УДК 378 ББК 74
КАЧЕСТВЕННАЯ МОДЕЛЬ ПЕРИОДИЗАЦИИ НРАВСТВЕННОГО ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ
Игорь Анатольевич Кушнаренко,
профессор кафедры профессиональной этики и эстетической культуры Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доктор философских наук, доцент E-mail: [email protected] Научная специальность 13.00.08 — теория и методика профессионального образования Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. В психолого-педагогических работах доминируют возрастной подход к выделению этапов нравственного развития личности и когнитивно-эволюционня концепция нравственного развития Л. Колберга. Обоснован качественный подход к периодизации этого процесса, включающего четыре этапа: передачу этических знаний, формирование моральных убеждений, воспитание нравственных качеств, становление моральных потребностей. Выявлено качественное своеобразие каждого этапа и их диалектическая взаимосвязь.
Ключевые слова: социализация, нравственное воспитание, этические знания, моральные убеждения, нравственные качества, моральные потребности, поведение, мотив, условный рефлекс.
QUALITATIVE MODEL OF PERIODIZATION OF MORAL FORMATION OF PERSONALITY
Igor'A. Kushnarenko,
Professor of the Department of Professional Ethics and Aesthetic Culture of the Moscow University of the Ministry of the Interior of Russia named after V.Ya. Kikot,
Doctor of Philosophy, Associate Professor
Abstract. In the psychological and pedagogical work, the age-based approach to distinguishing the stages of the moral development of the personality dominates. With him correlates cognitive evolutionary concept of moral development L. Kolberg.The qualitative approach to the periodization of this process, which includes four stages is substantiated: the transfer of ethical knowledge, the formation of moral beliefs, the upbringing of moral qualities, and the development of moral needs. The qualitative uniqueness of each stage and their dialectical interrelation are revealed.
Keywords: socialization, moral education, ethical knowledge, moral beliefs, moral qualities, moral needs, behavior, motive, conditioned reflex.
К вопросу о выделении этапов нравственного формирования личности в психолого-педагогических работах сложился достаточно традиционный подход — периодизация нравственного становления жестко увязывается с возрастными интервалами взросления индивида: дошкольный период, младший школьный, подростковый и юношеский.
В принципе, такая методологическая установка представляется вполне обоснованной. С периодом раннего детства связывается процесс перво-
начальной социализации ребенка, основанной на его приспособительных реакциях [1, с. 16]. Затем начинают складываться поведенческие мотивы. В младшем школьном возрасте, будучи максимально восприимчивыми, дети усваивают аксиологические установки более зрелого окружения — родителей, педагогов, старших товарищей. В подростковом возрасте, вступив в новые отношения с ценностным миром взрослых и одновременно освоив приемы понятийного мышления, человек уже в состоянии формировать собственные ценностные образцы,
критерии оценки и самооценки [2, с. 218]. Наконец, юношеский период — это пора этического творчества индивидов, их нравственной автономизации. Они уже охватывают круг нравственных вопросов, правильность которых выходит за пределы личных или интимных межличностных отношений и затрагивает человеческое существование [3, с. 381].
Описанная, принятая в отечественных исследованиях, схема (обозначим ее условно как «возрастную»), несмотря на терминологические различия, содержательно вполне согласуется с когнитивно-эволюционной концепцией нравственного развития детей Л. Колберга. Он выделил 3 основных уровня морального развития: доконвенциональный (пред-нравственный), конвенциональный, и постконвенциональный и 6 стадий — по две стадии на каждом уровне. Первый уровень приходится на возраст 4—10 лет, поступки здесь определяются внешними обстоятельствами. В течение 1-й стадии у ребенка доминирует стремление избежать наказаний и быть послушным. 2-ю стадию можно охарактеризовать как наивно-гедонистическую — нужно подчиняться правилам ради получения вознаграждения или личной выгоды.
На конвенциональном уровне (10—13 лет) преобладает установка на социальное согласие. Дети этого возраста придерживаются определенной условной роли и при этом ориентируются на принципы других людей. На 3-й стадии вырабатывается мораль сохранения добрых взаимоотношений, потребность в одобрении со стороны других людей. Здесь складывается своего рода наивный конформизм — нужно подчиняться правилам, чтобы избежать неодобрения или неприязни со стороны окружающих людей. На 4-й стадии преобладает уже ориентация на авторитет, власть и закон. Приходит осознание, что подчиняться правилам необходимо, чтобы избежать осуждения со стороны законных властей и последующего чувства вины.
Наконец, постконвенциональный уровень приходится на возраст от 13 лет, когда у подростка уже должна наблюдаться выраженная способность к рассуждению. На 5-й стадии формируется мораль ориентации на общественный договор, индивидуальные права и демократически принятый закон,
когда человек считает, что нужно соблюдать законы своей страны ради всеобщего благосостояния. А на 6-й стадии уже приходит черед общечеловеческих нравственных норм, законов свободной совести каждого человека. Возникает убеждение, что нужно следовать универсальным этическим принципам, независимо от законности и мнения других людей.
Сторонники данной концепции полагают, что люди в любой культурной среде проходят все стадии в одном и том же порядке. Причем многие люди не переходят 4 стадию, а 6-ой стадии достигает менее 10% людей старше 16 лет [4, с. 5—17; 5, с. 103—112].
Однако, следуя описанным подходам, неизбежно приходим к выводу, что нравственное формирование исчерпывает временной потенциал примерно к тому моменту, когда молодой человек попадает в среду организации высшего профессионального образования, или, пройдя либо миновав такую среду, в профессиональный (служебный) коллектив. Поэтому представляет интерес рассмотрение процесса нравственного становления личности не в ракурсе возрастных градаций, а с точки зрения формирования во внутреннем мире индивида качественно различных структур, отвечающих эво-люционно различным состояниям его моральной зрелости.
В этом смысле исходным, первым этапом морального воспитания следует полагать передачу воспитуемым этических знаний. Их можно разделить на два подмножества — базовые и специфические. К базовым относятся такие исходные понятия, как добро/зло, хорошо/плохо, нечестно/ нечестно, морально/аморально; фундаментальные нравственные нормы-предписания и запреты: «Надо всегда говорить правду», «Нельзя брать чужое», и др. Этот этап проходит обычно в рамках семьи в самом раннем возрасте, как только ребенок приобретает первичные навыки коммуникации и абстрактного мышления. Не реализовать этот этап — значит, получить человекообразное существо, возможно, с практически полным набором антропологических характеристик, но никак не человека.
Освоение специфических моральных понятий, таких, как «служебный (воинский) долг», «про-
фессиональная честь», «личное достоинство» и др., происходит в гораздо более сознательном возрасте, когда человек делает профессиональный выбор и становится частью служебного коллектива правоохранительных органов. Вне этой профессиональной среды подобные знания могут оказаться даже излишними, а вот «сотрудники правоохранительных органов должны знать, как влияют их действия (или бездействие) на окружающих, предвидеть моральные последствия своих поступков, помнить о морально-психологическом климате в служебном коллективе, в городе, поселке, где они несут службу, уметь силой морального авторитета, нравственного внушения влиять на сослуживцев и граждан» [6, с. 200].
Однако обладать неким набором этических знаний — еще не значит строить свою повседневную деятельность в неукоснительном соответствии с ними. Этические знания — не более чем продукт осмысления, рациональная интерпретация определенной сферы социальной практики. Каждый человек знает, что такое добро, но для всех ли оно имеет практический обязывающий смысл? Несомненно, «...человек есть не что иное, как ряд его поступков» [7, с. 235]. Нужно не просто знать, а поступать в соответствии с этим знанием. Поэтому вторым обязательным этапом морального формирования личности и одновременно задачей ее нравственного воспитания становится формирование моральных убеждений. Этические знания могут быть положены в основу поступков, а могут оказаться невостребованными. Несложно представить себе трамвайного хама, со знанием дела рассуждающего о золотом правиле нравственности. А вот моральные убеждения уже выступают в качестве мотивов, определяя линию поведения человека.
В то же время реализация моральных убеждений — это сознательный, вполне алгоритмизированный процесс. Применяя их на практике, человек действует подобно компьютерной программе, выполняющей оператор ветвления «если—то—ина-че». Всякий раз мы сличаем признаки ситуации с гипотезой моральной нормы («если»), и следуем или не следуем ее диспозиции («то»), исходя из значимости для нас потенциальных моральных санкций («иначе»). Таким образом, происходит перебор
имеющихся у нас этических знаний. Собственно, осознанная необходимость совершения такого перебора — это и есть моральные убеждения, а имеющиеся этические знания можно уподобить программе, которую мы храним на диске, но то ли запустим, то ли нет. И нет гарантии, что она проработает без сбоев и до конца.
Надо учитывать еще, что особенности социальной среды, другие факторы могут привести к формированию моральных убеждений негативного содержания. Известно, скажем, о таких экзотических этических системах, как криминальная или космополитическая мораль, мораль карьериста, приспособленца, и т.д. Так, если общепринятая мораль устанавливает запрет на воровство, то преступная мораль императивно предписывает такие деяния, так как они должны служить основным источником средств к существованию и подтверждать принадлежность индивида к узкому социальному слою; в то же время в границах этого слоя воровство квалифицируется как «крысятниче-ство» и влечет немедленные жесткие карательные санкции.
Более того, следовать установкам извращенной морали на практике значительно легче, чем предписаниям морали «канонической». С одной стороны, рациональная природа совести допускает обширное пространство маневра для самооправдания любой низости. С другой стороны, мало достигнуть определенного морального уровня. Гораздо труднее сохранять себя на нем, а это требует постоянного напряжения, волевых, психических, энергетических затрат. Это как если бы мы с трудом закатили камень на горный склон — так и потом рельеф и сила тяжести неумолимо тянут его вниз, а мы, дабы воспрепятствовать этому, вынуждены напрягать свои силы, удерживая его на нужной высоте. Жизнь, в отличие от механических процессов, вообще энергетически чрезвычайно затратна, а разумная жизнь, да еще обремененная моралью — тем более.
Можно ли добиться того, чтобы моральные нормы воплощались в поступках человека не волевым сознательным усилием, а так, как если бы они были элементом привычного естественного образа жизни? Да, но для этого нужно, чтобы моральные убеждения трансформировались в моральные
качества. Это третий этап процесса нравственного становления личности. И результатом его будет действительно иное качественное состояние индивида.
Представим, что в салон городского автобуса зашел человек явно преклонного возраста. Все места для сидения заняты. Один пассажир, понимая, что нужно уступить место, имитирует состояние сна и продолжает сидеть. Другой, сидя, оглядывает прочих сидящих на предмет выявления лиц заведомо моложе себя, затем, видя, что никто не поднимается, все же встает со своего кресла. Третий уступает место вошедшему мгновенно, не задумываясь. Так вот у первого из сидящих имеются лишь этические знания, в данной ситуации невостребованные, у второго есть моральные убеждения, причем их реализации предшествует борьба мотивов, а в основе поступка третьего лежат уже нравственные качества. И в последнем случае, мы, видимо, имеем дело уже с условным рефлексом, когда рациональные механизмы сознания не задействуют-ся, и решение принимается на подсознательном уровне.
И только теперь можно говорить о моральности индивида в полном смысле этого слова. «Когда человек, — писал Гегель, — совершает тот или иной нравственный поступок, то он этим еще не добродетелен; он добродетелен лишь в том случае, если этот способ поведения является постоянной чертой его характера» [7, с. 186].
Нравственные качества весьма многоплановы, и их целесообразно будет свести в три большие группы:
1. Качества, характеризующие отношение человека к обществу, к данной общественной системе в целом (патриотизм, гуманизм, политическая бдительность, гражданское мужество, чувство хозяина своей страны, принципиальность, национальная гордость и др.).
2. Качества, отражающие отношение личности к другим людям и к самому себе (последние качества иногда выделяют в особую группу). Зрелая, высоконравственная личность — это личность, сочетающая в себе коллективизм и личное достоинство, скромность и требовательность, доброжелательность и справедливость, человечность и самокритичность, вежливость и тактичность,
искренность, верность, великодушие и ряд других черт.
3. Качества, связанные с отношением человека к собственности, труду, своей профессии. К ним относятся такие качества, как трудолюбие, бережливость, чувство профессиональной гордости, инициативность, настойчивость, исполнительность, дисциплинированность, целеустремленность,
трудовая активность, стремление повышать профессиональные знания, навыки, мастерство и др. [6, с. 202].
Наконец, высшая, четвертая ступень нравственного развития человека — это личность со сформировавшимися моральными потребностями. К ним можно отнести ориентацию на нравственное самосовершенствование, стремление к моральному идеалу и высоконравственному поведению как устойчивой черте характера, желание делать людям добро, приносить обществу пользу. Обладая высокоразвитыми моральными потребностями, человек находится в устойчивом естественном состоянии творческого подъема. Он непримирим ко всему, что препятствует развитию общества, в служении которому он видит смысл всей своей жизни.
Вспомним значение слова «потребность». Это способность живой системы к избирательному контакту с окружающей средой, с целью сохранения гомеостаза внутренних процессов. Группа физиологических потребностей полностью вписывается в данное определение, будучи подчиненной цели выживания и продолжения рода их носителя. А вот потребности моральные нередко образуют оппозицию с этой группой. Чем сильнее в человеке моральные потребности, тем дальше он своего животного начала, тем в большей мере он человек.
Что означает, например, способность пожертвовать собой ради других людей? Преобладание моральных потребностей над присущим всему живому инстинктом самосохранения. Моральные потребности проявились у Александра Матросова, закрывшего собой своих товарищей от пулеметного огня, у тех русских офицеров, которые выносили осетинских детей из-под обстрела подонков, захвативших в сентябре 2004 года бесланскую школу вместе со школьниками.
Многим ли удается достичь этой моральной вершины? Единицам. Если бы существовала нация людей с моральными потребностями, это была бы нация Александров Матросовых, а таких наций история не знает. Как сказал бы социолог, эти люди — маргиналы. Они появляются в любую эпоху в любом обществе, но в ничтожных количествах. Это те маргиналы, которые обозначают обществу идеальное направление развития. Они призваны быть ориентиром для всего остального общества, но чаще всего наделяются окружающими статусом «белых ворон», личностей «не от мира сего». Эталонным носителем моральных потребностей, своеобразной точкой отсчета следует считать, например, Иисуса Христа.
Тем самым мы выстроили ряд «этические знания» ^ «моральные убеждения» ^ «нравственные качества» ^ «моральные потребности», являющий собой не что иное, как реализацию процесса восхождения от абстрактного к конкретному. Параллельно ему просматривается поведенческий ряд «информация» ^ «мотивация» ^ «условные рефлексы». В этом ряду отсутствует элемент, соответствующий моральным потребностям. Идя по нарастанию, соблазнительно было бы заполнить вакантное место «безусловными рефлексами». Но тогда пришлось бы признать, что моральные потребности закрепляются на генетическом уровне и передаются по наследству, чего реальный исторический опыт жизни общества не подтверждает. Наоборот, считается, что «на детях гениев природа отдыхает». Иначе человечество стояло бы совсем перед другими этическими проблемами.
Осталось лишь уточнить, где в описанном ряду находится предел воспитательных возможностей субъект-объектной воспитательной системы. Как показывает опыт, методически проработанными и результативными являются такие этапы нравственного воспитания, как передача этических знаний и формирование моральных убеждений. Объекты воспитания в подавляющем большинстве обретают и знания, и убеждения. Другой вопрос, какая часть из них руководствуется в жизненных ситуациях воспринятыми этическими конструкциями сознательно и органично, а какая — в силу конформизма. Это предмет отдельного исследования. А вот гаранти-
рованно сделать человека носителем нравственных качеств, не говоря уже моральных потребностях, современная педагогика, к сожалению, не в состоянии. Как много веков назад, так и сейчас, подлинно моральным сделать человека может только он сам. Именно так надо понимать тезис философии экзистенциализма о том, что человек есть не что иное, как его проект самого себя. «Человек просто существует, и он не только такой, каким себя представляет, но такой, каким он хочет стать. И поскольку он представляет себя уже после того, как начинает существовать, и проявляет волю уже после того, как начинает существовать, и после этого порыва к существованию, то он есть лишь то, что сам из себя делает» [8, с. 325]. Что, кстати, вполне согласуется с тезисом о непреодолимости для многих индивидов 4-й стадии Колберга.
Литература
1. ШамухаметоваЕ.С. К вопросу о нравственном становлении личности дошкольника // Журнал «Наша психология», 2009. № 5.
2. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. 4-е изд., стереотип. М.: Издательский центр «Академия», 1999.
3. Немов Р. С. Психология. Учебник. М.: Вла-дос, 2001.
4. Анциферова Л.И. Связь морального сознания с нравственным поведением человека (по материалам исследований Л. Колберга и его школы) // Психологический журнал, 1999. Т. 20. № 3.
5. Методика оценки уровня развития морального сознания (Дилеммы Л. Колберга) / Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. И.Б. Дерманова. СПб., 2002.
6. Профессиональная этика и служебный этикет: учебник для судентов вузов / [В.Я. Кикоть и др.]; под ред. В.Я. Кикотя. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2017.
7. Гегель Г.В.Ф. Философия права // Соч. М.-Л., 1934. Т. 7.
8. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм — это гуманизм // Сумерки богов. М.: «Политиздат», 1989.