108
ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Журнал «Известия Института инженерной физики». - 2014. - № 4 (34). -С. 19-28.
4. ТУ 3665-004-00217780-98 - Электроцентробежный двухопорный насос 5А-габарита в модульном исполнении без промежуточных подшипников, производительностью 35 м3/сут., напором 1350 м.
5. Shih T.-H., Liou W.W., Shabbir A. and Zhu J. A New k-epsilon Eddy-Viscosity Model for High Reynolds Number Turbulent Flows - Model Development and Validation. Computers Fluids, 24 (3): 227-238, 1995.
КАЧЕСТВО ПРОДУКЦИИ - ОСНОВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ РОСТА ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА
© Савченко Е.В.*
Омский государственный технический университет, г. Омск
Проблема обеспечения высокого качества продукции находится в прямой зависимости от степени обслуживания и управления производства. Это, прежде всего, умение правильно измерять параметры качества материалов и комплектующих изделий. Для повышения качества продукции необходим постоянный контроль качества с помощью средств измерений. Таким образом, повышение эффективности производства и качества продукции требует максимальной достоверности объективной количественной информации о значениях параметров, характеризующих испытуемую продукцию.
Ключевые слова качество, качество продукции, система менеджмента качества, средства измерения, эффективность производства, контроль.
Залогом успешной деятельности организации в рыночных условиях является качество, цена и своевременность поставок. Качество любого изделия определяется его физическими свойствами, оно закладывается при проектировании, создается в процессе производства и проявляется при эксплуатации. Необходимыми условиями производства качественной продукции являются:
- тщательная проверка конструкторской и технологической документации;
- высокое качество комплектующих изделий и материалов;
- соблюдение технологического процесса изготовления;
- высокая квалификация персонала;
- исполнение персоналом своих непосредственных обязанностей.
Старший преподаватель кафедры «Организация и управление наукоемкими производствами».
Технические науки
109
Но не только персонал и материальная база определяют качество, так же на него влияют корпоративная культура, культура труда, интеллектуальный потенциал, но и функционирующая система менеджмента качества (СМК).
Считается, что одним из наиболее эффективных путей совершенствования деятельности предприятия является создание, внедрение и функционирование СМК по требованиям стандартов ИСО серии 9000.
Но данные стандарты играют не столь важную роль в обеспечении высокого качества продукции, и если их внедрение и сказывается на экономических результатах бизнеса, то вряд ли очень существенно. Основой обеспечения качества являются технический уровень разработки, материальная база производства и персонал. Наличие системы менеджмента качества -это необходимое, но недостаточное условие высокого качества продукции.
Система менеджмента качества сама по себе не может автоматически усовершенствовать производственные процессы и тем самым повысить качество продукции. Зачастую предприятие, имеющее сертификат соответствия СМК требованиям стандартов ИСО серии 9000, оказывается неспособной выпускать высококачественную продукцию. Сертификат соответствия СМК гарантирует только производство качества продукции и стабильность процессов производства.
Многие специалисты полагают, что системы управления качеством гарантируют не качество продукции, а выполнение правил управления ею, пусть даже она не надлежащего качества. Можно иметь сертифицированную систему менеджмента качества и выпускать некачественную продукцию.
СМК позволяет сузить зону управления качеством и практически не оказывает заметного влияния на уровень обеспечения качества продукции и на его улучшение, но это не значит, что надо отказаться от системы менеджмента качества. Документы СМК возникли на волне недоверия между поставщиками и потребителями, которое в то время было осознано и признано недопустимым препятствием на пути эффективного развития бизнеса. Гарантом доверия и стал механизм сертификации СМК, а сертификат - пропуском на глобальный рынок.
Многие руководители и специалисты отечественных предприятий полагают, что высокое качество изготавливаемой продукции может быть обеспечено только за счет тотального контроля и что обеспечение качества - это задача сотрудников отдела технического контроля (ОТК). На самом деле контроль качества, как бы он ни был важен, не основная составляющая в обеспечении высокого качества продукции. Многие специалисты убеждены, что качество продукции должно создаваться, а не контролироваться. Современные концепции менеджмента качества учитывают, что контроль продукции не повышает ее качества, а лишь способствует выявлению некачественной продукции, что контроль не добавляет потребительской ценности продукции, а приводит к увеличению расходов, связанных с его проведением.
110
ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Необходимо учитывать, что любой контроль порожден взаимным недоверием, например:
- контроль в процессе производства и контроль готовой продукции обусловлены недоверием между менеджерами и рабочими;
- контроль комплектующих изделий и материалов обусловлен недоверием к поставщикам комплектующих изделий и материалов;
- нормоконтроль обусловлен недоверием между менеджерами и разработчиками конструкторской документации, которые по незнанию, могут не соблюдать требования нормативной документации;
- внутренние аудиты (проверки) качества порождены недоверием службы качества к персоналу организации.
Следует отметить, что эффективность любого контроля при повышении качества продукции, т.е. при уменьшении уровня некачественной продукции, сильно снижается из-за влияния «человеческого фактора». Так, сплошной контроль по признаку «годен - не годен» не приводит к удовлетворительному результату, так как уже при уровне дефектности порядка 0,1 % человек «по инерции» просто пропускает редкие дефектные изделия в длинном ряду годных (в среднем одно бракованное изделие на 1000 проконтролированных). При выборочном контроле и построении контрольных карт по этому признаку необходимо, чтобы в выборке было хотя бы одно дефектное изделие. Это приводит к недопустимому увеличению объема выборок по мере снижения дефектности. Так, при уровне дефектности 0,1 % объем выборки должен быть не менее 1000 изделий, а при уровне дефектности 0,001 % - не менее 100000 изделий. Формирование выборок таких объемов проблематично.
Разумеется, выявить брак в процессе контроля продукции важно, но еще важнее не делать брака, что значительно дешевле, а значит, выгоднее. Ведь качество готовой продукции становится объектом внимания после ее изготовления, когда управлять им уже поздно: сырье и материалы израсходованы, ресурсы использованы, продукция создана, время потеряно.
Отечественные предприятия всегда могли создать и создавали уникальные изделия. Однако обеспечить серийное изготовление высококачественной продукции, поставить ее «на поток» им, как правило, не могут. Все дело в том, что на российских предприятиях практически не применяются статистические методы управления производственными процессами, а без этого невозможно обеспечить технологическую точность современного серийного производства с минимальными затратами, избавиться от того, чтобы технологический процесс время от времени не преподносил нам неожиданные «сюрпризы» с качеством изготавливаемой продукции.
Вкладывая денежные средства в предотвращение рисков появления дефектов и несоответствий, удается сократить затраты на контроль и в особенности затраты на исправление дефектов. Чем меньше дефектов, тем
Технические науки
111
меньше переделок и объем скрытого производства, ниже себестоимость продукции.
У большинства российских предприятий низкое качество продукции заложено в проекте, на уровне конструкции и техпроцессов. Даже если обеспечить бездефектное производство, т.е. добиться неукоснительного соблюдения требований конструкторской документации и технологического процесса изготовления, уровень отказов в эксплуатации, число скрытых дефектов и рекламаций мало изменится.
Задачу обеспечения высокого качества продукции следует решать с самой ранней стадии ее создания, используя современную культуру труда и практику разработки продукции. На практике применяются такие методы, которые реализуют принцип предупреждения ошибок, как:
- анализ видов и последствий потенциальных отказов;
- перспективное планирование качества продукции;
- процесс согласования компонентов производства.
При использовании этих методов цикл разработки и постановки продукции на производство сокращается, процесс наладки серийного выпуска ускоряется, качество продукции улучшается.
Для обеспечения высокого качества отечественной продукции необходимо освоить современную культуру разработки продукции, сделать нормой применение современных статистических методов управления производственными процессами, принять меры по обновлению устаревшей производственной базы, восстановить инфраструктуру, приостановить отток опытных высококвалифицированных кадров и добиться результативного функционирования системы менеджмента качества, как необходимой предпосылки для стабильного производства качественной продукции.
Система тотального контроля продукции несостоятельна, она способствует росту затрат, но не обеспечивает высокого уровня качества. Это объясняется тем, что контроль является лишь средством выбраковки и индикатором «плохого» качества, а не способом достижения качества. Тотальный контроль необходим только при производстве потенциально опасной продукции, когда дефекты продукции приводят к критическим отказам, чреватым угрозой для жизни и здоровья людей или непредсказуемыми техногенными катастрофами.
Осуществление экономической стратегии, направленной на неуклонный подъем народного благосостояния и все более полное удовлетворение материальных и культурных потребностей людей, придает особую актуальность вопросам повышения эффективности производства и улучшения качества продукции.
Повышение эффективности представляет собой систематическое увеличение конечного результата работы, улучшение качества, снижение себестоимости за счет рационального использования имеющихся мощностей, обновления оборудования, внедрения достижений науки и техники.
112
ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Интенсивное развитие экономики осуществляется с помощью комплекса организационных, научно-технических и экономических мер, и может быть направлено на повышение эффективности производства, на обеспечение роста производительности труда, но это возможно лишь только за счет создания и быстрого освоения более производительной техники, качественно новых материалов, с заранее заданными свойствами, также за счет применения прогрессивной технологии, повышения качества, надежности и долговечности продукции, наиболее рационального и эффективного использования действующих производственных фондов и капитальных вложений. Всемерное улучшение качества продукции представляет собой одно из основных направлений роста эффективности общественного производства.
Список литературы:
1. ГОСТ Р 8.563-2009 ГСИ. Методики (методы) измерений.
2. ГОСТ 8.401-80 ГСИ Классы точности средств измерений. Общие требования.
3. РМГ 63-2003. ГСИ. Обеспечение эффективности измерений при управлении технологическими процессами. Метрологическая экспертиза технической документации.
4. Александровская Л.Н., Розенталь О.М. Контроль качества или качество контроля: что первично? // Методы оценки соответствия. - 2013. - № 7. -С. 23-27.
5. Данилевич С.Б. Стандарт должен отвечать современным требованиям! // Методы оценки соответствия. - 2013. - № 4. - С. 22-24.
6. Данилевич С.Б. Разработка эффективных методик контроля и испытаний продукции: монография. - Новосибирский филиал ФГАОУ ДПО АСМС, изд-во НГТУ 2011. - 120 с.
7. Кане М.М. Системы, методы и инструменты менеджмента качества / М.М. Кане. - СПб.: Питер, 2012. - 125 с.
8. Колчков В.И. Метрология, стандартизация и сертификация / В.И. Колчков. - М.: ВЛАДОС, 2010. - 280 с.
9. Новиков Н.Ю.Теория шкал. Принципы построения эталонных процедур измерения, кодирования и управления / Н.Ю. Новиков. - М.: Физматлит, 2011. - 127 с.
10. Петров B.H. Метрологическая экспертиза технической документации: учебное пособие. - Новосибирский филиал ФГАОУ ДПО АСМС, Изд-во НГТУ, 2012. - 64 с.
11. Сергеев А.Г. Метрология, стандартизация и сертификация / А.Г. Сергеев. - М.: Изд-во Юрайт; ИД Юрайт, 2011. - 156 с.
12. Шишкин И.Ф. Теоретическая метрология. Часть 1. Общая теория измерений / И.Ф. Шишкин. - СПб.: Питер, 2010. - 200 с.
13. Шишкин И.Ф. Теоретическая метрология. Часть 2. Обеспечение единства измерений / И.Ф. Шишкин. - СПб.: Питер, 2012. - 252 с.