Научная статья на тему 'Качество и образ жизни студенческой молодежи'

Качество и образ жизни студенческой молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
2908
979
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экология человека
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
Область наук
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / ЗДОРОВЬЕ / СТУДЕНТЫ / ОБРАЗ ЖИЗНИ / САМОЧУВСТВИЕ / АКТИВНОСТЬ / НАСТРОЕНИЕ / QUALITY OF LIFE / HEALTH / STUDENTS / IMAGE OF LIFE / FEELS / ACTIVITY / MOOD

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Агаджанян Н. А., Радыш Иван Васильевич

Обследовано 675 студентов в возрасте 17-26 лет (298 мужчин, 377 женщин), прошедших диспансеризацию и признанных практически здоровыми. Качество жизни оценивалось с помощью русскоязычной версии международного стандартизированного опросника SF-36. Сравнительный анализ показал, что по ряду параметров показатели качества жизни у женщин превышали таковые у мужчин. Это обусловлено сочетанным влиянием нескольких факторов: во-первых, умением женщин рационально организовать свой распорядок дня, во-вторых более ответственным отношением их к учебе. Оценивая данные самооценки в целом по методике САН, можно отметить довольно высокий уровень самочувствия, активности и настроения у женщин по сравнению с мужчинами. Установлено, что высокий уровень здорового образа жизни присущ 8,7 % обследованных, средний уровень 37,6 %, низкий 48,8 %, а крайне низкий 4,9 % студентов, которым свойственно отрицательное и пассивное отношение к здоровому образу жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Агаджанян Н. А., Радыш Иван Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

QUALITY AND IMAGE OF LIFE IN STUDENT'S

675 practically healthy student's aged 17 to 26 years (298 men and 377 women) are surveyed. The estimation quality of life students was spent by the MOS 36-item short-form health survey (SF-36). The comparative analysis has shown, that some parameters quality of life in the women exceeded those in the men. We believe, that the similar results are caused combines with influence at once of several factors. First, skill of the women it is rational to organize the schedule of day. Secondly, they concern to study more responsibly. The analysis of parameters SAN on бєхші groups, precisely has revealed changes on decrease of estimations the feels, activity and mood in the men, in comparison with the women. Is established, that the high level of healthy image of life is inherent 8,7 % surveyed, average level 37,6 %, low 48,8 % and lowest level 4,9 % student's, to which the negative and passive attitude to the healthy image of life is peculiar.

Текст научной работы на тему «Качество и образ жизни студенческой молодежи»

УДК 616-057.875-003.96:301.151

КАЧЕСТВО И ОБРАЗ ЖИЗНИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

© 2009 г. Н. А. Агаджанян, И. В. Радыш

Российский университет дружбы народов, г. Москва

Несмотря на то, что понятие «качество жизни» (КЖ) стало самостоятельной категорией Index Medicus лишь менее 40 лет назад, в сложившейся практике социологических, демографических, статистических и медицинских исследований оно явилось одним из критериев, характеризующих состояние жизнедеятельности человека и уровень жизни. Первоначально КЖ было чисто социологическим понятием, хотя это многофакторное понятие нельзя трактовать однозначно. Несмотря на многочисленные посвященные КЖ работы, до сего времени универсального определения его не существует. Есть основания полагать, что по мере развития человеческого общества, социально-экономических, экологических условий отношение к этому понятию будет меняться, а его смысл будет наполняться новыми ценностными ориентирами. Одни исследователи характеризуют КЖ как удовлетворенность условиями жизни, внешним состоянием, работой, учебой, домашней обстановкой и многими другими социальными компонентами [18]; другие — как способность человека функционировать в обществе соответственно своему положению и получать удовлетворение от жизни [6, 14]; третьи — как разность между ожидаемым и наличным образом жизни [ 13]; четвертые — как степень комфортности человека внутри себя и в рамках своего общества [9].

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) определяет КЖ как «восприятие индивидуумом его положения в жизни в контексте культуры и системы ценностей, в которых индивидуум живет, и в связи с целями, ожиданиями, стандартами и интересами этого индивидуума» [15]. Критерии качества жизни, рекомендованные ВОЗ, представлены в табл. 1.

Качество жизни — это система духовных, материальных, социокультурных, экологических и демографических компонентов жизни. В его определении раскрываются и индивидуальное, и общественное (системносоциальное) качество жизни, разнообразие потребностей человека, его потенциал всестороннего, гармонического творческого развития. При этом наряду с общечеловеческими ценностями в понятие КЖ различных популяций должны быть включены национальные и этнические особенности культуры, традиций, религиозных убеждений и обычаев [2].

Определение КЖдолжно включать комплекс факторов, на основании которых строится его глобальная, многогранная конструкция, позволяющая дать интегративную оценку этого понятия. Оно объединяет оценку как минимум нескольких различных, но коррелирующих друг с другом областей: физической, функциональной, эмоциональной и социальной. В то же время КЖ есть субъективное понятие, то есть оно должно определяться только перспективами конкретного человека, преломляясь

Обследовано 675 студентов в возрасте 17-26 лет (298 мужчин,

377 женщин), прошедших диспансеризацию и признанных практически здоровыми. Качество жизни оценивалось с помощью русскоязычной версии международного стандартизированного опросника БР-Зб. Сравнительный анализ показал, что по ряду параметров показатели качества жизни у женщин превышали таковые у мужчин. Это обусловлено сочетанным влиянием нескольких факторов: во-первых, умением женщин рационально организовать свой распорядок дня, во-вторых - более ответственным отношением их к учебе. Оценивая данные самооценки в целом по методике САН, можно отметить довольно высокий уровень самочувствия, активности и настроения у женщин по сравнению с мужчинами. Установлено, что высокий уровень здорового образа жизни присущ 8,7 % обследованных, средний уровень - 37,6 %, низкий - 48,8 %, а крайне низкий - 4,9 % студентов, которым свойственно отрицательное и пассивное отношение к здоровому образу жизни. Ключевые слова: качество жизни, здоровье, студенты, образ жизни, самочувствие, активность, настроение.

Таблица 1

Критерии качества жизни, рекомендованные ВОЗ [18]

Критерии Составляющие

Физические Сила, энергия, усталость, боль, дискомфорт, сон, отдых

П сихологич е ские Положительные эмоции, мышление, изучение, запоминание, концентрация, самооценка, внешний вид, негативные переживания

Уровень независимости Повседневная активность, работоспособность, зависимость от лекарств и лечения

Жизнь в обществе Личные взаимоотношения, общественная ценность субъекта, сексуальная активность

Окружающая среда Благополучие, безопасность, быт, обеспеченность, доступность и качество медицинского и социального обеспечения, доступность информации, возможность обучения и повышения квалификации, досуг, экология (загрязнители, шум, населенность, климат)

Духовность Религия, личные убеждения

через призму его индивидуальных потребностей и уровня жизни. В связи с этим представление о КЖ формируется в соответствии с биологическим (физиологическим), психологическим и социальным уровнями структуры личности [10, 11]. По мнению

В. И. Петрова и Н. Н. Седова [7], качество жизни есть адекватность психосоматического состояния индивида его социальному статусу. Данная трактовка позволяет выявить объективные критерии субъективной оценки параметров КЖ.

Неотъемлемой составной частью КЖ является уровень жизни, рассматриваемый как экономическая и расчетно-статистическая категория. Некоторые авторы считают, что уровень жизни — это отношение уровня доходов к стоимости жизни вместе с определяемыми этим отношением характеристиками потребления и обеспеченности жизненными благами [6, 13, 14]. Уровень жизни человека оказывает значительное влияние на качество его жизни, так как зачастую именно материальное благополучие является тем стимулом, который способствует достижению поставленных целей.

Однако наиболее важным определяющим и главенствующим звеном КЖ все же должно быть здоровье. Согласно определению ВОЗ принято считать, что «здоровье — это отсутствие болезней в сочетании с состоянием полного физического, психического и социального благополучия». Некоторые авторы утверждают, что здоровье — это процесс сохранения и развития физиологических, биологических и психических функций, оптимальной трудовой и социальной активности, максимальной продолжительности активной творческой жизни [2]. Такой подход позволяет учесть влияние двух видов факторов: усиливающих естественный отбор и противодействующих ему. В результате каждая из популяций приобретает свою характерную структуру здоровья, определяемую степенью ее адаптации к условиям среды.

В последние годы понятие «здоровье» неоднократно дополнялось и уточнялось, по нашему мнению, здоровье — это не только отсутствие болезней, а полнокровная и полноценная в своей свободе жизнь. Здоровье не существует как нечто раз данное, постоянное и неизменное. Оно нуждается в тщательной заботе на протяжении всей жизни человека. Честь и здоровье очень важно беречь смолоду, т. к. уровень здоровья является объективным критерием физического и психического состояния молодежи. К моменту поступления в высшее учебное заведение молодые люди имеют определенный статус здоровья, который сформировался за предыдущие годы, особенно за годы обучения в школе. По данным [1, 3, 8, 18], только 10 % выпускников школ могут считаться абсолютно здоровыми, 40 % от их числа имеют хронические заболевания, остальные 50 % — различные отклонения функционального состояния организма.

Развитие высшей школы в современных условиях сопровождается интенсификацией труда студентов, возрастанием интенсивности информационного потока, широким внедрением технических средств и компьютерных технологий в обучение. В связи с этим учебный процесс для студентов становится все более здоровьезатратным [5]. Исследования показывают, что за 5—6-летний период обучения в вузе здоровье студентов заметно ухудшается [2].

Характер учебной деятельности и связанные с ней нагрузки, сама организация учебного процесса являются ведущими факторами, определяющими качество жизни студенчества. Оптимальными с гигиенических позиций можно считать такие условия обучения, которые обеспечивают сохранение устойчивой работоспособности в процессе учебных занятий без развития выраженного утомления, что способствует в конечном итоге укреплению состояния здоровья учащихся [4]. Неадекватное усложнение учебного материала приводит к несоответствию между эмпирически сложившимися методами обучения в вузах и лимитом времени. Результатом этого являются нарушения режима дня, снижение работоспособности, что отражается на эффективности обучения, а в ряде случаев и повышение заболеваемости студентов вследствие переутомления, вызванного учебной перегрузкой.

Для комплексной характеристики состояния здорового образа и качества жизни студенческой молодежи правомерно применить общую схему исследования здоровья населения, основанную на изучении и оценке демографических показателей, данных статистики заболеваемости и инвалидности и показателей физического развития с учетом влияния факторов внешней среды. На наш взгляд, КЖ обладает следующей структурой, включающей ряд взаимосвязанных компонентов (рис. 1).

На оценку человеком качества, образа жизни и здоровья в разной степени влияют такие характеристики, как возраст, пол, социально-экономическое положение, характер трудовой деятельности, культурный уровень и

Рис. 1. Факторы качества жизни

среда обитания [ 19]. С помощью названных признаков может быть охарактеризована однородная социальная группа, поэтому с этих позиций студенчество можно рассматривать как специфическую группу, члены которой объединены возрастом {от 17 до 25 лет), общим социальным статусом и занятием одним видом Деятельности — учебой.

Настоящее исследование проведено с целью изучение: качества и образа жизни студенческой молодежи.

Материал и методы

Обследованы 675 студентов в возрасте 17—26 лёт, прошедших диспансеризацию и признанных практически здоровыми. Выделены группы по половому признаку: 298 мужчин и 377 женщин.

Оценка качества жизни студентов проводилась с помощью русскоязычной версии международного стандартизированного опросника 8Р-Ж [17]. Популярность его вполне объяснима. Во-первых, опросник, являясь общим, позволяет оценивать К Ж реепощентов здоровой популяции. Во-вторых, 51; 36 позволяет охватывать лица от 14 лет и старше, в отличие от большинства других взрослых опросников, для которых минимальным возрастным порогом является 17 лет. В-третьих, ЗБ-Зб, обладая достаточно высокой чувствительностью, является кратким. Он содержит всего 36 вопросов, которые сгруппированы в восемь шкал, что делает его применение весьма удобным. Кроме того, опросник .41' 36 предполагает дифференцированный подход к оценке составляющих КЖ в зависимости: от пола и возраста. Количественно оцениваются следующие показатели: физическая активность (ФА), роль физических проблем в ограничении жизнедеятельности (РФ), физическая боль (ФБ), общее восприятие здоровья (03), жизненная активность (ЖА), социальное функционирование (СФ), психическое здоровье (ПЗ)

и роль эмоциональных проблем в ограничении жизнедеятельности (РЭ). Результаты представляются в виде оценок в баллах от 0 до 100.

С помощью анкеты-опросника определяли параметры здорового образа жизни. Выявлено четыре его уровня: высокий, средний, низкий и крайне низкий.

По методике САН проводилась оценка самочувствия, активности и настроения обследуемых.

Антропометрические показатели определялись традиционным методом. Индекс массы тела (ИМТ) рассчитывался по формуле: ИМТ = W/L2, где W — масса тела, кг; L — длина тела, м.

Статистическая обработка полученных данных проводилась с использованием программы Microsoft Excel ХР, Statistica 6.0 стандартно с помощью t-критерия СтьЮдента при 95 % уровне значимости и корреляционного анализа с оценкой достоверности коэффициентов корреляции.

Результаты и обсуждение

Анализ антропометрических данных показал, что рост мужчин составил (176,3 + 0,1) см, масса тела (72,8 + 0,1) кг и индекс массы тела (23*4 ± 0.1) кг/м2, у женщин значения соответственно 165,5 + 0,1; 58,7 + 0,1 и 21,4 + 0,1. Можно отметить, что студенты в целом поддерживают вееоростовой показатель в норме.

При определении оценки качества жизни наибольшее значение имеет мнение самого человека, в котором отражаются и соотносятся все объективные и субъективные факторы, определяющие его КЖ. Субъективность оценки параметров КЖ, в том числе его составляющей, характеризующей эмоциональное состояние человека, предопределяется влиянием особенностей характера, типом высшей нервной деятельности, социальными обстоятельствами [6, 7].

Полученные при использовании стандартизированного опросника SF-36 данные изучаемых параметров оценки КЖ студентами обеих групп представлены в табл. 2.

Таблица 2

Оценка качества жизни студентами, баллы. (М ± т)

Покааатеив Мужчины Женщины

ФА 85,8+0,1 87,5±0,1 ***

РФ 64,2+0,1**'* 53.6±0,1

ФБ 93,2±0,1 73,8±0,2***

ш 74,9+0,1 82,5±0,1 *‘*:*

ЖА 61,8±0,1*** 55.',4±0,1

СФ 74,3±0,1 75,1±0,1

РЭ 5S,з±о. 1 66,2±0,1***

ПЗ 63,8±0,1 69,4±0,1«*

Примечание. Достоверный отличия *** - р < 0,001.

Анализ значений параметра ФА показал, что субъективная оценка респондентом объема своей повседневной физической нагрузки, не ограниченной

состоянием Здоровья во время исследования, у женщин достоверно выше, чем у мужчин (р <5 0,001). При этом оценка параметра РФ обследуемыми была достоверно I р с 0,001) более высокой у мужчин. Учитывая, что более низкую оценку параметру РФ дали женщины, можно говорить о том, что респонденты с такими личностными особенностями, как тревожность, пессимистичность, демонстративность (как способ привлечь внимание к собственным проблемам, подчеркнуть их значимость), и выраженным беспокойством за собственное Здоровье (за счет вегетативного компонента тревоги) более чувствительны к вышеназванным факторам.

Ввиду того, что предположительно на субъективную оценку респондентами параметров ФБ и

03 оказывают влияние сходные факторы, анализ полученных результатов показал, что значения этих параметров достоверно выше у женщин, чем у мужчин (р <).( и И ).

Субъективная оценка респондентами своего жизненного тонуса (бодрость, энергия и пр.) за последние

4 недели перед обследованием, достоверно (р < 0,001) более высокая у мужчин, чем у женщин. Однако высокие показатели ЖА позволяют говорить о снижении жизненного тонуса, утомлении у мужчин--первокурсников, вызванных вынужденной необходимостью приспосабливаться к новым жизненным условиям, учебному процессу

Социальное функционирование (СФ) является субъективной оценкой респондентом уровня СВОИХ взаимоотношений с друзьями, коллегами за последнее время. Анализ значений этого параметра не выявил существенных различий в обследуемых группах.

Параметр РЭ отражает степень ограничения повседневной деятельности эмоциональными проблемами. Согласно данным оценки значения его в группе женщин достоверно (р ч 0,001) выше, чем в группе мужчин. Это свидетельствует о том, что индивидуально-личностные особенности респондентов оказывают существенное влияние на их субъективную оценку параметра РЭ. Женщины-первокурсницы, будучи гармоничными, позитивно настроенными личностями, которым свойственна сбалансированность потребности к самореализации и самоконтроля, лучше адаптируются к новым условиям жизнедеятельности.

При анализе результатов оценки параметра ПЗ респондентов выявлено, что субъективная оценка своего настроения за последние 1 недели перед обследованием у женщин достоверно выше, чем у мужчин (р < 0,001).

Изучение корреляционных отношений между показателями настроения по САН и параметром ПЗ показало высокую прямую корреляционную связь! в группе женщин г = 0,65 (р <щ 0,001), в группе мужчин г = 0,41 (р < 0,001).

Изначально обозначенные различия изучаемых групп по ряду ведущих характеристик, а также результаты проведенного сравнительного анализа по-

лученных показателей могут служить основанием для выделения ведущих внешних факторов, оказывающих влияние на оценку КЖ. По ряду параметров (РА, 03, СФ, РЭ) показатели оценки КЖ у женщин превышали таковые у мужчин. Полагаем, что подобные результаты обусловлёны сочетанным влиянием сразу нескольких факторов. Во-первых, умением женщин рационально организовать свой распорядок дня, тем самым мйнимизировать Дискомфорт, связанный с дефицитом времени — фактором, оказывающим значительное влияние на эмоциональное состояние студентов. Во-вторых, более ответственным отношением их к учебе. Необходимо отметить, что в данном случае ответственное отношение к учебе определяется не только уровнем мотивации, но также присутствием выработанных ранее стереотипов поведения в конкретной учебной ситуации.

Как известно, в образе жизни проявляются взаимосвязь и взаимодействие коллективного и индивидуального, общественного и личного, Диалектическое единство социально-типичного и индивидуально неповторимого в поведении, общении, складе мышления отдельного человека. Здоровый образ жизни возникает как отражение жизнедеятельности человека, его опыта и воспитания в определенных социальных условиях, он обусловлен внешними и внутренними факторами. Внешние факторы детерминируют, определяют условия его проявления (социальная среда, материальные и бытовые условия, культура, макро- и микросреда и др.); внутренние составляют потребностно-мотивационную сферу ЛИЧНОСТИ, ее ценностные ориентации, интересы, отношения, самооценки, индивидуальные свойства и особенности

ЛИЧНОСТИ.

Анализ полученных данных показал, что 8,7 % студентов обладают высоким уровнем здорового образа жизни, из них 3,8 % составили мужчины и 4,9 % — женщины. Высокий уровень характеризовался оптимальным соотношением всех критериев здорового образа жизни: регулярным, не менее трех раз в неделю включением основных средств физической культуры в жизнедеятельность и ежедневным использованием таких ее форм, как утренняя за-рвдка, закаливание, соблюдение правил гигиены и др. (рис. 2).

ш

□4

Па

]Т,| «

Рис. 2. Структура здорового образа жизни студентов Обозначения: 1 — высокий; 2 — средний; 3 — низкий; 4 — крайне низкий уровень здорового образа жизни

Средний уровень здорового образа жизни оказался присущ 36,7 % студентов (17,9 % мужчины и 19,7 %

4 3% 1,7-4,

б

женщины), у которых в жизнедеятельности нерегулярно присутствовали лишь отдельные критериальные характеристики, а средства физической культуры использовались лишь эпизодически.

Низкий уровень выявлен у 48,8 % обследованных (30,1 % мужчины и 18,7 % женщины), которые имели индифферентное отношение к здоровому образу жизни, практически не использовали его ценностей в своей жизнедеятельности либо делали это в очень ограниченном перечне (прогулки, игра на воздухе) и крайне редко.

Крайне низкий уровень обнаружен у 4,9 % студентов (2,8 % мужчины и 2,1 % женщины), которым свойственно отрицательное и пассивное отношение к здоровому образу жизни и которыми его соблюдение признавалось в современных условиях ненужным, да и невозможным.

Таким образом, у обследуемой когорты студентов преобладает низкий уровень здорового образа жизни, по-видимому, это связано как с социальными, так и личностными свойствами.

Некоторые авторы предлагают характеризовать студенчество с точки зрения типичных индивидуальных особенностей, задающих паттерн поведения, отношения к реальности, взаимодействия с социокультурным пространством. По данным А. Ю. Чернова и Н. И. Нефедовой [12], студенты более оптимистичны, жизнерадостны, но менее ответственны и добросовестны по сравнению с представителями возрастной группы 30—45-летних. В сфере общения студенты более эмоциональны, легче и быстрее устанавливают контакты, самоуверенны, часто проявляют напористость, более зависимы от группы. Выявлены гендерные различия — студентки более эмоциональны и тревожны.

Полученные при проведении опроса по методике САН данные приведены в табл. 3. Оценивая результаты самооценки в целом, можно отметить довольно высокий уровень самочувствия, активности и настроения у всех обследуемых. Анализ показателей САН по половым группам четко выявил динамику на снижение оценок самочувствия, активности и настроения у мужчин по сравнению с женщинами (р < 0,001). Это свидетельствует о том, что именно женщины в основном поддерживают здоровый образ жизни, занимаются физической культурой, спортом, туризмом, активно посещают фитнес-клубы.

Таблица 3

Самооценка студентов по методике САН, (М ± т)

Показатель Мужчины Женщины

Самочувствие 4,65±0,01 4,71 ±0,01***

Активность 4,76±0,01 4,83±0,01 ***

Настроение 4,69±0,01 4,85±0,01 ***

Примечание. Достоверные отличия *** - р с 0,001.

Результаты исследования подтверждают, что женщины должны стать объектом пристального внимание со стороны государства, его особой поддержки в плане

возможности реализации своих потребностей в области активного отдыха, физической культуры, спорта и туризма, укрепления здоровья, самочувствия, активности и настроения.

Таким образом, пропаганда здорового образа жизни как форма обучения поддержания и сохранения здоровья должна идти не от знания к поведению, а через активизацию побудительных механизмов, включающих ряд других феноменов духовного мира, что, в свою очередь, обеспечит успешность адаптации к новым условиям жизнедеятельности, уровень которой определяет степень интегрированности личности в социальную и учебную среду, и что в конечном итоге определит более высокую самооценку качества жизни.

Список литературы

1. Агаджанян Н. А. Здоровье студентов / Н. А. Агаджанян, В. П. Дегтярев, И. В. Радыш и др. — М. : Изд-во РУДН, 1997. - 199 с.

2. Агаджанян Н. А. Экология, здоровье, качество жизни I Н. А. Агаджанян, Г. П. Ступаков, И. Б. Ушаков и др. — М. ; Астрахань : Изд-во АГМА, 1996. — 260 с.

3. Егорычев А. О. Здоровье студентов с позиции профессионализма / А. О. Егорычев, Б. Н. Пенцик, К. А. Бондаренко, Ю. А Смирнова // Теория и практика физической культуры. — 2003. — № 2. — С. 53—56.

4. Миннибаев Т. Ш. Интенсификация процесса обучения и здоровье студентов / Т. Ш. Миннибаев, Л. Ю. Кузнецова, А. А. Силаев // Материалы 3-й Всероссийской научной конференции «Медико-биоло-гические и психолого-педагогические аспекты адаптации социализации человека». — Волгоград, 2004.

- С. 179-180.

5. Новак Е. С. Здоровье студенческой молодежи как социальная проблема / Е. С. Новак // Вестник ВолГУ. — 2001. - Сер. 7. Вып. 1. - С. 125-133.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Новик А. А. Концепция исследования качества жизни в медицине / А. А. Новик, Т. И. Ионова, П. Кайнд. — СПб. : ЭЛБИ, 1999. - 140 с.

7. Петров В. И. Проблемы качества жизни в биоэтике I В. И. Петров, Н. Н. Седова. — Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2001. - 96 с.

8. Радыш И. В. Особенности репродуктивной функции у женщин из различных климатогеографических регионов при адаптации к условиям средней полосы России / И. В. Радыш, А. М. Ходорович, Ю. П. Старшинов // Материалы 2-й Всероссийской научной конференции «Медико-биологические и психолого-педагогические аспекты адаптации социализации человека». — Волгоград, 2003. - С. 177-178.

9. Сенкевич Н. Ю. Оценка влияния образовательных программ в пульмонологии на качество жизни больных бронхиальной астмой (первый опыт применения в России опросника БЕ-Зб) / Н. Ю. Сенкевич, А. С. Белевский, А. Г. Чучалин // Пульмонология. — 1997. — № 12. —

С. 43-45.

10. Ушаков И. Б. Провинция: качество жизни и здоровье студентов / И. Б. Ушаков, Н. В. Соколова, А. Н. Корденко и др. — М. ; Воронеж : Изд-во «Истоки», 2002. - 151 с.

11. Фофанова К. В. Качество жизни как проблема этико-социологического анализа / К. В. Фофанова //Техно-

логии качества жизни. — 2003. — Т. 3. № 2. — С. 37—44.

12. Чернов А. Ю. Отношение студентов к социальному пространству / А. Ю. Чернов, Н. И. Нефедова // Материалы научной конференции «Медико-биологические, культурологические и психолого-педагогические аспекты адаптации зарубежных студентов». — Волгоград : Перемена, 2001. - С. 154-155.

13. Соссо G. Evolution Quality of life in Asthma / G. Соссо, E D’Agostino, L. Piotti // Eur. Respir. Rev. - 1993. -Vol. 14, N 3. - P. 369-372.

14. Seed P. Quality of life / P. Seed, G. Lloyd. — London : Jessica Kingsley Publishers, 1997. — 465 p.

15. The WHOQOL Group. The Health Organization Quality of Life Assessment (WHOQOL): Position paper from the World Health Organization // Social Science and Medicine.

- 1995. - Vol. 41. - P. 1403-1409.

16. Torrens G. W. Utility approach to measureing health

- related Quolity of Life / G. W Torrens // J. Chron. Dis.

- 1987. - Vol. 40, N 6. - P. 593-600.

17. Ware J. E. The MOS 36-item short-form health survey (SF-36). Conceptual framework and item selection / J. E. Ware, C. D. Sherburne // Med. Care. —1992. — Vol. 30. - P. 437-483.

18. Watson S. M. Comparing the Quality of life of school-age children with and without disabilities / S. M. Watson, К D. Keith // Ment.-Retard. - 2002. - Vol. 40, N 4. -P. 304-312

19. Yeh С. I. Taiwanese student’ gender, age, interdependent self-construal, and collective self-esteem as predictors of professional psychological help-seeking attitudes / С. I. Yeh // Cultur. Divers. Ethnic. Minor. — 2002. — Vol. 8, N 1. - P. 19-29.

QUALITY AND IMAGE OF LIFE IN STUDENT’S N. A. Agadzhanyan, I. V. Radysh

People’s friendship university of Russia, Moscow

675 practically healthy student's aged 17 to 26 years (298 men and 377 women) are surveyed. The estimation quality of life students was spent by the MOS 36-item short-form health survey (SF-36). The comparative analysis has shown, that some parameters quality of life in the women exceeded those in the men. We believe, that the similar results are caused combines with influence at once of several factors. First, skill of the women it is rational to organize the schedule of day. Secondly, they concern to study more responsibly. The analysis of parameters SAN on sexual groups, precisely has revealed changes on decrease of estimations the feels, activity and mood in the men, in comparison with the women. Is established, that the high level of healthy image of life is inherent 8,7 % surveyed, average level - 37,6 %, low - 48,8 % and lowest level - 4,9 % student's, to which the negative and passive attitude to the healthy image of life is peculiar.

Keywords: quality of life, health, students, image of life, feels, activity, mood.

Контактная информация:

Радыиг Иван Васильевич — доктор медицинских наук, профессор, кафедра нормальной физиологии медицинского факультета Российского университета дружбы народов

Адрес: 117198, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 8

Тел. (495) 434-52-66

E-mail: iradvsh@mail.ru

Статья поступила 24.10.2008 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.