или эффективности программ и

методов. Вся деятельность преподавателя направлена на достижения успеха или прогресса процесса обучения, что будет предполагать качество.

Ключевые слова: качество; устойчивое развитие; процесс обучения иностранным языкам; неязыковые вузы; субъективное восприятие; релятивизм; процесс познания

Понятие качества сопровождает нашу жизнь, независимо от сферы нашей деятельности. Качеством обладает каждый предмет, понятие, действие или система. Мы говорим о качестве продукции, качестве жизни, качественном проведение свободного времени и, безусловно, о качестве обучения.

Программа устойчивого развития, принятая в 2015 году ООН 1 , ставит перед правительствами и специалистами во всех сферах человеческой деятельности цели на период до 2030 года. Программа декларирует 17 целей, направленных на ликвидацию бедности, сохранение ресурсов планеты и обеспечение благосостояния людей во всем мире. Каждая цель содержит набор показателей, которые должны быть достигнуты в течение 15 лет. Согласно определению ООН, под устойчивым развитием понимается обеспечение того, чтобы развитие нынешнего поколения не противоречило интересам будущих поколений. Хотя только одна из 17 целей напрямую связана с образованием, мы понимаем, что только с помощью высококачественного современного образования могут быть достигнуты все остальные цели. Цель 4 "Качественное образование" ставит задачу обеспечить инклюзивное и справедливое качественное образование и содействовать созданию возможностей для обучения на протяжении всей жизни для всех.

Для постановки цели достижения качественного образования, а тем более для реализации неких мер по достижению качества образования, необходимо определить само понятие качества, рассмотреть качество как феномен с различных точек зрения. Теоретическая неразработанность данной проблемы, в частности в отношении качества процесса обучения иностранным языкам в неязыковых вузах на современном этапе развития образовательной системы, делает наше исследование актуальным.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» определяет качество образования, как комплексную характеристику образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающую степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы2.

В научной литературе можно увидеть много определений качества обучения: В.А. Кальней, С.Е. Шишов [1] определяют качество обучения как соответствие результатов образования ожиданиям и потребностям личности и общества; Е.А. Ямбург [2] как соответствие совокупности свойств образовательного процесса и его результата требованиям образовательного стандарта, социальным нормам общества, личности; Виноградова О.С. [3; 4] говорит о том, что в целом качество профессионального иноязычного образования вступает комплексным понятием, которое отражает совокупность соответствия результатов развития личности обучающегося возможностям ее развития, отражающую гуманистическую

1 https://sustainabledevelopment.un.org.

2 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2015-2016 года. http://zakon-ob -obrazovanii. ru/ (дата обращения: 27.07.2016).

https:// mir-nauki. com

направленность иноязычного образования; соответствия результатов сформированной социально-профессиональной иноязычной компетенции требованиям заказчика и обучающегося; а также является свойством системы удовлетворять ожидания заказчика (работодателя), то есть соответствовать ожиданиям заказа общества.

Качество можно рассматривать как показатель или степень обладания хорошими или плохими характеристиками по сравнению с эталоном. Слово имеет многослойное трактование и включает в себя множество разнообразных составляющих, которые влияют на то, что мы понимаем под словом «качество». Следует отметить, что понятие качества имеет социальную направленность, зависит от норм и правил, принятых в данном сообществе, и связано с культурным наследием общества. В качестве заинтересованы все. Но качество является относительным понятием и его объяснение зависит от человека, который пользуется этим термином, а также от условий и обстоятельств его использования. Кроме того, данное понятие трактуется по-разному разными людьми, причем один и тот же человек может вкладывать в это понятие разный смысл в различных ситуациях. Каждый преподаватель подходит к пониманию качества, успешности или прогресса, достигаемого во время обучения, через свой опыт и свои собственные предположения и идеи относительно процесса обучения. Иначе, каждый человек имеет свой способ видеть вещи или оценивать действия, отличающийся от мнения других. Мы говорим о субъективном восприятии окружения, личностном понимание действительности, что, на самом деле, далеко не всегда соответствует объективным данным. Таким образом, вещи или действия, слова и поведение не видятся такими, какие они есть, каждому свойственно иметь только свою субъективную оценку этих вещей или явлений. Качеству свойственен релятивизм, понятие того, что все знания относительны и абсолютной истины не существует, а есть истины, в которые верит конкретный человек или культура.

Качественное образование играет определенную роль в жизни общества и влияет на успешность личности, как в личной жизни, так и при выборе и продвижении по карьерной лестнице. Никто не будет отрицать, что знание иностранных языков увеличивает шансы каждого преуспеть в бизнесе в век глобализации. И, несомненно, каждый, участвующий в процессе обучения, будет ли это ученик, преподаватель, родители, работодатель или собственно государство, ставит своей целью получить или предоставить качественное образование. Существуют стандарты для образования в целом, и для обучения иностранным языкам в частности, прописывающие цели, задачи, умения, навыки, которыми обучающиеся должны овладеть после окончания определенного уровня. Стандарт - это некая абсолютная величина, или цель, которую надо достичь. Но ситуация становится проблемной, требующей решения, и проблематичной в силу того, что не существует выработанного подхода для достижения данной цели.

Качество занимает первую строчку повестки дня, и улучшение качества является самой важной задачей образовательного учреждения. Одновременно это иллюзорное понятие -нелегкое ни для описания и обсуждения, ни для применения на практике [5].

Через тесты (рутинные ежедневные или такие важные как ЕГЭ) определяется уровень владения предметом, в нашем случае иностранным языком. Созданию тестов уделяется в современной науке огромное внимание. Кадневский В.М. [6; 7] говорит, что внедрение тестовых технологий в образовательное пространство России является, с одной стороны, закономерностью генезиса тестирования, а с другой - насущной потребностью рациональной организации образовательного процесса. Майоров А.Н. [8] создает типологию тестов и указывает на необходимость создания тестов для каждой конкретной образовательной задачи.

Свойства и особенности качества обучения ИЯ

https:// mir-nauki. com

Тест не позволяет проверять и оценивать высокие, продуктивные уровни знаний, связанные с творчеством, то есть вероятностные, абстрактные и методологические знания. В ходе тестирования игнорируются качественные показатели, оценивание сводится к количественным показателям [9]. Результат теста и есть осязаемый предмет, который сравнивают со стандартом, в качестве которого выступает заранее приготовленный бланк с ответами, говорящий о том, как надо отвечать. Тесты выступают в роли посредника между студентом, с одной стороны, и комиссией по проверке, с другой стороны. А что же студент? Он остается в стороне, мы оцениваем не его личностные или профессиональные качества, его способность обучаться, а его ошибки, которые он сделал и которые являются основанием для наших выводов относительно студента. Иначе, мы присваиваем ярлычки «знающий» или «незнающий» по количеству ошибок, что противоречит здравому смыслу. Качество рассматривается как абсолютная величина. Как любой абсолют, оно будет идеальным, в том смысле, что у него нет аналогов.

Обычная практика определения уровня успешности студента (его качество) основана на сравнении того, что может делать студент и тем, что он должен делать согласно предложенным стандартам. При этом игнорируются два важных участника, непосредственно принимающие участие в работе в аудитории - учащийся и преподаватель, которые не всегда добиваются желаемого результата.

Философы постмодернизма трактовали понятие прогресса как идею, которая предполагает, что человечество и цивилизация неизбежно улучшаются со временем, двигаясь к некоему виду идеального или совершенного состояния. Прогресс в данном случае рассматривается как прямолинейное движение вперед (усовершенствование).

Если мы примем данную концепцию, то прямолинейное движение студента вперед будет выглядеть следующим образом: «не знаю - имею представление - знаю что-то - имею значительные знания - знаю, помню и могу применять - беглое владение языком. Если данная цепочка не прерывается на каком-либо этапе, то это движение вперед, скорее всего, приведет к качественному владению материалом.

Didau [10] подтверждает, что прогресс в обучении не всегда следует рассматривать как линейный и непрерывно идущий процесс, направленный на достижение некой поставленной цели к совершенству. Скорее, этот процесс идет через спады и подъемы и иногда идет по замкнутой кривой, что означает, что прогресс лучше воспринимать не как прямую линию развития, а как спираль, когда получаемый опыт во время обучения останавливается, требует повторения, возможно с целью расширения знаний.

Следует отметить, что многие учебные заведения говорят о прогрессе и многие, участвующие в процессе обучения, выступают против определения успешности учащегося, ориентируясь на установленные стандарты. Вероятно, стандарты навязывают цели, создают ярлыки и ограничивают анализ процесса обучения, что сказывается на учащихся. Ярлыки, баллы, рейтинги чаще ограничивают процесс изучения, чем способствуют его продвижению. Стандарты, рейтинги, оценочные системы необходимы образовательным системам для выживания, как социальным институтам, но зачастую полностью губят потенциал учащихся и возможности преподавателей, поощряя соответствие стандартам.

Кроме того, предположения преподавателей относительно успешности и возможностей студентов могут быть ошибочными, если учитывать только сделанные ошибки. Bjork [11-13] предостерегает преподавателей от поспешно делаемых предположений относительно возможностей и способностей учеников. Необходимо понять, что они хотят от нас для достижения своих целей.

Возможно, для более корректного понимания качества процесса обучения и изучения будет желательным и необходимым ввести такие понятия как успешность, прогресс и эффективность обучения. Такие понятия помогут не только более эффективно оценить студента, но и определить качество обучения, определить его характеристики.

Характеристики качества

Определяя характеристики качества, мы считаем необходимым обратить внимание на следующие аспекты:

1. Независимо от того, по какому пути пойдет развитие образования в той или иной стране, основная цель учебного процесса - дать качественное образования на данный момент. Качество является временным показателем. В этом случае необходимо ввести понятие степень или коэффициент качества или успешности или прогресса.

2. Качество рассматривается как относительное понятие. Более качественное образование относительно чего? Прежде всего, понятие качества зависит от человека, пользующегося этим термином, а также от условий и обстоятельств его использования. Это понятие трактуется по-разному разными людьми, причем один и тот же человек может вкладывать в это понятие разный смысл в различных ситуациях. Складывается впечатление того, что мы говорим не о разном восприятии одной и той же вещи, а о различных восприятиях различных вещей с одинаковым названием. То, что может казаться вполне качественным одной группе, окажется абсолютно неприемлемым для другой группы.

3. Нам всем знакомо понятие качества, но описание или объяснение оказываются сложными. Мы свободно пользуемся словом качество, не задумываясь о его значении. Но мы моментально реагируем на отсутствие качества. Для многих менее успешных студентов неумение что-либо делать ассоциируется с ощущением некачественного (пустого) времяпровождения. Следует отметить, что качество - это то, что отличает превосходство от обычности, серости. Количество качества, которым обладает учащийся, является показателем успеха или неудачи.

4. Качество в образовании - сложное понятие, состоящее из множества составляющих, среди которых: выдающиеся преподаватели, моральные качества обучаемых и учителей, применение современных технологий и методов, хорошо сбалансированные программы (активные, вызывающие интерес и желание к выполнению), микроклимат в учебном заведении, направленный на мотивацию учащихся, креативное и гибкое управление учебным процессом, ресурсы доступные к использованию.

5. В настоящее время в распоряжении преподавателей имеется достаточное количество учебных материалов, дающих подробное описание процесса обучения различным аспектам иностранного языка. Но остается нерешенным вопрос о том, какие учебные материалы и какие методики гарантируют качественное, успешное или эффективное обучение. Качество можно рассматривать как некий показатель, который не является константой, а может и должен подвергаться изменениям, усовершенствоваться. Следует отметить, что определение понятия «качество» имеет субъективный характер, что усложняет введение и четкого понимания данного понятия на практике. Создаваемые программы обучения, методы обучения, выбранные из множества существующих, должны способствовать качественному процессу обучения. Но проблема именно в том, что мы не можем знать, к какому качеству приведут нас наши программы, и приведут ли вообще. Вероятно, качество следует оценивать по результатам предложенных услуг в виде программ обучения и методик и через сам процесс обучения.

6. Мы все имеем интуитивные представления о качестве, но часто ощущаем трудность ответить на вопрос, что такое качество. Качество, как свобода, равенство, свобода, или справедливость, является скользким для объяснения. Качество - это иллюзорное понятие, нелегкое ни для описания и обсуждения, ни для применения на практике. Кроме того, качество - это оценочный термин, он связан с субъективным представлением о том, что такое 'хороший' и 'стоящий' [14; 15] и как 'делать правильные вещи хорошо', выполнение правильных вещей хорошими способами. В образовании на университетском уровне это означает набор 'правильных' (достойных) студентов и предоставление (создание) 'правильной' окружающей среды с целью создать возможности для индивидуального развития каждого студента с точки зрения приобретения знаний. Это означает, что качество на выходе является функцией качества на входе. При этом, повышение качества рассматривается с точки зрения улучшения структуры и содержания курсов и методов для подтверждения качества.

Таким образом, прежде чем проводить исследования по повышению качества обучения иностранным языкам в неязыковых вузах для выполнения задач устойчивого развития, мы попытались всесторонне рассмотреть феномен качества и сформулировать аспекты, которые могут стать в дальнейшем основой исследований в сфере повышения качества:

1. Сложность определения. Несмотря на кажущиеся простоту понятия, слово имеет многослойное трактование и включает в себя множество разнообразных составляющих, которые влияют на то, что мы понимаем под словом качество.

2. Качество имеет социальную направленность, зависит от норм и правил, принятых в данном сообществе и связано с культурным наследием общества.

3. Субъективное понятие. Качеству свойственно быть субъективным понятием, что усложняет понимания качества и его применения на практике.

4. Не является раз и навсегда установленным показателем. Ему свойственно движение, изменения и усовершенствование. (Качество можно рассматривать как некий показатель, который не является константой, а может и должен подвергаться изменениям, усовершенствоваться).

5. Невозможность определить заранее коэффициент качества или эффективности наших программ и методов и нашей активности. Создаваемые программы обучения, методы обучения, выбранные из множества существующих, должны способствовать качественному процессу обучения. Но проблема именно в том, что мы не можем знать, к какому качеству приведут нас наши программы, и приведут ли вообще. Вероятно, качество следует оценивать по результатам предложенных услуг в виде программ обучения и методик и через сам процесс обучения. В настоящее время в распоряжении преподавателей имеется достаточное количество учебных материалов, дающих подробное описание процесса обучения различным аспектам иностранного языка. Но остается нерешенным вопрос о том, какие учебные материалы и какие методики гарантируют качественное, успешное или эффективное обучение.

6. Качество является временным показателем. Следует ввести понятие степени достигнутого качества при оценке прогресса. Независимо от того, по какому пути пойдет развитие образования в той или иной стране, основная цель учебного процесса - дать качественное образования на данный момент. В настоящее время в распоряжении преподавателей имеется достаточное количество учебных материалов, дающих подробное описание процесса обучения различным аспектам иностранного языка. Но остается нерешенным вопрос о том, какие учебные материалы и какие методики гарантируют качественное, успешное или эффективное обучение.

7. Взгляд на процесс обучения и изучения с точки зрения качества, успешности или прогресса как самого процесса, так и обучающихся будет зависеть от преподавателя, имеющего свою выработанную философию обучения и изучения предмета.

8. Вся деятельность преподавателя направлена на достижения успеха или прогресса или успешности процесса обучения, что будет предполагать качество. Иначе, деятельность преподавателя в аудитории должна быть направлена на обеспечение качества.

В настоящее время в МАИ (НИУ) ведется много исследований, направленных на повышение качества обучения иностранным языкам. Исследования проводятся в разных сферах - использование новейших информационных технологий [16; 17], использование современных педагогических технологий [18; 19], подготовка преподавателей для работы в современной системе образования [20]. Мы считаем, что для продолжения исследований по достижению качества обучения, то есть увеличению эффективности процесса обучения иностранным языкам следует принять концепцию того, что:

• Существует субъективное понимание качества, успешности и эффективности учебного процесса в аудитории. Каждый из педагогов подходит к пониманию успешности, основываясь на своих собственные понятия, начиная с философских и этических норм до прагматических и чисто практических взглядов. Мы имеем дело с вариативностью взглядов.

• Качество является показателем деятельности преподавателя и студента в аудитории и не является константой, а может и должно подвергаться усовершенствованию.

• Качество обучения предполагает успешное обучение, которое приводит к движению вперед - прогрессу, и может считаться эффективным процессом. В данном случае качество, прогресс, успешность можно рассматривать как элементы эффективности, которые имеют уровни достижения. Говоря о коэффициентах качества или успешности, или прогресса, мы имеем в виду результаты, которые были достигнуты учащимися по определенной теме на определенном этапе к определенному моменту.

• Контроль успешности студентов (за качеством) следует проводить через разработанную систему оценки успешности, которая позволит оценивать достижения студентов через критерии, которые четко определяют успех и выделяют слабые стороны в обучении с сопровождающими рекомендациями дальнейших действий. В нашем случае это могут быть коэффициенты, которые позволят студентам увидеть результаты собственного прогресса и через управление своим процессом обучения совершенствовать знания, умения и навыки.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кальней В.А., Шишов С.Е. Технология мониторинга качества обучения в системе «учитель-ученик»: методическое пособие для учителя. - М.: Педагогическое общество России, 1999, - 86 с.

2. Ямбург Е.А. Школа для всех // Народное образование. - 1998. - № 3. - С. 98-103.

3. Виноградова О.С. Комплексно-процессно-проектный подход к дизайну педагогической системы качества профессионального иноязычного образования // Интернет-журнал «Мир науки», 2018 №6, nauki.com/PDF/116PDMN618.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

4. Виноградова О.С. Модель социально-профессиональной иноязычной компетентности специалиста как основа качества профессионального иноязычного образования специализированных вузов // Гуманитарные и

социальные науки, 2018. № 4, http://www.hses-online.ru/2018/04/21.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

5. James J Gibson and Eleanor J Gibson. Perceptual learning: Differentiation or enrichment? Psychological review, 62(1): 32, 1955.

6. Кадневский В.М. Генезис тестирования в истории отечественного образования: диссертация ... доктора педагогических наук: 13.00.01 / Кадневский Валерий Михайлович; [Место защиты: Ур. гос. пед. ун-т]. - Омск, 2007. - 369 с.

7. Кадневский В.М. Из истории создания и применения тестов для системы образования // Педагогическая диагностика. - 2003. - № 3. - С. 39-50.

8. Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. - М.: Интеллект-Центр, 2001. - 296 с.

9. Карпенко А.П., Домников А.С., Белоус В.В. Тестовый метод контроля качества обучения и критерии качества образовательных тестов. Обзор // Наука и образование (МГТУ им. Н.Э. Баумана) (электронный журнал). - 2011. - № 4. - С. 1 (28 с.).

10. Didau D., Nick R. What Every Teacher Needs to Know About Psychology John Catt Educational, 2016. ISBN 1909717851 (ISBN13: 9781909717855).

11. Robert A. Bjork "The Science of Learning and the Learning of Science introducing Desirable Difficulties". 2006.

12. Robert A. Bjork, & Bjork, E.L. "Forgetting as the friend of Learning: implication for teaching and self-regulated learning: implications for teaching and self-regulated learning. Advances in Physiology Education", 43, pp. 164-167 Jun. 2019.

13. Robert A. Bj ork (2017) Creating desirable difficulties to enhance learning. In I. Wallace & L. Kirkman (eds), 'Best of the Best': Progress (p. 81-85). Carmarthen Crown House Publishing.

14. Pfeffer, N., & Coote, A. (1991). Is Quality Good For You? A Critical review Quality Assurance in the Welfare Services. London: Institute of Public Policy Research.

15. Cheong Cheng, Y., Ming Tam, W. (1997) Multi-models of quality in education, Quality Assurance in Education, Vol. 5 No. 1, pp. 22-31. https://doi.org/10.1108/09684889710156558.

16. Artyushina, G.G., Sheypak, O.A. Mobility and Edutainment in ESL Learning via Podcasting Lecture Notes in Computer Science (including subseries Lecture Notes in Artificial Intelligence and Lecture Notes in Bioinformatics), Volume 10345 LNCS, 2017, Pages 285-289.

17. Чалова О.А. Самостоятельная работа как необходимое условие развития автономии студента в рамках дисциплины «Иностранный язык» в неязыковом вузе // Мир науки. Педагогика и психология, 2019 №4, https://mir-nauki.com/PDF/29PDMN419.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

18. Коротун В.Л., Волкова Е.Б. Использование интернет - ресурсов при организации самостоятельной работы студентов технических вузов // Сборник докладов. Издательство «Перо» - Москва, 2016. - с. 22.

19. Журбенко Н.Л. Методические подходы к преодолению интерференции родного языка при обучении профессионально-ориентированному иностранному языку // Вестник Владимирского государственного университета, 40(59) 2020. - 168 с. С. 75-83.

20. Аникеева И.Г., Овсянникова М.Н. Подготовка преподавателей технических вузов к междисциплинарному иноязычному общению в системе повышения квалификации // Интернет-журнал «Мир науки», 2018 №3, https://mir-nauki.com/PDF/78PDMN318.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

https:// mir-nauki. com

Yarimaka Valentina Vasil'evna

Moscow aviation institute (National research university), Moscow, Russia

E-mail: yarimaka47@mail.ru

Zhurbenko Natalia Leonidovna

Moscow aviation institute (National research university), Moscow, Russia

E-mail: njurbenko@mail.ru

The quality of the process of foreign languages learning in non-linguistic universities

Abstract. The article is devoted to the problem of providing quality education, quality teaching a foreign language in non-linguistic universities. The theoretical research of this problem at the present stage of development of the educational system is not ample and this fact makes our research relevant. The authors consider the concept of learning quality, assuming that the learning process is not a straightforward development of skills. The article considers the properties and features of the quality of educational systems, factors that affect the quality. This is a complex process, which is characterized by a variety of components that are intertwined in a variety of relationships, each of which affects the quality of the learning process. This paper attempts to explain some aspects of the modern educational process that may affect the quality of the learning system. When defining quality characteristics, the authors pay attention to the temporal and relative aspects that make it necessary to introduce additional criteria to estimate the quality of education and achievements of students. The paper assumes that the quality of the learning process depends on a large number of external and internal factors inherent in a given society, and on the knowledge and correct use of the results of previous experience in foreign languages teaching. It is concluded that before conducting research on improving the quality of foreign language teaching in non-linguistic universities to meet the goals of sustainable development, it is necessary to take into account aspects that may become the basis of research in the field of quality improvement in the future, including the social orientation of quality, subjectivism, dynamic nature, the inability to determine in advance quality or effectiveness of programs and methods used. All the activity of the teacher is aimed at achieving success or progress of the learning process, which will assume quality.

Keywords: quality; sustainable development; the process of teaching foreign languages; non-linguistic higher education institutions; subjective perception; relativism; cognition

02PDMN320

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.