ББК 74.474(2РОС)В682 YAK 377
Е.А. ШУКЛИНА
Е.А. SHUKLINA
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ
QUALITY OF EDUCATIONAL SERVICES OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION IN THE FIELD OF CULTURE
В статье ставится проблема изучения качества образовательных услуг учреждений среднего профессионального образования в области культуры. На примере конкретно-социологического исследования музыкальных и художественных колледжей, подведомственных Министерству культуры и туризма Свердловской области, показываются результаты мониторинга качества услуг этих государственных образовательных учреждений.
The article dwells upon the problem of studying the quality of educational services of secondary vocational education in the field of culture. On the example of a concrete case study of music and art colleges run by the Ministry of Culture and Tourism of the Sverdlovsk region, the results of the quality monitoring of these public educational institutions are displayed.
Ключевые слова: качество образования, образовательная услуга, учреждение образования в сфере культуры.
Key words: quality of education, educational service, education establishment in the culture sphere.
ПРОБЛЕМЫ МЕТОДОЛОГИИ ИЗУЧЕНИЯ КАЧЕСТВА
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Мониторинг качества образовательных услуг учреждений среднего профессионального образования (СПО) представляет собой комплексную проблему. Для её решения необходимо учитывать ряд обстоятельств.
Прежде всего, это тот факт, что реализация образовательной услуги учреждений СПО представляет собой взаимодействие социальных общностей, прямо или косвенно включённых в образовательный процесс: студентов, преподавателей, представителей менеджмента образовательных учреждений, управленчески воздействующих на её организацию и реализацию, а также родителей студентов и учащихся, получающих дополнительные образовательные услуги, оказываемые образовательными учреждениями. Именно поэтому мониторинг предполагает сбор и сопоставление информации от максимально возможного числа субъектов, включённых в образовательный процесс, а также учёт разных аспектов их взаимодействия: социально-профессиональных, социокультурных, социально-педагогических, социально-психологических, методических, материально-технических, информационно-технологических и т.д.
Функция образовательной услуги заключается в удовлетворении потребности личности (социальной группы) в профессиональном образовании, овладении основами профессиональной культуры, получении практических навыков профессиональной деятельности, формировании общей культуры, переобучении, повышении квалификации. Социальными последствиями реализации образовательных услуг становится удовлетворение потребности
общества в воспроизводстве социальной структуры посредством подготовки специалистов соответствующей квалификации, изменение социокультурной ситуации в обществе в целом, развитие культурного потенциала страны.
На уровне образовательного учреждения образовательная услуга СПО может быть рассмотрена как определённый продукт, который представляет собой комплекс образовательной программы и её педагогического, материально-технического и организационно-управленческого сопровождения, составляющих необходимые условия реализации.
На уровне социума в целом специфика образовательной услуги учреждений СПО заключается в том, что она является не только средством трансляции духовных ценностей, но и частью духовного производства. Поскольку образовательная услуга может рассматриваться как общественное благо, то социальным эффектом её реализации выступает воспроизводство человеческого капитала.
Изучение социальной эффективности образовательной услуги заключается не только в выявлении степени удовлетворённости непосредственного потребителя (личности, отдельных социальных групп) качеством образовательной услуги, но и в отслеживании широких социальных и социокультурных эффектов от реализации образовательных услуг на уровне региона, общества.
Ещё одной особенностью образовательной услуги является то, что она, формируя определённые социальные и социально-профессиональные качества личности, создаёт культурный потенциал, задающий общую направленность её профессиональной и творческой деятельности. Полученный в образовательном учреждении результат может иметь отложенный характер и проявляться не сразу, а через некоторое время, когда потребитель будет реализовывать свои возможности уже за пределами образовательного учреждения.
Важной составляющей и необходимым условием реализации образовательной услуги являются субъективные (потребностно-мотивационные и ценностно-нормативные) характеристики учащихся и преподавателей. Они определяют эффективность их сотворчества в сфере образования и профессионального становления. Именно поэтому мониторинг ориентирован на сбор информации субъективного плана: мотивов, оценок, настроений, ожиданий и т.д., сопровождающих образовательный процесс.
Образовательная услуга является протяжённой во времени, проходящей разные стадии жизненного цикла. Для одних и тех же потребителей она может иметь в разные периоды времени разное качество, в большей или меньшей степени удовлетворять их образовательные потребности. Будучи реализована во времени, образовательная услуга должна быть исследована в рамках мониторинга с точки зрения качества целей, средств, процесса и результата. Изучение представлений об этих составляющих различных социальных групп, включённых в образовательную деятельность, позволит получить всестороннюю и комплексную картину эффективности реализации образовательной услуги на уровне образовательного учреждения.
Говоря о значении и применимости результатов мониторинга, необходимо отметить, что основной его функцией является создание информационной базы для принятия решений в сфере управления качеством образовательных услуг. Причём полученные данные могут быть использованы как на уровне министерства, так и на уровне отдельного образовательного учреждения, отслеживающего результативность своей работы. Процедуры сравнения отдельных образовательных учреждений между собой позволят увидеть как системные проблемы, так и отдельные упущения в области менеджмента, финансирования, продвижения и регулирования рынка образовательных услуг СПО.
Понимая стоящие перед исследователем сложности, укажем ещё на одну проблему методологического свойства, которая возникает при определении понятий «качество (эффективность) образовательной услуги» и «каче-
ство образования». Присоединяясь к позиции целого ряда исследователей, мы будем рассматривать понятие «качество образования» как более широкое, распространяющееся на микроуровень личности, мезоуровень социальной группы и организации, макроуровень общества в целом. Понятие «качество образовательной услуги» менее абстрактно, более инструментально и характеризует, как правило, деятельность образовательного учреждения и эффективность образовательной деятельности обучающихся в нём.
Именно поэтому методологически сложный и трудоёмкий процесс исследования глобальных социальных и социокультурных эффектов, заключающихся в анализе воспроизводства социальной структуры, характеристике уровня кадровой обеспеченности региона выпускниками-специалистами в сфере культуры и качества этих специалистов, а также в изучении социальных эффектов культурного воспроизводства, являющихся результатом их профессиональной деятельности, остаётся за бортом мониторинга, поскольку относится к сфере качества образования как системы и социального института.
Целью нашего исследования стала оценка потребителями качества образовательных услуг учреждений СПО, подведомственных Министерству культуры и туризма Свердловской области. Среди них - такие образовательные учреждения области, как Нижнетагильский колледж искусств, Уральский музыкальный колледж, Свердловское музыкальное училище им. П.И. Чайковского, Свердловский колледж искусств и культуры, Свердловский мужской хоровой колледж, Асбестовский колледж искусств, Крас-нотурьинский колледж искусств, Свердловское художественное училище им. И.Д. Шадра. Каждое из этих образовательных учреждений уникально, имеет своё лицо, сложившиеся традиции, историю, образовательную и культурную миссию, обладает высокопрофессиональными преподавательскими кадрами, выпускники этих образовательных учреждений известны не только в Свердловской области, но и далеко за пределами нашей страны.
Задачи исследования:
1. Выявить отношение студентов музыкальных и художественных колледжей, подведомственных Министерству культуры и туризма Свердловской области, к условиям реализации образовательной услуги:
• качеству преподавания;
• характеру социально-педагогического взаимодействия;
• организации учебного процесса, практики, концертной (выставочной) деятельности;
• социально-психологическим условиям взаимодействия в учебном коллективе, группе;
• методической, материально-технической, информационно-технологической обеспеченности учебного процесса;
• санитарно-гигиеническим условиям образовательного учреждения.
2. Охарактеризовать отношение студентов колледжей к процессу реализации образовательной услуги:
• удовлетворённость процессом обучения;
• динамику интереса к образовательной деятельности за время обучения и факторам, обусловливающим её;
• оценку уровня освоения дисциплин разного профиля.
3. Определить отношение студентов к результату реализации образовательной услуги:
• самооценку уровня профессиональной подготовки в образовательном учреждении;
• самооценку характера профессионального самоопределения и становления;
• удовлетворённость студентов получением профессионального образования, обучением по выбранной специальности, обучением в данном образовательном учреждении.
4. Изучить отношение родителей к качеству дополнительных образовательных услуг, которые получают их дети в образовательном учреждении СПО.
5. Выявить мнения представителей администрации образовательных учреждений СПО, подведомственных Министерству культуры и туризма Свердловской области, о проблемах обеспечения качества образовательных услуг.
Объектом исследования выступили студенты образовательных учреждений СПО, подведомственных Министерству культуры и туризма Свердловской области, родители учащихся, получающих дополнительные образовательные услуги в них, директора и завучи колледжей.
В данной работе использована стратифицированная выборка с пропорциональным размещением. Количество опрошенных студентов из каждого колледжа пропорционально общему числу обучающихся в указанных образовательных учреждениях. Объём выборки составил 833 студента.
Кроме того, были опрошены дети, получающие дополнительные образовательные услуги в Свердловском музыкальном училище им. П.И. Чайковского, и их родители. Опрашивались учащиеся старших классов музыкальной школы (29 чел.) и родители учащихся младших классов (19 чел.). В целом они репрезентируют 50% от годового объёма государственной услуги по программе дополнительного образования для детей.
Также были опрошены родители учащихся, получающих в колледжах среднее (полное) общее образование (всего 67 чел.).
Структурные характеристики выборочной совокупности, показывающие распределение по образовательным учреждениям, представлены в таблице 1.
Таблица 1
Структура выборочной совокупности
Средние профессиональные образовательные учреждения культуры и искусства Чел. %
Нижнетагильский колледж искусств 101 12,2
Уральский музыкальный колледж 50 5,8
Свердловское музыкальное училище им. П.И. Чайковского 150 18,2
Свердловский колледж искусств и культуры 190 23,2
Свердловский мужской хоровой колледж 46 5,4
Асбестовский колледж искусств 84 10,1
Краснотурьинский колледж искусств 116 14,0
Свердловское художественное училище им. И.Д. Шадра 96 11,1
Итого 838 100,0
В целом ошибка выборочного среднего и выборочной доли не превышают 0,05 при уровне вероятности 0,95.
В ходе исследования нами проводилась работа по выявлению отношения студентов к качеству образовательных услуг, предоставляемых учебными заведениями СПО, подведомственными Министерству культуры и туризма Свердловской области. Структурировав проблему по блокам, мы проанализировали мнения студентов относительно условий реализации образовательной услуги, процесса её предоставления и результата. Для более целостной оценки ситуации нами были изучены мнения по данным проблемам администрации колледжей, родителей учащихся и детей, получающих дополнительные образовательные услуги в учебных заведениях СПО.
Блок 1:
Отношение студентов к качеству преподавания в колледже и характеру социально-педагогического взаимодействия «студент - преподаватель»
Характеристика условий реализации образовательных услуг колледжей в оценках студентов и администрации образовательных учреждений культуры СПО оказалась самой противоречивой. Так, студенты продемонстрировали высокий уровень удовлетворённости качеством преподавания, характером социально-педагогического взаимодействия с педагогами колледжа, организацией учебного процесса, практики, концертной (выставочной) деятельности, социально-психологическими условиями взаимодействия в учебном коллективе, учебно-методическим оснащением образовательного процесса (табл. 2). В меньшей степени они удовлетворены информационно-технологической и материально-технической обеспеченностью учебного процесса, организацией внеучебной деятельности. Также имеются претензии относительно санитарно-гигиенических условий образовательного учреждения. Особенно это касается туалетов, аудиторий, пунктов общественного питания.
Таблица 2
Студенты об удовлетворённости организационными и социально-психологическими составляющими деятельности учебного заведения (в % к числу ответивших)
Насколько Вы удовлетворены? Полностью удовлетворён Скорее удовлетворён Скорее не удовлетворён Полностью не удовлетворён Затрудняюсь ответить Индекс*
Качеством преподавания 37,3 42,5 8,6 3,3 8,3 0,51
Стилем преподавания 32,6 44,7 10,6 4,2 7,9 0,46
Отношениями с преподавателями 43,6 41,2 6,9 3,9 4,5 0,57
Организацией учебного процесса 32,7 42,6 13,6 7,2 3,9 0,40
Организацией практики 32,0 35,6 12,0 5,9 14,5 0,38
Организацией концертной деятельности 46,4 26,1 13,0 6,6 7,9 0,46
Организацией внеучебных мероприятий 34,4 29,2 13,6 13,3 9,5 0,29
Психологической атмосферой в учебном заведении 50,1 32,4 7,9 5,8 3,8 0,56
*Здесь и далее индекс рассчитан как среднее значение по порядковой шкале, его значения колеблются в границах от -1 до +1.
Отношение студентов к качеству преподавания - это комплексная характеристика профессиональной деятельности педагогического сообщества колледжа. В это понятие студенты включают свои представления о преподавателях образовательного учреждения, уровне их квалификации и профессиональной подготовки, особенностях профессиональной культуры, а также, что не менее важно, умении передать студентам профессиональные знания и навыки, соответствующие как государственным стандартам, так и современному уровню требований к специальности.
В целом 79,8% студентов удовлетворены качеством преподавания, что является довольно высоким показателем профессиональной компетентности кадрового состава образовательных учреждений и эффективности его педагогической деятельности. Не удовлетворён качеством преподавания каждый восьмой студент. Практически столько же респондентов затруднились с ответом.
Характер социально-педагогического взаимодействия «студент - преподаватель» мы описывали по двум параметрам: «стиль преподавания» и «отношения с преподавателями». Если параметр «стиль преподавания» фиксирует взаимодействие студентов с преподавателями исключительно в сфере образовательной и даже уже - в учебно-методической деятельности, то параметр «отношения с преподавателем» выходит за эти рамки в область неформальных контактов, что оказывается чрезвычайно важным в подготовке специалистов творческих профессий со свойственной им индивидуальной, своего рода «штучной» работой по превращению учащегося в профессионала.
В целом стилем преподавания удовлетворены 77,3% респондентов, позитивно оценивают отношения с преподавателями ещё большее число респондентов - 84,8% (табл. 2). Это высокие показатели, свидетельствующие об эффективном социально-педагогическом взаимодействии студентов и педагогов в образовательных учреждениях СПО Свердловской области.
В связи с анализом проблем качества преподавания рассмотрим ряд обусловливающих их факторов, обратившись к интервью с директорами образовательных учреждений. Смысл этой отсылки к мнениям ключевых информантов заключается в том, чтобы обозначить и ещё раз заострить внимание на проблемах, с которыми сталкиваются образовательные учреждения СПО.
В первую очередь менеджментом образовательных учреждений актуализируется проблема восполнения педагогических кадров и напрямую с ней связанный вопрос заработной платы педагогов1.
«В сфере музыкального, да и всего художественного образования, люди действительно подвижники, и они работают не за деньги, они работают за профессиональный результат. Что касается проблемы с кадрами, то у нас её практически нет. У нас преподают лучшие профессора и специалисты в Екатеринбурге и Свердловской области. Но сейчас меня мучает вопрос: уйдёт это поколение учителей, а молодое поколение ведь не будет так работать без достойных зарплат. Кадровый состав - это, конечно, проблема общегосударственная, не только Свердловской области. Нам сейчас дают возможность перераспределять средства. Это не такая система оплаты труда, как в школах, но свобода у меня есть. Но у кого должна забирать? У нас педагоги почти все музыканты с высшей категорией. У них у всех 30%, откуда взять мне больше? Я не могу брать с родителей плату» (Э.Г. Архангельская, директор Уральского музыкального колледжа).
Важной проблемой, по мнению директоров колледжей, является оптимизация системы повышения квалификации. Прежде всего, необходимо как минимум восстановить финансирование курсов повышения квалификации для педагогов. Важна комплексность и системность в подготовке и переподготовке педагогов при оптимальном сочетании её различных форм.
«Каждый преподаватель сам оплачивает курсы повышения квалификации. Если в колледже мы должны иметь педагогический состав только первой и высшей категории, то педагоги у нас делают это за свой счёт, хотя раньше это входило в финансирование» (Е.С. Тапилина, зам. директора Свердловского художественного училища им. И.Д. Шадра ).
«Давайте возьмём систему повышения квалификации. Если раньше всё было на безвозмездной основе, то теперь за это требуют большие деньги. Представьте себе, педагог получает 5 тысяч, а за повышение квалификации надо 9 заплатить» (Т.А. Бутузова, директор Свердловского колледжа искусств и культуры).
1Здесь и далее мы приводим фрагменты глубинного интервью с директорами колледжей.
«Руководитель учебного заведения обязан быть в курсе всего, что происходит, он обязан анализировать. Но далеко не каждый год удаётся побывать на учёбе, не говоря уж о преподавателях. Преподаватели ездят, как правило, за свой счёт - это серьёзная проблема. Наше учебное заведение прилагает много усилий для повышения квалификации. Мы проводим конкурсы, международные конкурсы - всё это является очень хорошей школой, но всё-таки должна быть разработана система. В консерватории у нас есть факультет повышения квалификации, но своих-то мы знаем, многие профессора у нас работают. Какой-то процент педагогов по закону учебное заведение обязано отправлять. В советское время на это было финансирование. Всё это нам очень важно, потому что талантливым музыкантам ведь отстать легко, а догонять очень тяжело. Когда в коллективе много музыкантов высокого уровня, они ощущают, что есть постоянная потребность в общении» (В.Г. Пастухов, директор Свердловского музыкального училища им. П.И. Чайковского).
Директора колледжей отмечают, что решение проблем кадрового обеспечения и повышения квалификации кадров государственных образовательных учреждений должно осуществляться на государственном уровне, в противном случае бесполезно говорить о перспективах развития не только образовательных учреждений, но и отрасли в целом.
Для образовательных учреждений культуры, особенно такого уровня, как в Свердловской области, проблема повышения квалификации не может замыкаться только на переобучении, переподготовке. По своей сути она шире и для профессионалов высокого уровня выступает в форме профессиональной коммуникации и культурных обменов. При достаточно масштабном развитии фестивальной деятельности в области, по мнению администрации колледжей, необходимо дальнейшее совершенствование форм профессионального общения педагогов.
«Нам бы, конечно, хотелось иметь профессиональное общение с коллегами и в России, и за рубежом. Когда есть профессиональный рост, есть и потребность в обмене, общении. Хотелось бы иметь и возможности для этого. Пусть даже не заграница, там всё по-другому, мы к этому только идём. Вот мы сегодня сидели с коллегами и обсуждали то, сколько концертов должно пройти в ноябре - это Германия, Канада, наши выпускники работают в более чем 10 странах мира, и понятно, что это не последние люди в своей профессии. Выпускники вокалистов - это Пражская опера, Большой театр, можно бесконечно перечислять. Тяжело, когда знаешь, как это должно быть и чего ты не можешь сделать» (В.Г. Пастухов, директор Свердловского музыкального училища им. П.И. Чайковского).
Блок 2.
Отношение студентов к организации учебного процесса,
практики, концертной (выставочной) деятельности
Далее охарактеризуем мнения студентов относительно организации различных аспектов учебной и внеучебной деятельности образовательного учреждения (табл. 2). В целом организацию учебного процесса в колледже позитивно оценивают 75,3% студентов (20,8% респондентов не удовлетворены ею). Столь же позитивны студенты (72,5%) в оценках организации концертной деятельности. В некоторой степени проблемными, с их точки зрения, являются вопросы организации практики (67,7%), а также внеучебных мероприятий (63,6%) - здесь положительных оценок меньше.
Проблема организации концертной деятельности в представлении администрации колледжей выглядят иначе. Для менеджмента она напрямую связана с недостатком финансирования, которое необходимо для оплаты работы преподавателей, использования транспорта, пошива костюмов, закупки реквизита и т.д.
«Если говорить о концертной деятельности конкретно нашего учебного заведения, то мы единственные в нашей системе Министерства культуры по набору специальностей: у нас и хореография, и театральная режиссура, и народно-театральное творчество, и вокальное, и эстрадное творчество, и цирковое, и библиотечное. Каждая специальность нуждается в поддержке. При организации концертной деятельности в первую очередь встаёт проблема костюмов. Так, года 4 или 5 мы уже не заказывали ничего. Подвижники-преподаватели у ребят собирают деньги и сами кроят, шьют. А концертные программы мы все проводим на безвозмездной основе. С кого брать, если мы детскими домами, пансионатами престарелых занимаемся?» (Т.А. Бутузова, директор Свердловского колледжа искусств и культуры).
«Проблемы организации концертной деятельности - тоже проблемы финансового характера. Хотя мы ведём очень большую концертную деятельность, в десятки раз больше концертов даём, чем любое другое учебное заведение, мы единственное учебное заведение, не имеющее транспорта никакого. Как ездить в города области? Есть, конечно, современные технологии, вот как филармония сейчас начала трансляции, но живое выступление ничего не заменит. Музыкант постоянно должен быть на сцене, себя проявлять, набираться опыта, иначе ничего не получится. Хотели бы мы, чтобы была такая возможность, чтобы ребята могли себя реализовывать» (В.Г. Пастухов, директор Свердловского музыкального училища им. П.И. Чайковского).
Кроме финансирования, концертная деятельность нуждается и в организационной работе по выделению, созданию концертных площадок, работе с целевой аудиторией, ориентированной на предлагаемый культурный продукт, другими словами, в создании необходимой среды для культурного взаимодействия зрителей и детей-музыкантов.
«Я думаю, что должно быть больше и концертных площадок в Екатеринбурге. Мы должны иметь точки приложения, потому что мы обладаем огромными возможностями, но не всегда можем выступить» (Э.Г. Архангельская, директор Уральского музыкального колледжа).
Организация практики студентов подчас становится для образовательных учреждений серьёзной проблемой. Директора колледжей указывают на то, что она имеет и организационный, и финансовый характер. Необходимо, с их точки зрения, пересмотреть порядок финансирования условий проведения практики для студентов и работы преподавателей. Констатируется также, что образовательным учреждениям необходима помощь в поиске мест проведения практики.
«Если раньше практика финансировалась, преподаватель мог выехать на практику курировать студентов, а мы бригады делали из разных специальностей и отправляли в районы. Сейчас этого нет. Теперь выбор места практики - это как с кем удастся договориться, всё происходит на личных симпатиях, так мы и работаем» (Т.А. Бутузова, директор Свердловского колледжа искусств и культуры).
Вместе с тем отношение студентов (67,7%) к организации практики в целом позитивное (табл. 2).
Блок 3.
Отношение студентов к социально-психологическим условиям
взаимодействия в учебном коллективе, группе
Характеризуя социально-психологические условия образовательной деятельности студентов, отметим, что для 82,5% респондентов они являются комфортными. Психологический дискомфорт от взаимодействия в учебном коллективе, группе испытывают 13,7%, затруднились с ответом 3,8% студентов (табл. 2). При этом проблема социально-психологического бла-
гополучия студентов не исчерпывается только социально-психологическим климатом коллектива.
«Я думаю, что в современном образовании в каждом учебном заведении должен быть психолог. Это ведь очевидно, потому что много детей появляется, которым нужна коррекция, иначе они не выдержат нагрузки, которая на них свалится. Надо очень серьёзно им помогать. Пусть на два учебных заведения будет психолог, но эта служба должна работать, потому что около 40% детей нуждаются в этом. Должен быть однозначно специалист» (В.Г. Пастухов, директор Свердловского музыкального училища им. П.И. Чайковского).
Таким образом, представители администрации образовательных учреждений также обозначают проблему необходимости введения ставки психолога для социально-психологической коррекции, психологического сопровождения образовательной деятельности студентов.
Блок 4.
Отношение студентов к методической,
материально-технической, информационно-технологической
обеспеченности учебного процесса
Анализируя отношение студентов к организационным условиям и материально-технологическому оснащению учебного процесса, выделим наиболее проблемные, с их точки зрения, области. Это оснащение учебных аудиторий техническим оборудованием (аудио, видео и др.) - им удовлетворены 49,1% студентов, а также условия информатизации образовательного учреждения (возможность работы с компьютером, использования ресурсов Интернет). Уровнем доступности в образовательном учреждении современных информационных технологий удовлетворены только половина (49,0%) респондентов (табл. 3).
Таблица 3
Студенты о методической, материально-технической, информационно-технологической обеспеченности учебного процесса (в % к числу ответивших)
Вы удовлетворены? я Н Скорее да Скорее нет Нет Затрудняюсь ответить Индекс
Расписанием занятий 24,7 37,9 19,4 11,9 6,1 0,22
Уровнем доступности учебной и методической литературы в библиотеке образовательного учреждения 36,9 35,4 15,3 6,6 5,8 0,40
Наличием и качеством музыкальных инструментов в образовательном учреждении 24,1 27,3 20,0 16,4 12,2 0,11
Наличием, удобством концертного(ых) зала(ов) 39,3 35,9 13,5 8,3 3,0 0,42
Оснащением учебных аудиторий техническим оборудованием (аудио, видео и др.) 20,6 28,5 24,8 18,8 7,3 0,04
Уровнем доступности в образовательном учреждении современных информационных технологий (возможностью работы с компьютером, использования ресурсов Интернет) 22,4 26,6 20,8 21,1 9,1 0,04
Обращаясь к анализу мнений представителей администрации колледжей, отметим, что ими эта проблема воспринимается как весьма серьёзная.
«Ещё можно обозначить одну проблему - нам очень тяжело поддерживать уровень современного образования, я подчёркиваю, что именно современного. Современное образование предполагает очень хорошее техническое оснащение, что даёт возможность быстрее овладевать такими предметами, как гармония, полифония, литература, то есть теми, которыми можно овладевать с помощью этой техники. Мы были в Голландии и Ирландии, там компьютеры стоят на столах в коридорах, там каждый студент подходит и может решать любую проблему, никуда не обращаясь, никого не спрашивая. Мы в этом очень отстаём, это на нас скажется потому, что это очень важно, быстрее вмещать больше знаний, больше умений - это вопрос времени, а время больше и больше ужимается» (В.Г .Пастухов, директор Свердловского музыкального училища им. П.И. Чайковского).
«Больная проблема на сегодня - это отделение дизайн. Оборудование компьютерное устарело, не хватает порядка 47 компьютеров, компьютерного класса, аудиторий - это первое. И второе - это, конечно, лицензионное программное обеспечение, это касается таких программ ,как Photoshop и программ дизайнерских. Компьютерные классы нам нужны не только для факультета дизайна, но это и информатика, и компьютерные технологии на всех отделениях. Для дизайна это вообще жизненно необходимо иметь. По нормативам аудитории должны быть оборудованы и компьютерами, и проекторами. Интернет провели, но сеть у нас плохая, финансирования на работу в сети нет, и даже то, что её разводили по колледжу, все делали за счёт своих внебюджетных средств» (Е.С. Тапилина, зам. директора Свердловского художественного училища им. И.Д. Шадра).
Другой серьёзной проблемой является оснащённость музыкальных колледжей качественными музыкальными инструментами. В целом по всем образовательным учреждениям наличием и качеством музыкальных инструментов в образовательном учреждении удовлетворена только половина (51,4%) респондентов. Не удовлетворены 36,4% студентов, остальные затруднились с ответом (табл. 3).
Для представителей образовательного менеджмента обеспечение наличия качественных музыкальных инструментов в колледже - одна из серьёзнейших управленческих проблем, решение которой требует постоянных усилий.
«Серьёзная проблема - это отсутствие нового инструментария. Парк роялей изношен более чем на 90%. Обучение дорогое, тогда тем более не надо допускать такого. Если студент платит большие деньги и нет хорошего инструмента, то что же тогда он тут делает?Зачем тратить такие деньги?» (В.Г. Пастухов, директор Свердловского музыкального училища им. П.И. Чайковского).
Для художественных колледжей проблема обеспечения учебного процесса необходимым инструментарием столь же актуальна.
«Какие бф направления мы ни рассматривали, всё упирается в финансы. Всё остальное - пополнение молодыми кадрами, профессиональная подготовка наших ребят - с этим мы справляемся, но не хватает финансирования. Основное у нас - это мольберты, то есть тот инструмент, за которым работает художник. Обновления уже много лет не было. Какие-то единицы удаётся закупить, но всё у нас списано, всё старое. На каждого студента положен один мольберт, у нас на всех не хватает, их надо докупать. В 2010 году вышел новый стандарт третьего поколения, в Москве разработана примерная образовательная программа по этим стандартам, там прописано, что у ребят должны быть мольберты, ещё мы должны закупать материалы - краски, кисти, бумагу, профессиональные
материалы для дизайнеров, для компьютерной вёрстки и печати их проектов. Этого много лет уже нет. Минимальное, что мы можем выдать, - это бумага для картона у живописцев для дипломных работ и рамки (у нас есть столярная мастерская). Мы считали, что на одну дисциплину в год на одного студента нужно где-то 3-5 тысяч - это для того, чтобы обеспечить их материалами для выполнения основных программных заданий» (Е.С. Тапилина, зам. директора Свердловского художественного училища им. И.Д. Шадра ).
Следующей по степени остроты проблемой является удовлетворённость студентов расписанием учебных занятий. Для нас она отнюдь не связана только с работой методистов, умеющих квалифицированно выполнять свои профессиональные задачи. Прежде всего это косвенный показатель наличия и качества аудиторного фонда образовательного учреждения, степени его приспособленности для реализации учебной деятельности студентов. В целом по выборке удовлетворены расписанием только 62,6% респондентов (табл. 3). Не удовлетворена третья часть студентов (31,3%), остальные затруднились с ответом.
«На сегодняшний день мы даже не можем разместить группы по 8 человек, как это указано в стандартах. Даже по 16 человек размещаем с трудом, так как не хватает мастерских. Очень тяжело, тут ещё специфика, что такие предметы, как живопись, можно проводить только в светлую часть дня. В рамках аккредитации рассматривается общая площадь, а не учебная, то есть и коридоры, и вентиляция. По общим нормативам мы проходим, а реально страдаем ,потому что учтены все наши большие коридоры и выставочные площади. Стоит проблема расширения». Е.С. Тапилина, зам. директора Свердловского художественного училища им. И.Д. Шадра ).
Для образовательных учреждений так называемого полного цикла, когда среднее профессиональное образование совмещено с допрофессиональ-ным, проблемы аудиторного фонда и его оснащения обретают особый характер.
«У нас пришли дети в первый класс. Для таких учеников должны быть другие парты. И у нас каждый родитель покупает ребёнку парту и учебники. Это не считая того, что они покупают своим детям музыкальные инструменты, которые стоят очень дорого. А инструменты ведь меняются. Фортепиано и рояль - это понятно, а остальные инструменты нужно покупать через определённый промежуток времени. Получается, что это непомерные и противозаконные расходы. Но родители, когда отправляют своих детей к нам учиться, понимают на что эти деньги, что мы не кладём ничего себе в карман. Они сами сделали ремонт, сами купили парты, сами купили учебники. Но это неправильно» (Э.Г. Архангельская, директор Уральского музыкального колледжа).
Уровень методического оснащения учебного процесса, по оценкам учащихся, не принадлежит к наиболее острым проблемам образовательных учреждений. Колледжи при всех сложностях финансирования имеют достаточный методический арсенал, который собирался и формировался в образовательном учреждении продолжительное время. Несколько более проблематична ситуация с учебной литературой. В ходе интервью директора отмечали эту проблему как чрезвычайно болезненную для образовательных учреждений СПО.
«Мы, и не только мы, все аналогичные заведения, не соответствуем государственному стандарту. Литература должна служить 5 лет, не более, заявки мы подавали, нужна большая сумма, чтобы обновить литературу. Это, наверное, главное» (В.Г. Пастухов, директор Свердловского музыкального училища им. П.И. Чайковского).
«Учебники - это боль любого учреждения» (Т.А. Бутузова, директор Свердловского колледжа искусств и культуры).
«Библиотека у нас хорошая, у нас много ценных изданий, которые хранятся как золотой фонд. А вот что касается учебников, они раз в 5 лет должны обновляться. Этого нет. У нас накоплено много материалов, всё, что наработано училищем ,и то, что вообще в этой сфере наработано. У нас библиотека богатая. Единственное - это обновление учебной литературы. А золотой фонд - это всё есть, то, на чём держится классическое художественное образование» (Е.С. Тапилина, зам. директора Свердловского художественного училища им. И.Д. Шадра).
Особенно остро проблема учебной литературы стоит в образовательных учреждениях, обеспечивающих учащимся получение среднего общего полного образования. Другими словами, межведомственные противоречия между министерствами образования и культуры приводят к прямым нарушениям права учащихся на получение образования.
«Важнейшая проблема для нас - это проблема отношений с Министерством образования. Наши дети непонятно почему не входят ни в одну его программу, хотя мы даём начальное образование основное, начальное общее и основное общее. Но при этом мы не получаем учебников, наши преподаватели получают зарплату совершенно другого уровня, мы не попадаем в программы по компьютеризации и так далее. Мы никуда не попадаем. Но Министерство образования понимания сути проблем нашего учебного заведения пока не демонстрирует» (Э.Г. Архангельская, директор Уральского музыкального колледжа).
В целом по выборке удовлетворены уровнем доступности учебной и методической литературы в библиотеке образовательного учреждения 72,3% студентов. Не удовлетворён каждый пятый (21,9%), остальные затруднились с ответом (табл. 3).
В целом директора колледжей гораздо более категоричны, чем студенты, в оценке условий реализации образовательных услуг. Высказываемые ими претензии относительно финансирования, материально-технического и организационного обеспечения образовательной деятельности студентов напрямую связаны с кризисной ситуацией в отрасли и хроническим недофинансированием образования в области культуры. К наиболее проблемным областям они относят плохую материально-техническую оснащённость зданий, аудиторий, необходимость ремонта в них, изношенность парка инструментов, отсутствие финансирования на получение учебной литературы, методических материалов, особенно на современных носителях, на приобретение в художественном колледже мольбертов и всех расходных материалов, низкую заработную плату учителей, ограничивающую воспроизводство кадрового состава образовательных учреждений, отсутствие финансирования на повышение квалификации педагогов, а также практику студентов. Директора колледжей говорят о необходимости помощи в организации концертной деятельности учащихся и культурном обмене среди педагогов. Администрация колледжей убеждена в необходимости корректировки правовой регламентации взаимодействия образовательных учреждений со спонсорами, разработке на государственном уровне политики формирования культуры меценатства. По их мнению, изменение порочной практики финансирования образования в области культуры должно сочетаться с современными проектными методами управления, адресной поддержкой конкретных образовательных учреждений и программ, системой грантов и иных управленческих механизмов.
ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ К ПРОЦЕССУ И РЕЗУЛЬТАТУ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ
Характеризуя отношение студентов колледжей к процессу реализации образовательной услуги, мы выявили, что они демонстрируют высокий уровень удовлетворённости процессом обучения. При этом для них характерна
активная позитивная динамика интереса к образовательной деятельности за время обучения в колледже. В структуре факторов, определяющих интерес студента к учёбе, оказываются значимыми как материальные и социально-педагогические условия обучения в колледже, так и мотивационные, личностные факторы. Основной причиной эффективности учебной деятельности студенты называют интерес к содержанию обучения, преподаваемым предметам. Именно этот фактор определяет как успешность, так и не успешность освоения дисциплин разного профиля, являясь решающим в организации учебного процесса, выстраивании приоритетов выбора методики и других способов педагогического воздействия на учащихся.
Характеризуя отношение студентов к результату реализации образовательной услуги, отметим, что обучающиеся удовлетворены уровнем профессиональной подготовки в образовательном учреждении: формированием профессиональных навыков, возможностью приобрести в образовательном учреждении разносторонние и глубокие знания, раскрыть свои индивидуальные способности.
Особенностью профессиональной мотивации студентов образовательных учреждений, подведомственных Министерству культуры и туризма Свердловской области, является доминанта мотивов самореализации и интереса к профессии. Для студентов характерна позитивная динамика отношения к профессии за время обучения в колледже. Большинство респондентов укрепились в сделанном профессиональном выборе.
Для определения степени реализации жизненных планов студентов в области получения образования и профессионального становления были выбраны четыре ключевых показателя. К ним относятся удовлетворённость студентов получением профессионального музыкального (художественного) образования, учёбой в колледже, учёбой по специальности, получением выбранной профессии. По всем показателям мы получили оценку свидетельствующие о высокой степени удовлетворённости студентов результатами этой деятельности, воплотившими их жизненные цели. Два последних показателя, выявляющие приверженность студентов специальности, по которой реализуется обучение в образовательном учреждении, и выбранной профессии, наиболее явно демонстрируют характеристики устойчивости профессионального выбора и позитивной динамики процесса профессионального становления студентов. В целом для студентов характерна приверженность будущей профессии, выбранной специальности, по которой реализуется обучение, образовательному учреждению.
Учащиеся, получающие дополнительные образовательные услуги (практически 100%), ученики музыкальной школы при колледже, дают позитивные оценки качеству и стилю преподавания, отношениям с преподавателями, высоко оценивают психологический климат процесса обучения, удовлетворены различными формами организационной деятельности коллектива музыкальной школы: организацией учебного процесса, концертной деятельности, внеучебных мероприятий. Столь же высоко учащимися оценивается и результат обучения: полученные профессиональные навыки, знания по интересующим предметам, самореализация, развитие музыкальных способностей.
Вместе с тем условиями образовательного процесса учащиеся не вполне удовлетворены. Как и студентов, каждого третьего не устраивает оснащение учебных аудиторий техническим оборудованием, недостаточный уровень доступности современных информационных технологий, санитарно-гигиеническое состояние учебных аудиторий и туалетов. Аналогичные тенденции прослеживаются и в отношении родителей к условиям, в которых реализуется образование их детей. Это характерно для родителей, чьи дети получают как дополнительное, так и основное общее образование. Последние, кроме того, высказывают опасения относительно глубины и разносторонности знаний, получаемых их детьми в образовательном учреждении,
в связи с их перегруженностью и традиционно сложно решаемой проблемой поиска оптимального сочетания специальных и общеобразовательных дисциплин.
Характеризуя особенности потребительского поведения учащихся и их родителей, необходимо отметить высокую степень лояльности образовательному учреждению, приверженности выбранной специальности, оправданность ожиданий, связанных с получением музыкального образования.
В целом мониторинг отношения потребителей к качеству образовательных услуг учреждений СПО, подведомственных Министерству культуры и туризма Свердловской области, показал высокий уровень удовлетворённости всех субъектов образовательного процесса (студентов, учащихся и их родителей) процессом и результатом реализации образовательных услуг, которые подчас вступают в противоречие с наличием возможностей у образовательных учреждений по созданию оптимальных условий для образовательной деятельности. Исследование показало, что среднее профессиональное образование в области культуры развивается скорее вопреки, чем благодаря культурной политике, реализуемой на федеральном уровне. Для того чтобы обеспечить не только воспроизводство как минимум на прежнем уровне, но и развитие СПО в области культуры, государство должно пересмотреть существующие позиции по данному вопросу. Имеющийся у колледжей мощный культурный, образовательный и социальный потенциал нуждается в постоянной управленческой поддержке структур областного и федерального уровней.