КАЧЕСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ -УСПЕШНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
А. К. Кусаинов Д. С. Кусаинова
Сегодня, в начале ХХ1 в., мировое сообщество обеспокоено не только экономическими проблемами. Материальное благо и высокий уровень жизни не избавляет от глубоких потрясений в социально-личностной жизни, разрушения вековых общественных институтов, традиционных жизненных ориентиров, сложившихся нравственных понятий и норм. В послании народу Казахстана глава государства Н. А. Назарбаев указал на важность повышения качества педагогического состава и усиление воспитательного компонента процесса обучения.
Мировой табель об образовательных рангах складывается по результатам международных исследований образовательных достижений учащихся. В настоящее время таких исследований множество, но наиболее значимыми являются PISA, TIMSS, PIRLS. Анализ результатов исследовний PISA-2003, PISA--2006, PISA-2009, TIMSS=2003, TIMSS=2007, PIRLS-2001, PIRLS-2006 показывают, что странами-призерами, учащиеся которых стабильно показывают самые высокие образовательные достижения и демонстрируют эффективность системы школьного образования, являются: Финляндия, Гонконг (Китай), Сингапур, Южная Корея, Япония, Тайвань, Канада, Новая Зеландия и Шанхай (Китай). Как видно, из девяти лидирующих стран шесть из ЮгоВосточной Азии. Среди них недавние азиатские «тигры» - Сингапур, Южная Корея, Япония, Тайвань, Гонконг (Китай). Анализ опыта функционирования и условий обеспечения высоких результатов школьного образования этих стран позволил нам выявить основные причины, обеспечивающие их успешность и эффективность: (а) государственная политика, в том числе образовательная политика стран азиатского региона, направлена на сохранение национальных приоритетов, своей традиционной культуры, традиционных ценностей и ориентиров Востока; (б) первостепенной задачей эффективной системы школьного образования является воспитание и обучение творческой, неординарно мыслящей, гармоничной и духовно богатой личности; (в) успешность системы школьного образования обеспечивается сложившимися подходами в достижении качества профессиональной деятельности учителей; (г) важнейшей ступенью в качественной подготовке школьников определена шестилетняя начальная школа. Особое внимание уделяется качеству воспитания и обучения в начальной школе, так как оно определяет будущие образовательные достижения школьников; (д) первостепенное значение успешности образовательных достижений школьников является кадровая политика государства в сфере образования; (е) высокое материальнотехническое обеспечение системы школьного образования [1]. Как показывает анализ, те страны, которые добились высокого уровня подготовки педагогических кадров, а также воспитания детей, показывают лучшие результаты в области образования на мировом уровне.
160
Трудно переоценить роль семьи в воспитании школьников. По результатам комплексного исследования, проведенное учеными Государственного НИИ «Семья и воспитание» России, влияние семьи сильнее, чем воздействие других факторов (влияние семьи на развитие ребенка составляет 40 %; средств массовой информации - 30 %; школы - 20 %; улицы - 10 %). 80,2 % респондентов в качестве основной проблемы в воспитании детей указали на ограниченность совместного времяпрепровождения родителей и детей; 53,3 % - отсутствие возможности контролировать поведение детей; 45,7 % -отсутствие взаимопонимания с детьми. Можно сказать, такая же ситуация и в Казахстане. На сегодняшний день ни семья, ни образовательное учреждение в полной мере не в состоянии целенаправленно, систематически и оптимальными способами решать задачу духовно-нравственного воспитания детей.
Рассмотрим решение этой проблемы в зарубежных странах.
Финляндия. По индексу образования Финляндия устойчиво занимает первое место. В чем финский секрет? Секрет - в воспитании детей. По числу работающих с учениками психологов и социальных работников финские школы занимают одно из ведущих мест среди европейских стран. Самые квалифицированные педагоги работают в дошкольном секторе и в младшей школе. Родители принимают активное участие в жизни школы. Каждую неделю по средам проводится родительский день. Вместе с приглашением родители получают анкету, в которой им предлагается ответить на вопросы: как ученик чувствует себя в школе?, какие темы приносят ему радость?, какие вызывают тревогу?, каковы отношения с одноклассниками?. Родители могут давать свои отзывы о деятельности школы, участвовать в трехсторонних беседах по оценке качества образования своего ребенка (родитель, школа и ученик) [2].
Сингапур. При отсутствии природных богатств Сингапур должен заниматься производством конкурентоспособной продукции (из импортного сырья), и стране нужны образованные специалисты; следовательно, главное направление - люди, их воспитание и образование. Образование в Сингапуре подразумевает гармоничное воспитание человека - совокупность его нравственного, интеллектуального, физического, социального и эстетического развития. Во всех школах и детских садах очень пристально следят за физическим и нравственным развитием детей. Их с малых лет приучают к спорту, труду, дисциплине, а также к культуре поведения. В Сингапуре штраф за выброшенную бумагу составляет 270 $ США. Дети, помимо классных занятий, загружены внеурочными занятиями (секции, кружки, клубы по интересам) настолько, что практически не смотрят телевизор. По телевизору они не увидят ни сцен насилия, ни каких-либо извращений. Существует строгая цензура. Ценность семьи, семейного воспитания, всемерно поддерживается государством [3].
Южная Корея. Как в Японии, так и в Корее ребенок считался божественным созданием до семилетнего возраста. Отношение меняется, когда ребенок достигает возраста 5-6 лет и начинает готовиться к поступлению в школу. С этого момента либерализм и потакание капризам малыша сменяются новым воспитательным стилем - жестким, суровым, ориентированным на воспитание в ребенке уважения к учителям. В соответствии с традиционными конфуцианскими канонами, уважительное отношение к родителям считалось
161
высшей из человеческих добродетелей. В первых классах корейской начальной школы обычно по 50-60 учеников, однако подобные классы легкоуправляемые и учителя в школах не имеют проблемы с дисциплиной. Их авторитет, подкрепленный влиянием родителей, является неоспоримым. Воспитание детей в определенных традициях, подготовка к самостоятельной жизни для корейцев считалось священным долгом родителей. От поведения детей полностью зависели моральный и социальный статус семьи [4].
Япония. Семья - главный источник самопознания, социализации, нравственного становления личности, считается в Японии. В ходе массового опроса в 1994 г. около 64 % родителей утверждали, что им принадлежит главная роль в воспитании; остальные респонденты вообще сочли, что воспитание должно быть полностью делом семьи. Японская система непрерывного образования пропагандирует три основных жизненных принципа, отражающих духовно-нравственные ценности японского общества: учись думать, принимай решения самостоятельно, ищи и находи лучшие пути решения проблемы; понимай красоту, воспитывай в себе чувство прекрасного, будь красив душой, добр сердцем, будь способен к сочувствию, будь здоров, вынослив, силен. Родители являются полноправными и активными участниками жизни школы. Они систематически участвуют в деятельности родительско-учительских ассоциаций [5].
В Казахстане одним из наиболее выраженных противоречий современного воспитания является наличие осознаваемой на социальнопедагогическом уровне потребности объединения усилий семьи и учреждений системы образования в создании единого воспитательнообразовательного пространства для развития личности ребенка при неготовности как семьи, так и системы образования к удовлетворению этой потребности. Должна быть разработана и реализована новая парадигма подготовки учительских кадров, обеспечивающая переход от модели воспитания как информационно-назидательного воздействия к модели развития психологопедагогической компетентности педагогов и родителей.
Список литературы
1. Ковалева Г.С., Красновский Э.А., Кранокутская Л.П., Краснянская К.А. Изучение знаний и умений учащихся в рамках Международной программы PISA. Общие подходы. - М.:
Центр ОКО иОсО РАО, 2001. URL: http://centeroko.ru/public.htm
2. Особенности образовательной системы Финляндии. URL: http://alfa-dialog.ru/articles/
3. URL: www.materinstvo.ru/art/singapur/
4. URL: http://nansysan.narod.ru/index481.html
5. URL: http://votaku.ru/forum/index/
162