ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
КАЧЕСТВЕННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛИЧНОСТИ
В УПРАВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ 1 2 Радул В.В. , Бабенко Т.В. Email: [email protected]
1Радул Валерий Викторович - доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой; 2Бабенко Татьяна Васильевна - кандидат педагогических наук, доцент,
кафедра педагогики и образовательного менеджмента, Центральноукраинский государственный педагогический университет им. Владимира Винниченко, г. Кропивницкий, Украина
Аннотация: передвижения личности по вертикали жизненного пути, связанные с изменением групповых ситуаций микросреды, порождают, с одной стороны, качественно определенную долевую структуру личности, а с другой - проблему формирования в ней социально-психологической готовности к новым видам общения и деятельности.
В статье анализируется, какие динамические сферы в социальном опыте личности меняются по содержанию и способам функционирования от одной возрастной ступени к другой. Установленная таким образом структура социального опыта личности рассматривается в соотношении с ее социальной зрелостью, чтобы выявить, как формирование социального опыта влияет на развитие мировоззрения личности. Раскрывается соотношение социального опыта личности, ее социальной зрелости и профессиональной деятельности.
Ключевые слова: личность, социальный опыт, социальная зрелость, профессиональная деятельность, социальная активность, самореализация.
QUALITATIVE CHARACTERISTICS OF PERSON IN THE MANAGEMENT OF THE EDUCATIONAL PROCESS Radul V.V.1, Babenko T.V.2
1Radul Valeryi Viktorovych - Doctor ofPedagogical Sciences, Professor, Head of the Department; 2Babenko Tetiana Vasylivna - Candidate of pedagogical sciences, Docent, DEPARTMENT OF PEDAGOGY AND EDUCATIONAL MANAGEMENT, VOLODYMYR VYNNYCHENKO CENTRAL UKRAINIAN STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY,
KROPIWNICKI, UKRAINE
Abstract: the movement of the personality along the vertical path of life, associated with the change in the group situations of the microenvironment, generates, on the one hand, a qualitatively defined shared structure of the individual, and on the other hand, the problem of forming in it a socio-psychological readiness for new types of communication and activity.
The article analyzes which dynamic spheres in the social experience of a person vary in the content and mode of functioning from one age step to another. The structure of the social experience of the individual thus established has been considered in relation to its social maturity in order to reveal how the formation of social experience influences the development of the worldview of the individual. The ratio of the social experience of the individual, their social maturity and professional activity have been revealed. Keywords: personality, social experience, social maturity, professional activity, social activity, self-realization.
УДК 373.1
На каждом новом возрастном этапе человек попадает в новую социальную микросреду имеющею сложную структуру, развивающуюся от моногрупповой к полигрупповой. Передвижения личности по вертикали жизненного пути, связанные с изменением групповых ситуаций микросреды, порождают, с одной стороны, качественно определенную долевую структуру личности, а с другой -проблему формирования в ней социально -психологической готовности к новым видам общения и деятельности.
Социальные группы не могут эффективно существовать вне групп профессиональных. Получение индивидом определенной профессии, как правило, означает его вхождение, а затем и принадлежность к определенной социальной группе или слою.
Для педагогики управления важно выявить в социальном опыте личности, какие именно динамические сферы меняются по содержанию и способам функционирования от одной возрастной ступени к другой. Установленная таким образом структура социального опыта личности должна быть проанализирована в соотношении с ее социальной зрелостью, чтобы выявить, как формирование социального опыта влияет на развитие мировоззрения личности. Необходимо также исследовать соотношение (взаимодействие, взаимовлияние) социального опыта личности, ее социальной зрелости и профессиональной деятельности.
В результате у педагогов появляется реальная возможность шаг за шагом «продвигать» своих воспитанников к осмыслению реальной действительности и формирования личной активно преобразовательной позиции. В этом случае специально созданные ситуации способствуют более продуктивному влиянию воспитанника на самого себя, то есть интенсифицируют процесс саморазвития. При этом оказывается, что саморазвитие, обусловлено самовоздействием, осуществляется более продуктивно, если применяемое к личности воспитанника воздействие (от «большой» и «малой» воспитательных систем или отдельного педагога) приходится на зону ближнего развития личности.
Отдельные исследователи считают, что глобальное образование в современных условиях является наиболее эффективным средством позитивного развития процессов глобализации, поскольку только образованное общество и образованное человечество могут разумно и практически противопоставлять позитивные процессы развития негативным, предотвратить анархию и насилие. В нынешнем тысячелетии только средствами глобального образования можно обеспечить активное участие мировой науки и общественности в процессе развития цивилизации.
Система образования - это то, что обеспечивает действительное и будущее каждой страны в условиях изменяющегося мира, укрупнение общественных систем, развитие интеграционных процессов и вместе с этим усиление конкуренции в различных сферах жизни общества.
Е. Климов отмечает: «... важна общая особенность специальностей типа «человек-человек», которая заключается в том, что они имеют якобы двойственный предмет труда. С одной стороны, главное их содержание составляет взаимодействие между людьми. А с другой - умения и навыки в любой отрасли... Таким образом, здесь нужна двойная подготовка - «человековедческая» и отдельная «специальная» [15, с. 89-90].
Профессиональная деятельность отражается в образе мира, многогранности инвариантных образов мира - «абстрактных моделей, описывающих общие черты в видении мира разными людьми [10, с. 115].
Действующие на человека, воспитательные силы отличаются глубиной и масштабами тех «психологических следов», которые они оставляют в личности. Характер каждого «следа» зависит не только от особенностей действующей воспитательной силы, состояния мотивационной сферы, но и от степени активности, способов, которыми личность отвечает на действия этой силы.
Понятие «среда» в самом общем смысле означает окружение. Для психолого-педагогического анализа среды содержательной является «теория возможностей» Дж. Гибсона [5]. Дж. Гибсон использует категорию возможность, подчеркивая активное начало человека-субъекта, овладевающего своей жизненной средой. Возможность служит мостиком между субъектом и средой, и определяется как свойствами среды, так и свойствами субъекта. Чем больше и полнее личность использует возможности среды, тем более успешно происходит ее свободное и активное саморазвитие.
Особая роль социальной общности как среды человека отмечается В. Рубцовым: «Мы говорим и находимся в человеческой среде, но для человека среда — это не только окружающий его мир. Для человека это тот мир, который существует в его общении, взаимодействии, взаимосвязи, коммуникации и других процессах» [18, с. 93].
Опосредованное влияние на формирование личности, наиболее оптимально имеет среда, где воспитанник, «размещает» стимулы, которые якобы сами по себе, без прямого воздействия педагога способствуют формированию его личности. Еще А. Макаренко, отмечал, что «воспитывает не столько сам воспитатель, сколько среда, организующаяся наиболее выгодным образом» [12, с. 415].
Понятие «среда» объясняет взаимосвязь условий, обеспечивающих развитие человека. В таком случае предполагается его присутствие в среде, взаимовлияние, взаимодействие окружения и человека. Н. Крылова предусматривает в качестве среды «окружающее человека социальное пространство», зону «непосредственной активности индивида, его ближайшего развития и действия» [9].
Для восприятия человеком среды как средства социального контроля, необходимо овладеть соответствующим опытом взаимоотношений с людьми, поскольку это опыт - путь овладения человеческими взаимоотношениями.
На уровне индивида процесс развития человека в соответствии с «требованиями» социума «опирается» на различные природные механизмы (способы): использование имеющихся природных качеств, которые преобразуются в соответствии с общественными «требованиями»; комбинаторика в сочетании природных качеств человека, приводит к возникновению несуществующих ранее собственно человеческих качеств и образований; развитие природных данных в качестве новообразований, когда они используются теми свойствами объектов внешнего мира, с которыми они до сих пор были связаны [1].
Главной особенностью человека, что способствует образованию значимых характеристик его природы, является системообразующее единство особой объективно заданной образующей активности - деятельности и субъектности, содержащей необходимость, потребность, способность и возможность изменения, расширения, проектирование такой деятельности, отношение к ней как к условию своего бытия и своего роста-развития в нем.
В онтогенезе происходит не только развитие-взросление - на уровне овладения законченными, специализированными качествами и свойствами вида, но и развитие с открытыми границами - развитие-саморазвитие, предусматривающее расширение своих возможностей вне биологически заданного взросления, и, развития на базе расширения условий и изменения среды своего существования и себя самого в нем. Саморазвитие изначально является определяющим фактором движения роста-развития человека в онтогенезе, важный структурно образующий компонент этого процесса, результативность и своего рода качество осуществления которого зависят от того, насколько человек становится реальным субъектом своего субъектного развития и саморазвития.
Степень и уровень саморазвития определяются реальным проявлением его в развитии и дифференцированного развертывания действенности субъекта. Саморазвитие субъекта, проявляющееся в росте-развитии его субъектности, способности и потребности в самоопределении, самопознании и т.п., по своей сути
предполагает потребность и необходимость реализации достигнутого уровня, с тенденцией к самореализации как условия и результата не только оценки себя и своих возможностей, но и определение себя среди других, самореализации, предусматривающий свою принадлежность к социуму в своей действенности как условия последующего саморазвития.
Любая деятельность индивида, даже та, что осуществляется ним строго для себя, предусматривает его привлечение к социальному полю, функционирование его в системе общественных отношений в нем.
Уровень саморазвития индивида, его субъектности обеспечивает способность и возможность его самореализации на соответствующем уровне саморазвития и соответственно оценивается и принимается социумом.
Саморазвитие и самореализация в структуре онтогенеза в качестве самостоятельных, но и объективно обусловленных и неразрывных в своем осуществлении процессов подчинены общим законам развития индивида в онтогенезе, включая законы развития субъектности субъекта, его субъективности и самости как базовых свойств человеческой системной определенности, что отличает его от всего остального живого. Но одновременно оба выделенных процессы «самостроительства» человека как условия его воспроизводства и развития, условия его бытия и воспроизводства социального мира в целом имеют и свои внутренние особенности и закономерности, обусловленные характером направленности, развития каждого из них - себя в себе для себя в одном случае и себя среди других для себя через других, как осуществление себя в качестве не только носителя, но и создателя социального в другом.
Именно в процессе самореализации осуществляется «встреча» выраженной потребности индивида реализовать себя в своем личном, индивидуальном творческом порыве, в реальном значимом для него достижении и потребности принятия его достижения другими, обществом как реально социально значимого, социально оцениваемого, потребности быть причастным к целому, участвовать в воспроизведении социального с помощью предоставления ему своего Я, состояться в человеческой принадлежности в качестве реального носителя социального.
Но в самом процессе самореализации выстраиваются свои вертикальные и горизонтальные уровни, обусловленные закономерностями ее развертывания и осуществления в онтогенезе, разницей ситуаций развития человека, его индивидуальными особенностями, возможностями. Именно самореализация обеспечивает основы для выполнения-осуществления сформированного в саморазвитии Я, его способностей, потребностей, творческих возможностей на каждом возрастном этапе в целом, а также его принятия социумом, в котором он не только в состоянии подать себя в своем творческом осуществлении, развить и реализовать свое место, субъектность, субъективность.
Именно в пространстве между моим и общим и создается та зона развертывания самореализации, которая становится и служит основой акмеологического развития. Именно поэтому самореализация является основой и содержанием акмеологического развития как развития потребности и способности быть в мире своих замыслов, возможностей, способностей выражать себя, выражать свое Я в нем.
К числу феноменов, реализующих развитие самореализации, относят самоутверждение, самовыражение, самопроявление, самопроектирование, самопрезентацию, самопредставление и т.п., которые разворачиваются и наполняются смыслосодержанием по вертикали роста и по-разному выстраивают структуру пространства и границы самореализации в горизонтальном ее проявлении как реализации конкретного индивида «здесь и сейчас», «сейчас и в будущем» на дистанции онтогенеза, а также уровни и виды ее проявления на разных этапах развития. В этом плане актуализируется проблема связи этих
уровней самореализации с условиями и принципами ее осуществления и степенью обеспеченности этих уровней.
Реальные возможности самореализации в оптимальной степени ее представления открываются в период взрослости, когда ее развертывание происходит на новом уровне осуществления человека в социуме как реального субъекта развития. Потребность человека в творческой самореализации в конкретной социально значимой и социально оцениваемой деятельности, потребность в творческом самовыражении и осуществлении себя для себя через представленность своих способностей обществу и реальное принятие такой представленности другими, с необходимостью предполагает реальную возможность ее выполнения. Такая возможность обеспечивается реальной позицией взрослого человека в социуме, который объективно участвует в воспроизведении, степенью и уровнем его физического, психологического, социального, духовного развития.
Развертывание самореализации в онтогенезе как объективно образующей структурно-содержательной организации процесса социального развития индивида как индивида, субъекта, личности предполагает подвижную, но и определенную структуру движения-самодвижения этого целостного по своей функциональной нагрузке процесса на вертикали онтогенеза. На вертикали его развертывания предусматривается расширение возможностей самореализации и всех ее образующих (самоутверждение, самопроявление, самопредставление, презентация, самораскрытие и т.п.). Расширение и усложнение конструктов, которые образуют самореализацию, сопровождается углублением и осложнением структуры взаимодействия ее с процессом саморазвития и усилением их взаимообусловленности.
«... В профессиональной деятельности осуществляется самоопределение молодого человека, реализуется его персонализация, в которой проявляется как индивидуальное, так и общее. Оно проявляется в передаче субъектом элементов социального целого, образов поведения, норм и вместе с этим его собственной активности, имеет надиндивидуальный характер ... [16, с. 354-355]. То есть, именно самоопределение реализуется в социальном пространстве, в деятельности, выделяется социумом как особая, специальная профессиональная деятельность, в значительной степени обусловливающая социальную значимость индивида, и себе в ней. Такое отношение приобретает особое значение и смысл при выборе профессии молодыми людьми, в которой и происходит рост-развитие человека и его самоопределение.
С позиции личностного подхода В. Кудрявцев [7] выделяет четыре стадии процесса профессионального самоопределения. 1-я стадия - возникновение и формирование профессиональных намерений под влиянием общего развития и начального ориентирования в различных сферах труда. Соответствует старшему школьному возрасту. 2-я стадия - профессиональное обучение как усвоение выбранной специальности; 3 -я стадия - профессиональная адаптация, характеризующаяся формированием индивидуального стиля деятельности и включением в систему производственных и социальных отношений. На четвертой стадии личность частично или полностью реализует себя в самостоятельном труде, характеризуется как уровнем овладения операциональной стороной профессиональной деятельности, так и уровнем сформированности определенного отношения к труду. На этой стадии оказывается выполнение или невыполнение тех ожиданий, которые связывались человеком с профессиональным трудом.
В профессиональном самоопределении личности ведущую роль играет самооценка. На процесс профессионального самоопределения оказывает влияние, с одной стороны, развитость профессиональных наклонностей, позиций и представлений личности, сознательное усвоение знаний о мире труда и осознание последствий выбора конкретной профессии, а с другой стороны, уровень сформированности осознанной психической саморегуляции и особенностей ее
функционирования, служит фактором оптимизации и стабилизации процесса профессионального самоопределения на всех его этапах.
Э. Дюркгейм отмечал, что общество состоит из индивидов, над которыми стоит высшая духовная власть - коллектив. Целью коллективной жизни, по его мнению, является интеграция индивидов в общности, имеющие моральный авторитет и поэтому способны выполнять воспитательную функцию. Индивид нуждается в обществе, поскольку в сплоченном коллективе человек не замыкается только на себе, своих часто слабых силах, в группе люди даже могут пожертвовать своими интересами ради общей цели, а интеллектуальное развитие часто связано со стремлением выполнить свое социальное назначение, то есть высшие формы человеческой деятельности имеют коллективное происхождение [14].
По мнению Г. Тарда, социум представляет собой совокупность индивидов, каждый из которых наделен целым веером потребностей, мотивов, увлечений, причем значительная их часть имеет иррациональную и бессознательную природу. Существуя как итоговая сумма подобных разнородных элементов, общество не подлежит однонаправленным изменениям, поэтому любые попытки изучения социальной динамики неуместны. Основой социальных связей личности является три фактора: подражание, изобретение и оппозиция (противодействие инновациям) [14]. В современных концепциях эта проблема исследуется в новом контексте идентичности - взаимосвязи социальной и личностной идентичности.
И. Гофман считал, что личностная идентичность не зависит от ролевых или межличностных отношений, социальная идентичность является совокупностью различных ролей, интериоризированных в процессе социализации. Взаимоотношения между ними обычно конфликтные. Р. Фогельсон считал, что человек стремится подчинить социальную идентичность идеальной, личностной, манипулируя представлением о себе в глазах других. Так возникает понятие мнимая идентичность [13].
А. Тешфел также отмечал, что личностная и социальная идентичность являются двумя полюсами единого биполярного континуума. На одном полюсе - поведение, полностью определяется социальной идентичностью, на другом - личностной идентичностью. Один и тот же человек будет действовать как личность при актуализации личностной идентичности и как член социальной группы при актуализации социальной идентичности [13].
Утверждая, что «человек - это открытая система», Г. Оллпорт обращал внимание на значение окружающего мира для развития психики, открытость человека для контактов и влияния внешнего мира. Он утверждал, что это общение личности с обществом не является стремлением к равновесию со средой, но служит взаимообщением, взаимодействием, то есть социальность и интенциональность тесно взаимосвязаны.
Значение социального окружения отмечалось А. Адлером, который наиболее важной структурой психики считал стиль жизни, определяющий поведение человека и чувство общности, которое является наиболее важным из врожденных стремлений. Уровень развития чувства общности определяет и систему представлений о себе и мире, которая создается каждым человеком. Формируя свой жизненный стиль, человек фактически становится творцом своей личности, определяя направления своей активности.
Сфера социального взаимодействия была существенно расширена А. Кардинером, который доказывал, что развитие определяется не только межличностными контактами, но и географическими, экономическими, этническими факторами. Э. Фромм определял среду не только с помощью ближайшего окружения ребенка, но и с помощью социального строя, в котором он проживает. Отношение общества к человеку выражается в том, что он развивается в соответствии с теми возможностями, что данное общество ему оказывает. Стремление примирить конфликтирующие
между собой мотивы, является по мнению Э. Фромма, двигателем не только индивидуального развития, но и развития общества в целом [6].
О социальной обусловленности развития мотивации писал К. Левин, отмечая, что человек живет и развивается в психологическом поле предметов, которые его окружают. Воздействуя на человека, предметы актуализируют потребности, которые исследователь рассматривал как энергетические заряды, вызывающие внешнюю, поведенческую активность. Одно из самых известных уравнений К. Левина, с помощью которых он описывал поведение человека в психологическом поле под влиянием разнообразных потребностей, доказывает, что поведение является одновременно функцией как личности, так и психологического поля.
Если К. Левин выделял два уровня потребностей - биологические и социальные (квазипотребности), то А. Маслоу выстраивал уже целую иерархию, в основе которой - биологические потребности, а на вершине - духовные. Социальные нужды, которые занимают промежуточное положение в этой иерархии, в реальной жизни определяют поведение человека. Связь интенции и социальности проявляется в том, что биологические потребности опосредуются социальными, а возможность актуализироваться зависит и от умения конструктивно выстраивать отношения с окружающими.
На более тесной взаимосвязи социального взаимодействия и стремлением к самореализации подчеркивал К. Роджерс. Он говорил о том, что возможность реализовать себя тесно взаимосвязана с конгруэнтностью представлений человека о себе и мыслью окружения о ней [4].
Вводя новую мотивацию - стремление к целостности и идентичности (с собой и обществом), Э. Эриксон [20] также акцентирует внимание на существенном влиятельнии культуры и социального окружения на развитие человека. Влияют на этот процесс не только родители и близкие к ребенку люди, но и друзья, работа, общество в целом.
По мнению Г. Брейкуелл, как реальная динамика личностная идентичность и идентичность социальная - это не разные части или аспекты единой идентичности, а разные точки в процессе ее развития. Личностная идентичность является продуктом социальной идентичности, но, становясь более сформированной, начинает активно на нее влиять.
Выход из конфликта Ю. Хабермас [19] видит в «балансе идентичностей», где идентичность личностная и социальная идентичность являются двумя измерениями, в которых реализуются балансирующая Я-идентичность. Вертикальное измерение -личностная идентичность обеспечивает связь истории и жизни человека. Горизонтальное измерение - социальная идентичность, обеспечивает возможность выполнять различные требования всех ролевых систем, к которым относится человек. Я-идентичность возникает в балансе между личностной идентичностью и идентичностью социальной.
Социальную активность личности понимают как частный случай инициативного влияния субъекта на окружающую среду. Социальная активность личности предполагает не только ее участие в общественной жизни, но и инициативно -творческое отношение к сферам своей социальной жизнедеятельности, а также к себе как субъекту социального бытия. По мнению А. Купрейченко и А. Моисеева, социальная активность - «это индивидуальные или групповые действия, направленные на изменение общества (социума) в целом, своего места в нем и самого себя (Я-социальное)» [8, с.72] .
Социальная активность личности опосредованная ее субъективностью, которая является инстанцией реализации намерений заданных личностью. Уровень активности, ее производительность, успешность связаны не только с соответствующим уровнем развития личности, но и с развитием ее как субъекта.
Выделяют различные уровни социальной активности: личностный, межличностный, личностно-групповой, личностно-институциональный и тому подобное.
Как считает К.А. Абульханова-Славская [2], основными формами проявления активности, служат социально-психологические характеристики личности, инициатива и ответственность.
В основе социальной активности личности лежит система субъективных отношений. В отношениях проявляются ряд характеристик восприятия окружающего мира, на основе которых образуются целостные представления. Причем особенностью этого отражения являются предпочтения личности, ее способность к эмоциональной оценке, соотнесения с предыдущими впечатлениями, усвоенными нормами, установками и даже самыми свойствами личности. Б. Ломов считал, что эти отношения показывают то, как личность относится к определенным событиям и явлениям мира, в котором она проживает (они показывают ценностные ориентации, предпочтения, симпатии, антипатии, интересы и т.д.). По мнению Б. Ломова [11], система этих отношений составляет сложное, многоуровневое, динамическое образование, которое можно описать как многомерное субъективное «пространство», каждое измерение которого соответствует определенному субъектно-личностному отношению (к труду, собственности, другим людям, политическим событиям и т.д.).
Основным условием социальной активности является направленность личности -интегральная характеристика, в которой сочетаются те социально-психологические образования, которые в совокупности становятся возбудителями социально ориентированного действия, поскольку реализация направленности осуществляется мотивационной сферой.
А. Реан выделяет сенсуальную (терпимость - глухота) и диспозиционную (терпимость-эмпатийность) характеристики - показатели личностной (социальной) зрелости человека [17]. В последней оказывается позитивный взгляд на мир. Это свидетельствует, что социальный интерес может по-разному проявляться в зависимости от уровня социального становления личности в процессе ее социализации. При этом социальный интерес является эффектом социализации личности, что свидетельствует о ее глубине.
Ценностно-смысловая структура личности обязательно содержит ряд характеристик, которые имеют отношение к полю социальных действий. Их формирование связано с объективной социальной ситуацией становления личности, а также с той характеристикой ценностных ориентаций, которая представлена субъективной позицией личности. Существенное значение также имеет и социальная позиция, поскольку через нее «человек входит в систему общественных отношений и начинает свое движение в социальной конкретно-исторической действительности» [3, с. 249]. Соотношение субъектной позиции и социальной позиции человека на разных этапах становления личности разное.
Активная жизненная позиция (субъектная позиция) во взаимоотношениях с социальным миром как интегральная характеристика личности, содержит ряд свойств и способностей, служит главным звеном социальной активности. Становление субъектной позиции личности связано с эффектами социализации и усилением когнитивно-оценочной функции, когда автономный уровень самоуправления личности достигает определенного оптимума и позволяет ей реализовать свою активность в соотнесении не только с внешними инстанциями, но и вопреки им, если это соотносится с внутренними ценностно-смысловыми образованиями, убеждениями.
Список литературы /References
1. Абульханова-Славская К.А. Диалектика человеческой жизни / К.А. Абульханова-Славская // Соотношение философского, методологического и конкретно-научного подходов к проблеме индивида. М., 1977.
2. Абульханова-Славская К.А. Психология и сознание личности (проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): избр. психол. тр. / К.А. Абульханова-Славская. М.; Воронеж, 1999. 224 с.
3. АсмоловА.Г. Психология личности / А.Г.Асмолов. М., 1990. 367 с,
4. Ахмедов А.Б. Синергетические и холистические тенденции Я-концепции: теория и эмпирика [Электронный ресурс] / А.Б. Ахмедов, Т.Д. Марцинковская // Психологические исследования:науч. электрон. журн., 2010. № 3 (11). Режим доступа: http:// psystudy.ru/index.php/hum/2010n3-11.html/ (дата обращения: 17.04.2018).
5. Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию / Дж.Гибсон. М., 1988.
6. Концепции социализации и индивидуализации в современной психологии / под. ред. Т.Д. Марцинковской. М,: РАО, Психол. Ин-т, 2010.
7. Кудрявцев В.Т. Исследование психологических особенностей профессионального становления личности / В.Т. Кудрявцев // Методологические проблемы повышения эффективности психолого-педагогических исследований. М., 1985.
8. Купрейченко А.Б. Социальное самоопределение российского городского среднего класса / А.Б. Купрейченко, А.С. Моисеев // Учен. зап. ИМЭИ, 2011. № 2 (2). С.71-84.
9. Крылова Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста / Н.Б.Крылова. М.: Высш. шк., 1990.
10. Леонтьев А.А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии / А.А. Леонтьев. М.: МПСИ. Воронеж: МОДЭК, 2001.
11. Ломов Б.Ф. Системность в психологии: избр. психол. тр. / Б.Ф. Ломов. М.; Воронеж, 2003. 424 с.
12.Макаренко А.С. Педагогические сочинения: В 8 т / А.С. Макаренко. М., 1984. Т.4.
13. Марцинковская Т.Д. Вариации на тему персонализма: российский и французский подходы. [Электронный ресурс] / Т.Д. Марцинковская // Психологические исследования: науч. электрон. журн., 2010. № 5 (13). Режим доступа: http:// psystudy.ru/index.php/hum/2010n5-13.html./ (дата обращения: 17.04.2018).
14.Марцинковская Т.Д. Российская психология на сломе эпох: культурологический и науковедческий контекст [Электронный ресурс] / Т.Д. Марцинковская // Психологические исследования: науч. электрон. журн., 2009. № 6(8). Режим доступа: http:// psystudy.ru/index.php/hum/2009n6-8.html./ (дата обращения: 17.04.2018).
15.Мясищев В.Н. Психология отношений / В.Н. Мясищев. М. Воронеж, 1995.
16. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субьективности / В.А.Петровский. Ростов н/Д, 1996.
17. Реан А.А. Психология адаптации личности / А.А. Реан, А.О. Кудашев,
A.А. Баранов. СПб., 2002. 352 с.
18. Рубцов В.В. О проблеме соотношения развивающих образовательных сред и формировании знаний: (к определению предмета экологической психологи) /
B.В. Рубцов // Первая рос. конф. по экологической психологи. 5-6 дек. 1996. М., 1996.
19.Хабермас Ю. Философский дискурс о модерне / Ю. Хабермас. М.: Весь мир, 2003.
20. Эриксон Э. Детство и общество / Э. Эриксон. СПб.: Летний сад, 2000.