УДК 378:811.1
Сидакова Нелли Валентиновна
кандидат педагогических наук Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова, г. Владикавказ
nelly@solt.ru
КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ В ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОМ ПОДХОДЕ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
Реализация высшего профессионального образования осуществляется на основе концептуальной позиции лич-ностно ориентированных педагогических технологий обучения, в том числе в области преподавания иностранного языка. Преподаватель-лингвист должен владеть способностью устанавливать взаимоотношения с обучаемыми, характеризующие его профессионализм, как с позиции языковой компетенции, так и с позиций личностно ориентированного подхода и субъект-субъектных отношений. В статье также уделяется внимание интерактивным формам обучения и дистанционным технологиям.
Ключевые слова: высшее профессиональное образование, модернизация, концептуальная позиция, иностранный язык, личностно ориентированный подход, субъект-субъектные отношения, интерактивные формы обучения, дистанционные технологии.
Новая компетентностная модель образования связана со сменой образовательных парадигм, переносящих акценты на усиление личностной и практической направленности, повышение развивающего и творческого характера обучения, где качество обучения представляется как комплексный показатель, синтезирующий все этапы становления личности, педагогические условия и результаты учебно-воспитательного процесса, а также как критерий эффективности деятельности вуза.
В концепции личностно ориентированного образования определяются основные цели обучения в современном вузе, важнейшими из которых признана организация наиболее благоприятных условий для развития личности студента как индивидуальности.
Анализируя вопрос личностно ориентированного образования, мы обращались к работам Г.М. Андреевой, Е.В. Бондаревской, Т.И. Кузнецовой, К. Роджерса, Н.В. Садовникова, В.В. Серикова, И.С. Якиманской и др., в которых раскрываются основополагающие идеи этого явления.
В частности, И.С. Якиманская рассматривает личностно ориентированное обучение как признание индивидуальности, самобытности, самооценки каждого человека, его развитие не как «коллективного субъекта», а прежде всего как индивида, наделенного своим неповторимым субъектным опытом [7].
Модель личностно ориентированного образования принадлежит известному американскому психотерапевту Карлу Роджерсу. Источники и движущие силы развития и личного роста находятся в самом человеке. Главная задача обучения: помочь личности понять себя, разобраться в своих проблемах и мобилизовать свои внутренние силы и возможности для их решения и саморазвития [2].
Личностно ориентированный подход в качестве стратегии высшего профессионального образования, определяющей направление деятельности преподавателя, ориентирован на развитие лично-
сти студента в процессе обучения и воспитания при реализации педагогического взаимодействия как целостного системно-смыслового образования.
Эта парадигма образования коренным образом меняет подходы и идеалы системы, выдвигая в центр внимания студента как активного субъекта, приобретающего образование в форме «личностного знания». Последнее делает субъекта личностью, в прямом смысле образует (творит) и образовывает (развивает) интеллект [3, с. 53].
Личностный подход как путь реализации высшего образования осуществляется на основе общей концептуальной позиции личностно ориентированных коммуникативных педагогических технологий обучения, которая выступает дидактической моделью развития личности студента, суть которой состоит в использовании коммуникативных средств и ситуаций, побуждающих студентов к активному поиску личностного смысла, ценности коммуникативного опыта для становления личности человека культуры. Стратегия и путь реализации личностного подхода в высшем образовании выступают теоретическими основами процесса обучения студентов высших учебных заведений [1, с. 70].
Модернизированное высшее профессиональное образование, ориентированное на обоснованные концептуальные положения о современной высшей школе, является специфическим социокультурным феноменом и актуализирует вопрос создания теоретических основ и новых педагогических технологий в области обучения иностранным языкам. В этом процессе приобретаются определенные ценности, которые отождествляют их профессиональную и общекультурную подготовленность как будущих специалистов. Наиболее значимыми ценностями являются получение образования высшего качества, материальное благополучие, самореализация, самосовершенствование, определенность профессиональной цели, жизненных планов и перспектив, являющихся в свою очередь, основой их будущей деятельности. В этом контексте актуализируется задача личностно ори-
40
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова «¿1- 2016, Том 22
© Сидакова Н.В., 2016
ентированного подхода в обучении иностранным языкам, что предполагает развитие активности, самостоятельности, творчества, личностного роста.
В этом, на наш взгляд, состоит актуальность данного исследования.
Использование в процессе обучения иностранным языкам коммуникативных технологий лич-ностно ориентированной направленности создает условия для развития личностных свойств сознания студентов: субъективности, смыслотворчества, рефлексивности, толерантности и др. и является системообразующим компонентом профессиональной подготовки специалистов, позволяющим интенсифицировать и интегрировать процесс языковой, методической и психолого-педагогической подготовки студентов. В этой связи мы выделяем некоторые черты личностно ориентированной направленности:
- отношение к студенту как субъекту, способному к культурному саморазвитию и самопознанию;
- создание условий для проявления универсальных личностных способностей: мотивации, смыс-лотворчества, самореализации, рефлексии и др.;
- обеспечение приоритета развития индивидуальности студента как активного носителя субъектного опыта;
- формирования у будущего специалиста профессиональной компетентности как совокупности профессиональных качеств личности, знаний, умений, навыков.
В процессе обучения в вузе студент становится субъектом образования, активно осваивает его содержание, выстраивает и оценивает способы своей деятельности, анализирует ее результаты. Субъект-ность как основное свойство личности проявляется в способности делать выбор и брать на себя ответственность за сделанный выбор, проявлять свою индивидуальность и регулировать свое поведение.
Субъектная позиция выражается в устойчивости учебно-познавательной мотивации, способность ставить перед собой цель и определять оптимальные пути ее достижения. Субъект-субъектные отношения преподавателя и студента предполагают, что учеба - это их совместная деятельность (для первого - профессиональная, для второго -учебно-познавательная) [3, с. 122].
По сути, это взаимоотношения людей, являющихся основой ситуации как единицы учебной деятельности, основой общения между обучаемыми и обучающими на фоне их взаимодействия. Здесь уместно вспомнить высказывание В.А. Сухомлин-ского о том, что лучший учитель тот, кто забывает о том, что он учитель. В его словах кроется глубокий смысл, который может быть принятым за основу деятельности преподавателя. Преподаватель должен проявлять подлинный интерес к студентам, сообщать им свое искреннее расположение, уважение, свою заинтересованность в общении.
Во всех сферах профессиональной деятельности, на всех ее этапах педагог сталкивается с постановкой и решением задач коммуникативного содержания. Квалифицированный преподаватель иностранного языка, владеющий навыками применения и передачи необходимых знаний студентам, должен владеть также способностью устанавливать такие взаимоотношения с обучаемыми, которые характеризовали бы его профессионализм не только с позиции языковой компетенции, но и с позиций личностно ориентированного подхода и субъект-субъектных отношений.
Коммуникативная деятельность преподавателя-лингвиста направлена на раскрытие внутреннего потенциала обучаемых, их личностных возможностей в процессе изучения иностранного языка и применения приобретенных знаний в будущей профессиональной деятельности. В этой связи необходимо также учитывать все обстоятельства социального характера.
Современная дидактика обучения иностранным языкам предполагает развитие навыков и умений межкультурной компетентности обучаемых, которая является показателем способности человека эффективно участвовать в межкультурной коммуникации и постигать иноязычную культуру и собственно язык. Использование личностного подхода в формировании коммуникативной компетентности будущих специалистов обеспечивает личностное развитие студентов путем их включения в ситуации межкультурной коммуникации, способствует возникновению личностных смыслов, повышает уровень учебных достижений на основе интереса к межкультурному диалогу в процессе обучения [5, с. 59].
В целях достижения положительного результата в выполнении поставленных задач личностно ориентированной направленности при обучении студентов иностранным языкам, мы предлагаем следующие пути их реализации:
- выработка единой стратегии в профессиональной подготовке студентов вуза средствами иностранных языков;
- в связи с первым положением, пересмотр имеющихся программ и планов по дисциплине «Иностранный язык» для неязыковых специальностей;
- обеспечение учебно-методической литературой для аудиторной и самостоятельной подготовки студентов;
- использование в процессе обучения иностранному языку технологий личностно ориентированной направленности и интерактивных средств: всевозможных тестов, коммуникативных ситуаций, деловых и ролевых игр, презентаций, круглых столов, диалогов, монологов с тематикой по избранной специальности;
- использование электронных образовательных технологий в учебном процессе, в том числе методику дистанционного обучения.
Основная цель дисциплины «Иностранный язык» на неязыковых факультетах - последовательное формирование коммуникативной профессиональной компетентности обучаемых, овладение навыками чтения и обработки информации, техникой перевода узкопрофессиональных текстов, совершенствование креативных способностей и речемыслительной активности. В процессе обучения он выступает как предмет, подчиненный профилирующим дисциплинам, и является ресурсом для накопления специальных знаний в рамках профессиональной образовательной программы, открывающим перед студентами большие возможности для личностного роста и ознакомления с зарубежным опытом в сфере избранной специальности.
Особое внимание сегодня уделяется внедрению технологий дистанционного обучения, которое может быть как альтернативой традиционному обучению, так и прекрасным дополнением к нему, выгодно расширяющее «классические» формы организации образовательного процесса с акцентом на личностно ориентированные методики обучения. Дистанционные методы имеют ряд существенных преимуществ: интерактивное обучение с помощью компьютера проводится без отрыва от работы и практически без выезда с места проживания обучаемых; осуществляется постоянный доступ обучающихся к учебному материалу; получение навыков поиска и систематизации информации; возможность консультирования, тестирования и проведение дискуссий [6]. Дистанционное образование как новая сфера человеческой деятельности служит целям непрерывного образования, и главная его ценность состоит не столько в знаниях, умениях, навыках, сколько в получении и переработке информации. Гибкий график и индивидуальные условия для каждого студента позволяют активизировать личностный подход и повысить продуктивность обучения [4].
Использование гуманитарного потенциала дисциплины «Иностранный язык», включение его в целевую установку и в содержание обучения страноведческих знаний обеспечивает усвоение студентами реалий другой национальной культуры, расширение общего кругозора, что способствует повышению интереса к изучаемому языку и стойкой мотивации. Ведущая цель курса иностранного языка в неязыковой школе связана с приобретением студентами навыков межкультурной, профессиональной и личностно ориентированной коммуникации. Эти понятия уже прочно вошли в современную лингводидактику.
Для реализации поставленных целей нами проведена работа по пересмотру учебных программ, планов и составлению пособий, предназначенных для обучения иностранным языкам студентов на базовом и профильном уровнях.
Разработанные нами учебные пособия по страноведению: La belle France - Прекрасная Франция), La France par les yeux des touristes (Франция глазами туристов), L'esprit scientifique (Дух науки) отражают некоторые стороны жизни страны изучаемого языка и позволяют почерпнуть информацию об истории, науке, искусстве, культуре и образе жизни народа. Фактологической базой предлагаемых пособий является оригинальная научная и учебная литература, а также аутентичные материалы глобальной сети «Интернет». Это тексты, диалоги и полилоги, моделирующие типичные коммуникативные ситуации реального профессионального общения, переводные и аутентичные материалы профессиональной направленности, сопровождаемые тематико-ситуативно-обусловленной лексикой и системой упражнений, направленных на развитие иноязычных профессиональных компетенций будущих специалистов.
Стратегия личностно ориентированного обучения иностранным языкам предполагает не только знание языковых, предметно-содержательных и психологических компонентов, необходимых для понимания партнера по профессии и коммуникации, но и реализации личной, собственной поведенческой программы, грамотных речевых суждений для решения различного рода коммуникативных задач. И в этой связи необходимо внедрять активные и интерактивные формы обучения.
Активное развивающее обучение позволяет формировать собственно творческое мышление студента, готовое к поиску решения проблем, связанных с профессиональной сферой деятельности, с саморазвитием личности. На практических занятиях используются следующие формы работы: индивидуальная, парная, в мини-группах, общегрупповая (беседа, дискуссия, эссе, сочинение-рассуждение, художественный перевод, моделирование кластеров, творческие упражнения и др.)
При использовании интерактивных методов обучения студенты заранее получают задания для подготовки по учебным пособиям, справочным изданиям и другим доступным материалам и отрабатывают их на практических занятиях. Интерактивные формы предусматривают: использование отдельных компьютерных программ и мультимедийных курсов, презентации с использованием интерактивной доски, просмотр обучающих фильмов, анализ конкретных ситуаций, кейс-заданий и др. Практические занятия проводятся также по типу ролевых и деловых игр в различных проблемных ситуациях, связанных с культурно-бытовой и профессионально-ориентированной тематикой.
Применение таких форм обучения и организация работы направлены на приобретение опыта в моделировании стандартных и нестандартных ситуаций, развитию у обучающихся личностного творчества, креативности мышления, неординар-
42
Вестник КГУ им. H.A. Некрасова «¿j- 2016, Том 22
ности суждения, эмоциональной памяти, внимания, фантазии, воображения.
Активные и интерактивные формы обучения зарекомендовали себя как наиболее эффективные не только в плане отработки нового материала, возможности применять усвоенные ранее знания и трансформировать их, но и в плане личностно ориентированных методик в преподавании иностранных языков. На основе данных форм работы осуществляется инновационный процесс поиска и переработки информации, получения новых знаний и выработки новых умений.
Последовательная организация учебной деятельности студентов на основе личностно ориентированного подхода при обучении иностранным языкам, с соблюдением всех норм, задач и следуя поставленным целям, позволяет сделать следующие выводы об условиях ее эффективности:
1. Осуществление в контексте и на основе интеграции содержания и методов преподавания учебной дисциплины «Иностранный язык» на неязыковых факультетах вуза.
2. Реализация субъект-субъектных отношений, предполагающих совместную деятельность преподавателя и студента и являющихся важнейшей характеристикой межличностной коммуникации.
3. Педагогическое стимулирование работы студентов с целью повышения мотивации к самоизучению, саморефлексии и развитию навыков саморегуляции, что способствует овладению приемами и методами личностно ориентированного обучения языкам.
4. Использование технологии поддержки деятельности студентов в выполнении конкретного задания при активных и интерактивных формах обучения, что повышает уровень самостоятельно-
сти, ответственности, инициативности студентов, формирует личностное творчество, познавательную активность студентов.
5. Обеспечение программными, методическими, учебными материалами, применение дистанционных образовательных технологий, направляют и активизируют развитие иноязычных профессиональных компетенций будущих специалистов.
Библиографический список
1. Максимова Е.Б. Формирование коммуникативной компетентности студентов вуза: дис. ... канд. пед. наук. - М., 2007. - 173 с.
2. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. - М.: Прогресс, 1994.
3. Садовников Н.В. Фундаментализация современного вузовского образования // Педагогика. -2005. - № 7. - С. 49-54.
4. Сидакова Н.В., Блиева Ж.М. Исторические предпосылки и перспективы дистанционного обучения в высшей школе // Вектор науки ТГУ Серия: Педагогика, психология. - 2014. - № 2 (17). -С. 207-210.
5. Сидакова Н.В. Формирование профессиональной компетентности студентов неязыковых специальностей вуза средствами иностранного языка в условиях многоуровневого образования: дис. ... канд. пед. наук. - Владикавказ, 2010. - 236 с.
6. Сидакова Н.В. Характерные черты модернизированного содержания обучения иностранному языку // Вестник Костромского государственного университета им. А.Н. Некрасова. - 2014. - Т. 20 -№ 5. - С. 201-204.
7. Якиманская И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. - М.: Сентябрь, 1996. - 96 с.