УДК 316.74:37
Л.Б. Чувилина
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Дан краткий социологический анализ актуальной на сегодняшний день проблемы качества высшего образования в современной России. В ней дается несколько определений термина «качество образования», рассмотрены как положительные, так и отрицательные тенденции, характерные для современной системы высшего профессионального образования, а также обозначены причины снижения качества последнего.
L.B. Chuvilina EDUCATION QUALITY: SOCIOLOGICAL ASPECT
The article presents a short sociological analysis of an actual for present-day problem of higher education quality in modern Russia. There are several determinations of the term "quality of education ", considered as positive, so negative trends typical for modern system of high education, as well as its quality reduction reasons.
В последние десять лет в российской высшей школе наблюдается бурный количественный рост, поддерживаемый высоким спросом на высшее образование. Прием в вузы практически утроился за 1993-2006 гг., и в сферу высшего образования поступают значительные ресурсы, главным образом за счет расходов населения, которые уже в 2000 г. более чем на четверть превысили также возросшие, но не столь значительно, затраты государства [1, с.83-93].
Приток ресурсов выводит российскую высшую школу из кризиса, в котором она оказалась в начале 90-х гг. Постепенно, хотя и медленно, продолжают подниматься уровень оплаты и восстанавливаться престиж профессии преподавателя вуза, происходит существенное обновление содержания и методов обучения, внедрение современных информационных технологий. Радикальному пересмотру подверглись программы, учебные планы и квалификационные требования, принципы набора студентов, методы административного и финансового менеджмента. В целом в обществе увеличивается потребность в высшем образовании, что создает основу для дальнейшего развития отрасли.
Несмотря на эти благоприятные тенденции, говорить о полном преодолении кризиса в российской высшей школе преждевременно. Серьезной проблемой является отставание качества вузовского образования, как от потенциала высшей школы, так и от современных потребностей страны. Мнение о том, что качество высшего образования в России заметно снизилось за последние 15 лет, широко разделяется в профессиональном сообществе и убедительно подтверждается рядом прямых и косвенных признаков.
В большинстве других отраслей экономики России рыночные преобразования, и в первую очередь либерализация и конкуренция, привели к повышению качества продукции. Высшая школа является очевидным исключением из этой закономерности.
Сектор высшего образования в России, несомненно, является высококонкурентным, он в значительной мере либерализован и модернизован, обслуживает потребности рыночной экономики, где ценится качественная продукция, однако общий уровень качества образования в целом остается низким.
В основе оценки образовательных технологий и программ лежит понятие качества образования. Этот термин широко используется в современном образовании, но сущность и значение этого понятия до конца не раскрыты ни наукой, ни практикой. Поэтому крайне важно использовать системные знания для анализа феномена «качества образования».
В настоящее время существуют различные подходы к вопросу понимания сущности качества образования. Начнем с рассмотрения понятия «качества» как такового. Согласно философскому подходу, качество есть существенная определенность предмета, в силу которой он является данным, а не иным предметом, и отличается от других предметов. Качество предмета, как правило, не сводится к отдельным его свойствам. Оно связано с предметом как целым, охватывает его полностью и неотделимо от него [2, с.237]. Согласно ГОСТ Р ИСО 9000-2001, качество - это степень соответствия присущих характеристик требованиям [3].
Наиболее распространенным является подход, согласно которому качество образования означает степень соответствия знаний, навыков и умений выпускника учебного заведения заранее согласованным требованиям. В целом такой подход соответствует традиционной системе образования и сущности его содержания, однако он не отражает сущности понятия «качества» в системе открытого образования, в которой качество образовательной системы представляет собой совокупность свойств системы, обусловливающих ее пригодность удовлетворять социальные потребности в соответствии с ее назначением. Если цель воспитания и обучения - это формирование личности, гражданина, способного решать сложные проблемы современного общества, то требования и стандарты становятся второстепенными. На первое место выступают качественные характеристики личности, которые формируются современными образовательными технологиями.
Основываясь на этом, в 2002 г. Министерство образования РФ выделило в понятии «качество образования» следующие составляющие:
• качество результата образовательного процесса: соответствие уровня знаний студентов и выпускников требованиям стандартов;
• характеристики системы обеспечения этого качества: содержания образования, уровня подготовки абитуриентов, преподавательских кадров, информационнометодического обеспечения, материально-технического обеспечения качества подготовки, используемых образовательных технологий, научной деятельности.
В теоретико-методологическом плане разработка концепции «качества образования» должна строиться на основе научной системы управления. Научное управление системой образования подразумевает создание единой системы управления качеством образования на всех его уровнях, а также системы управления качеством отдельных элементов системы. Процесс управления качеством подготовки специалистов на уровне Министерства образования РФ происходит с использованием таких инструментов как лицензирование, аттестация и аккредитация [4, с.26-29].
Процесс измерения качества высшего образования является чрезвычайно сложным. Такой метод как тестирование студентов и выпускников вузов используется нерегулярно, в нем применяются различные методики, что затрудняет объективную оценку результатов. Такой показатель как ресурсная обеспеченность вуза (уровень финансирования, численность преподавателей, в том числе с учеными степенями, в расчете на одного студента, фонды библиотек, наличие компьютеров, доступ в Интернет и т.п.) дает представление о возможностях качественного обучения, не позволяя судить о том, в какой мере эти возможности реализуются. Одним из важнейших условий
качественного образования является предъявление достаточно высоких требований, как к студентам, так и к преподавателям.
К положительным тенденциям в системе высшего образования РФ можно отнести осознание проблемы качества образования обществом, что стало предметом активных дискуссий и пристального внимания в правительстве, частном секторе, профессиональных и донорских кругах. Проводимая реформа образования открывает возможности для совершенствования правил и условий функционирования российских вузов, которые в своей преобладающей части остаются государственными учреждениями и в любом случае находятся в сфере государственного регулирования и надзора. Ужесточение контроля над выполнением разумно установленных государственных стандартов в сфере образования позволит вытеснить с рынка заведомо недобросовестных операторов и таким образом повысить качественный уровень массового высшего образования.
Значительное влияние на российскую высшую школу оказывает общий подъем российской экономики, и в первую очередь рост промышленного производства. Повышение спроса на высококвалифицированных специалистов и научноисследовательские разработки способствует постепенному восстановлению престижа профессии преподавателя вуза и повышает привлекательность российской высшей школы в глазах молодых ученых. Параллельно в частном секторе экономики появляются свободные ресурсы, которые могут быть использованы для инвестиций в качество образования и научных исследований.
Следует ожидать усиления конкуренции в вузовской среде, как вследствие демографически обусловленного сокращения числа соискателей высшего образования, так и ввиду повышения мобильности студентов по мере роста благосостояния населения и в результате внедрения единого государственного экзамена, именных финансовых обязательств, образовательного кредита и пр. Можно рассчитывать, что после ухода с образовательного рынка заведомо несостоятельных учебных заведений, вытесненных в ходе конкурентной борьбы или лишенных господдержки или лицензии, высвободившиеся ресурсы будут эффективнее использованы более сильными вузами.
Условием реализации этих предпосылок является повышение прозрачности вузовского сообщества и создание механизмов общественного контроля (в том числе в виде авторитетных наблюдательных советов) и объективной оценки научного и образовательного потенциала российских вузов. В этом случае проблему качественного образования в российской высшей школе, включая ее массовый и элитный сегменты, можно будет решить, привлекая к выполнению контрольных функций главных потребителей - студентов и работодателей, напрямую заинтересованных в качестве приобретаемых услуг.
Одной из проблем, затрагивающих качество высшего образования, является его чрезмерная облегченность, по крайней мере, в преобладающей части коммерческого сегмента высшей школы, где требования к знаниям студентов значительно отстают от дореформенного уровня. Одним из доказательств данного факта является наблюдавшийся в течение последнего десятилетия быстрый рост доли заочного образования, где учебная программа сравнительно легче по сравнению с дневной формой обучения [5, с.79-118]. Современная российская экономика создала многочисленные возможности для заработка и раннего приобретения профессионального опыта, сделав, таким образом, нормой совмещение работы и учебы, особенно на старших курсах. Все это, несомненно, отразилось на качестве образования - для получения диплома достаточно учиться «вполсилы».
На низкое качество образования влияет и относительно низкий уровень оплаты труда в российской высшей школе [6]. Относительное падение уровня заработной платы и утрата сопутствующего социального статуса привели в начале и середине 90-х гг. к массовому оттоку из университетской среды талантливых и предприимчивых преподавателей. Сейчас этот отток приостановлен, но остающиеся низкими зарплаты не
позволяют восстановить кадровый потенциал высшей школы. В сегодняшних условиях, когда многим высшим учебным заведениям в России удается мобилизовать из различных источников значительные денежные средства, ссылки на нехватку финансирования и жесткость тарифной сетки, действующей в государственных вузах, представляются неубедительными. Низкий уровень зарплат указывает на то, что вузы не слишком озабочены качеством образования - иначе они конкурировали бы друг с другом и частным сектором за лучших профессоров, повышая их зарплату до уровня, соизмеримого с рыночной оценкой профессиональных знаний и квалификации ведущих специалистов.
Решение проблемы качества высшего образования требует совместных усилий государства, частного сектора, профессионального сообщества, населения и гражданского общества. Задача состоит в том, чтобы обеспечить оптимальный баланс государственного, рыночного и общественного контроля. Рыночные механизмы сами по себе
не обеспечивают качественного высшего образования, а нерациональное распоряжение государством своими полномочиями контроля над высшей школой лишь усугубляет проблему.
Именно по этой причине вузы, стремящиеся завоевать прочные позиции на рынках образовательных услуг и наукоемкой продукции, стали активно искать и разрабатывать современные методы и стандарты управления качеством образования, доказывая свою ориентацию на «потребителей», к которым относятся государство, общество, студенты и работодатели [7].
ЛИТЕРАТУРА
1. Полетаев А.В. Образование и рынок труда: доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации / А.В. Полетаев. М.: Весь мир, 2004. 160 с.
2. Новая философская энциклопедия: в 4 т. М.: Мысль, 2001. Т. 2. 634 с.
3. Закон РФ «Об образовании». М.: Проспект, 2008. 64 с.
4. Кружалин В. Государственная система оценки высшего профессионального образования / В. Кружалин // Стандарты и качество. 2002. № 4. С. 26-29.
5. Полетаев А. В. Спрос и предложение услуг в сфере среднего и высшего профессионального образования в России (статистический анализ) / А.В. Полетаев, И.М. Савельева // Обзор экономики России. 2002. № 2 (34). С. 79-118.
6. Официальный сайт Государственного комитета статистики РФ http://www.gks.ru/free_doc/2007/b07_11/08-10.htm
7. Справка «О разработке и внедрении внутривузовской системы управления качеством образования в высших учебных заведениях (на примере Московского государственного института стали и сплавов (технологического университета)» от 09.12.2004 № 676/12-16.
Чувилина Людмила Бариевна -
аспирант кафедры «Теория и история социологии»
Саратовского государственного университета им. Н.Г.Чернышевского
Статья поступила в редакцию 15.10.07, принята к опубликованию 20.11.07