Научная статья на тему 'Качество образования как комплексная проблема'

Качество образования как комплексная проблема Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
294
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Качество образования как комплексная проблема»

Обсуждаем проблему

45

■ стыковка образовательных программ колледжа и вуза;

■ ускоренная подготовка специалистов на последующих ступенях обучения.

Дифференциация образования на уровне колледжа рассматривалась исходя из того, что он представляет собой техникум повышенного типа. При этом выделяются уровни обучения химии по аналогии с таковыми в профильной школе.

Первый уровень (начальное или базовое общехимическое образование) должен быть освоен в ссузах гуманитарного профиля, в котором химия может быть отнесена к дисциплинам, формирующим общее развитие обучаемого. Второй уровень может быть реализован в техникумах, где химия непосредственно связана с формированием основ будущей специальности. Третий уровень -в техникумах, где химия рассматривается в качестве основы будущей специальности.

Программы по химии для ссуза, отражающие второй и третий уровни дифференциации, разрабатывались в конце 80-х - начале 90-х годов коллективом под руководством И.Я. Курамшина. Основные положения в разработанных программах остаются актуальными и в настоящее время.

Отбор содержания для курса химии осуществлялся в соответствии с: 1) системой научных знаний о веществе и химическом

процессе; 2) межпредметными связями химии с дисциплинами специального цикла; 3) деятельностным подходом; 4) политехнической функцией химического знания.

Подсистемы «колледж» и «вуз» являются структурно связанными: после окончания колледжа предполагается возможность продолжения обучения на старших курсах вуза. Поскольку общая химия изучается в технологическом вузе на первом курсе и составляет основу специальных дисциплин, курс химии в колледже должен соответствовать трем основным положениям:

1) сохранять базовый компонент общего среднего образования;

2) составлять основу материаловедчес-ких и специальных дисциплин в соответствии со специализацией колледжа;

3) выступать базой для специальных дисциплин в соответствии со специализацией вуза.

Преемственность непрерывной общехимической подготовки предполагает выделение общих требований к процессу обучения на различных уровнях профессиональной подготовки. Исходными требованиями выступают такие дидактические принципы, как систематичность, системность, регионализация, профессиональная направленность, интеграция, дифференциация и индивидуализация, наглядность.

Ю. КИРИЛЛИНА, доцент Московский государственный университет приборостроения и информатики

Проблема качества образования, как известно, комплексная. В докладе, подготовленном Аналитическим центром «Эксперт», перечислены факторы, препятствующие качественной подготовке выпускников в соответствии с требованиями работодателей. К ним отнесены следующие:

Качество образования как комплексная проблема

■ «состояние преподавательского корпуса - недостаток у преподавателей современных практических знаний и опыта, слабый приток молодых кадров, оторванность преподавания от современного бизнеса;

■ недостаточная коммуникация между работодателями и вузами в отношении

46

Высшее образование в России • № 10, 2006

конкретных потребностей работодателей и/ или неспособность работодателей внятно сформулировать свои требования;

■ устаревшие, не соответствующие современным потребностям бизнеса образовательные стандарты и учебные программы;

■ недостаточный объем проектно-ис-следовательской работы студентов и неэффективность производственных практик;

■ отсутствие целенаправленной деятельности по формированию у студентов навыков командной работы и коммуникативных навыков, которые, как считают в большинстве вузов, должны сложиться в рамках форм общественной работы;

■ неоднородный и зачастую низкий уровень контроля за качеством подготовки выпускников со стороны вузов;

■ недостаточная информация вузов о карьерном пути выпускников;

■ отсутствие внятных прогнозов потребностей рынка труда в молодых специалистах» [1].

Указанные факторы тесно взаимосвязаны, и кардинально изменить ситуацию можно только при целенаправленных усилиях всех заинтересованных сторон: вузов, работодателей и соответствующих органов власти.

Однако хотелось бы заострить внимание на двух факторах, которые были выявлены в исследовании:

1) недостаточный объем проектно-исследовательских работ студентов;

2) отсутствие форм и видов работ, кроме общественных, которые способствовали бы обучению студента работе в команде.

Оба эти фактора находятся в компетенции высшей школы. И связано это с тем, что работы, осуществляемые студентом в процессе обучения, регламентированы государственным образовательным стандартом. Среди всего перечня выполняемых студентом работ можно выделить три:

□ учебно-исследовательская работа, представляемая в основном в виде рефера-

тов, докладов на семинарах, контрольных работ на заданную тему, результатов лабораторных и учебных практик;

□ проектно-исследовательская работа в форме курсовых работ и проектов, результатов производственных и преддипломных практик, не обладающих научной новизной дипломных проектов (квалификационных работ);

□ научно-исследовательская работа в форме дипломного проекта или магистерской диссертации.

Как известно, научные работы должны содержать в себе новые результаты, являющиеся следствием исследований, и характеризоваться объективностью, воспроизводимостью, доказательностью и точностью. Очевидно, что далеко не каждый дипломный проект и тем более курсовая работа могут рассматриваться как научно-исследовательская работа в этом смысле. Впрочем, наверное, и не стоит стремиться к достижению научной новизны в работах всех студентов. Ведь система высшего образования, по сути, сориентирована на подготовку двух категорий выпускников: будущих специалистов-практиков и будущих ученых. Однако и тем и другим требуется умение работать с информацией, в первую очередь с той, которая предоставляется Интернетом.

Информационные ресурсы Интернета, к сожалению, зачастую оказываются источником плагиата студенческих работ. Так, в группе наших студентов 1-го курса из 57 человек 15 студентов (26,3%) представили на проверку рефераты по дисциплине «История экономических учений», которые были взяты ими с интернет-сайтов. При изменении преподавателем темы реферата из этих 15 студентов 5 человек вновь пошли по проторенному пути.

По проектно-исследовательским работам ситуация во многом аналогична, хотя плагиат проявляется в меньшей степени. Курсовые работы, состоящие из теоретической и практической частей, подвержены двум основным «болезням»:

Обсуждаем проблему

47

1) плагиат от первой до последней буквы кроме титульного листа;

2) абсолютное неумение студентов работать с разными источниками информации, которое выражается в отсутствии единого стиля изложения представляемого материла.

В результате получается, что даже если лекционные и практические занятия были проведены преподавателями на высоком уровне и студент все же знания получил, отсутствие умений самостоятельной работы с информацией приводит к нареканиям со стороны работодателей на качество подготовки выпускников вуза.

Решить данную проблему силами одной только высшей школы сложно, необходимо на уровне общеобразовательных школ, начальных и средних профессиональных учебныхзаведений обучать учащихся навыкам исследовательской работы, с тем чтобы на более высоком уровне лишь развивать их.

Поставленная проблема важна еще и в другом аспекте: самостоятельная работа студентов в основном носит индивидуальный характер; «работа в команде» органично присуща научным кружкам, но в них обычно задействовано небольшое количество студентов.

Необходимо расширение таких форм работы, которые позволят разбить группу студентов на небольшие команды (3-7 человек), поставить перед ними конкретную задачу, которую можно решить только совместными усилиями. К таким формам работы можно отнести тренинги и деловые игры. Преподаватель получает возможность глубже узнать способности студентов, а студенты - научиться работать не индивидуально, а в коллективе [2].

Что же касается проектно-исследова-тельских работ по темам, которые готовы предложить работодатели, то их можно адаптировать для использования в курсовых работах и проектах. Только готовы ли работодатели ждать больше месяца, чтобы получить готовый проект (ведь у студентов кроме этого проекта существует учебная нагрузка по другим дисциплинам)?

Литература

1. Вузы и работодатели о выпускниках и ре-

форме высшей школы. Доклад Аналитического центра «Эксперт» (Рук. проекта А. Шмаров). - М., 2005.

2. Жураковский В., Сазонова З. «Работа в ко-

манде» как педагогический принцип // Высшее образование в России. - 2005. - № 8.

«ЭПИСТЕМОЛОГИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ»

Журнал «Эпистемология и философия науки» - периодический печатный орган Института философии РАН.

Цель журнала - совершенствование исследовательской работы в области эпистемологии и философии науки, а также ряда смежных специальностей - логики, истории и психологии науки, социологии научного знания, когнитивных наук, социальных и гуманитарных дисциплин, изучающих науку и познавательный процесс в целом.

Адрес редакции: 119842 Москва, Волхонка 14, Институт философии РАН. Телефон: (495) 2039393. Факс: (095) 4255758. Электронная почта: journal@iph.ras.ru

С 2005 г. журнал выходит ежеквартально.

Более подробную информацию см. на сайтах: http://www.iph.ras.ru/ ~юита1/, http://www.iph.ras.ru/~epistem/, http://www.philosophy.ru.

Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет - старейший и крупнейший вуз России в области инженерно-экономического образования. В 2006 г. ИНЖЭКОН празднует свое 100-летие. В состав университета входят 15 филиалов, 10 факультетов, 39 кафедр. Здесь обучаются более 25000 студентов из России, стран ближнего зарубежья, а также Азии, Африки, Европы и Латинской Америки.

Студенты получают престижное образование в области экономики, юриспруденции, финансов, менеджмента, туризма и гостиничного хозяйства, государственного и муниципального управления, социологии и информационных технологий. В университете реализуются образовательные программы высшего многоуровневого (бакалавр, специалист, магистр), послевузовского (аспирантура и докторантура ) и дополнительного профессионального образования.

ИНЖЭКОН сегодня - это:

• Институт фундаментальных и прикладных исследований в технике, экономике, менеджменте;

• Институт повышения квалификации и переподготовки руководящих кадров;

• Центрдовузовской подготовки;

• Институт открытого образования и информационных технологий;

• 6 колледжей, экономический лицей, 32 подшефные школы.

Выпускники вуза работают на крупнейших предприятиях, в компаниях, в коммерческих фирмах и банках Северо-Западного региона, по всей России и за рубежом.

«Жизнь в России постоянно меняется. Но и в ней есть вечные ценности. Одна из них - образование. Частные курсы, с которых начался наш университет, были востребованы бурно развивавшейся российской экономикой на рубеже XIX - XX вв. Столетие спустя спрос на грамотных экономистов еще больше, и с годами он будет только возрастать. Понимая это, мы стараемся сочетать традиционность и современные методы обучения. Предметы, которые штудировали еще воспитанники Побединского, дополняются научными дисциплинами третьего тысячелетия. Наша задача - не отставать от перемен в отечественной экономике. Предсказывать их, работать для них - в традициях коллектива университета, из стен которого вышли многие известные теоретики и практики реформ. Не случайно наш девиз: "Экономическое образование на благо России!" » - говорит ректор СПбГИЭУ, доктор экономических наук, профессор Александр Иванович Михайлушкин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.