Научная статья на тему 'Феноменологический анализ мотивационной готовности'

Феноменологический анализ мотивационной готовности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
900
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ / MOTIVATIONAL READINESS / МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА / MOTIVATIONAL SPHERE / СТРУКТУРА МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ / STRUCTURE OF MOTIVATIONAL READINESS / ЖЕЛАНИЯ / DESIRES / ОТНОШЕНИЯ / ПОТРЕБНОСТИ / NEEDS / СМЫСЛЫ / MEANINGS / МОТИВЫ / MOTIVES / МОТИВАЦИЯ / MOTIVATION / УСТАНОВКИ / ИНТЕРЕСЫ / INTERESTS / ЦЕННОСТИ / VALUES / ЦЕЛИ / GOALS / ДИНАМИКА МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ / РЕФЛЕКСИЯ / REFLECTION / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ACTIVITY / ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ / FORMATION OF MOTIVATIONAL READINESS / REGARD / SETTINGS / DYNAMIC OF MOTIVATIONAL READINESS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Марчук Наталья Юрьевна, Карапетян Лариса Владимировна

Одним из важных предикторов выполнения любой деятельности является мотивационная готовность личности. Исходя из размытости понятийного аппарата, отсутствия в современном научном знании четкой структуры и механизма формирования мотивационной готовности, авторы проводят анализ данного феномена, на основе которого конкретизируют его понятие, описывают его структуру и динамику. Рассматривая мотивационную готовность как особое состояние мотивационной сферы индивида, обеспечивающее его активность по реализации функций, необходимых в заданных условиях, авторы статьи обращают внимание на то, что мотивационная готовность является динамичным образованием, которое может меняться в связи с преобразованием ее внутренних компонентов или внешних условий. В общей структуре мотивационной готовности выделены и описаны отдельные компоненты, часть из которых может осознаваться индивидом, а часть функционировать вне сферы сознания субъекта. Формирование мотивационной готовности представлено в статье как поэтапный процесс наполнения мотивационной сферы содержанием, обеспечивающим осознание и принятие человеком собственных потребностей, смыслов в осуществлении данной деятельности, установок на ее реализацию в конкретных условиях, а также развитие интересов, ценностей и целей, отражающих данную деятельность. Этот процесс определяется рефлексией (внутренней активностью), с одной стороны, и деятельностью (внешней активностью), с другой, что представляет собой двухсторонний механизм формирования готовности. Результатом формирования мотивационной готовности является переход индивида от реактивной стратегии выполнения деятельности к проактивной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Марчук Наталья Юрьевна, Карапетян Лариса Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHENOMENOLOGICAL ANALYSIS OF MOTIVATIONAL READINESS

One of the important predictors and performance of any activity is the motivational readiness of personality. Based on the blurring of conceptual apparatus, the lack of modern scientific knowledge and a clear structure of the mechanism, formation and motivational readiness, the authors carried out an analysis of this phenomenon, specified the concept, and described the structure and dynamic. Considering the motivational readiness as a special state of motivational sphere of the individual, ensuring its activity on the realization of the functions required in the given conditions, the article authors note that the motivational readiness is a dynamic entity that can change in connection with the transformation of its internal components or external conditions. The authors isolated and described individual components in the overall structure of motivational readiness, some of which may be realized by the individual, and some to operate outside the sphere of consciousness of the subject. Formation of motivational readiness is presented in the article as a gradual process of filling the motivational sphere with content, which provides awareness and acceptance of the person's own needs, meanings of the implementation activity, settings for this implementation in specific circumstances as well as the development of interests, values and goals that reflect this activity. This process is determined by the reflection (internal activity), on the one hand, and activities (external activity), on the other, that is a two-way mechanism of formation of readiness. The result of formation of motivational readiness is the transition from a reactive strategy to a proactive activity.

Текст научной работы на тему «Феноменологический анализ мотивационной готовности»

УДК 159.947.5

ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ

© 2017

Марчук Наталья Юрьевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной безопасности

Уральский федеральный университет (624019, Россия, Свердловская область, Сысертскийрайон, п. Бобровский, ул. Демина, д.39, кв.49, e-mail:

natalia. marchuk@urfu. ru) Карапетян Лариса Владимировна, кандидат психологических наук, доцент Центр экстренной психологической помощи МЧС России (620089, Россия, Екатеринбург, ул. Крестинского, дом 59, кор. 1, кв. 60; e-mail: [email protected])

Аннотация. Одним из важных предикторов выполнения любой деятельности является мотивационная готовность личности. Исходя из размытости понятийного аппарата, отсутствия в современном научном знании четкой структуры и механизма формирования мотивационной готовности, авторы проводят анализ данного феномена, на основе которого конкретизируют его понятие, описывают его структуру и динамику. Рассматривая мотивационную готовность как особое состояние мотивационной сферы индивида, обеспечивающее его активность по реализации функций, необходимых в заданных условиях, авторы статьи обращают внимание на то, что мотивационная готовность является динамичным образованием, которое может меняться в связи с преобразованием ее внутренних компонентов или внешних условий. В общей структуре мотивационной готовности выделены и описаны отдельные компоненты, часть из которых может осознаваться индивидом, а часть - функционировать вне сферы сознания субъекта. Формирование мотивационной готовности представлено в статье как поэтапный процесс наполнения мотивационной сферы содержанием, обеспечивающим осознание и принятие человеком собственных потребностей, смыслов в осуществлении данной деятельности, установок на ее реализацию в конкретных условиях, а также развитие интересов, ценностей и целей, отражающих данную деятельность. Этот процесс определяется рефлексией (внутренней активностью), с одной стороны, и деятельностью (внешней активностью), - с другой, что представляет собой двухсторонний механизм формирования готовности. Результатом формирования мотивационной готовности является переход индивида от реактивной стратегии выполнения деятельности к проактивной.

Ключевые слова: мотивационная готовность, мотивационная сфера, структура мотивационной готовности, желания, отношения, потребности, смыслы, мотивы, мотивация, установки, интересы, ценности, цели, динамика мотивационной готовности, рефлексия, деятельность, формирование мотивационной готовности.

PHENOMENOLOGICAL ANALYSIS OF MOTIVATIONAL READINESS

© 2017

Marchuk Natalia Yurievna, Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor of "Social Security"

Ural Federal University

(624019, Russia, Sverdlovsk Region, SysertArea, Bobrovskiy, St.Demina, 39-49, e-mail: [email protected]) Karapetyan LarisaVladimirovna, Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor EMERCOM of Russia, Center of Emergency Psychological Aid (620089, Russia, Ekaterinburg, st. Krestynskiy, 59/1-60, e-mail: [email protected])

Abstract. One of the important predictors and performance of any activity is the motivational readiness of personality. Based on the blurring of conceptual apparatus, the lack of modern scientific knowledge and a clear structure of the mechanism, formation and motivational readiness, the authors carried out an analysis of this phenomenon, specified the concept, and described the structure and dynamic. Considering the motivational readiness as a special state of motivational sphere of the individual, ensuring its activity on the realization of the functions required in the given conditions, the article authors note that the motivational readiness is a dynamic entity that can change in connection with the transformation of its internal components or external conditions. The authors isolated and described individual components in the overall structure of motivational readiness, some of which may be realized by the individual, and some to operate outside the sphere of consciousness of the subject. Formation of motivational readiness is presented in the article as a gradual process of filling the motivational sphere with content, which provides awareness and acceptance of the person's own needs, meanings of the implementation activity, settings for this implementation in specific circumstances as well as the development of interests, values and goals that reflect this activity. This process is determined by the reflection (internal activity), on the one hand, and activities (external activity), - on the other, that is a two-way mechanism of formation of readiness. The result of formation of motivational readiness is the transition from a reactive strategy to a proactive activity.

Keywords: Motivational Readiness, Motivational Sphere, Structure of Motivational Readiness, Desires, Regard, Needs, Meanings, Motives, Motivation, Settings, Interests, Values, Goals, Dynamic of Motivational Readiness, Reflection, Activity, Formation of Motivational Readiness.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Мотивационная готовность является одной актуальных проблем современной теоретической и экспериментальной психологии. Однако анализ исследований, посвященных мотивационной готовности, показал, что в настоящее время отсутствует четкое понимание данного феномена. Проблема размытости понятийного аппарата, структуры и механизма формирования данного феномена проявляется в том, что мотивационная готовность различными авторами ассоциируется с рядом смежных понятий, в связи с чем теряется понимание структурной и функциональной уникальности.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Большинство исследователей (Александров А.Г., Ефимова О.В., АНИ: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 1(18)

Коптяева О.Н., Бессонова Ю.В. и др.) рассматривают мотивационную готовность как совокупность мотивов субъекта или указывают на доминирующее значение мотива в структуре мотивационной готовности. При этом предполагается, что наличие определенных мотивов обеспечивает актуализацию соответствующей деятельности при определенных условиях [1, 2, 3].

Большое внимание в описании готовности уделяется анализу потребностей в личностном и профессиональном саморазвитии индивида (Ильин Е.П, Санжаева Р.Д.) или в успешном выполнении поставленной задачи (Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А., Мельничук А.С. и др.) [4, 5, 6, 7].

Ручко Л.С., Леонтьев Д.А., Пряжников Н.С., Марцинковская Т.Д. и др. отмечают важную роль смысла и субъективного значения результатов деятельности в формировании готовности человека к определенному поступку, действию [9, 10, 11, 12].

Авдеева А.П., Афонькина Ю.А., Маркова А.К., Митина Л.М. и др. рассматривают готовность к деятельности в контексте положительного отношения, устойчивого интереса к профессии. Интерес большинством исследователей описывается как начальный этап формирования мотивации, направленности, готовности к действиям [13, 14, 15].

Кроме того, ряд исследователей описывает готовность в рамках построения стратегических целей, путей решения профессиональных задач. Иными словами, готовность рассматривается как результат сформированного видения перспектив собственного развития в рамках данной деятельности [16, 17, 18].

Преобладание в ценностно-мотивационной иерархии ориентации на ценности профессии рассматривают как мотивационную готовность Коптяева О.Н., Тарновская А.С., Поваренков Ю.П., Каверин С.Б. и др. [19, 20].

Ковалев В.И., Климов Е.А., Пряжников Н.С., Гинзбург М.Р. и др. описывают профессиональную готовность как желание трудиться, работать в рамках определенной профессии [11, 21, 22, 23].

Семушина Л.Г., Ярошенко Н.Г., Гуртовенко И.Ю. понимают готовность как целостное психическое состояние человека, которое предполагает осознание им своих профессиональных целей, способность осуществлять анализ условий, сопоставлять их с собственными ресурсами, на основании чего оценивать вероятность достижения результатов [24].

Наиболее полно феномен готовности был описан в рамках деятельностного подхода, в особенности, при анализе установок, где подробно рассмотрено значение готовности в эффективности реализуемой деятельности [25].

Формирование целей статьи. Таким образом, большинство авторов описывают мотивационную готовность как особенность строения или компонент мотива-ционной сферы личности, определяющей побуждение к конкретной деятельности и ее регуляцию в специфичных условиях. Целью данной статьи является выделение существенных сторон и содержательных особенностей мотивационной готовности, которое позволит нам очертить онтологические границы данного конструкта.

Изложение основного материала исследования. Исходя из положения о том, что мотив - это «опред-меченная» (наделенная предметом) потребность, побуждение к действию, отражающее наличные потребности индивида и актуализированное в конкретных целях деятельности, заметим, что наличие в мотивационной сфере человека того или иного мотива еще не является гарантом совершения определенной деятельности, направленной на удовлетворение потребности. Противостоящие друг другу или взаимоисключающие мотивы определяют внутриличностный конфликт, борьбу мотивов, что переживается (или преодолевается) человеком более или менее тяжело. Поэтому совокупность мотивов еще не определяет мотивационной готовности человека.

Кроме того, деятельность является всегда осознанной и целенаправленной, а мотив носит бескорыстный характер, может быть осознанным или неосознанным, он лишь отражает желание, стремление индивида к удовлетворению потребности. Следовательно, сам по себе мотив не является определяющим фактором в регуляции деятельности и не может служить показателем мотивационной готовности.

Для целостной регуляции деятельности имеет значение не столько характер и разнообразие мотивов, присутствующих в мотивационной сфере, сколько сложная система взаимоотношений между ними, образующая иерархию мотивов - мотивацию.

Мотивация выражена в субъективной мере значимости (ценности) предмета и определяет целостное побуждение субъекта к конкретной деятельности. Мотивация может быть внешне заданной (через систему социальных требований, норм, ценностей, стереотипов) или 294

внутренне порожденной (через самостоятельное наделение смыслами определенных действий, отношений).

Индивидуальная иерархия мотивов, образующая мотивацию личности, выстраивается вне зависимости от меры осознанности этих мотивов. Сложная, неоднозначная (иногда и противоречивая), многоканальная связь между мотивами затрудняет возможность выделить и оценить меру влияния того или иного мотива на деятельность. Поэтому целостная мотивация является системным образованием личности, которое побуждает и координирует деятельность, но не идентична понятию мотивационной готовности.

В отличие от мотивации, которая является достаточно лабильным образованием психики, зависима от потребностей и условий выполнения деятельности, мо-тивационная готовность в своем развитом состоянии относительно стабильна, не меняется под влиянием вербальной информации и легко актуализируется при столкновении индивида с объектом деятельности, а также распространяется на сходные объекты. Кроме того, мотивационная готовность включает в себя не только сформированную мотивацию, но также предполагает и субъективное ощущение способности выполнять эту деятельность.

Изучив различные взгляды на феномен мотивацион-ной готовности, мы пришли к выводу о том, что моти-вационная готовность определяет и координирует всю мотивационную сферу индивида на активность в конкретных условиях.

Следовательно, под мотивационной готовностью мы будем понимать особое состояние мотивационной сферы специалиста, обеспечивающее его активность по реализации профессиональных функций, необходимых в (за)данных условиях конкретной деятельности.

Структура мотивационной готовности. Обобщение и интеграция полученных взглядов на мотивационную готовность позволила нам принять за аксиому идею о сложности данного конструкта и выделить его структуру. Обладая системным характером, мотивационная готовность включает в себя совокупность функционально взаимодействующих компонентов, которые могут быть в разной мере осознанными или неосознанными.

Осознанная мотивационная готовность позволяет человеку самому судить о своих предпочтениях, является основой целенаправленного выбора поведенческих стратегий, сознательно используемых в деятельности. Осознанные компоненты мотивационной готовности наиболее доступны для предъявления, измерения и изучения. В этой группе нами выделены: интерес к деятельности, ценности в отношении деятельности, цели по планированию и развитию данной деятельности.

Не всегда человек полностью осознает меру своей мотивационной готовности к определенным поступкам. В экстремальной ситуации, при ограниченных возможностях планирования человек не подвергает осознанию и анализу причины своих поступков, а действует, исходя из потребностей, смыслов, мотивов, установок, лежащих частично вне поля сознания. Неосознанные компоненты мотивационной готовности могут стать доступными для анализа и критики посредством рефлексии и актуализируются в деятельности.

Рассмотрим подробнее роль каждого компонента в целостной системе мотивационной готовности.

Интерес - это избирательное, эмоционально положительное отношение к объекту или явлению, побуждающее человека к активности. Интерес возникает на основе потребности, актуализируется в условиях новизны, способствует возбуждению, любопытству, познанию. Удовлетворение интереса связано не с результатом деятельности, а с процессом ее реализации [9].

Ценности связаны не столько с конкретной деятельностью или ситуацией (в отличие от смыслов), сколько с жизнедеятельностью человека в целом. Ценности есть осознанные, принятые человеком представления о АНИ: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 1(18)

должном, которые определяют мотивацию и регламентируют деятельность посредством нравственных ориентиров. Ценности являются формой осознания и выражения субъектом смыслов [17].

Цели регулируют деятельность с точки зрения целесообразности. Подсознательной основой формирования целей являются установки. С учетом смысловых, целевых, операциональных установок, а также осознания собственного потенциала, индивид выстраивает цели своей деятельности [26].

Потребность - это динамически активное состояние личности, связанное с возникновением дефицита чего-либо, ощущением нужды в чем-то, необходимом для нормальной жизнедеятельности. Следовательно, потребность познается через ощущение нужды. Потребность порождает интерес к определенным объектам и формирует смысл деятельности, направленной на реализацию этой потребности [27, 28].

Связь мотивов и потребностей может быть смысловой или внешне заданной - через стереотипы и нормы (например, удовлетворять потребность во сне я могу только лежа на кровати, поэтому мне нужно найти кровать, чтобы спать). В случае, когда смысловая связь мотива с потребностями является внешне заданной, то субъект ищет соответствующий мотив, придающий деятельности смысл. На этом этапе может возникнуть искажение, рассогласование цели с мотивом. Тем самым внешняя мотивация способна породить внутриличност-ный конфликт.

Смысл - это субъективное отражение мира человеком. Основной функцией смысла в реализации деятельности является формирование определенного отношения к ней, которое обычно опережает все другие формы регуляции деятельности. Следовательно, смысл выявляется через отношение к объекту [29, 30].

Осмысление (наделение смыслом) ситуации, объекта, самого себя позволяет человеку определить ее личностное содержание (контекстуальность) и готовность к ее реализации (интенциональность). Степень непринятия субъектом собственных смыслов обуславливает внутриличностный конфликт и препятствует формированию осознанной готовности действовать [10, 31].

Установка - это предрасположенность субъекта к определенной деятельности конкретными способами. Установка обеспечивает устойчивый, целенаправленный характер протекания деятельности (Асмолов А.Г., Бжалава И.Т., Брунер Дж., Майер Н., Узнадзе Д.Н., Прангишвили А.С., Чхартишвили Ш.Н., Надирашвили Ш.А. и др.). Установки могут быть связаны с целями деятельности (целевые установки), со смыслом происходящего (смысловые установки) и со способами действий, поступков (операциональные установки). Кроме того, установки могут быть связаны с конкретной ситуацией (ситуативные установки) или с особенностями личности (личностные установки) [25].

Установка отражает в себе ценности, смыслы, мотивы, а также условия деятельности, складывается, функционирует и сохраняет устойчивость в рамках определенной деятельности. При смене деятельности, ее условий меняются смыслы, мотивы, а за ними и установки, хотя наиболее устойчивые, базовые установки могут сохраняться и переноситься в новые условия. При рассогласовании ценностного, смыслового, мотивационного аспектов деятельности именно установочная регуляция является определяющей, хотя этот процесс, как правило, неосознан [10].

Динамика формирования мотивационной готовности. Исходя из предложенного выше понятия мотива-ционной готовности и ее структуры, предположим, что ее формирование осуществляется по мере наполнения мотивационной сферы содержанием, обеспечивающим осознание и принятие человеком собственных потребностей, смыслов в осуществлении данной деятельности, установки на ее реализацию в конкретных условиях.

Как показал анализ множества исследований, различные компоненты мотивационной готовности взаимосвязаны между собой. Неосознанные компоненты не могут быть предъявлены непосредственно в исследовании, но всегда находят свое отражение в содержании осознанной готовности. Поэтому наиболее рациональной является констатация сформированности мотивационной готовности индивида по результатам анализа тех компонентов, которые человек сам может осознать, и которые наиболее доступны для диагностики и оценки.

Начальным шагом в формировании мотивационной готовности является появление интереса к деятельности, что составляет первый (низший) уровень мотивационной готовности. Первичный характер интереса в формировании мотивации описан в работах Давыдова В.В., Эльконина Д.Б., Марковой А.К., Зеера Э.Ф., Авдеевой А.П. и др. Толчком для появления интереса становится удивление, которое носит кратковременный характер и не имеет выраженной модальности (положительной или отрицательной окраски). В том случае, когда удивление находит отклик среди потребностей личности, оно превращается в интерес.

Как уже было сказано ранее, интерес характеризуется сосредоточением познавательной активности индивида на самом процессе деятельности и не связан с анализом объекта, условий, контекста этой деятельности. Интерес, подкрепленный личными смыслами индивида, перенаправляется с процесса деятельности на ее объект. В этом случае деятельность приобретает особую ценность, а мотивационная готовность переходит на следующий уровень [13, 14, 32, 33].

Второй уровень (средний) мотивационной готовности характеризуется развитием ценностей в отношении самой деятельности, ее объекта, результатов и себя как потенциального субъекта этой деятельности. Ценность формируется на основе осознания человеком своих глубинных смыслов, аккомодации имеющихся у него знаний или в результате присвоения социальных норм и стереотипов.

Мера значимости для субъекта конкретных ценностей отражает его мотивационную готовность к активности (внешней или внутренней), исходя из условий среды и требований ситуации. Следовательно, ценность определяет ценностно-смысловую регуляцию деятельности человека [10,15, 34].

О третьем (высшем) уровне мотивационной готовности свидетельствует наличие целей, отражающих самостоятельное планирование деятельности индивидом и формирование видения личных перспектив в рамках данной деятельности. О развитой мотивационной готовности можно говорить в том случае, когда человек ставит перед собой отдаленные цели, его личные перспективы связаны с данной деятельностью [12, 18, 26].

Самостоятельное целеполагание как свидетельство перехода мотивационной готовности к высшему уровню развития связано с осознанием сосредоточения своих интересов, ценностей и возможностей на реализации данной деятельности в заданных условиях, а также в потребности личностного развития в рамках данной деятельности. Таким образом, по мере развития мотива-ционной готовности, человек постепенно переходит от реактивной стратегии выполнения деятельности к про-активной, когда он сам инициирует активность для реализации определенных функций в условиях возникновения ситуации, требующей данной деятельности, ищет возможности для реализации своей готовности.

Механизм формирования мотивационной готовности. Динамика мотивационной готовности рассматривается многими авторами в контексте формирования мотивов, смыслов, ценностей, установок, а также как один из элементов целеобразования (Афонькина Ю.А., Братченко С.Л., Давыдов В.В., Леонтьев Д.А., Миронова М.Р., Митина Л.М., Рубинштейн С.Л., Рукавишникова Е.Е. и др.). Большинство авторов указывают на двухсто-

ронний характер формирования мотивационной сферы: через усвоение (интериоризацию) внешней реальности и через актуализацию (экстериоризацию) внутренних структур личности во внешнем мире.

В первом случае происходит формирование внутренних структур мотивационной сферы личности в результате присвоения жизненного опыта, становления психических функций и развития в целом. Такой процесс непосредственно связан с активностью индивида и является, с точки зрения Э.Дюркгейма, одним из важных элементов социализации. По мнению Л. С. Выготского, всякая функция человеческой психики первоначально складывается как внешняя, социальная форма общения между людьми, как трудовая или иная деятельность, и лишь затем, в результате интериоризации, становится компонентом психики человека [10, 13, 35, 36].

Второй вариант формирования мотивационной готовности представляет собой переход действий из внутренней, свернутой формы в форму развернутого действия, в результате чего неосознанные потребности, смыслы, мотивы, установки осознаются и проявляются во внешнем мире. Процесс перехода внутренних структур во внешний мир осуществляется посредством рефлексии и заключается в их постепенной структуризации, экстериоризации. При этом интуитивная догадка, ощущение гармонии/дисгармонии идеи или действия из подсознания развертывается сначала до уровня гипотезы, затем до схематической мысли, далее до логической мысли в словесной формулировке, затем переходит во внешнюю деятельность. По сути, это объективизация потребности, делающая ее доступной для рефлексии и реализации в деятельности [37, 38].

Таким образом, в контексте формирования мотива-ционной готовности интериоризацию можно рассматривать как переход смысла от объекта деятельности к субъекту, поворот личности «на себя», а экстериоризацию - как обратный процесс перехода смысла от субъекта к объекту деятельности, поворот личности «от себя». Следовательно, формирование мотивационной готовности есть результат двухстороннего процесса. Внутренним механизмом формирования мотивацион-ной готовности является рефлексия (внутренняя активность) индивида, а в качестве внешнего механизма выступает реализация деятельности (внешняя активность).

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Рассматривая мотива-ционную готовность как сложный психологический феномен, мы подвергли анализу его структуру и динамику, в результате чего выделили ряд компонентов, составляющих целостную мотивационную готовность, и описали формирование данного психологического конструкта. Анализ существенных сторон и содержательных особенностей мотивационной готовности позволил нам очертить онтологические границы данного конструкта и конкретизировать само понятие мотивационной готовности.

Мотивационная готовность проявляется активностью субъекта в реализации функций, необходимых в заданных условиях. Ее формирование обеспечивается интересом к деятельности, основанного на потребностях личности, ценностями в отношении самой деятельности, ее объекта, результатов и субъекта, осознании человеком своих глубинных смыслов, аккомодации имеющихся у него знаний или в результате присвоения социальных норм и стереотипов, а также наличием целей, отражающих самостоятельное планирование индивидом данной деятельности и видение им личных перспектив в этой деятельности. Такое сосредоточение мотивацион-ной сферы личности на конкретной деятельности и восприятие своих возможностей в ее реализации отражают его мотивационную готовность к данной деятельности.

Мотивационная готовность представляет собой устойчивый психологический конструкт, который направляет индивида на инициативную актуализацию со-296

ответствующей деятельности в определенных условиях. Кроме того, мотивационной готовность является динамичным образованием и может меняться в связи с преобразованием ее внутренних компонентов или внешних условий. Динамика мотивационной готовности определяется рефлексией (внутренней активностью) и деятельностью (внешней активностью) индивида.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Александров А.Г. Психологические механизмы формирования мотивационной готовности к учебно-познавательной деятельности: дис. ... канд. психол. наук.

- Новосибирск: 1999. - 183 с.

2. Бессонова Ю.В. Формирование профессиональной мотивации спасателей: дис. ... канд. психол. наук.

- М.: 2003. - 260 c.

3. Коптяева О.Н. Мотивационная готовность педагогов к инновационной деятельности: дис. ... канд. пед. наук. - Ярославль: 2009. - 243 с.

4. Санжаева Р.Д. Психологические механизмы формирования готовности человека к деятельности: дис. . д-ра психол. наук. - Новосибирск, 1997. - 354 c.

5. Ильин Е.П. Сущность и структура мотива // Психологический журнал. - 1995. - № 2. - Т. 16.

6. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Готовность к деятельности. - Минск, 1979. -176с.

7. Вилюнас В.К. Психология развития мотивации. -Санкт-Петербург: Речь, 2006. - 458 с.

8. Ручко Л.С. Факторы актуализации и блокирования мотивов участия личности в совместной деятельности: автореф. дис. ... канд. псих. наук. - M.: 2006. - 23 с.

9. Марцинковская Т.Д. Психология смысла // Вопросы психологии. - 2000. - № 3. - С. 139-140.

10. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. - Смысл, 2007. - 511 с.

11. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. - М. : Издательский центр «Академия», 2001. - 480 с.

12. Пряжников Н. С. Психологический смысл труда. - М. : Изд-во Института практической психологии, Воронеж : НПО «МОДЭК», 1997. - 352 с.

13. Афонькина Ю. А. Генезис профессиональной направленности : автореф. дис. на соиск. учен. степ. докт. психол. наук. - Санкт-Петерберг, 2003. - 33 с.

14. Маркова А.К. Психология профессионализма.

- М. : Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. - 312 с.

15. Митина Л. М. Психология труда и профессионального развития учителя. - М. : Академия, 2004. -320 с.

16. Гилёва И.О. Системно-структурный анализ мотивационной готовности к творческой деятельности: дис. ... канд. психол. наук. - Барнаул: 2000. -173 c.

17. Марчук Н.Ю. Профессиональное становление и развитие личности: профессионально-личностная направленность: монография. — М. : ФЛИНТА, 2016. -261 с.

18. Минюрова С.А. Психология саморазвития человека в профессии. - М. : Компания Спутник+, 2008. -298 с.

19. Коптяева О.Н. Мотивационная готовность педагогов к инновационной деятельности: дис. ... канд. пед. наук. - Ярославль: 2009. - 243 с.

20. Поваренков Ю. П. Психологическое содержание профессионального становления человека. - М. : Изд-во УРАО, 2002. - 159 с.

21. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2010.

- 304 с.

22. Ковалев В.И., Дружинин В.Н. Мотивационная сфера личности и ее динамика в процессе профессиональной подготовки. - Психологический журнал. - Т. 3.

- № 6. - 1982. - С. 35-44._

23. Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения - Вопросы психологии. -

1994. - № 3. - С. 43-52.

24. Семушина Л.Г., Ярошенко Н.Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях. — М.: Мастерство, 2001. - 272 с.

25. Асмолов А.Г. По ту сторону сознания: методологические проблемы неклассической психологи. - М. : «Смысл», 2002. - 480 с.

26. Абульханова-Славская К. А. Стратегии жизни. -М. : Мысль, 1991. - 299 с.

27. Анцыферова Л.И. Психологическое содержание феномена субъект и границы субъектно-деятельност-ного подхода // Проблема субъекта в психологической науке / Отв. ред. А.В. Брушлинский и др. - М.: Изд-во «Академический проект», 2000. - С. 27-42.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

28. Каверин С.Б. Мотивация труда. - М. : Изд-во «Институт психологии РАН», 2007. - 224 с.

29. Василюк Ф.Е. Психология переживания. - М. : МГУ, 1984. - 200 с.

30. Мясищев В.Н. Психология отношений. - М. : МПСИ, 2004. - 400 с.

31. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: введение в психологию субъективности. - М. : Школа-Пресс,

1995. - 384 с.

32. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М. : Педагогика, 1989. - 560 с.

33. Зеер Э.Ф. Психология профессионального развития. - М. : Издательский центр «Академия», 2006. 240 с.

34. Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности // Социальная психология / сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. - М . : Аспект Пресс, 2003. - С. 416-432.

35. Братченко С.Л., Миронова М.Р. Личностный рост и его критерии // Психологические проблемы самореализации личности. / под ред. А. А. Крылова, Л. А. Коростелевой. - СПб. : Изд-во Санкт-Петербургского университета, 1997. - С. 38-46.

36. Гегель Г.В.Ф. Наука логики. - М. : Мысль, 1999.

- 800 с.

37. Шаров А.С. Рефлексия в развитии и становлении человека // Ежегодник РПО. Психология в системе наук (междисциплинарные исследования). - М., 2002. - Т.9. -Вып.1. - С. 47-49.

38. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. - М.: Педагогика, 1983. - Т. 3. Проблемы развития психики.

- 368 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.