Научная статья на тему 'КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ЕГО ОЦЕНИВАНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ'

КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ЕГО ОЦЕНИВАНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
качество образования / оценка / диагностика / мониторинг / управление / результат / quality of education / assessment / diagnostics / monitoring / management / result

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А.Г. Азарян, Н.Ю. Москвитина

Качество образования является ключевым показателем эффективности образовательной системы, поскольку оно непосредственно влияет на развитие общества в целом. Оценка качества образования играет важную роль в управлении образовательными процессами, позволяя выявить слабые места системы и разработать стратегии и механизмы их устранения. Технологии оценивания качества образования позволяют проводить объективную и всестороннюю оценку образовательных программ, методик и результатов обучения. В данной статье процесс оценивания результатов образовательных процессов исследуется, как обязательное условие эффективности функционирования и развития системы управления на всех уровнях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE QUALITY OF EDUCATION AND THE TECHNOLOGY OF ITS ASSESSMENT AS A TOOL FOR INFLUENCING THE DEVELOPMENT OF THE EDUCATION SYSTEM

The quality of education is a key indicator of the effectiveness of the educational system, since it directly affects the development of society as a whole. The assessment of the quality of education plays an important role in the management of educational processes, allowing to identify weaknesses of the system and develop strategies and mechanisms to eliminate them. Educational quality assessment technologies allow for an objective and comprehensive assessment of educational programs, methods and learning outcomes. In this article, the process of evaluating the results of educational processes is investigated as a prerequisite for the effective functioning and development of the management system at all levels.

Текст научной работы на тему «КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ЕГО ОЦЕНИВАНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ»

КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ЕГО ОЦЕНИВАНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

А.Г. Азарян1, учитель

Н.Ю. Москвитина2, канд. психол. наук, доцент 1МБОУ СОШ №14 п. Пятигосркий

2Ставропольский государственный педагогический институт 1(Россия, Ставропольский край, пос. Пятигорский) 2(Россия, г. Ставрополь)

DOI:10.24412/2500-1000-2024-5-2-22-26

Аннотация. Качество образования является ключевым показателем эффективности образовательной системы, поскольку оно непосредственно влияет на развитие общества в целом. Оценка качества образования играет важную роль в управлении образовательными процессами, позволяя выявить слабые места системы и разработать стратегии и механизмы их устранения. Технологии оценивания качества образования позволяют проводить объективную и всестороннюю оценку образовательных программ, методик и результатов обучения. В данной статье процесс оценивания результатов образовательных процессов исследуется, как обязательное условие эффективности функционирования и развития системы управления на всех уровнях.

Ключевые слова: качество образования, оценка, диагностика, мониторинг, управление, результат.

Проблема оценки качества образования в настоящее время является одной из наиболее актуальных для всей системы образования Российской Федерации. Общей чертой изменений в системе образования на федеральном и региональном уровнях является стремление обеспечить качество образования, усовершенствовать систему оценки качества и соответствовать требованиям современного общества. Оценка качества образования - это не только оценка соответствия стандарту, но и тонкий инструмент влияния на систему образования, основа для принятия значимых управленческих решений.

В современном мире необходимо использовать новые критерии оценивания успеваемости школ, учителей и учащихся. Какая часть учащихся, каковы их настоящие знания и какими они становятся после школы, готовы ли они осваивать многие социальные роли в жизни и реализовывать свой потенциал в современных условиях, решать жизненные проблемы с помощью тех средств, которым они научились в школе? Этим проблемам подготовки высокообразованных, инициативных и конкурентоспособных выпускников должны со-

ответствовать не только содержание образования, методы работы, но и система оценивания качества и его управления.

Следует указать на несоответствие понятия «качество образования» понятию «качество обучения». Качество образования отражает измеримую и структурированную взаимосвязь типов знаний с компонентами содержания образования и степенью усвоения конкретных знаний, определяемыми долей учащихся, получивших оценки «4» и «5». Термин «качество образования» обширнее [1].

Понятие «качество образования» мы будем понимать, как состояние и эффективность образовательного процесса в социуме и его соответствие запросам общества. Таким образом, качество образования - это многоаспектное понятие, которое в первую очередь включает в себя:

- качество образовательного процесса;

- качество достижений (результат) учащихся, преподавателей;

- качество потенциала, а именно качество постановки целей, качество условий: материально-техническая база, программы, учебно-методические комплексы, ин-

формационно-методическая база, персонал.

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) второго поколения включают требования к [2]:

1) структуре основных образовательных программ, включающая требования к соотношению частей основной образовательной программы к их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;

2) результатам освоения основных образовательных программ;

3) условиям для реализации основных образовательных программ, включая кадровые, финансовые, материально-технические и иные условия.

Таким образом, элементы понятия «качество образования» соответствуют требованиям федеральных образовательных стандартов нового поколения.

Важным методологическим вопросом при оценке качества образования является вопрос о целях, показателях и критериях оценки, от решения которого во многом зависит вопрос о системе сравнения и оценивания [3].

Сегодня одним из методов получения информации о состоянии и качестве образования является мониторинг, регулярный, требующий много времени мониторинг с использованием диагностики [4]:

- кадровое обеспечение (изменения, динамика);

- качество образовательного процесса;

- качество усвоения знаний, навыков и умений;

- развитие и воспитание на школьном, муниципальном, региональном и федеральном уровнях.

Диагностика (от греческого diagnosis -распознавание) - это изучение и оценка эффективности образовательного процесса на основе выявленных изменений в уровне: развития, способности к обучению, воспитанности учащихся, педагогических способностях преподавателей. Оценка качества знаний, по мнению М.М. Поташника, безнадежно устарела только с точки зрения процента детей,

успевающих на «4» и «5», что сейчас принято, или с точки зрения количества выпускников, поступающих в вузы, и количества медалистов. Реальной, глубокой, всесторонней оценки качества знаний в российских школах давно не существует [1].

Поэтому анализ подходов к оценке эффективности той или иной системы образования на Западе и в нашей стране привел к выводу о необходимости построения системы мониторинга качества образования, которая заключается в регулярных обследованиях конкретных учреждений в течение длительного периода времени по стабильным показателям и учитывает полученные результаты, учитывая все особенности, условия работы специалистов. Образовательные учреждения, муниципальные и региональные системы образования анализируются с использованием телекоммуникационных технологий.

Оценка и управление качеством образования на основе специально разработанной модели мониторинга и диагностики с использованием телекоммуникационных технологий на уровне региональной системы образования особенно актуальны для регионов России с их обширными территориями и наличием большого количества административно-территориальных единиц. Поэтому возникает необходимость в оценке качества образования и управлении им с помощью специально разработанных инструментов.

Образовательные учреждения, муниципальные и региональные системы образования анализируются с использованием телекоммуникационных технологий.

Оценка и управление качеством образования на основе специально разработанной модели мониторинга и диагностики с использованием телекоммуникационных технологий на уровне региональной системы образования особенно актуальны для регионов России с их обширными территориями и наличием большого количества административно-территориальных единиц. Поэтому возникает необходимость в оценке качества образования и управлении им с помощью специально разработанной модели мониторинга на уровне региональной системы образования, которая

может быть эффективно реализована с использованием телекоммуникационных технологий.

Мониторинг и оценка качества образования будут эффективными в той мере, в какой стандарты и нормативные акты будут установлены надлежащим образом, то есть в той мере, в какой они будут соответствовать ряду фундаментальных требований.

Одно из требований касается измеримости и применимости стандартов и норм. Они должны быть качественными, поддающимися количественной оценке и пригодными для практического использования. Примером может служить ФГОС.

Еще одним требованием является их целесообразность, соответствие возможностям образовательного учреждения и его компонентам (элементам).

Следует признать, что концепция качества образования только развивается: совершенствуются подходы, формируются показатели качества, предпринимаются попытки разработать критерии оценки.

Рассматриваются вопросы, связанные с национальной системой оценки качества образования. Но на практике понятие качества образования еще не приобрело личного значения для коллективов, учителей и воспитательниц. В то же время очевидно, что реформа системы образования сегодня должна основываться на прогнозировании и мониторинге его качества.

Как уже отмечалось, в нашей стране результаты обучения, заданные в виде требований к знаниям, навыкам и учебной деятельности учащихся, являются основным предметом образовательного стандарта. В концепции федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения [2], стандарта представлено в виде системы из трех требованиям, указанным выше: результаты освоения основной образовательной программы; к структуре основных образовательных программ; условиям реализации основных образовательных программ.

Федеральный государственный стандарт направлен на достижение новых образовательных результатов обучающихся,

связанных с пониманием личностного развития как цели и смысла образования. Основными составляющими требований к результатам являются [2]:

- личностные результаты, а именно мотивы, формируемые в процессе обучения, система ценностных отношений обучающихся, в частности, с самими собой, другими участниками образовательного процесса, самим образовательным процессом, объектами познания, результатами образовательной деятельности и т.д.;

- метапредметные результаты - обобщенные методы работы, освоенные учащимися на основе нескольких или всех учебных предметов, применимые как в учебном процессе, так и в реальных жизненных ситуациях;

- предметные результаты - знания и умения, опыт творческой деятельности и т.д.

Репрезентативные результаты могут включать термины, которые имеют такое же отношение к информатике, как и к любой другой школьной дисциплине, но ни один школьный курс (ни одна академическая дисциплина) целенаправленно не формирует эти понятия, за исключением информатики. Это такие термины, как: способ, объект, процесс, алгоритм, цель, управление, исполнитель, источник, система, получатель, результат, метод [5].

Основной целью системы оценки на соответствие обязательным требованиям образовательного стандарта является определение того, овладел ли каждый отдельный учащийся знаниями, умениями и навыками деятельности, указанными в стандарте, или нет. Таким образом, содержание требований к обязательному уровню подготовки должно стать основой для определения содержания и основным критерием оценки достижения ее результатов.

Мы согласны с позицией Кузнецовой А.А. и Дяшкиной О.А. [6], которые понимают требования к знаниям и умениям как описание планируемых результатов обучения, позволяющее представить, чему должны научиться учащиеся, какие действия должны демонстрировать определенные знания и умения, каковы характеристики знаний и умений которые должны

быть у студентов, чтобы они могли представить, чему они должны научиться, какие действия должны демонстрировать определенные знания и умения, какими свойствами знаний и умений должны обладать студенты.

Центральным моментом определения требований является выделение элементов содержания обучения. При морфологическом анализе они выступают в качестве объектов изучения, обозначенных функционально по отношению к предмету изучения - выделяются структурные элементы, каждый из которых определяет набор соответствующих объектов изучения.

Таким образом, качество результатов обучения может служить критерием оценки знаний, навыков и умений учащихся. В то же время оценку уровня обученности следует понимать, как показатель качества обучения, который существует на основе сравнения ожидаемых и достигнутых результатов обучения.

Следует отметить, что под оценкой качества образования мы понимаем показатель качества, который выражает корреляцию измерений свойств (функций) с базой, задающей эталонный уровень, стандарт качества.

Оценка качества образования направле-

- формирование стандарта качества образования на основе нормативной базы Российской Федерации, государственных образовательных стандартов, образовательной политики и международной практики оценки качества образования, т.е. критериев и показателей качества образования;

- создание инструментов оценки качества образования с использованием телекоммуникационных технологий;

- сравнение достигнутого уровня с эталонным и организация широкого обсуждения достигнутых в республике результатов;

- разработка управленческих мер по повышению качества образования;

- создание базы для общественной экспертизы.

Сегодня важно определить, в какой степени образование, предоставляемое школой, отвечает меняющимся потребностям и интересам как общества, так и каждого субъекта образовательного процесса. Организация образовательного процесса предполагает мониторинг результатов. Если рассматривать обучение как образовательную услугу, то одним из способов определения качества предоставляемых услуг является оценка.

на на решение следующих задач:

Библиографический список

1. Поташник М.М. Качество образования; жизнь постоянно актуализирует это понятие, обогащает его: беседа с действительным членом Российской академии образования, доктором педагогических наук, профессором Марком Поташником // Народное образование. -2006. - № 4. - С. 163-172.

2. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад. образования; под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. - М.: Просвещение, 2008. - 39 с.

3. Ковалева Г.С. Оценка качества образования // Школьные технологии. - 2006. - № 5. -C. 150-154.

4. Мурзакаева Л.С. Уровень и качество подготовленности выпускников ОУ Республики Башкортостан в предметных областях (2008/2009 уч.г.) // Диагностика как основа управления качеством образования: Итоги IV республиканской диагностики образовательных достижений учащихся. Выпуск 4. - Уфа: Башкирский институт развития образования. -118 с.

5. Бешенков С.А., Ракитина Е.А., Матвеева Н.В., Милохина Л.В. Непрерывный курс информатики. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. - 143 с.

6. Кузнецов А.А., Дяшкина О.А. Требования к результатам обучения как важнейший компонент образовательных стандартов // Стандарты и Мониторинг. - 1999. - № 1. - С. 3942.

7. Требования к знаниям и умениям школьников. Дидактико- методический анализ. -М.: Педагогика, 1987. - 176 с.

THE QUALITY OF EDUCATION AND THE TECHNOLOGY OF ITS ASSESSMENT AS A TOOL FOR INFLUENCING THE DEVELOPMENT OF THE EDUCATION SYSTEM

A.G. Azaryan1, teacher

N.Yu. Moskvitina2, Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor

Secondary school No. 14 Piatigorsky village

2Stavropol State Pedagogical Institute

1(Russia, Stavropol Territory, village Pyatigorsk)

2(Russia, Stavropol)

Abstract. The quality of education is a key indicator of the effectiveness of the educational system, since it directly affects the development of society as a whole. The assessment of the quality of education plays an important role in the management of educational processes, allowing to identify weaknesses of the system and develop strategies and mechanisms to eliminate them. Educational quality assessment technologies allow for an objective and comprehensive assessment of educational programs, methods and learning outcomes. In this article, the process of evaluating the results of educational processes is investigated as a prerequisite for the effective functioning and development of the management system at all levels.

Keywords: quality of education, assessment, diagnostics, monitoring, management, result.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.