Научная статья на тему 'Качественные и количественные параметры оценки эффективности модели совершенствования инфраструктуры развития АПК в форме территории опережающего социально-экономического развития'

Качественные и количественные параметры оценки эффективности модели совершенствования инфраструктуры развития АПК в форме территории опережающего социально-экономического развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
224
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инфраструктура развития АПК / территория опережающего социально-экономического развития / качественные и количественные параметры оценки. / infrastructure of the development of the agro-industrial complex / the territory of advanced socio-economic development / qualitative and quantitative assessment parameters.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — А. В. Миненко

Рассмотрены и классифицированы методы оценки эффективности совершенствования инфраструктуры развития АПК территории опережающего социально-экономического развития. Выделены качественные и количественные параметры оценки эффективности модели совершенствования инфраструктуры развития АПК в форме территории опережающего социально-экономического развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — А. В. Миненко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

QUALITATIVE AND QUANTITATIVE PARAMETERS OF THE ESTIMATION OF THE EFFICIENCY OF THE MODEL OF IMPROVEMENT OF THE DEVELOPMENT OF THE INFRASTRUCTURE OF AGRICULTURAL DEVELOPMENT IN THE FORM OF THE TERRITORY OF THE LEADING SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT

Considered and classified methods for evaluating the effectiveness of improving the infrastructure of the development of the agro-industrial complex of the territory of advanced socio-economic development. The qualitative and quantitative parameters for evaluating the effectiveness of the model for improving the infrastructure of the development of the agro-industrial complex in the form of a territory of advanced socio-economic development are highlighted.

Текст научной работы на тему «Качественные и количественные параметры оценки эффективности модели совершенствования инфраструктуры развития АПК в форме территории опережающего социально-экономического развития»

КАЧЕСТВЕННЫЕ И КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ПАРАМЕТРЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ МОДЕЛИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ РАЗВИТИЯ АПК В ФОРМЕ ТЕРРИТОРИИ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

А.В. Миненко, канд. экон. наук, доцент Алтайский государственный аграрный университет (Россия, г. Барнаул)

DOI: 10.24411/2500-1000-2019-10584

Аннотация. Рассмотрены и классифицированы методы оценки эффективности совершенствования инфраструктуры развития АПК территории опережающего социально-экономического развития. Выделены качественные и количественные параметры оценки эффективности модели совершенствования инфраструктуры развития АПК в форме территории опережающего социально-экономического развития.

Ключевые слова: инфраструктура развития АПК, территория опережающего социально-экономического развития, качественные и количественные параметры оценки.

В качестве методов оценки эффективности инфраструктуры развития АПК территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) могут использоваться методы, основанные на теоретических подходах, использующих методологию сравнительных преимуществ, равновесия и факторов производства и др. [1, 2, 3].

Необходимость оценки эффективности инфраструктуры развития АПК конкретного муниципального образования и ТО-СЭР в целом обусловлена, прежде всего, тем, что именно в пределах территориального образования формируется внутренняя и внешняя среда ТОСЭР, процессы предпринимательской деятельности (производство, логистика и т.п.), которые определяются наличием экономических и экологических ресурсов и ограничений, социальными нормами и интересами стейкхолде-ров.

Даже если модель совершенствования инфраструктуры развития АПК носит исключительно «виртуальный» характер, что свойственно области информационных технологий, то все равно имеется связь АПК с конкретным территориальным образованием, где и/или его предприятия пользуются электро- и теплоресурсами, водоснабжением и канализацией, землей, уплачивают налоги по месту регистрации.

В свою очередь ТОСЭР является источником развития территориального образования по социальным, экономическим, экологическим и институциональным параметрам [4].

Оценка эффективности модели ТОСЭР отталкивается от определения наличия ТОСЭР в данном территориальном образовании (да / нет). Далее, должны определяться следующие качественные и количественные параметры:

1. Инициатива использования модели совершенствования инфраструктуры развития АПК ТОСЭР может исходить из разных источников:

Вариант А: муниципалитетов, применяющих те или иные методы регулирования, в т.ч. поддержки предпринимательства и тем самым формирующим бизнес-климат территории (административно-командный механизм);

Вариант Б: от предпринимательских структур - территориальная самоорганизация предпринимательства, наличие отраслевых и межотраслевых предпринимательских объединений, ценовые сговоры (рыночный механизм);

Вариант В: при взаимодействии предпринимательских структур и органов государственного и муниципального управления, что обусловлено высокой организационной культурой данного региона (механизм ГЧП).

В чистом виде может быть только Вариант В с преобладанием в нем Вариантов А или Б, при этом:

- в случае преобладания Варианта А эффект модели совершенствования инфраструктуры развития АПК ТОСЭР в экономике муниципального образования не может быть высоким, поскольку невысока предпринимательская инициатива, т.к. органы государственного и муниципального управления не смогут сделать обоснованного подборка проектов и они не будут реализованы вообще;

- в случае преобладания Варианта Б эффект также будет невысок вследствие дистанцирования органов государственного и муниципального управления от выбираемых бизнесом проектов и, как следствие, ограничения доступа к ресурсам региона, которые контролируются государством;

- в случае с Вариантом В формируются предпосылки устойчивого развития АПК и муниципального образования в целом. Это вариант задает предпосылки достижения баланса социальной, экономической, экологической и институциональной составляющих модели совершенствования инфраструктуры развития АПК ТОСЭР.

Исходя из определения стейкхолдеров инфраструктуры развития АПК в муниципальном образовании (органы государственного и муниципального управления -бизнес - население), можно выделить следующие группы оценок:

а) оценка регулирующего и фактического воздействия принимаемых органами государственного и муниципального управления решений в отношении модели совершенствования инфраструктуры развития АПК ТОСЭР, которые отражаются в документах:

- стратегии социально-экономического развития субъекта РФ и соответствующих муниципальных образований с комплексом мероприятий по их реализации, в том числе в области совершенствования инфраструктуры развития АПК;

- документы территориального планирования формирования элементов инфраструктуры развития АПК субъекта РФ и соответствующих муниципальных образо-

ваний с комплексом мероприятий по их реализации;

б) оценка эффективности государственных и муниципальных программ в части, касающейся совершенствования инфраструктуры развития АПК.

Порядок проведения этих видов оценок закреплен решениями федеральных, региональных и местных органов управления.

2. Оценка факторов, обеспечивающих совершенствование инфраструктуры развития АПК ТОСЭР.

Перечисленные выше факторы, в том числе, льготы и преференции, приводят к выводу о том, что в такой организационно-экономической системе, как ТОСЭР, для совершенствования инфраструктуры развития АПК сельского муниципального образования целесообразно применять факторную модель [5]. На базе данной оценки возможно построение факторной модели совершенствование инфраструктуры развития АПК ТОСЭР, предполагающей не только анализ позитивных и негативных факторов, но и синтез факторов, обусловливающих динамику для достижения целевых показателей на базе ценностных ориентиров модели.

3. Степень охвата организационными формами ТОСЭР элементов инфраструктуры развития АПК (степень структурирования ТОСЭР). Данный оценочный параметр отражает потенциал ТОСЭР в инфраструктурном развитии АПК муниципального образования. Степень охвата может быть равна 0, когда ТОСЭР практически не вовлечена в совершенствование инфраструктуры развития АПК территории или, наоборот, ТОСЭР полностью взаимосвязана с инфраструктурными организациями.

4. Качество охвата организационными формами ТОСЭР предпринимательской деятельности, которое характеризуется вовлеченностью ТОСЭР во внутри территориальные и межтерриториальные процессы совершенствования инфраструктуры развития АПК.

Данный оценочный параметр позволяет оценивать устойчивость и надежность модели в форме ТОСЭР, кроме того, указывает на потенциал ТОСЭР по привлечению

инвестиций в АПК муниципального образования и инфраструктуру его развития.

5. Степень использования ресурсов территории для реализации модели совершенствование инфраструктуры развития АПК ТОСЭР и инфраструктуру его развития.

Данный параметр рассматривается в разрезе природных, технологических, кадровых, финансовых и институциональных (нормы, правила, институты предпринимательства и пр.) ресурсов.

6. Эффект от создания модели совершенствования инфраструктуры развития АПК ТОСЭР. Укрупненно может рассматриваться производственный эффект в разрезе отраслей производства продукции, работ, услуг и бюджетный эффект.

Библиографический список

1. Ансофф И. Стратегический менеджмент. Классическое издание / Пер. с англ. Под. ред. Петрова А.Н. - СПб.: Питер, 2011.

2. Миненко А.В. Основные подходы к оценке эффективности модели совершенствования инфраструктуры развития АПК муниципального образования в форме территории опережающего социально-экономического развития / А.В. Миненко, П.В. Водясов // Вектор экономики. - 2019. - №1.

3. Миненко А.В. Проблемы моделирования инфраструктуры развития малого предпринимательства сельского муниципального образования // Вектор экономики. - 2018. - №10.

4. Смородинская Н., Белова Г., Богачева О. и др. Свободные экономические зоны: уроки мировой практики. - М.: Находка, 1993.

5. Пыткин А.Н., Атаманова Е.А. , Загоруйко И.Ю., Мишарин Ю.В. Факторная модель управления организационно-экономическими системами. - Пермь: Институт экономики Уральского отделения РАН, 2013.

QUALITATIVE AND QUANTITATIVE PARAMETERS OF THE ESTIMATION OF THE EFFICIENCY OF THE MODEL OF IMPROVEMENT OF THE DEVELOPMENT OF THE INFRASTRUCTURE OF AGRICULTURAL DEVELOPMENT IN THE FORM

OF THE TERRITORY OF THE LEADING SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT

A.V. Minenko, candidate of economic sciences, associate professor Altay state agrarian university (Russia, Barnaul)

Abstract. Considered and classified methods for evaluating the effectiveness of improving the infrastructure of the development of the agro-industrial complex of the territory of advanced socio-economic development. The qualitative and quantitative parameters for evaluating the effectiveness of the model for improving the infrastructure of the development of the agro-industrial complex in the form of a territory of advanced socio-economic development are highlighted.

Keywords: infrastructure of the development of the agro-industrial complex, the territory of advanced socio-economic development, qualitative and quantitative assessment parameters.

Следовательно, можно сделать вывод о том, что качественные и количественные параметры оценки эффективности модели совершенствования оценки эффективности модели совершенствования инфраструктуры развития АПК в форме ТОСЭР сама по себе уникальны для каждого региона и муниципального образования, поскольку нет абсолютно одинаковых по социальным, экономическим, экологическим, институциональным и технологическим условиям муниципальных образований, а также в силу специфики и самих ТОСЭР. Значительно отличаются муниципалитеты и ТОСЭР в части технологической базы производства работ, услуг и продукции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.