Научная статья на тему 'Концептуальная позиция в личностно ориентированном подходе при обучении иностранному языку'

Концептуальная позиция в личностно ориентированном подходе при обучении иностранному языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
375
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / СУБЪЕКТ-СУБЪЕКТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ / ДИСТАНЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / HIGHER VOCATIONAL EDUCATION / MODERNISATION / CONCEPTUAL POSITION / FOREIGN LANGUAGE / PERSONALLY ORIENTED APPROACH / LEARNER-CENTRED RELATIONS / ACTIVE / INTERACTIVE FORMS OF TEACHING / DISTANT TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сидакова Нелли Валентиновна

Реализация высшего профессионального образования осуществляется на основе концептуальной позиции личностно ориентированных педагогических технологий обучения, в том числе в области преподавания иностранного языка. Преподаватель-лингвист должен владеть способностью устанавливать взаимоотношения с обучаемыми, характеризующие его профессионализм, как с позиции языковой компетенции, так и с позиций личностно ориенти-рованного подхода и субъект-субъектных отношений. В статье также уделяется внимание интерактивным формам обучения и дистанционным технологиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Conceptual position in personally oriented approach when teaching foreign language

Realisation of higher vocational education is ex-ercised on the base of common conceptual position of personally oriented communicative pedagogic teaching technologies including foreign language training. Professional teacher-linguist must be capable to establish relations with learner. This characterises its professionalism both from the point of view of the position of language competence, and the positions of personally oriented approach and learner-centered re-lations. The article also deals with interactive forms of teaching and distant technologies.

Текст научной работы на тему «Концептуальная позиция в личностно ориентированном подходе при обучении иностранному языку»

УДК 378:811.1

Сидакова Нелли Валентиновна

кандидат педагогических наук Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова, г. Владикавказ

nelly@solt.ru

КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ В ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОМ ПОДХОДЕ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Реализация высшего профессионального образования осуществляется на основе концептуальной позиции лич-ностно ориентированных педагогических технологий обучения, в том числе в области преподавания иностранного языка. Преподаватель-лингвист должен владеть способностью устанавливать взаимоотношения с обучаемыми, характеризующие его профессионализм, как с позиции языковой компетенции, так и с позиций личностно ориентированного подхода и субъект-субъектных отношений. В статье также уделяется внимание интерактивным формам обучения и дистанционным технологиям.

Ключевые слова: высшее профессиональное образование, модернизация, концептуальная позиция, иностранный язык, личностно ориентированный подход, субъект-субъектные отношения, интерактивные формы обучения, дистанционные технологии.

Новая компетентностная модель образования связана со сменой образовательных парадигм, переносящих акценты на усиление личностной и практической направленности, повышение развивающего и творческого характера обучения, где качество обучения представляется как комплексный показатель, синтезирующий все этапы становления личности, педагогические условия и результаты учебно-воспитательного процесса, а также как критерий эффективности деятельности вуза.

В концепции личностно ориентированного образования определяются основные цели обучения в современном вузе, важнейшими из которых признана организация наиболее благоприятных условий для развития личности студента как индивидуальности.

Анализируя вопрос личностно ориентированного образования, мы обращались к работам Г.М. Андреевой, Е.В. Бондаревской, Т.И. Кузнецовой, К. Роджерса, Н.В. Садовникова, В.В. Серикова, И.С. Якиманской и др., в которых раскрываются основополагающие идеи этого явления.

В частности, И.С. Якиманская рассматривает личностно ориентированное обучение как признание индивидуальности, самобытности, самооценки каждого человека, его развитие не как «коллективного субъекта», а прежде всего как индивида, наделенного своим неповторимым субъектным опытом [7].

Модель личностно ориентированного образования принадлежит известному американскому психотерапевту Карлу Роджерсу. Источники и движущие силы развития и личного роста находятся в самом человеке. Главная задача обучения: помочь личности понять себя, разобраться в своих проблемах и мобилизовать свои внутренние силы и возможности для их решения и саморазвития [2].

Личностно ориентированный подход в качестве стратегии высшего профессионального образования, определяющей направление деятельности преподавателя, ориентирован на развитие лично-

сти студента в процессе обучения и воспитания при реализации педагогического взаимодействия как целостного системно-смыслового образования.

Эта парадигма образования коренным образом меняет подходы и идеалы системы, выдвигая в центр внимания студента как активного субъекта, приобретающего образование в форме «личностного знания». Последнее делает субъекта личностью, в прямом смысле образует (творит) и образовывает (развивает) интеллект [3, с. 53].

Личностный подход как путь реализации высшего образования осуществляется на основе общей концептуальной позиции личностно ориентированных коммуникативных педагогических технологий обучения, которая выступает дидактической моделью развития личности студента, суть которой состоит в использовании коммуникативных средств и ситуаций, побуждающих студентов к активному поиску личностного смысла, ценности коммуникативного опыта для становления личности человека культуры. Стратегия и путь реализации личностного подхода в высшем образовании выступают теоретическими основами процесса обучения студентов высших учебных заведений [1, с. 70].

Модернизированное высшее профессиональное образование, ориентированное на обоснованные концептуальные положения о современной высшей школе, является специфическим социокультурным феноменом и актуализирует вопрос создания теоретических основ и новых педагогических технологий в области обучения иностранным языкам. В этом процессе приобретаются определенные ценности, которые отождествляют их профессиональную и общекультурную подготовленность как будущих специалистов. Наиболее значимыми ценностями являются получение образования высшего качества, материальное благополучие, самореализация, самосовершенствование, определенность профессиональной цели, жизненных планов и перспектив, являющихся в свою очередь, основой их будущей деятельности. В этом контексте актуализируется задача личностно ори-

40

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова «¿1- 2016, Том 22

© Сидакова Н.В., 2016

ентированного подхода в обучении иностранным языкам, что предполагает развитие активности, самостоятельности, творчества, личностного роста.

В этом, на наш взгляд, состоит актуальность данного исследования.

Использование в процессе обучения иностранным языкам коммуникативных технологий лич-ностно ориентированной направленности создает условия для развития личностных свойств сознания студентов: субъективности, смыслотворчества, рефлексивности, толерантности и др. и является системообразующим компонентом профессиональной подготовки специалистов, позволяющим интенсифицировать и интегрировать процесс языковой, методической и психолого-педагогической подготовки студентов. В этой связи мы выделяем некоторые черты личностно ориентированной направленности:

- отношение к студенту как субъекту, способному к культурному саморазвитию и самопознанию;

- создание условий для проявления универсальных личностных способностей: мотивации, смыс-лотворчества, самореализации, рефлексии и др.;

- обеспечение приоритета развития индивидуальности студента как активного носителя субъектного опыта;

- формирования у будущего специалиста профессиональной компетентности как совокупности профессиональных качеств личности, знаний, умений, навыков.

В процессе обучения в вузе студент становится субъектом образования, активно осваивает его содержание, выстраивает и оценивает способы своей деятельности, анализирует ее результаты. Субъект-ность как основное свойство личности проявляется в способности делать выбор и брать на себя ответственность за сделанный выбор, проявлять свою индивидуальность и регулировать свое поведение.

Субъектная позиция выражается в устойчивости учебно-познавательной мотивации, способность ставить перед собой цель и определять оптимальные пути ее достижения. Субъект-субъектные отношения преподавателя и студента предполагают, что учеба - это их совместная деятельность (для первого - профессиональная, для второго -учебно-познавательная) [3, с. 122].

По сути, это взаимоотношения людей, являющихся основой ситуации как единицы учебной деятельности, основой общения между обучаемыми и обучающими на фоне их взаимодействия. Здесь уместно вспомнить высказывание В.А. Сухомлин-ского о том, что лучший учитель тот, кто забывает о том, что он учитель. В его словах кроется глубокий смысл, который может быть принятым за основу деятельности преподавателя. Преподаватель должен проявлять подлинный интерес к студентам, сообщать им свое искреннее расположение, уважение, свою заинтересованность в общении.

Во всех сферах профессиональной деятельности, на всех ее этапах педагог сталкивается с постановкой и решением задач коммуникативного содержания. Квалифицированный преподаватель иностранного языка, владеющий навыками применения и передачи необходимых знаний студентам, должен владеть также способностью устанавливать такие взаимоотношения с обучаемыми, которые характеризовали бы его профессионализм не только с позиции языковой компетенции, но и с позиций личностно ориентированного подхода и субъект-субъектных отношений.

Коммуникативная деятельность преподавателя-лингвиста направлена на раскрытие внутреннего потенциала обучаемых, их личностных возможностей в процессе изучения иностранного языка и применения приобретенных знаний в будущей профессиональной деятельности. В этой связи необходимо также учитывать все обстоятельства социального характера.

Современная дидактика обучения иностранным языкам предполагает развитие навыков и умений межкультурной компетентности обучаемых, которая является показателем способности человека эффективно участвовать в межкультурной коммуникации и постигать иноязычную культуру и собственно язык. Использование личностного подхода в формировании коммуникативной компетентности будущих специалистов обеспечивает личностное развитие студентов путем их включения в ситуации межкультурной коммуникации, способствует возникновению личностных смыслов, повышает уровень учебных достижений на основе интереса к межкультурному диалогу в процессе обучения [5, с. 59].

В целях достижения положительного результата в выполнении поставленных задач личностно ориентированной направленности при обучении студентов иностранным языкам, мы предлагаем следующие пути их реализации:

- выработка единой стратегии в профессиональной подготовке студентов вуза средствами иностранных языков;

- в связи с первым положением, пересмотр имеющихся программ и планов по дисциплине «Иностранный язык» для неязыковых специальностей;

- обеспечение учебно-методической литературой для аудиторной и самостоятельной подготовки студентов;

- использование в процессе обучения иностранному языку технологий личностно ориентированной направленности и интерактивных средств: всевозможных тестов, коммуникативных ситуаций, деловых и ролевых игр, презентаций, круглых столов, диалогов, монологов с тематикой по избранной специальности;

- использование электронных образовательных технологий в учебном процессе, в том числе методику дистанционного обучения.

Основная цель дисциплины «Иностранный язык» на неязыковых факультетах - последовательное формирование коммуникативной профессиональной компетентности обучаемых, овладение навыками чтения и обработки информации, техникой перевода узкопрофессиональных текстов, совершенствование креативных способностей и речемыслительной активности. В процессе обучения он выступает как предмет, подчиненный профилирующим дисциплинам, и является ресурсом для накопления специальных знаний в рамках профессиональной образовательной программы, открывающим перед студентами большие возможности для личностного роста и ознакомления с зарубежным опытом в сфере избранной специальности.

Особое внимание сегодня уделяется внедрению технологий дистанционного обучения, которое может быть как альтернативой традиционному обучению, так и прекрасным дополнением к нему, выгодно расширяющее «классические» формы организации образовательного процесса с акцентом на личностно ориентированные методики обучения. Дистанционные методы имеют ряд существенных преимуществ: интерактивное обучение с помощью компьютера проводится без отрыва от работы и практически без выезда с места проживания обучаемых; осуществляется постоянный доступ обучающихся к учебному материалу; получение навыков поиска и систематизации информации; возможность консультирования, тестирования и проведение дискуссий [6]. Дистанционное образование как новая сфера человеческой деятельности служит целям непрерывного образования, и главная его ценность состоит не столько в знаниях, умениях, навыках, сколько в получении и переработке информации. Гибкий график и индивидуальные условия для каждого студента позволяют активизировать личностный подход и повысить продуктивность обучения [4].

Использование гуманитарного потенциала дисциплины «Иностранный язык», включение его в целевую установку и в содержание обучения страноведческих знаний обеспечивает усвоение студентами реалий другой национальной культуры, расширение общего кругозора, что способствует повышению интереса к изучаемому языку и стойкой мотивации. Ведущая цель курса иностранного языка в неязыковой школе связана с приобретением студентами навыков межкультурной, профессиональной и личностно ориентированной коммуникации. Эти понятия уже прочно вошли в современную лингводидактику.

Для реализации поставленных целей нами проведена работа по пересмотру учебных программ, планов и составлению пособий, предназначенных для обучения иностранным языкам студентов на базовом и профильном уровнях.

Разработанные нами учебные пособия по страноведению: La belle France - Прекрасная Франция), La France par les yeux des touristes (Франция глазами туристов), L'esprit scientifique (Дух науки) отражают некоторые стороны жизни страны изучаемого языка и позволяют почерпнуть информацию об истории, науке, искусстве, культуре и образе жизни народа. Фактологической базой предлагаемых пособий является оригинальная научная и учебная литература, а также аутентичные материалы глобальной сети «Интернет». Это тексты, диалоги и полилоги, моделирующие типичные коммуникативные ситуации реального профессионального общения, переводные и аутентичные материалы профессиональной направленности, сопровождаемые тематико-ситуативно-обусловленной лексикой и системой упражнений, направленных на развитие иноязычных профессиональных компетенций будущих специалистов.

Стратегия личностно ориентированного обучения иностранным языкам предполагает не только знание языковых, предметно-содержательных и психологических компонентов, необходимых для понимания партнера по профессии и коммуникации, но и реализации личной, собственной поведенческой программы, грамотных речевых суждений для решения различного рода коммуникативных задач. И в этой связи необходимо внедрять активные и интерактивные формы обучения.

Активное развивающее обучение позволяет формировать собственно творческое мышление студента, готовое к поиску решения проблем, связанных с профессиональной сферой деятельности, с саморазвитием личности. На практических занятиях используются следующие формы работы: индивидуальная, парная, в мини-группах, общегрупповая (беседа, дискуссия, эссе, сочинение-рассуждение, художественный перевод, моделирование кластеров, творческие упражнения и др.)

При использовании интерактивных методов обучения студенты заранее получают задания для подготовки по учебным пособиям, справочным изданиям и другим доступным материалам и отрабатывают их на практических занятиях. Интерактивные формы предусматривают: использование отдельных компьютерных программ и мультимедийных курсов, презентации с использованием интерактивной доски, просмотр обучающих фильмов, анализ конкретных ситуаций, кейс-заданий и др. Практические занятия проводятся также по типу ролевых и деловых игр в различных проблемных ситуациях, связанных с культурно-бытовой и профессионально-ориентированной тематикой.

Применение таких форм обучения и организация работы направлены на приобретение опыта в моделировании стандартных и нестандартных ситуаций, развитию у обучающихся личностного творчества, креативности мышления, неординар-

42

Вестник КГУ им. H.A. Некрасова «¿j- 2016, Том 22

ности суждения, эмоциональной памяти, внимания, фантазии, воображения.

Активные и интерактивные формы обучения зарекомендовали себя как наиболее эффективные не только в плане отработки нового материала, возможности применять усвоенные ранее знания и трансформировать их, но и в плане личностно ориентированных методик в преподавании иностранных языков. На основе данных форм работы осуществляется инновационный процесс поиска и переработки информации, получения новых знаний и выработки новых умений.

Последовательная организация учебной деятельности студентов на основе личностно ориентированного подхода при обучении иностранным языкам, с соблюдением всех норм, задач и следуя поставленным целям, позволяет сделать следующие выводы об условиях ее эффективности:

1. Осуществление в контексте и на основе интеграции содержания и методов преподавания учебной дисциплины «Иностранный язык» на неязыковых факультетах вуза.

2. Реализация субъект-субъектных отношений, предполагающих совместную деятельность преподавателя и студента и являющихся важнейшей характеристикой межличностной коммуникации.

3. Педагогическое стимулирование работы студентов с целью повышения мотивации к самоизучению, саморефлексии и развитию навыков саморегуляции, что способствует овладению приемами и методами личностно ориентированного обучения языкам.

4. Использование технологии поддержки деятельности студентов в выполнении конкретного задания при активных и интерактивных формах обучения, что повышает уровень самостоятельно-

сти, ответственности, инициативности студентов, формирует личностное творчество, познавательную активность студентов.

5. Обеспечение программными, методическими, учебными материалами, применение дистанционных образовательных технологий, направляют и активизируют развитие иноязычных профессиональных компетенций будущих специалистов.

Библиографический список

1. Максимова Е.Б. Формирование коммуникативной компетентности студентов вуза: дис. ... канд. пед. наук. - М., 2007. - 173 с.

2. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. - М.: Прогресс, 1994.

3. Садовников Н.В. Фундаментализация современного вузовского образования // Педагогика. -2005. - № 7. - С. 49-54.

4. Сидакова Н.В., Блиева Ж.М. Исторические предпосылки и перспективы дистанционного обучения в высшей школе // Вектор науки ТГУ Серия: Педагогика, психология. - 2014. - № 2 (17). -С. 207-210.

5. Сидакова Н.В. Формирование профессиональной компетентности студентов неязыковых специальностей вуза средствами иностранного языка в условиях многоуровневого образования: дис. ... канд. пед. наук. - Владикавказ, 2010. - 236 с.

6. Сидакова Н.В. Характерные черты модернизированного содержания обучения иностранному языку // Вестник Костромского государственного университета им. А.Н. Некрасова. - 2014. - Т. 20 -№ 5. - С. 201-204.

7. Якиманская И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. - М.: Сентябрь, 1996. - 96 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.