лению пеностекла, переработке рисовой лузги и т.д.
3. Социальный блок. Эффективное развитие территории невозможно без социальной составляющей. Исходя из предложенных выше направлений, социальное развитие Краснодарского края должно быть ориентировано на воспроизводство всех категорий граждан, трудового потенциала, развитие социальной инфраструктуры, повышение уровня образования, здравоохранения; развития культуры и искусства. При этом следует учитывать, что показатели безработицы,защищенность человека от риска заболеваемости являются одними из главных индикаторов безопасности человека.
Социальная безопасность - сложная, многофункциональная система связей, опосредующая достижение конечной цели любой формы организации общественного производства -удовлетворение потребностей людей, развитие человека, повышение уровня и качества жизни населения, продолжительности его жизни, уровня благосостояния, снижение уровня дифференциации доходов и др. [5,б].
Очевидно, что основой эффективного развития региональной экономической системы нового типа является экономическая стабильность, экологическое равновесие, социальное благополучие региона.Уровень эколого-соци-ально-экономического состояния территории и определяет устойчивое его развитие и обеспечивает безопасность территории.
Таким образом, обеспечение устойчивого и безопасного развития экономической системы
Краснодарского края, с нашей точки зрения, -это комплекс мероприятий, направленных на активизацию способности экономической системы обеспечивать и поддерживать качественный и количественный уровень развития территории в течение достаточно продолжительного периода времени, с учетом влияния факторов внутреннего и внешнего характера, а также ее способности удовлетворять потребности людей, в том числе в благах природной среды.
Примечания:
1. Урсул А.Д., Романович А.Л. Безопасность через устойчивое развитие//Электронный ресурс http:/ /spkurdyumov.ru/economy/bezopasnost-cherez-ustojchivoe-razvitie/ (дата обращения 12.07. 2017).
2. Стратегия социально экономического развития Краснодарского края до 2020 года // Портал исполнительных органов государственной власти Краснодарского края // Электронный ресурс / http://www.krasnodar.ru (дата обращения 12.07. 2017).
3. Мезенцева Е.В., Королюк Е.В. Механизм координации процессов устойчивого развития агропромышленного комплекса в Краснодарском крае//Экономика и предпринимательство. - 2017. - № 2-1 (79-1).-С. 707-711.
4. Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 26 сентября 2016 года № 747 "Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Краснодарском крае".
5. Давыдянц Д.Е. Эффективность функционирования экономики. - Ставрополь: Кавказский край, 2000,- 132 с.
6. Социальная безопасность [Электронный ресурс]: Монография / Д. В. Зеркалов. - Электрон, данные. - К.: Основа, 2012.
О си
-О Q-LQ CK b-X Lg U
cu
CO
-4.
s
169
QUALITY AUDITING IN ACCORDANCE WITH INTERNATIONAL STANDARDS
Morunov Vitaly Viktorovich, PhD of Economics, Associate Professor, Kazan National Research Technological University (branch), Buguima, Republic Of Tatarstan
This article is based on a detailed analysis of the international standard on auditing 220 "The Quality of Control for audit of financial statements". The study identified the main points that have a direct impact on the quality of auditing. The results of the work brought out a number of practical recommendations to improve audit quality.
Keywords: quality auditing; audit; auditor; audited entity; international standards of auditing; standardization; financial statements; code of professional ethics of auditors.
KA ЧЕСТВОАУДИТОРСКОЙДЕЯТЕЛЬНОСТИ УДК 65.05
В СООТВЕТСТВИИ С МЕЖДУНАРОДНЫМИ СТАНДАРТАМИ ВАК РФ 08.00.10
Настоящая статья основана на подробном анализе международного стандар- @ Морунов В.В., 2017 та аудита 220 "Контроль качества при проведении аудита финансовой отчетности". В ходе исследования выявлены основные факторы, оказывающие непосредственное влияние на качество аудиторской деятельности. По результатам работы удалось сформулировать ряд практических рекомендаций по совершенствованию качества аудита.
Ключевые слова: качество аудиторской деятельности; аудит; аудитор; аудируемое лицо; международные стандарты аудита; стандартизация; финансовая отчётность; кодекс профессиональной этики аудитора.
LU S
о
LU
X
О X
о
СО
#
*
170
МОРУНОВ Виталий Викторович, кандидат экономических наук, доцент, Казанский национальный исследова тельский технологический университет (Бугульминский филиал), Бугульма, Республика Татарстан
В последние годы все большее количество компаний прибегает к аудиторским услугам в целях получения независимого мнения о достоверности собственной финансовой отчетности. Однако корректные данные будут получены исключительно при проведении работы надлежащего качества. Действительно, качество аудиторской проверки оказывает колоссальное влияние на все заинтересованные стороны: для аудиторской организации - доверие и репутация; для аудируемого лица - получение грамотных рекомендаций, следование которым позволит выйти из кризисного положения и улучшить свое финансовое состояние. И, напротив, отсутствие качества аудита может негативно отразиться на положении компании и даже привести к её принудительной ликвидации. В этой связи повышается актуальность обеспечения качества аудиторской деятельности в соответствии с международными стандартами (МСА).
Следует подчеркнуть, что на территории Российской Федерации реализуются МСА, которые представляют собой единые основополагающие принципы, которыми должны руководствоваться все лица, принимающие участие в осуществлении аудиторской деятельности, при соблюдении которых обеспечивается достаточный уровень качества аудита и иных сопутствующих услуг. Их применение в практической деятельности позволяет унифицировать основные подходы к аудиту, привести их к единству в международном масштабе. Это, в свою очередь, позволит аудиторам, осуществляющим проверку субъектов хозяйствования, относящихся к различным отраслям и государственной принадлежности, получать сопоставимые данные и формулировать корректные рекомендации по устранению наиболее острых проблем, стоящих перед аудируемым лицом.
Исследуя качество аудиторской деятельности, необходимо обратить внимание, что статья 10 Федерального закона "Об аудиторской деятельности" содержит нормативные положения, регламентирующие контроль качества работы аудиторских организаций и их членов. Так, в соответствии с данной статьей аудиторская компания и аудитор, осуществляющий профессиональную деятельность в индивидуальном порядке, обязаны установить правила внутреннего контроля качества работы и неукоснительно соблюдать их [4]. При этом основополагающие принципы осуществления внутреннего контроля качества работы и требования к его организации устанавливаются стандартами аудиторской деятельности.
Помимо этого, большое значение для обеспечения качества аудиторской деятельности имеет МСА 220 "Контроль качества при проведении аудита финансовой отчетности", который регламентирует особые обязанности аудитора по выполнению определенных мероприятий, ориентированных на контроль качества при проведении аудита финансовой отчетности, а также исследует ключевые обязанности субъекта, ответственного за проверку качества выполнения установленного задания [3].
Данный стандарт предполагает обязанность аудитора разработать действенную систему, организовать грамотную политику и процедуру контроля качества, которые в совокупности призваны обеспечить разумную уверенности в следующем:
- соблюдение профессиональных стандартов и применимых нормативно-правовых требований;
-выданные заключения обладают надлежащим характером и соответствуют конкретным обстоятельствам.
Анализируемый МСА возлагает колоссальные требования к качеству проводимых работ на руководителя аудиторского задания. Так, он принимает на себя весь спектр ответственности за общее качество всех аудиторских заданий, которые он возглавляет. Кроме того, в течение всей работы руководитель должен наблюдать за соблюдением этических требований всеми членами аудиторской группы, а в случае возникновения объективной необходимости, заключающейся в их нарушении, проводить служебные расследования. Выявив соответствующие нарушения, руководитель должен предпринять все возможные меры по их устранению.
Особое внимание уделяется организации и проведению проверки качества выполнения аудиторского задания. Лицо, являющееся ответственным за выполнение подобной проверки, должно провести объективную оценку наиболее весомых суждений и умозаключений, которые сформулированы аудиторской группой по результатам работы, и окончательных выводов, полученных при формировании аудиторского заключения, которая должна содержать следующую информацию:
- обсуждение наиболее значимых вопросов с руководителем аудита;
- анализ финансовой отчетности и разработанного аудиторского заключения;
- выборочную проверку аудиторской документации;
- оценку выводов, которые сделала аудиторская группа при формулировании аудиторского заключения, и анализ того, является ли предлагаемое аудиторское заключение правильным.
Помимо этого, должны быть учтены такие важные моменты, как оценка степени независимости аудиторской компании в отношении конкретного аудиторского задания; наличие консультаций по вопросам, вызвавшим наибольшие расхождения во мнениях, а также выводы, сформулированные по результатам этих консультаций; отражение отобранной в ходе проверки документации выполненной по факту работы в отношении наиболее значимых суждений, а также возможность подтверждения сформулированных выводов.
Помимо прочего эффективная система контроля качества должна содержать элементы
мониторинга, которые подтверждают, что реализуемые в ходе аудиторской деятельности мероприятия актуальны, достаточны и функционируют максимально эффективно.
Неразрывно с качеством аудиторской деятельности связаны соблюдение этических требований, которые содержатся в Кодексе профессиональной этики аудиторов. На основании данного документа можно сформулировать следующие основополагающие принципы, которыми должны руководствоваться аудиторы в ходе осуществления своих профессиональных обязанностей [1]:
- честность;
- объективность;
- профессиональная компетентность;
- должная тщательность;
- сохранение конфиденциальности информации;
- профессиональное поведение.
Действительно, опираясь на перечисленные
принципы при осуществлении аудиторской проверки, аудитор сможет получить максимально адекватную информацию о финансово-хозяйственной деятельности субъекта, сформулировать наиболее объективные выводы, а, следовательно, дать действенные рекомендации, которые благоприятно отразятся на положение аудируемого лица.
По нашему мнению, особое внимание следует уделить вопросам, связанным с повышением качества аудиторской деятельности. Это, в свою очередь, предполагает реализацию следующих мер [2]:
- повышение степени независимости аудитора;
- повышение уровня профессиональной компетенции аудитора;
- введение штрафныхсанкций в отношении лица, осуществляющего аудиторскую проверку, за предоставление некачественной услуги;
- интенсивное развитие механизмов внешнего контроля.
Реализовать перечисленные мероприятия на практике возможно только посредством применения национальных и международных стандартов, которые позволят достигнуть консенсуса между потребителями аудиторских услуг и их непосредственными исполнителями.
Таким образом, МСА оказывают колоссальное влияние на качество аудиторской деятельности, устанавливая базовые требования к её осуществлению. Именно поэтому каждая уважающая себя компания должна в обязательном порядке при предоставлении аудиторских ус-
I
луг своим клиентам руководствоваться основополагающими принципами, которые провозглашены в МСА.
Примечания:
1. Кодекс профессиональной этики аудиторов (одобрен Советом по аудиторской деятельности 22.03.2012, протокол N 4) (в ред. от 18.12.2014).
2. Ларюнина Е.В. Стандартизация как инструмент повышения качества аудиторской деятельности // Современное состояние и перспективы развития бухгалтерского учета, экономического анализа и аудита : материалы Всероссийской науч-
но-практической конференции (20 апреля 2012 г.). - Иркутск, 2012.
3. Международный стандарт аудита 220 "Контроль качества при проведении аудита финансовой отчетности" (введен в действие на территории Российской Федерации Приказом Минфина России от 09.11.2016 N 207н) // Источник: Официальный сайт Минфина России http://www.minfin.ru/, 24.11.2016.
4. Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-ФЭ (в ред. от 01.05.2017) "Об аудиторской деятельности" // Собрание законодательства РФ. 05.01.2009. N 1. Ст. 15.
UJ
о
UJ X S
X
О X
о со
* *
172
ASSESSMENT OF THE QUALITY OF A UDIT SERVICES
Morunov Vitaly Viktorovich, PhD of Economics, Associate Professor, Kazan National Research Technological University (branch), Bugulma, Republic Of Tatarstan
in this study, the analysis of existing positions regarding the evaluation of the quality of audit services. On the basis of a systematic analysis of the most effective methods of evaluation.
Keywords: auditing activity; the auditor; the consumers of audit services; evaluation of the quality of audit services.
УДК 65.05 ВАК РФ 08.00.10
© Морунов В.В., 2017
ОЦЕНКА КА ЧЕСТВА АУДИТОРСКИХ УСЛУГ
В настоящем исследовании проводится анализ существующих позиций относительно оценки качества аудиторских услуг. На основе проведенного анализа систематизированы наиболее эффективные методики оценки. Ключевые слова: аудиторская деятельность; аудитор; потребители аудиторских услуг; оценка качества аудиторских услуг.
МОРУНОВ Виталий Викторович, кандидат экономических наук, доцент, Казанский национальный исследовательский технологический университет (Бугульминский филиал), Бугульма, Республика Татарстан
В современных условиях функциональная деятельность компаний, предоставляющихаудиторскиеуслуги, приобретает важное значение для всей финансовой системы государства. Это, в свою очередь, требует обеспечения высокого качества подобных услуг, а также их постоянного совершенствования. Действительно, от уровня финансового аудита в большей степени зависит формирование адекватной информационной базы для стабильного развития хозяйствующих субъектов, государства и всего мирового сообщества.
Проблематика оценки качества аудиторских услуг приобретает все большую актуальность. Так, об этом свидетельствует признание на международном уровне необходимости проведения мониторинга в области соблюдения требований по контролю качества, создания системы обеспечения качества, разработки основополагающих принципов надзора со стороны государства и широкой общественности, систематизации особенностей проведения контрольных мероприятий качества работы аудиторов социально значимых компаний. Но не только на международном уровне наблюдаются устойчивые тенденции к необходимости оценки качества аудиторских услуг. На национальном уровне также предпринимаются некоторые аналогичные меры. Однако до настоящего времени не сформулирована единая методология оценки, что требует дальнейших научных изысканий.
Т.И. Леонова и А.Г. Жукова выделяют следующие методические подходы к оценке качества аудиторских услуг [3]: