Научная статья на тему 'Качество иноязычного обучения важнейший системообразующий фактор высшего образования'

Качество иноязычного обучения важнейший системообразующий фактор высшего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
642
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / КАЧЕСТВО ЗНАНИЙ / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / МОДЕРНИЗАЦИЯ УЧЕБНЫХ ПРОГРАММ / МЕХАНИЗМ КОНТРОЛЯ / ПРЕДМЕТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / ТРАДИЦИОННОЕ И ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / FOREIGN LANGUAGE / KNOWLEDGE QUALITY / SYSTEM APPROACH / CURRICULA MODERNIZATION / CONTROL MECHANISM / OBJECT-ORIENTED APPROACH / TRADITIONAL AND INTERACTIVE EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сидакова Нелли Валентиновна

Качественное иноязычное образование одна из важнейших, ключевых характеристик, определяющих профессионализм выпускника вуза, высшего образования в целом. Она рассматривается с позиций системности, целостности содержания, технологий обучения, методов контроля и оценки результатов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The quality of foreign teaching is the most important system-forming factor in higher education

Qualitative foreign teaching is one of the most important key characteristics defining the professional competence of a higher school graduate as a whole, and is considered from the point of view of systemacy, of integral content, of teaching technologies, of methods of control and assessment of the results.

Текст научной работы на тему «Качество иноязычного обучения важнейший системообразующий фактор высшего образования»

УДК 378.147: 811

Сидакова Нелли Валентиновна

кандидат педагогических наук Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова, г. Владикавказ

nelly@solt.ru

КАЧЕСТВО ИНОЯЗЫЧНОГО ОБУЧЕНИЯ -

ВАЖНЕЙШИЙ СИСТЕМООБРАЗУЮЩИЙ ФАКТОР ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Качественное иноязычное образование - одна из важнейших, ключевых характеристик, определяющих профессионализм выпускника вуза, высшего образования в целом. Она рассматривается с позиций системности, целостности содержания, технологий обучения, методов контроля и оценки результатов.

Ключевые слова: иностранный язык, качество знаний, системный подход, модернизация учебных программ, механизм контроля, предметно-ориентированный подход, традиционное и интерактивное обучение.

Современный этап развития общества проходит в условиях перехода от индустриального к информационному, диктует особые требования к системе высшего профессионального образования. Меняются структура и содержание образования, вводятся новые стандарты, происходит смена идеологических ориентиров и приоритетов.

Интегральным показателем качества образования в контексте его модернизации является сохранение ранее достигнутых позиций полученного образования и одновременно ориентация на запросы обновляющейся экономики и стремительно растущих потребностей рынка труда в высококлассных специалистах. Новая парадигма образования требует более глубокого, осмысленного, системного подхода и к вопросу обеспечения качества иноязычного образования.

Обучение иностранным языкам сегодня представляет интерес не как абстрактная тема, а как ключ к решению назревших в обществе практических проблем, выступает важнейшим системообразующим и движущим фактором в социальном развитии и становлении личности современного студента и образования в целом, а также рассматривается как приобретение межкультурной и профессиональной ориентации.

Проблему иноязычного образования неоднократно обсуждали на страницах специализированной литературы отечественные исследователи: Т.Т. Амиранова, Н.И. Гез, О.А. Голубенко, Г.В. Ейгер, Л.М. Зельманова, И.А. Зимняя, Ю.Н. Караулов, А.А. Леонтьев, С.Д. Мартынов, Е.И. Пассов, В.А. Сластенин, И.И. Халеева, Н.С. Шаброва, Л.В. Щерба и др. Обобщающая идея всех исследований заключается в следующем: в свете компе-тентностной образовательной парадигмы обучение иностранным языкам является одной из фундаментальных задач общего и профессионального образования. Вооруженные знанием иностранного языка, будущие специалисты получают доступ к самой современной зарубежной информации и возможность общаться со своими иностранными коллегами без языкового барьера.

Иноязычное образование осуществляется посредством иностранного языка как инструмента

познания мировой культуры и направлено на становление личности обучающегося, т.е. его развитие, воспитание, учение. В современной концепции иноязычного образования отражаются общие тенденции гуманистического направления в образовании [4, с. 94].

Качественное языковое образование выступает одной из важнейших, ключевых характеристик, определяющих конкурентоспособность и профессионализм выпускника вуза, и рассматривается с позиций целостности содержания, технологий обучения, методов контроля и оценки результатов.

Системообразующий фактор - это движущая сила, направленная на гармонизацию и взаимосвязь различных компонентов в достижении цели. Общая цель детализируется в частных целях, сформулированных по отдельным направлениям учебно-воспитательной деятельности.

Следуя этим принципам, выделим важнейшие системообразующие компоненты в достижении наиболее высокого качества обучения иностранному языку в профессиональном образовании:

- информационно-методическое обеспечение и модернизация программ по иностранному языку по различным направлениям;

- совершенствование умений и навыков применения иностранного языка в практических целях (предметно-ориентированное обучение, формирование профессиональной компетентности);

- контроль и системное проведение анализа качества знаний студентов на различных этапах обучения;

- последовательная организация учебной деятельности студентов на основе личностного ориентированного подхода при обучении языкам;

- формирование познавательных и креативных способностей обучаемых;

- комплексное применение традиционных и инновационных методик иноязычного обучения, использование электронных образовательных технологий в учебном процессе (Интернет-ресурс, видеотехника, дистанционное обучение).

Рассмотрим каждый из представленных компонентов.

Составление программ по курсу «Иностранный язык» ориентировано на соответствие определен-

© Сидакова Н.В., 2014

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова № 4, 2014

189

ной научной концепции, методические особенности модернизированного содержания обучения иноязычному деловому общению, на развитие личностного потенциала студентов. Содержание программ оценивается по используемым в вузе учебным планам и учебным программам дисциплин, практик, итоговых аттестаций. А их информационно-методическое обеспечение - по наличию необходимого количества учебной литературы, программно-информационных источников и научно-методических разработок. Последовательность формирования комплексного учебно-методического и информационного обеспечения может быть положена в основу оценки эффективности и качества подготовки выпускников и свидетельствует об уровне вуза.

Основная задача обучения иностранному языку в вузе - использование иноязычной литературы в профессиональных целях, умение составлять рефераты и аннотации, высказываться и вести беседу на иностранном языке по вопросам, связанным с будущей профессией.

Основная цель курса «Иностранный язык» в неязыковых вузах (факультетах) - последовательное формирование коммуникативной и профессиональной компетентности обучаемых, овладение навыками чтения и обработки информации, техникой перевода узкопрофессиональных текстов, совершенствование креативных способностей и речемыслительной активности. В процессе обучения он выступает как предмет, подчиненный профилирующим дисциплинам, и является ресурсом для накопления специальных знаний в рамках профессиональной образовательной программы, открывающим перед студентами большие возможности для ознакомления с зарубежным опытом в сфере избранной специальности.

Нами взят за основу огромный потенциал межпредметных связей иностранного языка с другими дисциплинами, который должен быть реализован в процессе изучения и взаимодействия этих дисциплин. Залогом успешной педагогической деятельности в области предметно-ориентированного обучения является высокий уровень развития как предметной, так и лингвистической компетентности обучаемых, что выдвигает особые требования к процессу образования и воспитания новой модели специалиста.

Обучение иностранному языку предусматривается учебной программой технического вуза (факультета) и является обязательным, однако признается его неэффективность. При этом принято ссылаться на два основных фактора: отсутствие у многих способностей к его освоению и слабую мотивацию, обусловленную мнением, что в предстоящей профессиональной деятельности иностранный язык вряд ли им понадобится» [1, с. 70].

Опровергая этот стереотип, заметим, что специалист строит конструктивные отношения с дру-

гими людьми в контексте своей профессиональной деятельности, познает социум, определяет свое место в мире. Курс иностранного языка в неязыковой школе ориентирован на приобретение студентами навыков профессиональной и коммуникативной компетентностей, и эти понятия уже прочно вошли в современную лингводидактику.

Механизм контроля в учебном процессе играет важнейшую роль в анализе качества знаний студентов. В каждом учебном предмете педагогический контроль имеет свои цели и функции, которые реализуются в различных специфических формах и методах. Система проверки знаний и умений студентов - органическая часть учебного процесса, и ее функции выходят далеко за пределы собственно контроля. Проблема повышения качества обучения иностранному языку в неязыковых вузах, его оптимизация и интенсификация ставят вопрос о разработке и научном обосновании системы контроля в этой сфере.

В качестве учебного действия контроль осуществляется не только как проверка и анализ качества усвоения знаний по конечному результату, а как идущее по ее ходу и выполняемое самим обучающимся активное действие. Проверка проводится на всех этапах обучения и по всем основным разделам учебного материала. В ней сочетаются различные формы текущего, промежуточного и итогового контроля, обеспечивается проверка усвоения теоретических знаний, формирования практических умений и навыков обучаемых (ре-чемыслительной активности, прослеживания безошибочности суждений, их соответствия существу и содержанию, правилам и речевым стандартам изучаемого языка). Уже в начале курса иностранного языка студенты получают представление о структуре и объеме материала, который им предстоит усвоить.

В контексте качества иноязычного обучения актуализируется вопрос личностно ориентированного подхода, что предполагает развитие активности, самостоятельности, творчества, личностного роста обучаемых.

Одним из важнейших объективных условий в системе иноязычного вузовского образования является обеспечение преемственности всех ее этапов, реализация принципов инкрементализма (постепенного восхождения к цели), принципа синергетики, активности и интерактивности, принципа культуросообразности и обеспечение лич-ностно ориентированного построения содержания подготовки с учетом специфики будущей профессиональной деятельности» [2, с. 267].

Личностно ориентированный подход в образовании позволяет интенсифицировать и интегрировать процесс языковой, методической и психолого-педагогической подготовки студентов. Создаются условия для развития личностных свойств студен-

190

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова № 4, 2014

тов: субъективности, смыслотворчества, толерантности, формирования профессиональных качеств личности и др.

Последовательная организация учебной деятельности на основе личностного ориентированного подхода позволяет осуществлять педагогическое стимулирование работы студентов с целью повышения мотивации к изучению иностранных языков, формирования ответственности, инициативности, познавательной активности обучаемых.

Эта парадигма образования коренным образом меняет подходы и идеалы системы, выдвигая в центр внимания студента как активного субъекта, приобретающего образование в форме «личностного знания». Последнее делает субъекта личностью, в прямом смысле образует (творит) и образовывает (развивает) интеллект [5, с. 53].

Сегодня наиболее востребованы креативные методы, основанные на артистическом, творческом подходе к обучению иностранному языку. Результат любой творческой деятельности студента - это новизна, оригинальное решение любого вопроса, задачи, проблемы. Это самостоятельно проявляющееся качество, саморефлексия студента, его интеллектуальная активность, это проявление личностно-индивидуальных качеств, таких, как заинтересованность в получении глубоких знаний, приобщение к творческой и научно-поисковой деятельности, развитие и воспитание профессионального чутья.

В сегодняшних условиях креативные методы должны стать главенствующими, поскольку они формируют творческую, думающую личность, способную быстро реагировать и адаптироваться к любой языковой среде и любым социальным условиям. Их применение дает очень хорошие результаты в обучении иностранному языку [3, с. 120].

Внедрение творческого элемента в коммуникативный подход позволяет использовать иностранный язык в продуктивной деятельности: в бизнесе и науке, в искусстве и культуре, в сфере общения, в работе переводчика и т.д. и оценивать его с точки зрения качественного содержания.

В последние десятилетия стали уже традиционными в образовательном процессе такие инновации, как кредитная, модульная и балльно-рейтин-говая системы контроля знаний студентов.

Следуя модульному принципу обучения (это алгоритмизация учебной деятельности, жесткое структурирование учебной информации, индивидуализация и самостоятельность работы) мы разработали программу, позволяющую последовательно вводить новые языковые материалы, включающие блоки-практикумы лингвистического, профессионально-ориентированного и коммуникативного модулей. Теоретически мы разработали блоки-практикумы к каждому из предлагаемых модулей, практика же указывает на тесную взаи-

мосвязь и взаимозависимость всех модулей обучения с комплексом упражнений, диалогов, текстов с тематическими словарями и необходимыми комментариями к ним.

В модульной технологии обучения иностранным языкам в наибольшей степени учитываются личностные особенности студентов, но и обеспечивается возможность самостоятельного выбора маршрута обучения, который определяется как профилем специальности, так и лингвистическими возможностями обучаемого: речемыслительными, содержательными, коммуникативными. Их эффективность зависит от уровня языковых навыков, творческого мышления и умения систематизировать информацию.

При модульном обучении, как правило, используется балльно-рейтинговая система оценки знаний и умений студентов, позволяющая характеризовать качество его подготовки по специальности, активизировать познавательную деятельность студентов, усилить мотивацию обучения, воспитать способность к самореализации.

Вероятно, при всех ее достоинствах, рейтинговую систему оценки знаний нельзя рассматривать как идеальный метод, исключая все иные. Хотя нет сомнений, что при надлежащих условиях подготовки и осуществления рейтингов и тестирований они лучше других средств удовлетворяют основным методическим требованиям, обеспечивающим объективность процесса оценки качества обучения [6, с. 74].

Одной из основ преподавания иностранных языков в вузе является концепция сочетания коллективных, индивидуальных и интерактивных методов обучения. Сегодня активно разрабатываются различные методики обучения иностранным языкам с использованием интернет-технологий, которые обеспечивают уникальную возможность межкультурного взаимодействия, позволяя слушать и общаться с носителями языка, т.е. создается естественная языковая среда. При таком использовании всемирной сети обучение иностранным языкам меняется кардинально: пользователь получает доступ к актуальной и аутентичной информации, которую трудно отобрать из других источников.

Однако особую значимость сегодня приобретает внедрение технологий дистанционного обучения, которые могут быть как альтернативой традиционному обучению, так и прекрасным дополнением к нему, выгодно расширяя «классические» формы организации образовательного процесса. Дистанционное обучение - это набор технологий, система, позволяющая осуществлять процесс обучения дистанционно.

В этой системе преподаватели размещают необходимые учебные материалы и задания для контроля успеваемости и качества обучения студента, а студент получает доступ к личному кабинету

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова № 4, 2014

191

преподавателя. Теоретические знания усваиваются без дополнительных усилий, органично вплетаясь в тренировочные упражнения. Формирование теоретических и практических навыков по освоению иностранного языка достигается в процессе системной переработки информации и изучения материалов.

Необходимо отметить, что большим минусом в дистанционном обучении иностранному языку является отсутствие должного личностного контакта с преподавателем. Непосредственное общение с наставником оказывает существенное и незаменимое влияние на процесс изучения иностранного языка. Тем не менее, подавляющее большинство приверженцев дистанционного обучения находят эту методику эффективной.

Наличие обоснованной системы иноязычного обучения и представленных компонентов позволило соотнести цель деятельности с ее фактическим состоянием, определить пути реализации отдельных звеньев для достижения необходимого качества в процессе обучения иностранному языку, что, по сути, является научной новизной данного исследования.

Итак, мы пришли к выводам, определяющим целесообразность работы:

1. Последовательность формирования комплексного учебно-методического и информационного обеспечения может быть положена в основу оценки эффективности, качества и уровня подготовки обучаемых.

2. Залогом успешной педагогической деятельности в области предметно-ориентированного обучения является высокий уровень развития как предметной (профессиональной), так и лингвистической компетентности обучаемых, что выдвигает особые требования к процессу образования и воспитания новой модели специалиста.

3. Определение результативности обучения с применением инновационных средств, методов и технологий контроля позволяет создать объективную картину успеваемости по каждой дисциплине.

4. Личностно ориентированный подход и внедрение творческого элемента позволяют использовать иностранный язык в продуктивной деятель-

ности: в бизнесе и науке, в искусстве и культуре, в сфере общения и др., предполагают развитие активности, самостоятельности, творчества, личностного роста обучаемых.

5. Обновление дидактических концепций традиционных форм и методов обучения иностранному языку, эффективное их сочетание с использованием интерактивных образовательных технологий (Интернет-ресурса, дистанционного обучения) обеспечивают высокое качество иноязычного образования студентов.

В заключении отметим, что именно качество иноязычного обучения является одним из показателей профессионализма выпускников вуза, системообразующим фактором, движущей силой высшего образования.

Данными тезисами не ограничивается содержание столь сложной и многоаспектной проблемы, как качество иноязычного обучения, которое требует дальнейшей разработки и изучения дидактических особенностей с акцентом на современные инновационные технологии в высшем образовании.

Библиографический список

1. Вербицкая А.А., Тенищева В.Д. Иноязычная речевая деятельность инженера // Высшее образование в России. - 1994. - № 3. - С. 70-78.

2. Коннова З.И. Развитие профессиональной иноязычной компетенции специалиста при многоуровневом обучении в современном вузе. Монография. - Калуга: КГПУ им. К.Э. Циолковского, 2003. - 338 с.

3. Нечаева Е.Ф. Креативность и артистизм в преподавании и изучении иностранных языков // Педагогика. - 2007. - № 5. - С. 119-122.

4. Пассов Е.И. Коммуникативное иноязычное образование. Концепция развития индивидуальности в диалоге культур. - Липецк, 1998. - 159 с.

5. Садовников Н.В. Фундаментализация современного вузовского образования // Педагогика. -2005. - №7. - С. 49-54.

6. Сидакова Н.В. Профессионально-компетент-ностная модель иноязычного обучения: пути формирования в условиях многоуровневого образования. - Владикавказ: Изд-во СОГУ, 2012. - 180 с.

192

Вестник КГУ им. H.A. Некрасова № 4, 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.