Научная статья на тему 'Особенности создания и управления территорией опережающего социальноэкономического развития'

Особенности создания и управления территорией опережающего социальноэкономического развития Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1323
192
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ECONOMIC DEVELOPMENT / ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / TERRITORIAL DEVELOPMENT / РЕГИОН / REGION / ЗОНЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / ТЕРРИТОРИИ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / УСЛОВИЯ СОЗДАНИЯ ТЕРРИТОРИЙ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / CONDITIONS OF ORGANIZATION OF THE TERRITORIES OF ADVANCING SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT / УПРАВЛЕНИЕ ТЕРРИТОРИЕЙ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / MANAGEMENT OF THE TERRITORY OF ADVANCING SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT / ZONES OF ECONOMIC DEVELOPMENT / TERRITORIES OF ADVANCING SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Попова Ольга Александровна

Данная статья посвящена вопросам создания территории опережающего социальноэкономического развития в России. Определены проблемы создания зон экономического развития, выявлены проблемы их низкой эффективности. Приведен анализ законодательной базы при создании территорий опережающего социально-экономического развития, раскрыты условия их создания, рассмотрен механизм управления территорией опережающего социально-экономического развития. Обозначены основные проблемы функционирования территорий опережающего социально-экономического развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Попова Ольга Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of organization and management of the territory of advancing social and economic development

This article is devoted to the issues of organization of the territory of advancing social and economic development in Russia. The problems of organization of zones of economic development are defined, the problems of their low efficiency are revealed. The analysis of legislative basis for organization of the territories of advancing social and economic development is carried out, the conditions of their organization are revealed, the mechanism of management of the territory of advancing social and economic development is considered. The main problems of functioning of territories the of advancing social and economic development are designated.

Текст научной работы на тему «Особенности создания и управления территорией опережающего социальноэкономического развития»

7. Нестеренко Ю. Н., Музыка Я. В. Совершенствование механизма кредитования малых форм хозяйствования в АПК // Экономические науки. — 2010. — № 1(17). — С. 131-136.

8. Симонян Р. Г. Теория развития малого аграрного бизнеса, кредитование как инструмент его государственного регулирования [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. — 2013. — № 6. — URL: http://www.science- education.ru/113- 11124

9. Волобуева Т. А. Роль малых форм хозяйствования в аграрном секторе экономики // Экономика с.-х. и перераб. предприятий. — 2011. — № 11. — С. 66-68.

10. Узун В. Я. Почему в рыночном сельском хозяйстве преобладает малый бизнес [Электронный ресурс] // Отечественные записки. — 2012. — № 6(51). — URL: http://www.strana-oz.ru/2012/6/pochemu-v-rynochnom-selskom-hozyaystve-preobladaet-malyy-biznes

УДК 338.262

ОСОБЕННОСТИ СОЗДАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ТЕРРИТОРИЕЙ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

© Попова Ольга Александровна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Менеджмент, маркетинг и коммерция» Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления

Россия, 670013, г. Улан-Удэ, ул. Ключевская, 40В. E-mail: fced@mail.ru

Данная статья посвящена вопросам создания территории опережающего социально-экономического развития в России. Определены проблемы создания зон экономического развития, выявлены проблемы их низкой эффективности. Приведен анализ законодательной базы при создании территорий опережающего социально-экономического развития, раскрыты условия их создания, рассмотрен механизм управления территорией опережающего социально-экономического развития. Обозначены основные проблемы функционирования территорий опережающего социально-экономического развития.

Ключевые слова: экономическое развитие, территориальное развитие, регион, зоны экономического развития, территории опережающего социально-экономического развития, условия создания территорий опережающего социально-экономического развития, управление территорией опережающего социально-экономического развития.

FEATURES OF ORGANIZATION AND MANAGEMENT OF THE TERRITORY OF ADVANCING SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT

Popova Olga A., PhD in Economics, A/Professor, department of management, marketing and commerce, East-Siberian State University of Technologies and Management 40 V, Klyuchevskaya, Ulan-Ude, 670013, Russia

This article is devoted to the issues of organization of the territory of advancing social and economic development in Russia. The problems of organization of zones of economic development are defined, the problems of their low efficiency are revealed. The analysis of legislative basis for organization of the territories of advancing social and economic development is carried out, the conditions of their organization are revealed, the mechanism of management of the territory of advancing social and economic development is considered. The main problems of functioning of territories the of advancing social and economic development are designated.

Keywords: economic development, territorial development, region, zones of economic development, territories of advancing social and economic development, conditions of organization of the territories of advancing social and economic development, management of the territory of advancing social and economic development.

На современном этапе государственная политика обеспечения экономического роста России все в большей степени основывается на формировании экономических зон развития. В России вопросами формирования и развития зон экономического развития начали заниматься с 80-х годов. Свое развитие, в зависимости от экономической и политической ситуации, получили свободные экономические зоны, особые экономические зоны, зоны территориального развития. Оценить эффективность их функционирования однозначно невозможно, более того, создание различных зон экономического развития в большинстве своем не оправдало тех надежд, которые на них возлагались. Причиной тому

стали, на наш взгляд, как недостаточная проработанность правового обеспечения их формирования и функционирования, так и экономические факторы. Целью создания зон экономического развития является развитие производства, инфраструктуры на основе привлечения инвестиций, внедрение инноваций, но, как показывает опыт, наблюдается очень низкая активность инвесторов. Одним из видов зон экономического развития стали территории опережающего развития.

О создании на территории России подобных зон впервые заявил президент РФ Владимир Путин в своем ежегодном послании Федеральному Собранию 12 декабря 2013 г. Глава государства предложил «создать на Дальнем Востоке и в Сибири сеть специальных территорий и зон опережающего экономического развития с особыми условиями для создания несырьевых производств, ориентированных в том числе и на экспорт».

На этапе обсуждения самой идеи создания территорий опережающего социально-экономического развития (далее ТОСЭР) высказывались разные точки зрения, причем полярные. Некоторые считают создание ТОСЭР одним из неэффективных проектов правительства, обосновывая тем, что они очень схожи с особыми экономическими зонами (которые, как мы говорили, не выполнили возложенной на них миссии). Другие считают, что за ними большое будущее, что именно их создание даст «толчок» развитию регионов, позволит повысить объем производства, изменить сырьевую направленность экономики и станет «локомотивом» экономики России.

В целом, по нашему мнению, при создании ТОСЭР необходимо было бы учесть следующие моменты. Во-первых, возможность обеспечивать экономический рост выше среднего по количественным и качественным характеристикам. Отметим, что вопрос о том, что понимать под «опережающим» развитием, каковы индикаторы такого развития, также необходимо рассмотреть отдельно. Во-вторых, они должны создаваться там, где уже есть инвестиционные проекты и потенциальные инвесторы, заинтересованные в их реализации, что изначально создаст условия для эффективного функционирования ТОСЭР. В-третьих, учитывать низкую плотность расселения и инфраструктурные проблемы в регионах, где потребуется концентрация ресурсов. Иными словами, для реализации идеи необходимо определиться, какие регионы станут так называемыми «пилотными». При этом совпадение границ ТОСЭР с административным делением значительно упрощает администрирование.

В октябре 2014 г. правительство РФ внесло в Госдуму пакет из трех законопроектов, направленных на формирование территорий опережающего развития: проект закона «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации», поправки в Налоговый кодекс РФ (приняты 21 ноября 2014 г.), а также изменения в ряд других нормативных актов («Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Гражданский и Земельный кодексы и др.).

Президент подписал Федеральный закон № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации», который был принят Государственной думой 23 декабря 2014 г. и одобрен Советом Федерации 25 декабря 2014 г. С принятием данного закона, вступление в силу которого определено через девяносто дней после официального опубликования, появится возможность формировать такие зоны развития, в которых будет действовать особый правовой режим территорий и будут предоставлены меры для их государственной поддержки.

Территории опережающего социально-экономического развития представляют собой территории субъекта Российской Федерации, включая закрытое административно-территориальное образование, на котором установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности в целях формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций, обеспечения ускоренного социально-экономического развития и создания комфортных условий для жизнедеятельности населения. Причем рассматривается вся инфраструктура, включающая земельные участки, объекты транспортной, энергетической, коммунальной, инженерной, социальной, инновационной и иные, находящаяся на данной территории и вне такой территории, но обеспечивающей ее функционирование. Мы затронем вопросы об условиях создания территорий опережающего социально-экономического развития и создания организационного механизма управления ими.

Федеральный закон от 29.12.2014 г., № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития» предусматривает следующие условия создания таких территорий:

1) решение правительства Российской Федерации;

2) на территории муниципального образования или на территориях нескольких муниципальных образований в границах одного субъекта Российской Федерации;

3) не может быть в границах особой экономической зоны или зоны территориального развития;

4) в течение трех лет будут только на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального органа, на территориях моногородов с наиболее сложным социально-экономическим положением, в последующем — на территориях остальных субъектов Российской Федерации.

Управление территориями опережающего социально-экономического развития будет осуществляться через специально организуемые системные действия, направленные на обеспечение устойчивого и сбалансированного воспроизводства социального, хозяйственного, природного, инновационного потенциалов территории при сохранении позитивной динамики параметров уровня и качества жизни населения. Такие действия будут осуществляться наблюдательным советом, уполномоченным федеральным органом, управляющей компанией.

Таблица 1

Основные функции структур управления территорией опережающего социально-экономического развития

№ Наименование Основные функции Качественный состав Количество

1. Наблюдательный совет Для координации деятельности и контроля за развитием территории представители уполномоченного федерального органа, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, иных государственных органов и исполнительно-распорядительного органа муниципального образования, управляющей компании, организации территориальных объединений (ассоциаций) организаций профсоюзов и территориальных объединений работодателей с правом принимать участие в решении вопросов о доле иностранных работников, привлекаемых резидентом территории опережающего социально-экономического развития Не более 10 человек

2. Уполномоченный орган Разрешительная деятельность — согласование и утверждение документов, разработка правоустанавливающих документов, контроль за деятельностью резидентов федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный правительством Российской Федерации в области создания территорий опережающего социально-экономического развития на территории федерального округа, территориях федеральных округов

3. Управляющая компания Застройщик, обеспечение функционирования объектов и условий для деятельности резидентов, ведение реестров резидентов акционерное общество и (или) дочернее хозяйственное общество, которое создано с участием такого акционерного общества (далее — дочернее общество управляющей компании).

В новой системе территориального развития определены особые условия для осуществления предпринимательской и иной деятельности. Так, для резидентов будут предоставляться налоговые льготы по уплате налогов на имущество организаций, земельного налога, для привлеченных инвесторов на строительство объектов инфраструктуры — предоставление субсидий в размере 100 % от ставки рефинансирования на возмещение процентной ставки по кредитам. Кроме этого, ряд объектов инфраструктуры территории будет построен на средства федерального бюджета, бюджета субъекта

Российской Федерации, местного бюджета и внебюджетных источников финансирования. Для таких объектов будут сформированы особые условия как финансирования, эксплуатации, владения, пользования, так и распоряжения имуществом.

Для осуществления предпринимательской деятельности планируется предусмотреть приоритетное подключение к объектам инфраструктуры и применение таможенной процедуры свободной таможенной зоны.

Согласно закону, создание ТОСЭР планируется на территории Дальневосточного федерального округа, где государство стремится создать эффективно действующую транспортную, инженерную, социальную инфраструктуру. По словам заместителя министра РФ по развитию Дальнего Востока Кирилла Степанова, один из главных приоритетов — снять инфраструктурные ограничения в дальнейшем росте экономики и общества в целом, выровнять условия проживания на Дальнем Востоке с западными регионами страны. Кроме того, он отмечает, что речь идет «о создании новых производств, жилищной и социальной инфраструктуры в чистом поле» [3]. Поэтому в законе предусмотрены особенности предоставления социальных услуг: медицинские, образовательные и т. д.

В целом федеральный закон имеет рамочный характер, в нем определены условия для создания и функционирования территорий опережающего социально-экономического развития, рассмотрены некоторые финансовые и экономические вопросы взаимоотношений всех участников территорий опережающего социально-экономического развития. Как уже отмечалось, определен 90-дневный срок для разработки подзаконных актов и других нормативных документов, конкретизирующих основные положения закона. Вместе с тем уже возникают вопросы, связанные с разработкой организационно-экономического механизма функционирования ТОСЭР, правового поля осуществления деятельности как участников, резидентов, так и государственных и муниципальных органов власти. Все это требует дальнейшей проработки механизма реализации ТОСЭР.

Литература

1. О территориях опережающего социально-экономического развития: федеральный закон от 29.12.2014 г., № 473-ФЗ.

2. Бухарова О. Территория опережающего развития [Электронный ресурс]. — URL: //http://www.rg.ru/2014/04/22/vostok.html (дата обращения: 12.01.2015).

3. Приходько Б. Крупным энергетическим компаниям предложили переехать в ДФО [Электронный ресурс]. — URL: http://www.ria.ru (дата обращения: 12.01.2015).

4. Механизм реализации закона о территориях опережающего развития запущен [Электронный ресурс]. — URL: http://minvostokrazvitia.ru/press-center/news_minvostok/?ELEMENT_ID=2852 (дата обращения: 12.01.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.