Научная статья на тему 'Университет - интеллектуальный и инновационный ресурс развития региона'

Университет - интеллектуальный и инновационный ресурс развития региона Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
248
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Университет - интеллектуальный и инновационный ресурс развития региона»

Практика модернизации

21

Н. ПАХОЛКОВ, профессор, проректор по учебной работе Ю. ШЕПЕЛЕВА, аспирант Вологодский государственный технический университет

Один из важных показателей социально-экономического развития региона -интеллектуальный потенциал его местных вузов. За 40 лет существования Вологодский государственный технический университет внес весомый вклад в развитие Воло-годчины. Открытию в 1966 г. политехнического вуза в области способствовало интенсивное развитие машиностроительного, энергетического, химического, лесного, металлургического, строительного и агропромышленного комплексов, испытывающих потребность в дипломированных специалистах. В современных условиях экономического роста, перевода промышленности и сельского хозяйства на инновационный путь правительство области возлагает большие надежды на университет в деле дальнейшего развития региона.

Структуру подготовки специалистов на всех уровнях профессионального образования определяют особенности реальной деятельности предприятий различных отраслей региональной экономики. Поэтому одним из основных положений миссии университета на долгосрочную перспективу является подготовка высококвалифицированных специалистов по имеющемуся спектру направлений и специальностей, а также расширение спектра образовательных услуг через подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов с учетом потребностей работодателей на рынке образовательных услуг.

В соответствии с потребностями региона университетом ежегодно вносятся коррективы в структуру и содержание подготовки специалистов. Так, с 1999 г. количество специальностей, по которым ведется подготовка, возросло с 26 до 38. Открыты,

Университет -интеллектуальный и инновационный ресурс развития региона

к примеру, такие новые специальности, как 280103 «Защита в чрезвычайных ситуациях», 080103 «Национальная экономика» со специализацией «Региональная экономика», 230101 «Вычислительные машины, комплексы, системы и сети», 270105 «Городское строительство и хозяйство», 100103 «Социально-культурный сервис и туризм». Дополнительно введена специализация «Охрана гидросферы» по специальности 270112 «Водоснабжение и водоот-ведение»; специальность 080507 «Менеджмент организации» имеет специализацию «Социальные технологии».

В настоящее время происходит становление ВоГТУ как учебно-научно-инновационного комплекса, имеющего основополагающее значение для развития общеобразовательной системы региона, создания инфраструктуры услуг для организации отечественных наукоемких технологий. Для этого в университете интенсивно развиваются следующие процессы:

• углубление учебной и научной интеграции;

• интеграция инженерного и гуманитарного образования;

• развитие научно-педагогических школ;

• инновационная деятельность;

• стимулирование активности молодых исследователей.

С целью привлечения молодых сотрудников, студентов и аспирантов к решению проблем, связанных с потребностями региона на базе университета ежегодно проходят: всероссийская научная конференция «Молодые исследователи - регионам», региональная научно-техническая конференция молодых ученых и специалистов в

22

Высшее образование в России • № 3, 2007

области экономики «Проблемыповышения научно-технического потенциала региона», региональные конкурсы дипломных проектов и научно-исследовательских работ студентов по природоохранной тематике, межвузовский конкурс студенческих компьютерных программ.

В университете ежегодно организуются дни студенческой науки, программа которых включает проведение научно-технических и состязательных мероприятий, круглых столов, встреч с ведущими учеными университета и других вузов. Стали традиционными предметные олимпиады (внут-ривузовского уровня) по начертательной геометрии, теоретической механике, физике, математике, русскому языку, информатике, программированию, электротехнике; конкурсы курсовых проектов, переводов с иностранных языков, проектов малых архитектурных форм, рефератов по социально-гуманитарным наукам. Все это призвано стимулировать интерес студентов к научно-исследовательской и творческой деятельности.

Повышению качества подготовки высококвалифицированных кадров, развитию и реализации научно-технического потенциала и адаптации деятельности по организации НИРС к новым экономическим условиям служит студенческое научное общество, члены которого активно участвуют в научно-организационной и исследовательской работе. В настоящее время в ВоГТУ действуют «Школа молодых исследователей», студенческие научные кружки «Эколог», «Теплотехник», «Программист», «Информационные системы», «Проблемные вопросыинформационных технологий в математике», «Изучение исторического опыта формирования местного самоуправления в регионе», «Исторические аспекты развития предпринимательства в регионе», а также межвузовский научный студенческий семинар «Императивы поведения человека в современном мире».

Участие студентов в научных состязательных мероприятиях системы НИРС

свидетельствует о качестве образовательного процесса. К примеру, в 2005-2006 учебном году студенты ВоГТУ участвовали в 5 олимпиадах и 10 конкурсах всероссийского и международного уровней, на которых было представлено 73 работы, получено 2 медали и 34 диплома. Общее количество всех наград, полученных студентами, составило 77, из них 3 медали, 70 дипломов, 4 грамоты.

В межрегиональном центре переподготовки кадров, являющемся структурным подразделением университета, для незанятых выпускников и студентов, желающих одновременно с получением основной квалификации получить дополнительную профессию, ведется подготовка и переподготовка в рамках программ дополнительного профессионального образования (с учетом регионального рейтинга профессии) по следующим направлениям: экологический менеджмент и экономика природопользования, электроснабжение (новые технологии), местное самоуправление в РФ, правовое и документальное обеспечение кадровой работы, информационные технологии в бизнесе, информационные системы в экономике и менеджменте, электронная коммерция, управленческая компетентность менеджера, организация эксплуатации котельных установок и тепловых сетей, энергосберегающие технологии, промышленная безопасность и охрана труда, проведение независимой технической экспертизы. В 2005 г. по программам ДПО обучено 1679 человек.

По заказу правительства области в университете осуществляется профессиональная переподготовка специалистов для получения дополнительной квалификации по следующим программам: менеджер государственной и муниципальной службы; менеджер туризма; мастер делового администрирования; экономист по международной системе бухгалтерского учета, финансового менеджмента и аудита; оценка стоимости предприятия; управление персоналом; специалист в области компьютерной

Практика модернизации

23

графики и web-дизайна; дизайн интерьера; переводчик в сфере профессиональной коммуникации.

По программам профессиональной переподготовки специалистов в 2005 г.обучено 397 человек. Краткосрочные курсы проводятся по программам: персональный пользователь компьютера; офисные приложения и Интернет; создание и программирование базы данных; подготовка и проведение презентаций; создание компьютерной графики; проектирование в среде AutoCAD; основы бухгалтерского учета; возможности, настройка и программирование 1С-бухгалтерии 7.7; создание web-сайтов; офис-секретарь; машинопись (слепой десятипальцевый метод).

В соответствии со стратегическими приоритетами развития системы образования в области университет постоянно расширяет контакты с учебными заведениями разных уровней образования, выстраивая их на деловой, партнерской основе. В частности, ВоГТУ активно участвует в целенаправленном формировании в регионе научно-инновационных кластеров типа «технопарк», «технополис», «учебно-научно-производственный комплекс», основными преимуществами которых являются завершенность инновационных процессов, выпуск конкурентоспособной продукции, взаимодополняемость участников кластера и обеспечение им конкурентных преимуществ, страхование венчурного капитала, свободный доступ к централизованной информационной системе и др.

Университет активно взаимодействует со следующими учебными заведениями области: общеобразовательными школами городов областного подчинения (Вологды, Череповца, Сокола, Великого Устюга), 23 профессиональными училищами, профессиональными лицеями, техникумами, колледжами, а также учебными заведениями Вельского, Котласского и Устьянского районов Архангельской области, выпускники которых становятся студентами университета.

Ключевыми партнерами университета, определяющими стратегию в области обеспечения качества подготовки специалистов, являются правительство области, федеральные структуры (Казначейство, Сбербанк, Управление по налогам и сборам, МЧС, МВД, ФСБ и др.), крупные производственные объединения (холдинговая металлургическая компания «Северсталь», машиностроительные предприятия разной специализации, агрохолдинг «ФосАгро-АГ», строительный комплекс, автодорожные строительные организации, северная энергетическая компания «Вологдаэнерго» и др.).

Названные структуры являются основными заказчиками наших выпускников, а их руководители и специалисты принимают участие в совершенствовании образовательных программ и организации учебного процесса, в оснащении его современным технологическим оборудованием. Университет поддерживает связи более чем с 450 предприятиями и организациями Вологодской области и Северо-Западного федерального округа. Практикуется также заключение договоров с предприятиями и организациями о взаимоотношениях в части подготовки специалистов.

Совместно со службой занятости в университете традиционно проводятся ярмарки вакансий для выпускников и студентов старших курсов. Кроме того, университет принимает активное участие в городских мероприятиях, таких как «Праздники труда», «Ярмарки учебных мест» и др. На базе университета с 2001 г. проводятся заседания совета работодателей г. Вологды. Совместно с департаментом финансов правительства области университет с 1997 г. принимает участие в реализации проекта по формированию кадрового резерва финансовых органов области, подготовке специалистов по договорам (очная и заочная формы обучения) для предприятий и организаций жилищно-коммунального хозяйства области, департамента дорожного строительства, налоговых органов, машино-

24

Высшее образование в России • № 3, 2007

строительной и газовой отраслей, банковской системы и др.

Анализ трудоустройства специалистов за 2000-2005 гг. показал, что по избранной специальности работают 90% выпускников университета. Они занимают достойную социальную нишу на предприятиях и в организациях области.

Так, например, в администрации г. Вологды на различных должностях работают около 100 наших выпускников; в ОАО «Череповецкий сталепрокатный завод» - 162, в том числе 140 занимают должности руководителей подразделений и специалистов; в ОАО «Вологодский оптико-механический завод» 22 выпускника являются руководителями основных структурных подразделений, в числе наших выпускников - генеральный директор и его заместители; более 80 выпускников трудятся в ГЭП «Вологдаоблкоммунэнерго»; 137 выпускников университета заняты в отделениях Сбербанка по области; 248 инже-

неров-дорожников работают в системе «Вологодавтодор», из них 182 - на руководящих должностях. Все руководители предприятий отмечают, что выпускники проявляют себя как грамотные, хорошо подготовленные специалисты, умеющие на практике применять полученные знания.

За годы существования вуза подготовлено более 25 тыс. специалистов для предприятий, организаций, научных формирований Вологодской области. В соответствии с государственным планом Российской Федерации по подготовке управленческих кадров университет шестой год реализует обучение специалистов по Президентской программе для области, которая является промышленно развитым регионом России, где активно развивается и сфера малого бизнеса.

Четкое понимание того, что без инноваций ни у вуза, ни у региона нет будущего, определяет мировоззрение всех сотрудников университета.

Журнал «Эпистемология & философия науки» -научно-теоретический журнал Института философии РАН. Его тематику составляют теория познания, общая методология науки и специальные науки о познании. Журнал публикует материалы по социологии науки, теоретической истории науки, когнитивной психологии, когнитивной лингвистике и ряду других дисциплин.

Главный редактор: член-корр. РАН Касавин Илья Теодорович.

Адрес редакции: 119992 Москва, Волхонка, 14, Институт философии РАН

Телефон: (495) 203-95-76, Факс: (495) 425-57-58, 203-95-76

Электронная почта: journal@iph.ras.ru Подписной индекс: 46318

По вопросам подписки, оптовой и розничной продажи обращаться в издательство «Канон+» РООИ «Реабилитация»

Телефон/факс: (495) 702-04-57. Электронная почта: bozhkoyura@mtu-net.ru Директор: Божко Ю. В.

[ПИСТЕМОЛОГИЯ

1ИЛОСОФИЯ НАУКИ

Ежектартатлын жтунзд 2Ю5, т. У. № 3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.