УДК 373.2
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
© 2013 Т. А. Никитина
начальник отдела оценки качества дошкольного образования e-mail: nikitina@mcko. ru
Государственное автономное учреждение «Московский центр качества образования»
В статье выявляется состояние столичной системы дошкольного образования на основе анализа результатов внешней экспертизы качества образования в дошкольных образовательных учреждениях. Произведен анализ результатов контрольных мероприятий в области дошкольного образования, определены тенденции развития системы дошкольного образования города Москвы, что позволяет прогнозировать ее дальнейшее развитие, принимать обоснованные управленческие решения.
Ключевые слова: качество образования; дошкольное образование; экспертиза.
В современном мире образование становится одним из важнейших факторов, обеспечивающих экономический рост и социальную стабильность.
Приоритетной задачей государственной политики является обеспечение качества, доступности, эффективности образования, в условиях его непрерывности и инновационного характера, роста социальных запросов и потребностей граждан.
Г осударственная политика в области управления образованием отдает приоритет общественно-государственному контролю качества образования. Об этом свидетельствуют последние реформы в структуре управления российским образованием, которые предполагают создание независимой общественногосударственной системы оценки качества образования.
Мониторинг качества образования и единство процедур оценивания в системе реформирования российского образования не только направлены на получение качественного образовательного результата, но и способствуют защите интересов воспитанников и их родителей.
Усиление процессов стандартизации в образовании неизбежно влечет усиление контроля исполнения государственных образовательных стандартов и требований, а также процедур их применения.
В ходе констатирующего эксперимента нами решалась следующая задача: выявить и описать состояние дошкольного образования на основе результатов процедур государственного надзора и контроля в сфере образования в рамках плановых документарных и выездных проверок качества образования в дошкольных образовательных учреждениях города Москвы.
В соответствии с поставленной задачей было проанализировано состояние качества дошкольного образования по следующим направлениям:
а) соответствие основной общеобразовательной программы дошкольного образования, реализуемой в проверяемом дошкольном образовательном учреждении, федеральным государственным требованиям;
б) наличие и эффективное использование в образовательном процессе объектов, необходимых для осуществления образовательной деятельности, в соответствии с федеральными государственными требованиями;
в) наличие в штате педагогических работников, численность и образовательный ценз которых соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об образовании;
г) наличие и системное использование мониторинга качества образования;
д) соответствие инфраструктуры образовательного учреждения условиям здоровьесбережения и безопасности воспитанников.
Оценка состояния дошкольного образования по вышепредложенным направлениям позволила выделить основные тенденции в развитии системы дошкольного образования города Москвы.
Столичная система дошкольного образования представляет собой многофункциональную сеть дошкольных образовательных учреждений, ориентированную на потребности населения и предоставляющую спектр образовательных услуг: присмотра и ухода за детьми, их оздоровления и развития, коррекции отклонений физического и психического развития; развития детей по одному или нескольким направлениям: познавательно-речевому, социально-личностному, художественно-эстетическому или физическому, а также дополнительных услуг — по выбору ребенка, его родителей и/или законных представителей, рекомендациям специалистов.
В Москве функционирует 2043 дошкольных образовательных учреждений. Из них за период с сентября 2010 года по май 2012 года была проведена проверка качества образования в 356 дошкольных образовательных учреждениях разных видов в системе Департамента образования города Москвы.
203 — ГБОУ детский сад;
59 — ГБОУ детский сад общеразвивающего вида;
28 — ГБОУ центр развития ребенка - детский сад;
47 — ГБОУ детский сад комбинированного вида;
9 — ГБОУ детский сад компенсирующего вида;
3 — ГБОУ детский сад присмотра и оздоровления;
3 — ГБОУ детский сад общеразвивающего вида с приоритетным
осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию;
2 — ГБОУ детский сад общеразвивающего вида с приоритетным
осуществлением деятельности по физическому развитию;
1 — ГБОУ детский сад общеразвивающего вида с приоритетным
осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию;
1 — детский сад для детей раннего возраста.
Оценка качества дошкольного образования в городе Москве выявила наличие недостатков по всем направлениям исследования.
За период с сентября 2010 по май 2012 из 356 ДОУ нарушения были выявлены в 158 дошкольных образовательных учреждениях, что составило 44,4 %.
Стоит отметить, что в 2010-2011 году из 226 ДОУ нарушения были выявлены в 71 ДОУ (31,4 %), а в 2011-2012 году, с учетом меньшего числа дошкольных образовательных учреждений, участвующих в проверках, из 130 ДОУ в 87 ДОУ (66,9 %) были выявлены нарушения.
Особое наше внимание привлекли нарушения в функционировании системы мониторинга качества образования:
• нарушение пункта 3.5 федеральных государственных требований (Российское образование. Федеральный портал: [сайт]: ЦКЬ:
http://www.edu.rU/db/mo/Data/d 09/ргш655-1.^ш) к структуре основной
общеобразовательной программе раздела «Планируемые результаты освоения детьми общеобразовательной программы». У 41% ДОУ не описаны интегративные качества, которые он может приобрести в результате освоения Программы; промежуточные
результаты освоения программы не раскрывают динамику формирования
интегративных качеств воспитанников в каждый возрастной период освоения Программы по всем направлениям развития детей;
• нарушение пункта 3.6. федеральных государственных требований к
структуре основной общеобразовательной программе - система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы. У 27% ДОУ система мониторинга включает в себя только низко формализованные методы и не предусматривает высоко формализованные методы; содержание мониторинга не связано с образовательными программами обучения и воспитания детей;
• нарушение подпункта 24 пункта 2 статьи 32 Закона РФ «Об образовании»
(Департамент образования города Москвы: [сайт]. ЦКЬ:
http://www.educom.ru/ru/documents/prav аЬЛЫега1/3266 1.pdf) - система мониторинга не функционирует в полной мере (18%).
Полученные результаты свидетельствуют о наличии трудностей в организации функционирования системы мониторинга качества образования в дошкольных образовательных учреждениях.
Исходя из федеральных государственных требований к структуре основной образовательной программе дошкольного образования система мониторинга должна обеспечивать комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения воспитанниками основной образовательной программы, позволять осуществлять оценку динамики достижений детей и включать описание объекта, форм, периодичности и содержания мониторинга.
Периодичность мониторинга должна обеспечивать возможность оценки динамики достижений детей, сбалансированность методов, не приводить к переутомлению воспитанников и не нарушать ход образовательного процесса.
Обязательным требованием к построению системы мониторинга является использование только тех методов, применение которых позволяет получить необходимый объем информации в оптимальные сроки.
Вместе с тем именно на уровне дошкольного образовательного учреждения мониторинг требует, помимо учета федеральных требований к процедуре разработки дополнительных подходов, принципов, критериев, показателей, технологий, условий, разработку мониторинга деятельности дошкольного образовательного учреждения.
Результаты мониторинга должны стать основой своевременного принятия адекватных управленческих решений по коррекции образовательного процесса и созданных для него условий — с учетом уровня развития воспитанников.
Полученные результаты исследования будут использоваться: в деятельности дошкольных образовательных учреждений города и органов управления образованием; в системе высшего и среднего профессионального образования при подготовке кадров для дошкольного образования; в системе обеспечения квалификации педагогов дошкольного образования; при проведении контрольных мероприятий оценки деятельности дошкольных образовательных учреждений (лицензирование, плановые проверки качества образования), аттестации руководителей и педагогов дошкольных учреждений столицы.
Ведущее положение в мониторинговой деятельности: осуществлении
координации, методического обеспечения, планировании и непосредственной разработке, реализации и контроле мониторинга в Москве — занимает Департамент образования города Москвы. Именно этот орган должен осуществлять окончательную систематизацию, обобщение, анализ и оценку информации, полученной непосредственно с помощью мониторинга от дошкольных образовательных
учреждений и принятие своевременных управленческих решений, направленных на повышение качества дошкольного образования.
Библиографический список
Закон Российской Федерации от 10 июня 1992 года № 3266-1 «Об образовании»
Постановление Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008 года № 666 «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении»
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября
2009 года № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных
государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 июля 2011 года № 2151 «Об утверждении Федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования»
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 декабря
2010 года № 2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 года № 761-н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»