• стратегия формирования Россией гипермакроконкурентоспособного экономического пространства (региональный и международный аспекты).
Роль науки и высшей школы в формировании и развитии стратегии повышения конкурентоспособности российской
экономики Сегодня уже вполне ясно, что все изложенные задачи могут быть успешно решены только в том случае, если они будут осознаны научным сообществом, и прежде всего той его частью, которая связана с подготовкой молодых специалистов в сфере экономики, финансов, промышленности, социального развития и геополитики. Только освоив науку формирования и управления стратегическими преимуществами в конкурентной борьбе, ведущейся по всему конкурентному полю, но прежде всего на макроуровне, можно вырастить совершенно необходимый для решения такой задачи корпус национальных политических и экономических лидеров, в том числе и лидеров национального бизнеса. По большому счету это должно быть од-
ним из главных направлений развития российской высшей школы. Именно под таким углом зрения следовало бы формировать и всю систему, прежде всего гуманитарного образования.
Только ориентация самой высшей школы на неизбежную победу в глобальной конкурентной борьбе может создать психологический климат для выращивания молодых специалистов, способных к продуманным активным действиям в нужном для страны и ее бизнеса направлении, только таким образом лидеры российского бизнеса могут добиться желаемых результатов.
Для этого необходимо также постоянное совершенствование как методологии конкурентного стратегического развития, так и форм и методов творческого применения этой методологии в практике российских вузов.
Литература
1. Гельвановский М.И. Конкурентоспособность национальной экономики и глобализация: что нас ждет в XXI веке? // Вопросы экономики переходного периода. -2005. - №8.
И. КУРАМШИН,
профессор
A. ХАМИТОВА, доцент
B. ИВАНОВ, профессор Казанский государственный технологический университет
Проектирование непрерывной
общехимической подготовки в университетском комплексе
Возникновение системы непрерывной общехимической подготовки в нашем вузе можно отнести к 1968 г., когда решением министерства Казанскому химико-технологическому институту (КХТИ) было поручено организовать факультет повышения квалификации преподавателей общей химии вузов страны.
В 1987 г. на базе кафедры неорганичес-
кой химии КХТИ был создан так называемый «школьный факультет», в состав которого входили классы с углубленным изучением химии.
Структура системы непрерывной общехимической под готовки к концу 80-х годов была представлена следующей схемой (рис. 1).
С начала 90-х годов начинается этап экспериментальной модели технологичес-
ШКОЛА
классы с углубленным изучением химии
ВУЗ
СПЕЦИАЛИСТ
(технолог, механик)
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ — И ПЕРЕПОДГОТОВКА
УЧИТЕЛЬ
преподаватель вуза
преподаватель ссуз
Рис. 1. Система непрерывной общехимической подготовки в 1987 г.
кого образования, объективно обусловленный:
• необходимостью разработки концепции непрерывного образования;
• принятием новой концепции естественно-научного образования;
• переходом к 12-летней школе и дифференциацией обучения химии в старшей школе;
• появлением университетских комплексов.
Переход на многоуровневую систему подготовки(бакалавр - специалист - магистр), создание Казанского химико-технологического колледжа на базе соответствующего техникума,появление специальностей «гуманитарной» направленности, планируемая профилизация старшей школы существенно изменили структуру системы непрерывной общехимической подготовки в вузе. Она может быть представлена следующей схемой (рис. 2).
Университетский комплекс охватывает все уровни профессионального образования и уровень довузовской допрофессиональ-ной подготовки, а потому является самой эффективной структурой, реализующей
идею непрерывного профессионального развития личности.
При этом переход с одного этапа профессионального образования на другой не рассматривается как простая «стыковка» образовательных программ. Данный процесс должен соответствовать принципу преемственности, который рассматривается и как принцип организации всего образовательного процесса, и как принцип, обеспечивающий развитие общехимического знания. Преемственность общехимической подготовки направлена на разрешение ряда противоречий между довузовской и вузовской подготовкой, относящихся к целям подготовки, содержанию образования, методам и средствам обучения, организационным формам обучения.
Деятельностный подход к общехимической подготовке предполагает построение модели специалиста, отражающей совокупность профессиональных задач, которые должен уметь решать специалист -выпускник вуза.
В основу построения модели специалиста положена дифференциация обучения в химико-технологическом вузе по двум профилям: технологи и механики.
Она создавалась на основе анализа квалификационных характеристик инженеров и анкетирования специалистов, работающих на предприятиях Республики Татарстан. В табл. 1 представлен ее сокращенный вариант.
Разработанные модели деятельности инженера-технолога и инженера-механика
Рис. 2. Система непрерывной общехимической подготовки в университетском комплексе технологического вуза
являются основой моделей профессиональ- Далее в модели профессиональной под-ной подготовки специалистов. готовки инженера-технолога выделялись
Таблица 1
Модели профессиональной деятельности специалиста-выпускника
Критерий Инженер-технолог Инженер-механик
Цель деятельности Создание и поддержание условий эффективного функционирования химического производства Обеспечение эффективной и надежной работы всех видов оборудования
Объект деятельности Химическое производство Техника
Предмет деятельности Химико-технологический процесс Оборудование
Основные задачи - Анализ и контроль существующего химического производства; - выявление резервов существующего производства и его модернизация; - анализ перспектив развития химических производств; - внедрение новых химико-технологических процессов - Анализ и контроль существующего оборудования, условий его работы; - разработка и внедрение прогрессивных способов ремонта узлов и оборудования; - прием, установка, осмотр, ремонт, замена оборудования
Для этого осуществлен перевод основных задач, видов деятельности, способов и средств, с помощью которых специалист решает профессиональные задачи и реализует функции, в систему действий (табл. 2).
виды деятельности, непосредственно связанные с общехимической подготовкой, исходя из того, что предметом деятельности инженера-технолога является химико-технологический процесс.
Таблица 2
Система действий по выполнению производственной деятельности специалиста
Специалист Виды производственной деятельности Система действий
Инженер-технолог Анализ и контроль существующего химического производства Выполнение всех форм и видов контроля за качеством продукции, расходом сырья, материалов, топлива, электроэнергии, соблюдением технологической дисциплины, стандартов и технических условий, согласование технической документации
Выявление резервов существующего производства и его модернизация Анализ типовых технологических процессов, совершенствование технологических процессов и оборудования технического оснащения; патентные исследования
Анализ перспектив развития химических производств и внедрение новых химико-технологических процессов Исследование перспектив развития предприятия, производства продукции, технологических процессов; проектирование и экономическое обоснование технологического процесса, оборудования, плана размещения оборудования, рабочих мест, маршрута прохождения продукции
Инженер-механик Анализ и контроль существующего оборудования, условий его работы Анализ и контроль условий работы, прочности узлов и оборудования, выявление оптимальных условий работы оборудования
Разработка и внедрение прогрессивных способов ремонта узлов и оборудования Анализу прогрессивных методов ремонта узлов и оборудования, реализация ремонта, модернизация оборудования
Прием, установка, осмотр, ремонт, замена оборудования Организация ремонтных работ, составление соответствующей документации, монтаж, регулировка и наладка оборудования
Далее осуществлялось проектирование поэтапной системы целей, отражающих конечные результаты общехимической подготовки каждого уровня, подчиненных
общей цели - подготовке специалиста - и проводимых на единой методологической основе (табл. 3). Главная цель системы непрерывной общехимической подготовки -
Уровень образования Цель общехимической подготовки
Профильная школа Формирование системы общехимических знаний, умений и навыков, ориентированной на индивидуализацию и специализацию обучаемых
Ссуз Формирование общехимических знаний, умений, навыков как элемента общей культуры и в соответствии со специализацией обучаемых
Колледж Формирование системы общехимических знаний как основы специальных профессиональных знаний
Университет Общехимическая подготовка специалистов, способных успешно решать профессиональные задачи и совершенствовать свое профессиональное мастерство
Уровень повышения квалификации Углубленная общехимическая подготовка в соответствии со специальностью или при ее смене
Таблица 3
Система целей непрерывной общехимической подготовки
подготовка специалистов, способных успешно решать профессиональные задачи и совершенствовать свое профессиональное мастерство.
С середины 90-х годов, как отмечалось выше, вуз переходит на систему многоуровневой подготовки (бакалавр - специалист - магистр). Для определения содержания и структуры общехимической подготовки магистров также строилась модель профессиональной деятельности, затем модель профессиональной подготовки по научному и педагогическому направлениям.
Построенная иерархия целей представлена следующей схемой (рис. 3).
стоящее время все уровни профессионального образования находятся в состоянии модернизации, что определяет два основных направления исследований: определение содержания и структуры обучения каждого уровня, изучение содержания преемственной общехимической подготовки в рамках отдельных моделей («школа - вуз », «колледж - вуз», «школа - колледж - вуз», «вуз - послевузовское образование») непрерывного профессионального образования.
Рассмотрим преемственность в содержании обучения химии в рамках модели «школа - вуз » и модели «колледж - вуз » более подробно.
довузовская подготовка школа^^^ ссуз
конкретизация учебных целей каждого уровня
ВУЗ '
ТЕХНОЛОГИ МЕХАНИКИ
колледж
цель
_ общехимической
подготовки
конкретизация учебных целей
-категории учебных целей модель общехимической подготовки, модель подготовки специалиста 1с
ПОВЫШЕНИЕ
квалификации модель деятельности специалиста
И ПЕРЕПОДГОТОВКА--------------------------------------
! МАГИСТР
I
главная цель
общехимической
подготовки
модель деятельности магистра
цель I
общехимической подготовки
модель подготовки по научному направлению
модель подготовки по
педагогическому
направлению
Рис. 3. Проектирование иерархии целей общехимической подготовки
Как отмечалось выше, преемственность непрерывной общехимической подготовки означает и преемственность в содержании обучения. Необходимо отметить, что в на-
На данном этапе такую структуру, как колледж, отличают:
■ ступенчатая подготовка специалистов;
■ стыковка образовательных программ колледжа и вуза;
■ ускоренная подготовка специалистов на последующих ступенях обучения.
Дифференциация образования на уровне колледжа рассматривалась исходя из того, что он представляет собой техникум повышенного типа. При этом выделяются уровни обучения химии по аналогии с таковыми в профильной школе.
Первый уровень (начальное или базовое общехимическое образование) должен быть освоен в ссузах гуманитарного профиля, в котором химия может быть отнесена к дисциплинам, формирующим общее развитие обучаемого. Второй уровень может быть реализован в техникумах, где химия непосредственно связана с формированием основ будущей специальности. Третий уровень -в техникумах, где химия рассматривается в качестве основы будущей специальности.
Программы по химии для ссуза, отражающие второй и третий уровни дифференциации, разрабатывались в конце 80-х - начале 90-х годов коллективом под руководством И.Я. Курамшина. Основные положения в разработанных программах остаются актуальными и в настоящее время.
Отбор содержания для курса химии осуществлялся в соответствии с: 1) системой научных знаний о веществе и химическом
процессе; 2) межпредметными связями химии с дисциплинами специального цикла; 3) деятельностным подходом; 4) политехнической функцией химического знания.
Подсистемы «колледж» и «вуз» являются структурно связанными: после окончания колледжа предполагается возможность продолжения обучения на старших курсах вуза. Поскольку общая химия изучается в технологическом вузе на первом курсе и составляет основу специальных дисциплин, курс химии в колледже должен соответствовать трем основным положениям:
1) сохранять базовый компонент общего среднего образования;
2) составлять основу материаловедчес-ких и специальных дисциплин в соответствии со специализацией колледжа;
3) выступать базой для специальных дисциплин в соответствии со специализацией вуза.
Преемственность непрерывной общехимической подготовки предполагает выделение общих требований к процессу обучения на различных уровнях профессиональной подготовки. Исходными требованиями выступают такие дидактические принципы, как систематичность, системность, регионализация, профессиональная направленность, интеграция, дифференциация и индивидуализация, наглядность.
Ю. КИРИЛЛИНА, доцент Московский государственный университет приборостроения и информатики
Проблема качества образования, как известно, комплексная. В докладе, подготовленном Аналитическим центром «Эксперт», перечислены факторы, препятствующие качественной подготовке выпускников в соответствии с требованиями работодателей. К ним отнесены следующие:
Качество образования как комплексная проблема
■ «состояние преподавательского корпуса - недостаток у преподавателей современных практических знаний и опыта, слабый приток молодых кадров, оторванность преподавания от современного бизнеса;
■ недостаточная коммуникация между работодателями и вузами в отношении