Научная статья на тему 'Особенности обучения общей, неорганической и органической химии на уровне среднего профессионального образования в образовательном кластере химико-технологического вуза'

Особенности обучения общей, неорганической и органической химии на уровне среднего профессионального образования в образовательном кластере химико-технологического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
449
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР / EDUCATIONAL CLUSTER / СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / CONTENT OF EDUCATION / СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ / ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ / FORMS OF EDUCATIONAL ARRANGEMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хамитова А. И.

Рассмотрены преемственные содержание и формы организации обучения химии на уровне среднего профессионального образования в образовательном кластере химико-технологического вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности обучения общей, неорганической и органической химии на уровне среднего профессионального образования в образовательном кластере химико-технологического вуза»

УДК 372.8

А. И. Хамитова

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ОБЩЕЙ, НЕОРГАНИЧЕСКОЙ И ОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ НА УРОВНЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ КЛАСТЕРЕ ХИМИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ВУЗА

Ключевые слова: образовательный кластер, среднее профессиональное образование, содержание образования, формы

организации обучения.

Рассмотрены преемственные содержание и формы организации обучения химии на уровне среднего профессионального образования в образовательном кластере химико-технологического вуза.

Key words: educational cluster, content of education, forms of educational arrangement.

Successive content and forms of educational arrangement of chemistry teaching at a high vocational education level in the framework of educational cluster of chemical-engineering institution are considered.

Согласно Федеральному Закону РФ "Об образовании в Российской Федерации", вступившему в силу 1 сентября 2013 г. "Среднее образование направлено на решение задач интеллектуального, культурного и

профессионального развития человека и имеет целью подготовку квалифицированных рабочих или служащих и специалистов среднего звена по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, а также удовлетворения потребностей личности в углублении и расширении образования". В настоящее время уровень среднего профессионального образования структурно включен в образовательный кластер КНИТУ и предполагает непрерывную профессиональную подготовку. Однако на данный момент не сняты противоречия, отличающие модель непрерывной подготовки "школа-колледж" [1]. В разрешении данной проблемы важнейшую роль играет принцип преемственности образовательных уровней: школьного, уровня довузовской

допрофессиональной подготовки и вузовского.

Исследование процесса перехода от школьного образования к уровню среднего профессионального образования затрагивает следующие направления:

- выработку у обучающихся перспективной целевой установки и стремление к ее выполнению;

- повышение познавательной активности, интеллектуальных способностей, общего развития обучающихся;

- формирование навыков самообразования, самоорганизации, самовоспитания;

- преемственность в содержании обучения;

- преемственность в формах и методах обучения;

- преемственность применения знаний в жизненной практике.

В выше приведенных направлениях исследования и реализации непрерывной профессиональной подготовки на уровне СПО в образовательном кластере химико-технологического вуза необходимо опираться на достижения трех

более ранних этапов развития методики преподавания химии, описанных в [2], затрагивающих как отбор учебного материала и его структурирование, так и формы организации обучения (особенно формирование навыков самостоятельной работы) и методы контроля за процессом усвоения материала.

Важным аспектом в обучении химии является дифференциация в обучении, как внутренняя, так и внешняя. Содержание обучения и формы его организации должны ей соответствовать. В химико-технологическом вузе при обучении химии осуществляется внешняя дифференциация по технологическим, механическим и гуманитарным специальностям [3].

Рассмотрим обучение химии на уровне среднего профессионального образования по механическим специальностям. Для студентов 1 курса (изучается органическая химия) предусматривается: в 1 семестре 17ч. лекций, 9ч. практических занятий, 8ч. лабораторных работ, 17ч. на внеаудиторную самостоятельную работу; во 2 семестре 22ч. лекций, 11ч. практических занятий, 11ч. лабораторных работ и 22ч. на срс. Для студентов 2 курса (общая и неорганическая химия): в 1 семестре 36ч. лекций, 36ч. практических занятий, 18 ч. лабораторных работ и 34ч. на срс.

Содержание обучения общей,

неорганической и органической химии на уроне СПО помимо преемственного развития понятий, законов и закономерностей химии должно отвечать базовому компоненту среднего (полного) общего образования, учитывать историю развития химического знания.

Содержание обучения органической химии структурируется с точки зрения теории строения органических соединений А.М.Бутлерова и включает следующие модули: теория строения органических соединений А.М.Бутлерова, алканы, алкены, алкины, алкадиены, циклоалканы, решение задач на определение формул органических соединений, арены, спирты, альдегиды и кетоны, карбоновые кислоты, жиры, расчеты по уравнениям химических реакций, углеводы, амины,

аминокислоты и белки, взаимосвязь между классами органических соединений, качественные реакции в органической химии, роль органической химии в жизни человека.

В большинстве модуле реализуется следующий план изучения: общая формула гомологического ряда, особенности строения, номенклатура, виды изомерии, физические свойства, химические свойства, получение, применение. Особое внимание уделяется истории открытия ряда соединений, правилам безопасной работы с соединениями, соединениям, используемым в быту, бытовой химической грамотности. Формирование бытовой химической грамотности связано определяется обязательным минимумом содержания основных образовательных школьных программ по химии. Студенты СПО в большинстве своем выпускники 9 класса и органическую химию в школе не изучали. Таким образом, курс органической химии на уровне СПО имеет и культурологическую направленность, направленность на формирование здорового, безопасного образа жизни.

Каждый модуль имеет задания для самостоятельной работы студентов, оцениваемые в рейтинговой системе, что позволяет преподавателю осуществлять обратную связь с обучающимися.

Отдельно необходимо остановиться на формах организации обучения химии. В вузе основными формами организации обучения являются лекции, семинары, лабораторные работы, самостоятельная работа студентов. В школе основной формой организации обучения является урок, постепенно модернизируемый в 45-минутный урок-лекцию, 45-минутный урок-семинар и т.д. Оптимальным периодом для постепенного перехода от традиционного урока к уроку-лекции и уроку-семинару является старшая школа (10-11 класс), т.е. студенты СПО не готовы в 1 семестре 1 курса к 1,5-часовой лекции - основному источнику информации на высоком научном уровне с высокой плотностью изучаемого материала. Реально полный переход на лекционно-семинарскую систему обучения возможен лишь к концу 1 курса и в значительной степени зависит от педагогического мастерства преподавателя.

Обучение общей и неорганической химии на 2 курсе СПО имеет целью заложить основу понимания химии, как науки о веществах и их превращениях, поэтому может быть представлено тремя модулями: "Строение вещества", "Химический процесс" и "Химия металлов и неметаллов". В первом модуле вещество изучается на двух уровнях: атомном и молекулярном, основой является классический треугольник: состав -строение - свойства. В модуле "Химический процесс" предусмотрена систематизация видов химических реакций по различным критериям, изучение термодинамики и кинетики химических процессов. Третий модуль "Химия металлов и неметаллов" включает изучение химии соединений элементов прописанных в федеральном компоненте

государственного стандарта среднего (полного) общего образования (профильный уровень).

Каждый модуль имеет задания для самостоятельной работы студентов, оцениваемые в рейтинговой системе.

Самостоятельную работу мы

рассматриваем, как выполняющую триединую функцию: во-первых, самостоятельная работа является формой организации обучения, во-вторых, представляет собой систему заданий; в-третьих, является деятельностью по решению системы заданий [4].

Низкий уровень общеучебных навыков студентов СПО и отсутствие навыков самостоятельной (как аудиторной, так и внеаудиторной) работы по химии делает невозможным осуществление третьей функции. Для разрешения данной проблемы используются разработанные в методике химии подходы к формированию навыков самостоятельной работы обучающихся.

В процессе формирования умений и навыков самостоятельной работы традиционно выделяются три основных уровня:

1. умение работать с текстом;

2. умение решать типовые расчетные задачи

3. умение решать экспериментальные и эвристические задачи.

Необходимо отметить, что принципиальной разницы между аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работой с точки зрения деятельности обучающегося нет. На всех трех уровнях формирования навыков самостоятельной работы значительные затруднения возникают при анализе, как лекционного материала, так материала учебника и условия задачи. Следовательно, формирование такой основной мыслительной операции как анализ на занятиях (в процессе лекционных, лабораторных и семинарских занятий) позволит качественно изменить внеаудиторную самостоятельную работу студентов.

К заданиям для внеаудиторной самостоятельной работы студентов предъявляются следующие требования:

1. в системе заданий должны присутствовать задания, включающие основные понятия, законы, теории химии;

2. необходимо наличие ключевых заданий -заданий, имеющих принципиальное значение для усвоения предметного содержания;

3. наличие как минимум трех подсистем заданий нарастающей сложности.

Важным при обучении студентов СПО является формирование навыков практической работы в химической лаборатории. Необходимо отметь, что в большинстве своем, как и студенты 1 курса ВПО, студенты СПО не имеют навыков практической работы в химической лаборатории, что связано с отсутствием лабораторных работ в большинстве школе. Данный процесс длится в течение всего периода обучения студентов СПО на кафедре неорганической химии.

Литература

1. А.И. Хамитова, И.Я. Курамшин. Довузовская дифференцированная общехимическая подготовка в образовательном комплексе технологического университета, РИЦ "Школа". Казнь. 2004. 212 с.

2. Хамитова А.И., Иванов В.Г., Вестник Казанского технологического университета, 2006. N 6. С. 179193.

3. Хамитова А.И., Иванов В.Г., Вестник Казанского технологического университета, 2006. N 3. С. 303307.

4. А.И. Хамитова А.И., В.Г. Иванов, Формы организации обучения общей и неорганической химии в университетском комплексе технологического вуза, РИЦ "Школа". Казань. 2007. 144с.

© А. И. Хамитова - канд. хим. наук, доц. каф. неорганической химии КНИТУ, [email protected]. © A. 1 Khamitova - Ph.D. (chemisrty), associate professor, Department of Inorganic Chemistry, KNRTU, [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.