Оценка стоимости
знаний системы высшего
профессионального
образования
А.А. Ефремова,
аспирант кафедры экономики и технологии производственных процессов факультета промышленного менеджмента Вологодского государственного технического университета
efremova [email protected]
Н.А. Кремлева,
к.э.н., доцент кафедры экономики и технологии производственных процессов факультета промышленного менеджмента Вологодского государственного технического университета
На рынке знания выступают в качестве специфического товара, однако в настоящее время не накоплен достаточный опыт оценки стоимости знаний системы высшего профессионального образования. В исследовании предложено определять стоимость знаний на основе оценки специалистара-ботодателем, то есть уровня заработной платы.
Ключевые слова: подход к оценке стоимости знаний, рынок знаний, заработная плата, система высшего профессионального образования.
На кафедре экономики и технологии производственных процессов Вологодского государственного технического университета в течение нескольких лет проводятся исследования в области экономики и менеджмента образовательных учреждений высшего профессионального образования. Одним из направлений проводимых исследований является обоснование необходимости преобразования высшего учебного заведения в экономическую систему. В качестве «продукции» системы высшего профессионального образования могут рассматриваться образовательные услуги, а также инновационные знания, полученные выпускниками в результате оказания образовательных услуг.
В соответствии с результатами исследований, проводимых российскими учеными, в обществе возрастает доля работников умственного труда, которые создают не материальные ценности, а преобразуют информацию в знания, являются носителями инновационного ресурса, что свидетельствует о формиро-
Knowledge is the specific commodity at the market, but nowadays there is no sufficient experience of the knowledge cost valuation of the higher professional education system. In the research it is suggested to define the valuation of the knowledge cost on the basis of estimation of a specialist by his/her employer, namely by the salary level.
вании «экономики знаний» [1]. По мнению В.Л. Макарова, экономика знаний — это неразделимая триада рынков — рынка знаний, рынка образовательных услуг и рынка труда [2].
Как отмечалось в докладе рабочей группы на заседании Государственного совета РФ от 24 марта 2006 года «О развитии образования в Российской Федерации», рынок образовательных услуг можно определить как систему экономических отношений между различными субъектами в процессе купли-продажи образовательных услуг, становящихся в силу этого товарами [3].
По мнению профессора, заведующего кафедрой экономики и технологии производственных процессов ВоГТУ А.Н. Шичкова и авторов статьи, понятие «рынок знаний» обозначает экономическую систему, инфраструктура которой позволяет сбалансировать спрос и предложение на специалистов необходимой квалификации, участвующих в формировании и развитии муниципальной и региональной экономики.
Анализ проведенных исследований в области экономики и менеджмента высшего учебного заведения показал, что в настоящее время не накоплен
ИННОВАЦИИ // Специальный выпуск // Январь, 2009
ИННОВАЦИИ // Специальный выпуск // Январь, 2009
достаточный опыт оценки стоимости знаний системы высшего профессионального образования.
Для организаций, формирующих спрос на выпускников высших учебных заведений, результат использования трудовых ресурсов зависит от множества факторов, основным среди которых является уровень образования и квалификации сотрудника.
Поскольку количество и качество произведенного выпускником труда зависит от уровня его квалификации, количества полученных знаний, то можно сделать вывод и о зависимости величины цены труда, а, следовательно, и величины заработной платы от количества полученных выпускником знаний в процессе обучения.
Статья 132 ТК РФ «Оплата по труду» обозначила критерии, в соответствии с которыми должен определяться размер заработной платы, открыв перспективы каждому работнику на получение достойной заработной платы, так как она зависит от квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается [4].
предлагаем определять стоимость знаний системы высшего профессионального образования на
основе оценки специалиста работодателем, то есть уровня заработной платы. Апробация исследований проводилась на примере оценки стоимости знаний выпускников Вологодского государственного технического университета (ВоГТУ). В качестве объекта исследования выбраны ОАО «Вологодский оптико-механический завод» и ОАО «Вологодский завод строительных конструкций и дорожных машин», которые являются крупными работодателями в городе Вологде (табл. 1).
В ходе исследования был проведен сравнительный анализ уровня среднемесячной заработной платы выпускников ВоГТУ и выпускников вузов других регионов России, работающих в ОАО «ВОМЗ» и ОАО «СКДМ» (табл. 2 и 3).
Результаты исследования учитывают данные о размере заработной платы выпускников трех факультетов Вологодского государственного технического университета — электроэнергетического, факультета промышленного менеджмента, факультета экологии. Выявлено, что наиболее высокий уровень заработной платы на обоих предприятиях имеют выпускники электроэнергетического факультета, наименьший уровень — выпускники факультета экологии.
Таблица 1
Количество выпускников ВоГТУ, трудоустроившихся в ОАО «ВОМЗ» и ОАО «СКДМ» в 2005-2007 гг.
2005 год 2006 год 2007 год Итого
Показатель ОАО «вомз» ОАО «скдм» ОАО «вомз» ОАО «скдм» ОАО «ВОМЗ» ОАО «скдм» ОАО «ВОМЗ» ОАО «скдм»
Количество принятых выпускников ВоГТУ 21 12 49 20 30 7 100 39
Количество из них, продолжающих работать по данным на 1 февраля 2008 года, всего 12 11 17 19 16 7 45 37
в том числе выпускников факультетов: — промышленного менеджмента 7 7 12 15 9 5 28 27
— экологии 2 1 2 1 3 0 7 2
— электроэнергетического 2 1 3 1 2 0 7 2
— инженерно-строительного 1 2 0 2 1 1 2 5
— экономического 0 0 0 0 1 1 1 1
Таблица 2
Количество выпускников вузов других городов, трудоустроившихся в ОАО «ВОМЗ» в 2005-2007 гг.
Наименование вуза Специальность Количество работающих в настоящее время в ОАО «ВОМЗ» выпускников, трудоустроившихся в
2005 году 2006 году 2007 году Итого
1. Уральская государственная юридическая академия Юриспруденция 1 1
2. Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет Финансы и кредит 1 1 2
3. Волгоградский государственный университет менеджмент - - 1 1
4. Московский государственный университет леса Бухгалтерский учет, анализ и аудит 1 1
5. Южно-российский технический университет Физика - 1 - 1
Всего 1 2 3 6
Таблица 3
Количество выпускников вузов других городов, трудоустроившихся в ОАО «СКДМ» в 2005-2007 гг.
Наименование вуза специальность Количество работающих в настоящее время в ОАО «СКДМ» выпускников, трудоустроившихся в
2005 году 2006 году 2007 году Итого
1. Череповецкий государственный университет Организация и методика дошкольного образования 1 1
2. Московская государственная юридическая академия Юриспруденция 1 1
3. Московский государственный университет путей сообщения Подъемно-транспортные машины и оборудование 1 1
4. Московский институт потребительской кооперации Финансы и кредит 1 1
5. Смоленский сельскохозяйственный институт Бухгалтерский учет, анализ и аудит 1 1
6. Краснодарская Академия МВД РФ Правоохранительная деятельность - - 1 1
Всего 4 1 1 6
Анализируя изменения и уровень среднемесячной заработной платы выпускников ВоГТУ на двух предприятиях (рис. 1), можно отметить динамику роста в первые три года работы и различия в уровне заработной платы между выпускниками рассматриваемых факультетов. Уровень среднемесячной заработной платы работников ОАО «СКДМ» приблизительно в два раза превышает уровень среднемесячной заработной платы работников ОАО «ВОМЗ». На рис. 1 нанесены величины заработной платы, выраженные в МРОТ.
На рис. 2 представлены результаты сопоставления величины заработной платы выпускников различных факультетов ВоГТУ и вузов других городов.
Анализ позволяет сделать вывод о том, что рынки труда и знаний в городе Вологде не сформированы.
Данный вывод обусловлен следующим:
1) два потребителя квалифицированных специалистов, а, следовательно, и знаний предлагают различные цены за их использование (величина среднемесячной заработной платы выпускника на двух предприятиях отличается приблизительно в два раза);
2) на обоих предприятиях различается величина среднемесячной заработной платы (приходящейся на одного работника) выпускников различных факультетов ВоГТУ и вузов других городов. Данная ситуация может спровоцировать повышенный интерес абитуриентов к одним специальностям (специальности электроэнергетического факультета) и недостаточный спрос на другие (специальности экологического факультета), а также
20
18
16
14
12
10
о ^
¡Е £
5 О го и
^ 0_
го ^
СО в£-
го X
т о =Е т
Ф СО
£ 5 ГО X X ^
т о
СЦ ^
о с
ф !о
2 т
1 МРОТ за год
1 ОАО "ВОМЗ"
1 ОАО "СКДМ"
ОАО
"ВОМЗ"
ОАО
"СКДМ"
Период работы на предприятии
Рис. 1. Сопоставление среднемесячной величины заработной платы выпускников ВоГТУ в ОАО «ВОМЗ» и ОАО «СКДМ»
8
6
4
2
0
ИННОВАЦИИ // Специальный выпуск // Январь, 2009
ИННОВАЦИИ // Специальный выпуск // Январь, 2009
Факультет экологии Факультет Электроэнергетический Вузы других городов
ВоГТУ промышленного факультет ВоГТУ
менеджмента ВоГТУ
Место обучения выпускника
I---1 ОАО "ВОМЗ" I----ІОАО "СКДМ" -¿-ОАО "ВОМЗ" _*_ОАО "СКДМ"
Рис. 2. Сопоставление среднемесячной величины заработной платы в первый год работы на предприятиях выпускников Вологодского государственного технического университета и выпускников вузов других городов
различные предпочтения в выборе учебного заведения (в данном случае, Вологодский государственный технический университет может быть менее востребован, чем технические вузы других городов). Это противоречит правилам рынка совершенной конкуренции.
Предлагаемый подход к определению стоимости полученных выпускниками знаний имеет особенности, связанные с особенностями знаний как продукта — их использование и оплата осуществляются постепенно в отличие от приобретения какого-либо продукта, когда оплата происходит единовременно.
Прежде всего, необходимо определить период времени, являющийся наиболее приемлемым для оценки. Это связано с тем, что в момент приема на работу, как правило, всем специалистам работодатель устанавливает определенный одинаковый размер заработной платы, который обозначим как «базовую заработную плату». Постепенно, по мере проявления знаний и умений специалиста, величина заработной платы изменяется различными темпами у различных работников. По истечении определенного времени оценка данным методом знаний, полученных в вузе, также теряет актуальность, поскольку большое значение приобретают навыки и знания, полученные в процессе работы. Они также могут повлиять на величину заработной платы работника. В этой связи предположим, что наиболее приемлемой для оценки знаний является величина заработной платы в течение трех лет после приема на работу за исключением первых двух месяцев.
Проследим динамику заработной платы за первые три года работы на предприятии специалистов, трудоустроившихся в ОАО «ВОМЗ» и ОАО «СКДМ»
в 2005 году и имеющих стаж работы более двух лет (рис. 3-4).
Из рассматриваемой группы специалистов в 2005 году в ОАО «ВОМЗ» пришли работать и работают в настоящее время 12 человек, в ОАО «СКДМ» — 11 человек (табл. 1).
В расчетах необходимо учесть, что рост уровня заработной платы определяют два фактора — общезаводское повышение окладов специалистов, происходящее, как правило, на величину уровня инфляции, и оценка профессионализма данного работника предприятием.
В течение первых двух месяцев работы на предприятии специалист имеет заработную плату, установленную заводом для всех, независимо от индивидуального уровня знаний и умений.
В данном случае базовая заработная плата состоит из фиксированной величины оклада, премии (в среднем, 50%) и районных коэффициентов (15%). Как правило, ежегодно производится ее индексация с учетом инфляции и изменения минимального размера оплаты труда.
Оплата знаний работника — это оценка предприятием имеющихся у данного специалиста теоретических знаний и практических навыков, полученных в период обучения в вузе. В ОАО «ВОМЗ», например, она осуществляется путем установления персональных надбавок к должностным окладам специалистов, которые в соответствии с Положением по заводу «могут быть установлены за качественный и высокопроизводительный труд».
Таким образом, в среднем, стоимость знаний выпускников ВоГТУ оценивается в ОАО «ВОМЗ» в 3,4 МРОТ в месяц, в ОАО «СКДМ» — 2,6 МРОТ в месяц.
о
ю
го
ГО
20000
18000
16000
14000
12000
10000
Е ^ 8000
0 ^
Ф
^ 6000
4000
2000 X
1 0 5
ш
ч:
ш
а.
о
2250
9315
ОАО "СКДМ"
1-й год (первые два месяца)
2557
2250
2147
9315
ОАО "СКДМ"
1-й год (последующие месяцы)
3586
4490
ОАО "ВОМЗ"
2183
Д242С
ОАО "СКДМ"
2-й год
4988
5350
4208
5525
ОАО "СКДМ"
3-й год
Рис. 3. Динамика среднемесячной величины оплаты знаний специалистов в течение первых трех лет работы и динамика величины базовой заработной платы в ОАО «ВОМЗ» и ОАО «СКДМ»
га
ц
с
0
1 I—
О
ю
го
ГО
” Ц >5 Ф
0 т
т
ш
1
ч
ш
а.
0 га
1
ш
ш
16
14
12
10
8
6
4
2
0
3,2
12,5
ОАО "СКДМ"
1-й год (первые два месяца)
3,4
3,2
ОАО "ВОМЗ"
2,9
12,5
ОАО "СКДМ"
1-й год (последующие месяцы)
3,6
4,5
2,2
12,4
ОАО "СКДМ"
2-й год
□ Оплата знаний
3,1
3,3
2,6
9,6
ОАО "СКДМ"
3-й год
□ Базовая заработная плата
Рис. 4. Динамика среднемесячной величины оплаты знаний специалистов в течение первых трех лет работы и динамика величины базовой заработной платы в ОАО «ВОМЗ» и ОАО «СКДМ», выраженных в минимальном размере оплаты труда
Таблица 4
Определение срока окупаемости инвестиций в образование
0
0
0
0
Период обучения, лет Средняя величина стоимости обучения в Вологодском государственном техническом университете за год, руб. Величина суммы заработной платы выпускника за год, руб.
2000-2001 16840,0 -
2001-2002 20240,0 -
2002-2003 24000,0 -
2003-2004 27620,0 -
2004-2005 30930,0 -
Итого 119630,0 -
Период осуществления трудовой деятельности, лет
2005-2006 - 92910,0
2006-2007 - 34018,5*
Итого - 126928,5
* Сумма получена выпускником за 3 месяца второго года работы.
ИННОВАЦИИ // Специальный выпуск // Январь, 2009
ИННОВАЦИИ // Специальный выпуск // Январь, 2009
Рассчитаем примерный «период окупаемости» инвестиций в получение образования в ВоГТУ. Как видно из табл. 4, выпускник «окупит» вложенные в получение образования денежные средства, проработав на предприятии 1 год и 3 месяца (с учетом первых двух месяцев, когда работодатель не оценивает проявленные индивидуально знания).
таким образом, в исследовании предложен подход к оценке стоимости знаний системы высшего профессионального образования на основе оценки специалиста предприятием-работодателем.
Одно из возможных направлений дальнейших исследований — разработка схем применения подхода в целях формирования регионального рынка знаний.
Литература
1. Майданский А.Д. Векторы и контуры общества знаний // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2005. № 2. С. 4-12.
2. Инновационный менеджмент в России: вопросы стратегического управления и научно-технологической безопасности; под ред. В.Л. Макарова, А.Е. Варшавского. М.: Наука. 2004. 880 с.
3. Инновационное развитие образования — основа повышения конкурентоспособности России: доклад рабочей группы на заседании Государственного совета РФ от 24 марта 2006 года «О развитии образования в Российской Федерации» // Сайт Президента России. URL: http://president.kremlin.ru (дата обращения: 01.10.2006)
4. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001. № 197-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1. С. 3.
Ефремова Анна Александровна — в 2006 г с отличием окончила университет по специальности экономика и управление на предприятии по отрасли наука и научное обслуживание, имеет 11 научных публикаций. Областью научных интересов автора является: экономика и менеджмент высших учебных заведений, проблемы формирования рынка знаний в регионе.
Кремлева Наталия Анатольевна — автор более 20 научных работ Областью научных интересов автора является: вопросы управления доходными ресурсами муниципального образования на основе инноваций, оценка экономической эффективности освоения инновационных проектов на предприятиях отраслей народного хозяйства.
Вологодский государственный технический университет Факультет промышленного менеджмента Кафедра экономики и технологии производственных процессов
Кафедра экономики и технологии производственных процессов факультета промышленного менеджмента готовит специалистов по государственному заказу и на платной основе по дневной форме обучения инженеров-экономистов и экономис-тов-менеджеров по специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии по отрасли: «Наука и научное обслуживание» со специализацией «Управление инновациями». По этой же специальности в Череповце и в Вологде осуществляется подготовка специалистов для получения 2-го высшего образования. Причем, квалификацию «инженер-экономист» могут получить выпускники, имеющие базовое высшее инженерное образование, а лица, имеющие базовое высшее гуманитарное образование, получат квалификацию экономис-та-менеджера.
Аналогичное образование по сокращенной программе в течение 3-х лет на платной основе могут получить лица, имеющие среднее профессиональное образование. Нормативный срок освоения образовательной программы по очной форме обучения составляет 5 лет. Образовательная программа по второму высшему образованию осваивается в течение 3-х лет.