Научная статья на тему 'Качество профессиональной подготовки менеджеров и роль медиаобразования в его обеспечении'

Качество профессиональной подготовки менеджеров и роль медиаобразования в его обеспечении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
87
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА МЕНЕДЖЕРОВ / ИНФОР-МАЦИОННЫЙ ХАРАКТЕР ТРУДА / МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фатеев В. Н.

В статье поднимается актуальная для России проблема повышения качества образования и подготовки менеджеров. Автор видит одно из направлений ее решения через учет специфики их профессиональной деятельности, предметом и средством труда в которой является информация. Исходя из этого особую значимость в образовательной программе менеджеров приобретает медиаобразование, которому традиционно уделяется недостаточное внимание.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Качество профессиональной подготовки менеджеров и роль медиаобразования в его обеспечении»

References

1. Beseda o sotsial'noy zhurnalistike [= Talk about Social Journalism], available at: www.russ.ru/ pole/Beseda-o-social-noj-zhurnalistike, accessed 18.05.2014 (in Russ.).

2. Dzyaloshinskiy, I. M. Zhurnalistika soychastya. Kaksdelyat'SMIpoleznymi lyudyam [= Journalism of Participation. How to Make Mass Media Useful for People], available at: http://www.dzyalosh. ru/01-comm/books/souchastie/Dzyaloshinsky_book_part2.pdf, accessed 18.05.2014 (in Russ.).

3. Makashina, G. Sotsial'naya zhurnalistika kak novyy tip zhurnalistskoy deyatel'nosti [= Social Journalism as a New Type of Journalism Activity], available at: http://www.infohome-altai.ru/node/436, accessed 18.05.2014 (in Russ.).

4. Oleshko, V. F. (2012) Sotsial'naya zhurnalistika: kakoy ona dolzhna byt' v informatsionnuyu epokhu? [=Social Journalism: What Should It Be in Informational Epoch?], in: Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. Filologya, iskusstvovedenie [=Chelyabinsk State University Herald. Philology, Art Criticism.], Chelyabinsk, pp. 113-117 (in Russ.).

5. Reber, A. Oksfordkiy tolkovyy slovar' popsikhologii [= Oxford Dictionary of Psychology], available at: http://vocabulary.ru/dictionary/487/word/socialnaja-problema, accessed 18.05.2014 (in Russ.).

6. Uporova, E. Sotsial'naya informatsiya na radio: sovremennye podkhody [=Social Information on Radio: Contemporary Approaches], available at: http://dedovkgu.narod.ru/bib/vremja.htm, accessed 18.05.2014 (in Russ.).

7. Frolova, T. I. Sotsial'naya zhurnalistika [= Social Journalism], available at: http://ektvschool. ru/602/1598/1693/, accessed 18.05.2014 (in Russ.).

8. Frolova, T. I. Sotsial'naya problematika rossiyskoy pechati [= Social Problematics of Russian Press], available at: http://evartist.narod.ru/text19/063.htm, accessed 18.05.2014 (in Russ.).

9. Chelnega, O. P. Tipologicheskiye osobennosti sotsial'noy zhurnalistiki [= Typological Peculiarities of Social Journalism], available at: http://www.infohome-altai.ru/node/436/, accessed 18.05.2014 (in Russ.).

В. Н. Фатеев

Южно-Уральский государственный университет

КАЧЕСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ МЕНЕДЖЕРОВ И РОЛЬ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ В ЕГО ОБЕСПЕЧЕНИИ

В статье поднимается актуальная для России проблема повышения качества образования и подготовки менеджеров. Автор видит одно из направлений ее решения через учет специфики их профессиональной деятельности, предметом и средством труда в которой является информация. Исходя из этого особую значимость в образовательной программе менеджеров приобретает медиаобразование, которому традиционно уделяется недостаточное внимание.

Ключевые слова: качество образования, профессиональная подготовка менеджеров, информационный характер труда, медиаобразование

Повышение качества профессиональной подготовки будущих специалистов - по сути основная цель, «функциональный императив» деятельности вузов как институтов высшего образования, призванных обеспечивать высококвалифицированными кадрами все отрасли материального и духовного производства страны. С определенного момента проблеме

качества образования стало уделяться особенно пристальное внимание, что на организационном уровне проявилось, например, в повсеместном создании в структуре высших учебных заведений специализированных отделов качества образования.

Однако с точки зрения научного и нормативного обеспечения функционирования как

подобных подразделений, так и вузов в целом нельзя сказать, что достигнута однозначная договоренность в отношении самого понятия и, тем более, в отношении разработки стратегии действий по воплощению в жизнь идеи качественного улучшения параметров работы образовательной системы того или иного уровня.

Вступивший в 2013 году в силу Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (статья 2) определяет интересующее нас понятие следующим образом: качество образования - комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы [20].

Важно констатировать, что данное определение дает нам правовые основания фактически отождествлять термины «качество образования студентов» и «качество подготовки студентов», используя их как синонимичные. Отметим также, что проявившаяся в законе ориентация на социальный заказ, на способность институтов образования выдавать результат, удовлетворяющий определенным ожиданиям, в общем и целом соответствует современному уровню развития исследовательских представлений о семантическом наполнении термина. Так, Е.В. Яковлев, желая гармонизировать такие смысловые аспекты опорной категории «качество», как соответствие стандартам или спецификации и соответствие запросам потребителя, предлагает использовать педагогический термин «качество образования» в значении «социальной категории, определяющей состояние и результативность процесса образования в обществе, его соответствие потребностям и ожиданиям общества (различных социальных групп) в развитии и формировании гражданских, бытовых и профессиональных компетенций личности» [21. С. 22].

Стоит, однако, задаться вопросом, на ожидания каких именно социальных групп следует ориентироваться в первую очередь. Ясно, что их много и что они могут даже противоречить друг другу. Чтобы не впасть в привычный для нашей страны грех все доводить до абсурда (в

данном случае имеется в виду отождествление в соответствии с маркетинговым подходом образования с сервисной услугой), есть смысл отдать должное мнению экспертного сообщества (от лат. expertus - опытный), т.е. меритокра-тической совокупности специалистов, потенциально способных транслировать вовне квалифицированные суждения по тем или иным вопросам.

В отношении процесса подготовки специалистов, например менеджеров, в первую очередь необходимо совместно с экспертами из деловых, интеллектуальных и административных кругов определиться с адекватной моделью субъекта профессиональной деятельности в управленческой сфере и в соответствии с этой идеальной моделью произвести отбор содержания образования для этой социально-профессиональной группы. По большому счету именно такая последовательность формирования вузовских основных образовательных программ предполагается современными Федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования (ФГОС ВПО), конституирующими приоритет компетенций над дидактическими единицами, в том числе ФГОС ВПО по направлению «менеджмент» [19].

Менеджер - это специалист по менеджменту, то есть человек, освоивший «совокупность современных принципов, методов, средств и форм управления производством и сбытом с целью повышения их эффективности и увеличения прибыльности» [13. С. 371]. Таким образом, менеджмент имеет дело с регулирующими механизмами рыночных отношений. Он нацелен на управление капиталистическим производством, всем тем, что приносит владельцу прибыль. Считается, что именно менеджеры являются ведущим классом нынешнего общества, поэтому совершенный менеджмент есть острая потребность и важнейшее условие эффективности любого предприятия (в широком смысле этого слова).

Понимая это и надеясь на высокий уровень спроса на специалистов-управленцев в будущем, абитуриенты демонстрируют неспада-ющий интерес к менеджерским обучающим программам уже в течение нескольких десятилетий, а этот спрос в свою очередь порождает многочисленные образовательные предложения со стороны вузов. Так, из 22 челябинских вузов, представленных на сайте http: // www. cheldiplom.ru, образовательные услуги в обла-

сти менеджмента, судя по самопрезентациям, предоставляют по меньшей мере 20. Вообще, в составе соответствующего учебно-методического объединения насчитывается более 500 вузов, осуществляющих подготовку менеджеров различных профилей [2. С. 58].

Несмотря на огромные интеллектуальные силы, привлеченные к подготовке менеджеров в нашей стране, которые по логике вещей должны бы конвертироваться в качество этой подготовки и, как следствие, в профессиональные успехи специалистов-выпускников, по эффективности система управления России занимает всего лишь 89 место среди мировых держав [4]. По мнению некоторых экспертов, «российский бизнес находится еще на стадии «до революции менеджеров», до разделения функций владения и управления, а значит, он по определению не может быть конкурентоспособен на мировом рынке» [11. С. 294]. Ведь еще в 1860 году Генри Гантт доказал, что частное право на управление, передаваемое по наследству, не является эффективным [2. С. 8]. У нас же до сих пор не учитывается принципиальная «разница между предпринимателем и администратором (то есть между теми, кто создает бизнес, и теми, кто им управляет)..., что, естественно снижает КПД управленческого аппарата» [10].

Отстает от современных стандартов не только практика российского менеджмента, но и теория: в ней слабее всего развиваются новейшие разделы, такие как управление знаниями и носителями знаний, подходы экономической теории к исследованию процессов трансформации современного общества, его перехода к экономике знаний, коммуникационный менеджмент.

Не в первую, но и не в последнюю очередь ответственность за это положение вещей несут и вузы. Возможно, на этапе целеполагания, т. е. проектирования личности выпускника и составления его идеальной модели как субъекта, обладающего заданными компетенциями, не учитываются или плохо учитываются определенные параметры, что в конечном итоге программирует невысокий уровень качества формируемого специалиста. А ведь действующий Федеральный закон «Об образовании.» (статья 28, пункт 7) возлагает на образовательную организацию и ее должностных лиц «ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций,

отнесенных к ее компетенции», в том числе за невысокое качество образования выпускников.

Как известно, образовательная деятельность в нашей стране является лицензируемым видом деятельности, и, определяя правила игры на образовательном рынке, государство в лице Министерства образования и науки и Ро-собрнадзора в последнее время строго карает за несоответствие лицензионным требованиям: по сообщениям прессы, за первый квартал 2014 года из реестра лицензий Рособрнадзора исключены лицензии 49 вузов и филиалов [6]. Причем только в девяти случаях это следствие реорганизации, в остальных сорока вузы лишались лицензий по решению лицензиата или вследствие вступившего в силу решения арбитражного суда. Прессинг в отношении «некачественных» вузов, видимо, будет нарастать. Так, под занавес 2013 года средства массовой информации и коммуникации (например, электронный ресурс «Информ-24: Новости дня из Госдумы») распространили прогноз главы комитета по образованию Государственной думы РФ Вячеслава Никонова о закрытии до конца 2014 года 400 высших учебных заведений [23], но уже в мае - по итогам первого этапа мониторинга эффективности вузов - под ведомственный прицел попало в два с половиной раза больше «провинившихся» учреждений (240 вузов и 780 филиалов), в чьей деятельности обнаружены признаки неэффективности [24].

Итак, есть ли у нас предположения относительно того, какие именно параметры не учитываются или плохо учитываются в наше время разработчиками ООП менеджеров, из-за чего качество их подготовки оказывается неудовлетворительным или в недостаточной степени удовлетворительным? Да, есть. Мы думаем, что это происходит в немалой степени потому, что традиционно недооценивается информационный характер труда менеджеров: «По сравнению с другими видами труда управленческий труд имеет ряд особенностей, выражающихся в характере самого труда, его предмете, результатах и применяемых средствах. Специфика решаемых задач предполагает преимущественно умственный, творческий характер управленческого труда. Именно менеджеры делают человеческие, финансовые, физические ресурсы максимально продуктивными, и в этой связи у них особый предмет труда - информация, получая и обрабатывая которую, они принимают решения, необходимые для изменения состояния управляемого

объекта. Поэтому в качестве орудий труда менеджеров выступают, прежде всего, средства работы с информацией» [12. С. 42].

Действительно, информация - наряду с организацией - изначально является одним из двух основных факторов, формирующих феномен управления, причем при определяющей роли именно информации. По мнению В. Д. Граждан, информационные функции управления, подразделяющиеся на познавательно-аналитическую, оценочно-экспертную, прогнозно-целевую, морально-правовую и документационно-архивную, тесно связаны с технологическими и организационными, в том числе с функцией коммуникативно-компьютерного обеспечения, реализующейся опять же с помощью информационных технологий [3]. Но понятно, что значимость инфокомму-никационной компетентности менеджеров многократно возросла в нашу эпоху, неслучайно именуемую информационной. В наше время инфокоммуникационные технологии фактически стали незаменимым инструментом для эффективного управления всеми социо-техническими системами, превратившись из вспомогательного и второстепенного фактора в решающий фактор конкурентоспособности и воспроизводства. Электронный маркетинг, управление инвестициями и финансами компаний, осуществление электронной коммерции, электронных платежей, биллинга, банкинга, дилинга, трейдинга и транснациональных коммуникаций позволяют оперировать при характеристике деятельности «продвинутых» корпораций термином «киберкомпания», поскольку процесс развития информационных технологий в организации управления приводит к институциональным преобразованиям компании и обеспечивает ее переход в качественно новое состояние [8. С. 18-19].

Ясно, что в создавшихся условиях необыкновенно возрастает роль информационной составляющей в содержании образования менеджеров [подробнее об этом см: 15]. И, казалось бы, разработчики ФГОС ВПО по направлению «менеджмент» и педагоги, составляющие ООП для управленцев в вузах, не обходят эту составляющую стороной: вводятся соответствующие курсы (например, «Информационные технологии управления» в блоке специальных дисциплин, в некоторых вузах - «Коммуникационный менеджмент»), создаются под них учебные и учебно-методические пособия, проводятся соответствующие исследования и кон-

струируются модели, фиксирующие особую значимость и важность информационно-коммуникационной составляющей в подготовке менеджеров. Так, например, Г. Тюлю выработала отличный от предписанного Госстандартом набор компетенций менеджера, состоящий из четырех блоков (образовательного, личност-но-индивидуального, социально-лидерского и специального); и характерно, что первой же конкретной компетенцией в блоке образовательных автор называет умение работать с разными источниками информации [14. С. 81-82].

Нам кажется обоснованным исходный тезис О. В. Ибрагимовой [5] о том, что к системе образования (в том числе образования менеджеров) предъявляются сегодня новые требования: она должна обеспечить выпуск специалистов, подготовленных к жизни и деятельности в условиях информационного общества; это тем более важно, если учесть, что Россия находится всего лишь в четвертом десятке стран по основным показателям информационного общества с очень серьезным отставанием от лидеров. И зададимся вопросом: а возможно ли поправить ситуацию, если принимать во внимание только инфокоммуникационную составляющую профессиональных компетенций специалистов и игнорировать эту составляющую в отношении общекультурных коммуникаций?

На наш взгляд, это совершенно невозможно, и составители ФГОС ВПО по направлению «Менеджмент» учли данное обстоятельство, указав среди общекультурных компетенций (ОК) менеджеров (бакалавров) следующие: способен к восприятию, обобщению и анализу информации (ОК-5); имеет представления о роли и значение информации и информационных технологий в развитии современного общества и экономики знаний (ОК-16); владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-17); способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях и корпоративных информационных системах (ОК-18); способен осуществлять деловое общение: публичные выступления, переговоры, проведение совещаний, деловая переписка, электронные коммуникации и т.д. (ОК-19) [19].

Обратим внимание, что в перечне профессиональных компетенций (ПК) навыков, связанных с информацией, в ФГОС значительно меньше; это: владеет методами и программны-

ми средствами обработки деловой информации, способен взаимодействовать со службами информационных технологий и эффективно использовать корпоративные информационные системы (ПК-34); умеет использовать в практической деятельности организаций информацию, полученную в результате маркетинговых исследований и бенчмаркинга (ПК-36) [Там же]. И это правильно, поскольку общекультурные коммуникации значительно важнее, это тот «компетентностный фундамент», «навыковый базис», на котором - в виде «надстройки» - покоятся вторично сформированные профессиональные компетенции: будет непрочным фундамент - не будут отличаться надежностью и эффективностью вторичные, профессионально-ориентированные информационные навыки и умения.

Теперь вопрос: какие дисциплины учебного плана нацелены на формирование общекультурных компетенций, связанных с информацией? Те, что нацелены на профессиональные компетенции, мы уже называли, а общекультурные? Ответ кажется очевидным: информатика и современные компьютерные технологии, поскольку именно эти дисциплины изучают реалии, появившиеся в процессе информатизации общества. И что касается чисто технологических задач освоения информационных технологий, курс информатики, безусловно, их решает, но необходима «выработка качественно новой модели подготовки людей к жизни и деятельности в условиях постиндустриального информационного общества, формирования у них совершенно новых, необходимых для этих условий личных качеств» [1], и в этом смысле все гораздо проблематичнее.

Дело в том, что, в отличие от технологических навыков, которые имеют прикладное значение и могут быть интересны учащемуся в виде элементов «технологической оснастки», мировоззренческие и смысловые моменты, связанные с феноменом информации, формируются в учебном процессе значительно менее эффективно, в том числе вследствие отсутствия достаточной мотивации учащихся к их формированию: смысловые элементы содержания образования, без увязки с жизненно важными проблемами учащихся, оказываются как бы малозначащими, ненужными для них; чтобы этот «фильтрующий фактор» не снижал качества освоения соответствующего содержания образования, его надо из разряда «мировоззренческих», «целевых» элементов пере-

вести в разряд «инструментальных» (сделать не целью, а средством достижения личностно значимых целей).

Данное требование вытекает из основных положений так называемой субъектно-деятель-ностной теории (С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов и др.). «Переформатировать» мотив, превратить «целевые», «существенные» моменты в условие достижения личного успеха студента можно только при выходе содержания технологического курса информатики во внешнее (но сущ-ностно родственное) в предметном смысле содержание. Таким содержанием может и должно стать медиаобразовательное содержание.

И не случайно формулировки целей меди-аобразования и информатизации образования во многих источниках перекликаются и даже совпадают. Так, например, «Педагогический энциклопедический словарь» дает следующую формулировку задач медиаобразования: «подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации, научить человека понимать ее, осознавать последствия ее воздействия на психику, овладевать способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств» [9. С. 138]. А «Концепция информатизации образования» трактует информатизацию как «процесс подготовки человека к полноценной жизни в условиях информационного общества» [7]. Совпадение буквальное!

Но, в отличие от прикладного характера курса информатики, медиаобразование как педагогическая деятельность подчинена содержательным аспектам феномена информации. Один из краеугольных камней медиаобразова-ния - формирование адекватных ценностных ориентаций населения (например, относительно гражданской проблематики), оно является действенным инструментом как обучения, так и воспитания молодежи, формирования ее мировоззренческих и поведенческих установок. Конечно, без курса информатики и формируемой с его помощью компьютерной грамотности в наше время медиаобразование почти немыслимо, однако только этим оно не ограничивается. Чтобы стать действительным средством воспитания информационной культуры поколения, которому предстоит жить в условиях глобального информационного общества, этот узкотехнологический курс нуждается в дополнении и обогащении тем содержанием,

которое традиционно относится к медиаобра-зованию [18. С. 21].

Медленно, но верно идея о необходимости введения медиаобразовательного компонента в ООП менеджеров начала проникать не только в умы педагогов, но и в учебные планы российских вузов. Так, о планах введения курса по новостной грамотности (News Literacy) заявляют в НИУ «Высшая школа экономики» (Москва), в Донском государственном техническом университете (Ростов-на-Дону). Эксперимент по преподаванию у менеджеров дисциплины под названием «Основы медиакомпетентности» уже на протяжении четырех лет идет в Челябинском государственном университете, в 2010/11 году он локально реализовывался и в НИУ «ЮжноУральский государственный университет», где показал свою эффективность [16].

Знаменательно, что в авангарде данной инновационной деятельности находятся именно те вузы, где есть журналистские кафедры; это подтверждает верность прогноза о превращении их в субъекты массового медиаобразова-ния и о тесной интеграции профессионального (журналистского) медиаобразования с массовым видом в единую систему, за счет чего становится возможным решить острейшую проблему, тормозящую развитие массового медиа-образования, - кадровую [17. C. 37]. А с учетом того, что такие кафедры есть в значительном количестве российских вузов, становится возможным воспроизводить этот инновационный опыт, ибо кадровый состав относится к тем специфическим особенностям образовательного учреждения, которыми определяется изобретательская идея в педагогике [22. С. 234], как и возможность тиражировать результаты ее реализации, в том числе нацеленные на повышение качества профессиональной подготовки менеджеров.

Cписок литературы

1. Андреев, А. А. Прикладная философия открытого образования: педагогический аспект [Текст] / А. А. Андреев, В. И. Солдаткин. - М. : РИЦ «Альфа» МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2002. - 168 с.

2. Горшенин, В. Ф. Введение в специальность «Менеджмент организации» : учеб. пособие [Текст] / В. Ф. Горшенин. - Челябинск : Челяб. гос. ун-т, 2007. - 173 с.

3. Граждан, В. Д. Теория управления : учеб. пособие [Текст] / В. Д. Граждан. - М. : Гарда-

рики, 2007. - 416 с.

4. Жилякова, Е. Управленец управленцу рознь [Текст] / Е. Жилякова // Российская Федерация сегодня. - 2006. - № 4. - С. 29.

5. Ибрагимова, О. В. Информационные технологии управления. Учебно-методический комплекс [Текст] / О. В. Ибрагимова. - Магнитогорск: МаГУ, 2008. - 244 с.

6. Ивойлова И. Какие вузы в 2014 году не будут набирать абитуриентов [Электронный ресурс] / И. Ивойлова. - URL: http://www. rg.ru/2014/04/10/vuzy-site-anons.html.

7. Концепция информатизации образования [Текст] // Информатика и образование. -1990. - № 1. - С. 3-9.

8. Панов, А. В. Разработка управленческих решений: информационные технологии : учеб. пособие для вузов [Текст] / А.В. Панов ; под ред. д. с. н., профессора Т. Н. Афанасьевой. -М. : Горячая линия - Телеком, 2004. - 151 с.

9. Педагогический энциклопедический словарь [Текст]; гл. ред. Б. М. Бим-Бад. - М. : Большая Российская энциклопедия, 2002. - 528 с.

10. Пивень, В. Пятипроцентный элемент [Текст] / В. Пивень // Эксперт. - 2000. - № 25. -С. 65.

11. Прохоров, А. П. Русская модель управления [Текст] / А. П. Прохоров. - М. : ЗАО «Журнал Эксперт», 2002. - 376 с.

12. Резанович, И. В. Механизм оценки результатов подготовки менеджеров к профессиональной деятельности [Текст] / И. В. Реза-нович // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. - 2013. - Т. 5. - № 3. - С. 42-47.

13. Современный словарь иностранных слов [Текст]. - М. : Рус. яз., 1992. - 740 с.

14. Тюлю, Г. Качество профподготовки менеджера [Текст] / Г. Тюлю // Высшее образование в России. - 2005. - № 11. - С. 78-82.

15. Фатеев, В. Н. Информационная и коммуникационная значимость в профессиональной компетентности современного менеджера [Текст] / В. Н. Фатеев // Известия высших учебных заведений. Уральский регион. - 2014. - № 1.- С. 105-108.

16. Фатеев, В. Н. Эффективность технологии медиаобразовательного курса в высшем профессиональном образовании (на примере образования менеджеров) [Текст] / В. Н. Фатеев // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия «Образование. Педагогические науки». - 2011. - Вып. 13. - № 24

(241). - С. 113-117.

17. Фатеева, И. А. Журналистское образование в России: теория, история, современная практика: автореф. дис. ... д-ра филол. наук [Текст] / И. А. Фатеева. - Екатеринбург, 2008. - 45 с.

18. Фатеева, И. А. Медиаобразование: теоретические основы и опыт реализации [Текст] / И. А. Фатеева. - Челябинск : Челяб. гос. ун-т, 2007. - 230 с.

19. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению «менеджмент» [Электронный ресурс]. - URL: http:// www.edu.ru/db/portal/spe/fgos/pr_fgos_2009_ pv_62b.pdf.

20. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-Ф3 от 29.12.2012 [Текст].

21. Яковлев, Е. В. Теоретические основы управления качеством образования в высшей школе: монография [Текст] / Е. В. Яковлев. -Челябинск : Изд-во ЧГПУ, 1999. - 167 с.

22. Яковлева, Н. О. Педагогическое проектирование инновационных образо-вательных систем [Текст] / Н. О. Яковлева. - Челябинск : Изд-во Челябинского гуманитарного института, 2008. - 279 с.

23. URL: http://www.mform-24.com/1401-v-2014-godu-zakroyutsya-bolee-400-vuzov.

24. URL: http://www.ug.ru/news/11838.

V. N. Fateev

Южно-Уральский государственный университет

[email protected]

QUALITY OF TRAINING FOR MANAGERS AND THE ROLE OF MEDIA EDUCATION IN ENSURING IT

The author of article raises the actual Russian problem of improving the quality of education and training of managers. The author sees one of the directions of its consideration, he offers to take into account the specifics of their professional activity in which information is the subject and the means of labor. Based on this media education takes on special importance in the educational program of managers, although it traditionally neglected.

Keywords: quality of education, training managers, informational nature of work, media education.

References

1. Andreyev, A. A. and Soldatkin, V. I. (2002), Prikladnaya filosofiya otkrytogo obrazovaniya: pedagogicheskiy aspekt [=Applied philosophy of open education: pedagogical aspect], RITS «Al'fa» MGOPU im. M.A. Sholokhova, Moscow, 168 p. (in Russ.).

2. Gorshenin, V. F.(2007), Vvedeniye v spetsial'nost' «Menedzhment organizatsii» : ucheb. posobiye ^Introduction to the specialty "Management of organization": a manual], Chelyab. gos. un-t, Chelyabinsk, 173 p. (in Russ.).

3. Grazhdan, V. D. (2007), Teoriya upravleniya : ucheb. posobiye [=Control Theory: a manual], Gardariki, Moscow, 416 p. (in Russ.).

4. Zhilyakova, Ye. (2006), "Upravlenets upravlentsu rozn'" [=Managers are differ], in: Rossiyskaya Federatsiya segodnya [=Russian Federation today], N 4, p. 29 (in Russ.).

5. Ibragimova, O. V. (2008), Informatsionnyye tekhnologii upravleniya. Uchebno-metodicheskiy kompleks [=Information technology management. Teaching Materials], MaGU, Magnitogorsk, 244 p. (in Russ.).

6. Ivoylova, I. Kakiye vuzy v 2014 godu ne budut nabirat' abituriyentov [=Which universities in 2014 will not be recruited students], available at: http://www.rg.ru/2014/04/10/vuzy-site-anons.html, accessed 20.05.2014 (in Russ.).

7. Kontseptsiya informatizatsii obrazovaniya (1990) [=The concept of education informatization], in: Informatika i obrazovaniye, N 1, pp. 3-9 (in Russ.).

8. Panov, A. V. (2004), Razrabotka upravlencheskikh resheniy: informatsionnyye tekhnologii : ucheb.posobiye dlya vuzov [=Development of managerial decisions: Information Technology: Textbooks for higher education], ed. T. N. Afanas'yeva, Goryachaya liniya - Telekom, Moscow, 151 p. (in Russ).

9. Pedagogicheskiy entsiklopedicheskiy slovar' (2002) [=Pedagogical encyclopedic dictionary], eds. B. M. Bim-Bad, M. M. Bezrukikh, V. A. Bolotov, L. S. Glebova i dr., Bol'shaya Rossiyskaya entsik-lopediya, Moscow, 528 p. (in Russ.).

10. Piven', V. (2000), "Pyatiprotsentnyy element" [=Five percent element], in: Ekspert [=Expert], N 25, p. 65 (in Russ.).

11. Prokhorov, A. P. (2002), Russkaya model' upravleniya [=Russian model of management], ZAO «Zhurnal Ekspert», Moscow, 376 p. (in Russ.).

12. Rezanovich, I. V. (2013), "Mekhanizm otsenki rezul'tatov podgotovki menedzherov k professional'noy deyatel'nosti" [=Mechanism to evaluate the results of training managers to professional work], in: Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Obrazovaniye. Peda-gogicheskiye nauki [=Bulletin of the South Ural State University. Series: Education. Jurisprudence], Vol. 5, N 3, pp. 42-47 (in Russ.).

13. Sovremennyy slovar' inostrannykh slov (1992) [=Modern dictionary of foreign words], Rus. yaz., Moscow, 740 p. (in Russ.).

14. Tyulyu, G. (2005), "Kachestvo profpodgotovki menedzhera" [=Quality of professional training manager], in: Vyssheye obrazovaniye v Rossii [=Higher Education in Russia], N 11, pp. 78-82 (in Russ).

15. Fateyev, V. N. (2014), "Informatsionnaya i kommunikatsionnaya znachimost' v professional'noy kompetentnosti sovremennogo menedzhera" [=The importance of information and communication in the professional competence of the modern manager], in: Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedeniy. Ural'skiy region [=News of higher educational institutions. Ural region], N 1, pp. 105-108 (in Russ.).

16. Fateyev, V. N. (2011), "Effektivnost' tekhnologii mediaobrazovatel'nogo kursa v vyssh-em professional'nom obrazovanii (na primere obrazovaniya menedzherov)", in: Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya «Obrazovaniye. Pedagogicheskiye nauki» [=Bulletin of the South Ural State University. A series of "Education. Jurisprudence"], Vyp. 13, N 24 (241), pp. 113-117 (in Russ.).

17. Fateyeva, I. A. (2008), Zhurnalistskoye obrazovaniye v Rossii: teoriya, istoriya, sovremennaya praktika: avtoref. dis. ... d-ra filol. nauk [=Journalism education in Russia: theory, history, modern practice: PhD thesis], Yekaterinburg, 45 p. (in Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. Fateyeva, I. A. (2007), Mediaobrazovaniye: teoreticheskiye osnovy i opyt realizatsii [=Media education: theoretical foundations and experience in implementing], Chelyab. gos. un-t, Chelyabinsk, 230 p. (in Russ.).

19. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart vysshego professional'nogo obrazovani-ya po napravleniyu «menedzhment» [=Federal state educational standard of higher education in the field of "management"], available at: http://www.edu.ru/db/portal/spe/fgos/pr_fgos_2009_pv_62b.pdf, accessed 18.01.2014 (in Russ.).

20. Federal'nyy zakon «Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii» № 273-FZ ot 29.12.2012 [=Fed-eral Law "On Education in the Russian Federation» № 273-FZ of 29.12.2012] (in Russ.).

21. Yakovlev, Ye. V. (1999), Teoreticheskiye osnovy upravleniya kachestvom obrazovaniya v vys-shey shkole: monografiya [=Theoretical foundations of education quality management in higher education: monograph], Izd-vo CHGPU, Chelyabinsk, 167 p. (in Russ.).

22. Yakovleva, N.O. (2008), Pedagogicheskoyeproyektirovaniye innovatsionnykh obrazo-vatel'nykh sistem [=Instructional design in an innovative way, the successive systems], Izd-vo Chelyabinskogo gu-manitarnogo instituta, Chelyabinsk, 279 p. (in Russ.).

23. http://www.inform-24.com/1401-v-2014-godu-zakroyutsya-bolee-400-vuzov, accessed 25.12.2013 (in Russ.).

24. http://www.ug.ru/news/11838, accessed 20.05.2014 (in Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.