Научная статья на тему 'Качественные методы исследования готовности населения к использованию информационно-коммуникационных технологий'

Качественные методы исследования готовности населения к использованию информационно-коммуникационных технологий Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
786
455
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ГОТОВНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ / КАЧЕСТВЕННЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ / ОБОСНОВАННАЯ ТЕОРИЯ / INFORMATION SOCIETY / THE WILLINGNESS OF THE POPULATION / QUALITATIVE RESEARCH METHODS / GROUNDED THEORY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Губина Н. В., Гуржий Б. И.

Рассмотрены проблемы изучения информационного общество. При изучении готовности населения к использованию информационно-коммуникационных технологий был использован качественный метод обоснованной теории, что позволило выделить показатели измерения исследуемого феномена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problems of learning the Information Society. In studying the public's willingness to use information and communication technology has been used a qualitative method of grounded theory, which allowed select indicators to measure the phenomenon under study.

Текст научной работы на тему «Качественные методы исследования готовности населения к использованию информационно-коммуникационных технологий»

Н. В. Губина, Б. И. Гуржий

КАЧЕСТВЕННЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Ключевые слова: информационное общество, готовность населения, качественные методы исследования, обоснованная

теория.

Рассмотрены проблемы изучения информационного общество. При изучении готовности населения к использованию информационно-коммуникационных технологий был использован качественный метод обоснованной теории, что позволило выделить показатели измерения исследуемого феномена.

Keywords: information society, the willingness of the population, qualitative research methods, grounded theory.

The problems of learning the Information Society. In studying the public's willingness to use information and communication technology has been used a qualitative method of grounded theory, which allowed select indicators to measure the phenomenon under study.

Введение

Рассматривая проблемы готовности населения к использованию информационнокоммуникационных технологий, нам придется отвечать на вопросы: что такое информационнокоммуникационные технологии? Какое влияние они оказывают на население? Что подразумевается под готовностью населения?

Современный мир высокотехнологичен, доступ к получению информации перестал быть уделом элиты. Информационные технологии позволяют практически мгновенно получать информацию из любой точки земного шара.

В представленной работе рассмотрены подходы к изучению информационного общества, а также новый взгляд на готовность населения использовать современных информационные технологии с позиций обоснованной теории. Поэтому в рамках работы особое внимание уделяется процессу формирования обоснованной теории с помощью процедур качественного исследования.

1. Подходы к пониманию информационного общества

Микроэлектронная революция,

провозглашенная в 80-е годы ХХ века, вызвала целый ряд коренных преобразования в жизни общества, которые снизили зависимость общества от промышленного производства и вывели на первый план новые отрасли сферы услуг, основанные на использовании и переработке информации. Даниел Белл, в связи с этим, сформулировал новую теорию развития общества в концепции информационного общества [1].

Наиболее всесторонне информационное общество рассмотрено в работе «Теории информационного общества» Ф. Уэбстера. Для идентификации данного типа общества автор предложил четыре основных критерия[2]:

- технологические;

- экономические;

- с позиции занятости населения;

- культурные.

Рассмотрим данные критерии по порядку.

В основе технологического критерия лежат технические и технологические инновации, и, как отмечает Э. Тоффлер, эти инновации связанны с широким применением современных

информационных и коммуникационных технологий [3]. Под информационно-коммуникационными

технологиями (ИКТ) в российском национальном стандарте понимается совокупность различных методов, способов и алгоритмов сбора, хранения, обработки, представления и передачи информации с использованием средств вычислительной техники и телекоммуникации [4]. Взяв за основу это определение, всё-таки отметим, что у технологического подхода к пониманию

информационного общества есть существенный недостаток эмпирического характера. На основе этого критерия сложно связать количественный уровень насыщенности общества информационнокоммуникационными технологиями, с таким его качественным состоянием как информационность. Понятие информационности общества в большей степени, на наш взгляд, связано с готовностью населения использовать информационно-

коммуникационные технологии в своей повседневной жизни.

В толковом словаре Ожегова готовность определяется как согласие, желание что-то сделать [5]. Это определение готовности является обыденным и общепринятым. Однако оно в таком виде не может быть использовано для научного осмысления состояния информационности

общества, поскольку: согласие с чем-то, также как и желание, не всегда приводит к достижению поставленной цели.

В связи с невозможностью качественного измерения информационности общества с помощью только технологического критерия, и адекватного определения готовности населения к использованию ИКТ в рамках обыденного сознания, перейдем к рассмотрению следующего — экономического

критерия.

Экономический критерий предполагает учет роста экономической ценности информационной деятельности. Перефразируя Тоффлера, можно

сказать, что если самая большая доля во внутреннем

валовом продукте приходится на информационный бизнес, то информационной является не только экономика [3, С.17], но и использующее её общество.

В данном случае опять речь идет о количественных, а не о качественных характеристиках общества. Однако вполне представима ситуация когда деятельность крупного медиахолдинга оказывает меньше влияние на поведение людей, чем блог в Интернете какого-либо популярного человека. Это противоречие, на наш взгляд, не позволяет характеризовать

информационность общества, основываясь исключительно на экономическом критерии.

Подход с позиций занятости населения при определении степени информационности общества представлен работами Д. Белла и его понятием «постиндустриальное общество». Этот термин в трудах Белла выступает синонимом

информационного общества. Белл считает, что в информационном обществе большая часть занятых работает в информационной сфере [1]. Однако вызывает сомнение более сильное влияние на общественную жизнь программистов по сравнению с людьми других профессий. Современные статистические данные не зафиксировали особого социального поведения людей этой профессии по сравнению с представителями других категорий населения.

Наиболее тесно с социальным поведением связана культура. В данной работе культура будет рассматриваться как форма социального поведения людей, обусловленная уровнем воспитания и образования. На наш взгляд, именно культурный критерий при определении степени

информационности общества должен быть признан наиболее значимым. Однако, следует отметить, что он хуже всего поддается количественному измерению.

Культурную составляющую, как показатель информационного общества можно изучать с различных позиций. Например, с позиций

символизма современный мир предстаёт медиа- и символически более насыщенным, чем в прошлом. При этом рост потока информации и знаков приводит, по мнению Ж. Бодрийяра, к снижению смысла жизни [6]. Однако использование этого подхода ограничено возможностью применения количественных методик сбора данных к огромному объёма знаково-символьных явлений в жизни современного общества.

Сложность, а в ряде случаев и

невозможность, применения количественных методов характерна и для других подходов, используемых для исследования культурного

критерия информационности общества. Главный недостаток количественных методов — это невозможность раскрытия причинно-следственных связей, которые складываются в информационном обществе. Рост количества информации,

современных информационных коммуникаций, работников информационной сферы безусловно сказывается на социальном поведении, на уровне и

качестве общественного сознании, но у исследователей отсутствует возможность на основе количественных данных установить как и в какой мере изменилось общество. Другими словами -количественные методы опираются на текущую ситуацию и внешнее состояние общества, но не показывают причины и внутренние процессы происходящие в нём.

В связи с этим для разрешения исследовательских проблем и изучения уровня и качества информационности российского общества, а также готовности населения к использованию ИКТ, представляющей собой вероятность тех действий, которые предполагают совершить граждане, целесообразнее применить качественные техники исследования. Качественное исследование даст возможность получить квинтэссенцию обыденного опыта, позволяющую создать исследователю адекватную конкретным данным свою мини-теорию [7, С.15], которая не просто раскроет сущность изучаемых проблем, но сформулирует новые, не различимые для макротеории.

2. Обоснованная теория как качественный метод исследования готовности населения

Обоснованная теория является

качественным методом исследования, совместно разработанная Барни Глезером и Ансельмом Страуссом [6]. Обоснованная теория - это теория, которая индуктивно выводится из изучения феномена, который она представляет. Она создается, развивается и верифицируется в разных условиях путем систематического сбора и анализа данных, относящихся к изучаемому феномену. Хорошо сконструированная обоснованная теория должна отвечать четырем центральным критериям для того, чтобы судить, насколько теория применима к феномену - она должна соответствовать реальности, она должна быть понимающей, обобщающей и контролируемой [6, С.21].

Благодаря этой методологии, понятия и связи между ними не только рождаются, но также проходят предварительную проверку.

Главная цель применения метода обоснованной теории состоит в том, чтобы сделать открытие, путём разработки собственной теории достоверно объясняющей изучаемый феномен (категорию). Для достижения этой цели необходимо правильно сформулировать исследовательский вопрос или вопросы, которые обеспечат гибкость и свободу глубинного исследования феномена. Исследовательский вопрос в проекте обоснованной теории является формулировкой, которая идентифицирует изучаемый феномен. Он говорит исследователю на чем именно следует

сфокусировать внимание и что следует узнать об изучаемом предмете. Вопросы в проектах обоснованной теории могут быть ориентированны на действие и процесс [6, С.33].

В зависимости от того, как ставится вопрос, исследование может или разворачиваться и

охватывать различные предметы, или

фокусироваться на одном предмете. В связи с этим вопросы делятся на интерактивные (предметом является взаимодействие опрашиваемого и исследуемого феномена); организационные

(различные аспекты предмета исследования связываются в единый комплекс); биографические (позволяющие исследовать жизненную историю, опыт переживания опрашиваемого) [6, С.34]. В данной работе фокус исследования будет направлен на интеракцию, т.е. на отношение людей к ИКТ.

Анализ реальности в обоснованной теории состоит из трех основных типов кодирования: открытое кодирование, осевое кодирования, избирательное кодирование. В данной статье нами будут рассмотрены процедуры только открытого кодирования.

Суть открытого кодирования заключается в том, что оно путем тщательного исследования данных обеспечивает выбор названия феномена и его категоризацию. Это осуществляется через две процедуры: проведение сравнений и постановку вопросов, обеспечивающих концептуализацию и категоризацию данных

Концептуализация данных - первый шаг анализа. Под разделением и концептуализацией авторы метода подразумевают разбивку на части наблюдения, предложения, параграфа, и присвоение каждому отдельному случаю, идее или событию названия того, что за ним стоит или что представляет феномен [6, С.53].

Развивая категорию, исследователь делает это сначала в терминах ее свойств, которых затем позволят её измерить.

С этих позиций рассмотрим категорию "информационно-коммуникационные технологии". Ее свойствами, на наш взгляд, должны являться: новизна, практическая значимость, доступность и т.д. В каждом из этих свойств могут быть выделены аналитические измерители (координатные оси), которые обеспечивают возможное изменение свойства в рамках определенного континуума. Таким образом, информационно-

коммуникационные технологии могут изменяться, в новизне — от передовых до устаревших; в практической значимости — от повсеместного

использования до полной невостребованности; в

доступности — находиться в свободном,

ограниченном или в отсутствии доступа... и так далее. Свойства, перечисленные выше, являются общими свойствами информационно-

коммуникационных технологий, принадлежащими им вне ситуационного контекста. Однако суть обоснованной теории заключается в том, что в каждом свойстве возможно выделить несколько субсвойств со своей системой измерения. Далее сформулируем обоснованную теорию для описания категории «готовность населения к использованию информационно-коммуникационных технологий».

Материалом будут служить результаты глубинного интервью двух пожилых жителей города Нижнекамска: женщины в возрасте 63 лет и мужчины 64 лет. Представители данной категории

населения были выбраны потому, что им сложнее, чем людям более молодого возраста адаптироваться к современным условиям жизни. Этот факт позволяет обрисовать достаточно широкий круг проблем, связанных с внедрением ИКТ в повседневную жизнь нижнекамцев, которые требуют своего немедленного разрешения как на уровне муниципального, так и на уровне государственного управления.

По итогам проведенного интервью были выделены следующие свойства готовности:

1) Необходимость. Для каждого случая

интервью или наблюдения можно обозначить необходимость использования человеком

информационно-коммуникационных технологий. Необходимость выявлялась с помощью вопроса: «Нужны ли Вам в Вашей повседневной жизни информационно-коммуникативные технологии?». Результаты интервью зафиксировали среднюю степень необходимости. Пожилые люди

сталкиваются с необходимостью использовать ИКТ, когда, например, посещают банки, билетные кассы, почту и т.п., хотя эти же операции можно было бы осуществить через банкоматы или Интернет. При этом у большинства людей этой категории (пенсионеров) отсутствует профессиональная потребность в использовании подобных технологий.

2) Частота. Это свойство показывает то, как часто люди пользуются информационными технологиями, например банкоматами, инфоматами, стоящими в больницах, государственных учреждениях, домашними компьютерами, сотовыми телефонами. Исследование выявило, что люди пожилого возраста достаточно часто пользуются ИКТ. В основном это касается сотовой связи, тогда как остальные виды информационных технологий используются гораздо реже.

3) Интенсивность. Еще одним свойством выступает интенсивность использования информационно-коммуникационных технологий, которая имеет низкие показатели. Например, сотовыми телефонами пожилые люди пользуются, в основном, для связи, и игнорируют такие их возможности как органайзер, фотоаппарат, выход в Интернет и т.п.

4) Интерес. Это свойство готовности характеризует познавательную активность интервьюируемых в отношении ИКТ, и было зафиксировано у мужчины, который ответил на вопрос: «Почему он стал впервые использовать средства ИКТ в повседневной жизни?», - именно с помощью этого понятия.

Таким образом, процесс измерения свойства позволяет придать конкретность категории «готовность населения к использованию ИКТ» (табл. 1).

Во время анализа свойства часто обнаруживаются в формах их измерений или конкретных свойств, относящихся к данному случаю. Понятия являются основными строительными блоками теории. Открытое кодирование в методе обоснованной теории является аналитическим процессом, посредством

которого идентифицируются и развертываются процедуры, с помощью которых оно выполняется. Этот процесс состоит из следующих этапов: постановка вопросов о данных, проведение сравнений по подобию и различиям каждого случая, события и феномена в целом. События, случаи, феномены маркируют ярлыками и группируют, чтобы сформировать категории[6, С.62].

Таблица 1 - Измерение свойств социологических категорий в обоснованной теории

Категория Свойства Шкала измерения

Готовность Необходимость Нуждается — не нуждается

Частота Часто — никогда

Интенсивность Высокая — низкая

Интерес Активный — пассивный

Обоснованная теория, как качественный метод исследования, позволил не только связать конкретные социологические категории, такие как «готовность населения» и «информационнокоммуникационные технологии», но и показал, что научно-технические знания людей оторваны от их жизненных ценностей и интересов. Поэтому задачей современной общественности является участие в принятии решений на всех уровнях управления и широкое обсуждение целей и стратегических ориентаций научно-технического прогресса, так как от этого зависит стабильность общественной жизни [8, С.221].

Заключение

Качественные методы все более широко начинают применяться в российских социологических исследованиях. Поэтому данная статья является определённым вкладом в изучение опыта применения качественных техник и методик при исследовании не только уникальных, но и массовых социальных явлений, таких как внедрение информационно-коммуникационных технологий в повседневный быт населения современной России.

Подводя итоги, можно выделить как достоинства, так и недостатки использования метода обоснованной теории в данном конкретном исследовании. К достоинствам следует отнести то, что при анализе уже первых интервью метод дал

возможность авторам задать направление исследования, выявить свойства используемых в исследовании категорий и определить оси и континуумы для их измерения.

Построение обоснованной теории помогло не только преодолеть предубеждения и допущения, которые были привнесены в исследование с самого начала, но и предотвратить те, которые могут проявиться в дальнейшем.

В качестве недостатка назовём отсутствие базы данных подобных исследований, а, следовательно, отсутствие возможности для сравнения, тогда как для количественных исследований в российской прикладной социологии накоплена внушительная база результатов. Второй недостаток — это пока отсутствие у авторов опыта подобных исследований, что значительно снижает достоверность результатов. Однако опыт — это дело наживное.

Литература

1. Белл, Д. Грядущие постиндустриальное общество: опыт социального прогнозирования / Д. Белл; пер. с англ. — М.: Academia, 2004. - 940 с.

2. Уэбстер, Ф. Теории информационного общества / Ф. Уэбстер. Пер. с англ. М.В. Арапова, Н.В. Малыхиной; под. ред. Е.Л. Вартановой - М.: Аспект Пресс, 2004. -400 с.

3. Тоффлер, Э. Шок будущего /Э. Тоффлер; пер. с англ.

— М.: оОо «Издательство ACT», 2002. —557 с.

4. ГОСТ Р 52653-2006. Издания. Информационно

коммуникационные технологии в образовании.

Термины и определения. - введ. 2006-12-27. - М.: Изд-во стандартов, 2007. - 3с.

5. Толковый словарь Ожегова / URL:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

http: //www. ozhegov. org/words/ 6103. shtml (дата

обращения: 14.01.2012).

6. Бодрийяр Ж. Система вещей / Ж. Бодрийяр; пер. с англ. - М.: РУДОМИНО, 1999. - 224 с.

7. Страусс, А. Основы качественного исследования: обоснованная теория, процедуры и тихники / А. Уэбстер, Дж. Корбин. Пер. с англ. Т.С. Васильевой -М.: Эдиториал УРСС, 2001. - 256 с.

8. Макеева, Е.А. Ценностные представления человека в эпоху научно-технического прогресса: философский аспект // Вестник Казанского технологического университета : Т. 15. № 1; М-во образ. и науки России, Казан. нац. исслед. технол. ун-т. - Казань: КНИТУ, 2012. - С.221-225.

© Н. В. Губина - д-р социол. наук, проф., зав. каф. государственного и муниципального управления, социологии, менеджмента НХТИ КНИТУ; Б. И. Гуржий - асс. каф. государственного и муниципального управления, социологии, менеджмента НХТИ КНИТУ, [email protected].

27G

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.