РОЛЬ ВОЕННЫХ ЗАКАЗОВ В ПРОМЫШЛЕННОМ РАЗВИТИИ ЯРОСЛАВСКОЙ ГУБЕРНИИ В ГОДЫ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
© Белов С.И.*
Ивановский государственный университет, г. Иваново
В статье рассматриваются некоторые результаты влияния государственных заказов на промышленное развитие Ярославской губернии, прослеживается связь развития промышленности с условиями военного времени.
Во многих губерниях России существовали предприятия, которые обеспечивали как гражданское население, так и армию. С началом Первой мировой войны для военных ведомств особый интерес в Ярославской губернии представляли следующие производства: текстильное, кожевенное, химическое, металлообрабатывающее. Как же государственные заказы во время войны повлияли на развитие этих отраслей?
С началом войны началась массовая мобилизация. В связи с этим обнаружилась нехватка солдатского обмундирования, и государство начинало делать крупные заказы на его пошив. Крупные текстильные предприятия оказались в наиболее благоприятных условиях. Так, например, администрация Ярославской Большой мануфактуры в первые месяцы военных действий, обладая запасами хлопка и нефти для нужд производства, получила значительные военные заказы на выработку рубашечной ткани, полотна, ваты и некоторых других тканей [1]. Не менее выгодные заказы были предоставлены Товариществу Ростовской льняной мануфактуры [2]. Выгодность заказов интендантства заключалась в льготах при снабжении сырьем, топливом, первоочередности в доставке произведенного товара, и своевременности оплаты заказанного. Также при поставках государству допускалось несколько снизить уровень качества продукции. Конечно, брак наказывался рублем, но не строго и не всегда.
Кроме производства тканей, на некоторых крупных текстильных фабриках, а именно в столярных мастерских, был налажен выпуск корпусов гранат, снарядов и ящиков для них. Так было сделано на фабрике Товарищества Ростовской льняной мануфактуры и Ярославской Большой мануфактуре [3]. Изготавливать некачественную продукцию тут было нельзя. За производство корпусов гранат и снарядов военное ведомство платило больше, чем за ткани. Именно поэтому слесари никогда не участвовали в экономических забастовках.
* Аспирант кафедры Истории России.
Особенно остро в годы войны стоял вопрос об обуви для армии. Нехватка солдатских сапог для призывников была настолько велика, что в 1915 г. губернатор издал указ, согласно которому каждый явившийся на призывной пункт в своих сапогах «доброго качества» получал по 10 коп. ежедневно, пока его обувь оставалась годной для несения службы [4]. Для того чтобы исправить сложившуюся ситуацию, ярославским губернатором было также издано несколько указов, направленных на обеспечение производства сапог для военных. По указу 1914 г. оптовые торговцы кожей обязывались продавать товар сапожникам, изготовляющим сапоги для действующей армии, не выше установленных на местах цен [5]. Но это была не очень эффективная мера - сапожные мастера не стремились работать на государство, так как их не устраивали расценки при сдаче сапог интендантству. Поэтому в 1916 г. ярославский губернатор обязал каждого проживающему в пределах Ярославской губернии сапожника «впредь до особых распоряжений изготовлять для нужд армии по установленной цене из собственного товара еженедельно не менее двух пар сапог» [6]. В дополнение к этому губернатор принял решение ввести частичный запрет на продажу зимней обуви гражданскому населению: «Всем промышленным предприятиям Ярославской губернии, изготавливающим валенные сапоги, вменяется в обязанность впредь до особого распоряжения работать исключительно на нужды военного ведомства, и лишь с разрешения председателя заводского совещания соответствующего района дозволяется производить поставку валенок другим организациям и лицам» [7]. Все эти меры были приняты для того, чтобы обеспечить армию необходимой обувью, в то же время в ущерб потребностям гражданского населения и финансовым интересам производителей.
Крупные и весьма выгодные заказы от интендантства получили владельцы крупных паровых мельниц губернии - Вахрамеев, Гнуздев, Торговый дом «Братья Садовые», Товарищество «А.И. Галунов» и другие [8]. Они поставляли муку для нужд армии. У них имелись огромные запасы зерна и муки, цены на эти продукты быстро росли. Прежде всего, это было связано с повышением расценок на сельскохозяйственный труд, а также в связи с кризисом транспортной системы, в условиях которого было крайне проблематично быстро перевозить любые, даже военные, грузы. Чтобы не допустить роста цен на зерно, необходимое рабочим, а также фураж для фабричных лошадей, обеспечивающих доставку грузов, был введен контроль за их оборотом.
Несмотря на крупные и выгодные заказы, ряд предприятий физически не мог удовлетворить возраставшие потребности армии. В тяжелом положении оказались химические заводы, т.к. подвоз сырья из Германии прекратился. Это привело к тому, что 20 % всех химических заводов в Ярославской губернии были закрыты. Государство ввело жесткий контроль и
учет ряда химических веществ, а также периодически производило их реквизиции. Но и это не исправило ситуацию. В 1914 г., согласно указу губернатора, все химические заводы были обязаны регулярно отчитываться о запасах сырья и топлива [9]. Как правило, бесперебойная работа предприятий была обеспечена на период от 2 недель до нескольких месяцев, при условии осуществления работ по сокращенному рабочему дню. В этом же году фабрикам и заводам стало выгоднее продавать свои запасы сырья «на сторону» в другие губернии, что было выгоднее по сравнению с поставками государству в два раза, что подтверждает практика завода Торгового дома «Т.В. Дунаева сыновья» [10].
Потребность армии в автомобилях и аэропланах способствовала открытию новых профильных предприятий, в том числе и в Ярославле. Постройка заводов была поручена частным предпринимателям, которым правительство предоставило для этих целей огромные средства. Так, в 1915 г. крупный заводчик Лебедев приобрел в Ярославле участок земли и приступил к строительству большого автомобильного и авиационного завода, который планировалось ввести в строй в 1917 г. [11]. Предполагалось выпускать первоначально 100 автомашин в год, а затем уже довести производство до 1000 машин. Строиться эти машины должны были по иностранным образцам и чертежам. Тот же Лебедев, владелец крупного авиационного завода в Петрограде, предполагал перевести его в Ярославль, слив его с ярославским. Но осуществить это он так и не сумел. Следует также отметить, что строительство завода способствовало развитию инфраструктуры, в том числе мощной электростанции, которая могла бы обеспечивать электричеством не только это предприятие [12].
В 1916 г. Щетинин купил в Ярославле значительный участок земли для постройки авиационного завода. Но достроить завод он не успел сначала из-за событий февраля, а потом октября 1917 г. [13].
В 1916 г. в Рыбинск из Петрограда были эвакуированы вагоностроительный и механический завод общества «Феникс» [14]. Таким образом, можно сделать вывод, что война и потребность государства в технике способствовали появлению в Ярославской губернии нескольких крупных машиностроительных заводов.
Как уже говорилось, большинство предприятий не справлялось с выполнением госзаказа в срок. Поэтому их администрация шла на нарушение трудового законодательства: по согласованию с фабричной инспекцией вводила принудительные сверхурочные работы. Иногда она не оплачивала их в соответствии с существовавшими повышенными расценками, что непременно отражалось в требованиях рабочих во время забастовок. Но промышленных товаров всё равно не хватало. Поэтому правительство стало отдавать часть государственных заказов земствам для их последующего перераспределения среди мелких кустарных производителей. Порой государ-
ство шло на объединение кустарей в крупные артели с административным распределением работ. Так, например, было сделано в селе Бурмакино [15].
Резкое увеличение объемов производства приводило к нехватке сырья. Чтобы обеспечить выполнение госзаказов, правительство обязало всех, кто работает с жизненно важным материалами промышленного производства (хлопок, железо, алюминий, химические вещества для производства взрывчатки, медикаментов, обмундирования) вести точный их учет. В случае необходимости губернаторы издавали обязательные распоряжения о сдаче того или иного сырья по фиксированным ценам. В случае отказа «сотрудничать» виновному грозил штраф до 3000 руб. или тюремное заключение сроком до трех месяцев [16].
Таким образом, государственные военные заказы в годы Первой мировой войны оказали существенное влияние на промышленное развитие Ярославской губернии. Текстильная промышленность, обеспеченная сырьем и топливом, получала сверхприбыли. Кожевенное производство за счет государственных заказов, скорректированных административными требованиями, развивалось. В то же время химическая промышленность, несмотря на востребованность взрывчатых веществ и медикаментов, снижала объемы производства из-за отсутствия сырья, которое ранее поступало, главным образом, из Германии. Желание государства иметь большой авто-и авиа парк способствовало появлению в Ярославле крупных машиностроительных заводов. Порой происходило нарушение трудового законодательства, т.е. введение принудительных сверхурочных работ - это было обусловлено малыми сроками и большими объемами государственных заказов. По этим же причинам часть их передавалось артелям, деятельность которых со стороны властей поощрялась и защищалась от перекупщиков.
Список литературы:
1. Государственный архив Ярославской обл. Ф. 73. Оп. 7. Д. 1162. Л. 2.
2. ГАЯО. Ф. 73. Оп. 7. Д. 1162. Л. 5.
3. ГАЯО. Ф. 906. Оп. 1. Д. 271. Л. 1, 36, 117.
4. ГАЯО. Ф. 73. Оп. 7. Д. 985. Л. 15.
5. ГАЯО. Ф. 73. Оп. 7. Д. 985. Л. 6.
6. ГАЯО. Ф. 73. Оп. 7. Д. 985. Л. 9.
7. ГАЯО. Ф. 73. Оп. 4. Д. 4574. Л. 60.
8. ГАЯО. Ф. 73. Оп. 8. Д. 47. Л. 13, 14, 15.
9. ГАЯО. Ф. 73. Оп. 9. Д. 511. Л. 90.
10. ГАЯО. Ф. 73. Оп. 9. Д. 511. Л. 70.
11. ГАЯО. Ф. 73. Оп. 1. Д. 7512. Л. 79.
12. ГАЯО. Ф. 73. Оп. 1. Д. 7517. Л. 116
13. Андреев П., Генкин Л., Дружинин П., Козлов П. - Ярославль, 1954. -С. 291.
14. ГАЯО. Ф. 73. Оп. 1. Д. 7517. Л. 25.
15. ГАЯО. Ф. 73. Оп. 4. Д. 4574. Л. 29.
16. ГАЯО. Ф. 73. Оп. 7. Д. 985. Л. 7-8.
КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ ИНЖЕНЕРОВ ПО ДАННЫМ ИВАНОВСКОГО ТЕКСТИЛЬНОГО И СЕРЕДСКОГО РАБФАКОВ
© Волобуева М.М.*
Ивановский государственный университет, г. Иваново
В данной статье представлены Текстильный и Середский рабфаки, действовавшие на территории г. Иванова. Анализируется основные проблемы при подготовке студентов в вузы.
Советское правительство проводило линию по укреплению рабочих факультетов и утверждения их в системе народного образования. В сентябре 1927 г. Центральный комитет партии отметил, что рабфаки успешно справляются с задачей пролетаризации вузов. Еще в течение ряда лет они будут являться основным каналом для продвижения в вузы рабоче-крестьянской молодежи и единственным каналом для поступления в вузы взрослых рабочих и крестьян членов партии. Следовательно, рабфаки будут «проводниками влияния партии на студенчество в деле подготовки новых кадров рабоче-крестьянской интеллигенции» [1].
Для того чтобы сделать вывод на сколько хорошую подготовку давали студентам рабфаки попытаемся проанализировать: данные об успеваемости и причинах отсева студентов, их дальнейшее распределение по вузам. Рассмотрим учебные планы рабфаков, основные методы преподавания и меры по борьбе с неуспевающими студентами.
Учебный план рабфаков 1928 г. включал следующие предметы: русский язык, обществоведение, математику, графическую грамоту (которая включала в себя черчение и рисование), физику, химию, физическую географию и биологию. Программа русского языка была направлена на развитие грамотности. Общественно-политические дисциплины готовили к общественно-политической работе. В ее состав входили: политическая грамота, история классовой борьбы, политическая экономия, экономическая политика, экономическая география. Исторический курс строился на истории классовой борьбы в период капиталистического развития. По математике уделяли внимание приложению геометрии к решению задач на
* Аспирант кафедры Новейшей отечественной истории.