14. ГАЯО. Ф. 73. Оп. 1. Д. 7517. Л. 25.
15. ГАЯО. Ф. 73. Оп. 4. Д. 4574. Л. 29.
16. ГАЯО. Ф. 73. Оп. 7. Д. 985. Л. 7-8.
КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ ИНЖЕНЕРОВ ПО ДАННЫМ ИВАНОВСКОГО ТЕКСТИЛЬНОГО И СЕРЕДСКОГО РАБФАКОВ
© Волобуева М.М.*
Ивановский государственный университет, г. Иваново
В данной статье представлены Текстильный и Середский рабфаки, действовавшие на территории г. Иванова. Анализируется основные проблемы при подготовке студентов в вузы.
Советское правительство проводило линию по укреплению рабочих факультетов и утверждения их в системе народного образования. В сентябре 1927 г. Центральный комитет партии отметил, что рабфаки успешно справляются с задачей пролетаризации вузов. Еще в течение ряда лет они будут являться основным каналом для продвижения в вузы рабоче-крестьянской молодежи и единственным каналом для поступления в вузы взрослых рабочих и крестьян членов партии. Следовательно, рабфаки будут «проводниками влияния партии на студенчество в деле подготовки новых кадров рабоче-крестьянской интеллигенции» [1].
Для того чтобы сделать вывод на сколько хорошую подготовку давали студентам рабфаки попытаемся проанализировать: данные об успеваемости и причинах отсева студентов, их дальнейшее распределение по вузам. Рассмотрим учебные планы рабфаков, основные методы преподавания и меры по борьбе с неуспевающими студентами.
Учебный план рабфаков 1928 г. включал следующие предметы: русский язык, обществоведение, математику, графическую грамоту (которая включала в себя черчение и рисование), физику, химию, физическую географию и биологию. Программа русского языка была направлена на развитие грамотности. Общественно-политические дисциплины готовили к общественно-политической работе. В ее состав входили: политическая грамота, история классовой борьбы, политическая экономия, экономическая политика, экономическая география. Исторический курс строился на истории классовой борьбы в период капиталистического развития. По математике уделяли внимание приложению геометрии к решению задач на
* Аспирант кафедры Новейшей отечественной истории.
вычисление. В учебный план так же вошли иностранный язык и физкультура. Иностранный язык становится обязательным даже на вечерних рабфаках. Задачей данной дисциплины было дать элементарный запас слов, грамматических и переводческих навыков [2]. В 1930-31 гг. в учебных планах наблюдался разнобой, вновь возникшие рабфаки работали по собственному учебному плану, сочиняли программы, в которых стремились увязать все предметы со специальностью вуза, в состав которого входил рабфак. Постановлением ЦК ПКП (б) от 25 августа 1932 г. на рабфаках были приняты единые стабильные планы. Программы рабочих факультетов составлялись на основе программ школ десятилеток, они превращались в обычный тип общеобразовательной школы.
Советское правительство выступало против лекционного метода преподавания как устаревшего и не совершенного, в качестве замены предлагалось ввести бригадно-лабораторный метод. Норма учащихся в группе составляла 25 чел. Рабочей ячейкой считалась бригада, которая состояла из 5 чел., возглавлял ее бригадир. Преподаватель разбивал группу на бригады таким образом, чтобы не оставить ее без сильных студентов. Это твердая организация должна была существовать до конца года. Во главе группы находился тройка. Занятие состояло из 3 элементов: ввода в тему, проработки материала и заключительной конференции. В процессе проработки материала проводились развернутые беседы. На заключительном этапе студент должен был оценить свою работу, выявить трудности, слабые стороны и обобщить пройденный материал. Учет успеваемости состоял из 2 частей: текущей и заключительной. Текущий - когда преподаватель просматривал тетради, смотрел, как студент ведет работу. Заключительный учет следовал после проработки каждого задания в конце триместра. На заключительном учете преподаватель ставил основные вопросы, бригадир отчитывался в форме доклада, остальные в виде письменной работы [3]. Предполагалось, что бригадно-лабораторный метод разовьет в студентах навыки самостоятельной и исследовательской работы, развяжет язык, научит говорить, критически мыслить, научит работать в коллективе. Но он не оправдал всех ожиданий. Основным минусом данного метода было то, что вся работа ложилась на плечи трудолюбивых и старательных студентов, а слабые студенты часто плохо и долго усваивали материал. К 1931-1932 гг. высшие и средние учебные заведения начали отказываться от данного метода. Главной формой преподавания на рабфаке оставался лекционный метод. На лекции материал излагался систематически. Многие рабфаки унаследовав классно-урочную систему преподавания, непрерывно ее совершенствовали путем внесения большей наглядности, опираясь на разнообразное учебное оборудование, а также жизненный и производственный опыт учащихся. Так в каждом рабфаке г. Иванова существовали специальные кабинеты по графике, химии, биологии, физической географии, языку и литерату-
ре, общественно-экономическим дисциплинам, физическому воспитанию и военному делу. Эти кабинеты постоянно пополнялись новыми учебниками, плакатами и даже проекторами [4].
На рабфаке широко практиковались рассказ, работа с книгой, лабораторные занятия и экскурсии. Экскурсии существовали 5-ти видов: общественно-научные, литературные, естественнонаучные, производственные и художественные. Они начинались с занятий в классе после чего студенты были обязаны предоставить отчет об увиденном и услышанном.
В 1928 г. отсев студентов рабфака был велик причем с дневного отделения был больше, чем с вечернего. Так за 1928-29 гг. на дневных рабфаках отсев составил 236 чел., а на вечерних 160 чел. По Ивановскому Текстильному рабфаку отсев студентов, то уменьшался с 167 до 62, то вновь увеличивался до 188. Главными причинами являлись: перевод предприятий, на котором трудились студенты, на 3-х сменный график работы, переход в другие учебные заведения, длительные командировки, перегруженность основной и общественной работой, недостаточная подготовленность, трудное материальное положение [5]. Директора рабфаков пытались снизить процент отсева за счет следующих мер: проведения переговоров с директорами предприятий, установления часов консультаций, проведения дополнительных занятий по грамматике и орфографии, проведения бесед, организации «декадников ликвидации не успешности», именно такой был организован в Ивановском химическом рабфаке в 1933 г. [6].
Успеваемость студентов была не высокой, так она колебалась от 83,7 % в 1933 г. до 89,6 % в 1935 г. Количество неуспевающих с 1 по 4 курс на протяжении с 1933 г. по 1935 г. увеличилось с 16,3 % до 17,5 % на 1 курсе, а на выпускном 4 курсе с 9,6 % до 10,4 %. Это было связано с чрезмерной нагрузкой рабочих, которые вынуждены были после трудового дня выполнять домашние задания. Самой распространенной оценкой была удовлетворительно, процент отличных и хороших оценок был намного ниже. Так, в 1937 г. количество отличных оценок на вечернем отделении Текстильного рабфака составил 9,8 %, в то время как количество удовлетворительных отметок составило 54 %. Если сравнивать успеваемость студентов дневного и вечернего рабфаков, то по количеству отличных оценок на 1937 г. на Текстильном рабфаке студенты дневники имели 10,9 % отличных оценок, а вечерники 7,5 % [7]. А в 1936 г. по данным Середского рабфака студенты-вечерники учились лучше дневников. Если у вечерников количество отличных оценок получило 62 чел., то дневники получили отличные отметки только лишь 21 чел. [8]. Факт лучшей успеваемости студентов вечернего отделения можно объяснить тем, что на рабфак поступали студенты, рабочий стаж, закалка и квалификация которых была значительно выше, чем у студентов дневного отделения. Перед рабочими предприятий ставили задачи высокой производительности труда и соцсоревнований,
именно с такими лозунгами продолжали учиться студенты вечерних рабфаков, пытаясь и в учебе достигать высоких результатов, на сколько позволяли силы и время.
Если говорить о самых трудных для студентов предметах, то это были математика, русский язык и гражданская история. Самый высокий процент неуспевающих по математике составил в 1936 г. 24 %, по русскому языку 23,8 %, а по гражданской истории 19,5 % [9]. Слабую подготовку по данным предметам отмечали директора вузов, сетуя на грубые ошибки и неграмотную речь и неумение выполнять даже простые действия с числами. Прежде всего, эти проблемы были связаны с тем, что студенты имели слабую подготовку и были невнимательны на занятиях, все это и привело к таким печальным показателям. Самыми легкими для усвоения были такие предметы как: физика, биология, химия и немецкий язык.
По окончании рабфака студент должен был сдать выпускные экзамены. Испытания на дневных и вечерних рабфаках проводились по следующим дисциплинам: математике, русскому языку, физике, иностранному языку, химии и Истории ВКП (б). Студенты, выдержавшие выпускные испытания получали свидетельства об окончании рабфака. В нем были перечислены все предметы, которые были пройдены студентом за время обучения на рабфаке вместе с оценкой. В свидетельстве химического и текстильного рабфаков города Иванова были отметки о прохождении следующих дисциплин: Истории классовой борьбы и истории ВКП (б), Политэкономии, Экономполитике, Русскому языку и литературе, Математике, Физике, Химии, Графике, Иностранному языку, Биологии, Физической географии, Экономической географии, Военном знании. Помимо аттестатов об окончании рабфаков студентам выдавались характеристики.
После обучения на рабфаке студенты не всегда продолжали свое обучение в вузах, этому мешало тяжелое материальное положение, работа на предприятии и семейное положение. Хотя правительство всеми силами пыталось привлечь выпускников к получению высшего образования, для этого с 1928 г. выпускники имели возможность поступать в вузы без экзаменов. По окончании Ивановского Текстильного рабфака в 1935 г. 44 чел., не смогли продолжить обучения в вузах. Но уже в 1936 г. каждый выпускник рабфака продолжал обучение в вузе. Проанализируем, какие вузы были более востребованными? В Ивановском текстильном рабфаке выпускники в основном поступали в Ивановский текстильный институт. В 1938 г. в Текстильный институт поступило 36 чел., но уже к 1939 г. число поступающих уменьшилось до 7, но к 1940 г. немного возросло до 11 чел. В 1935-1936 гг. был зафиксирован самый высокий всплеск поступления выпускников рабфака в Химический институт. Количество поступающих составило 10 и 11 чел. Но в последующие годы интерес к химической специальности постепенно пропадал и к 1940 г. составил лишь 2 чел. В 1935 и 1936 гг. высокими были показатели у Энергоинститута туда поступили
4-5 чел., но позднее количество поступающих снизилось до 1 чел. Выпускники рабфака проявляли интерес к педагогическим и медицинским специальностям, поступали в вузы Москвы и Ленинграда, что также являлось показателем хорошей подготовки выпускников [10].
Подводя итоги, отметим, что рабфаки в начале 1928 г. не лучшим образом справлялись с задачей качественной подготовки выпускников, выпуская подчас безграмотную, путающихся в понятиях молодежь. Из года в год преподаватели пытались бороться с недостатками, о которых им заявляли вузы. Они применяли бригадно-лабораторный метод преподавания, но убедившись в его несостоятельности, отказались от него в пользу лабораторного, семинарского и лекционного. О качественной подготовке рабфаков свидетельствует статистика поступления в вузы, к 1940 г. все выпускники рабфаков поступали в высшие учебные заведения.
Список литературы:
1. Катунцева Н.М. Опыт СССР по подготовке интеллигенции из рабочих и крестьян. - М., 1977. - С. 87.
2. Украинцев В.В. КПСС организатор революционного преобразования высшей школы. - М.,1963. - С. 157.
3. Государственный архив Ивановской области Ф. Р-1590. Оп. 1. Д 66. Л. 7.
4. ГАИО Ф. Р-1590. Оп. 1. Д 69. Л. 14.
5. ГАИО Ф. Р-1590. Оп. 1. Д 101. Л. 12.
6. ГАИО Ф. Р-1590. Оп. 1. Д 66. Л. 10.
7. ГАИО Ф. Р-1590. Оп. 1. Д 134. Л. 15.
8. ГАИО Ф. Р-1591. Оп. 1. Д 52. Л. 4.
9. ГАИО Ф. Р-1591. Оп. 1. Д 52. Л. 11.
10. ГАИО Ф. Р-1590. Оп. 5. Д 1. Л. 1-55.
ШАРЛЬ ДЕ ГОЛЛЬ И ФОРМИРОВАНИЕ НОВОЙ КОЛОНИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ФРАНЦИИ В ГОДЫ ВТОРОЙ МИРОВОЙ войны
© Долматова Е.А.*
Орловский государственный университет, г. Орел
Данная статья посвящена колониальной политике Франции в XX в. Предметом исследования является модернизация социальной сферы во французских африканских колониях, проводимая с подачи лидера «Свободной Франции», а затем главы Французского комитета национального освобождения Шарля де Голля.
* Ассистент кафедры Истории государства и права.