Научная статья на тему 'КАЧЕСТВО ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ В ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ '

КАЧЕСТВО ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ В ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
38
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
государственные финансы / налогово-бюджетная политика / государственные расходы / налогово-бюджетное управление / государственный сектор экономики / public finances / fiscal policy / public spending / fiscal governance / expenditure efficiency / public sector

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — О.А. Окорокова, К.А. Швыдченко

Повышение качества государственных финансов (QPF) стало новым направлением деятельности европейских политиков. Этот акцент в значительной степени является ответом на подготовку европейских экономик к решению двойной проблемы старения населения и усиления воздействия глобальной конкуренции. Улучшение QPF призвано помочь решить обе проблемы: либо напрямую посредством бюджетной консолидации, пенсионных реформ и реформ расходов, либо косвенно путем создания условий для поддержки долгосрочного роста по мере того, как системы расходов и доходов становятся более эффективными и менее искажающими. На уровне ЕС, Пакт о стабильности и росте и Лиссабонская стратегия роста и создания рабочих мест предоставляют соответствующие инструменты для содействия такой политике, но на практике оба инструмента пока не уделяют особого внимания QPF, который является общим компонентом обоих инструментов. В статье обобщаются эмпирические данные о связях между QPF и экономическим ростом, анализируется, как государства-члены ЕС справляются с этими аспектами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE QUALITY OF PUBLIC FINANCE AND ECONOMIC GROWTH IN THE EUROPEAN UNION

Improving the quality of public finances (QPF) has become a new area of activity for European politicians. This emphasis is largely a response to the preparation of European economies to address the dual problem of population aging and the increasing impact of global competition. Improving QPF is designed to help solve both problems: either directly through fiscal consolidation, pension and spending reforms, or indirectly by creating conditions to support long-term growth as spending and revenue systems become more efficient and less distorting. At the EU level, the Stability and Growth Pact and the Lisbon Strategy for Growth and Job Creation provide the appropriate tools to promote such policies, but in practice both instruments do not yet pay much attention to QPF, which is a common component of both instruments. The article summarizes empirical data on the links between QPF and economic growth, analyzes how EU member states cope with these aspects.

Текст научной работы на тему «КАЧЕСТВО ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ В ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ »

2. Грачева Е. Ю., Актуальные проблемы финансового права в условиях цифровизации экономики Е.Ю. Грачева, Н.М. Артемов, Л.Л. Арзуманова. - М.: Проспект, 2020. - 256 с.

3. Избранные труды кафедры финансового права Российского государственного университета правосудия. Сборник статей / Цинделиани И. А. - М.: Проспект, 2018. - 368 с. References:

1. State and municipal financial control: Textbook / Fedchenko E. A. - M.: Prometheus, 2020. - 360 p.

2. Gracheva E. Yu., Actual problems of financial law in the conditions of digitalization of the economy E.Yu. Gracheva, N.M. Artemov, L.L. Arzumanova. - M.: Prospect, 2020. - 256 p.

3. Selected works of the Department of Financial Law of the Russian State University of Justice. Collection of articles / Tsindeliani I. A. - M.: Prospect, 2018 - 368 p.

DOI: 10.24412/2687-0991-2021-4-104-107

О.А. Окорокова - к.э.н., доцент кафедры финансов, ФГБОУ ВО Кубанский ГАУ okorokovaoa1986@mail.ru,

O.A. Okorokova - Associate Professor of the Department of Finance, FSBEI HE Kuban SAU; КА. Швыдченко - обучающаяся факультета управления, ФГБОУ ВО Кубанский ГАУ, kristina20144@rambler.ru,

K.A. Shvydchenko - student of the Faculty of Management, FSBEI HE Kuban SAU.

КАЧЕСТВО ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ В ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ THE QUALITY OF PUBLIC FINANCE AND ECONOMIC GROWTH IN THE EUROPEAN UNION

Аннотация. Повышение качества государственных финансов (QPF) стало новым направлением деятельности европейских политиков. Этот акцент в значительной степени является ответом на подготовку европейских экономик к решению двойной проблемы старения населения и усиления воздействия глобальной конкуренции. Улучшение QPF призвано помочь решить обе проблемы: либо напрямую посредством бюджетной консолидации, пенсионных реформ и реформ расходов, либо косвенно путем создания условий для поддержки долгосрочного роста по мере того, как системы расходов и доходов становятся более эффективными и менее искажающими. На уровне ЕС, Пакт о стабильности и росте и Лиссабонская стратегия роста и создания рабочих мест предоставляют соответствующие инструменты для содействия такой политике, но на практике оба инструмента пока не уделяют особого внимания QPF, который является общим компонентом обоих инструментов. В статье обобщаются эмпирические данные о связях между QPF и экономическим ростом, анализируется, как государства-члены ЕС справляются с этими аспектами.

Abstract. Improving the quality of public finances (QPF) has become a new area of activity for European politicians. This emphasis is largely a response to the preparation of European economies to address the dual problem of population aging and the increasing impact of global competition. Improving QPF is designed to help solve both problems: either directly through fiscal consolidation, pension and spending reforms, or indirectly by creating conditions to support long-term growth as spending and revenue systems become more efficient and less distorting. At the EU level, the Stability and Growth Pact and the Lisbon Strategy for Growth and Job Creation provide the appropriate tools to promote such policies, but in practice both instruments do not yet pay much attention to QPF, which is a common component of both instruments. The article summarizes empirical data on the links between QPF and economic growth, analyzes how EU member states cope with these aspects.

Ключевые слова: государственные финансы, налогово-бюджетная политика, государственные расходы, налогово-бюджетное управление, государственный сектор экономики.

Keywords: public finances, fiscal policy, public spending, fiscal governance, expenditure efficiency, public sector.

Каким образом налогово-бюджетная политика может поддерживать устойчивый долгосрочный экономический рост, в то же время, обеспечивая общепризнанную цель устойчивого финансового положения? Этот вопрос в 21-ом веке возник в качестве нового координационного центра для политиков Европейского Союза и часто рассматривается под заголовком «улучшение качества государственных финансов» (QPF). Качество государственных финансов (QPF) - это многогранная концепция. Его можно рассматривать как охватывающий все механизмы и операции налогово-бюджетной политики, которые поддерживают макроэкономические цели налогово-бюджетной политики, в частности, долгосрочный экономический рост. QPF включает в себя политики, которые не только обеспечивают надежные бюджетные позиции и долгосрочную устойчивость, но и те, которые повышают производственный потенциал и помогают экономике адаптироваться к потрясениям.

Для достижения этих результатов необходимо эффективно и действенно использовать общественные ресурсы. В то же время правительства должны проводить политику в области расходов и доходов таким образом, чтобы создавать стимулы для эффективного функционирования рынков труда, товаров и услуг. QPF можно рассматривать как охватывающий все механизмы и операции налогово-бюджетной политики, которые поддерживают макроэкономические цели, в частности, долгосрочный экономический рост. Таким образом, в отличие от прошлых дискуссий о краткосрочном воздействии налогово-бюджетной политики на совокупный спрос, QPF фокусируется на роли налогово-бюджетной политики в повышении долгосрочного потенциала роста. Этот сдвиг в значительной степени отражает необходимость подготовить европейские экономики к решению двойной задачи: их стареющего населения.

Важная роль, которую должна играть фискальная политика в этом отношении, уже признана в рамках экономического и налогового управления ЕС. В частности, Лиссабонская стратегия роста и занятости подчеркивает взаимосвязь между налогово-бюджетной политикой и структурными реформами и предлагает несколько направлений налогово-бюджетной политики для поддержки роста, в том числе более пристальное внимание к категориям государственных расходов и налоговым структурам, способствующим росту, а также механизмам повышения эффективности. В то же время в пересмотренном Пакте о стабильности и росте (ПСР) подчеркивается важность нескольких параметров QPF для эффективного внедрения системы налоговобюджетного надзора ЕС.

В прошлом проводился большой анализ индивидуальных связей между налогово-бюджетной политикой и экономическим ростом, но отсутствовал систематический и всеобъемлющий подход, который мог бы служить основой для улучшения налогово-бюджетного надзора.

Несмотря на то, что связи между различными измерениями QPF и роста, с одной стороны, и между различными измерениями QPF, с другой стороны, очень сложны и еще не всегда полностью поняты, выявился ряд эмпирических закономерностей, таких как: потенциальная одновременность экономического роста и QPF и временное отставание между реализацией политики и ее воздействием.

Размер государственного сектора также имеет тенденцию влиять на экономический рост, особенно в сочетании с недостатками в других измерениях QPF. Ясно, что размер государственного сектора отражает прошлый и текущий политический курс, выходящий за рамки макроэкономической цели устойчивого экономического роста. В частности, важную роль также играют соображения распределения доходов и социальной сплоченности, и некоторым странам удалось добиться одновременного достижения обеих целей. Однако в среднем эмпирические исследования показывают, что, когда государственный сектор увеличивается он, как правило, препятствует долгосрочному росту, поскольку часто идет рука об руку с более высоким налоговым бременем и неэффективным государственным управлением. Таким образом, в целом необходимо учитывать одновременно множество факторов, таких как другие цели политики, типы финансирования и эффективность расходов.

Прочная и устойчивая финансовая позиция являются предпосылками для роста в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Фискальная система ЕС опирается на эту связь. Имеющиеся данные позволяют предположить, что в странах с плохими финансовыми показателями частные инвестиции в меньшей степени являются движущей силой роста. Это указывает на возможный эффект вытеснения.

Хотя и размер государственного сектора, и долг / дефицит могут препятствовать росту, важным условным фактором является состав и эффективность государственных расходов. Как теоретические, так и эмпирические исследования показывают, что рост может поддерживаться, если государственные расходы ориентированы на инвестиции. Это может быть особенно актуально для инвестиций в человеческий капитал (через расходы на образование и здравоохранение), технический прогресс (расходы на Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы) и государственную инфраструктуру. Однако данные также свидетельствуют о том, что связь между объемом расходов в этих областях и экономическим ростом не является автоматической, а в значительной степени зависит от способности достичь ожидаемых результатов (например, получения высшего образования, увеличения частных инвестиций в НИОКР) и преодоления фиаско рынка, не создавая новых перекосов. Таким образом, высокая эффективность и результативность государственных расходов являются ключом к максимальному увеличению потенциала государственных расходов и созданию фискального пространства для других требований (например, со стороны стареющего населения).

Более того, структура и эффективность системы доходов может быть фактором долгосрочного роста. Поскольку налоговая структура влияет на предложение и спрос на рабочую силу, стимулы для инвестиций, принятие рисков и формирование человеческого капитала, она может препятствовать потенциалу роста, создавая различные искажения. Помимо снижения общего налогового бремени, которое должно идти рука об руку с реформой расходов, еще одним важным вариантом политики является адаптация налоговых структур, не зависящая от доходов. Такие налоговые реформы, направленные на повышение эффективности, также должны сделать налоговые системы более прозрачными и лучше увязать их с системами льгот.

Грамотное налоговое управление может способствовать структурным реформам и приносит пользу всем аспектам государственных финансов. Налогово-бюджетное управление представляет собой институциональную сторону налогово-бюджетной политики, поскольку оно включает набор правил и процедур, которые определяют, как государственные бюджеты готовятся, исполняются и контролируются. Важность налогово-бюджетного управления была подтверждена эмпирическими исследованиями, в том числе исследованиями, проведенными Европейской комиссией, которые показали, что государства-члены ЕС со строгими фискальными правилами, среднесрочными бюджетными структурами и независимыми бюджетными учреждениями продемонстрировали более сильные бюджетные позиции и были более успешен в фискальной консолидации.

Внебюджетные статьи также являются частью QPF, хотя и косвенным образом, поскольку политика государственных финансов может повлиять на функционирование рынков и бизнес-среду. Хорошо функционирующие рынки товаров, услуг и факторов производства и низкое административное бремя обычно способствуют более высокому потенциалу роста.

Общее определение связей между QPF и ростом, и их взаимодействием - сложная задача, но многие аспекты QPF также предлагают широкий набор вариантов политики. Например, довольно крупный государственный сектор может оставаться совместимым с высокими перспективами роста, но только если в то же время бюджетные позиции и уровни долга являются устойчивыми, государственная администрация работает эффективно, а системы расходов и доходов не создают слишком больших искажений в отношении продуктов и факторов рынка. Достижение этого может быть поддержано сильными фискальными институтами. Более того, предварительные эмпирические результаты

показывают, что размеры QPF по-разному влияют на различные источники роста ВВП и, следовательно, требуют различных стратегий роста и мер для конкретных стран.

Таким образом, достижению результатов по всем вышеперечисленным направлениям QPF может способствовать сильная система налогово-бюджетного управления. Они могут способствовать не только улучшению бюджетных показателей и, тем самым, финансовой устойчивости, но и более среднесрочной ориентации с тем, что большое внимания будет уделяться бюджетным приоритетам в плане эффективности и результативности. Многоплановая концепция QPF дает лицам, определяющим налогово-бюджетную политику, широкий спектр вариантов политики в поддержку экономического роста. Многочисленные политические рычаги QPF позволяют выбирать различные сочетания политик, которые могут в явной форме учитывать также другие специфические для страны цели. Но ясно, что нужно делать выбор. Например, довольно крупный государственный сектор может оставаться совместимым с высокими перспективами роста только в том случае, если он будет сопровождаться устойчивыми бюджетными позициями и уровнями долга, эффективным государственным управлением, системами расходов и доходов, которые поддерживаются сильными фискальными учреждениями.

Источники:

1. Вархолова Татьяна, Дубовицка Ленка Стратегии Европейского союза: акцент на конкурентоспособности // Научный диалог. 2015. №1 (37). URL: https://cyberleninka.ru/article /n/strategii -evropeyskogo-soyuza-aktsent-na-konkurentosposobnosti (дата обращения: 22.12.2021).

2. Зубченко Л. А. 2007. 01. 017-019. Результаты реализации Лиссабонской стратегии. (сводный реферат) // Социальные и гуманитарные науки: Отечественная и зарубежная литература. Сер. 2, Экономика: Реферативный журнал. 2007. №1. URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/2007-01-017-019-rezultaty-realizatsii-lissabonskoy-strategii-svodnyy-referat (дата обращения: 22.12.2021).

3. Осокина М. А. Реформирование социальной модели Европейского Союза в 2000-е гг // Via in tempore. История. Политология. 2012. №1 (120). URL: https://cyberleninka.ru/article/n7reformirovanie -sotsialnoy-modeli-evropeyskogo-soyuza-v-2000-e-gg (дата обращения: 22.12.2021).

4. Холзи, К.М. и Т.Е. Борчердинг (1997), «Почему растет доля государства в национальном доходе? Оценка недавней литературы по опыту США» Mueller, D. (ed.). Перспективы общественного выбора: Справочник (Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета), с. 562-589. References:

1. Varholova Tatiana, Dubovitska Lenka Strategies of the European Union: focus on competitiveness // Scientific Dialogue. 2015. №1 (37). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/strategii-evropeyskogo-soyuza-aktsent-na-konkurentosposobnosti (accessed: 12/22/2021).

2. Zubchenko L. A. 2007. 01. 017-019. Results of the implementation of the Lisbon Strategy. (summary abstract) // Social and humanitarian sciences: Domestic and foreign literature. Ser. 2, Economics: Abstract Journal. 2007. No. 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/2007-01-017-019-rezultaty-realizatsii-lissabonskoy-strategii-svodnyy-referat (accessed: 12/22/2021).

3. Osokina M. A. Reforming the social model of the European Union in the 2000s // Via in tempore. History. Political science. 2012. No. 1 (120). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/reformirovanie-sotsialnoy-modeli-evropeyskogo-soyuza-v-2000-e-gg (accessed: 12/22/2021).

4. Holzi, K.M. and T.E. Borcherding (1997), "Why is the state's share in national income growing? Evaluation of recent literature on the US experience", in: Mueller, D. (ed.). Perspectives on Public Choice: A Handbook (New York: Cambridge University Press), pp. 562-589.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.