Научная статья на тему 'Организация учебного процесса изучения иностранных языков в неязыковом техническом вузе'

Организация учебного процесса изучения иностранных языков в неязыковом техническом вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
258
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕЯЗЫКОВОЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ ВУЗ / ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В АУДИТОРИИ / КОММУНИКАЦИЯ СТУДЕНТ-ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ / ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / NON-LINGUISTIC TECHNICAL UNIVERSITY / CLASSROOM MANAGEMENT / STUDENT-TEACHER COMMUNICATION / PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES / STUDENT-ORIENTED APPROACH / EFFICIENCY OF TEACHING / PERSONALITY-ORIENTED APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Журбенко Наталья Леонидовна, Шинкарева Алла Ивановна

Обучение профессионально-ориентированному иностранному языку в неязыковом техническом вузе должно обеспечить будущим специалистам в различных технических сферах деятельности умение использовать иностранный язык как средство осуществления профессиональной деятельности. Для достижения этой цели важны не только качество учебных программ и учебных материалов, но и работа каждого преподавателя в аудитории. Умение создать и управлять классом может быть одной из составляющих основы успешного обучения, что обусловливает актуальность исследований процесса организации учебного процесса. Процесс организации учебного процесса преподавателем является процессом создания благоприятной среды для академического и социально-эмоционального обучения студентов. Авторы предлагают различные методы управления аудиторией, организации учебного процесса в аудитории. В статье рассматриваются различные аспекты организации учебного процесса (типы коммуникации студентов и студентов с преподавателем, способы руководство аудиторией, этапы занятий, использование педагогических технологий и оборудования в аудитории). Организация учебного процесса в аудитории может быть одним из способов реализации личностно-ориентированного подхода в образовании, если мы рассматриваем личностно-ориентированный подход как систему идей призванных обеспечивать и поддерживать процессы самореализации личности. В статье описывается проведенная диагностика, и предлагаются рекомендации для организации обучения в аудитории в неязыковых технических вузах в рамках обучения иностранным языкам. Сознательная организация и управление занятием в аудитории, которые могут зависеть не только от уровня языковой подготовки студентов, но и от сферы профессиональной деятельности будущих специалистов, помогают повысить эффективность обучения иностранному языку в технических вузах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Журбенко Наталья Леонидовна, Шинкарева Алла Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Classroom management in foreign languages learning process in technical universities

Teaching a professionally oriented foreign language in technical universities should provide the ability to use a foreign language as a means of professional activity. Not only the quality of teaching materials but also the work of each teacher in the classroom determines the possibility of achieving this goal. The ability to manage a class can be one of the components of the successful learning a foreign language. This fact determines the relevance of the research process in organizing the classroom management. The task of organizing the educational process I by the teacher in the classroom is to create a favorable environment for academic and socio-emotional training of students. The article discusses various aspects of classroom management (types of communication between students and the teacher, ways to guide the audience, the stages of a lesson, the use of pedagogical technologies and equipment in the classroom). The classroom management can be one of the ways to implement a student oriented approach in education which could be considered as a system of ideas to provide and support the process of individual self realization. The article offers recommendations for the classroom management in non linguistic technical universities in the frame of foreign language training. Conscious organization and management of classes, depending not only on the level of the English language but also on the sphere of future profession of the students, help to improve the effectiveness of foreign language teaching in technical universities.

Текст научной работы на тему «Организация учебного процесса изучения иностранных языков в неязыковом техническом вузе»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2019, №3, Том 7 / 2019, No 3, Vol 7 https://mir-nauki.com/issue-3 -2019.html URL статьи: https ://mir-nauki. com/PDF/28PDMN319.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Журбенко Н.Л., Шинкарева А.И. Организация учебного процесса изучения иностранных языков в неязыковом техническом вузе // Мир науки. Педагогика и психология, 2019 №3, https://mir-nauki.com/PDF/28PDMN319.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Zhurbenko N.L., Shinkareva A.I. (2019). Classroom management in foreign languages learning process in technical universities. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 3(7). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/28PDMN319.pdf (in Russian)

УДК 378 ГРНТИ 14.35.09

Журбенко Наталья Леонидовна

ФГБОУ ВПО «Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)»

Москва, Россия

Доцент кафедры «И-14 Иностранный язык для технологических специальностей»

Кандидат педагогических наук E-mail: njurbenko@mail.ru РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=492742

Шинкарева Алла Ивановна

ФГБОУ ВПО «Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)»

Москва, Россия

Старший преподаватель кафедры «И-14 Иностранный язык для технологических специальностей»

E-mail: gorubin@gmail.com РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=1025529

Организация учебного процесса изучения иностранных языков в неязыковом техническом вузе

Аннотация. Обучение профессионально-ориентированному иностранному языку в неязыковом техническом вузе должно обеспечить будущим специалистам в различных технических сферах деятельности умение использовать иностранный язык как средство осуществления профессиональной деятельности. Для достижения этой цели важны не только качество учебных программ и учебных материалов, но и работа каждого преподавателя в аудитории. Умение создать и управлять классом может быть одной из составляющих основы успешного обучения, что обусловливает актуальность исследований процесса организации учебного процесса. Процесс организации учебного процесса преподавателем является процессом создания благоприятной среды для академического и социально-эмоционального обучения студентов.

Авторы предлагают различные методы управления аудиторией, организации учебного процесса в аудитории. В статье рассматриваются различные аспекты организации учебного процесса (типы коммуникации студентов и студентов с преподавателем, способы руководство аудиторией, этапы занятий, использование педагогических технологий и оборудования в аудитории). Организация учебного процесса в аудитории может быть одним из способов реализации личностно-ориентированного подхода в образовании, если мы рассматриваем личностно-ориентированный подход как систему идей призванных обеспечивать и поддерживать процессы самореализации личности. В статье описывается проведенная

https:// mir-nauki. com

диагностика, и предлагаются рекомендации для организации обучения в аудитории в неязыковых технических вузах в рамках обучения иностранным языкам. Сознательная организация и управление занятием в аудитории, которые могут зависеть не только от уровня языковой подготовки студентов, но и от сферы профессиональной деятельности будущих специалистов, помогают повысить эффективность обучения иностранному языку в технических вузах.

Ключевые слова: неязыковой технический вуз; организация учебного процесса в аудитории; коммуникация студент-преподаватель; педагогические технологии; личностно-ориентированный подход; эффективность обучения; личностно-ориентированный подход

Знание иностранного языка повышает конкурентоспособность современного специалиста на рынке труда. Владение иностранным языком на высоком уровне для технических специалистов, которые каждый день сталкиваются с необходимостью воспринимать, анализировать информацию на иностранных языках, является атрибутом высокого профессионализма. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования ФГОС ВО и Самостоятельно устанавливаемые образовательные стандарты МАИ (СУОС МАИ) 1 по различным направлениям неязыковой подготовки определяют, что в результате освоения программы бакалавриата у выпускника должны быть сформированы общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции. Выпускник, освоивший программу бакалавриата, должен обладать следующими общекультурными компетенциями: способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-5 ФГОС, ОК-11 СУОС МАИ). То есть, обучение иностранному профессионально-ориентированному иностранному языку в рамках бакалавриата должно обеспечить умение использовать иностранный язык как средство осуществления профессиональной деятельности, то есть возможность не прибегать в процессе работы к привлечению специалистов-лингвистов.

Для решения этой задачи в неязыковых технических вузах разрабатываются новые учебные программы в рамках личностно-ориентированного подхода, используется коммуникативная методика преподавания и инновационные педагогические технологии [1; 2], разрабатываются новые учебные материалы. В Московском Авиационном Институте (национальном исследовательском университете) проводятся различные исследования, направленные на повышение профессионального уровня владения иностранным языком, например, разрабатывается система самостоятельной работы студентов [3], система использования педагогической технологии дифференцированного обучения в группах с различным уровнем языковой подготовки [4], внедряются новые методики обучения авиационной терминологии с использованием ресурсов Интернета [5].

Для решения поставленных задач важны не только качество учебных программ и учебных материалов, но и работа каждого преподавателя в аудитории. Одним из важных моментов в работе педагога является организация учебного процесса, то есть создание условий, в которых происходит процесс обучения. Умение создать и управлять аудиторий может быть одной из составляющих основы успешного обучения, что обусловливает актуальность

1 Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования ФГОС ВО и Самостоятельно устанавливаемые образовательные стандарты МАИ (СУОС МАИ) по направлениям подготовки МАИ (НИУ): URL: https://mai.ru/sveden/eduStandarts.

Страница 2 из 10

28PDMN319

https:// mir-nauki. com

исследований процесса организации учебного процесса в аудитории в рамках изучения иностранных языков в неязыковом техническом вузе.

Процесс организации учебного процесса преподавателем в аудитории является процессом создания благоприятной среды для академического и социально-эмоционального обучения студентов. Процесс организации учебного процесса преподавателем в аудитории -это непрерывный процесс взаимодействия между преподавателем и студентом. БгорЬу [6, с. 17] представляет аналогичное определение - управление аудиторией относится к действиям, предпринимаемым для создания и поддержания учебной среды, способствующей успешному обучению, включая организацию физической среды, установление правил и процедур, поддержание внимания учащихся к урокам и участию в деятельности. Оба определения подчеркивают важность действий, предпринимаемых преподавателем для облегчения обучения студентов. Для достижения максимальной эффективности учебного процесса преподаватели должны: устанавливать благоприятные доверительные отношения со студентами, которые подразумевают доверие студента к методам, используемым преподавателем; организовывать и осуществлять обучение таким образом, чтобы оптимизировать доступ учащихся к обучению [7], учитывая уровень подготовки и уровень сформированности умений каждого студента; поощрять участие студентов в академических задачах, что может быть сделано с помощью методов управления группами, например, путем установления правил в аудитории; содействовать развитию социальных навыков и саморегуляции учащихся; влиять на течение учебного процесса для оказания помощи студентам с проблемами поведения, эффективное управление классом улучшает поведение учащихся.

С прикладной точки зрения при планировании занятий преподаватель должен учитывать следующие аспекты [8, с. 54] организация учебного процесса в аудитории:

1. Типы заданий на занятии (вид речевой деятельности, который определяет последовательность этапов работы над заданием). Как студент будет подготовлен к выполнению задания (выполнение задание должно быть логичным продолжением течения занятия)? Как объяснить студенту, что требуется от него в процессе выполнения задания, каковы его цели в рамках задания? Наблюдение преподавателем за процессом выполнения задания студентом. Наблюдение за тем, что происходит в классе во время занятий и затем обдумывание возможных вариантов, чтобы принять соответствующие решения и воплотить их в эффективных действиях, является одним из основных аспектов организации процесса обучения в аудитории. Определение времени, необходимого для выполнения задания. Завершенность выполнения задания.

2. Тип коммуникации студентов и студентов с преподавателем при выполнении заданий. Определить порядок выполнения задания (индивидуально, с использованием педагогической технологии работы в малых группах сотрудничества, парами, тройками или всей группой). Организация рассадки студентов в аудитории, например, в зависимости от уровня сформированности каких-либо навыков у конкретных студентов, когда задание требует сотрудничества студента с более высоким уровнем подготовленности со студентом с менее сформированными навыками. Определить позиции преподавателя (будет ли он стоять, сидеть, передвигаться по аудитории), что определяется типом наблюдения за выполнением задания.

3. Руководство аудиторией. Способы концентрации и удержания внимания и заинтересованности студентов в процессе выполнения задания. Определение ролей студентов в процессе выполнения заданий. Передача управленческих полномочий в процессе занятия. Принуждение студентов выполнять то или иное задание в случае выражения нежелания или

несогласия. Что будет делать преподаватель в случае, если студент отказывается выполнять задание?

4. Этапы занятия, играющие важную роль в процессе организации учебного процесса в аудитории. Начало занятия. Действия в непредвиденных ситуациях. Поддержание дисциплины. Завершение занятия.

5. Использование педагогических технологий и оборудования в аудитории.

Использование оборудования (наглядные пособия, аудиовизуальные средства). Использование жестикуляции для облегчения понимания. Четкая понятная речь преподавателя адекватной громкости и скорости в зависимости от сформированности навыков студентов. Использование пауз. Использование технологий, помогающих понять уровень соответствия сложности и объема языкового материала уровню подготовленности студента, а также дающих возможность изменения уровня сложности на занятии.

6. Коммуникация преподавателя и студентов. Равномерное распределение внимания. Использование интуиции, чтобы оценить, как и что чувствуют студенты в процессе выполнения заданий. Получение объективной информации со стороны студентов о качестве, полезности заданий и занятия в целом. Искренняя заинтересованность в том, что студенты думают о процессе обучения и готовность менять процесс с целью достижения максимальной целесообразности и эффективности.

Организация учебного процесса в аудитории может быть одним из способов реализации личностно-ориентированного подхода в образовании, если мы рассматриваем личностно-ориентированный подход как систему идей призванных обеспечивать и поддерживать процессы самореализации личности. Следует отметить, что использование личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании школьников невозможно без применения методов диагностики. В МАИ ведется обучение по более чем 50 направлениям подготовки бакалавров. Специальности варьируются от прикладной математики и программирования до техносферной безопасности, нанотехнологий и микросистемной техники, широко представлены гуманитарные направления. Сферы интересов студентов часто совпадают со сферой их специализации. Интересы студентов влияют не только на выбор учебных материалов (программисту вряд ли будет интересен текст по биотехнологиям), но и способы организации занятий. Ведущие ученые мира предлагают всегда начинать процесс работы с новой группой студентов с подробной диагностики не только языковых умений, но и личностных характеристик, интересов, учебных предпочтений [8; 9].

В процессе нашего исследования была проведена диагностика студентов разных курсов, обучающихся по нескольким гуманитарным и техническим направлениям. Диагностика проводилась в начале учебного периода. Кроме традиционно проводимой во всех учебных организациях диагностики для определения уровня владения иностранным языком, было проведено анкетирование, в котором предлагались вопросы, ответы на которые должны были дать понимание того, каким образом можно более эффективно организовать работу в аудитории.

В анкету были включены следующие вопросы (при ответе можно было использовать несколько предложенных вариантов ответа или предлагать свой вариант):

1. Как вам кажется, какой наиболее удобный и эффективный способ получения учебной информации для вас? (На слух, чтение учебника и конспектов, просмотр видеофрагментов).

2. Какой способ выполнения задания на занятии вы предпочитаете? (Индивидуально, в группе 2-3-4 студента, в группе от 5 до 10 студентов, всей аудиторией, индивидуально с преподавателем).

3. Должны ли студенты в обязательном порядке выполнять все предлагаемые задания в рамках проведения занятия? (Да, исключений быть не может; нет, если задание не интересное; нет, если нет желания что-либо делать).

4. Как должен поступить преподаватель в случае, если студент отказывается выполнять задание? (Удалить студента из аудитории; продолжить занятие, не обращая внимания на ситуацию; предложить студенту другое задание).

5. Как преподаватель может реагировать в случае нарушения студентами дисциплины на занятии? (Удалить студента из аудитории; продолжить занятие, не обращая внимания на ситуацию; поставить неудовлетворительную оценку; применить какие-либо административные меры).

6. Интересно было бы вам попробовать самому провести занятие вместо преподавателя в своей группе?

7. Использование каких аудиовизуальных средств на занятии вы предпочитаете? (Просмотр видеофрагментов; прослушивание аудиозаписей; просмотр презентаций; учебник, мел и доска - лучшие средства).

8. Нравится ли вам, когда преподаватель говорит тихо?

9. Что делает обучение наиболее эффективным? (Опытный преподаватель; выполнение заданий совместно со студентом своей же группы; интернет (использование на занятии); домашнее задание; прикладные задания, связанные с будущей профессией; проекты, выполненные несколькими студентами вместе; выполнение большого числа лексических и грамматических упражнений).

10. Опишите ваше идеальное будущее занятие по английскому языку (какие навыки развиваются, какие упражнения выполняются, какова роль преподавателя).

В анкетировании приняли участие студенты четырех групп: группа №1 специальность «Нанотехнологии и микросистемная техника» 1 курс, 16 человек, уровень владения ИЯ В1; группа №2 специальность «Прикладная математика и информатика» 4 курса, 18 человек, уровень владения ИЯ - В1 В2; группа №3 специальность «Государственное и муниципальное управление», 1 курс, 19 человек, уровень владения ИЯ А2-В1; группа №4 специальность «Государственное и муниципальное управление», 3 курс, 14 человек, уровень владения ИЯ В1. Две группы можно классифицировать как группы, обучающиеся по техническим специальностям, два группы - по гуманитарным специальностям. Две группы находились на начальном этапе обучения, две группы на продвинутом этапе обучения.

В результате анкетирования выяснилось, что существуют тенденции, которые поддерживают практически все студенты, независимо от уровня владения языков и этапа обучения. К таким тенденциям относятся: желание пользоваться только материалами, имеющими прикладной характер, четко соответствующими будущей профессии обучаемых; обязательное наличие домашнего задания; рекомендация преподавателю - игнорировать студентов, нарушающих дисциплину или отказывающихся выполнять задания на занятиях, основанная на том, что каждый студент отвечает сам за свое обучение; желание использовать видеофрагменты на занятиях. При обсуждении со студентами вопроса о включении видео материалов в учебный процесс был затронут вопрос о длительности используемых материалов, все студенты не были довольны продолжительностью видео фрагмента в несколько минут (что можно позволить при планировании занятия из расчета 36 часов в семестр, 2 часа в неделю) и согласились с тем, что работа с видеофрагментами может быть эффективно выполнена в рамках контролируемой самостоятельной работы вне аудитории. Artyushina, Sheypak [3; 10] предлагают использовать видеофрагменты и аудиофрагменты в рамках самостоятельной

работы для экономии учебного времени и повышения мотивации студентов, ведь при индивидуальной работе тематика материалов так же может подбираться индивидуально.

Часто студенты различных специальностей часто имеют общие предпочтения относительно процесса организации обучения. Это объяснимо, так как студенты, обучающиеся по одной специальности, имеют схожий уровень подготовки по разным предметам, часто у них похожие интересы в жизни. Студенты гуманитарных специальностей в независимости от года обучения предпочитают работать в малых группах сотрудничества, им больше нравятся проектные задания, презентации, они не любят работать с учебниками, предпочитая слушать устное объяснение, дискуссии. Студенты технических специальностей предпочитают работать с учебниками, написанными текстами, хотят досконально понять не только задание, но и цель его выполнения до начала выполнения. Студенты начальных этапов обучения более готовы безоговорочно принимать предложенный преподавателем план занятия, а студенты выпускных курсов хотят активно влиять на содержание обучения, на ход проведения занятия.

Планируя занятие в группе студентов обучающихся по технической специальности «Прикладная математика и информатика», продвинутый этап обучения, необходимо учитывать следующие аспекты:

• материалы должны иметь прикладной характер, быть максимально современными (аспект отбора материалов не входит в сферу организации работы в аудитории, однако практически все студенты в анкетах, описывая идеальное занятие, указывали на необходимость использования только актуальных материалов, что обусловливает внутреннюю мотивацию);

• задания должны быть точно хронометрированы;

• должна быть четко сформулирована цель выполнения задания;

• студенты уже не нуждаются во внешней мотивации, большинство предлагает не обращать внимания на студентов, нарушающих дисциплину и ход занятия, опираться на тех, кто желает работать;

• студенты показывают минимальную заинтересованность в использовании аудиоматериалов в ходе занятия.

Планируя занятие в группе студентов обучающихся по гуманитарной специальности «Государственное и муниципальное управление», начальный этап обучения, необходимо учитывать следующие аспекты:

• материалы должны быть максимально современными, касаться тематики знакомой студентам по текущей жизни;

• студенты предпочитают занятия с использованием максимального количества аудио и видео материалов, наглядных пособий и презентаций;

• работа в группах по несколько человек;

• использование продуктивных креативных типов заданий.

Приведем пример плана организации занятия с учетом всех вышеописанных аспектов в группе начального этапа обучения, гуманитарная специальность. Уровень языковой подготовки А2-В1. Цель занятия - обучение аудированию. Занятие по обучению аудированию, как правило, состоит из трех этапов: предтекстового, текстового и послетекстового. Время, необходимое на выполнение каждого этапа должно быть определено заранее. В таких группах студенты очень любят задавать вопросы, дискутировать, поэтому хронометрию занятия можно «показать» студентам, зафиксировав время на доске или ознакомив студентов с планом работы.

https:// mir-nauki. com

Тематика используемых материалов должна быть знакома студентам, но должна оставаться возможность «узнать что-то новое». Вероятно использование материалов из текущих новостей сайта BBC (например, https://www.bbc.com/news/business - раздел Watch/Listen), подкастов (https://www.bbc.co.uk/podcasts).

Основная цель предтекстового вводного этапа - снятие языковых трудностей и мотивация студентов на дальнейшее прослушивание аудио материала. Для достижения этой цели возможна работа с доской, раздаточным материалом, вводная беседа по теме аудиосообщения, догадка, о чем будет текст, по словам, по заголовку, если он есть. На этом этапе возможно использование технологии дифференциации, когда группа делится на малые группы сотрудничества по 2-3 человека, разные группы получают разные задания, кто-то читает новостное сообщение по теме аудиосообщения, кто-то переводит или догадывается о значении предложенных слов.

Текстовый этап включает прослушивание текста. Текст прослушивается всеми студентами одновременно. Задание по тексту предпочтительно делать и проверять в группах по несколько человек. В случае возникновения трудностей допускается повторное прослушивание. На данном этапе можно разделить студентов на группы на основании уровня языковой подготовки и поставить перед разными группами разные задачи, например: подбор заголовка к абзацу, поставка вопросов к тексту, ответы на поставленные вопросы, заполнение таблицы.

Послетекстовый этап включает контроль понимания прослушанного текста. В группе, которая склонна к дискуссиям, креативной деятельности, кроме стандартных упражнений на проверку понимания, можно организовать дискуссию, где разные группы студентов, сформированные не по принципу языковой подготовки, будут представлять разные стороны, либо предложить студентам (частично в рамках самостоятельной внеаудиторной работы) разработать проект по соответствующей теме.

Особую роль при организации обучения играет преподаватель. С точки зрения организации обучения в аудитории преподаватель может перемещаться по аудитории, оставаясь в пределах видимости студентов; создавать настроение увлеченности, энтузиазма и заинтересованности на занятиях. Независимо от того, как преподаватель подготовлен к проведению занятий, он можете столкнуться с ситуацией, когда студент или группа студентов отказываются выполнять задание. Подобную ситуацию необходимо предвидеть на этапе планирования. Как было сказано выше, студенты, в основном, рекомендуют игнорировать подобные ситуации, что полностью противоречит любому методическому подходу к обучению. Ситуацию можно разрешить, включив студента, нежелающего выполнять задание, в группу для выполнения задания или предложив ему/ей индивидуальное задание в соответствии с его/ее интересами. Важно расположение студентов в аудитории, расположение парт может влиять на эффективность учебного процесса. При работе в группах студенты могут располагаться по кругу или «подковой», сидеть лицом или спиной друг к другу, что помогает им видеть и понимать намерения друг друга и таким образом взаимодействовать гораздо эффективнее и естественно. Кроме того, появляется чувство равенства, когда более слабые студенты не стремятся спрятаться и отмалчиваться, а более сильные студенты не так заметно доминируют. Если вся группа работает вместе, и преподаватель находится в центре, такое расположение помогает определить роль преподавателя как равного, который участвует в работе наравне со студентами.

В нашем исследовании мы попытались выявить общие закономерности организации занятий по иностранному языку в неязыковом техническом вузе в группах разных этапов обучения, гуманитарных и технических специальностей. Результаты данного исследования

https:// mir-nauki. com

могут быть ориентиром для преподавателей технических вузов при подготовке и планировании занятий.

Обучение сложный и креативный процесс. В арсенале преподавателя имеется большое количество инструментов, методик, которые помогают в работе и в то же время дают возможность сделать свои собственные выводы относительно того, что работает, а что нет. Управление аудиторией, включает в себя как решения, так и действия. Действия - это то, что делается в аудитории, например, перестановка посадочных мест. Решения - это то, необходимо ли это делать, когда это надо делать, как и кто будет это делать. В любой момент во время занятий могут возникнуть разные решения и действия. Например, сказать одно или что-то другое; прекратить выполнять это задание или продолжать делать его; потратить дополнительные пять минут на объяснение трудного вопроса, или продолжать занятие согласно плану. Никто не может сказать, что правильно, а что нет. Не существует идеального урока, ни единственно правильного ответа на вопрос. Разные студенты или разные ситуации приводят к разным решениям. Ваше занятие, урок, планируется вашим выбором, зависящим от особенностей студентов и профессионализма преподавателя. Вы не можете знать, были бы другие варианты урока более эффективными, но последующий анализ может быть полезным, что позволит вам идти тем же путем, или что-то изменить в дальнейшей работе. Сознательная организация и управление занятием в аудитории, вне всякого сомнения, помогает повысить эффективность обучения иностранному языку в технических вузах.

ЛИТЕРАТУРА

1. Виноградова О.С. Модель социально-профессиональной иноязычной компетентности специалиста как основа качества профессионального иноязычного образования специализированных вузов // Гуманитарные и социальные науки, 2018. № 4, http://www.hses-online.ru/2018/04/21.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

2. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. - М.: Издательский центр "Академия", 2006. - 368 с.

3. Artyushina, G.G., Sheypak, O.A. Mobility and Edutainment in ESL Learning via Podcasting Lecture Notes in Computer Science (including subseries Lecture Notes in Artificial Intelligence and Lecture Notes in Bioinformatics), Volume 10345 LNCS, 2017, Pages 285-289.

4. Журбенко Н.Л. Использование современных педагогических технологий для повышения эффективности обучения иностранным языкам в неязыковых вузах // Интернет-журнал «Мир науки», 2018 №2, https://mir-nauki.com/PDF/50PDMN218.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. (Дата обращения 15.01.2019).

5. Коротун В.Л., Волкова Е.Б. Использование интернет-ресурсов при организации самостоятельной работы студентов технических вузов // Сборник докладов. Издательство «Перо» - Москва, 2016. - с. 22.

6. Brophy, J. (2006). History of Research on Classroom Management. In C.M. Evertson & C.S. Weinstein (Eds.), Handbook of classroom management. Research, practice, and contemporary issues (pp. 17-43). Malwah, NJ: Lawrence Erlbaum Associates.

7. Marzano, R.J., Marzano, J.S., & Pickering, D.J. (2003). Classroom management that works. Research-based strategies for every teacher. Alexandria, VA: Association for Supervision and Curriculum Development (ASCD).

8. Scrivener J. Learning Teaching: The Essential Guide to English Language Teaching 3rd edition. - MacMillan, 2011.

9. Korpershoek, H., Harms, T., de Boer, H., van Kuijk, M., & Doolaard, S. (2014). Effective classroom management strategies and classroom management programs for educational practice: A meta-analysis of the effects of classroom management strategies and classroom management programs on students' academic, behavioural, emotional, and motivational outcomes. Groningen: RUG/GION. https://www.rug.nl/research/portal/files/15665813/PDF_GION_rapport.

10. Артюшина Г.Г., Шейпак О.А. Организация и контроль самостоятельной работы в языковом образовании студентов экономических специальностей для авиационно-космической отрасли // 17-я Международная конференция «Авиация и космонавтика - 2018». 19-23 ноября 2018 года. Москва. Тезисы. - Типография «Люксор», 2018. - 740 с. - С. 560-561.

Zhurbenko Natalia Leonidovna

Moscow aviation institute (national research university), Moscow, Russia

E-mail: njurbenko@mail.ru

Shinkareva Alla Ivanovna

Moscow aviation institute (national research university), Moscow, Russia

E-mail: gorubin@gmail.com

Classroom management in foreign languages learning process in technical universities

Abstract. Teaching a professionally - oriented foreign language in technical universities should provide the ability to use a foreign language as a means of professional activity. Not only the quality of teaching materials but also the work of each teacher in the classroom determines the possibility of achieving this goal. The ability to manage a class can be one of the components of the successful learning a foreign language. This fact determines the relevance of the research process in organizing the classroom management. The task of organizing the educational process I by the teacher in the classroom is to create a favorable environment for academic and socio-emotional training of students. The article discusses various aspects of classroom management (types of communication between students and the teacher, ways to guide the audience, the stages of a lesson, the use of pedagogical technologies and equipment in the classroom). The classroom management can be one of the ways to implement a student - oriented approach in education which could be considered as a system of ideas to provide and support the process of individual self - realization. The article offers recommendations for the classroom management in non - linguistic technical universities in the frame of foreign language training. Conscious organization and management of classes, depending not only on the level of the English language but also on the sphere of future profession of the students, help to improve the effectiveness of foreign language teaching in technical universities.

Keywords: non-linguistic technical university; classroom management; student-teacher communication; pedagogical technologies; student-oriented approach; efficiency of teaching; personality-oriented approach

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.