УДК 378.147: 811
Сидакова Нелли Валентиновна
кандидат педагогических наук Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова, г. Владикавказ
nelly@solt.ru
КАЧЕСТВО ИНОЯЗЫЧНОГО ОБУЧЕНИЯ -
ВАЖНЕЙШИЙ СИСТЕМООБРАЗУЮЩИЙ ФАКТОР ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Качественное иноязычное образование - одна из важнейших, ключевых характеристик, определяющих профессионализм выпускника вуза, высшего образования в целом. Она рассматривается с позиций системности, целостности содержания, технологий обучения, методов контроля и оценки результатов.
Ключевые слова: иностранный язык, качество знаний, системный подход, модернизация учебных программ, механизм контроля, предметно-ориентированный подход, традиционное и интерактивное обучение.
Современный этап развития общества проходит в условиях перехода от индустриального к информационному, диктует особые требования к системе высшего профессионального образования. Меняются структура и содержание образования, вводятся новые стандарты, происходит смена идеологических ориентиров и приоритетов.
Интегральным показателем качества образования в контексте его модернизации является сохранение ранее достигнутых позиций полученного образования и одновременно ориентация на запросы обновляющейся экономики и стремительно растущих потребностей рынка труда в высококлассных специалистах. Новая парадигма образования требует более глубокого, осмысленного, системного подхода и к вопросу обеспечения качества иноязычного образования.
Обучение иностранным языкам сегодня представляет интерес не как абстрактная тема, а как ключ к решению назревших в обществе практических проблем, выступает важнейшим системообразующим и движущим фактором в социальном развитии и становлении личности современного студента и образования в целом, а также рассматривается как приобретение межкультурной и профессиональной ориентации.
Проблему иноязычного образования неоднократно обсуждали на страницах специализированной литературы отечественные исследователи: Т.Т. Амиранова, Н.И. Гез, О.А. Голубенко, Г.В. Ейгер, Л.М. Зельманова, И.А. Зимняя, Ю.Н. Караулов, А.А. Леонтьев, С.Д. Мартынов, Е.И. Пассов, В.А. Сластенин, И.И. Халеева, Н.С. Шаброва, Л.В. Щерба и др. Обобщающая идея всех исследований заключается в следующем: в свете компе-тентностной образовательной парадигмы обучение иностранным языкам является одной из фундаментальных задач общего и профессионального образования. Вооруженные знанием иностранного языка, будущие специалисты получают доступ к самой современной зарубежной информации и возможность общаться со своими иностранными коллегами без языкового барьера.
Иноязычное образование осуществляется посредством иностранного языка как инструмента
познания мировой культуры и направлено на становление личности обучающегося, т.е. его развитие, воспитание, учение. В современной концепции иноязычного образования отражаются общие тенденции гуманистического направления в образовании [4, с. 94].
Качественное языковое образование выступает одной из важнейших, ключевых характеристик, определяющих конкурентоспособность и профессионализм выпускника вуза, и рассматривается с позиций целостности содержания, технологий обучения, методов контроля и оценки результатов.
Системообразующий фактор - это движущая сила, направленная на гармонизацию и взаимосвязь различных компонентов в достижении цели. Общая цель детализируется в частных целях, сформулированных по отдельным направлениям учебно-воспитательной деятельности.
Следуя этим принципам, выделим важнейшие системообразующие компоненты в достижении наиболее высокого качества обучения иностранному языку в профессиональном образовании:
- информационно-методическое обеспечение и модернизация программ по иностранному языку по различным направлениям;
- совершенствование умений и навыков применения иностранного языка в практических целях (предметно-ориентированное обучение, формирование профессиональной компетентности);
- контроль и системное проведение анализа качества знаний студентов на различных этапах обучения;
- последовательная организация учебной деятельности студентов на основе личностного ориентированного подхода при обучении языкам;
- формирование познавательных и креативных способностей обучаемых;
- комплексное применение традиционных и инновационных методик иноязычного обучения, использование электронных образовательных технологий в учебном процессе (Интернет-ресурс, видеотехника, дистанционное обучение).
Рассмотрим каждый из представленных компонентов.
Составление программ по курсу «Иностранный язык» ориентировано на соответствие определен-
© Сидакова Н.В., 2014
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова № 4, 2014
189
ной научной концепции, методические особенности модернизированного содержания обучения иноязычному деловому общению, на развитие личностного потенциала студентов. Содержание программ оценивается по используемым в вузе учебным планам и учебным программам дисциплин, практик, итоговых аттестаций. А их информационно-методическое обеспечение - по наличию необходимого количества учебной литературы, программно-информационных источников и научно-методических разработок. Последовательность формирования комплексного учебно-методического и информационного обеспечения может быть положена в основу оценки эффективности и качества подготовки выпускников и свидетельствует об уровне вуза.
Основная задача обучения иностранному языку в вузе - использование иноязычной литературы в профессиональных целях, умение составлять рефераты и аннотации, высказываться и вести беседу на иностранном языке по вопросам, связанным с будущей профессией.
Основная цель курса «Иностранный язык» в неязыковых вузах (факультетах) - последовательное формирование коммуникативной и профессиональной компетентности обучаемых, овладение навыками чтения и обработки информации, техникой перевода узкопрофессиональных текстов, совершенствование креативных способностей и речемыслительной активности. В процессе обучения он выступает как предмет, подчиненный профилирующим дисциплинам, и является ресурсом для накопления специальных знаний в рамках профессиональной образовательной программы, открывающим перед студентами большие возможности для ознакомления с зарубежным опытом в сфере избранной специальности.
Нами взят за основу огромный потенциал межпредметных связей иностранного языка с другими дисциплинами, который должен быть реализован в процессе изучения и взаимодействия этих дисциплин. Залогом успешной педагогической деятельности в области предметно-ориентированного обучения является высокий уровень развития как предметной, так и лингвистической компетентности обучаемых, что выдвигает особые требования к процессу образования и воспитания новой модели специалиста.
Обучение иностранному языку предусматривается учебной программой технического вуза (факультета) и является обязательным, однако признается его неэффективность. При этом принято ссылаться на два основных фактора: отсутствие у многих способностей к его освоению и слабую мотивацию, обусловленную мнением, что в предстоящей профессиональной деятельности иностранный язык вряд ли им понадобится» [1, с. 70].
Опровергая этот стереотип, заметим, что специалист строит конструктивные отношения с дру-
гими людьми в контексте своей профессиональной деятельности, познает социум, определяет свое место в мире. Курс иностранного языка в неязыковой школе ориентирован на приобретение студентами навыков профессиональной и коммуникативной компетентностей, и эти понятия уже прочно вошли в современную лингводидактику.
Механизм контроля в учебном процессе играет важнейшую роль в анализе качества знаний студентов. В каждом учебном предмете педагогический контроль имеет свои цели и функции, которые реализуются в различных специфических формах и методах. Система проверки знаний и умений студентов - органическая часть учебного процесса, и ее функции выходят далеко за пределы собственно контроля. Проблема повышения качества обучения иностранному языку в неязыковых вузах, его оптимизация и интенсификация ставят вопрос о разработке и научном обосновании системы контроля в этой сфере.
В качестве учебного действия контроль осуществляется не только как проверка и анализ качества усвоения знаний по конечному результату, а как идущее по ее ходу и выполняемое самим обучающимся активное действие. Проверка проводится на всех этапах обучения и по всем основным разделам учебного материала. В ней сочетаются различные формы текущего, промежуточного и итогового контроля, обеспечивается проверка усвоения теоретических знаний, формирования практических умений и навыков обучаемых (ре-чемыслительной активности, прослеживания безошибочности суждений, их соответствия существу и содержанию, правилам и речевым стандартам изучаемого языка). Уже в начале курса иностранного языка студенты получают представление о структуре и объеме материала, который им предстоит усвоить.
В контексте качества иноязычного обучения актуализируется вопрос личностно ориентированного подхода, что предполагает развитие активности, самостоятельности, творчества, личностного роста обучаемых.
Одним из важнейших объективных условий в системе иноязычного вузовского образования является обеспечение преемственности всех ее этапов, реализация принципов инкрементализма (постепенного восхождения к цели), принципа синергетики, активности и интерактивности, принципа культуросообразности и обеспечение лич-ностно ориентированного построения содержания подготовки с учетом специфики будущей профессиональной деятельности» [2, с. 267].
Личностно ориентированный подход в образовании позволяет интенсифицировать и интегрировать процесс языковой, методической и психолого-педагогической подготовки студентов. Создаются условия для развития личностных свойств студен-
190
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова № 4, 2014
тов: субъективности, смыслотворчества, толерантности, формирования профессиональных качеств личности и др.
Последовательная организация учебной деятельности на основе личностного ориентированного подхода позволяет осуществлять педагогическое стимулирование работы студентов с целью повышения мотивации к изучению иностранных языков, формирования ответственности, инициативности, познавательной активности обучаемых.
Эта парадигма образования коренным образом меняет подходы и идеалы системы, выдвигая в центр внимания студента как активного субъекта, приобретающего образование в форме «личностного знания». Последнее делает субъекта личностью, в прямом смысле образует (творит) и образовывает (развивает) интеллект [5, с. 53].
Сегодня наиболее востребованы креативные методы, основанные на артистическом, творческом подходе к обучению иностранному языку. Результат любой творческой деятельности студента - это новизна, оригинальное решение любого вопроса, задачи, проблемы. Это самостоятельно проявляющееся качество, саморефлексия студента, его интеллектуальная активность, это проявление личностно-индивидуальных качеств, таких, как заинтересованность в получении глубоких знаний, приобщение к творческой и научно-поисковой деятельности, развитие и воспитание профессионального чутья.
В сегодняшних условиях креативные методы должны стать главенствующими, поскольку они формируют творческую, думающую личность, способную быстро реагировать и адаптироваться к любой языковой среде и любым социальным условиям. Их применение дает очень хорошие результаты в обучении иностранному языку [3, с. 120].
Внедрение творческого элемента в коммуникативный подход позволяет использовать иностранный язык в продуктивной деятельности: в бизнесе и науке, в искусстве и культуре, в сфере общения, в работе переводчика и т.д. и оценивать его с точки зрения качественного содержания.
В последние десятилетия стали уже традиционными в образовательном процессе такие инновации, как кредитная, модульная и балльно-рейтин-говая системы контроля знаний студентов.
Следуя модульному принципу обучения (это алгоритмизация учебной деятельности, жесткое структурирование учебной информации, индивидуализация и самостоятельность работы) мы разработали программу, позволяющую последовательно вводить новые языковые материалы, включающие блоки-практикумы лингвистического, профессионально-ориентированного и коммуникативного модулей. Теоретически мы разработали блоки-практикумы к каждому из предлагаемых модулей, практика же указывает на тесную взаи-
мосвязь и взаимозависимость всех модулей обучения с комплексом упражнений, диалогов, текстов с тематическими словарями и необходимыми комментариями к ним.
В модульной технологии обучения иностранным языкам в наибольшей степени учитываются личностные особенности студентов, но и обеспечивается возможность самостоятельного выбора маршрута обучения, который определяется как профилем специальности, так и лингвистическими возможностями обучаемого: речемыслительными, содержательными, коммуникативными. Их эффективность зависит от уровня языковых навыков, творческого мышления и умения систематизировать информацию.
При модульном обучении, как правило, используется балльно-рейтинговая система оценки знаний и умений студентов, позволяющая характеризовать качество его подготовки по специальности, активизировать познавательную деятельность студентов, усилить мотивацию обучения, воспитать способность к самореализации.
Вероятно, при всех ее достоинствах, рейтинговую систему оценки знаний нельзя рассматривать как идеальный метод, исключая все иные. Хотя нет сомнений, что при надлежащих условиях подготовки и осуществления рейтингов и тестирований они лучше других средств удовлетворяют основным методическим требованиям, обеспечивающим объективность процесса оценки качества обучения [6, с. 74].
Одной из основ преподавания иностранных языков в вузе является концепция сочетания коллективных, индивидуальных и интерактивных методов обучения. Сегодня активно разрабатываются различные методики обучения иностранным языкам с использованием интернет-технологий, которые обеспечивают уникальную возможность межкультурного взаимодействия, позволяя слушать и общаться с носителями языка, т.е. создается естественная языковая среда. При таком использовании всемирной сети обучение иностранным языкам меняется кардинально: пользователь получает доступ к актуальной и аутентичной информации, которую трудно отобрать из других источников.
Однако особую значимость сегодня приобретает внедрение технологий дистанционного обучения, которые могут быть как альтернативой традиционному обучению, так и прекрасным дополнением к нему, выгодно расширяя «классические» формы организации образовательного процесса. Дистанционное обучение - это набор технологий, система, позволяющая осуществлять процесс обучения дистанционно.
В этой системе преподаватели размещают необходимые учебные материалы и задания для контроля успеваемости и качества обучения студента, а студент получает доступ к личному кабинету
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова № 4, 2014
191
преподавателя. Теоретические знания усваиваются без дополнительных усилий, органично вплетаясь в тренировочные упражнения. Формирование теоретических и практических навыков по освоению иностранного языка достигается в процессе системной переработки информации и изучения материалов.
Необходимо отметить, что большим минусом в дистанционном обучении иностранному языку является отсутствие должного личностного контакта с преподавателем. Непосредственное общение с наставником оказывает существенное и незаменимое влияние на процесс изучения иностранного языка. Тем не менее, подавляющее большинство приверженцев дистанционного обучения находят эту методику эффективной.
Наличие обоснованной системы иноязычного обучения и представленных компонентов позволило соотнести цель деятельности с ее фактическим состоянием, определить пути реализации отдельных звеньев для достижения необходимого качества в процессе обучения иностранному языку, что, по сути, является научной новизной данного исследования.
Итак, мы пришли к выводам, определяющим целесообразность работы:
1. Последовательность формирования комплексного учебно-методического и информационного обеспечения может быть положена в основу оценки эффективности, качества и уровня подготовки обучаемых.
2. Залогом успешной педагогической деятельности в области предметно-ориентированного обучения является высокий уровень развития как предметной (профессиональной), так и лингвистической компетентности обучаемых, что выдвигает особые требования к процессу образования и воспитания новой модели специалиста.
3. Определение результативности обучения с применением инновационных средств, методов и технологий контроля позволяет создать объективную картину успеваемости по каждой дисциплине.
4. Личностно ориентированный подход и внедрение творческого элемента позволяют использовать иностранный язык в продуктивной деятель-
ности: в бизнесе и науке, в искусстве и культуре, в сфере общения и др., предполагают развитие активности, самостоятельности, творчества, личностного роста обучаемых.
5. Обновление дидактических концепций традиционных форм и методов обучения иностранному языку, эффективное их сочетание с использованием интерактивных образовательных технологий (Интернет-ресурса, дистанционного обучения) обеспечивают высокое качество иноязычного образования студентов.
В заключении отметим, что именно качество иноязычного обучения является одним из показателей профессионализма выпускников вуза, системообразующим фактором, движущей силой высшего образования.
Данными тезисами не ограничивается содержание столь сложной и многоаспектной проблемы, как качество иноязычного обучения, которое требует дальнейшей разработки и изучения дидактических особенностей с акцентом на современные инновационные технологии в высшем образовании.
Библиографический список
1. Вербицкая А.А., Тенищева В.Д. Иноязычная речевая деятельность инженера // Высшее образование в России. - 1994. - № 3. - С. 70-78.
2. Коннова З.И. Развитие профессиональной иноязычной компетенции специалиста при многоуровневом обучении в современном вузе. Монография. - Калуга: КГПУ им. К.Э. Циолковского, 2003. - 338 с.
3. Нечаева Е.Ф. Креативность и артистизм в преподавании и изучении иностранных языков // Педагогика. - 2007. - № 5. - С. 119-122.
4. Пассов Е.И. Коммуникативное иноязычное образование. Концепция развития индивидуальности в диалоге культур. - Липецк, 1998. - 159 с.
5. Садовников Н.В. Фундаментализация современного вузовского образования // Педагогика. -2005. - №7. - С. 49-54.
6. Сидакова Н.В. Профессионально-компетент-ностная модель иноязычного обучения: пути формирования в условиях многоуровневого образования. - Владикавказ: Изд-во СОГУ, 2012. - 180 с.
192
Вестник КГУ им. H.A. Некрасова № 4, 2014