Научная статья на тему 'Качество мясных супов быстрого приготовления'

Качество мясных супов быстрого приготовления Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

CC BY
183
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПИЩЕВЫЕ КОНЦЕНТРАТЫ / FOOD CONCENTRATES / МЯСНЫЕ СУПЫ / MEAT SOUPS / АССОРТИМЕНТ / ASSORTMENT / ОЦЕНКА КАЧЕСТВА / QUALITY ASSESSMENT

Аннотация научной статьи по прочим технологиям, автор научной работы — Борисенко О.Н., Жарская И.А.

Статья посвящена результатам исследования ассортимента пищевых концентратов на Хабаровском рынке. Исследовано соответствие их качества нормативным требованиям.The article considers the study of the food concentratesassortment in Khabarovsk market. The compliance with their quality to regulatory requirements is examined.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Качество мясных супов быстрого приготовления»

УДК 664.87: 006.354 О.Н. Борисенко, канд. техн. наук,

доцент кафедры товароведения торгово-технологического факультета Хабаровского государственного университета экономики и права

И.А. Жарская, канд. биолог. наук, доцент кафедры естественнонаучных дисциплин Хабаровского государственного университета экономики и права

КАЧЕСТВО МЯСНЫХ СУПОВ БЫСТРОГО ПРИГОТОВЛЕНИЯ

Статья посвящена результатам исследования ассортимента пищевых концентратов на Хабаровском рынке. Исследовано соответствие их качества нормативным требованиям. Ключевые слова: пищевые концентраты, мясные супы , ассортимент, оценка качества. The article considers the study of the food concentrates' assortment in Khabarovsk market. The compliance with their quality to regulatory requirements is examined.

Keywords: food concentrates, meat soups, assortment, quality assessment.

Пищевые концентраты - это смеси различного сырья, предварительно подвергнутого обработке, подобранного по рецептуре, фасованные, упакованные и полностью или частично готовые к употреблению, они имеют ярко выраженные достоинства.

Особенностью концентратов является низкое содержание влаги и высокая концентрация сухих веществ - белков, жиров, углеводов. Благодаря особенности химического состава пищевые

концентраты имеют высокую

энергетическую ценность, хорошую сохраняемость и высокую степень усвояемости.

Пищевые концентраты обогащают витаминами. Так, в супе-пюре гороховом содержатся витамины тиамин,

рибофлавин, витамин С, витамин В 6.

Пищевые концентраты богаты

минеральными веществами - натрием, калием, кальцием, магнием, фосфором, железом. Пищевые концентраты быстро готовятся. Низкое содержание влаги позволяет длительно хранить продукты, они не подвергаются действию микроорганизмов, из-за малых объёмов хорошо транспортабельны.

По статистике, в год человечество съедает до 10 миллиардов упаковок так называемой быстрой лапши. На российском рынке этот вид продукции появился в начале 1990 годов и сначала исключительно за счет импорта.

На сегодняшний день отечественные компании с успехом работают на этом рынке. С известными мировыми торговыми марками продуктов быстрого приготовления «Maggi» («Nestle»), «Knorr» («CPC Foods») и «Gallina Blanca» («РАЗА») в России конкурируют

«Доширак» (Корея, Якульт Сочо Н.Я.), «Роллтон» («DHV-S»), «Русский продукт» («Русский продукт») и компания «Лиаком». Рынок продуктов быстрого приготовления

высококонкурентный, и новым производителям зайти на него уже сложно. Один из лидеров рынка супов ОАО «Русский продукт» представляет продукцию во всех ценовых сегментах.

В России продукты быстрого приготовления потребляют около 40 % населения. Супы остаются одним из наиболее востребованных продуктов и их потребление увеличивается в среднем на 3,9 % в год.

Основные лидеры этого сегмента -Express Foods (марки «King Lion», «Express»), «Europe Foods» («Gallina Blanca», «Быстросуп»), «Mivimex Foodtech» («Masan Group»), «Nestle» («Maggi», «Горячая кружка»), «Unilever» («Knorr», «Раз и готово»), совокупная доля которых в натуральном выражении достигла 80,3 %.

Категории принято делить на супы-инстанты (моментального

приготовления), быстрого приготовления и готовые. В дальнейшем соотношение изменится не в пользу супов быстрого приготовления, поскольку их

«моментальные» конкуренты развиваются динамичнее, большая часть супов моментального приготовления продается в крупных городах, жители которых привыкли к динамичному образу жизни.

Мы изучили ассортимент продуктов быстрого приготовления (далее - ПБП) в торговой сети города Хабаровска. При этом учли следующие признаки:

- в соответствии с назначением

продукта и его потребительских свойств;

- возрастной сегмент покупателей, их доходов;

- значимость на рынке завода-изготовителя;

- ценового диапазона на продукт быстрого приготовления.

Анализ рынка блюд быстрого приготовления реализуемых в магазинах г. Хабаровска показал, что пищевые концентраты можно поделить на сегменты:

- вермишель и лапша моментального приготовления;

- бульоны, супы быстрого приготовления;

- супы-инстанты (супы моментального приготовления);

- инстанты — вторые блюда;

- жидкие супы:

- заправки для первых и вторых блюд;

- сухие соусы и каши.

Основную долю потребителей продуктов быстрого приготовления составляют люди в возрасте 25-54 лет. В то же время потребление этих продуктов характерно и для младших возрастных групп - 10-19 лет. Хочется отметить, что дети сами достаточно активно покупают продукты быстрого приготовления.

В сегменте вермишели быстрого приготовления по объему продаж лидируют «Анаком», («Роллтон») и «К'огеуа Vakult» (DosЫrak), занимающие 63 % рынка. По оценкам производителей, объем продаж брикетированной вермишели составляет до 95 % от продаж вермишели быстрого приготовления в целом.

В сегменте супов на долю трех

лидеров - компаний «Русский продукт», «Europe Foods» и «Nestle» - приходится 85 % продаж. Причем доли продаж отечественных и зарубежных компаний в стоимостном выражении примерно равны, а по объему около двух третей продаж приходится на продукцию российских производителей.

Сегмент бульонов практически поделен между четырьмя

производителями: три

транснациональные компании -«Роллтон», «Hurope l oods» («Gallina Blanka»), «Nestle» («Maggi») и «Unilever» («Knorr») (на них приходится 99,5 % продаж). Наибольшим спросом у потребителей пользуются упаковки весом менее 18 г и от 70 до 100 г. В дачный сезон увеличиваются продажи бульонов в больших упаковках и брикетированной лапши. В сегменте приправ лидируют компании «Cykoria», «Nestle», «Podravka» и «Unilever» (79 % рынка в объемном выражении и 74.5 % — в денежном). Рост продаж в этом сегменте рынка происходит в основном за счет упаковок весом менее 50 г. Одним из лидеров в области производства ПБП является отечественная компания

«Сублимированные продукты «Галакс», имеющая собственные заводы в Волгоградской и Мурманской областях, где производят до 15 т сублимированных продуктов в месяц - супы, борщи, рассольники, каши и гарниры с добавлением мяса. Сублимированные блюда «Гала'Гала» пользуются популярностью, так как они биологически полноценная пища, их технология позволяет сохранить первозданный

внешний вид, аромат и вкус исходного продукта, не содержат консервантов и красителей, имеют разнообразный ассортимент.

Компания «Роллтон» предлагает любителям вкусной еды более 30 видов продукции 90 наименований. Хорошо знакомы российскому потребителю, очень популярны вермишель «Роллтон» с разными вкусами, бульон, картофельное пюре. Каждый квартал «Роллтон» выводит на рынок целую гамму новинок, отличающихся прекрасным вкусом. Так, новый вид - картофельное пюре «Роллтон» в коробке представлен несколькими вкусами: «С брокколи», «С сыром», «Со сливками», «С укропом». В состав пюре входят только высококачественные компоненты, а современные технологии позволяют достичь высокого качества продукции и значительно увеличить срок её хранения.

Объемы продаж продуктов быстрого приготовления за год выросли в стоимостном выражении во всех сегментах рынка продуктов быстрого приготовления: в сегменте бульонов - на 15 %, приправ - на 36 %, лапши - на34 %, супов - на 36 % (традиционных супов -на 20 %, супов быстрого и моментального приготовления - на 67 %, готовых - на 155 %). Рынок растет, и в этом году его участники прогнозируют 35 %-ное увеличение в основном за счет более «технологичных» продуктов.

Основная особенность рынка ПБП г. Хабаровска - рост спроса на продукты сегмента премиум и более пристальное отношение к здоровому питанию, хотя отличие российского рынка и рынка

г. Хабаровска продуктов быстрого приготовления от западного состоит в том, что в России на сегодняшний день основным критерием, определяющим выбор, по- прежнему является цена. Отношение к полезности и экологичности продукта как к важным составляющим только начинает формироваться, преимущественно в крупных городах. В то же время продукты быстрого потребления востребованы и у пожарных, спасателей, и у профессиональных туристов, любителей рыбалки и охоты и даже ресторанов.

Основным каналом сбыта продуктов быстрого приготовления в г. Хабаровска являются открытые рынки (их доля в натуральном выражении составляет 43, 5 %), растут продажи через продуктовые магазины (40,5 % в натуральном выражении за год).

На региональных рынках

продвижением продукции занимаются одна-две компании, имеющие статус дистрибьютора и самостоятельно формирующие дилерскую сеть. Ведущие участники прогнозируют рынку стабильный рост, а последующее обострение конкурентной борьбы заставит большинство производителей активно развивать продуктовые линейки и продумывать новые виды упаковок и сопутствующих приложений. Самый потребляемый тип продуктов быстрого приготовления на рынке г. Хабаровска -вермишель, что объясняется низкой стоимостью продукции и служит причиной повышенного внимания к ней со стороны потребителей: 60 % выбирают именно пакетики. Второе место в

покупательских предпочтениях отдано упаковке в виде лотков (30 % потребителей), и 7 % предпочитают баночки и стаканчики. Большая часть потребителей предпочитает продукцию со вкусом курицы - 70 %. Вкусу говядины отдают предпочтение 26 % покупателей, грибной вкусовой добавке -24 %, любители креветочного вкуса и вкуса свинины составляют 17 % и 12 % потребителей соответственно.

Другие ведущие производители лапши быстрого приготовления «HV-S» («Долина солнца «Роллтон», «Роллтон мини»), «Express Poods» («Knorr», «Экспресс»), «Александра и Софья» («Александра и Софья»), «Когеуа» («Доширак «Квисти»), «Анаком» («Анаком») стремятся разработать продукт для среднеценового сегмента и сегмента премиум. С ростом доходов потребители переключаются на более дорогие продукты.

У многих лапша ассоциируется с продуктом для бедных. Но основные участники уверены, что лапша все равно останется востребованным продуктом. Несмотря на то, что большинство потребителей не видит разницы между лапшой и вермишелью (оба продукта производятся из одинаковых

ингредиентов, отличие заключается в форме: лапша в сечении плоская, а вермишель круглая), дегустации компании «Анаком» показывают: потребители считают, что лапша вкуснее Основную долю на рынке ПБП и в восприятии потребителя занимает вермишель и лапша быстрого приготовления (около 60 % от всей

группы). Далее по объемам следуют сегменты бульонов и супов быстрого приготовления — 12,6 % и 10,8 % соответственно.

Супы, каши и пюре быстрого приготовления пользуются наибольшей популярностью в г. Хабаровске.

В целом потребление продуктов быстрого приготовления характерно для людей с невысоким материальным положением. Вместе с тем социально-демографические характеристики

потребителей отдельных видов продуктов быстрого приготовления несколько различаются: потребление каш быстрого приготовления более характерно для группы с доходом выше среднего уровня (в основном это женщины).

В группе продуктов быстрого приготовления выросли объемы продаж готовых к употреблению супов - на 29 %, быстрорастворимых супов - на 10 %, а также приправ - на 34 %. Объемы продаж бульонов, лапши и требующих дополнительного приготовления супов сократились на 8, 9 и 13 % соответственно. При этом заметный рост цен наблюдался только у категории быстрорастворимых супов - на 22 %. Цены на готовые к употреблению супы стали падать в пределах 19 % , а на приправы, лапшу и требующие дополнительного приготовления супы выросли на 5, 9 и 14 % соответственно.

Супы остаются одним из наиболее востребованных продуктов. Их продажи выросли на 3,9 %. Основные лидеры этого сегмента - «Express Foods» (марки «King Lion», «Express»), «Europe Foods» («Gallina Blanca», «Быстросуп»), «Mi-

vimex Foodtech» («Masan Group»). «Nestle» («Maggi», «Горячая кружка»), «Unilever» («Knorr», «Раз и готово»), совокупная доля которых в натуральном выражении достигла 80,3 %.

Нам было также интересно изучить качество пищевых концентратов, реализуемых в торговой сети города Хабаровска.

Мы выбрали для изучения концентрированные супы трех заводов изготовителей:

1. Cyп вермишелевый на мясном бульоне (ООО «Агрофирма «Кочеты» Краснодарского края).

2. Суп гороховый с копченостями (ОАО «Русский продукт» г. Москва).

3. Суп куриный с вермишелью (ООО «ПроАгроТехника», Московская обл.).

Анализ информации на упаковках для потребителей представлен в полном объеме и в соответствии с требованиями ГОСТ Р 51074-2003 (Информация для потребителя. Общие технические условия) двумя изготовителями - ОАО «Русский продукт» и ООО «ПрофАгроТехника».

Производитель <^уп вермишелевый на мясном бульоне» (ООО «Агрофирма «Кочеты» Краснодарского края) не указал на пакете энергетическую и пищевую ценность продукта. Информация для потребителей была представлена доступно и достоверно.

Упаковка пищевых концентратов всех производителей была герметичной.

Исследования органолептических

показателей качества пищевых концентратов - по внешнему виду, цвету, вкусу, запаху и консистенции - показали их соответствие

требованиям ГОСТ Р 50847-96. Однако стоит отметить, что лучше органолептические показатели были выражены в продукции завода-изготовителя ОАО «Русский продукт» (суп гороховый с копченостями).

Из физико-химических показателей мы изучили массовую долю влаги, жира и восстанавливаемость

концентрированных супов.

Влажность пищевых концентратов является важным показателем товарного качества, который определяет

способность изделий к длительному хранению без порчи. Именно с влажностью, прежде всего, связана скорость биохимических изменений. Накопление продуктов гидролиза приводит к ухудшению вкуса и запаха. Повышенная влажность в большинстве случаев служит причиной плесневения пищевых концентратов.

Массовая доля влаги исследуемых образцов концентрированных супов не должна превышать 10 %. Результаты исследования показали, что все образцы по массовой доле влаги соответствуют требованиям нормативного документа.

Из исследуемых концентрированных супов наибольшую влажность имел образец «Суп гороховый с копченостями» (8,72 %, остальные в пределах 7,55-7,67 %).

Массовая доля жира в концентрированных супах с мясом должна быть не менее 11,5 %. Результаты наших исследования выявили, что все исследуемые образцы по массовой доле жира также соответствуют требованиям нормативного документа (ГОСТ Р 50847-96. Концентраты пищевые первых и вторых обеденных

блюд быстрого приготовления. Технические условия.) а также данным, указанных на маркировке.

Наибольшее содержание жира выявили у образца «Суп гороховый с копченостями» - 14,35 %. Массовая доля жира в образцах «Суп вермишелевый на мясном бульоне» ООО «Агрофирма «Кочеты» и «Суп куриный с вермишелью» ООО «ПроАгроТехника» составляла 12,55 и 11,75 % соответственно.

Определение восстанавливаемости концентрированных супов основан на органолептической оценке

восстанавливаемых концентратов.

Навеску концентрата массой 50,0 г высыпают при перемешивании в кипящую воду (500 мл), доводят до кипения и варят 1 минуту, затем закрывают крышкой и оставляют для набухания. Для определения

продолжительности восстановления

концентрата через каждую минуту после 5 мин с начала набухания отбирают пробы.

Анализ полученных данных показал, что восстанавливаемость всех

исследуемых образцов соответствует требованиям, указанным в маркировке.

Подводя итоги, можно отметить следующее: анализ информации о товаре, заявленной предприятием-изготовителем показал, что только два образца концентрированных супов соответствуют требованиям ГОСТ Р 51074-2003 - «Суп куриный с вермишелью» (ООО «ПроАгроТехника», Московская обл.) и «Суп гороховый с копченостями» (ОАО «Русский продукт», г. Москва). Маркировка, нанесенная на упаковки этих

изделий, содержит всю необходимую информацию о товаре и доступна для потребителя. Производитель «Супа вермишелевого на мясном бульоне» (ООО Агрофирма «Кочеты») не указал в маркировке пищевую и энергетическую ценность.

Органолептическая оценка качества концентрированных супов показала, что все образцы соответствуют требованиям нормативного документа, но наилучшим по органолептическими показателями является образец «Суп гороховый с копченостями» (ОАО «Русский продукт»).

Оценка качества концентрированных супов по физико-химическим

показателям показала, что все исследуемые образцы по всем нормируемым показателям соответствуют требованиям нормативного документа ГОСТ Р 50847-96.

Наши исследования показали, что в торговой сети города Хабаровска реализуются пищевые концентраты хорошего качества.

Качество любого продукта в первую очередь зависит от качества сырья, поэтому крупные российские

производители продуктов быстрого приготовления стремятся к стабильности качественных характеристик

производимой продукции, а также ее безопасности для потребителей.

Список использованных источников

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 ГОСТ 19327-84 «Концентраты пищевые, первые и вторые блюда. Общие технические условия».

2 ГОСТ 15113.1-77 «Концентраты пищевые. Методы определения качества упаковки, массы нетто, объемной массы, массовой доли отдельных компонентов, размера отдельных видов продукта и крупности помола».

3 ГОСТ 15113.3-77 «Концентраты пищевые. Методы определения влаги».

4 ГОСТ 15113.9-77 «Концентраты пищевые. Методы определения жира».

5 ГОСТ 24508-80 «Концентраты пищевые. Упаковка, маркировка, транспортировка и хранение».

6 Иванова Т. Н. Товароведение и экспертиза пищевых концентратов и пищевых добавок : учебник. - 2-е изд., испр. и доп. / Т. Н. Иванова [и др. ]. М. : ИНФРА-М, 2014, 265 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.