Научная статья на тему 'Качество государственных услуг в цифровой экономике'

Качество государственных услуг в цифровой экономике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1072
171
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Базис
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ УСЛУГИ / PUBLIC SERVICES / КАЧЕСТВО ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ / QUALITY OF PUBLIC SERVICES / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / DIGITAL ECONOMY / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / DIGITAL TECHNOLOGIES / ЭЛЕКТРОННЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ УСЛУГИ / ELECTRONIC PUBLIC SERVICES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Земскова Ирина Анатольевна

В статье рассматривается процесс перехода государственных услуг в интернет-пространство. Обозначены тенденции потребительского влияния на процесс оказания государственных услуг, формирующие рынок будущих государственных услуг. Выдвинуто мнение о необходимости инвестиций в кадровый состав государственных органов. Сделан вывод о том, что современные трансформации ведут к изменению модели работы государственных органов, расширению классического услугового набора и выходу за границы представления классического государственного органа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE QUALITY OF PUBLIC SERVICES IN THE DIGITAL ECONOMY

The article examines the process of transition of public services to the Internet space. The tendencies of consumer influence on the process of rendering public services, forming the market of future public services, are indicated. An opinion was expressed on the need for investment in the staff of state bodies. It is concluded that modern transformations lead to a change in the model of the work of state bodies, the expansion of the classical service set and the way out of the boundaries of the representation of the classical state organ.

Текст научной работы на тему «Качество государственных услуг в цифровой экономике»



■ SISH^ '

УДК 338.465

о о

X

О |_

о m о

m

КАЧЕСТВО ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ В ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ

THE QUALITY OF PUBLIC SERVICES IN THE DIGITAL ECONOMY

© Земскова Ирина Анатольевна

Irina A. Zemskova

старший преподаватель кафедры таможенного дела, Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г. В. Плеханова.

Senior Lecturer of the Department of Customs, Saratov Socio-Economic Institute (branch) of Plekhanov Russian University of Economics.

И zemskova.iren@mail.ru

Аннотация. В статье рассматривается процесс перехода государственных услуг в интернет-пространство. Обозначены тенденции потребительского влияния на процесс оказания государственных услуг, формирующие рынок будущих государственных услуг. Выдвинуто мнение о необходимости инвестиций в кадровый состав государственных органов. Сделан вывод о том, что современные трансформации ведут к изменению модели работы государственных органов, расширению классическогоуслугового набора и выходу за границы представления классического государственного органа.

Ключевые слова: государственные услуги, качество государственных услуг, цифровая экономика, цифровые технологии, электронные государственные услуги.

Современные информационные технологии кардинально меняют привычные жизненные устои, как простых граждан в частности, так и государства в целом. Государственное управление в первую очередь направлено на улучшение жизни своих граждан, повышая качество товаров и услуг. С применением современных цифровых технологий при их производстве и оказании выполнение этой задачи становится реализуемо.

В реалиях сегодняшнего дня все чаще используется понятие «цифровая экономика», под которой можно понимать систему социальных, экономических и культурных отношений, основанных на применении цифровых технологий.

Анализируя опыт многих зарубежных стран, можно сказать, что на-

Abstract. The article examines the process of transition of public services to the Internet space. The tendencies of consumer influence on the process of rendering public services, forming the market of future public services, are indicated. An opinion was expressed on the need for investment in the staff of state bodies. It is concluded that modern transformations lead to a change in the model of the work of state bodies, the expansion of the classical service set and the way out of the boundaries of the representation of the classical state organ.

Key words: public services, quality of public services, digital economy, digital technologies, electronic public services.

циональные планы цифровой трансформации и развития цифровой экономики существуют во многих из них - Великобритании, Франции, Германии и др. Более того, в правительствах многих западных стран уже несколько лет существуют министры по цифровой экономике, которые координируют выполнение планов и программ цифровой трансформации. Происходящие в экономике и общественной жизни изменения, связанные с развитием цифровых технологий, столь масштабны и стремительны, что без инициативы и координации на государственном уровне не обойтись [12].

Для поддержания национальных интересов, информационного и технологического суверенитета, а также конкурентоспособности Российской Федерации на мировой арене необходимо использовать цифровые технологии. Россия стратегически не только не может себе позволить отставание в развитии цифровых и других сквозных технологиях (сейчас отста-

вание от стран-лидеров составляет 5-8 лет), но и должна воспользоваться случаем для того, чтобы сделав технологический рывок, приблизиться и в каких-то сегментах даже обогнать страны-лидеры.

Развитие цифровой экономики в России возможно путём применения современных технологий: нейротехнологии, систему Big Data, искусственно интеллект, электронные алгоритмы на основе блокчейна, систему распределённого реестра, робототехнику, сенсорику, промышленный интернет, беспроводную связь, виртуальную и дополненную реальности.

С целью реализации поставленных задач летом 2017 года была принята программа «Цифровая экономика Российской Федерации». Направление «Цифровая экономика» включено в перечень основных направлений стратегического развития Российской Федерации до 2018 года и на период до 2025 года, а также в Стратегию развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы.

По словам президента В. Путина программа «Цифровая экономика РФ» призвана стать основой для развития системы государственного управления, экономики, бизнеса, социальной сферы, всего общества в целом [9]. Согласно высказываниям Д. Медведева «Цель программы - организовать системное развитие и внедрение цифровых технологий во всех областях жизни -и в экономике, и в предпринимательстве, как социальной деятельности и в государственном управлении, социальной сфере и в городском хозяйстве. Перевод экономики в цифру - вопрос нашей глобальной конкурентоспособности и национальной безопасности. Горизонт исполнения программы 2024 год» [8].

Схема взаимодействия участников программы «Цифровая экономика» представлена на рис. 1.

Планируется, что программа будет дополняться соответствующими разделами по отраслям экономики (сферам деятельности). В связи с этим, предлагается уделить внимание электронной коммерции, включая создание российской платформы электронной торговли, логистической инфраструктуры интернет-торговли, обеспечение сертификации и лицензирования ввозимых товаров и услуг, обеспечение трансграничных платежей, в том числе с использованием национальной системы платёжных карт. В условиях создания зон свободной торговли в рамках ЕАЭС, ШОС и БРИКС государственное регулирование цифровой торговли становится важным направлением с точки зрения обеспечения защиты потребителей, соблюдения прав на интеллектуальную собственность, прозрачности и безопасности трансграничной интернет-торговли. Кроме того, предлагается добавить «Сельское хозяйство» как одну из стратегических отраслей для России (как с точки зрения обеспечения продовольственной безопасности, так и получения доходов от экспортной выручки, которая уже в течение 2-х лет превышает объем выручки от экспорта вооружения), имеющей очень высокий потенциал для цифровизации - от цифровых систем мониторинга и контроля («точное земледелие» и «точное животноводство») на основе интернета вещей, до беспилотной сельскохозяйственной техники и беспилотных летательных аппаратов. Соответственно, должно быть предусмотрено финансирование на указанные направления.

В Программе определены цели и задачи по восьми направлениям развития цифровой экономики в России. Однако, по мнению российских ИТ-экспертов к этой программе есть замечания [12]. Стоит согласиться с их мнением о том, что приоритеты расставлены неправильно. Приоритетом в Программе должна быть подготовка кадров, образование, исследования

Рис. 1. Схема взаимодействия участников программы «Цифровая экономика» (источник - презентация «Росатома») [6]

■ SISH^'

о о

X :LU

о

О

m

о

LQ

и разработки, цифровое здравоохранение, которые повлекут за собой естественное развитие информационной инфраструктуры с учётом должных мер в области информационной безопасности. Базой цифровой экономики являются все те же рыночные механизмы, и с этой позиции важно не допустить со стороны государства попытки замены их на инструменты «ручного» управления.

Формированию ресурсного обеспечения будущих прикладных и практических исследований, разработок в области инфраструктуры, безопасности, умных городов и т.д. будет способствовать подготовка кадров, в виде инвестиций в образование и здравоохранение.

Следующим недостатком Программы является наличие в ней положения о необходимости хранения и обработки информации, создаваемой органами государственной власти и местного самоуправления, в единой государственной облачной системе. На основании этого пункта отечественные ИТ-компании лишаются возможности конкурировать с государственными органами в выполнении различного рода работ в этой области. Тем самым, ограничивается их возможный рост и развитие по направлениям, связанным с поставкой и внедрением программного и аппаратного обеспечения, предоставлением комплексных ИТ-услуг.

К недостаткам Программы можно также отнести отсутствие мер, направленных на закрепление ответственности операторов государственных информационных систем за качество, полноту, доступность и безопасность данных, хранимых на вверенных им информационных ресурсах.

Основными направлениями успешного внедрения цифровой экономики необходимо ликвидировать препятствия для полноценного развития цифровой инфраструктуры, а также обеспечить поддержку технологий «Big Data», квантовых компьютеров, искусственного интеллекта и новых производственных методов.

В соответствии с программой в России должно появиться десять высокотехнологичных предприятий и десять цифровых платформ для основных отраслей экономики, высшие учебные заведения будут выпускать более 120 тыс. специалистов в сфере IT

в год, а «доля населения, обладающего цифровыми навыками», составит 40% [8].

Развитие цифровых технологий играют все большую роль в предоставлении государственных услуг. Возможности, которые стоят за дальнейшим развитием цифровых технологий, заставляют правительства, компании и отдельных потребителей адаптироваться к новой реальности. В этих условиях со стороны государства требуется пересмотреть процесс оказания государственных услуг. Потребитель становится не просто объектом, поглощающим воздействие со стороны государства в виде оказанных государственных услуг. Он трансформировался в равноправного государству субъекта, для которого важно качество оказываемых государственных услуг, выдвигающего свои требования и ожидающего соответствия качества государственных услуг этим требованиям.

Влияние цифровых технологий на поведенческие шаблоны потребителей достаточно велико и может быть выражено следующими постулатами. Во-первых, это очень быстрый доступ к сведениям. Любой человек с мобильным телефоном может оперативно найти информацию и затем моментальной ею поделиться с тысячами других пользователей. Во-вторых, новые каналы и инструменты взаимодействия: текстовые сообщения, лайки и репосты, видеоконтент. Такая среда формирует повседневный потребительский опыт, стиль общения и привычки. Представление о скорости обслуживания и его качестве у клиентов формируется на основании опыта в онлайне. Потребители также хотят общаться и с государственными и муниципальными органами. В-третьих, применение подобных технологий сильно ускоряет все жизненные процессы, что в свою очередь ведёт к уменьшению свободного времени. И в этом есть определённый парадокс: чем быстрее и легче мы получаем доступ к информации, тем меньше у нас времени [2].

В современном мире потребители государственных услуг становятся все более занятыми и более информированными, могут сами выбрать необходимые услуги, опираются на опыт большого количества других потребителей. Потребительское влияние провоцирует изменения в процессе оказания государственных услуг, основные направления которых считаем целесообразным рассмотреть.

Первым шагом к цифровой среде стал «разворот» к потребителю и его запросам. Если раньше государственные услуги оказывались в первую очередь как реализация государственного заказа, то теперь на первый план выходит клиент. Все действия государственных органов направлены на удовлетворение запросов потребителей. В случае неудовлетворения или же некачественного удовлетворения потребностей клиентов, никакая локация государственного органа не поможет, и один негативный пост в социальной сети может собрать больше про-

смотров, чем тщательно спланированное рекламное сообщение.

Таким образом, первоочередной задачей создания цифровой среды являются не суперинновации, а качественный клиентоориентирован-ный подход. Например, в государственных органах он выражается в удобных услугах, простых процессах, оперативном решении клиентских запросов. Можно говорить о появлении новой философии деятельности государственных органов, которая заключается в ориентации на качественное удовлетворение запросов потребителей. Однако, несмотря на эту новую философию оказания государственных услуг, в деятельности государственных органов жёстко регламентирована все процессы: миллионы заявителей, миллиарды операций разного рода, и высока цена ошибки. В этой связи необходимо консолидация чётких процессов и клиентоори-ентированности.

Это особенно актуально для крупных государственных органов, предлагающих большой набор услуг для разных клиентских сегментов. Верным решением для таких органов выступают инвестиции в свой персонал. Компетентные и высококвалифицированные сотрудники внесут правильные изменения в чётко регламентированные процессы и оптимизируют их под интересы потребителя государственных услуг.

Совсем недавно сотрудники государственных органов в России ещё не знали, что такое стандарт клиентского обслуживания. Государственные работники не понимали, что вежливость и внимание - это не просто правила хорошего тона, но и важная составляющая сервиса. Передовые бизнес-компании начали внедрять стандарты обслуживания, скрипты, обязательные «спасибо за покупку» или «чем ещё я могу вам помочь». Прошло время, и сейчас такие «заскриптованные» операторы напоминают клиентам живых роботов и вызывают лёгкое раздражение. В современных же условиях на государственные должности необходимо нанимать людей, разделяющих ценности работодателя - государства, профессионально обучать их с тем, чтобы они персонифицировано подходили к каждому потребителю. Это единственный путь к качественному сервису и правильной эмоциональной наполненности деятельности. Применение цифровых технологий требует качественно новых людей. Конкуренция за них на рынке будет расти в разы. Укрепление кадрового потенциала и формирование профессионального кадрового состава государственных органов является основой обеспечения предоставления качественных государственных услуг [3].

Одним из составляющих качественного оказания государственных услуг выступает использование новейших информационных технологий. Использование информационных технологий повышает интерактивность и эффективность общения с заявителями через офици-

альные сайты госорганов, обеспечивает более широкий доступ к государственным услугам и в конечном счёте снижает затраты на их получение [1].

Однако, «несмотря на очевидные достоинства внедрения в процесс производства и потребления, проявляются существенные недостатки реализации информационных технологий, многие из которых имеют рискованный характер» [7].

Цифровая экономика требует качественного улучшения удалённых сервисов. Современный сервис государственных органов должен быть многоканальным, то есть доступным для клиента там, где ему это удобно. Эту возможность предоставляет современные технологии. Качественный государственный сервис должен быть доступен во всех форматах: офис, кол-центр, Facebook, Instagram, Telegram, WhatsApp, Viber, чат, электронная почта и в других сервисах, которыми массово пользуются потребители.

Сейчас запрос через мессенджер и ответ в течение нескольких минут - это норма. Темпы жизни возрастают, у потребителей с высокой занятостью нет возможности тратить время на решение простых вопросов. Однако здесь существует опасность «перенаправления» клиентов из канала в канал, заставляя клиента повторять одно и то же. Для того чтобы избежать такой проблемы необходимо - опять же укомплектовать штат опытными квалифицированными сотрудниками.

Для того, чтобы быть в тренде цифровой экономики, государственным органам нужно чётко отслеживать потраченное потребителем время и привлекая новейшие цифровые технологии максимально его экономить. Если покупка авиабилетов или выбор отеля ещё могут быть для кого-то приятны (ведь мысли об отпуске всегда радуют), то думать о коммунальных платежах и налогах не хочется совсем. Банки одними из первых начали монетизировать желание людей исключить рутину из жизни: они предлагают автоплатежи, сервисы для оплаты штрафов, налогов, коммуналки и т. д. [5].

Такие же тенденции существуют и в других сервисных компаниях. Например, в отношении предоставления государственных услуг уже существуют предложения об изменении подхода и перехода от заявительного характера государственных услуг к уведомительному. Идея в том, чтобы государственные услуги предоставлялись в автоматическом режиме. Будущее системы оказания государственных услуг может охарактеризовать такой пример. Есть карточка беременной, потом по базе данных она перешла в роддом, оттуда информация ушла в ЗАГС и другие органы по выплате пособий, и женщине не надо самой никуда обращаться, денежные средства автоматически должны прийти ей на карту, без участия живого человека.

■ SISH^'

о о

X :LU

о l_

О

m

о

ш

Внедрение цифровых технологий направлено на то, чтобы потребители забыли обо всем, что лишено эмоций и интереса для них. Все, что направлено на удовлетворение запросов потребителей должно стать либо совсем «effortless» (то есть не требующим никаких усилий), либо эмоционально наполненным (люди должны захотеть этим воспользоваться - получать эмоции от процесса) [5].

Однако сохранятся те услуги, которые человек захочет получить у реального сотрудника. В государственных органах - это сложные услуги, такие как начисление и оформление пенсии, управление пенсионными отчислениями и т. д. Перед сотрудниками государственных органов в процессе оказания услуг уже сейчас поставлена главная задача, которая заключается в персонализированном подходе, в том числе и для того, чтобы иметь возможность рассказать обо всех тех функциях, которые клиенты могут получить удалённо. Ведь чем более продвинутое онлайн-обслуживание, чем больше функций, тем больше времени нужно инвестировать в то, чтобы помочь клиентам с ним разобраться.

В качестве примера можно привести магазины бытовой техники, одежды и книжные магазины. В этих областях очевиден взрывной рост электронной коммерции, но в тоже время доля продаж в стандартных магазинах все равно достаточно значительная. Где-то баланс уже найден, а где-то доля электронного бизнеса будет ещё увеличиваться. Это произойдёт и в государственных структурах. В ближайшее время львиная доля оказания простых государственных услуг перейдёт в каналы самообслуживания, просто потому что клиентам так будет удобнее. Количество потребителей, которым это интересно, постоянно растёт, и опыт развитых рынков говорит о том, что доля электронных государственных услуг может достичь 80%.

Хотя, согласно Указу Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» (пункт «в») [11], доля граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, должна достигнуть значения не менее 70% к 2018 году. Госпрограмма «Информационное общество» устанавливает промежуточные показатели достижения этого указа. В 2015 году доля пользователей электронных го-

сударственных услуг должна была составлять 40%, в 2016 - 50%, в 2017 - 60% [10].

В среднем по России согласно данным Минкомсвязи по итогам 2015 года электронные государственные услуги используют 39,6% населения, тогда как по результатам 2016 года этот показатель был на уровне 51,3%. Более 50% россиян стали пользователями электронных государственных услуг. В обще сложности этот показатель преодолело более 30 регионов России. На первом месте находится Татарстан (79,7%) (как и в 2015 году), на втором - Ханты-Мансийский автономный округ (74,1%), третье место занимает Чувашия (69%) [1].

Наибольшее увеличение пользователей электронных государственных услуг с 27% до 74,1% произошло в ХМАО, в Ингушетии - с 8,5 % до 54% и в Курской области с 13,1 % до 53,8%.

В Приволжском федеральном округе лидирующую позицию занимает Республика Татарстан, а Саратовская область находится на последнем месте.

За 2016 год показатели ухудшились сразу у 10 регионов: Ямало-Ненецкий автономный округ, Республика Тыва, Алтайский край, Архангельская, Мурманская, Калининградская, Курганская, Псковская, Ленинградская и Саратовская области.

Ниже всех показатели у трёх регионов: Еврейской автономной области (16%), Карачаево-Черкесской республике (19,3%) и Ненецком

автономном округе (19,4%

Использование информационных технологий повышает интерактивность и эффективность общения с заявителями через официальные сайты госорганов, обеспечивает более широкий доступ к государственным услугам и в конечном счёте снижает затраты на их получение [4].

Целесообразно подчеркнуть, что использование цифровых технологий само по себе не предполагает безусловного выигрыша. Несмотря на современные тенденции, существующие цифровые технологии, детальную проработку вопросов их применения, целостный подход к интеграции цифровых технологий в экономическую и социальную жизнь общества ещё не разработан. Таким образом, определение наиболее эффективного и адекватного набора мер по наиболее безболезненному внедрению цифровой экономики и эффективному её использованию можно считать задачей для представителей правящих кругов Российской Федерации.

В современных условиях слово «цифровой» ассоциируется с программными приложениями, «большими данными», трёхмерной печатью, «облаком» или другими цифровыми технологиями. Все эти ассоциации одновременно правильны и неправильны, так как гораздо важнее не отдельные результаты цифровой революции, а их кумулятивный эффект, изменяющий саму сущность процессов оказания государственных услуг. При этом важно пони-

мать, что цифровизация - это не только автоматизация классических процессов оказания государственных услуг и выход в новые каналы. Это, по сути, изменение модели работы государственных органов, расширение классического набора услуг и выход за границы представления классического государственного органа.

Основная задача цифровой экономики -использовать технологии для увеличения продуктивности экономики, при одновременном обеспечении более равномерного распределения полученных таким образом благ и преимуществ.

Материалы поступили в редакцию 21.11.2017 г.

Библиографический список (References)

1. Костылева Т. По расчётам Росстата, значение показателя «доля граждан РФ, использующих электронные госуслуги» превысило 50% [Электронный ресурс]. URL: http://d-russia.ru/ rosstat-zafiksiroval-perevypolnenie-plana-dostich-v-2016-g-50-dlya-pokazatelya-dolya-grazhdan-ispolzuyushhih-elektronnye-gosuslugi.html (дата обращения: 06.10.2017).

2. Фрэсс Э., Мишлен А., Эрбланг-Ротару И.

Все о... Business is digital Now! [Электронный ресурс]. URL: http://rutlib2.com/book/i6575/p/3i (дата обращения: 17.11.2017).

3. Земскова И. А. Влияние качества государственных услуг на обеспечение экономической безопасности / И. А. Земскова // Информационная безопасность регионов. 2016. № 1 (22). С. 52-57. ISSN 1995-5731.

4. Земскова И. А. Факторный анализ качества государственных услуг / И. А. Земскова // Казанский социально-гуманитарный вестник. 2016. № 6. С. 48-51. ISSN 2079-5912.

5. Капустин А. Диджитализация: как требовательные клиенты делают банки лучше [Электронный ресурс]. URL: http://www.forbes. ru/finansy-i-investicii/347429-didzhitalizaciya-kak-trebovatelnye-klienty-delayut-banki-luchshe (дата обращения: 17.11.2017).

6. Кто и как управляет развитием цифровой экономики [Электронный ресурс] // Tadviser : сайт. URL: http://www.tadviser.ru/index.php/ Статья: Кто_и_как_управляет_развитием_циф-ровой_экономики (дата обращения: 28.09.2017).

7. Манахова И. В. Глобальные риски информационной экономики / И. В. Манахова // Информационная безопасность регионов. 2015. № 2 (19). С. 62-70. ISSN 1995-5731.

8. Медведев утвердил программу «Цифровая экономика» [Электронный ресурс] // Информационное агентство России : сайт. URL: http://www.tass.ru/ekonomika/4451565 (дата обращения: 15.10.2017).

9. Путин В. В. Заседание Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 5 июля 2017 года [Электронный ресурс]. URL: http://

1. Kostyleva T. Po raschjotam Rosstata, znachenie pokazatelja «dolja grazhdan RF, ispol'zujushhih jelektronnye gosuslugi» prevysilo 50% [According to the calculations of Rosstat, the value of the indicator «the share of citizens using e-government services» exceeded 50%]. URL: http://d-russia. ru/rosstat-zafiksiroval-perevypolnenie-plana-dostich-v-20i6-g-50-dlya-pokazatelya-dolya-grazhdan-ispolzuyushhih-elektronnye-gosuslugi. html (accessed 06 October, 2017).

2. Frjess Je., Mishlen A., Jerblang-Rotaru I. Vse o... Business is digital Now! [All about... Business is digital Now!]. URL: http://rutlib2.com/ book/i6575/p/3i (data obrashhenija: 17.11.2017) (accessed 17 November, 2017).

3. Zemskova I. A. (2016). Vlijanie kachestva gosudarstvennyh uslug na obespechenie jekonomicheskoj bezopasnosti [The influence of the quality of public services on economic security]. Informacionnaja bezopasnost' regionov. No 1 (22). P. 52-57. ISSN 1995-5731.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Zemskova I. A. (2016). Faktornyj analiz kachestva gosudarstvennyh uslug [Factor analysis of quality of public services]. Kazanskij social'no-gumanitarnyj vestnik. No 6. P. 48-51. ISSN 20795912.

5. Kapustin A. Didzhitalizacija: kak trebovatel'nye klienty delajut banki luchshe [Digitalization: as customers are demanding the banks do better]. URL: http://www.forbes.ru/finansy-i-investicii/347429-didzhitalizaciya-kak-trebovatelnye-klienty-delayut-banki-luchshe (accessed 17 November, 2017).

6. Kto i kak upravljaet razvitiem cifrovcj jekonomiki [Who and how manages the development of the digital economy]. URL: http://www.tadviser. ru/index.php/Stat'ja: Kto_i_kak_upravljaet_ razvitiem_cifrovoj_jekonomiki (accessed 28 September, 2017).

7. Manahova I. V. (2015). Global'nye riski informacionnoj jekonomiki [Global risks of the information economy]. Informacionnaja bezopasnost' regionov. No 2 (19). P. 62-70. ISSN

1995-5731.

8. Medvedev utverdil programmu «Cifrovaja jekonomika» [Medvedev approved the program «Digital economy»]. URL: http://www.tass.ru/ ekonomika/4451565 (accessed 15 October, 2017).

9. Putin V. V. Zasedanie Soveta pri Prezidente Rossijskoj Federacii po strategicheskomu razvitiju i prioritetnym proektam ot 5 ijulja 2017 goda [Vladimir Putin Meeting of the presidential Council

о о

X

О

о m о

■ SISH^ '

kremlin.ru/events/president/news/54983 (дата обращения: 08.07.2017).

10. Стратегия социально-экономического развития Спасского муниципального района Республики Татарстан на 2016-2021 годы и плановый период до 2030 года [Электронный ресурс] // LEXPRO. URL: http://www.online.lexpro. ru/document/25309277 (дата обращения: 10.05.2017).

11. Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления : указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 601 // Российская газета. 2012. 09 мая. № 102.

12. Цифровая экономика России [Электронный ресурс] // Tadviser : сайт. URL: http://www.tadviser.ru/index.php/ Статья:Цифровая_экономика_России (дата обращения: 17.10.2017).

of the Russian Federation for strategic development and priority projects dated July 5, 2017]. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/54983 (accessed 08 July, 2017).

10. Strategija social'no-jekonomicheskogo razvitija Spasskogo municipal'nogo rajona Respubliki Tatarstan na 2016-2021 gody i planovyj period do 2030 goda [Strategy for socio-economic development of the Spassky municipal district of the Republic of Tatarstan for the years 2016-2021 and the planning period till 2030 ]. URL: http://www. online.lexpro.ru/document/25309277 (accessed 10 May, 2017).

11. Ob osnovnyh napravlenijah sovershenstvovanija sistemy gosudarstvennogo upravlenija : ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 7 maja 2012 goda № 601 [About the main directions of improving the system of public administration. Decree of the President of the Russian Federation of 7 may 2012 No 601]. Rossijskajagazeta. 2012. 09 May. No 102.

12. Cifrovaja jekonomika Rossii [The digital economy of Russia]. URL: http://www.tadviser. ru/index.php/Stat'ja:Cifrovaja_jekonomika_Rossii (accessed 17 October, 2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.